Научная статья на тему 'Мученик и стража в раннехристианской агиографии'

Мученик и стража в раннехристианской агиографии Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
500
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАННЕЕ ХРИСТИАНСТВО / МУЧЕНИЧЕСТВО / ПЕРПЕТУЯ / ПИОНИЙ / ГОНЕНИЯ / ТЮРЬМА / EARLY CHRISTIANITY / MARTYRDOM / PERPETUA / PIONIUS / PERSECUTIONS / PRISON

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Пантелеев Алексей Дмитриевич

Статья посвящена анализу ранних мученичеств о взаимоотношениях арестованных христиан и их стражи (II–III вв.). Основными источниками послужили «Послание Лионской и Виеннской церквей», «Мученичество Перпетуи и Фелицитаты» и «Мученичество Пиония». Эти данные вполне соответствуют античной исторической, юридической и литературной традиции о тюремщиках и арестантах. Рассказы о стражах выполняли в мученичествах несколько функций: историческую — сохранение воспоминаний об отваге мучеников, практического наставления — указания на образцы поведения, которым надо следовать в разных ситуациях, а кроме того, они напоминали о «духовной войне», где мученик сражается с противником-сатаной и побеждает его.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A martyr and guards in the Early Christian Hagiography

This article analyzes the early martyrdoms concerning the relationships between the Christians under arrest and their guards in the II-III AD. The article is based on “The Martyrdom of Polycarp”, “The Letter of the Churches of Lyons and Vienna” and “The Martyrdom Pionius”. The data in these sources correspond to the ancient historical, legal and literary tradition about jailers and prisoners. The stories about Roman soldiers had several functions in martyrdoms: 1) historical — preservation of memories about the bravery of the martyrs; 2) a practical guidance how to behave in different situations; and in addition, they reminded of the “spiritual war” where a martyr fights with the Satan and defeats him.

Текст научной работы на тему «Мученик и стража в раннехристианской агиографии»

2013

ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Сер. 2

Вып. 3

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ

УДК 94(37).07 А. Д. Пантелеев

МУЧЕНИК И СТРАЖА В РАННЕХРИСТИАНСКОЙ АГИОГРАФИИ

В современной историографии мученичества иногда рассматриваются как риторические произведения, созданные христианами для христиан, и совершенно необязательно отражающие реальность; это относится не только к поздним легендарным сочинениям, но и к текстам, единогласно признаваемым подлинными [1; 2; 3]. Фундаментом для такого подхода является сопоставление содержания мученичеств и современной им античной литературы и попытки применения к анализу этих текстов современных подходов, основывающихся на социологии и психологии. При том, что изучение ранних мученичеств как литературных произведений и включение их в контекст современной литературы представляется безусловно необходимым, не стоит с порога отказывать им в исторической достоверности. Так, когда исследователи утверждают о принципиальной невозможности диалога между римским магистратом и мучеником, то даже при готовности признать справедливость этого утверждения, надо понимать, что не стоит обобщать все случаи, и поведение, невозможное для христиан из humiliores, вполне могли себе позволить люди высокого положения вроде римского гражданина Аттала, казненного в Лионе, сенатора Аполлония или знатной женщины Перпетуи, принявшей смерть в Карфагене [4]. На наш взгляд, ранняя агиографическая литература является вполне надежным и очень ценным источником по истории взаимоотношения христиан и римского общества. Основные моменты описания их взаимодействия не вызывают сомнений: начиная со II в. римляне — и простые люди, и интеллектуалы — безусловно знали о готовности христиан умереть за свои убеждения и отличали христиан от прочих разбойников и злодеев; мученическая смерть могла вызвать сочувствие у толпы, причем это объяснялось отношением не к вере казненного, а к нему самому1; наконец, такое поведение христиан вызывало некоторый интерес, который в большинстве случаев не отличался от любопытства, вызванного всевозможными курьезами, но мог привести и к обращению. Мы уже касались вопросов восприятия мученичества и мучеников языческими интеллектуалами и свидетелями

Пантелеев Алексей Дмитриевич — канд. ист. наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет; e-mail: alpant@hotmail.com

* Исследование выполнено при поддержке РГНФ, проект № 11-31-00342а2 «Комплексное изучение раннехристианской агиографической литературы (II-IV вв.)».

1 По мнению Э. Доддса, в какой-то степени эти «тяга к смерти» и «стремление пострадать» были распространены во всем античном мире того времени; он описывает психологическое состояние общества в то время как «тревожность» (anxiety).

© А. Д. Пантелеев, 2013

и зрителями судов над ними и их казней [5; 6], но если зрители добровольно посещали заседания суда и публичные казни, то для римских воинов и тюремных служителей — стражников, конвоиров и подобных им — это было их непосредственной обязанностью.

