Научная статья на тему 'Мотивация водосбережения в жилом фонде'

Мотивация водосбережения в жилом фонде Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
178
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Свинцов А. П., Хамид Мохамад Махмуд

Рассмотрены мотивы потребления воды в жилых зданиях, как составляющая часть поведения и деятельности человека. Понимание мотивов, побуждающих человека к экономному использованию воды в бытовых условиях, представляет практический интерес как для поставщика услуг водоснабжения и водоотведения, так и для муниципальной власти, поскольку они могут быть использованы в качестве одного из основных механизмов управления процессом водопотребления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Motivation of Economical Using of Water in Housing Fund

The motives of consumption of water in inhabited buildings, as a making part of behaviour and activity of the man are considered. The understanding of motives inducing the man to economical use of water in household conditions, represents practical interest as for the supplier of services of water supply and water drain, and for municipal authority, as they can be used as one of the basic mechanisms of management of process of consumption of water.

Текст научной работы на тему «Мотивация водосбережения в жилом фонде»

УДК 628.179:728.1 (004.18)

МОТИВАЦИЯ ВОДОСБЕРЕЖЕНИЯ В ЖИЛОМ ФОНДЕ

А.П. Свинцов, Хамид Мохамад Махмуд

Кафедра проектирования и строительства промышленных и гражданских сооружений Российского университета дружбы народов Россия, 117198 Москва, ул. Орджоникидзе, 3

Рассмотрены мотивы потребления воды в жилых зданиях, как составляющая масть поведения и деятельности человека. Понимание мотивов, побуждающих человека к экономному использованию воды в бытовых условиях, представляет практический интерес как для поставщика услуг водоснабжения и водоотведения, так и для муниципальной власти, поскольку они могут быть использованы в качестве одного из основных механизмов управления процессом водопотребления.

Специалистами жилищно-коммунального хозяйства проводится очень большая работа, направленная на исследование путей улучшения условий водопользования и практической реализации водосберегающих мероприятий. Данные натурных наблюдений и измерений показывают, что все эти мероприятия приносят ощутимый водосберегающий эффект [1], но не обеспечивают перевод решения проблемы в режим саморегулирования и установления экономического равновесия в системе “расходование воды - подача воды”. При этом основной задачей предприятий ВКХ остается подача воды населению, а не удовлетворение потребностей населения в питьевой воде, что существенно сужает круг факторов управления процессом потребления воды.

Поведение водопользователей в основном определяется стереотипом потребления, характерным для данных социальных слоев, являясь одним из проявлений менталитета в устремлениях на удовлетворение комплекса объективных и субъективных потребностей. Анализ потребностей водопользователя позволяет выявить особенности их удовлетворения в процессе взаимодействия с поставщиком услуг водоснабжения и водоотведения, раскрыть механизм, по которому потребитель индивидуально выбирает среди возможных вариантов тот, который для него наиболее приемлем. При этом особенности материальной сферы потребителей воды тесно соотносятся с мотивацией, как деятельности сознательного и подсознательного. Такой переход позволяет установить между поставщиками и потребителями услуг водоснабжения и водоотведения такие отношения, при которых взаимные денежные расчеты за товар (услуги) приобретают динамическое равновесие.

Широко распространенная в зарубежной социологии концепция мотивации А. Маслоу позволяет понять механизмы принятия потребителем тех или иных решений [2]. Человеческая потребность есть специфическая объективно назревшая необходимость, соответствующая культурному уровню, ценностным представлениям и личности человека, а также средствам и ресурсам, которыми он располагает. Субъективное проявление потребности выражается в форме стереотипов поведения, обычаев, традиций, устремлений и желаний обеспечить определенные условия жизни [3]. Иерархия потребностей по Маслоу в приложении к изучению мотивации водопотребления в жилищном фонде может быть представлена в виде последовательности.

Физиологический минимум - использование воды для приготовления пищи и на питьевые нужды. Это самый низкий уровень водопотребления, который характерен нахождению человека в экстремальных условиях.

Потребности в существовании - использование воды в количестве, необходимом для удовлетворения потребности существования, обеспечения бытовых условий на уровне прожиточного минимума (простейшие гигиенические процедуры, умывание, стирка одежды, уборка помещений).

Действительно, только после утоления жажды и голода человек начинает обращать внимание на чистоту своего тела, одежды, места обитания, и у него объективно возникает потребность в приведении всего этого в надлежащий порядок, приведенный ниже.

