Научная статья на тему 'Моя целина'

Моя целина Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
95
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Моя целина»

164 Вестник Алтайского государственного аграрного университета. №1, 2004

- - Хочу назвать лучших людей того времени, на кого больше всего опирался в своей председательской работе. Это бригадиры тракторного отряда В. Масленников, полеводческой бригады Д. Двоенинов, стройбригады И. Субботин. Это завфермами молочнотоварной К. Инюшев, свиноводческой И. Масленников. Это доярки М. Кирьянова, Т. Са-вочкина и другие. Это многие механизаторы, в том числе москвичка-комсомолка Т. Не-любина, у которой на ДТ всегда был красный флажок за перевыполнение заданий.

Должен сказать, что всю работу (особенно в социальной сфере) очень сильно помогал вести председатель сельсовета Н. Хмыз. Таким образом сообща подтягивали дисциплину, боролись с пьянкой. Вместе с ним пришли к выводу, что без клуба нам никак нельзя. Но его в селе не было, и под клуб переоборудовали старый склад (когда-то там была церковь).

Все мероприятия в клубе - разные игры, танцы, концерты, встречи, «живую газету» -нам помогали проводить учителя. Нередко с лекциями выступала народный судья района К. Ильина. Приезжали по нашему приглашению и проводили беседы работники райкома, райисполкома, райвоенкомата. Колхоз помогал справлять молодежные свадьбы. В общем, благодаря освоению целины наша глубинка оживилась - и в экономическом, и в человеческом плане.

• • :Л

Г МОЯ ЦЕЛИНА

В. И. Земсковд.т.н., профессору Заслуженный деятель науки и техники РФ

Подъем целины - это эпоха в жизни многих молодых в то время энтузиастов, ро-мантиков, желающих преобразовать к лучшему жизнь на селе. Мне посчастливилось принять в этом непосредственное участие. После окончания Пензенского индустриального института я по направлению приехал в Новосибирск. В это время я был женат, у нас родилась дочь. В Новосибирске я проработал в отделе главного технолога завода а/я 66 ин-женером-конструктором около года. В сентябре 1953 г. состоялся Пленум ЦК КПСС, который принял обращение к молодым специалистам поехать в деревню на подъем сельского хозяйства. Я изъявил такое желание, жена поддержала меня, и в октябре 1953 г. я уже был направлен решением Новосибирского обкома КПССС главным инженером Чемской МТС Логтевского района Новосибирской области.

В это время в МТС было 40 колесных тракторов ХТЗ, несколько тракторов НАТИ и один трактор С-80. Только после решения о подъеме целинных и залежных земель на село пошла новая техника - трактора ДТ-54, сеялки, культиваторы, зерноуборочные комбайны и др.

В годы подъема целины Чемская МТС занималась, наряду с обслуживанием плано-' вых работ в колхозных зонах, раскорчевкой отдельно стоящих деревьев и кустарников, - улучшением полей, распахиванием залежных земель.

Неизгладимое впечатление на меня произвело Всесоюзное совещание целинников (1957 г.), участником которого в составе делегации Новосибирской области я был. На этом совещании были подведены основные итоги работы по подъему целены, по подъему сельского хозяйства страны. Был организован отличный прием делегатов совещания.

После ликвидации МТС я работал главным инженером Гутовского совхоза Тогу-гинского района Новосибирской области. В общей сложности работе непосредственно в сельском хозяйстве я отдал 12 лет. в 1965 г. был принят по конкурсу на должность доцен-

'i

,v

Казанцев A.B. МТС Алтая накануне освоения целины 165

та кафедры механизация животноводства Алтайского сельскохозяйственного института, а в 1967 г. заведующим кафедры.

И начался второй этап работы по подъему сельского хозяйства путем передачи знаний и опыта будущим специалистам сельского хозяйства - инженерам-механикам, зооинженерам.

Годы работы на селе были для меня годами приобретения опыта руководителя, годами приобретения новых знаний, технологии сельскохозяйственного производства, что послужило прочной базой в научной и педагогической работе.

МТС АЛТАЯ НАКАНУНЕ ОСВОЕНИЯ ЦЕЛИНЫ

A.B. Казанцев, кммм доцент

• - ' Колхозный строй и его материально-техническая база (машинно-тракторные станции) выдержали испытание и доказали свою жизненность в годы Великой Отечественной войны.

Вопросы партийного руководства работой МТС Алтайского края в годы войны все еще не нашли достаточно полного освещения в исторической литературе. Обнаруженные нами в партийном архиве Алтайского края (ПААК) «Материалы комиссии по разработке мероприятий улучшения работы МТС Алтайского края» представляют, на наш взгляд, ценный источник в ходе исследования данного вопроса. Комиссия под председательством профессора Воронежского сельскохозяйственного института, доктора технических наук А.И. Петрусова была создана по инициативе Алтайского крайкома ВКГ1(б). В нее наряду с учеными вузов, эвакуированными на Алтай, входили и работники Алтайского краевого земельного отдела и краевого комитета партии.

За короткий срок (с 25 октября по 3 декабря 1943 г.) комиссия изучила деятельность МТС Алтая в предвоенные годы и в первые годы войны и разработала предложения по улучшению работы машинно-тракторных станций края. Исследованию подверглись следующие вопросы: географическое размещение и рентабельность МТС, состояние и работа машинно-тракторного парка, ремонтная база, запасные части и ремонтные материалы, кадры, организация и оплата труда, организация технического ухода и обслуживания машин, нефтехозяйство, техника безопасности и другие.

Сравнительный анализ довоенной деятельности МТС и их работа в первые годы войны до 1943 г. включительно на основе данных государственной отчетности (за 1943 г. данные текущей отчетности), многочисленные таблицы, приводимые и анализируемые в тексте, придают убедительность и научную обоснованность выводам и предложениям комиссии.

Сам факт появления этого документа - яркое доказательство научного подхода Алтайского крайкома ВКП(б) в поиске путей улучшения работы МТС, качественные и количественные показатели которых в годы войны ухудшались и достигли критического уровня в 1943 г. : Л

До Великой Отечественной войны Алтайский край по механизации полеводства занимал одно из первых мест в стране. На вооружении 181 МТС насчитывалось 13,3 тыс. тракторов и свыше 8 тыс. зерновых комбайнов. Механизация важнейших видов работ достигла 80-90%. В крае сложились опытные кадры механизаторов. Накануне Великой Оте-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.