УДК 371
DOI 10.21685/2072-3016-2019-3-15
О. С. Кошевой, В. П. Воробьев, Н. В. Некрылова, А. Н. Опекунов
МОТИВЫ ВЫБОРА ПРОФИЛЯ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТАМИ-ЭКОНОМИСТАМИ (РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ)
Аннотация.
Актуальность и цели. Ситуация на рынке образовательных услуг характеризуется обострением конкурентной борьбы за потенциальных абитуриентов. Поэтому актуальными являются исследования, связанные с мотивацией выбора абитуриентами профиля обучения в вузе. Цель работы - выявить мотивы выбора профиля обучения студентами-экономистами при поступлении в региональный вуз.
Материалы и методы. В качестве метода исследования выбран анкетный опрос студентов-бакалавров второго курса Пензенского государственного университета, обучающихся на следующих профилях: «Мировая экономика»; «Финансы и кредит»; «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»; «Бизнес информатика». Общее количество студентов n = 82 человека.
Результаты. Для разных профилей обучения по экономическому направлению сформулирован социологический портрет студента и установлены приоритеты выбора им конкретного профиля.
Выводы. На экономических профилях регионального вуза обучаются в основном девушки, на платной основе, проживающие в городской местности, из семей рабочих, государственных служащих или предпринимателей. Основными мотивирующими факторами при выборе ими экономического профиля обучения являются советы родителей, студентов-старшекурсников или друзей, а также информация официального сайта регионального вуза.
Ключевые слова: профиль обучения, мотивация получения образования, социальный портрет студента, приоритет выбора показателя.
O. S. Koshevoy, V. P. Vorob'ev, N. V. Nekrylova, A. N. Opekunov
MOTIVES OF SELECTING A STUDY MAJOR BY ECONOMIC STUDENTS (A REGIONAL ASPECT)
Abstract.
Background. The situation on the educational services market is characterized by increased competition for potential applicants. Therefore, studies related to the motivation of applicants to choose a study major at a university are relevant. The purpose of the work is to identify the motives for choosing a study major by economic students upon admission to a regional university.
Materials and methods. As a research method, a questionnaire survey was chosen focused on second-year undergraduate students of Penza State University, studying at the following majors: "World economy", "Finance and credit", "Accounting, analysis and audit", "Business Informatics". The total number of students was 82.
© Кошевой О. С., Воробьев В. П., Некрылова Н. В., Опекунов А. Н., 2019. Данная статья доступна по условиям всемирной лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License (http://creativecommons.org/ licenses/by/4.0/), которая дает разрешение на неограниченное использование, копирование на любые носители при условии указания авторства, источника и ссылки на лицензию Creative Commons, а также изменений, если таковые имеют место.
Results. A sociological portrait of a student is formulated for different training majors in the economic field and priorities for choosing a specific major are established.
Conclusions. As for economic majors of a regional university, mainly girls are the students, on contractual basis, living in an urban area, from families of workers, government employees or employers. The main motivating factors when choosing their economic education major are the advice of parents, senior students or friends, as well as information on official websites of regional universities.
Keywords: study major, motivation to obtain education, social portrait of a student, indicator choice priority.
В настоящее время в системе высшего образования реализуется значительное число экономических профилей обучения студентов. Модными становятся профили, направленные на освоение элементов цифровой экономики. Современно озвученные профили с не вполне понятными предметными областями активно привлекают будущих абитуриентов в силу эфемерной возможности трудоустройства с высоким заработком. Эффективно освоить такие профили студентам можно лишь в вузах столицы и нескольких крупных мегаполисов России. Поступая же в провинциальный вуз, студенты чаще всего выбирают профиль с традиционной предметной областью обучения, например: мировая экономики, финансы и кредит, бухгалтерский анализ и аудит, бизнес-информатика и пр.
Однако, стремясь следовать в ногу со временем, значительное количество абитуриентов г. Пензы и области уезжают учиться в крупные города. В результате происходит сокращение числа потенциальных студентов в местных вузах и, как следствие, обостряется конкурентная борьба за них между учебными заведениями в пределах региона. Чтобы выдержать конкуренцию, вузам области необходимо знать мотивы выбора абитуриентами того или иного профиля обучения, систематически их исследовать и анализировать.
