В перспективе необходимо продолжить работу над комплексом задач по созданию качественной системы оценки эффективности финансирования общего образования на основе целевого долгосрочного планирования, которая должна охватывать систему оплаты труда, систему финансирования общеобразовательных учреждений, систему оценки качества общего образования, систему управления общим образованием, аспекты региональной системы оценки качества образования.
Список литературы
1. Борескова Е.В., Китова E.H. Некоторые особенности межбюджетных отношений на субфедеральном и местном уровнях // Финансы. - 2000. - № 5. - С. 5 - 12.
2. Попов С.А. Стратегическое управление: Модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 4. - М.: ИНФРА-М, 2001.
УДК 378
JI.B. Антропова, Н.В. Дорофеюк, В.В. Плашенков Череповецкий государственный университет
МОТИВАЦИЯ ВЫБОРА ОПТАНТАМИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ИНЖЕНЕРНЫХ ПРОФЕССИЙ КАК ФУНКЦИЯ МЕНЕДЖМЕНТА
Менеджмент в российском обществе стал необходимой реальностью, и к нему проявляется активный интерес во многих областях деятельности, в том числе и в подготовке специалистов к будущей профессии. Общеизвестно, что менеджмент - одно из достижений рынка. Рынок требует от человека деловитости, творческого мышления, ориентации на ценности и идеалы современного демократического общества, отечественной и зарубежной культуры.
Анализ макросреды, проведенный Инженерно-экономическим институтом Череповецкого государственного университета, позволяет говорить о пяти важнейших тенденциях, которые в период до 2015 г. окажут значи-
тельное влияние на развитие отечественного высшего образования (табл. 1).
Данные тенденции существенно повлияют на процесс самоопределения оптантов в выборе инженерных и экономических профессий. Вопросы профессионального самоопределения всегда были трудны для молодых людей, так как решение этих проблем связано с выбором.
В настоящее время выбор затруднен разной востребованностью профессий на рынке труда, исчезновением одних профессий и появлением других, о которых мало известно населению, изменением общественного мнения о престижных и непрестижных профессиях. Например, статус предпринимателя становится все более привлекательным для значительной
Таблица 1
Важнейшие тенденции развития российского высшего образования
Тенденции развития образования к 2015 г. В процентах от общего числа опрошенных
Часть негосударственных и государственных вузов прекратит свое существование 26
Крупные образовательные учреждения федерального уровня будут расширять сеть своих филиалов в регионах 24
Количество желающих получить высшее образование уменьшится 20
Соотношение государственных и негосударственных вузов будет в пользу первых, причем доля платного образования в них увеличится 14
Будут преобладать крупные университеты федерального уровня с широким набором направлений подготовки специалистов 16
Итого 100
части подрастающего поколения. Все это приводит к определенной растерянности выпускников школ, которая диктуется, с одной стороны, осознанием ответственности выбора подходящего варианта будущего, ведущего к успеху. С другой стороны, этот выбор должен соответствовать индивидуальным особенностям человека и его умению приспособиться к экономической конъюнктуре в постоянно меняющейся экономической среде, умению контролировать ситуацию и принимать решения в условиях противоречивых требований. Это приводит к тому, что спонтанно проблемы эффективного профессионального самоопределения решаться не могут и не должны. Значит, гипотетически мы выдвигаем идею о том, что одной из функций профессиональной деятельности преподавателя в вузе должна быть функция менеджера, направленная на организацию осознанного выбора профессии оптантом, обучающимся в вузе.
На уровне субъектности доминирующей формой проявления потребности, побуждающей и определяющей выбор направления профессии, является мотив. Совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих её, пред-
ставляет собой процесс мотивации его поведения. Мотивация - это побуждения, вызывающие активность субъекта и определяющие её направленность. Существуют различные формы мотивов. Одни из них носят побудительный характер, другие притягательный. К первым относят установки, влечения, желания. К последним - интересы, мечты, идеалы, убеждения. В своей совокупности потребности, интересы, желания, мечты, убеждения составляют направленность личности, выступающую в качестве интегративного внутреннего фактора выбора будущей профессии.
Экспериментально-исследовательская работа по выявлению этого феномена была начата с анкетирования студентов о мотивах поступления в вуз и выбора профессий инженер-но-экономического направления. В анкетировании приняли участие 390 студентов (23 группы), из них первокурсников - 120 человек (30 %), студентов II - IV курсов - по 90 человек (23,3 %). Респондентам предлагалось ознакомиться с 12 предложенными мотивами и расположить их согласно собственной мотивации при выборе профессии.
Мотивация выбора профессии у первокурсников представлена в табл. 2.
