© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2015 УДК 614.253.52:33
ГОЛЕВА О.П., ФЕДОРОВА Г.В., ТАСОВА З.Б., СМОРЖАНИКЕ.Ю., ДУЛЕВА И.В., ЧЕРНИКОВА Т.М.
Мотивирующие факторы в повышении качества
сестринской помощи
ГБОУ ВПО "Омская государственная медицинская академия" Минздрава России, 644043, Омск
Цель исследования — изучение факторов, мотивирующих средний медицинский персонал к повышению уровня своей квалификации и качества оказания медицинской помощи. Проведен анкетный опрос среднего медицинского персонала областных и городских медицинских организаций Омска, работающего в отделениях терапевтического и хирургического профиля. Полученные материалы позволили выявить приоритетные мотивирующие факторы для систематического повышения квалификации и самообразования медицинских сестер. К числу наиболее значимых факторов отнесены повышение качества профессиональной деятельности, рост оплаты труда, улучшение условий труда среднего медицинского персонала. Определенное значение имеет последипломная подготовка специалистов с организацией дополнительного обучения на базе медицинского учреждения. Применение современных сестринских технологий также является мотивирующим фактором в связи с повышением производительности труда, снижением трудоемкости выполняемых мероприятий. Результаты анализа могут быть использованы для разработки мер по оптимизации организационных решений в сфере управления качеством сестринского дела.
Ключевые слова: мотивирующие факторы; качество медицинской помощи; средний медицинский персонал.
Для цитирования: Здравоохранение Российской Федерации. 2015; 59 (4): 38—41.
Goleva O.P., Fedorova G.V., Tasova Z.B., Smorzhanik E.Yu., Duleva I.V., Chernikova T.M. THE MOTIVATION FACTORS OF INCREASING OF QUALITY OF MEDICAL NURSING CARE The Omsk state medical academy of Ministry of Health of Russia, 644043, Omsk, Russia
The study was carried out to examine factors motivating paramedical personnel to increase level of professional qualification and quality of medical care rendering. The questionnaire survey ofparamedical personnel of therapeutic and surgical departments of oblast and municipal medical organizations of Omsk was organized. The materials of survey made it possible to establish priority motivating factors of systematic increase of professional qualification and self-education of medical nurses. The increase of quality of professional activities, increasing of remuneration of labor, amelioration of conditions of work of paramedical personnel were attributed to the most significant factors. The post-graduate training of specialists with organization of additional education on the basis of medical institution has particular significance too. The application of modern technologies of medical nursing also is considered as motivating factor because of increase of effectiveness of labor and decreasing of laboriousness of applied measures. The results of analysis can be applied in development of measures of optimization of organizational decision-making in the area of management of quality of medical nurse business.
Key words: motivating factor; quality; medical care; paramedical personnel.
Citation: Zdravookhraneniye Rossiyskoy Federatsii. 2015; 59 (4): 38—41. (In Russ.)
For correspondence: Ol ga Goleva, MD, PhD, DSc, prof.; e-mail: [email protected]
Received 17.12.14
Введение
Эффективность систем здравоохранения и качество медицинских услуг зависят от показателей деятельности работников, которые определяются их знаниями, умениями и мотивацией [1]. Мотивация как мотиваци-онный менеджмент — система действий по активизации мотивов работника для выполнения определенной задачи [2]. Очевидно, в различных сферах деятельности должны существовать профессиональные особенности мотивации. В здравоохранении, являющемся сложной социальной сферой, мотивация персонала предъявляет особые, специфичные требования к морально-этическим и профессиональным качествам медицинских работников [3].
Оценка сестринской деятельности является важнейшим аспектом качества медицинской помощи, уровень
оказанной помощи должен соответствовать как потребностям и ожиданиям пациентов, так и современному уровню технологий и медицинской науки [4]. Специфические особенности труда средних медицинских работников необходимо учитывать, разрабатывая систему мотивации персонала. Изучая мотивационные факторы, высоко ценимые сотрудниками, руководители сестринских коллективов могут сформировать систему управления качеством медицинского обслуживания и повысить ее эффективность [5].
