Борисова В. Ю. Мстёрская лаковая миниатюрная живопись: роль профессионального образования в сохранении искусства / В. Ю. Борисова // Научный диалог. — 2016. — № 12 (60). — С. 348—360.
Borisova, V. Y. (2016). Mstyora Lacquer Miniature Painting: Role of Professional Education in Preservation of Art. Nauchnyy dialog, 12(60): 348-360. (In Russ.).
ERIHJMk
ULRICHS Г( « : ч м\ : • : ( гокч
Журнал включен в Перечень ВАК
УДК 378:745
Мстёрская лаковая миниатюрная живопись: роль профессионального образования в сохранении искусства
© Борисова Валерия Юрьевна (2016), кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой специальных дисциплин профессионального цикла, Мстёрский филиал лаковой миниатюрной живописи имени Ф. А. Модорова, Высшая школа народных искусств (институт) (Мстёра, Владимирская область, Россия), root@vzxudmstera.viaz. elcom.ru.
Представлены результаты исследования особенностей кризиса в области художественного промысла Мстёры с точки зрения исторической ретроспективы. Особое внимание уделяется кризису, переживаемому в настоящее время искусством мстёрской лаковой миниатюрной живописи. Дана характеристика производственной деятельности современных предприятий, выпускающих валовую сувенирную продукцию, в том числе лаковую миниатюру, которая, как показало исследование, ничего общего с лаковой миниатюрой как видом искусства не имеет. Показано, что творчество и художественная деятельность мастеров, влияющих на современное состояние искусства Мстёры, в целом определяется иконописным направлением. Раскрываются причинно-следственные связи существующих проблем, отрицательно влияющих на сохранение и развитие уникального вида искусства, являющегося неотъемлемой частью национальной художественной культуры. Актуальность исследования обусловлена необходимостью сохранения и развития искусства Мстёры. Поднимается вопрос о возможности решения этой задачи через профессиональное образование в данной области. Особое внимание уделяется значению деятельности Высшей школы народных искусств (института) г. Санкт-Петербурга, единственного в России государственного образовательного учреждения, реализующего программы высшего образования в области декоративно-прикладного искусства и народных промыслов. Показано, что работа Мстёрского филиала института ориентирована на сохранение и развитие мстёрской лаковой миниатюры как уникального искусства.
Ключевые слова: искусство; Мстёрская лаковая миниатюрная живопись; профессиональное образование; народные художественные промыслы.
1. Введение
Прогнозирование — вещь зыбкая. Говорить о будущем можно только с большим допуском вероятности и случайности, однако в общих чертах попытки определения контуров будущего в пределах определенного временного отрезка представляются возможными. В данной статье мы попробуем определить контуры будущего облика мстёрской лаковой миниатюры, опираясь на анализ исторической и современной ситуации в области данного вида искусства.
Анализ истории мстёрской миниатюры показывает, что в 1920-х годах стремление сохранить местную иконописную традицию позволило в 1930-е годы сформировать новый вид прикладного искусства — мстёрскую лаковую миниатюру [Бакушинский и др., 1934].
Среди факторов, определивших успех этого сложнейшего процесса, можно выделить следующие: (1) силу историко-культурных и художественных, традиций; (2) непрерывную преемственность поколений, сформировавшуюся в историческом центре бытования художественного промысла; (3) генетически сильную привязку к своей малой Родине.
Насколько сегодня эти факторы определяют жизнеспособность лаковой миниатюры? Казалось бы, художественные выставки последних лет демонстрируют сохранение художественных традиций, особенно в работах мастеров старшего и зрелого возраста, которые ведут активную творческую жизнь, связанную с искусством мстёрской лаковой миниатюрной живописи. Однако при этом в аспекте сохранения и развития искусства мстёрской лаковой миниатюрной живописи (здесь имеется в виду понятие именно искусства, а не шаблонной продукции, ориентированной на дешёвый сувенирно-потреби-тельский рынок) можно отчётливо видеть следующие тревожные моменты.
