УДК 159.92
МОТИВАЦИЯ В СТРУКТУРЕ СУБЪЕКТНОСТИ
Рассматривается проблема мотивации в структуре субъектности. Теоретически и эмпирически доказано, что в основе субъектности лежи внутренняя мотивация. Люди с высоким уровнем субъектности характеризуются внутренним локусом контроля, они имеют представление о себе как о сильной личности, которая обладает достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле.
Ключевые слова: субъектность. внутренняя мотивация, локус контроля, саморегуляция, свобода выбора.
Введение
Как показывает анализ научной литературы, проблемы субъекта и субъектности остаются одними из самых актуальных в настоящее время. К этому явлению обращаются многие исследователи, которые рассматривают субъектность не только на теоретическом и методологическом уровне, а также активно используют его для решения конкретных практических задач. В настоящее время имеется множество исследований, посвященных изучению субъектности студентов (Е. Г. Денисенко, Ф. Г. Ивлева, В. Н. Карандашев, Е. В. Крутых, З. Г. Мустафина, Ф. Г. Мухаметзянова, М. Ю. Энеева), педагогов (Г. И. Аксенова, Н. М.Борытко, А. Б. Ваньков, Е. Н. Волкова, А. Н. Яшкова), младших школьников (Н. А. Жесткова), офицеров (М. В. Сыромятников) и т .д.
Проведенный анализ понятия субъектности в философской, психологической и педагогической литературе показал, что рассматриваемая категория достаточно неоднозначна и многогранна. Существует множество подходов к определению данного явления. Некоторые авторы характеризуют субъектность как:
- как особый уровень развития личности (Б. Г. Ананьев);
- как социальный, деятельностно-преобразующий способ бытия человека (В. И. Слободчиков);
- свойство личности производить взаимообусловленные изменения в мире и человеке, в основе которого лежит отношение к себе как к деятелю (Е. Н. Волкова, И. А. Серегина);
- как целостную характеристику активности человека (А. К. Осницкий);
- как высшую системную целостность всех его сложнейших и противоречивых качеств, в первую очередь, психических процессов и свойств, его сознательного и бессознательного (А. В. Брушлинский).
В наших исследованиях под субъектностью мы понимаем особый уровень развития личности (приобретаемое свойство личности), в основе которого лежит отношение к себе как к деятелю, соотносимое с активным, творческим преобразованием себя и окружающего мира [6].
Неоднозначным остается ответ и при определении структуры субъектности. При рассмотрении структурных компонентов рассматриваемой нами категории, авторы либо связывают субъектность со структурой деятельности, либо сводятся к описанию отдельных свойств личности. Субъектность является личностным свойством и также может иметь определенные мотивационные детерминанты. Рассмотрим более подробно, какая мотивация лежит в основе субъектности.
Проблема мотивации в структуре субъектности
Практически при решении многих проблем психологической науки ученые обращаются к эффектам мотивационных процессов, предположительно, из-за их высоких объясняющих возможностей. Мотивация считается ведущим фактором поведения. Изу-
В. А. Иванова
Белгородский
государственный
национальный
исследовательский
университет
e-mail:
чать мотивацию, значит, анализировать и выявлять причины и факторы, которые инициируют активность человека.
Общеизвестно, что поведение человека может быть мотивировано внешне и внутренне. Согласно В. И. Чиркову: «Внешняя мотивация - конструкт для описания детерминации поведения в тех ситуациях, когда факторы, которые его инициируют и регулируют, находятся вне Я (self) личности или поведения. ... Внутренняя мотивация - конструкт, описывающий такой тип детерминации поведения, когда инициирующие и регулирующие его факторы проистекают изнутри личностного Я и полностью находятся внутри самого поведения» [7, с. 117 - 118]. Общепризнанным является положение, что системы внешних мотивов, прежде всего, основаны на поощрениях, наградах, наказаниях или других видах внешнего воздействия, которые активизируют и направляют желательное или тормозят нежелательное поведение. Внутренне же мотивированные деятельности исходят из самой активности и не имеют внешних поощрений. Человек включается в деятельность ради нее самой, а не для достижения каких-либо внешних наград. Такая деятельность является самоцелью, а не средством для достижения некой другой цели. В. И. Чирков считает, что каждый тип мотивации имеет свои достоинства и недостатки, оказывая различное влияние на психические процессы. В то же время наиболее положительное влияние и на познавательные процессы, и на личность оказывают системы внутренней мотивации [7].
Рассматривая вопрос о том, какая мотивация лежит в основе субъектности: внешняя или внутренняя, следует рассмотреть такие понятия как «локус личностной каузальности» и «локус контроля».