Уже Павел называет себя «узником в Господе» (Еф. 4:1), а во время своих путешествий он неоднократно оказывался под стражей. Его образ жизни и поведение оказались образцом для следующих поколений христиан (конечно, мученичество воспринималось христианами как imitatio Christi — подражание Христу, но евангельский рассказ сосредоточен на суде над Иисусом и его казни, ничего не сообщая о сопутствующих деталях). Не будем подробно останавливаться на этом сюжете; пребыванию Павла в темнице посвящено большое число работ [7; 8; 9; 10 et al.]. Игнатий Антиохийский отзывается о себе как о «связанном за Христа» (Rom. 1), Поликарп Смирнский говорит о «связанных священными узами, которые — царское украшение для истинных избранников Бога и Господа нашего» (Phil. 1), а склонный к парадоксам Тертуллиан, обращаясь к мученикам, признает, что тюрьма — обитель дьявола, но убеждает их в том, что темница — это надежное убежище для них, а весь остальной мир — род тюрьмы, в которой заключено все человечество (Ad mart. 1). В этой статье мы хотели бы обратиться к изучению взаимоотношений между христианами и их стражами, оставив в стороне вопрос о жизни христиан в тюрьме, условиях их содержания и т. п. Здесь нам интересен исключительно исторический аспект этой проблемы, так как только установив надежность и историчность наших сведений, мы получим возможность говорить о самоидентификации христиан, их отношении к телесности, стремлении пострадать и т. п.

Стражники и воины играют более или менее заметную роль почти во всех ранних мученичествах. К этому набору агиографических текстов можно добавить «Послание к Римлянам» Игнатия (107 г.): «На пути из Сирии до Рима, на суше и на море, ночью и днем я уже борюсь со зверями, будучи связан с десятью леопардами, то есть с отрядом воинов, которые от благодеяний, им оказываемых, делаются только злее. Оскорблениями их я больше научаюсь, но этим не оправдываюсь» (Rom. 5). О подобной благотворительности свидетельствует и Лукиан в «О смерти Перегрина»: «Главари христиан даже ночи проводили с Протеем в тюрьме, подкупив стражу. Потом туда стали приносить обеды из разнообразных блюд и вести священные беседы» (12). Уже здесь мы сталкиваемся с практикой подкупа воинов, чтобы они смягчили условия содержания христианина.

Следующий текст — «Мученичество Поликарпа» (ок. 155 г.). Большой отряд воинов произвел арест престарелого Смирнского епископа. Поликарп попросил их о небольшой отсрочке для молитвы и все время, что молился, угощал воинов, приказав подать им есть и пить, сколько они пожелают. Слушая его молитву, «многие раскаялись, что пошли против такого удивительного старца» (Mart. Pol. 7). Во время суда и казни воины выполняли свои обычные функции, а уже после казни центурион сжег тело Поликарпа, послушав язычников и иудеев, советовавших не выдавать его единоверцам (Mart. Pol. 17).

В «Актах Карпа, Папила и Агатоники» (ок. 165 г.) мученики беседовали перед казнью с воинами; возможно, им был дан последний шанс отречься от христианства, но вместо этого они предпочли рассуждать о страшном суде и проповедовать Христа (Act. Carp. rec. gr. 38-40; rec. lat. 4, 4-5).

Иногда военные играли особую роль в преследованиях христиан, как, например, центурион, о котором рассказывает Юстин Философ. Он по просьбе своего друга, знатного римлянина, чья жена увлеклась христианством, арестовал ее наставника в вере Птолемея, долгое время содержал его под стражей и пытал (Just. Apol. II, 2).

В рассказе о гонениях, произошедших в 177 г. в галльском Лугдунуме, воины упоминаются неоднократно. Они принимали активное участие в арестах христиан и при их допросах, причем именно под их давлением рабы оговорили своих господ-христиан в разврате, людоедстве и других преступлениях («поддавшись уговорам воинов» — Eus. HE V, 1, 14). Воины свирепствовали наравне с другими язычниками (V, 1, 17; 30), пытали христиан и содержали их в тюрьме в ужасных условиях. Наконец, как и в случае с Поликарпом, они не отдавали тела погибших уцелевшим христианам: «Выбросили то, что осталось от огня и звериных зубов... Все это много дней подряд оставалось без погребения и охранялось с воинской старательностью. И ночь не приходила на помощь, и деньги не убеждали, и мольбы не трогали: останки мучеников всячески охраняли, словно в расчете на большую выгоду от того, что не будет у них могил» (V, 1, 59-61; пер. М. Е. Сергеенко).

В «Мученичестве Перпетуи» (203 г.) военные упоминаются несколько раз. Сразу после ареста она и ее товарищи были заключены во внутреннюю часть тюрьмы, где условия содержания были значительно тяжелее, чем во «внешней», и только вмешательство диаконов Тертия и Помпония, давших взятку страже, обеспечило их перевод в лучшую часть [11, p. 219-220]. Кроме того, некие «гнусные люди» убедили трибуна в том, что христиане могут сбежать при помощи колдовства, и тот начал обращаться с заключенными с усиленной жестокостью. Тогда Перпетуя укорила его, и он начал содержать их с большей гуманностью, а единоверцам, оставшимся на воле, было вновь разрешено навещать их в тюрьме (Mart. Perp. 3). Однако христиане все-таки принесли хлопоты тюремному начальству: во время казни разъяренный кабан набросился не на христианина Сатура, а на сторожа (Mart. Perp. 21). Особенно подчеркивается сочувствие, которое воины испытывают к заключенным. Когда рабыня Фелицитата мучилась родами, катарактарий (тюремный страж) сказал ей: «Что ты сделаешь, когда тебя бросят зверям, которыми ты пренебрегаешь, из-за того, что не желаешь совершить жертвоприношение, когда так сейчас страдаешь?» (Mart. Perp. 15). Наконец, когда мучеников собирались облачить в одежды, посвященные Сатурну и Церере, трибун внял просьбе христиан не делать этого и оставил их так, как были (Mart. Perp. 18).