Во-первых, нельзя не обратить внимание на возрастной показатель людей, занимающихся творчеством в исследуемой сфере. Так, Заслуженный художник России, старейший художник промысла Л. А. Демидова уже в следующем — 2017 — году будет отмечать свой 90-летний юбилей, Народный художник России Л. А. Фомичёв — 85-летний юбилей. На пороге 80-летнего юбилея находится ведущий художник Мстёры — Ю. М. Ваванов. Недавно отметил 75-летний юбилей Заслуженный художник России В. Ф. Некосов, 70-летний юбилей — Заслуженные художники России В. Н. Молодкин и В. К. Мошкович. Художники А. Г. Калиниченко. А. К. Якимочев, П. Ф. Заец и А. Р. Гаун отметят в этом году 65-летие.
Во-вторых, многие из ведущих мастеров зрелого возраста, носителей художественных традиций мстёрской миниатюры — К. И. Струнин, О. Л. Струнина, С. Б. Пресняков, О. В. Преснякова, А. Г. Грачёв, Д. В. Мо-
лодкин, С. В. Могалиф (Трондина), В. Г. Филиппов — в последнее время работают в основном или полностью в области иконописания.
В-третьих, среди молодого поколения выставляющихся художников, вступивших за последнее время в состав Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России», только двое работают в области лаковой миниатюры (прочие специализируются только на ико-нописании). Это Антон Юдин, продолжающий развитие орнаментального направления в мстёрской миниатюре, и Николай Молодкин, представитель прославленной семейной династии Молодкиных, работающий в области сюжетной миниатюры. При всей незаурядности таланта последнего всё же трудно на единственном примере говорить о преемственности поколений не в узком, семейном смысле, но в смысле широком, когда речь идёт о преемственности поколением промысла в целом, поскольку искусство мстёр-ской миниатюры формировалось посредством коллективного труда.
2. Опыт работы Мстёрского филиала лаковой миниатюрной живописи им. Ф. А. Модорова Высшей школы народных искусств (института)
К числу положительных факторов, определяющих линию сохранения и развития искусства мстёрской лаковой миниатюрной живописи в настоящее время, относится деятельность Мстёрского филиала лаковой миниатюрной живописи имени Ф. А. Модорова Высшей школы народных искусств (института). В филиале с большой ответственностью, бережно относятся к передаче местной художественной традиции новому поколению. Внимательно следят за тем, чтобы в неизбежных условиях смены поколений художников-педагогов гарантированно сохранялись критерии, определяющие традиционную основу искусства, передаваемую студенческой молодёжи — новой носительнице древней традиции. При этом чрезвычайно важным требованием выступает необходимость активного творческого роста представителей молодого поколения. Молодые педагоги должны сами становиться мастерами миниатюрной живописи высокого художественного уровня и впоследствии если не превзойти мастеров старшего поколения, то хотя бы приблизиться к ним. Однако в настоящее время вся их творческая активность концентрируется так же, как и у прочих молодых художников Мстёры, в области иконописания.
В связи со снижением интереса молодых специалистов к лаковой миниатюрной живописи последние десятилетия вектор педагогического внимания постоянно направлен на усиление работы по инициированию мотивации студентов к творческой деятельности именно в данной области.
Исследование, посвященное проблеме мотивации к творчеству, показало, что к концу обучения интерес к творческой работе у большинства студентов значительно возрастает [Борисова, 2005, с. 114—146].
Сегодня на новой образовательной площадке Высшей школы народных искусств, в её Мстёрском филиале, созданы все условия не только для плодотворной и успешной учебы, но и для дальнейшей профессиональной самореализации.
Однако, как показала жизненная практика, стать настоящим мастером, творческим художником в традиционном искусстве можно только в условиях жизнедеятельности творческого коллектива, живущего на месте бытования определенного вида искусства. Сегодня, как известно, промыслы разобщились, произошло разрушение среды, в которой специфически формировалось народное искусство [Некрасова, 2008, с. 4—12]. Лучшие художники, чьё творчество определяет общий стиль и направление в искусстве, мастера высшего класса работают по домам и мало общаются между собой творчески, а главное, не передают свой бесценный опыт молодым. И происходит это вовсе не потому, что они эгоистически держат его в секрете. Мастера открыты для контакта, мало того, они заинтересованы в нём, однако молодёжь не спешит перенять творческий опыт старшего поколения.