Настоящее социально-гигиеническое исследование проведено нами с целью изучения мотивации среднего медицинского персонала к повышению уровня своей квалификации и качества оказания медицинской помощи. Работа выполнена по государственному заказу Министерства здравоохранения РФ "Экономическая оцен-
Для корреспонденции: Голева Ольга Петровна, д-р мед. наук, проф.; e-mail: [email protected] 38
ка вклада специалистов сестринского дела в оказание медицинской помощи различным категориям больных на примере Омской области".
Материал и методы
В исследуемую группу включены средние медицинские работники стационаров Омска, работающие в отделениях терапевтического и хирургического профиля, — палатные, процедурные, операционные и перевязочные медсестры. Для исследования была разработана анкета, содержащая 44 вопроса, проанкетировано 1108 средних медицинских работников.
Среди респондентов 95,3% имели среднее специальное образование, 3,2% — высшее образование, остальные — высшее сестринское образование. Почти половину опрошенных (49,3%) составляли опытные средние медицинские работники со стажем более 15 лет, 31,9% респондентов имели стаж работы от 5 до 14 лет, у остальных рабочий стаж 1 год и менее.
Уровень квалификации медицинских сестер, принявших участие в исследовании, достаточно высок, только 16,2% из их числа не имели квалификационной категории по специальности "Сестринское дело", в то время как медсестер с высшей и первой квалификационными категориями было 40,9 и 22,5% соответственно, на наличие второй категории указали 20,4% опрошенных.
При статистической обработке использованы методы альтернативного, корреляционного анализа, оценки достоверности различий на основе /-критерия Стьюдента.
Результаты и обсуждение
Большая часть опрошенного среднего медицинского персонала (96,8%) были ознакомлены со своими функциональными обязанностями при приеме на работу. В основном начинающих медсестер инструктировали старшие медицинские сестры отделений (77,8%), в 10,3% случаев инструктаж при приеме на работу проводили совместно заведующий отделением и старшая медицинская сестра, в 7,1% — только заведующий отделением. Кроме того, в ряде случаев в инструктаже принимали участие главная медсестра и специалисты отдела кадров.
В ходе исследования было проанализировано, как сестринский персонал занимается самоподготовкой, повышает уровень своей информированности по профессиональным вопросам. В исследуемой группе медсестер постоянно читали литературу по специальности только 52,5% опрошенных, более 40% читали иногда, по случаю, а 4,1% вообще не читали специальную литературу, так как не видели в этом необходимости, не имели средств для ее приобретения или времени для изучения.
Одной из действенных форм повышения квалификации являются научно-практические конференции, семинары по медицинской деятельности, благодаря чему средний медицинский персонал знакомится с передовым опытом, получает информацию о прогрессивных технологиях по осуществлению сестринского ухода за больными.
Нами проанализирована структура посещаемости организуемых медицинскими учреждениями образовательных мероприятий для сестринского персонала. Из числа медсестер исследуемой группы 58,3% регулярно посещали научно-практические конференции и семинары, более 1/3 респонденток (34,4%) посещали их не всегда, около 7% медсестер отметили, что очень редко бывают участниками конференций и семинаров из-за отсутствия времени.
Выявлена достоверная связь между самостоятельным изучением медсестрами специальной литературы и посещением ими конференций и семинаров для повышения уровня компетентности (г = 0,31; р < 0,0001). Иными словами, если медперсонал мотивирован к поддержанию своих теоретических знаний и практических навыков на должном уровне, он, как правило, использует и ту и другую форму повышения квалификации без отрыва от производства.
Большинство медсестер исследуемой группы не имели затруднений при работе с современной медицинской техникой (52,4%), более 38% иногда испытывали такие трудности, около 10% сообщили о постоянных затруднениях. Аналогично обстоит дело с трудностями при работе с персональными компьютерами. Не испытывали никаких затруднений 49,7% опрошенных, постоянно сталкивались с трудностями 14,5%. Выявлена слабая, но достоверная обратная связь между стажем работы в должности медицинской сестры и наличием трудностей при работе с компьютером (г = -0,25; р < 0,0001). Это свидетельствует о пробелах в практической подготовке, недостаточном качестве инструктажа начинающих медсестер со стороны старшего медицинского персонала, а также заведующих отделениями.