Таблица 2
Вопрос Значение
Вы учитесь на той специальности, на которую хотели поступить? -Да. - Нет 74,80 % 25,20 %
Довольны ли Вы на данный момент выбором своей специальности? -Да. - Нет. - Пока не могу сказать 69,11 % 11,38% 19,51 %
Мотивы выбора Значение
в баллах (по 12-балльной шкале) в процентах
Возможность получения высокого дохода 9,28 11,41
Перспектива профессионального роста, карьеры 8,73 10,74
Интересная деятельность 7,72 9,50
Престижность 7,88 9,69
Гарантированность сохранения рабочего места 6,43 7,91
Реальная значимость профессии для общества 7,39 9,09
Работа с людьми 6,33 7,78
Возможность работать самостоятельно 6,56 8,07
Востребованность профессии на рынке труда 8,37 10,29
Профессия, которая дает много свободного времени 4,68 5,76
Влияние родителей 4,58 5,63
Влияние друзей 3,34 4,11
Мотивация выбора профессий инженерно-экономического направления студентами I курса
Как видно, на начальном этапе выбора профессии при поступлении в вуз далеко не все студенты (25,2 %) выбирают будущую профессию по желанию. Это делает подготовку будущего специалиста изначально если не безрезультатным, то во всяком случае весьма затруднительным процессом.
Не меньшее значение имеет и ранговая характеристика мотивов, приведшая к желанному выбору профессии. Для выявления этого феномена испытуемым было дано задание проранжировать мотив выбора профессии. Ре-
зультаты данных оценок сведены в табл. 3 и представлены на рис. 1.
Анализ полученных данных позволяет сделать выводы о том, что ведущее место принадлежит мотиву возможности получения высокого дохода, что не всегда соотносится с интересами к содержанию профессионального труда и соответствующими этому задатками и способностями оптанта. Следовательно, и здесь требуется программа формирования личности молодого специалиста, где предполагается развитие интереса к содержательному аспекту профессиональной деятельности.
Таблица 3
Ранжирование мотивов выбора профессии студентами I курса
Возможность получения высокого дохода 11,41 % 1
Перспектива профессионального роста, карьеры 10,47 % 2
Интересная деятельность 9,50 % 5
Престижность 9,69 % 4
Гарантированность сохранения рабочего места 7,91 % 8
Реальная значимость профессии для общества 9,09 % 6
Работа с людьми 7,78 % 9
Возможность работать самостоятельно 8,07 % 7
Востребованность профессии на рынке труда 10,29 % 3
Профессия, которая дает много свободного времени 5,76 % 11
Влияние родителей 5,63 % 10
Влияние друзей 4,11 % 12
5,76 %
5,63% 4,11% 11 41 %
10,29%
8,07 %
10,47 %
7,78 %
9,09% 7,91 %
.Р^9,50% 9,69 %
® Возможность получения
высокого дохода ■ Перспектива
профессионального роста, карьеры п Интересная деятельность 13 Престижность
в Гарантированное^ сохранения рабочего места
и Реальная значимость профессии для общества
■ Работа с людьми
в Возможность работать самостоятельно
■ Востребованность профессии на рынке труда
■ Профессия, которая дает много свободного времени
и Влияние родителей И Влияние друзей
Рис. 1. Ранговая значимость мотивов при выборе профессии инженерно-экономического направления студентами I курса
Второе место заняли мотивы, связанные с перспективой профессионального роста и карьеры. Данная мотивация бывает позитивной только при условии серьезного отношения оптанта к учебной деятельности в вузе, что на практике не всегда представляется возможным. Значит, с этой группой оптантов также должна осуществляться управленческая деятельность в этом направлении.
Третье место заняли мотивы интереса к профессии. Общеизвестно, что мотивы интереса к профессии являются надежным механизмом формирования профессионала. Однако данные мотивы должны быть устойчивыми на всем пути профессионального становления оптанта. В реальной образовательной практике профессионального становления будущего специалиста встречаются кризисные ситуации, связанные с понижением интереса к профессии. Особенно часто такое снижение интереса отмечается после прохождения студентами производственных практик. В своих отчетах оптанты указывают, что ранее не думали о поджидающих их трудностях в избранной профессии (15 % опрошенных - старшекурсники). Следовательно, нужна специальная программа управленческой работы со студентами для сохранения интереса к будущей профессии в кризисных ситуациях, создающихся в процессе обучения будущего специалиста в вузе.
Только шестое место в рейтинговом списке заняли мотивы гражданской направленности в выборе профессий инженерно-экономических специальностей. Всего лишь 9,2 % опрошенных сказали, что избрали будущую профессию как значимую для общества. Между тем проводимые в России преобразования требуют от будущих молодых специалистов гражданской позиции, которая приведет к успеху не только конкретную личность, но и всю страну и сделает Россию передовой, процветающей державой. Скромный показатель этой группы мотивов требует также особого стратегического планирования в этом направлении и системной управленческой деятельности педагогического коллектива вуза. Значит, гипотеза о необходимости реализации функции менеджмента с целью формирования ценностно важной мотивации выбора профессии оптантами инженерно-экономического направления является вполне правомерной. Этапы организаци-онно-мотивационного механизма, реализуемого в практике менеджмента ИЭИ, представлены на рис. 2.