Некоторое время назад наиболее талантливые и художественно одарённые выпускники по окончании Мстёрского учебного заведения нередко поступали в престижные художественные вузы и в дальнейшем находили себе применение в самых разнообразных видах художественной деятельности — востребованных и хорошо оплачиваемых. Менее одарённые выбирали в основном два пути. Одни поступали в вузы «попроще» и тоже уезжали из посёлка, ставшего в одночасье бесперспективным вследствие новой экономической политики. Другие — в основном местные жители — остались в посёлке и работают сегодня на современных частных предприятиях Мстё-ры. Немногочисленный контингент последних в свою очередь по уровню профессионализма можно разделить на две группы: первую составляют неплохие специалисты, успешно реализующие свои художественно-творческие способности в деятельности иконописца; вторую — посредственные или профессионально слабые специалисты, как правило, они находят применение своими умениям в примитивной росписи сувенирных изделий.
По итогам интервью, взятых у представителей местных производств (исследование проводилось автором в период сентябрь — октябрь 2012, июль 2015, август 2016 годов), выяснилось, что спрос на лаковые изделия с традиционной миниатюрной живописью на современном художественном рынке сувенирной продукции существует, более того, он весьма
значительный. Парадокс в том, что этот спрос невозможно удовлетворить, так как опытных работников, способных писать миниатюру на должном профессиональном уровне, сегодня осталось очень мало. В этой области работают в основном художники старшего поколения, которых по определению не может быть много и с каждым годом становится всё меньше. Молодёжь не проявляет интереса ни к копированию миниатюры, ни к разработке авторских эксклюзивных композиций.
Опросы, проводимые среди молодёжи с целью выяснения причин нежелания работать в искусстве миниатюры, выявили следующую картину: «Творческая работа сама по себе как деятельность очень интересна и увлекательна, но требует большого интеллектуального и физического труда. Весь процесс от разработки проекта до выполнения вещи — очень длительный, трудный и трудоёмкий. И если даже появится возможность её реализации в короткий срок (что на практике бывает крайне редко), то предложенная рынком сравнительно высокая цена всё равно не окупит вложенного в неё труда. За это же самое время гораздо проще и легче выполнить хорошо оплачиваемые иконописные заказы». Иными словами, миниатюра на первых порах не окупает трудовых затрат: она может принести материальные дивиденды гораздо позже. Данное обстоятельство не привлекает молодёжь к профессиональной самореализации в исследуемой области.
Исторический анализ показывает, что мстёрский промысел и ранее переживал кризисы [Борисова, 2005, с. 19—37]. Последний кризис приходился на 1970-е годы [Воронова и др., 1983, с. 232—243], но он по своему характеру так же, как и предыдущий, относящийся к 1950-м годам [Материалы...], в основном заключался в снижении художественного уровня и дезорганизации идейно-стилевой направленности промысла, ухудшении качества профессионального образования в области миниатюрной живописи. Кризис военных 1940-х годов вытекал из общего бедственного положения страны. Очевидно, что эти кризисы по своему характеру совсем не идентичны кризису современному. Но если ретроспективную нить протянуть за пределы советской истории, в рамки которой укладывается история возникновения и становления искусства мстёрской миниатюры, то можно увидеть очень сходные с нашим временем черты. Далее охарактеризуем их и попытаемся с учетом разрешения кризиса прошлого выявить пути устранения кризиса настоящего. В таблице 1 приведены сравнительные характеристики кризисов художественного промысла Мстёры в разные исторические периоды. В таблице № 2 — меры, предпринятые ранее и предпринимаемые в настоящее время для сохранения и развития художественного промысла Мстёры.
Таблица 1
Сравнительная таблица характеристик кризисов художественного промысла Мстёры
Конец XIX — начала XX вв. Конец XX — начало XXI вв.
Под давлением капиталистического производства иконописный промысел начинает угасать и исчезать [О положении иконописных промыслов ..., 1878]. Последние очаги его бытования сохраняются в виде единичных мастерских, сохраняющих древние традиции и концентрирующих лучшие художественно-творческие силы, большая часть которых переместилась в Москву [Никодим Павлович Кондаков ...]. К началу XX века иконописный промысел переживает состояние стагнации [Георгиевский, 1895, с. 183—223]. Во второй четверти XX века иконописный промысел в новых социокультурных условиях прекращает своё существование. Своё продолжение в новом изменённом виде он находит в искусстве лаковой миниатюрной живописи [Василенко, 1974, с. 233—238]. В результате «перестройки» художественный промысел Мстёры, как и прочие национальные центры народной художественной культуры, вошел в состояние коллапса. Эстетические запросы свободного художественного рынка характеризовались полярностью вкусов и широкой амплитудой требований: от высокохудожественной продукции до низкопробного китча [Резолюция-постановление ...]. В постперестроечный период промысел лаковой миниатюрной живописи переживает состояние стагнации.