Отдельного внимания удостоился в «Мученичестве Перпетуи» воин Пуденс, который через несколько дней заключения проникся большим почтением к мученикам и проводил к ним собратьев, причем, похоже, в отличие от остальных стражей бескорыстно (Mart. Perp. 9). Перед схваткой с леопардом с ним беседовал Сатур, а перед смертью он снова обратился к Пуденсу со следующими словами: «Прощай, и размышляй о моей вере, пусть совершившееся не смущает, а укрепляет тебя», снял с кольца перстень, обмакнул его в свою кровь и вручил воину. Принято считать, что Пуденс стал христианином (Mart. Perp. 16, 4); П. Хабермель даже назвал его «Савлом в истории Перпетуи» [12, S. 256].

Похожая история произошла с другим воином, Василидом, в Александрии (ок. 205 г.). Он вел на казнь мученицу Потамиену, обращаясь с ней ласково и доброжелательно, и отгонял оскорблявших ее. Перед смертью Потамиена сказала Василиду, чтобы тот не падал духом, так она вымолит его спасение у Господа. Через несколько дней

товарищи попросили Василида поклясться, но он заявил, что не будет делать этого, так как стал христианином. Сначала думали, что он шутит, но Василид настаивал, и его отвели к судье, где он повторил то же самое. Когда к нему в тюрьму пришли христиане, изумленные таким порывом, то он сказал, что ему во сне явилась Потамиена, возложила на голову венец и сказала, что ее молитва услышана Господом. В тюрьме Василид принял крещение, а на следующий день ему отсекли голову (Eus. HE VI, 5)2.

В последнем тексте, к которому мы обратимся, «Мученичестве Пиония» (250 г.), воины также активно участвуют в происходившем. Они привели мучеников на суд (Mart. Pionii 3) и сторожили их в тюрьме. Солдаты не гнушались вымогательством, и были крайне недовольны тем, что Пионий и его товарищи отказались от помощи единоверцев, оставшихся на свободе. Они заточили мучеников во внутреннюю часть тюрьмы, однако потом стража раскаялась и вернула их обратно (Mart. Pionii 11). Воины тащат Пиония вниз головой в храм Немесиды, чтобы заставить принести жертву богине (Mart. Pionii 15). Солдаты обращаются с мучениками грубо, но один из них поплатился за это: когда один стражник ударил Пиония с такой силой, что ранил; тот промолчал, но вскоре у ударившего так воспалились руки и бок, что он едва дышал (18). Наконец, уже после вынесения приговора, Пионий, подобно Карпу и Папилу, обменялся репликами с палачом, который прибивал его к кресту. Солдат сказал: «Раскайся, и из тебя вынут гвозди», на что Пионий ответил: «Я считаю, что им нужно остаться на месте... Я спешу, чтобы скорее воскреснуть, восстав из мертвых» (Mart. Pionii 21).

Воины в этих текстах наделяются как положительными, так и отрицательными качествами. Негативные качества можно условно разбить на две группы — не связанные с религиозными взглядами мучеников и связанные. К первым относятся грубость, жестокость и, конечно, вымогательство. Что касается негативной реакции на христиан, то она выражалась по-разному. Так, иногда начальник тюрьмы боялся того, что христиане силой колдовства покинут тюрьму, как об этом рассказывают апокрифические Деяния. Отголоски этого мы встречаем в случае Перпетуи и, возможно, Пиония. Часто солдаты, как и многие язычники, были проникнуты ненавистью к верующим. Они оскорбляли, избивали и пытали христиан сверх обычной жестокости, делали их пребывание в тюрьме невыносимым, иногда даже инициировали антихристианские процессы, как это произошло с Птолемеем в Риме. В Лионе воины подговаривали рабов к доносам на господ-христиан, в случае отказа угрожая пытками. Наконец, иногда они мешали христианам забрать останки мучеников, причем делали это настолько рьяно, что верующие даже жаловались на неподкупность воинов. Позитивные характеристики встречаются реже: это сочувствие и готовность иногда идти на уступки. Наконец, это некоторое раскаяние в том, что они преследуют христиан, желание помочь им и интерес, который они испытывают к христианской вере, порой приводящий к обращению. Каким образом эти сведения о воинах и страже соотносятся с тем, что мы узнаем из античной исторической и литературной традиций?

