Научная статья на тему '«Мозговые центры» и внешнеполитический процесс Сингапура: история вопроса'

«Мозговые центры» и внешнеполитический процесс Сингапура: история вопроса Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
618
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЗГОВЫЕ ЦЕНТРЫ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ИНСТИТУТЫ / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА / ОБЩЕСТВЕННАЯ ДИПЛОМАТИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Журбей Евгений Викторович

Статья посвящена истории возникновения института «мозговых центров» и их роли во внешнеполитическом процессе Сингапура. Возрастающее влияние исследовательских центров, институтов в области внешней политики заставляют обратиться к общности и специфике «мозговых центров» Сингапура и их зарубежных аналогов. В статье рассматривается организация, специфика деятельности и каналы влияния на проводимую сингапурским руководством внешнюю политику

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Мозговые центры» и внешнеполитический процесс Сингапура: история вопроса»

УДК 303.8

Журбей Е.В. Zhurbey E.V.

«Мозговые центры» и внешнеполитический процесс Сингапура: история вопроса

«Think tanks» and foreign policy process of the Singapore: Background

Статья посвящена истории возникновения института «мозговых центров» и их роли во внешнеполитическом процессе Сингапура. Возрастающее влияние исследовательских центров, институтов в области внешней политики заставляют обратиться к общности и специфике «мозговых центров» Сингапура и их зарубежных аналогов. В статье рассматривается организация, специфика деятельности и каналы влияния на проводимую сингапурским руководством внешнюю политику.

Ключевые слова : мозговые центры, исследовательские институты, внешняя политика, общественная дипломатия

The article is devoted to the history of the institute of "think tanks" and their role in the foreign policy process in Singapore. Increasing influence of research centers and institutes in foreign policy makes appeal to generality and specificity of "think tanks" centers of Singapore and their foreign counterparts. The article discussed the organization, specific activities and channels of influence on the ongoing Singapore's foreign policy leadership.

Key words : think tanks, research institutes, foreign policy, the public diplomacy

В июле 1996 года в Сингапуре создаётся ещё один «мозговой центр», входящий в настоящее время в число ведущих мировых центров по проблематике международных отношений, национальной и международной безопасности. Центр получил название «Институт оборонных и стратегических исследований» (IDSS). Институт был основан нынешним, седьмым президентом Сингапура Тони Таном, который в то время занимал должность вице-премьера и министра обороны страны. С 1 января 2007 года, через десять лет после своего создания, IDSS официально стал частью «Школы международных исследований С. Раджа-ратнама». В новой школе IDSS остаётся в качестве ключевого института, подразделения, проводящего научные исследования в сфере комплексной безопасности. Деятельность IDSS включает в себя публичные лекции, коллоквиумы по стратегическим тенденциям в XXI веке, годовую Азиатско-Тихоокеанскую Программу старших офицеров (APPSMO), Азиатско-Тихоокеанскую Программу старших сотрудников националь-

Окончание: начало см. Ойкумена. Регионоведческие исследования. 2013. № 4. С. 84-92.

ЖУРБЕЙ Евгений Викторович, к.и.н., доцент кафедры социальных технологий филиала Дальневосточного федерального университета в г. Находка. E-mail: cpr200l@rambler. ru

ной безопасности (APPSNO), раз в два года IDSS проводит Азиатско-Тихоокеанскую конференцию по безопасности.

Существует мнение, что институционально и функционально IDSS напоминает американскую корпорацию РЭНД, которая концентрирует исследовательскую деятельность в области военной безопасности, а главным заказчиком интеллектуальных продуктов является Министерство обороны США. Достаточно долгое время IDSS получал спонсорские средства на проведение научно-исследовательских программ со стороны Министерства обороны Сингапура.