При изучении мотивации персонала к повышению квалификации проанализировано их мнение о том, влияет ли наличие квалификационной категории на качество оказываемых медицинских услуг. Результаты опроса показали, что 65,4% респондентов уверены в существовании частичной или полной связи между качеством оказываемых медицинских услуг и наличием квалификационной категории. Каждая пятая медсестра из числа опрошенных (20,5%) уверена, что качество медицинских услуг совершенно не зависит от наличия квалификационной категории, а почти каждая десятая (10,8%) утверждала, что, хотя наличие квалификационной категории не влияет на качество медицинских услуг, но придает уверенности на рабочем месте.
Мнение медсестер по этому вопросу варьирует в зависимости от наличия у них квалификационной категории. Так, среди медсестер с высшей категорией около 71,8% полагали, что качество медицинских услуг определяется уровнем квалификационной категории, а из числа медсестер со второй категорией положительный ответ дали только 56,5% (/ = 4,3; р < 0,0001).
Большинство опрошенных (72,6%) полностью одобряли традиционное обучение и считали, что нет необходимости дополнительно заниматься самообразованием. В то же время 22,3% респондентов утверждали, что традиционное обучение устраивает их лишь частично и им необходимо постоянно самостоятельно читать дополнительную литературу и новинки по специальности. Полностью не устраивало традиционное обучение 3,2% опрошенных медсестер, они считали необходимым организацию дополнительного обучения на базе медицинского учреждения.
При изучении основных факторов, мотивирующих к систематическому самостоятельному образованию по специальности, медсестер исследуемой группы попросили выбрать 5 основных мероприятий из числа предложенных к рассмотрению (см. таблицу).
Мнения опрошенных распределились следующим образом: приоритеты были отданы возможности повышения уровня материальной обеспеченности учреждения и улучшения условий труда среднего медицинского персонала. На 3-м ранговом месте оказались возможно-
Распределение факторов, мотивирующих средний медицинский персонал к систематическому повышению квалификации, по степени значимости
Причина, побуждающая к повышению квалификации
Ранговое место
Повысить уровень материальной обеспеченности 1-е
учреждения
Улучшить условия труда 2-е
Изменить систему оплаты труда с учетом уровня 3-е знаний, умений и навыков
Снизить нагрузку на средний медицинский персонал 4-е
Получить возможность должностного роста 5-е
сти повышения заработной платы и изменения оплаты труда с учетом знаний, умений и навыков в результате роста уровня квалификации. Немаловажное значение в качестве мотивирующего фактора, по мнению медсестер, имеет возможность снижения нагрузки при выполнении должностных обязанностей и предоставление возможности должностного роста. Далее по степени значимости следуют такие факторы, как повышение роли сестринского персонала в оказании медицинской помощи населению; изменение системы профессиональной подготовки в соответствии с запросами личности, рынка труда, перспективами развития здравоохранения; повышение уровня профессиональной ответственности и компетентности, а также развитие научно-исследовательской и инновационной деятельности.
Для изучения мотивации среднего медицинского персонала к повышению качества работы и уровня своей квалификации респондентам было предложено ответить на вопрос: "Нравится ли Вам Ваша профессия"? Положительным фактом явилась удовлетворенность 90% опрошенных медсестер своей профессией, остальные относились к своей профессии безразлично либо затруднились ответить.
Взаимоотношения с пациентами также являются одной из составляющих качества оказываемых медицинских услуг. Внимательное, доброжелательное отношение к пациентам, заинтересованность в их скорейшем выздоровлении старались показать 68,7% медсестер, принявших участие в исследовании. Почти 1/3 из них (29,1%) общаются с пациентами строго в рамках выполнения своих обязанностей, сложности в общении с пациентами отметили 2,2 % респондентов. На вопрос о том, были ли жалобы со стороны пациентов, касающиеся работы сестринского персонала, в отделении отрицательный ответ дали только 63,6% медсестер. Выявлена достоверная положительная связь между тем, нравится ли медицинским сестрам их профессия, и отношением их к пациентам (г = 0,35;р < 0,0001).