Кто мог охранять христиан? Римский юрист Ульпиан, говоря о заключенных, указывал, что они могут охраняться солдатами, слугами магистрата или муниципальными рабами (Dig. IV, 6, 10). Плиний Младший коснулся этой проблемы в переписке с Траяном. Он сомневался, стоит ли доверить охрану заключенных городским рабам,

2 На основании сходства историй Пуденса и Василида Х. Бэккер считает возможным усомниться в аутентичности этого рассказа [13, p. 344-344]. Подробнее о мученичестве Потамиены и Васидида см.: [14].

приставить ли к ним солдат, или использовать и тех, и других. Каждый из вариантов имел свои недостатки, которые сознавали и Плиний, и Траян: солдаты не должны были выводиться из военного строя, рабы — стража «не очень верная», а если их смешать, то одни полагались бы на других, что привело бы ко всеобщей небрежности и неразберихе (Plin. Epist. X, 19-20). Иногда военные, охранявшие тюрьму, могли подчиняться гражданскому магистрату. Надо иметь в виду, что в каждом случае большую роль играли местная специфика, традиции и ситуация, сложившаяся в данный момент в городе или провинции [7, p. 244-254]. Но в любом случае и солдаты, и рабы античными писателями никогда не рассматривались как эталон мягкости, гуманизма и порядочности.

Жестокость и ненависть по отношению к заключенным воспринимались как норма, а тюремные служители пользовались такой репутацией, что древние авторы иной раз даже задумывались о происхождении этого вида людей. Так, Филон Александрийский замечает: «Всем известно, насколько тюремщики переполнены жестокостью и бессердечием; безжалостные по природе и ожесточившиеся из-за своих занятий, они звереют день ото дня, становясь еще более свирепыми, потому что никогда, даже случайно, они не видели, не говорили и не делали никакого добра, но наблюдали только крайности насилия и жестокости. Если те, кто общается с хорошими людьми, совершенствуют свой характер тем, что они получают от общения со своим окружением, то те, кто живет с дурными, впитывают их порочность. Тюремщики проводят свои дни с разбойниками, ворами, грабителями, насильниками, убийцами, прелюбодеями и святотатцами, и от каждого из них они получают и вбирают что-то от их злодейств, из амальгамы которых создается единое тело зла, смесь всех видов осквернения» (Philo, De Jos. 81-84).

Что касается взяточничества и вымогательства, то оно было неотъемлемой частью жизни тюремной стражи. Обратившись к древним Афинам, можно вспомнить раба, который отказывался приготовить недостающую порцию цикуты для Фокиона, пока не получит вознаграждения (Plut. Phoc. 36, 3). В римское время это явление приобрело характер эпидемии. За деньги можно было получить свидание с заключенным, ускоренное судопроизводство, освобождение от оков, перевод в лучшую часть тюрьмы, качественную еду и вино, безболезненную казнь для тех, кто был приговорен к смерти и даже побег. Обвинители могли подкупить тюремщиков, чтобы они содержали их противников в более тяжелых условиях или даже убили их (Cod. ^eod. 9, 3, 1; Cod. Just. 9, 4, 1; PKaran 4213). В IV в. Либаний жалуется на вымогательство солдат, обирающих заключенных под предлогом необходимости платить за масло для освещения (Orat. 45, 10). Для полноты картины отметим, что бывали случаи и вымогательства офицерами у своих подчиненных. Тацит рассказывает о смуте среди преторианцев, у которых центурионы требовали деньги за предоставление отпусков: «В состоянии ли солдаты внести такую сумму, откуда они ее достанут — никого не интересовало, и им приходилось, чтобы оплатить свое право на безделье, заниматься разбоем или выполнять унизительные работы, обычно поручаемые рабам» (Tac. Hist. I, 46). Если так относились к своим, то что уж говорить о чужих, особенно подозреваемых в преступлениях.

3 На этом случае стоит остановиться особо. В Египте во время правления Клавдия у некоего человека украли двух ослов. Истец и сельский магистрат преследовали воров до соседней области, но там были задержаны местными солдатами, которые посадили их обоих на три дня в тюрьму, а истца вдобавок избили. Как видно, воины чувствовали себя настолько безнаказанно, что прикрывали деятельность воров перед местными магистратами.

Любопытные сведения о тюремных нравах сообщает роман Ахилла Татия «Лев-киппа и Клитофонт». Ферсандр, противник главного героя, попытался уговорить начальника тюрьмы отравить заключенного в ней Клитофонта, но тот отказался, так как его предшественник был в этом уличен и приговорен к смерти. Тогда Ферсандр попросил подсадить к нему под видом осужденного специально обученного человека с тем, чтобы узнать мысли и намерения Клитофонта (VII, 1). Конечно, безоговорочно доверять этим сведениям не стоит (то же самое относится и к «Жизни Аполлония Тианско-го» Флавия Филострата), однако вспомним, что античные романы играли во многом ту же развлекательную роль, что и современная литература для легкого чтения, например, детективы, а они, во-первых, порой отражают реальную ситуацию в правоохранительной сфере лучше любых официальных сводок, а во-вторых, передают общее отношение к подобного рода службам и их сотрудникам, и мы можем сравнить то, как тюрьма воспринималась язычниками, с тем, что говорили о ней христиане.