Таблица 2
Меры, предпринятые ранее и предпринимаемые в настоящее время для сохранения и развития художественного промысла Мстёры
Конец XIX — начала XX вв. Конец XX — начало XXI вв.
Благодаря деятельности лучших представителей отечественной культуры, обративших внимание общественности на бедственное положение национального культурного достояния, и государственной поддержке, направленной на организацию и содержание иконописных школ-мастерских, сохранилась высочайшая культура ремесла. Дальнейшая жизнеспособность промысла в виде предоставления заказов выпускникам школы также поддерживалась Представители отечественной науки и культуры пытаются обратить внимание государства и широкой общественности на бедственное положение своего культурно-исторического национального достояния — традиционных художественных промыслов, в частности Мстёрской лаковой миниатюрной живописи. Кроме этого, важным положительным фактором, влияющим в настоящее время на сохранение и развитие искусства
Конец XIX — начала XX вв.
на государственном уровне [Известия ..., 1903].
Совершенствование профессионального образования, а также внимание высочайших персон к традиционной иконописи, выразившееся в предоставлении заказов, создало своего рода рекламу, подняло авторитет мстёрского промысла, позволив ему сохраниться, а впоследствии найти новые пути развития в искусстве лаковой миниатюры. Советское государство считает возможным оказать поддержку нарождающемуся искусству лаковой миниатюрной живописи.
Кроме экономической помощи в обустройстве художественной артели, была оказана и помощь искусствовед-ческо-творческого характера. А. В. Ба-кушинский и сотрудники ИИНХП непосредственно и горячо участвовали, в поисках самобытного живописного стиля новой Мстёры; на научной основе старались выстроить и фундамент системы преподавания этого искусства [Василенко, 1974, с. 233—238]. Художественный промысел Мстёры в его изменённом виде успешно развивается до «перестроечного» периода.
Продолжение таблицы 2
Конец XX — начало XXI вв.
мстёрской миниатюры, является возможность получения высшего образования в Мстёрском филиале Высшей школы народных искусств (институт) имени Ф. А. Модорова и послевузовского — в головном институте в г. Санкт-Петербурге, в рамках которого создана и реализуется инновационная модель непрерывного профессионального образования в области мстёрской лаковой миниатюрной живописи. В последние десятилетия вектор педагогического внимания постоянно направлен на усиление работы по инициированию мотивации студентов к творческой деятельности именно в области лаковой миниатюрной живописи. Главной целью образования в данной области является упор на подготовку не копиистов, а художников высокого уровня, способных к творческо-креативной деятельности.
Сегодня осуществлён процесс создания сетевого вуза и перенос образовательных услуг (ВПО — бакалавриат) в исторические центры бытования традиционного прикладного искусства (доступность высшего образования в регионах, сохранение привязки к малой родине — историческому центру промысла); на его базе созданы нормативно-правовые и организационные основы открывающие возможность для осуществления деятельности художественно-творческих мастерских — мест профессиональной занятости выпускников, где, как предполагается, с 2017 года молодыми специалистами будут создаваться высокохудожественные произведения миниатюры.
Однако, как показывает практика, указанные в таблице 2 предпринятые шаги по сохранению и развитию мстёрской лаковой миниатюры недостаточны. Для достижения успеха необходимы дополнительные меры.
