Л
Фарида Батырова, Главный специалист Музея естественной истории Татарстана музея-заповедника «Казанский Кремль»
Мраморные столешницы
Большого собрания изящных искусств ASG
АННОТАцИЯ: в статье описывается история использования мрамора в декоративно-прикладном искусстве и приводится краткое описание его разновидностей на примере десяти мраморных столешниц из Большого собрания изящных искусств ASG.
КлючЕВыЕ СлОВА: мрамор, столешница, разновидности, рисунок.
SuMMARY ABSTraCT: This article describes the history of the use of marble in the arts and crafts and a brief description of its species in the sample of ten marble countertops from a large collection of fine arts ASG.
Key wORDS: marble, top, variety, drawing.
Мрамор в переводе с древнегреческого означает «белый или блестящий камень». Образуется мрамор в толще земной коры в результате трансформации (метаморфизма) осадочных горных пород вследствие изменения физико-химических условий. Благодаря движениям земной коры, горные породы подвергаются воздействию высокой температуры, большого давления и различных газовых и водных растворов, при этом они начинают изменяться. Так известняк перерождается в мрамор.
Мрамор состоит из доломита, кальцита и почти всегда содержит органические соединения и примеси других минералов, влияющих на окраску и качество мрамора, снижая или повышая его декоративность.
Красный цвет мрамора обусловлен оксидом железа, зеленый - хлоритом или эпидотом, желтый или бурый - лимонитом, черный - примесями битумов или графита и т.д.
Рисунок определяется не только строением мрамора, но и направлением, по которому производится распиливание камня. Цвет и рисунок мрамора проявляются после его полировки и так же, как место добычи, часто отражаются в его названии.
Залежей мрамора в мире очень много. Наибольшей известностью пользуются мраморы Италии. Знаменитый белый скульптурный мрамор добывается близ Каррары в Тоскане. Славится также желтоватый паросский мрамор из Греции - излюбленный материал древнегреческих ваятелей.
Месторождения мрамора имеются во Франции, Норвегии, США, Португалии, России, Бельгии и многих других странах мира.
Благодаря своей красоте, прочности, возможности добывания глыб больших размеров, способности легко принимать полировку, мрамор с давних времён высоко ценится во всём мире.
Среди народов, познавших красоту этого великолепного камня, были племена Месопота-
мии и египтяне. Греческие и римские мастера добились небывалого совершенства в обработке мрамора и создании непревзойденных шедевров архитектуры и скульптуры: использовали его и при создании цельных колонн, поддерживающих скульптуры и фасады, и при строительстве дворцов и храмов.
Одним из первых зданий, выстроенных из этого удивительного камня, является Афинская сокровищница 6 века до н.э. Мрамор присутствует в интерьере Базилики Святого Павла в Риме, отделке Версальского Дворца в Париже, Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. Своего знаменитого Давида Микеланджело вырезал из цельной глыбы каррарского мрамора. Сегодня современные технологии обработки камня разрешают обширно применять мрамор в отделке интерьеров.
Большое собрание изящных искусств ASG обладает великолепной коллекцией европейской мебели XVI-XIX веков. Наряду со сложными формами, декоративными элементами, бронзовыми накладками и маркетри мраморные столешницы столов, комодов, консолей и секретеров являются незаменимым элементом и истинным украшением старинной мебели.
Во дворцах и замках состоятельных людей всегда присутствовала мраморная столешница: официальная и угрюмо-холодная или домашняя и уютная, переливающаяся всеми оттенками палитры живой природы.
В Большом собрании изящных искусств ASG широко представлены столешницы из серого, белого, черного, красного мрамора.
Серый мрамор «Sainte Anne» - «Святая Анна» - имеет несколько разновидностей. Этот доброкачественный красивый материал часто применялся французскими мастерами при изготовлении столешниц.
*у1жг вестник международного институт антиквариата
{Чир искусен в
№3 (03) 2013
поиск. ВЕРСИЯ. АТРИБУЦИЯ
Мрамор «Sainte-Anne des Pyrenees» - «Святая Анна Пиренейская» - серого цвета, часто раздробленный и сцементированный белым кальцитом, с фрагментами полипов, придающих камню причудливый ленточный узор (илл.1 и 2).
1*1 ■ 1
ЯкЛв]
■тж
ШЩ • #
m
Илл. 1. Геридон
Франция, XIX в. Кап вяза, амарант, серый мрамор Sainte-Anne des Pyrenees 75x95 см
Б СИИ ASG, инв. № 13-1102
Илл. 2. Геридон
Франция, XIX в. Красное дерево, золоченая бронза, серый мрамор Sainte-Anne des Pyrenees 81x73 см
БСИИASG, инв. № 13-0930
Мрамор «Sainte-Anne français» - «Святая Анна Французская» - темно-серого цвета, богат органическими останками (строматолиты, полипы, кораллы, табуляты, мшанки). Прожилки заполнены кальцитом белого и светло-серого цветов (илл. 3 и 4).
Мрамор «Sainte-Anne grand dessin» - «Святая Анна узорная» - светло-серого цвета, с фрагментами полипов, придающих породе крупно-полосатый рисунок, с прожилками белого кальцита (илл. 5).