IDSS задействует в своей работе практические все известные форматы деятельности: проводит исследования и анализирует военную проблематику в регионе, консультирует правительство Сингапура по актуальным вопросам текущей политики в области безопасности, привлекает к работе разнообразных действующих лиц, в рамках проводимых конференций и семинаров, в том числе из-за рубежа. Исследовательские результаты включают такие интеллектуальные продукты, как аналитические отчёты, обзорные комментарии, монографии и академические статьи. Если монографии и статьи возможно и не являются целевым продуктом для сингапурского руководства по причине нехватки времени для прочтения и академической специфики, то аналитические отчёты и обзорные комментарии являются более доступной формой доведения важной информации до сингапурской элиты и бюрократии.

Учёные из IDSS доводят результаты своих исследований и через более прямые каналы, а именно через личные встречи со штатными сотрудниками министерств и ведомств сингапурского правительства и депутатами парламента, а также излагая выводы заинтересованным аудиториям в рамках многочисленных конференций, круглых столов и семинаров.

Специализация института отложила отпечаток на взаимодействие с широкой общественностью через средства массовой информации. Традиционная модель функционирования мозговых центров заставляет последние быть наиболее открытыми в своей работе со СМИ, так как политики в демократических странах многое узнают из СМИ. Следовательно, мозговой центр в демократической стране прилагает максимум возможностей и усилий к тому, чтобы представить результаты собственных исследований на страницах газет, журналов и экранах телевизоров, в социальных сетях. Проблематика военной безопасности IDSS, низкая конкуренция со стороны иных мозговых центров (фактически её отсутствие) и специфика сингапурской демократии минимизируют потребность активного сотрудничества со СМИ, так как иные каналы донесения информации более эффективны, надёжны и традиционны для Сингапура.

В настоящее время в IDSS действуют в общей сложности 9 активных научно-исследовательских программ (4 функциональных, 5 регио-новедческих): программа морской безопасности, программа военных преобразований и военных наук, программа многостороннего регионализма, исламская программа, китайская программа, индонезийская программа, малазийская программа, южно-азиатская программа, программа по изучению США.

Работа по выбранным региональным приоритетам и их исследования позволили IDSS провести тщательный анализ вопросов военной безопасности в регионах Восточной и Южной Азии. В настоящее время IDSS в своей исследовательской деятельности затрагивает проблему терроризма, как угрозу стабильному и поступательному развитию страны. Практического опыта у IDSS в этом направлении не было, но благодаря тому, что в 2007 году институт был инкорпорирован в новую структуру

под названием «Школа международных исследований С. Раджаратна-ма», «террористическая проблематика» получила новое развитие в рамках «Международного центра по политическому насилию и исследованию терроризма», который был создан в рамках новой школы, нового национального «мозгового центра».

Аспекты современной безопасности, в том числе военной безопасности, сегодня претерпевают изменения. Наличие современного оружия и новых систем вооружений, по мнению специалистов, уже недостаточно для того, чтобы эффективно бороться с теми же террористами, которые активизировали свою деятельность в регионе (Индонезия, Филиппины, Шри-Ланка) и действуют не на традиционном поле боя. Руководство Сингапура понимает, что поддержание привлекательности страны для инвесторов, туристов возможно только при сохранении высокого уровня безопасности, а для этого государство должно лучше понять, что собой представляет сегодня международный терроризм, как действуют террористы и чем они руководствуются в выборе направлений удара, как можно повлиять на террористические группы и т.д. Кроме того, идёт попытка осознания слабых и наиболее уязвимых мест безопасности страны (например, авиа и морское сообщение). В этой ситуации «мозговые центры» Сингапура и те аналитические исследования, которые они проводят, играют важную роль в аспектах выбора адекватной государственной стратегии, совершенствовании проводимой политики и процесса принятия решений в наиболее важных областях жизни страны, в частности в области национальной безопасности.

«Школе международных исследований С. Раджаратнама» удалось в весьма короткие сроки построить «тематическую сеть» и привлечь к партнёрству ведущие академические и исследовательские заведения мира (Школа перспективных международных исследований Университета Джона Хопкинса, Школа государственного управления Джона Ф. Кеннеди Гарвардского университета, Корпорация РЭНД и др.) и таких учёных, как Стивен Уолт (Гарвардский университет), Джек Снайдер (Колумбийский университет), Алистер Джонсон (Гарвардский университет), Джон Миршаймер (Университет Чикаго).

