УДК 378.016:811
О. В. Кононыхина
старший преподаватель, кафедра «Иностранные языки», ФГБОУ ВПО Сибирский государственный университет путей сообщения
МОТИВАЦИЯ В ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В УСЛОВИЯХ МЕЖДУНАРОДНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ
Аннотация. В статье рассмотрена роль интенсификации профессиональной мобильности в повышении мотивации студентов технических специальностей к изучению иностранных языков. Описан опыт Сибирского государственного университета путей сообщения в подготовке специалистов мостостроителей. Участие студентов в совместном строительном проекте с французской мостостроительной компанией и практическое участие значительно усилило мотивацию в изучении второго иностранного языка. Автором выявлены компоненты готовности студентов к международной профессиональной мобильности в условиях глобализации рынка труда.
Ключевые слова: международная профессиональная мобильность, мотивация, иностранные языки, высшее профессиональное образование.
O.V. Kononykhina, Senior lecturer, Foreign Languages Department, Siberian Transport University
MOTIVATION FOR LEARNING FOREIGN LANGUAGES IN INTERNATIONAL PROFESSIONAL
MOBILITY CONTEXT
Abstract. The article describes the role of professional mobility intensification in raising the motivation of technical students for learning foreign languages. The experience of the Siberian Transport University in training bridge building specialists is described. The participation of students in the joint international Russian - French bridge construction project raised a second foreign language motivation. The author develops the components of students' readiness for international professional mobility in the global labor market.
Keywords: international professional mobility, motivation, foreign languages, higher education.
Процессы глобализации все в большей степени определяют современное развитие общества и обуславливают необходимость интеграции в мировое пространство. Эти процессы касаются и сферы высшего образования. Одной из первостепенных задач современной высшей школы является необходимость усиления преимущества инженерного образования России и обеспечения участия России в крупных международных проектах. Для решения данной задачи становится важным стимулирование профессиональной мобильности, создание условий для свободного перемещения студентов и их адаптации к условиям динамически меняющейся образовательной и профессиональной среды. Под влиянием интеграционных процессов, характерных для мирового общества, меняется и социально-экономический контекст изучения иностранных языков. Возрастающая потребность в специалистах технического профиля, владеющих иностранным языком, делает этот учебный предмет наиболее востребованным в условиях профессиональной мобильности. Изучение иностранного языка не только обучает иноязычному общению, повышает уровень общей и профессиональной культуры человека, но и имеет воспитательное значение: это способ воспитания толерантности, способности к сотрудничеству, достижения взаимопонимания, уважения к личности независимо от ее расовой, национальной, религиозной, политической принад-
лежности [1, с.9]. Подготовка студентов к жизни и деятельности в демократическом многонациональном обществе становится одной из основных целей, и знание только одного иностранного языка (английского) оказывается недостаточным. Осваивая новый язык, человек расширяет не только свой кругозор, но и границы своего мировосприятия и мироощущения [2]. Потребность в изучении второго иностранного языка -неотъемлемая тенденция современного мира, расширяющего границы взаимодействия. Таким образом, внешние условия меняют внутреннюю мотивацию изучения иностранных языков, обеспечивая тем самым востребованность отдельного индивида как специалиста в конкретной области на рынке труда.
Как упоминалось выше, немаловажным мотивационным фактором для изучения иностранных языков в техническом вузе является интенсификация международного сотрудничества. В этом смысле Новосибирск и Сибирский государственный университет путей сообщения (СГУПС), в частности, обладают мощным потенциалом, позволяющим занимать достойное место в развитии международных связей. СГУПС имеет обширные международные связи в области образования и науки, являясь участником ряда международных программ, а также имеет разнообразные формы работы с зарубежными партнерами в рамках прямых договоров.
Так, в 2010 году было подписано партнерское соглашение СГУПС с ООО «Фрейссине», представителем французской строительной компании, входящей в состав объединения Солетанш Фрейссине (которое входит в Объединение ВИНСИ). С фирмой «Фрейссине» был установлен контакт во время научно-технического семинара, посвященного строительству Третьего автодорожного моста в г. Новосибирске. В семинаре участвовали: фирма «Фрейссине», Франция, ОАО «Сибмост», руководители соответствующих отделов мэрии Новосибирска, проектные организации, факультет «Мосты и Тоннели» и кафедра «Мосты» Сибирского государственного университета путей сообщения. Заранее было установлено, что вся документация и техническое обсуждение в фирме «Фрейссине» ведется на двух языках: французском и английском, поэтому хорошее знание английского языка считается минимально достаточным в фирме «Фрейссине». Позднее для студентов факультета «Мосты и Тоннели», углубленно изучающих английский язык, университетом была организована стажировка во Францию для посещения строительной корпорации «Фрейссине» с тем, чтобы студенты получили полное представление о всех стадиях разработки, изготовления и строительства вантовых конструкций. Семинары проводились на английском и французском языках, что и послужило мотивацией для изучения второго иностранного языка, а именно, французского. Благодаря партнерскому соглашению, предметом которого являются летние производственные и преддипломные практики для студентов факультета «Мосты и Тоннели» на строительных площадках ООО «Фрейссине», а также возможность трудоустройства в данную компанию, интерес студентов факультета к изучению французского языка значительно возрос.