3. Роль профессионального образования в сохранении народных художественных промыслов
Безусловно, профессиональное образование — основа сохранения и возрождения миниатюры, но при этом нужно учитывать следующие факторы, которые не способствуют «омолаживанию» уникального художественного промысла, и более того, препятствуют его развитию:
— несовершенная правовая, экономическая, политическая, научная политика государства по отношению к сфере народной культуры;
— незаинтересованное отношение к традиционному народному искусству и народным художественным промыслам органов власти разного уровня — федеральных и региональных;
— отсутствие перспективной комплексной программы развития народного искусства, народной национальной культуры, охватывающей художественную практику, научную деятельность, образование, управление;
— отсутствие поддержки государства на уровне спроса на изделия миниатюры как произведения искусства, которая может реализовываться в виде закупок для художественных коллекций государственных музеев, как бизнес-подарки, например, на крупных ассамблеях, международных встречах, празднованиях юбилеев исторических городов и т. п.;
— слабая популяризация искусства миниатюры (фильмы, брошюры, каталоги, интернет-ресурсы, выставки, телепередачи);
— отсутствует программа по привлечению творческой молодёжи в ряды ведущих мастеров лаковой миниатюрной живописи на государственном уровне путём организации и осуществления индивидуального подхода — поддержки конкретных молодых специалистов, проявляющих творческую активность в области лаковой миниатюрной живописи, как по социально-культурной линии, так и материальными способами в виде грантов или именных стипендий.
Государство предпринимает некоторые шаги по отношению к самим предприятиям ТМИ. способствующие их развитию. Но, во-первых, эти предприятия в основном имеют частный характер, и их деятельность осуществляется только в аспекте экономического развития за счёт выпуска валовой сувенирной продукции, которая ничего общего не имеет с лаковой миниатюрой как искусством. Владельцы предприятий заинтересованы в том, чтобы их работники приносили гарантированную прибыль за счёт
дешевой миниатюры, исполняемой в большом количестве. Единичные случаи оплаты редких творческих работ в целом не превышают ценовой планки сувенирных изделий. Во-вторых, такие предприятия совсем не заинтересованы в работниках, у которых время от времени возникает потребность в создании авторского уникального выставочного произведения, поскольку, с одной стороны, такие работники «отвлекаются» от «конвейера» на длительное время, с другой — созданное произведение искусства будет принадлежать автору, у которого выкупать дорогостоящий товар эти производственные кооперативы, скорее всего, не будут [Резолюция-постановление ..., 2008, с. 250—258]. К тому же основное внимание предприятий, работающих во Мстёре под маркой ТПИ, уделяется выполнению церковных заказов и иконописной продукции.
Мы видим, что на сегодняшний день существенным образом переломить сложившуюся с 90-х годов общую тенденцию к сужению и уплощению духовного пространства России и зависимости культурной политики государства от агрессивного влияния глобализации и масскультуры, власти капитала сверхбогатого меньшинства, пока не удаётся — отсутствует закон и государственная стратегия в сфере национальной культуры и художественной деятельности.
В настоящее время художественный промысел Мстёры постепенно возвращается в своё прежнее русло — иконописание, приносящее мастерам реальную экономическую выгоду.
4. Выводы
Преодоление кризиса мстёрской миниатюры — процесс, на который оказывают влияние как объективные, так и субъективные факторы и в ко -тором задействовано множество субъектов действия. Анализ современного состояния мстёрского промысла показывает, что сегодня его существование в основном определяется иконописанием. Народный промысел — это по определению стихийное самообразование, возникающее на экономически выгодной почве. Экономически выгодная почва сегодня — иконописание. Кроме этого, большую проблему в сохранении искусства лаковой миниатюры сегодня представляет разрушение среды его существования как субстрата, из которого выкристаллизовываются, как драгоценные камни, творческие личности, созидающие и продвигающие искусство вперёд, в будущее. В отсутствие среды промысла само понятие «промысел» лаковой миниатюрной живописи в контексте нового времени элиминируется. Миниатюра становится уделом индивидуального творчества. Искусство, которое создадут единичные мастера, будет или сугубо авторским, индиви-
дуальным, или эпигонским, характер которого будет носить черты подражания классическому стилю мстёрской миниатюры, сформировавшемуся на пике её развития.