С момента своего создания Школа переживает устойчивый рост численности и качества проводимых исследований, а также численности сотрудников и обучающихся. В первой образовательной программе, которая была запущена ещё в 1998 году в ГОЙЯ, на обучение поступило всего 10 студентов, все из Сингапура. В настоящее время в Школе обучаются 20 докторантов и почти 200 студентов по программе магистратуры по таким направлениям, как стратегические исследования, международные отношения, международная политическая экономия и азиатские исследования.

Участие студентов также диверсифицировано, примерно 60% студентов из-за рубежа. С 2000 года количество научно-исследовательских программ, увеличилась с 3 до 19, в то время как общая численность персонала выросла с 28 человек до 150. «Мозговой центр» постепенно становится кузницей кадров в сфере международных отношений и безопасности для региона Юго-Восточной Азии.

46 строчку рейтинга «мозговых центров» в разделе «Безопасность и международные дела» занимает «Институт исследований Юго-Восточной Азии» (КЕАЯ). Институт был основан в 1968 году и специализируется на изучении социальных, политических и экономических тенденций в регионе Юго-Восточной Азии. Цель данного «мозгового центра» состоит в том, чтобы создать международную сеть учёных, заинтересованных в регионе и желающих заниматься исследованиями в области социологии, антропологии, политологии, истории и экономики. Институт ставит сво-

ей целью не только стимулировать научные исследования и дискуссии в научных кругах, но и повысить осведомлённость общественности о регионе ЮВА и облегчить поиск эффективных решений в разнообразных задачах, стоящих перед регионом.

Исследовательские программы Института направлены на решение стратегических задач в рамках региона Юго-Восточной Азии и АТР, а также для того, чтобы понимать динамики происходящих политических изменений в рамках региональных государства (например, актуальной является проблематика происходящих изменений в Мьянме, связанных с передачей военными более широких полномочий гражданскому правительству и освобождению лидера оппозиции). Результаты исследований по большей части затрагивают вопросы безопасности и стабильности в регионе и отношения с крупными державами (Китаем, США, Австралией и др.).

Институт издаёт международный рецензируемый журнал «Современная Юго-Восточная Азия», который выходит три раза в год. На страницах журнала публикуются научные исследования по таким темам, как регионализм, безопасность, внутриполитические события и международные отношения в регионе.

Подведём итоги и ответим на вопрос: какую же роль играют «мозговые центры» Сингапура в политическом и внешнеполитическом процессе страны.

Во-первых, исторические и политические традиции Сингапура весьма отличаются от Соединённых Штатов, где впервые появились «мозговые центры» и где их влияние весьма сильно. Истоки культуры «мозговых центров» в Сингапуре связаны с традициями и ценностями конфуцианства — ориентация населения на единый институционально-политический центр власти; идеологизация власти, представляющей собой комплекс властных практик и идеологических теорий; наличие жёстко заданной системы неформальных культурных ограничений, как для населения, так и для чиновников; патриархально-патерналистическая забота о населении со стороны бюрократического аппарата; групповое сознание, т.е. приоритет групповых и общегосударственных интересов над личными; патриархальная и кланово-клиентская структура общества, которая сдерживает развитие демократических тенденций. Любые вопросы и проблемы политической, социально-экономической или культурно-религиозной жизни страны решаемы, но решаемы не с позиций демократической политической борьбы или конкуренции, а с позиций сугубо технократического, прикладного характера. Технокра-тичность механизмов принятия решений придаёт особую значимость аналитическим (мозговым) центрам в системе консультирования, посредничества политической власти с обществом. Внешняя политика не является исключением, что вовлекает сингапурские центры в процесс выработки и принятия внешнеполитических решений.