Неприязненное отношение тюремщиков к христианам из-за их религии могло иметь разные причины. Так, стражники могли считать, что жестоко обращаясь с христианами, они поступают так, как угодно их богам или начальникам. Лукиан в диалоге «Токсарид, или О дружбе» рассказывает о таком случае, правда, связанном с язычниками. Юноша Антифил был обвинен в краже из храма Анубиса и арестован. Тюремщик-египтянин, человек богобоязненный, думал угодить божеству и отомстить за него, жестоко обращаясь с Антифилом. Когда же он начинал оправдываться, это казалось полным бесстыдством, и с ним начинали обращаться еще хуже (29). Флавий Филострат говорит о том, что философ Музоний, заключенный в темницу Нероном, чуть не умер из-за тюремщиков и выжил только благодаря своей природной силе (VA IV, 35).

С другой стороны, как в случае с Перпетуей, они могли бояться, что заключенные при помощи каких-то магических средств покинут тюрьму. Опасения трибуна можно понять: такие истории рассказывали про других колдунов и чудотворцев4. Об освобождении от оков и выходе из тюрьмы рассказывается как в канонических «Деяниях апостолов» (5; 12; 16; 26), так и в апокрифических «Деяниях Иуды Фомы» (122, 162 et al.), «Деяниях Павла» [15, с. 177-178; 187-188] или Recognitiones Пс.-Климента (II, 9). Греческие магические папирусы предлагают способы сбрасывания оков (PGM XII, 160-178) или отпирания дверей (PGM XXXI, 312-320). Особый интерес представляет заклинание для освобождения от оков, в котором упоминается Христос (PGM XIII, 289-296). Г. Бец полагает, что имя Христа является интерполяцией, сделанной уже христианами, продолжавшими использовать языческое заклинание [16, p. 180, n. 68]; вполне возможно, что эта интерполяция была сделана еще во II-III вв. Похожие истории рассказывали об иудеях: по версии иудейского историка II в. до н. э. Артапана, Моисей бежал из заточения при помощи магии (Clem. Alex. Strom. I, 23, 154, 2-3) [17, p. 218-222]. Мотив бегства из тюрьмы при помощи сверхъестественных сил был распространен и в античной литературе. Об избавлении захваченных вакханок и мистов Диониса от оков рассказывает Еврипид (Bacch. 443-448), во II в. до н. э. этот же сюжет появляется в «Пенфее» Пакувия (Serv. Comm. IV, 469), а позже в «Метаморфозах» Овидия (Met. III, 695-700). Лукан упоминает о чудесном спасении Мария (Phars. II, 76-83; cf. Plut. Mar. 39; Veil. Pat. II, 19, 3). Современник Перпетуи Флавий Филострат расска-

4 В Карфагене христианство часто связывалось язычниками с магией. Можно вспомнить карфагенскую табличку с проклятиями, на которой также встречается имя Иисуса [20, p. 283] или свидетельство Тертуллиана (Apol. 23, 12).

зывал, что Аполлоний Тианский по своей воле мог освобождаться от оков (VA VII, 38), а после допроса на суде просто исчез (VA VIII, 5). Таким образом, рассказы о бегстве христиан из оков имели параллели в античной традиции и, возможно, даже стали частью тюремного фольклора.

Мягкость и человечность стражников по отношению к заключенным встречаются крайне редко, античные авторы особо отмечают это обстоятельство и объясняют, чем была вызвана такая аберрация. Как правило, причинами такого поведения были высокое положение подсудимого, прямые указания начальства мягко обращаться с заключенным, какие-то общие взгляды и, наконец, обычная жалость [7, p. 254-256]. В случае с христианами действуют две последние из указанных причин — солдаты проникаются уважением к арестованным или интересом ко Христовой вере, либо просто сочувствуют заключенным. Строго говоря, какую-то человечность стражники всерьез демонстрируют всего в двух текстах, и оба раза в связи с молодыми и красивыми героинями — Перпетуей и Потамиеной (это обстоятельство может быть еще одним косвенным доказательством достоверности рассматриваемых текстов).

В мученичествах этими позитивными чертами наделяются простые воины, а не их начальники — центурионы, легаты и трибуны; офицеры, как и другие римские магистраты, изображаются врагами и гонителями христиан. Здесь можно найти любопытную перекличку с дисциплинарными раннехристианскими сочинениями, в частности, с «Апостольским преданием», эфиопская, арабская и коптская версии которого предписывают христианам-магистратам и офицерам («тем, кто носит пурпур») отказаться от своего звания, а если нет, то их следует изгнать из общины, причем в списке недозволенных занятий они перечисляются в одном ряду с магами и астрологами. Эфиопская версия «Предания» добавляет к этому еще требование не исполнять приказы начальства о казнях [18, с. 337-340].