Важнейшей особенностью человека является то, чтобы совершать изменения в окружающем мире и почувствовать себя источником этих изменений и изменений в себе самом. Р. де Чармс рассматривает стремление быть причиной своих действий первичным, базовым, из которого произрастают различные свойства: «Человек стремится к тому, чтобы быть первопричиной, источником своего собственного поведения; он стремится к личностной каузальности» [7, с. 119]. Каузальностью является представление личности о том, где находятся причины, обуславливающие ее поведение: вне или внутри ее самой. При внутренней мотивации личность характеризуется внутренним локусом каузальности, имеет представление о том, что причины ее поведения находятся внутри ее, и она совершает деятельность по собственному желанию. При внешней мотивации личность имеет внешний локус каузальности. Она полагает, что причины, детерминирующие ее поведение, находятся вне ее самой. Субъектность предполагает ощущение первопричинности собственных действий, ощущение себя источником, началом преобразований. Данное утверждение исходит из самого понимания субъектности. Исследования Р. де Чармса показали, что понимание себя хозяином собственной судьбы зависит от качества и содержания отношений человека с миром [7].
Другой характеристикой внутренней мотивации является понятие «локуса контроля». Развитие этого понятия в психологии связано с работами Дж. Роттера. Локус контроля - представление о том, где (внутри или вне человека) располагается контролирующая инстанция поведения человека [1]. Следует различать понятия «локус каузальности (причинности)» Р. де Чармса и «локус контроля» Дж. Роттера. Локус контроля характеризует точку приложения сил, определяющих результаты поведения. Локус каузальности отражает точку приложения сил, детерминирующих само поведение.
При внешнем (экстернальном) локусе контроля человек убежден, что его успехи или неудачи являются результатом воздействия внешних сил: удачи, случайности, других людей и т. д. «Экстерналы» считают себя зависимыми от внешних воздействий, судьбы. При внутреннем (интернальном) локусе контроля человек считает, что происходящие с ним события зависят от его самого, его личностных качеств. По мнению «интерналов», именно от собственных действий и способностей зависят их успехи и неудачи в жизни. Поэтому «интерналы» в большей степени, чем «экстерналы» могут осуществлять воздействие на то, что с ними происходит. К. Муздыбаев отмечает, что большую социальную активность и ответственность проявляют люди с внутренним локусом контроля. Они, в отличие от экстерналов, более последовательны в своем поведении [5]. Также в исследованиях Е. Ф. Бажина, С. А. Голынкиной, А. М. Эткинда экспериментально доказано, что лю-
ди с внутренним локусом контроля более уверены в себе, настойчивы и последовательны в достижении цели, склонны к самоанализу, уравновешены, доброжелательны, независимы [1]. Таким образом, мы можем сказать, что люди с внутренним локусом контроля более склонны к субъектному поведению.
Как отмечает Е. Н. Волкова: «В основе субъектности лежат потребности человека изменять окружающий мир и себя вместе с ним, измерять результаты своих действий и излагать понимание происходящего другим людям. Изменения, измерения и изложения служат проявлением субъектной природы человека» [2, с. 25]. В обсуждении проблемы субъектности большинство авторов (Е. Н. Волкова, Е. Г. Денисенко, Е. В. Крутых и др.) полагают, что особое значение имеет внутренняя (интринсивная) мотивация.
Результаты эмпирического исследования особенностей взаимосвязи параметров мотивации в структуре субъектности
В целях верификации полученных теоретических результатов нами было проведено эмпирическое исследование. Изучение параметров субъектности проводилось на базе Белгородского государственного университета (БелГУ). В исследовании приняли участи студенты 1-5 курсов факультета психологии. Общее количество респондентов составило 192 человека.
В проведенном исследовании мы исходили из того, что в структуру субъектности входят три взаимосвязанных блока: мотивационный, личностный и регулятивно-деятельностный. Субъектность личности характеризуется высоким уровнем развития таких параметров как стремление к саморазвитию, осознание собственной уникальности, понимание и принятие другого, свобода выбора и ответственность за него (личностный блок структуры субъектности), активность и саморегуляция (регулятивно-деятельностный блок). В основе субъектности лежат потребности изменять окружающий мир и себя вместе с ним, внутренняя мотивация: представление о себе как о субъекте собственной жизни (мотивационный блок) [6].
Изучение субъектности и ее компонентов проводилось с помощью следующих диагностических методик. Для определения уровня развития активности, стремления к саморазвитию, осознания собственной уникальности, понимания и принятия других, свободы выбора, ответственности мы использовали соответствующие шкалы опросника субъ-ектности И. А. Серегиной. Для изучения уровня саморегуляции был использован опросник «Стиль саморегуляции поведения - 98» В. И. Моросановой, Е. М. Коноз. С целью выявления параметров внутренней мотивации мы взяли результаты диагностики по шкалам «Локус контроля - Я», «Локус контроля - жизнь» теста Смысложизненных ориентаций Д. А. Леонтьева. Для определения математико-статистической значимости различий по исследуемым признакам мы использовали критерий Н Крускала-Уоллиса, а также для выявления связей между исследуемыми параметрами был применен метод корреляции рангов Спирмена.