Рассмотрим этапы данного механизма, раскрывая опыт организации научно-педагогической деятельности института в этом направлении.
Практика показала, что моральное стимулирование студента к овладению профессией экономиста или инженера в опыте ИЭИ наиболее эффективно осуществляется, если ведущие специалисты города, успешные профессионалы, приглашаются в качестве преподавателей специальных дисциплин. Такой позитивный опыт имеется на кафедрах мировой экономики, строительных технологий и экспертизы недвижимости, строительных конструкций и архитектуры и др. В таких преподавателях - руководителях успешных предприятий и фирм - студенты видят реализованные черты профессионала и личностные черты, ведущие к успеху и достойные подражания. Живым примером профессионального становления выступает их образованность и живые рассказы о творческом отношении к делу. Именно на занятиях с такими преподавателями студенты острее чувствуют, что личные качества руководителя, его эрудиция, поведение и отношения с членами коллектива являются существенными компонентами успеха организации.
Гарантии деловой карьеры будущим специалистам в условиях ИЭИ обеспечиваются также привлечением ведущих специалистов города к преподавательской деятельности, перерастающей в системное сотрудничество вуза и предприятия по подготовке специалиста через систему производственных практик, преподавания специальных дисциплин, факультативов и спецкурсов. Завершается такая системная деятельность написанием выпускных квалификационных работ по тематике, предложенной предприятиями и фирмами. Тогда защита ВКР является приоритетным и вполне закономерным приглашением молодого специалиста на то предприятие, где осуществлялась производственная практика, успешное прохождение которой и выступает гарантией деловой карьеры оптанта.
Показ привлекательности профессии осуществляется не только на занятиях (лекциях, семинарах, практических занятиях), где демонстрируются образцы профессионального труда, но и во внеучебной деятельности студентов. С этой целью в ИЭИ проводятся дни специальностей «Формула успеха» технического и экономического направлений. В рамках этого мероприятия объявляется неделя специальностей каждого направления. Студенты выпускают тематические стенгазеты с рекламой своей специальности, фоторепортажами о жизни группы в институте, о прохождении практик на предприятии. Итогом дня специальности является конкурс-шоу, на котором лучшие представители студенческих групп отвечают на вопросы профессиональной
Рис. 2. Этапы организационно-мотивационного механизма, реализуемого в практике менеджмента ИЭИ
направленности, выполняют задания жюри, представленного преподавателями выпускающих кафедр. Самый находчивый, умный, талантливый и энергичный студент получает титул победителя конкурса «Формула успеха».
Перспективным направлением на кафедре мировой экономики оказалось проведение заседаний экономического клуба, где выступили по актуальным экономическим вопросам директор по логистике ОАО «Северсталь-метиз» О.В. Ковтонюк, заместитель начальника инспекции межрайонной ФНС В.К. Мошинский, заместитель управляющего Сбербанком РФ в г. Череповце Д.А. Хмелюк, начальник таможенного поста г. Череповца кандидат юридических наук С.Н. Слепухин и др. Интересные рассказы о профессиях стали интеллектуально-побуждающими стимулами учения. Учебный интерес - эмоциональное переживание познавательной потребности, обеспечивающее направленность личности на осознание целей учебно-профессиональной деятельности. Принято различать уровни познавательного инте-
реса и соответственно им определять пути создания условий их формирования. Низший интерес выражается во внимании к конкретным фактам, знаниям-описаниям, действиям по образцу. Этому и способствуют занятия экономического клуба.
Высший интерес — это интерес к глубоким теоретическим проблемам, к творческой деятельности по освоению знаний. Сформирован-ность высшего уровня познавательного интереса дает основание говорить о наличии осознанного выбора профессии.
Механизмами в этом направлении выступают организация творческой работы студента, общественное и личное признание заслуг студента в будущей профессии.
Традиционно в ИЭИ проводятся олимпиады по иностранному языку, менеджменту, маркетингу, макроэкономике, начертательной геометрии, программированию. Лучшие студенты института ежегодно защищают честь вуза на общероссийских и международных
конкурсах и олимпиадах. Примерами этому являются следующие успехи:
1. Специальность «Экспертиза и управление недвижимостью». Соколова Мария - диплом 1-й степени в номинации «Региональные проблемы управления недвижимостью» Международного конкурса дипломных проектов и научных работ в рамках V Международной конференции «Строительство и недвижимость: экспертиза и оценка» и I конгресса ев-роэкспертизы (Чехия, ноябрь 2008 г.).