Во-вторых, появление «мозговых центров» в Сингапуре и рост их влияния обусловлены мировой тенденцией, от которой Сингапур не мог отгородиться. Тенденция заключается в том, что происходит количественный рост аналитический центров по всему миру и прежде всего в развивающихся странах. Аналитические центры по-прежнему более сильны в своём воздействии на политическую элиту в англо-саксонских странах, но такие страны, как Сингапур, восполняют пробелы в этой сфере.

В-третьих, политика прошлых лет пусть и работала эффективно, производя мощное впечатление на население и мировое сообщество, но для будущего она может оказаться неподходящей. Социологические опросы показывают всю большую неуверенность жителей страны в сво-

ём будущем. В этой связи сингапурское руководство нуждается в новых идеях, оно уже не столь самоуверенно и нуждается в советах, которые, как показывает мировая практика, могут предложить аналитические центры. Именно «мозговые центры» способны ставить задачи в новой конфигурации, тогда как традиционная бюрократия более комфортно себя чувствует в режиме стандартных процедур и правил.

В-четвёртых, «мозговые центры» Сингапура вовлечены во внешнеполитический процесс путём распространения актуальных результатов политических и внешнеполитических исследований внутри правительства и среди политической элиты страны, а также среди СМИ и общественности страны. Аналитические отчёты и записки ложатся на стол сингапурским чиновникам, которые опираются на результаты исследований «мозговых центров» в принятии тех или иных решений по вопросам безопасности, международных отношений и прочим направлениям государственной политики.

В-пятых, «мозговые центры» Сингапура умеют создавать тематические сети из учёных и различных родственных институтов любой точки мира, т.е. собирать и привлекать лиц, заинтересованных в решении проблем. Сотрудники «мозговых центров» по мнению Д. Макганна «имеют более полное представление о средствах реализации поставленной цели, чем государственные бюрократии, которые раздроблены по департаментам и областям специализации», а в рамках «мозгового центра» существует кооперация усилий всех научных подразделений для достижения научной цели или цели поставленной «заказчиком», например Министерством обороны или МИД Сингапура [6].

В-шестых, в число ведущих мировых «мозговых центров» в сфере безопасности и международных отношений вошли три центра из Сингапура, а именно «Сингапурский институт международных дел», «Институт безопасности и стратегических исследований» и «Институт исследований Юго-Восточной Азии». Все три центра занимаются исследованием международной проблематики и вовлеченности Сингапура в современную мировую и региональную системы международных отношений и безопасности. По своей институциональной структуре и функциональной направленности эти центры не отличаются от своих американских или европейских аналогов. Приоритетными направления исследований являются региональные вопросы политической, экономической и военной безопасности. У истоков становления «мозговых центров» страны стояли сингапурские политики первой величины (президенты, министры), что обусловило тот факт, что государство выступало заказчиком множества исследований и естественно выступало финансовым донором этих центров. Если неполноценно, то частично институт «вращающейся двери» сингапурской политической системы инкорпорирует «мозговые центры» в политическую систему страны. Именно подобные центры обеспечивают приток экспертов в структуры сингапурской бюрократии, в том числе и через систему обучения на образовательных программах центров, а также центры становятся той институциональной средой, попадая в которую, политики, уходящие в отставку, могут применить свой накопленный опыт и формировать прямые каналы коммуникации «мозговых центров» с государственными структурами.

Литература

1. Алексеева Т.А. Внешнеполитический процесс. Сравнительный анализ: Учеб. пособие для студентов вузов / Т.А. Алексеева, А.А. Казанцев. М. : Аспект Пресс, 2012. 223 с.

2. Эйбелсон Д. «Мозговые центры» и американская внешняя политика: история вопроса [Электронный ресурс]. URL: http://usinfo.state.gov/joumals/ itps/1102/ijpr/pj73abelson.htm (дата обращения 4.03.2007 г.).