Какую роль играло описание воинов в рассмотренных нами текстах? Сразу заметим, что рассказы про солдат и взаимоотношения мучеников с ними не являются необходимой частью повествования: в мученичествах Юстина и его товарищей, Аполлония или сцилийских христиан нет ни слова о стражниках. В отличие от античных романов, где тюремное заключение героя — часть его увлекательных приключений вроде мнимой смерти при кораблекрушении, пленения пиратами или экзотического путешествия, в агиографических сочинениях темница едва ли не место основного действия, как в «Мученичестве Перпетуи» и «Мученичестве Пиония». Если у романа счастливый конец — молодые и красивые герои женятся и живут долго и счастливо, то в мученичествах такой happy end невозможен, а место занимательной экзотики занимают душеполезные видения, чудеса и речи мучеников. Функции развлекательного чтения для христиан выполняли не мученичества, а апокрифические деяния апостолов, наполненные чудесами, путешествиями и обращениями (впрочем, они тоже не баловали читателей благополучным исходом — как правило, в конце апостола казнили). Их целью был не исторически достоверный рассказ, а занимательность и легкость, и многие свои черты эти деяния заимствовали от романа. Описание заточения в тюрьму — не исключение: если сравнить описания тюремного быта апостола Фомы и Аполлония Тианского, то без труда можно заметить большое количество параллелей и совпадений [19, с. 53-54]. Однако, как мы покажем ниже, даже в этих текстах пребывание в темнице может быть не только элементом занимательной экзотики, но и играть некую особую роль. Что касается мученичеств, то в них, как нам кажется, рассказы о стражниках имеют несколько функций.

Прежде всего, их сохраняли для большей полноты воспоминаний о земном пути мученика и его подвиге. Эти эпизоды свидетельствовали о доблести святых и их бесстрашии перед лицом римских магистратов и неминуемой смерти. Такое внимание к деталям свойственно, в первую очередь, развернутым текстам, авторы которых были знакомы с современной культурой, в том числе и историческими сочинениями. Во II-III вв. появляются биографии, написанные Плутархом, Светонием, Диогеном Ла-эртским, Лукианом и Филостратом, в которых также уделяется большое внимание не самым значительным деталям. Может быть, составители мученичеств руководствовались тем же принципом, что и Плутарх: иногда один поступок или фраза лучше демонстрируют характер человека, чем самые величественные деяния (Plut. Alex. 1), может быть, они ориентировались на распространенный в то время жанр описания смертей знаменитых людей, в первую очередь философов (teleutai). Некоторые из этих рассказов обладали особой ценностью, так как могли восходить к дневниковым записям самих мучеников, как в случае Перпетуи и Пиония, или людей, которые сопровождали их до самой казни и были рядом с ними и в тюрьме, и во время суда, как, по словам Евсевия Кесарийского, это делал, рискуя жизнью, молодой Ориген в Александрии (VI, 1-4). Это стремление передать не только дату мученичества святого и его исповедание на суде, но и какие-то яркие моменты последних дней его жизни знаменует определенный этап развития не только агиографии, но и церковной историографии: оно призвано особым образом выделить «своего» святого из ряда не менее замечательных, но не «своих»; чуть позже оно полностью выразится в особом жанре агиографической литературы — «житиях», vitae.

Мученичества были не только записями о казнях святых, но и своего рода практическими наставлениями [21]. «Мученичество Пиония» начинается со слов: «Апостол убеждал сообща разделять воспоминания о святых, зная, что память о тех, кто мудро прожил свою жизнь с сердцем, наполненным верой, служит опорой для желающих подражать тем, кто лучше» (1). Эти тексты служили exempla, которые определяли поведение, достойное истинного христианина. Краткие мученичества протокольного типа могли указывать, что и как следует отвечать при допросе на суде, а развернутые добавляли к этому и то, как себя вести в тюрьме с посетителями, отступниками, еретиками, стражниками5. Как правило, в этих текстах не приводится никаких леденящих душу подробностей (за исключением Письма о лионских мучениках, где упоминаются ужасы заточения, но о них говорится очень кратко — Eus. HE V, 1, 27), и это вполне объяснимо: если одной из целей авторов мученичеств было как-то наставить в открытом исповедании веры, то излишне подробный рассказ о тюрьме мог многих отпугнуть от этого подвига. Одно дело, когда верующий излагает свои взгляды в развернутой апологии, которую слушают, не перебивая, судья и многотысячная толпа зрителей, часть которых может даже сочувствовать христианину, а потом его быстро казнят, и совсем другое, когда приходится долгое время в ожидании суда находиться в грязной, дурно пахнущей тюрьме без элементарных удобств и быть объектом издевательств и вымогательства со стороны стражи. Именно поэтому во многих текстах рассказывается о помощи единоверцев, которые помогали заключенным решать разного рода практические вопросы и всячески заботились о них.

5 Эти наставления можно сопоставить с теми настоятельными рекомендациями, что дает исповедникам Киприан Карфагенский: спокойствие, смирение и добрый, тихий нрав, чтобы неприязненное отношение стражей не перешло в озлобление и не вызвало пытки (Ep. 11; 13).