Рассмотрим полученные результаты эмпирического исследования. Результаты исследования субъектности у студентов-психологов показали (таблица 1), что половина испытуемых находится на среднем уровне развития субъектности (51,1%). Имея данный уровень, студент предпочитает быть содеятелем, а не деятелем, творящим и преобразующим. Высокий уровень субъектности имеет более 1/5 части будущих психологов (21,4%), т. е. являются субъектами своей деятельности. Имея высокие значения показателей субъект-ности, человек находится на макропсихическом уровне «самоорганизующегося» человека. По мнению В. В. Гребневой, это уровень активной индивидуальности, характеризующейся целостностью, на котором человек рассматривается как субъект жизненной активности (творчества), строящий свой неповторимый жизненный путь [3]. Более 1/4 части студентов (27,5%) находится на низком уровне субъектности. Являются ведомыми в своей деятельности. Следует отметить, что средние значения по всем исследуемым признакам субъектности у студентов с высоким, средним и низким уровнем субъектности отличаются. У респондентов с высоким уровнем субъектности средние значения все рассматриваемых признаков выше, чем у испытуемых со средним уровнем. Значения исследуемых показателей у опрошенных со средним уровнем субъектности выше, чем у студентов с низким уровнем (различия достоверны при р<0,01).
Полученные результаты также свидетельствуют о том, что у респондентов с различной степенью выраженности всех параметров субъектности (личностного и регуля-тивно-деятельностного блоков) имеются статистически значимые различия в уровне внутренней мотивации. У студентов, имеющих более высокий уровень развития таких компонентов субъектности как активность, саморегуляция, свобода выбора и ответственность, осознание собственной уникальности, понимание и принятие других, стремление к саморазвитию, выявлены более высокие значения параметров внутренней мотивации. Они убеждены в том, что именно человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и реализовывать их.
Таблица 1
Результаты исследования уровня субъектности студентов-психологов
Средние значения признаков (М)
Уровни Кол-во студентов (%) Локус контроля - Я Локус контроля -Жизнь Активность Самосознание Свобода выбора и ответственность за него Уникальность Понимание и принятие других Саморазвитие Саморегуляция
Высокий 41 (21,4%) 23,9 35,2 6,70 7,44 5,89 7,96 3,93 6,89 39,1
Средний 98 (51,1%) 21,1 31,4 5,07 5,14 3,51 5,63 2,96 4,79 30,4
Низкий 53 (27,5%) 18,7 27,3 3,17 3,13 1,83 4,13 2,00 2,91 26,3
Эмпирическое значение по критерию Н Крускала-Уоллиса 16,7 р<0, 01 18,3 р<0, 01 17,5 р<0, 01 22,5 р<0, 01 21,9 р<0, 01 18,4 р<0, 01 23,6 р<0, 01 19,4 р<0, 01 20,2 р<0,01
Примечание: *- критическое значение (р<0,01) = 11,3
Напротив, испытуемые с более низким уровнем развития показателей субъектности имеют низкие значения по шкалам «Локус контроля Я» и «Локус контроля - Жизнь». Им свойственны неверие в свои силы контролировать события собственной жизни, убежденность в том, что свобода выбора иллюзорна и бессмысленно загадывать что-либо на будущее.
Анализ взаимосвязей параметров внутренней мотивации с показателями личностного и регулятивно-деятельностного блоков субъектности позволил выявить целый ряд корреляционных зависимостей (табл. 2, 3).
Таблица 2
Корреляционные связи между параметрами внутренней мотивации и показателями личностного блока структуры субъектности
Параметры ^\субъектности Показатели внутр. ^ч мотивации активность самосознание свобода выбора и ответственность осознание собств. уникальности понимание и принятие другого саморазвитие
локус контроля - Я 0,334** 0,390** 0,433** 0,193* 0,099 0,198*
локус контроля -Жизнь 0,364** 0,216* 0476** 0,206* 0,169 0,212*
Примечания: *- уровень статистической значимости р<0,05 **- уровень статистической значимости р<0,01
Данные корреляционного анализа подтверждают результаты, полученные при определении различий в уровне развития личностных и регулятивно-деятельностного блоков субъектности у респондентов с различной мотивацией. Особенно тесные взаимосвязи выявлены между показателями внутренней мотивации и такими структурными компонентами субъектности как «активность», «свобода выбора и ответственность за него» (р<0,01). Наличие представления о себе как самостоятельном субъекте своей жизни, первопричине своей деятельности предполагает высокий уровень активности. В данном случае человек выступает в качестве активного, инициативного творца собственной жизни и судьбы. И наоборот, низкий уровень внутренней мотивации, неверие в свои силы контролировать события собственной жизни приводят к слабой активности, уровень активности может легко понижаться даже под влиянием незначительных внешних факторов. Н. Н. Доронина также отмечает, что высокий уровень активности может быть обеспечен при наличии внутренних мотивов [4].