В ряде случаев средний медицинский персонал в соответствии с функциональными обязанностями выполняет ряд мероприятий по поручениям руководства отделения. По частоте выполнения некоторых видов вспомогательной деятельности в течение рабочего дня распределение выглядит следующим образом: на 1-м месте находится приготовление дезинфицирующих растворов и проведение дезинфекции отработанных материалов, а также оформление документации. На 2-м месте по частоте исполнения находятся такие виды вспомогательной деятельности, как получение лекарственных средств у старшей медицинской сестры, постановка на учет, подсчет и списывание лекарственных
средств; 3-е место занимает подготовка материалов для стерилизации (закладка биксов нестерильным материалом) и транспортировка емкостей с материалами для анализов в лаборатории, работа с историями болезни.
Большинство опрошенных (66,3%) дали положительный ответ на вопрос о возможности внедрения в практику работы отделения современных сестринских технологий. Среди новых технологий, внедренных в работу среднего медицинского персонала профильных отделений, отмечены прежде всего новые средства по уходу за больными (противопролежневые матрасы, зондовое питание, средства для первичной обработки ран). Далее по частоте применения следуют персональные компьютеры и автоматизированное рабочее место медсестры. Многие медицинские сестры дали высокую оценку новым системам для забора крови и катетеризации периферических вен, внедренным в практику в медицинских организациях. Это стерильные одноразовые иглы и пробирки (вакутейнер), особенности конструкции которых не позволяют использовать их повторно, а также обеспечивают минимальный уровень травмоопас-ности. К числу новых технологий отнесено использование различной медицинской аппаратуры (кардиомони-тор, дефибриллятор и др.).
Основной эффект применения современных сестринских технологий, по мнению медсестер, состоит прежде всего в сокращении затрат рабочего времени на вспомогательные виды деятельности, что обеспечивает повышение производительности труда и качества медицинской помощи. Немаловажное значение имеет и снижение трудоемкости выполняемых мероприятий, сокращение затрат времени на оформление медицинской документации и экономия расходных материалов.
Таким образом, изучение мотивирующих факторов повышения квалификации медицинских сестер и качества медицинской помощи позволяет сформулировать следующие выводы:
1. Приоритетными мотивирующими факторами для систематического повышения квалификации медицинских сестер являются улучшение качества профессиональной деятельности, а также возможный рост оплаты труда.
2. Большинство медсестер удовлетворены своей профессией, что является мотивирующим фактором для повышения квалификации, а также влияет на качество взаимоотношений среднего медицинского персонала и пациентов.
3. Важное значение в качестве мотивирующего фактора для повышения квалификации среднего медицинского персонала и качества сестринской помощи имеет система организации последипломной подготовки специалистов, причем, помимо традиционного обучения необходима организация дополнительного обучения на базе медицинского учреждения.
4. Применение современных сестринских технологий можно рассматривать в качестве одного из мотивирующих факторов, поскольку оно обеспечивает повышение производительности труда и качества медицинской помощи, а также снижение трудоемкости выполняемых мероприятий.
ЛИТЕРАТУРА
1. Травин В.В., Магура М.И., Курбатова М.Б. Мотивационный
менеджмент. М.: Дело; 2005.
2. Масляков В.В., Левина В.А., Кузнецова Э.В., Лункова О.А.
Мотивация в среде медсестер. Фундаментальные исследования. 2012; 3: 352—7.
3. Комаревцева Н.Б., Радышевская Л.Н. Роль медицинской сестры в повышении качества медицинской помощи. Поликлиника. 2006; 2: 105—6.
4. Загороднова Г.А. Характеристика удовлетворенности трудом и производственная мотивация медицинских сестер. Главная медицинская сестра. 2008; 3: 5—7.
5. Павленко Т.Н., Володин А.В. Кадровый потенциал среднего медицинского персонала системы здравоохранения Оренбургской области в условиях модернизации. Медицинский альманах. 2013; 1(25): 19—24.