Наконец, воины играли еще одну роль: они напоминали о том, что мученичество — это битва, где мученик сражается с противником-сатаной и побеждает его. Образ «духовной войны» встречается в христианской литературе еще в Посланиях Павла: «Ибо мы, ходя во плоти, не по плоти воинствуем» (2 Кор. 10:3-4), воины-христиане сражаются «не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Еф. 6:12). Христианин воюет не с внешними врагами, а с дьяволом (2 Кор. 2:11; 1 Пет. 5:8), грехами (Рим 8:5-9 и др.), наконец, со смертью (1 Кор. 15:26). Эта тема появляется в сочинениях Игнатия Антиохийского, Тертуллиана, Оригена и особенно Киприана. Для него мученичество было не просто стойким перенесением пыток и готовностью к смерти, но настоящей битвой, где сошлись Христос и дьявол, а земным воплощением этого сражения стал мученик-христианин и власти этого мира [18; 22]. Здесь роль воинов двойственна. С одной стороны, они, безусловно, являются частью сатанинского войска и унижают, пытают и казнят христиан, но при этом необходимо помнить об их подчиненном положении. Они это делают не по своей воле, а по приказу своего начальника, но он отдает их, находясь под воздействием демонов. Мученик борется не с римскими солдатами, а с тем, кто стоит за ними, за их командирами и даже самим императором — сатаной [23]. В целом отношение к воинам можно описать как достаточно нейтральное, в них не видят врагов, а иной раз даже возникает ощущение какой-то взаимной симпатии между стражниками и мучениками. Воины, исполнявшие приговор, до последнего момента пытаются уговорить христиан сохранить жизнь, совершив жертву языческим богам, а мученики — привести их к истинной вере. Карп говорит о том, что и он, и воин рождены от одной и той же матери — Евы (Acta Carp. gr. 40), а Сатур завещает Пуденсу помнить о христианской вере (Mart. Perp. 21).

Но эта тема «духовной войны» может быть раскрыта и по-другому. Как мы уже отметили, сюжеты, связанные с тюрьмой и взаимоотношениями христиан и стражников, возникают в апокрифических деяниях апостолов, подробный анализ этих данных предпринял Ж. Прие [26], а соотношение идей этих двух групп текстов было исследовано Ю. Перкинс [27]. Так, значительная часть действия «Деяний Иуды Фомы» связана с заключением апостола в темницу. Эти «Деяния» были написаны на рубеже II и III в. на греческом или, что более вероятно, на сирийском языке; греческая версия содержит немалое число гностических идей и образов [24]. В отличие от ранних агиографических сочинений, задачей авторов которых было сохранить сведения о последних днях и обстоятельствах смерти мучеников, в «Деяниях» многие, казалось бы, совершенно бытовые подробности используются в качестве аллегорий гностических идей. Их квинтэссенцией является знаменитый «Гимн о жемчужине» (который тоже исполняется Фомой в тюрьме), но и в остальном тексте таких намеков немало. Что касается нашего сюжета, то уже в самом начале появляется образ человека как пленника материи, которого спасает Христос (Acta Thom. 10); сам человек не может спастись, так как его темницу сторожат злобные демоны и архонты — слуги творца мира сего. Таким образом, когда к заключенному в тюрьму Фоме пришла Мигдония, жена царедворца Кариша, обращенная апостолом в христианство, и встретив Фому, от которого исходило сияние, убежала, боясь, что этот вельможа не возьмет от нее взятки (118), то, как доказывает А. Клейн, это служит образом небесной стражи архонтов и их главы-демиурга, которые хватают души язычников и отправляют их во внешнюю тьму или снова на землю. Только крещение позволяет человеку пройти через их стражу

[25, p. 202-203]. В другом эпизоде Терция, Мигдония и Наркия дают 360 серебряных монет стражникам, чтобы те их пропустили к Иуде (151), и это соотносится с 360 небесами, о которых учил гностик Вардесан [25, p. 236]. Такой символизм не позволяет воспользоваться интересным и иногда уникальным материалом апокрифических деяний для анализа подобных вопросов; к счастью, мученичествам он не свойственен.

Подводя итог, отметим, что те сведения о взаимоотношениях арестованных христиан и их стражников, которые содержатся в ранних агиографических произведениях, вполне соответствуют античной традиции, причем как исторической, так и юридической и беллетристической. Во время ареста, содержания под стражей, суда и казни мученики неизбежно сталкивались с римскими воинами и другими тюремными служителями, вызывая у них самые разные чувства, от неприязни до симпатии; в каждом из случаев, рассмотренных нами, предлагается четкое и непротиворечивое объяснение возникшей модели отношений между узниками и их стражей. Мы показали, что эти сведения носят не символический, а вполне исторический характер, и их появление в мученичествах вызвано целым комплексом взаимосвязанных причин.

Литература

1. Castelli E. A. Martyrdom and Memory: Early Christian Culture Making. New York: Columbia University Press, 2004. 335 p.

2. Boyarin D. Dying for God. Martyrdom and the Making of Christianity and Judaism. Stanford: Stanford University Press, 1999. 247 p.

3. Harrill J. A. The Domestic Enemy: A Moral Polarity of Household Slaves in Early Christian Apologies and Martyrdoms // Early Christian Families in Context. An Interdisciplinary Dialogue (Religion, Marriage, and Family) / ed. Balch D. L., Osiek C. Michigan-Cambridge: William B. Ferdman Publishing Company, 2003. P. 231-254.