В настоящее время существуют различные теории мотивации, которые можно разделить на содержательные и процессуальные [1]. В современной отечественной литературе теоретические аспекты мотивации подробно рассмотрены Е. В. Зарубиной и Л. Н. Петровой [2]. Методы мотивации трудовой деятельности в производственной сфере глубоко проанализированы в работе Р. В. Губарева [3].
Среди мотивационных теорий интересна теория личностных диспозиций [4]. Здесь структура мотивации деятельности содержит: нравственные мотивы (связанные со взаимоотношениями в группе), материальные мотивы, идейные мотивы (опираются на профессиональные принципы, взгляды, идеи), содержательные мотивы (побуждения, возникающие на основе содержания деятельности).
По нашему мнению, в ходе исследования мотивации людей можно использовать эвристический потенциал современной когнитивной теории, разрабатываемой в рамках социологии и социальной психологии. При анализе мотива-ционного процесса необходимо учитывать, что система мотивации крайне сложна и в ней могут наблюдаться противоречия между глубинными и «поверхностными» мотивами того или иного поступка. Наличие таких противоречий привело ученых к выводу о недостаточности анализа рациональных мотивов при
прогнозировании социального поведения групп и конкретных индивидов, которое является, по сути, иррациональным. Тем не менее современные когнитиви-сты подчеркивают: «...независимо от того, насколько иррационально мы ведем себя на самом деле, мы пытаемся казаться благоразумными как самому себе, так и другим людям» [5, с. 56]. Данный тезис не предполагает, что анализ вербализованных (а значит рационализированных) установок, зафиксированных при помощи опросных методов, полностью неэффективен. Скорее, речь должна идти о необходимости осторожного и критического отношения к этим установкам, выявленным в ходе массовых опросов. Последнее относится и к исследованиям мотивации выбора профиля обучения в вузе.
Крупным исследовательским проектом в рамках социологического мониторинга в Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики» является «Портрет первокурсника», в рамках которого в начале каждого учебного года опрашивается не менее 85 % первокурсников о мотивах и способах поступления в вуз, интересах и увлечениях, выявляются характерные особенности различных категорий первокурсников (москвичей и иногородних, обучающихся на коммерческой и бюджетной основе и т.д.) [6].
Объемные исследования образовательной среды вуза приведены в монографии профессора О. С. Кошевого [7]. Здесь доказано, что первоначальная мотивация оказывает существенное влияние на весь процесс дальнейшего профессионального становления студента. Она задает определенные ориентиры, обусловливает специфическое отношение молодого человека к освоению специальности. Осознанное желание абитуриента посвятить себя любимому делу способствует более продуктивному обучению в вузе, помогает выработке профессионально значимых качеств. Такая адекватная мотивация придает всем аспектам профессиональной подготовки глубокий личностный смысл. Поверхностная же мотивация, связанная со стремлением следовать чужим советам, с прагматическими соображениями престижности, может быть сильной, но не обеспечивает врастания личности в выбранную профессию.
Основываясь на вышеизложенных положениях, в настоящем исследовании выбраны показатели, позволяющие сравнить мотивацию поступления в вуз юношей и девушек из семей разного социального статуса и местности проживания. Исследованию подверглись бакалавры второго курса Пензенского государственного университета, обучающиеся на следующих профилях: «Мировая экономика» (21 студент); «Финансы и кредит» (22 студента); «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» (20 студентов); «Бизнес-информатика» (19 студентов). Среди них проведен сплошной анкетный опрос со 100 %-м охватом респондентов. Обработка результатов анкетирования произведена в программной среде SPSS [8, 9].
Результаты выполненных исследований позволили сформировать социальный портрет студента обозначенных профилей обучения (табл. 1).
Таким образом, на всех профилях на платной основе обучаются в основном городские девушки из семей рабочих, служащих или предпринимателей. При этом «гендерная асимметрия» наиболее ярко выражена среди обучающихся по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит». Вероятно, это связано с тем, что данная специальность до сих пор ассоциируется преимущественно с «женским» стилем работы, характеризующимся такими чертами, как усидчивость, аккуратность, скрупулезность. В то же время общее преобладание деву-
шек при обучении по специальностям экономического профиля может свидетельствовать и о том, что сам учебный процесс по данным специальностям в наших условиях традиционно сопряжен с особыми требованиями именно к тем качествам, которые присущи, скорее, девушкам, чем юношам.