104 Вестник РУДН, сер. Инженерные исследования, 2000, № 3, с. 103-105

Потребность в обществе - использование воды в количестве, необходимом для удовлетворения потребности человека в духовной близости с окружающими, оценке индивидом своего места среди других, ощущения самоуважения.

На первом плане появляется потребность быть "не хуже других", поддерживать в надлежащем техническом состоянии санитарно-технические устройства и арматуру, использовать воду не только для питьевых целей, приготовления пищи, стирки одежды и уборки помещений, но и для гигиенических процедур, привычных для людей из круга общения индивида. Человек общается с родственниками, друзьями и близкими, ему не безразлично, как он воспринимается и как он выглядит, как он принят, каково его окружение. Связь "человек-окружение" питает его потребности, соотнося его представления об общественных и социальных ценностях, характерных для круга общения. Возникают эстетические, нравственные потребности, потребности собственного достоинства, вследствие чего человеку необходима информация об отношении к нему других людей, о взаимоотношениях между другими людьми, об устройстве их бытовых условий и т.д.

Потребность в соответствующем статусе - использование воды в соответствии с удовлетворением потребности в признании статуса индивида окружающими людьми, ощущения им своего места среди равных.

Человеку уже недостаточно быть "не хуже других", он стремится не нарушать сложившихся традиций в окружении, которое ему дорого. В соответствии с ценностными представлениями, характерными для данного круга, человек стремится соответственно обустроить свой быт, ориентируясь на свои возможности.

Потребность в лидерстве - использование воды, соответствующее удовлетворению потребности быть первым, лидером.

У человека появляется потребность в особом благоустройстве своего домохозяйства, оборудовании своего жилища самыми современными санитарно-техническими устройствами. При этом денежные средства, необходимые для оплаты услуг водоснабжения водоотведения не представляют существенного значения по сравнению с затратами, уже понесенными индивидом на обустройство своего быта.

Понимание мотивов, побуждающих человека к принятию того или иного решения, направленного на удовлетворение своих потребностей в воде, представляет практический интерес как для поставщика услуг водоснабжения и водоотведения, так и для муниципальной власти, поскольку они могут быть использованы в качестве одного из основных механизмов управления процессом водопотребления. Для предприятия ВКХ такое понимание проливает свет на то, каким образом формируется заинтересованность потребителя воды в ее рациональном использовании, а также каким образом возможно получение максимального дохода от реализации своих услуг при обеспечении равенства условий потребления, являющегося одним из важнейших факторов потребительной деятельности. При этом снижение объема забора свежей воды из источников должно способствовать улучшению экологической обстановки без существенного увеличения финансирования природоохранных мероприятий.

ЛИТЕРАТУРА

1 Лраменков С.В. Мероприятия по снижению водопотребления в Москве // Водоснабжение и сан. Техника - 1997 - №11. - С. 2-4.

l.Maslow A. Motivation and Personality, N-Y., L.: Harper & Row - 1954 - P. 80-106.

3. Бурачас А.И. Моделирование личных расходов в развитых капиталистических странах. М.: Наука - 1975 - 463 с.

MOTIVATION OF ECONOMICAL USING OF WATER IN HOUSING FUND A.P. Svintsov, Hamid Mohamad Mahmud

Department of Design and Construction of Industrial and Civil Structures People’s Friendship University of Russia Ordzhonikidze st. 3, 117923 Moscow, Russia

The motives of consumption of water in inhabited buildings, as a making part of behaviour and activity of the man are considered. The understanding of motives inducing the man to economical use of water in household conditions, represents practical interest as for the supplier of services of water supply and water drain, and for municipal authority, as they can be used as one of the basic mechanisms of management of process of consumption of water.

Свинцов Александр Петрович родился в 1951 г., окончил в 1980 г. РУДН. Канд. техн. наук, доцент кафедры Проектирования и строительства промышленных и гражданских сооружений. Автор 44 публикаций, 4 изобретений.

Svintsov А.Р. (Ь. 1951) graduated from Peoples’ Friendship University of Russia in 1980. PhD (Eng), ass. professor of Design and Construction of Industrial and Civil Structures Department of Peoples’ Friendship University of Russia. Author of 44 publications and 4 inventions.

Хамид Мохамад Махмуд родился в 1970 г., окончил в 1997 г.

РУДН. Аспирант кафедры Проектирования и строительства промышленных и гражданских сооружений. Автор 4 публикаций.

Hamid Mophamad Mahmud (b. 1970) graduated from Peoples’ \ ^ Friendship University of Russia in 1997. Post-graduate of Design and Construction of Industrial and Civil Structures Department of People’s Friendship University of Russia. Author of 4 publications.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.