2. Специальность «Экономика и управление на предприятии». Виноградов Вадим - награжден дипломом и премией за III место во Всероссийском конкурсе студенческих научных работ.
3. Специальность «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов». Проничева Анастасия - благодарственное письмо за участие во Всероссийской студенческой конференции (с международным участием) «Безопасность жизнедеятельности», г. Челябинск, 2008 г.
4. Специальность «Экспертиза и управление недвижимостью». Евсеева Светлана - 2-е место в региональном конкурсе дипломных проектов (февраль 2008 г., Санкт-Петербург) и диплом Всероссийской студенческой олимпиады за оригинальность решения по обследо-
ванию и управлению объекта исторического значения в дипломной работе на тему «Анализ эффективности использования муниципальной собственности на примере Дома-музея И.А. Милютина г. Череповца» (апрель 2008 г., Москва).
Управление стратегиями профессионального развития личности, создание индивидуальных траекторий образования осуществляется в разрешении студентам, справляющимся с образовательной программой, сочетать обучение и работу по специальности на предприятии в условиях неполного рабочего дня. Это позволяет осознать правильность выбора профессии, более глубоко усваивать учебную информацию, гарантировать рабочее место по окончании вуза.
Успешность реализации организационно-мотивационного механизма в практике менеджмента ИЭИ подтвердили результаты анкетирования студентов IV курса (90 человек). В своих анкетах они отвечали на те же вопросы, что и при поступлении в вуз. Однако за период обучения в вузе их мотивация изменилась в пользу предъявления гражданских мотивов, интересной деятельности, востребованности на рынке профессий, возможности работать самостоятельно. Результаты анкетирования представлены в табл. 4. 5 и на рис. 3.
Вопрос Значение
Вы учитесь на той специальности, на которую хотели поступить? -Да. - Нет 81,32 % 18,68%
Довольны ли Вы на данный момент выбором своей специальности? -Да. - Нет. - Пока не могу сказать 52,75 % 17,58% 29,67 %
Мотивы выбора Значение
в баллах (по 12-балльной шкале) в процентах
Возможность получения высокого дохода 10,33 13,20
Перспектива профессионального роста, карьеры 9,38 11,99
Интересная деятельность 8,23 10,52
Престижность 7,92 10,12
Гарантированность сохранения рабочего места 6,04 7,72
Реальная значимость профессии для общества 6,77 8,65
Работа с людьми 5,82 7,44
Возможность работать самостоятельно 6,13 7,84
Востребованность профессии на рынке труда 7,31 9,34
Профессия, которая дает много свободного времени 3,97 5,07
Влияние родителей 3,60 4,61
Влияние друзей 2,74 3,50
Таблица 4
Мотивация выбора профессий инженерно-экономического направления студентами IV курса
Таблица 5
Ранжирование мотивов выбора профессии студентами IV курса
Возможность получения высокого дохода 13,20% 1
Перспектива профессионального роста, карьеры 11,99% 2
Интересная деятельность 10,52 % 3
Престижность 10,12 % 4
Востребованность профессии на рынке труда 7,72 % 8
Реальная значимость профессии для общества 8,65 % 6
Возможность работать самостоятельно 7,44 % 9
Гарантированность сохранения рабочего места 7,84 % 7
Работа с людьми 9,34 % 5
Профессия, которая дает много свободного времени 5,07 % 10
Влияние родителей 4,61 % 12
Влияние друзей 3,50 % 11
7,44% 8,65% 7,72% ЮД2%
® Возможность получения
высокого дохода и Перспектива профессионального
роста, карьеры о Интересная деятельность
Е Престижность
■ Гарантированность сохранения рабочего места
и Реальная значимость профессии для общества
■ Работа с людьми
и Возможность работать самостоятельно
■ Востребованность профессии на рынке труда
■ Профессия, которая дает много свободного времени
о Влияние родителей
И Влияние друзей
Рис. 3. Ранговая значимость мотивов при выборе профессии инженерно-экономического направления студентами IV курса
Таким образом, результаты проведенного исследования позволяют утверждать, что в целом для студентов важна перспектива получения высокого дохода и профессионального роста, а наименее важны влияние родителей и друзей и наличие свободного времени. Студенты строительных специальностей также ценят востребованность на рыже труда, студенты специальностей по направлению «Менеджмент» особо выделяют возможность профессионального роста. Для студентов специальности «Охрана окружающей среды и ра-
циональное использование природных ресурсов» наиболее важна реальная значимость профессии для общества, а будущие специалисты в области защиты объектов информатизации выделяют возможность самостоятельной работы.
Итак, предложенная модель формирования профессиональной мотивации у будущих инженеров и экономистов в системе менеджмента ИЭИ дала позитивные результаты, но для определения её устойчивости требуются дальнейшие детальные исследования.