Таблица 1
Социальный портрет студента экономического профиля (в процентах к опрошенным)
Профиль обучения Бухгалтерский учет, Мировая Финансы Бизнес-
анализ и аудит экономика и кредит информатика
Девушки 90 64 87 68
Юноши 10 36 23 32
Итого 100 100 100 100
Сельская местность 30 29 32 26
Городская местность 70 71 68 74
Итого 100 100 100 100
Платное обучение 90 100 100 50
Бюджетное обучение 10 0 0 50
Итого 100 100 100 100
Семья рабочих 70 53 44 74
Семья предпринимателей или служащих 30 47 56 26
Итого 100 100 100 100
Как отмечают многие исследователи, выбирая траекторию профессионального развития, раньше абитуриенты руководствовались престижностью профессии. Однако с 2011 г. ситуация меняется. По данным «Мониторинга инновационного поведения населения», проведенного Институтом статистических исследований и экономики знаний Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» [10], большинство студентов ставят на первое место стабильность и благополучие, которые обеспечит им выбранная профессия. Выбирают же чаще всего студенты по-прежнему профессии экономиста, финансиста, бухгалтера.
Однако подобные исследования в региональных вузах дают несколько иные результаты. Большинство детей с высокими баллами по ЕГЭ и «олим-пиадники» покидают регион, поступая в престижные вузы крупных городов. На выбор профессии оставшихся в регионе детей весьма сильно влияют доводы родителей, друзей, знакомых и прочие факторы. Данные выводы подтверждают результаты опроса студентов экономических профилей Пензенского государственного университета (рис. 1, 2).
Наиболее убедительным при выборе профиля обучения для подавляющего большинства студентов оказалось мнение родителей. При этом проблематичным остается вопрос о степени рациональности мнения родителей, касающегося желательности той или иной профессии для своего ребенка. По нашему мнению, здесь немалую роль до сих пор играет фактор престижа всех профессий, связанных с управлением экономическими процессами, -вне зависимости от реальной востребованности данных профессий на рынке труда.
1т, О О
о го'
о
ГО (/>
о-, о о
о"
60,00% 50,00% 40,00% 30;00% 20,00% 10;00% 0;00%
ц \\
\\ \ /\
\ А / У * Л / N У _ . / / . ч
\\ — * •
родители, родственн ики декан, деканат Зав. каф. Преподава тел и Членьр приемной ком. студенты-старшекур сники друзья сайт вуза
— • • Бух учет, (100%) 48,50% 2,90% 0,00% 0,00% 0,00% 14,30% 25,70% 8,60%
— — — Мир. Экономика (100%) 38Д0% 0,00% 0,00% 2,40% 7,10% 19,00% 23,80% 9,50%
Финансы и кредит (100%) 50,00% 2,40% 0,00% 0,00% 4,80% 9,50% 11,90% 21,40%
• Бизнес-информ. (100%) 39,40% 0,00% 3,00% 24,20% 3,00% 3,00% 12,10% 15,20%
ип Рис. 1. Распределение ответов на вопрос «Аргументы, оказавшие влияние на выбор профиля обучения» (в процентах к опрошенным, п = 82)
1Л
(N 00
К
<D
V
>у
ю о
5 -е
о
6
(D
а о
ю «
s &
«
о
Ё
(D
5
6
&
л н о о S о о
(D
m
о
S рц
Также студенты опирались на мнение друзей, знакомых, старшекурсников, доверяли информации, представленной на сайте вуза. Но убедительность такой аргументации оказалась в два раза ниже. Самое слабое влияние на выбор студентами будущей профессии оказали деканат, заведующие кафедрами, преподаватели и члены приемной комиссии. Исключением стали студенты профиля «Бизнес-информатика».
Аргументы самих студентов при выборе профиля обучения в опросе звучали следующим образом (табл. 2):
1) на направление «Экономика» были самые простые вступительные экзамены;
2) профиль дает возможность изучить иностранный язык на высоком уровне;
3) профиль дает возможность обучаться на бюджетном месте;
4) учебные дисциплины профиля интересны, полезны, их легко изучать;
5) после обучения на выбранном профиле гарантировано трудоустройство;
6) работа по профилю после окончания вуза позволит хорошо зарабатывать;
7) профиль даст возможность в дальнейшем трудоустроиться за границу;
8) быть экономистом по этому профилю - мое призвание;
9) быть экономистом по профилю престижно, поскольку это позволит в будущем занять высокий пост;
10) став профессиональным экономистом по профилю, я продолжу семейную традицию.
