Научная статья на тему '«Мултанское дело» в творчестве В. Г. Короленко'

«Мултанское дело» в творчестве В. Г. Короленко Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
3237
328
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Мултанское дело» в творчестве В. Г. Короленко»

Данюк Александр Николаевич,

Пензенский государственный университет, кафедра журналистики, аспирант, г.Пенза

Щеблыкин Иван Павлович,

Пензенский государственный университет, заведующий кафедрой журналистики, доктор филологических наук, профессор, г.Пенза

«Мултанское дело» в творчестве В.Г.Короленко

В 1895 году В.Г.Короленко принял активное участие в судьбе крестьян-удмуртов, ложно обвиненных в принесении жертвы языческим богам. Писатель считал защиту вотяков делом своей чести. «Люди погибают невинно, совершается вопиющее дело, я не могу сейчас ни о чем больше думать», - писал он В. М. Соболевскому, редактору «Русских ведомостей» [1, с. 45].

На окраине села Старый Мултан Малмыжского уезда Вятской губернии был найден обезглавленный труп нищего вотяка Матюнина без головы с извлечением сердца и легких и со следами уколов на теле. Прокуратура и полицейские доказывали, что жестокое убийство было совершено с целью жертвоприношения языческим богам. В результате одиннадцать жителей этого села были арестованы по подозрению в убийстве.

Следствие по данному вопросу велось два с половиной года. Однако с самого начала оно не пыталось найти истину, а искало доказательства виновности вотяков. Обвиняемых пытали и били для того, чтобы они сознались в содеянном. После того, как в городе Мамлыже Сарапульского уезда состоялся суд, семеро подсудимых были признаны виновными и приговорены к десяти годам каторжных работ. А в пассивном участии, укрывательстве и содействии обвинялось население всей местности.

Узнав о такой несправедливости, В.Г.Короленко поклялся аннибаловой клятвой разобраться в этом деле и сразу же отправился в Вятскую губернию, где начал опрашивать местных жителей, а затем выступал в «Русских ведомостях»: «Я посетил село Мултан...Я был на мрачной тропе, где нашли обезглавленный труп нищего Матюшина.Я еще весь охвачен впечатлениями ужасной таинственной неразъяснимой драмы, и мне хочется крикнуть: «Нет, этого не было! Судьи осудили невиновных!»

Писатель хорошо знал удмуртов, так как прожил с ними несколько лет, находясь в ссылке, и мог смело отвергать самую возможность кровавого языческого культа. Более того, как свидетельствуют письма, планы писателя шли дальше: он стремился раскрыть методы провокационных действий царской администрации и власти вообще.

В.Г.Короленко присутствовал лично в качестве корреспондента в городе Елабуге на повторном разбирательстве дела. В письме к жене от 30 сентября 1895 года он так описывал судебный процесс: «Рядом со мной справа - обвинитель, слева, почти надо мной, обвиняемые вотяки, в серых арестантских куртках, под конвоем солдат. Может быть, сегодня, а то завтра их могут признать человекоубийцами и, может быть, даже людоедами. Теперь крайний из них сидит почти прикасаясь ко мне, отделенный только решеткой, и искоса смотрит на то, что я пишу об них в своей тетрадке, а теперь на листах бумаги. Я пишу к вам, вспоминаю о своих детях и невольно думаю, что их жены и дети с ужасом ждут приговора».

Вскоре писателю удалось установить, что убийство сфальсифицировано. Мужчина был уже мертв, когда над ним было совершено надругательство. Это сделали для того, чтобы обвинить вотяков в убийстве.

Вернувшись в Санкт-Петербург, Владимир Галактионович начал борьбу за спасение невинных крестьян. Для этого он написал более десяти статей и заметок по «Мултанскому делу», которые были опубликованы в столичных газетах. «Здесь со всей отчетливостью проявились основные черты Короленко-публициста и общественного деятеля -повышенная, обостренная восприимчивость, недремлющая тревога, постоянная готовность прийти на зов о помощи и удивительная при этом, до самозабвения, внутренняя сосредоточенность, целеустремленность» [2, с.50]. Писатель видел, что большинство газет аргументирует его доводами. С научными докладами он выступал не только в России, но и за границей. Например, в Антропологическом обществе при Военно-медицинской академии, где многочисленная публика встретила его бурными овациями.