REFERENCES
1. Travin V.V., Magura M.I., Kurbatova M.B. Motivation Management. [Motivatsionnyy menedzhment]. Moscow: Delo; 2005. (in Russian)
2. Maslyakov V.V., Levina V.A., Kuznetsova E.V., Lunkova of O.A. Motivation among nurses. Fundamental'nye issledovaniya. 2012; 3: 352—7. (in Russian)
3. Komarevtseva N.B., Radyshevsky L.N. Rol of the nurse in improvement of quality of medical care. Poliklinika. 2006; 2: 105— 6. (in Russian)
4. Zagorodnova G.A. Characteristic of satisfaction with work and production motivation of nurses. Glavnaya meditsinskaya sestra. 2008; 3: 5—7. (in Russian)
5. Pavlenko T.N., Volodin A.V. Personnel potential of the average medical personnel of health system of the Orenburg region in the conditions of modernization. Meditsinskiy al'manakh. 2013; 1(25): 19—24. (in Russian)
Поступила 17.12.14
© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2015 УДК 614.2:616-082
АСЬКОВ Н.Н'., БОРЩУКЕ.Л.2, ВАСИЛЬЕВ Е.А.2
Участие граждан в независимой оценке качества работы государственных (муниципальных) учреждений здравоохранения
1ГБОУ ВПО "Самарский государственный медицинский университет" Минздрава России, 443099, Самара; 2ГБОУ ВПО "Оренбургский государственный медицинский университет" Минздрава России, 460000, Оренбург
Статья посвящена анализу возможности участия граждан в оценке качества работы медицинских учреждений. Проанализированы нормативные основы для такого участия, критерии оценки деятельности медицинского персонала и функционирования медицинских учреждений. Сделан акцент на необходимости сочетания вертикальной и горизонтальной осей взаимодействия всех субъектов системы оказания медицинской помощи, а также реализации при этом принципов и правил биоэтики.
Ключевые слова: качество медицинской помощи; принципы и правила биоэтики; оценка; кол-лаборативная фильтрация.
Для цитирования: Здравоохранение Российской Федерации. 2015; 59 (4): 41—44.
Askov N.N.1, BorshchukE.L.2, Vasiliev E.A.2 THE INVOLVEMENT OF CITIZEN IN INDEPENDENT EVALUATION OF QUALITY OF FUNCTIONING OF PUBLIC (MUNICIPAL) HEALTH INSTITUTIONS
1The Samara state medical university of Ministry of Health of Russia, 443099, Samara, Russia;
2The Orenburg state medical university of Ministry of Health of Russia, 460000, Orenburg, Russia
The article presents analysis ofpossibility of involvement of citizen in evaluation of quality of functioning of medical institutions. The normative foundations of such an involvement, criteria of evaluation of functioning of medical personnel and functioning of medical institutions are analyzed. The emphasis is made on necessity of combination of vertical and horizontal axises of interaction of all subjects of medical care system. At that, implementation of principles and regulations of bioethics is emphasized.
Key words: quality; medical care; principles and regulations of bioethics; collaboration filtration.
Citation: Zdravookhraneniye Rossiyskoy Federatsii. 2015; 59 (4): 41—44. (In Russ.) For correspondence: Nikolay As'kov, assistant рrofessor; e-mail: [email protected]
Received 28.12.14
Введение
Актуальность темы. Одним из важнейших проявлений эффективности функционирования системы здравоохранения является качество медицинской помощи, оказываемой населению. В ст. 2 Федерального закона Российской Федерации от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее — Закон) дано четкое определение качества медицинской помощи — совокупность харак-
теристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата" [1]. Нетрудно заметить, что такая формулировка данного понятия ориентирована на медицинских работников и надзорные органы здравоохранения. Между тем в последние годы стало заметным стремление законодателя привлечь граждан к участию в оценке качества медицинской помощи.
Для корреспонденции: Аськов Николай Николаевич, ассистент кафедры медицинского права и биоэтики; e-mail: [email protected]