3. Boucher, Stephen, et al., Europe and its think tanks; a promise to be fulfilled. An analysis of think tanks specialized in European policy issues in the enlarged European Union, Studies and Research No 35, October, Paris, Notre Europe, 2004

4. IPS must continue innovating in social media space: ESM Goh [Электронный ресурс].URL:http://www.todayonline.com/singapore/ips-must-continue-innovating-social-media-space-esm-goh (дата обращения: 15.10.2013 г.).

5. Kotkin J. Singapore Needs A New Sling [Электронный ресурс]. URL: http://www.forbes.com/sites/joelkotkin/2013/07/18/singapore-needs-a-new-sling/ (дата обращения: 15.10.2013 г.).

6. Mc Gann. Think Tanks and the transnationlization of foreign policy // [Электронный ресурс]. URL: http://usinfo.state.gov/journals/itps/1102/ijpe/ pj73mcgann.htm (дата обращения 1.03.2007 г.).

7. Mc Gann, James G., The Global 'Go-To' Think Tanks, The Think Tanks and Civil Societies Program 2011, Think Tanks and Civil Societies Program, International Relations Program University of Pennsylvania, Philadelphia, 2012. 128 p. [Электронный ресурс]. URL: http://gotothinktank.com/dev1/wpcontent/ uploads/2013/07/2012_Global_Go_To_Think_Tank_Report_-_FINAL-1.28.13.pdf (дата обращения 15.10.2013 г.).

8. Singapore Institute of International Affairs. Annual report for the year 2012. [Электронный ресурс]. URL: http://www.siiaonline.org/userfiles/file/FY2012_ Annual_Report.pdf (дата обращения: 15.10.2013 г.).

Транслитерация по ГОСТ 7.79-2000 Система Б

1. Alekseeva Т.А. Vneshnepoliticheskij protsess. Sravnitel'nyj analiz: Ucheb. posobie dlya studentov vuzov / T.A. Alekseeva, A.A. Kazantsev. M. : Aspekt Press, 2012. 223 s.

2. EHjbelson D. «Mozgovye tsentry» i amerikanskaya vneshnyaya politika: istoriya voprosa [EHlektronnyj resurs]. URL: http://usinfo.state.gov/journals/ itps/1102/ijpr/pj73abelson.htm (data obrashheniya 4.03.2007 g.).

3. Boucher, Stephen, et al., Europe and its think tanks; a promise to be fulfilled. An analysis of think tanks specialized in European policy issues in the enlarged European Union, Studies and Research No 35, October, Paris, Notre Europe, 2004

4. IPS must continue innovating in social media space: ESM Goh [EHlektronnyj resurs]. URL: http://www.todayonline.com/singapore/ips-must-continue-innovating-social-media-space-esm-goh (data obrashheniya: 15.10.2013 g.).

5. Kotkin J. Singapore Needs A New Sling [EHlektronnyj resurs]. URL: http:// www.forbes.com/sites/joelkotkin/2013/07/18/singapore-needs-a-new-sling/ (data obrashheniya: 15.10.2013 g.).

6. Mc Gann. Think Tanks and the transnationlization of foreign policy // [EHlektronnyj resurs]. URL: http://usinfo.state.gov/journals/itps/1102/ijpe/ pj73mcgann.htm (data obrashheniya 1.03.2007 g.).

7. Mc Gann, James G., The Global 'Go-To' Think Tanks, The Think Tanks and Civil Societies Program 2011, Think Tanks and Civil Societies Program, International Relations Program University of Pennsylvania, Philadelphia, 2012. 128 p. [EHlektronnyj resurs]. URL: http://gotothinktank.com/dev1/wpcontent/

uploads/2013/07/2012_Global_Go_To_Think_Tank_Report_-_FINAL-1.28.13.pdf (data obrashheniya 15.10.2013 g.).

8. Singapore Institute of International Affairs. Annual report for the year 2012. [EHlektronnyj resurs]. URL: http://www.siiaonline.org/userfiles/file/FY2012_ Annual_Report.pdf (data obrashheniya: 15.10.2013 g.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.