В.Г.Короленко решил принять участие и в третьем судебном заседании, выступив в роли защитника. Заседание длилось восемь дней. В конце процесса он произнес две заключительные речи, которые до нас, правда, не дошли, так как стенографистки, увлеченные его выступлением, забыли о своих обязанностях. Частично писатель восстановил ее по памяти в письме к Ф.Д.Батюшкову: «Основная мысль моей речи состояла в том, что даже у вотяков-язычников есть уже очень возвышенные и духовные представления о Боге, а у нас, христиан, осталось много языческих представлений о разных низших злых духах.Я признал, что у вотяков когда-то действительно существовали человеческие жертвоприношения.Но затем ссылками на прямые свидетельства истории и летописца Нестора доказал, что развивая эту мысль, обвинение стучится в открытую дверь, человеческие жертвоприношения были почти у всех народов, и у нас русских славян, существовали еще при Владимире Святом. Таким образом, вопрос не в том, были ли когда-то человеческие жертвоприношения у вотяков, а в том, когда они были. Профессор Смирнов в обвинении говорит, что в литературе есть доказательства, что они были еще в самое недавнее время. Я разобрал эти примеры и доказал или полную их нелепость и несообразност, или, что они доказывают как раз обратное тому, что пытается доказать Смирнов...

Затем остальная часть речи была посвящена обрядам, а также указаниям на крупные и совершенно сознательные искажения обвинением следственного материала, и на совершенно неверный план, приложенный к обвинительному акту.

.Прослеживая исчезновение человеческих жертвоприношений у разных народов, я отметил такие сказания, в которых ясно указано на запрещение приносить человеческие жертвы. Вот в общих чертах содержание двух моих речей» [3, с.75].

Выяснилось, что труп Малютина, в убийстве которого обвинялись удмурты, был обезглавлен полицескими для того, чтобы создать «ритуальный процесс». Все подсудимые были оправданы. Писатель добился поставленной цели.

Отчет Короленко о процессе печатался в «Русских ведомостях» за 1895 год и занял двенадцать номеров. В этом же году в журнале «Русское богатство» появились другие статьи писателя по данному вопросу под заглавием «Мултанское жертвоприношение». В 1896 году он отредактировал отчет и выпустил его отдельной брошюрой.

Оправдательный приговор, встреченный с сочувствием всей Россией, достался дорогой ценой писателю. К счастью, справедливость восторжествовала. «Победа прогрессивного писателя являлась победой света и разума над черными силами реакции, над мракобесием и невежеством»[4, с.44]. Эта победа досталась Короленко очень тяжело. Только самые близкие люди знали, какую трагедию переживал писатель в эти страшные дни. Уезжая в Мамадыш, он оставил тяжело больную дочь Олю. Во время процесса она умерла. «Не знаю, что было бы со мной, если бы еще и мултанцев закатали. Так хоть знаешь, что ездил недаром, и собственное горе смягчилось, когда думал о той волне радости, которая влилась после суда в Мултан»[5, с.91].

«Мултанское дело» отняло у В.Г.Короленко очень много душевных и физических сил. В результате сильного нервного переутомления писатель заболел бессонницей. Вспоминая о прошедших событиях, он писал: «Я тогда весь был во власти этого дела; не думал, не видел, не слышал ничего, кроме того, что относилось к делу.Напряжение нервных сил было такое, что за три дня до суда я не мог уже спать совсем. Сидя, забывался на минуту. Ложиться в постель было хуже: голова горела, мысль кипела» [6, с.21].

В. Г. Короленко был твердо уверен в том, что публицист должен активно вмешиваться в жизнь, стараясь ее улучшить, быть участником, а не наблюдателем событий. Именно таким он и был.

Его участие в мултанском процессе - прекрасный пример борьбы журналиста за правое дело. Для того чтобы отстоять справедливость, писателю пришлось стать следователем, стенографом, защитником и юристом. Защищая равноправие наций и языков, борясь с национальным гнетом в царской России, он зарекомендовал себя смелым публицистом-демократом.

«Мултанское дело», получившее благодаря Владимиру Галактионовичу широкую известность, выходящую даже за пределы России, было типичным проявлением внутренней политики русского самодержавия по отношению к национальным меньшинствам и вообще к простому народу, проявлением произвола, яркой картиной бесправия, забитости, темноты народных масс. А его серия судебных очерков показала злоупотребления в системе полицейского надзора.

Прошли долгие годы. Но память о Короленко и сейчас жива среди удмуртов. «Удмуртский народ с благодарностью хранит память о великом писателе-гуманисте, смело выступившем в мрачные годы реакции в защиту угнетенных народностей», - так говорится в книге, изданной в 1938 году Удмуртгосиздатом.

Литература

1. Короленко В. Г. Избранные письма. Т. 2., М.: Гослитиздат, 1932.

2. Куканов. Л. М. Публицистика В. Г. Короленко (1878 - 1896). Лекции. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1978, 56 с.

3. Короленко В. Г. Дневник. Т. 3. Запись от 13 октября 1896.

4. Донской. Я. Е. В. Г. Короленко. Очерк Полтавского периода жизни и деятельности писателя 1900 - 1921 гг. Харьков.: 1963, 215 с.

5. Короленко В. Г. Письмо от 16 июня 1896.

6. Николаева. М. Ф. Из воспоминаний о Короленко. Звезда, 1958, № 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.