4. Garnsey P. Social Status and Legal Privilege in the Roman Empire. Oxford: Clarendon Press, 1970. 320 p.

5. Пантелеев А. Д. Христианское мученичество II в.: взгляд язычника // Герценовские чтения 2011. Актуальные проблемы социальных наук. СПб., 2012. С. 336-341.

6. Пантелеев А. Д. Толпа и мученик: христиане и язычники в мученичествах II—III вв. (по данным христианских авторов) // Средиземноморский мир в античную и средневековую эпохи. Нижний Новгород, 2012. С. 58-63.

7. RapskeB. The Book of Acts and Paul in Roman Custody. Grand Rapids: Paternoster Press, 1994. 512 p.

8. Cassidy R. J. Paul in chains: Roman imprisonment and the letters of St. Paul. New York: The Crossroad Publishing Co., 2001. 317 p.

9. Weaver J. B. Plots of Epiphany: Prison Escape in Acts of the Apostles. Berlin; New York: Walter de Gruyter, 2004. 335 p.

10. Левинская И. А. Деяния апостолов. Главы 9-28: Историко-филологический комментарий. СПб.: Факультет филологии и искусств СПбГУУ 2008. 664 с.

11. Heffernan T. J., Shelton J. E. Paradisus in carcere: The Vocabulary of Imprisonment and the Theology of Martyrdom in the Passio Sanctarum Perpetuae et Felicitatis // Journal of Early Christian Studies. 2006. Vol. 14. P. 217-223.

12. Habermehl P. Perpetua und der Aegypter, oder, Bilder des Bosen im fruhen afrikanischen Christentum: ein Versuch zur Passio sanctarum Perpetua et Felicitatis. Berlin; New York: Walter de Gruyter, 2004. 341 S.

13. Bakker H. Potamiaena: Some Observations about Martyrdom and Gender in ancient Alexandria // The Wisdom of Egypt. Jewish, Early Christian and Gnostic Essays in Honour of G. P. Luttikhuizen / ed. by A. Hilhorst and G. H. van Kooten. Leiden; Boston: Brill, 2005. P. 331-350.

14. Пантелеев А. Д. Мученичество Потамиены и Василида (Eus. HE VI, 5) // Религия. Церковь. Общество. Исследования и публикации по истории теологии и религии. Вып. 1. 2012. С. 100-115.

15. Скогарев А. П. Апокрифические деяния апостолов. Арабское Евангелие детства Спасителя. Исследования. Переводы. Комментарии. СПб.: Алетейя, 2000. 480 с.

16. The Greek magical papyri in translation, including the Demotic spells / ed. by H. D. Betz. Chicago; London: Chicago University Press, 1986. 339 p.

17. Fragments from Hellenistic Jewish authors. Vol. I: Historians / ed. by C. R. Holladay. Chico: Scholar Press, 1983. 389 p.

18. Пантелеев А. Д. Христиане и римская армия в первой половине III в. // Мнемон. Исследования и публикации по истории античного мира. Вып. 11. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2012. С. 329-350.

19. Мещерская Е. Н. Апокрифические деяния апостолов. Новозаветные апокрифы в сирийской литературе. М.: Изд-во «Присцельс», 1996. 456 с.

20. Wypustek A. Magic, Montanism, Perpetua, and the Severan Persecution // Vigiliae Christianae. 1997. Vol. 51. P. 276-297.

21. Kelley N. Philosophy as Training for Death. Reading the Ancient Christian Martyr Acts as Spiritual Exercises // Church History. 2006. Vol. 75. P. 723-747.

22. Koscheski J. The Earliest Christian War. Second- and Third-Century Martyrdom and the Creation of Cosmic Warriors // Journal of Religious Ethics. 2011. Vol. 39. P. 100-124.

23. Pagels E. Christian Apologists and "The Fall of the Angels": An Attack on Roman Imperial Power? // HTR. 1985. Vol. 78. P. 301-325.

24. Мещерская Е. Н. Деяния Иуды Фомы (культурно-историческая обусловленность раннеси-рийской легенды). М.: Наука. Гл. редакция восточной литературы, 1990. 243 с.

25. The Acts of Thomas: introduction, text, and commentary / ed. by A. F. J. Klijn. Leiden, Boston: Brill, 2003. 258 p.

26. Prieur J.-M. La prison et l'emprisonnement dans les Actes apocryphes des apôtres // Carcer II. Prison et privation de liberté dans l'Empire romain et l'Occident médiéval. Actes du colloque de Strasbourg (1er-2 décembre 2000) / éd. par C. Bertrand-Dagenbach, A. Chauvot, J.-M. Salamito et D. Vaillancourt. Paris: De Boccard, 2004. P. 185-200.

27. Perkins J. The Apocryphal Acts of the Apostles and Early Christian Martyrdom // Arethusa. Vol. 18. 1985. P. 211-230.

Статья поступила в редакцию 21 марта 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.