В этом аспекте деятельность Высшей школы народных искусств (института) г. Санкт-Петербурга, единственного в России государственного образовательного учреждения, реализующего программы высшего образования в области декоративно-прикладного искусства и народных промыслов, и, в частности, Мстёрского филиала этого института представляет собой реальную перспективу сохранения и развития уникального искусства мстёрской лаковой миниатюры. В Мстёрском филиале при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации была создана научная конструкторско-технологическая лаборатория, оснащённая новейшим оборудованием, ведущая научные исследования в рамках проекта «Реновация оптимальной технологии создания папье-маше для лаковой миниатюрной живописи как основы художественно-конструкторских решений высокопрофессиональных произведений традиционного прикладного искусства». При лаборатории в производственных цехах изготавливаются все необходимые для учебно-профессионального процесса предметы. При лаборатории была создана научная библиотека и учебные мастерские по лаковой миниатюрной живописи, иконописи, художественной вышивке, оснащённые специальным оборудованием. С 2017 года при лаборатории планируется открытие художественно-творческих мастерских, где у выпускников вуза появится возможность заниматься творчеством не только в области иконописания, но и, главным образом, в области именно лаковой миниатюры. Надеемся, что эти уникальные условия помогут сохранить интерес молодёжи к созданию высокохудожественных произведений мстёрской лаковой миниатюрной живописи.
В учебном плане художественного образования Высшей школы народных искусств на уровне бакалавриата есть экономические дисциплины, направленные на углублённое изучение студентами производственно-организаторского дела и менеджмента. Предполагается, что будущие специалисты, оснащённые экономическими знаниями по предпринимательской деятельности, в будущем создадут собственные независимые конкурентоспособные товарищеские предприятия по выпуску высокохудожественной и эксклюзивной продукции.
Литература
1. Бакушинский А. В. Искусство Мстёры / А. В. Бакушинский, В. М. Василенко. — Москва ; Ленинград : КОИЗ, 1934. — 103 с., ил.
2. Борисова В. Ю. Профессиональное образование в области мстёрской лаковой миниатюрной живописи как фактор сохранения и развития традиционной художественной культуры : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 / В. Ю. Борисова. — Москва, 2005. — 170 с.
3. Василенко В. М. Мстёра и Холуй. Народное искусство. Творчество народных мастеров России и Украины : Декоративное искусство древней Руси / В. М. Василенко // Избранные труды о народном творчестве X—XX веков. — Москва : Советский художник, 1974. — С. 233—238.
4. Воронова О. Традиции и новаторство в современной лаковой миниатюре Мстёры / О. Воронова // Советское декоративное искусство : сборник статей. Выпуск 6. — Москва : Советский художник, 1983. — С. 232—243.
5. Георгиевский В. Т. Иконописцы-суздальцы : Поездка в сс. Мстёру, Холуй, Палех / В. Т. Георгиевский // Русское обозрение. — 1895. — Книга 3-я. — С. 183— 223.
6. Известия Высочайше учреждённого комитета попечительства о русской иконописи. — Выпуск 2. — Санкт-Петербург : [б. и.], 1903 г. — 84 с.
7. Материалы конференции 1965 года по перспективам развития предприятий художественных промыслов Владимирской области (Копия протокола стенографии из личного архива Заслуженного Художника РФ В. Ф. Некосова).
8. Некрасова М. А. Народное искусство России — духовный феномен современной культуры / М. А. Некрасова // Современное народное искусство России. Традиции и современность : каталог. — Вологда : Отпечатано в ООО ПФ Полиграф-Книга, 2008. — С. 4—12.
9. Никодим Павлович Кондаков. 1844—1925 : Личность, научное наследие, архив / науч. ред. И. Д. Соловьёва. — Санкт-Петербург : ГРМ-PALACE EDITIONS, 2001. — 165 с.
10. О положении иконописных промыслов Владимирской губернии // Владимирские губернские ведомости. — 1878. — № 49.
11. Резолюция-постановление Всероссийской научно-практической конференции «Народное искусство России. Традиция и современность» 12—14 сентября 2008 года : Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Народное искусство России. Традиция и современность» / под ред. М. А. Некрасовой. — Вологда : Вологодская областная картинная галерея, 2008. — 270 с.
Mstyora Lacquer Miniature Painting:
Role of Professional Education in Preservation of Art
© Borisova Valeriya Yuryevna (2016), PhD in Education, associate professor, Head of Department, Department of Special Disciplines of Professional Cycle, Mstyora Branch of Lacquer Miniature Painting named after F. Modorov, Higher School of Folk Arts (Institute) (Mstyora, Vladimir region, Russia), root@vzxudmstera.viaz.elcom.ru.