Выявленные положительные взаимосвязи между внутренней мотивацией и свободой выбора подтверждают также результаты других многочисленных исследований [7]. Наличие у человека выбора и свободы его осуществления позволяют ему чувствовать себя самодетерминированным, приводят к интернализации локуса каузальности и, следовательно, повышают уровень внутренней мотивации. Даже иллюзия выбора значительно повышает внутреннюю мотивацию в сравнении с теми, у которых нет этой иллюзии.
Следует отметить, что не выявлены связи между параметрами внутренней мотивации и параметром субъектности «понимание и принятие другого».
Далее рассмотрим результаты корреляционного анализа между показателями саморегуляции и внутренней мотивации, которые представлены в табл. 3.
Таблица 3
Корреляционные связи между параметрами внутренней мотивации и показателями регулятивно-деятельностного блока структуры субъектности
Примечания: *- уровень статистической значимости р<0,05 **- уровень статистической значимости р<0,01
Отмечено, что интринсивная мотивация и саморегуляция положительно взаимосвязаны. Наиболее тесные взаимосвязи выявлены между параметрами внутреннего локу-са контроля и регуляторно-личностными показателями саморегуляции такими как гибкость и самостоятельность (р<0,01). Наличие у человека представления о себе как о субъекте жизни предполагает высокий уровень сформированности регуляторной гибкости деятельности, т. е. способности перестраивать систему саморегуляции в связи с изменяющимися внешними и внутренними условиями. Такие респонденты демонстрируют самостоятельность, развитость автономности в организации своей активности. Они способны самостоятельно планировать деятельность и поведение, организовывать работу по достижению выдвинутой цели, контролировать ход ее выполнения, анализировать и оценивать как промежуточные, так и конечные результаты деятельности.
Заключение
Обобщив полученные результаты теоретического и эмпирического исследования, мы можем сделать вывод о том, что субъектность, являясь личностным свойством, имеет определенные мотивационные детерминанты. Особое значение в становлении субъектно-сти имеет внутренняя мотивация. Именно наличие представления о себе как о первопричине, источнике своей деятельности позволяет человеку быть активным, свободным в выборе и нести ответственность за них, стремиться к саморазвитию, обладать высоким уровнем саморегуляции.
Список литературы
1. Бажин Е. Ф. Метод исследования уровня субъективного контроля / Е. Ф. Бажин, С. А. Голын-кина, А. М. Эткинд // Психологический журнал. - 1984. - № 3. - С. 152 - 163.
2. Волкова Е. Н. Субъектность педагога: теория и практика: дис. ... д-ра психол. наук / Е. Н. Волкова ; Рос. акад. образования, Психол. ин-т им. Л. Г. Щукиной. - М., 1998. - 308 с.
3. Гребнева В. В. Человекоцентрированная модель социально-психологического взаимодействия в вузе: системный подход / В. В. Гребнева / / Казанский педагогический журнал. - 2010. - №1. -
С. 31 - 39.
4. Доронина Н. Н. Организация учебного процесса с использованием активных ьметодов обучения / Н. Н. Доронина / / Социология образованич. - 2011. - № 3. - С. 31 - 38.
5. Муздыбаев К. Психология ответственности / К. Муздыбаев; АН СССР, Ин-т соц.-экон. проблем; под ред. В. Е. Семенова. - Л. : Наука, 1983. - 240 с.
6. Ткачев В. Н. Динамика развития субъектности студентов-психологов в процессе обучения в вузе / В. Н. Ткачев, В. А. Иванова // Высшее образование сегодня. - 2011. - № 5. - С. 59 - 62.
7. Чирков В. И. Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения человека / В. И. Чирков // Вопросы психологии. - 1996. - № 3. - С. 116 - 132.
MOTIVATION IN THE STUCTURE OF SUBJECTIVITY
V. A. Ivanova
Belgorod National Research University
e-mail:
The article considers the problem of motivation in the structure of subjectivity. Theoretically and empirically it is proved, that the basis of subjectivity is an internal motivation. People with a high level of subjectivity are characterized by internal locus of control. They have a representation of themselves as a strong person, who has sufficient freedom of choice to build their lives in accordance with their goals and ideas about its meaning.
Keywords: subjectivity, internal motivation, locus of control, self-regulation, freedom of choice.