Таблица 2
Аргументация выбора студентом профиля обучения (в процентах к опрошенным; п = 82)
Вопрос Бухгалтерский учет, анализ и аудит Мировая экономика Финансы и кредит Бизнес-информатика
1 12,5 12,00 15,40 17,00
2 12,5 11,40 12,60 17,00
3 11,8 11,40 11,20 16,10
4 10,5 10,20 10,50 9,80
5 9,9 9,60 9,10 8,90
6 8,6 9,60 8,40 6,20
7 8,6 9,00 8,40 6,20
8 8,6 9,00 8,40 6,20
9 8,6 9,00 7,70 6,20
10 8,6 8,40 8,40 6,20
100 100 100 100
Выявленные аргументы студентов ПГУ при выборе профиля несколько отличаются от результатов мониторинга ВШЭ. Так, студенты, обучающиеся на экономических профилях пензенского вуза, низко оценивают престижность выбранной профессии, она не является призванием или продолжением семейных традиций для большинства молодых людей (ответы 8-10). Не яв-
ляются весомым аргументом и гарантия трудоустройства, возможность работать за границей, высокий будущий заработок (ответы 5-7). Большинство же студентов-экономистов рассчитывали на возможность учиться легко и бесплатно в вузе, не прилагая особых усилий при поступлении на профиль (ответы 1, 3, 4).
Заслуживает внимания особый интерес студентов к освоению иностранного языка при обучении на экономических направлениях подготовки: он, вероятно, свидетельствует об осознании необходимости билингвизма для успешной карьеры в условиях глобальной экономики - даже при работе в своей стране. В то же время настораживает, что этот мотив получения специальности (в общем-то, вторичный) занимает столь важное место в сравнении с иными - более очевидными и рациональными - мотивами. Можно предположить, что, выбирая профиль подготовки, многие провинциальные студенты ориентируются на освоение тех компетенций, которые пригодятся в том случае, если им придется работать не по специальности. В этом и состоит специфика выбора экономического профиля обучения студентами региональных вузов на примере ПГУ.
Итак, востребованность бюджетных мест при их дефиците, низкий уровень требований к студентам при поступлении в вуз и в процессе их дальнейшего обучения - все это острые, болевые точки и посыл к размышлению и для органов управления высшей школы, и для региональных вузов, и для общества в целом, а в особенности - для регионального сообщества.
Библиографический список
1. Кошарная, Г. Б. Мотивационная структура российского предпринимателя / Г. Б. Кошарная // Проблемы теории и практики управления. - 2006. - № 4 (36). -С. 110-116.
2. Зарубина, Е. В. Основные теории мотивации / Е. В. Зарбина, Л. Н. Петрова // Аграрное образование и наука. - 2016. - № 4. - С. 41-44.
3. Губарев, Р. В. Анализ современных теорий мотивации и стимулирования труда / Р. В. Губарев // Вестник УГУЭС. Наука, образование, экономика. Сер. «Экономика». - 2014. - № 1 (7). - С. 239-246.
4. Корж, Н. В. Проблема ценностей и установок в социологии / Н. В. Корж // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В. И. Вернадского. -2011. - № 3 (34). - С. 327-332.
5. Аронсон, Э. Эпоха пропаганды. Механизмы убеждения / Э. Аронсон, Э. Прат-канис. - Москва : ОЛМА-ПРЕСС, 2003.
6. Портрет первокурсника ГУ-ВШЭ - 2009. - URL: https://www.hse.ru/news/ admission/12882292.html
7. Кошевой, О. С. Социологический мониторинг образовательной среды негосударственного образовательного учреждения : монография / О. С. Кошевой. -Пенза : Моск. ин-т экономики, менеджмента и права (филиал в г. Пензе), 2010. -197 с.
8. Бююль, А. SPSS: искусство обработки информации. Анализ статистических данных и восстановление скрытых закономерностей : пер. с нем. / Ахим Бююль, Петер Цефель. - Санкт-Петербург : ООО «ДиаСофтЮП», 2003. - 609 с.
9. Наследов, А. IBM SPSS Statistics 20 и AMOS: профильный статистический анализ данных / А. Наследов. - Санкт-Петербург : Питер, 2013. - 416 с.