The results of studies of the crisis in the field of Mstyora arts and crafts are presented from the point of view of historical retrospective. Special attention is given to present crisis of the art of Mstyora lacquer miniature painting. The characteristic of production activities of modern enterprises are given, producing sales souvenirs, including lacquer miniature, which, as the study showed, has nothing common with the lacquer miniature as an art form. It is shown that creativity and artistic activities of artists affecting the current state of the art of Mstyora, in general is determined by iconographic direction. The causal relationships of the existing problems are revealed that adversely affect the preservation and development of a unique art form that is an integral part of the national artistic culture. The research urgency is caused by necessity of preservation and development of the art of Mstyora. The question is raised about the possibility of solving this problem through the professional education in this field. Special attention is paid to the importance of the activities of the Higher School of Folk Arts (Institute) of St. Petersburg, the only Russian state educational institution implementing programs of higher education in the field of decorative-applied art and folk crafts. It is shown that the work of the Mstyora branch of the Institute is focused on the preservation and development of Mstyora lacquer miniatures as unique art
Key words: art; Mstyora lacquer miniature painting; professional education; folk arts and crafts.
References
Bakushinskiy, A. V., Vasilenko, V. M. 1934. Iskusstvo Mstery. Moskva; Leningrad: KOIZ. (In Russ.).
Borisova, V. Yu. 2005. Professionalnoye obrazovaniye v oblasti msterskoy lakovoy mi-niatyurnoy zhivopisi kak faktor sokhraneniya i razvitiya traditsionnoy khu-dozhestvennoy kultury: dissertatsiya ... kandidata pedagogicheskikh nauk: 13.00.08. Moskva. (In Russ.).
Georgiyevskiy, V. T. 1895. Ikonopistsy-suzdaltsy: Poyezdka v ss. Msteru, Kholuy, Pa-lekh. In: Russkoye obozreniye, 3. 183—223. (In Russ.).
Izvestiya Vysochayshe uchrezhdennogo komiteta popechitelstva o russkoy ikonopisi, vy-pusk 2. 1903. Sankt-Peterburg: [b. i.]. (In Russ.).
Materialy konferentsii 1965 goda po perspektivam razvitiya predpriyatiy khudozhest-vennykh promyslov Vladimirskoy oblasti (Kopiya protokola stenografii iz lichnogo arkhiva Zasluzhennogo Khudozhnika RF V. F. Nekosova). (In Russ.).
Nekrasova, M. A. 2008. Narodnoye iskusstvo Rossii — dukhovnyy fenomen sovremen-noy kultury. In: Sovremennoye narodnoye iskusstvo Rossii. Traditsii i sovremennost': katalog. Vologda: Otpechatano v OOO PF Poligraf-Kniga. 4—12. (In Russ.).
Nekrasova, M. A. 2008. Rezolyutsiya-postanovleniye Vserossiyskoy nauchno-praktiche-skoy konferentsii «Narodnoye iskusstvo Rossii. Traditsiya i sovremennost'» 12—14 sentyabrya 2008 goda: Materialy Vserossiyskoy nauchno-praktiche-skoy konferentsii «Narodnoye iskusstvo Rossii. Traditsiya i sovremennost'». Vologda: Vologodskaya oblastnaya kartinnaya galereya. (In Russ.).
O polozhenii ikonopisnykh promyslov Vladimirskoy gubernii. 1878. In: Vladimirskiye gubernskiye vedomosti, 49. (In Russ.).
Solovyeva, I. D. (ed.) 2001. Nikodim Pavlovich Kondakov 1844—1925: Lichnost', nauchnoye naslediye, arkhiv. Sankt-Peterburg: GRM-PALACE EDITIONS. (In Russ.).
Vasilenko, V. M. 1974. Mstera i Kholuy. Narodnoye iskusstvo. Tvorchestvo narodnykh masterov Rossii i Ukrainy: Dekorativnoye iskusstvo drevney Rusi. In: Iz-brannyye trudy o narodnom tvorchestve X—XX vekov. Moskva: Sovetskiy khudozhnik. 233—238. (In Russ.).
Voronova, O. 1983. Traditsii i novatorstvo v sovremennoy lakovoy miniatyure Mstery.
In: Sovetskoye dekorativnoye iskusstvo: sbornik statey, 6. Moskva: Sovets-kiy khudozhnik. 232—243. (In Russ.).