Илл. 3. Комод
Франция XIX в.
Красное дерево, бронза, мрамор Sainte-Anne français 92x130x63 см БСИИASG, инв. № 12-2834
Илл. 4. Гпридон
Франция, первая треть XIX в. Дерево, резьба, мрамор Sainte-Anne français
БСИИ ASG, инв. № 13-2856
Илл. 5. Консоль Франция, X^.
Красное дерево, резьба, мрамор Sainte-Anne grand dessin
БСИИ ASG, инв. № 14-1890
уцле? вестник глеждународного института антиквариата
шшр искусств
Белый мрамор с древних времён использовался для фигурной скульптуры. В Древней Греции высоко ценились паросский и пентеликон-ский мраморы.
Каррарский мрамор, который добывали в Апу-анских Альпах, окружающих город Каррару, был открыт в царствование Августа. В Древнем Риме существовал обычай в дни большой радости класть на полку куски снежно-белого мрамора, чтобы в
конце года подсчитать их и сравнить с количеством черных камней, которыми отмечались горестные дни. На могилу близких людей римляне клали самый чистый белый мрамор без точек и трещинок.
Выше всего ценились три сорта белого мрамора: роЬассю, bettogli и стЫа. В основном их применяли для художественно-скульптурных работ.
Белый мрамор добывался также в Греции, Шотландии, Алжире, Австрии.
Илл. 6 Угловая тумба Франция, XVIII в. Красное дерево, резьба, латунь, бронза, мрамор Carrarre blanc veine 88x53 см
БСИИASG, инв. № 19-1957
«Carrare blanc veine» - «Каррарский белый жильный» - сахаровидный, белого цвета, с серыми прожилками (илл.6).
Черные и цветные разновидности мрамора - одноцветные черные, красные, зеленые, желтые, фиолетовые, голубые, либо многоцветные с красивым рисунком в виде жил, пятен или вкрапленных обломков (брекчий) - пользовались особенным предпочтением у греков и римлян. Римляне так высоко ценили этот мрамор, что запрос на него превышал добычу известных в то время каменоломен, и при императоре Клавдии начали прибегать к искусственному окрашиванию белого мрамора, а при Нероне достигли умения
придавать ему пятнистую окраску. Во все времена империи в Рим ввозилось большое количество пестрого мрамора для отделки зданий, причем окраска и сорт в большой степени зависели от колебаний моды. Подобное явление наблюдалось уже ранее в Греции, и там всегда цветные камни пользовались популярностью.
С падением Римской империи все каменоломни цветных и пестрых мраморов пришли в забвение, и вновь они были обнаружены только в XIX в.
Илл 7. Геридон Франция, XIX в. Красное дерево, резьба, мрамор Noir amande 73x98 см БСИИ ASG, инв. № 13-1799
«Noir amande» - «Черный миндалевидный» - черного цвета, с многочисленными включениями органики, в том числе брахиопод (илл.7).
чшшр вестник международного инстуггуга антиквариата
4Ч1ф ИСКУССТВ
№3 (03) 2013
поиск. версия. атрибуция
«<Griotte rouge de belgique» - «Бельгийская красная вишня» - красного цвета, с останками кораллов, строматолитов. Внешне очень схож с красным королевским мрамором (илл.8).
«RougeAlicante» - «Красный аликанте» - насыщенного красно-терракотового цвета, с небольшим количеством светлых прожилок. Может быть брекчиевидным (илл.9).
Илл 8.
Шлихтиг, Жан Жорж Комод
Франция, XVIII в. Набор различных экзотических пород дерева, золоченая бронза, мрамор Griotte rouge de belgique 88,5x130x63,5 см БСИИ ASG, инв. № 12-1861
Илл. 9.
Угловая тумба Франция, XVIII в. Палисандр, маркетри, мрамор Rouge Alicante 86x54,5 см
БСИИASG, инв. № 19-1342
«Breche de Alep» - «Брекчия Халеб» - гетерогенная (разнородная) брекчия. Обломки желтого, терракотового, коричневого цветов, иногда окатанные, связаны разноцветным цементом, содержащим песок (илл. 10).
Рассмотренные выше столешницы - лишь малая толика мраморного богатства, созданного природой и удачно примененного человеком для строительства зданий и создания произведений искусства.
Трудно называть мертвым мрамор, о котором так написал академик А. Е. Ферсман: «Как нежно и гармонично переплетаются в них желтые, красные и бурые тона и как неожиданно выплывают на этом теплом фоне отдельные раковинки и кораллы!».
Список использованной литературы:
1.Jacques Dubarry de Lassale «Identification des marbres», 2006
2.А. Е. Ферсман. Рассказы о самоцветах. - М.: Наука, 1974. - С. 148-149.
Ссылки:
1. http://forexaw.com/
2. http://kam-fort.ru/
3. http://www.centralasianstone.com/
4. http://www.intergran.ru
5. www.symbolarium.ru
Илл.10 Комод
Франция, XVIII в. Набор различных пород дерева, маркетри, мрамор Breche de Alep 81x102x48 см БСИИ ASG, инв. № 12-1207
вестник №ждународного института антиквариата
шшр искусств