10. Мониторинг инновационного поведения населения ГУ-ВШЭ - 2009. - URL: https://www.hse.ru/monitoring/innpeople/about
References
1. Koshamaya G. B. Problemy teorii i praktiki upravleniya [Problems of management theory and practice]. 2006, no. 4 (36), pp. 110-116. [In Russian]
2. Zarubina E. V., Petrova L. N. Agrarnoe obrazovanie i nauka [Agrarian education and science]. 2016, no. 4, pp. 41-44. [In Russian]
3. Gubarev R. V. Vestnik UGUES. Nauka, obrazovanie, ekonomika. Ser. «Ekonomika» [Bulletin of USUES. Science, education, economics. Series: Economics]. 2014, no. 1 (7), pp. 239-246. [In Russian]
4. Korzh N. V. Voprosy sovremennoy nauki i praktiki. Universitet im. V. I. Vernadskogo [Issues of modern science and practice. Vernadskiy University]. 2011, no. 3 (34), pp. 327-332. [In Russian]
5. Aronson E., Pratkanis E. Epokha propagandy. Mekhanizmy ubezhdeniya [The age of propaganda. Persuasion mechanisms]. Moscow: OLMA-PRESS, 2003. [In Russian]
6. Portretpervokursnika GU-VShE [The freshman's portrait of SU-HSE]. 2009. Available at: https://www.hse.ru/news/admission/12882292.html [In Russian]
7. Koshevoy O. S. Sotsiologicheskiy monitoring obrazovatel'noy sredy negosu-darstvennogo obrazovatel'nogo uchrezhdeniya: monografiya [Sociological monitoring of the educational environment of a non-state educational institution: monograph]. Penza: Mosk. in-t ekonomiki, menedzhmenta i prava (filial v g. Penze), 2010, 197 p. [In Russian]
8. Byuyul' A., Tsefel' P. SPSS: iskusstvo obrabotki informatsii. Analiz statisticheskikh dannykh i vosstanovlenie skrytykh zakonomernostey: per. s nem. [SPSS: the art of information processing. A statistical data analysis and restoration of structural regularities: translation from German]. Saint-Petersburg: OOO «DiaSoftYuP», 2003, 609 p. [In Russian]
9. Nasledov A. IBM SPSS Statistics 20 i AMOS: profil'nyy statisticheskiy analiz dannykh [IBM SPSS Statistics 20 i AMOS: profile statistical data analysis]. Saint-Petersburg: Piter, 2013, 416 p. [In Russian]
10. Monitoring innovatsionnogo povedeniya naseleniya GU-VShE [Monitoring the society's innovative behavior by SU-HSE]. 2009. Available at: https://www.hse.ru/ monitoring/innpeople/about [In Russian]
Кошевой Олег Сергеевич доктор технических наук, профессор, кафедра экономики и финансов, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)
E-mail: [email protected]
Воробьев Владимир Павлович доктор социологических наук, профессор, кафедра государственного управления и социологии региона, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)
E-mail: [email protected]
Koshevoy Oleg Sergeevich Doctor of engineering sciences, professsor, sub-department of economics and finances, Penza State University (40 Krasnaya street, Penza, Russia)
Vorob'ev Vladimir Pavlovich Doctor of sociological sciences, professor, sub-department of public administration and regional sociology, Penza State University (40 Krasnaya street, Penza, Russia)
Некрылова Нина Валерьевна
кандидат экономических наук, доцент, кафедра экономики и финансов, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)
E-mail: [email protected]
Nekrylova Nina Valer'evna Candidate of economic sciences, associate professor, sub-department of economics and finances, Penza State University (40 Krasnaya street, Penza, Russia)
Опекунов Алексей Николаевич
кандидат экономических наук, доцент, кафедра экономики и финансов, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)
E-mail: [email protected]
Opekunov Aleksey Nikolaevich Candidate of economic sciences, associate professor, sub-department of economics and finances, Penza State University (40 Krasnaya street, Penza, Russia)
Образец цитирования:
Кошевой, О. С. Мотивы выбора профиля обучения студентами-экономистами (региональный аспект) / О. С. Кошевой, В. П. Воробьев, Н. В. Некрылова, А. Н. Опекунов // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2019. - № 3 (51). - С. 151-160. -DOI 10.21685/2072-3016-2019-3-15.