Очевидно, что внутренняя заинтересованность и стимуляция деятельности взаимосвязаны, фактор извне повлиял на субъективный (внутренний) мотив к познанию. А.Н. Леонтьев называет этот процесс «опредмечиванием потребностей» [3]. Рассматривая мотивацию как важнейшую часть процесса овладения иностранным языком, которая обеспечивает его результативность, нужно иметь в виду следующее: мотива-
ция - это сторона субъективного мира студента, она определяется его собственными побуждениями и представлениями, осознаваемыми им потребностями. При рассмотрении психологических основ мотивации в речевой деятельности, обратимся к словам И.А. Зимней [3, с.57], «мотив - это то, что объясняет характер данного речевого действия, тогда как коммуникативное намерение выражает то, какую коммуникативную цель преследует говорящий, планируя ту или иную форму воздействия на слушающего». Практический опыт убеждает нас в том, что самое главное в обучении иностранных языков - это мотивация. Подтверждение этой мысли и интересные рекомендации можно найти в работах по проблеме мотивации Леонтьева А.Н., Теплова Б.М., Пассова Е.И. и многих других. Психологи, изучая характер побудительных сил в учении, установили многообразие мотивационной сферы человека. На неё могут оказать влияние социальные мотивы, определяемые потребностями общества, которые составляют внешнюю мотивацию. Внешняя мотивация существует в двух разновидностях: широкая социальная мотивация и узколичная. При данных разновидностях мотивации для студентов основанием для овладения вторым иностранным языком может стать способ самоутверждения, перспектива профессионального карьерного роста и личное благополучие.
Рассматривая иностранный язык как средство формирования профессиональной направленности будущего специалиста, Е.В. Рощина отмечает, что при обучении профессионально-ориентированного языкового материала устанавливается двусторонняя связь между стремлением студента приобрести специальные знания и успешностью овладения языком [4, с.3]. Она считает иностранный язык эффективным средством профессиональной и социальной ориентации в неязыковом вузе.
Готовность студентов к учебно-профессиональной деятельности и профессиональной мобильности включает следующие компоненты:
• мотивационный - проявление устойчивого интереса к предметной области и желание овладеть иностранным языком для профессиональных целей;
• когнитивный - понимание связи знания иностранных языков с будущей профессиональной деятельностью;
• операциональный - владение лингвистическим аппаратом для профессионального иноязычного общения;
• эмоционально-волевой - высокая степень самоорганизации и осознание факта, что владение иностранным языком становится неким ключом к профессиональному успеху, усиливает значимость лингвистической составляющей высшего образования в техническом вузе.
Глобализация мирового рынка труда и интенсификация международного профессионального сотрудничества значительно усиливает мотивацию студентов в изучении иностранных языков. Задача технических вузов состоит в эффективном использовании этого факта в подготовке специалистов, способных успешно осуществлять межкультурную коммуникацию, быть профессионально успешным и мобильным, чтобы строить свою собственную карьеру, работать в условиях конкуренции на отечественном и мировом рынках.
Таким образом, принимая во внимание всё вышесказанное, наш опыт и результаты, можно с уверенностью сказать, что международное профессиональное сотруд-
ничество способствует формированию внутренней мотивации к изучению иностранного языка.
Список литературы:
1. Протасова Е.Ю. Роль иностранного языка в подготовке специалистов инженерно-технического профиля. Европейская языковая политика // ИЯШ. - 2004. - №1.
2. Гальскова Н.Д. Международное общение: проблема целей и содержания обучения иностранным языкам / Н.Д.Гальскова // ИЯШ. 2004. - №1.
3. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики // Педагогика, 1981.
4. Зимняя И.А. Педагогическая психология.2-е издание, испр. и перераб. - М.: Издательская корпорация "Логос", 2008.
5. Рощина, Е.В. Функции иностранного языка как учебного предмета в системе обучения в университете / Е.В. Рощина // Иностранные языки на неспециальных факультетах: межвуз. сб. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1978.
List of references:
1. Protasova E.Yu. The Role of a foreign language in the training of specialists for engineering & technical profile. European linguistic policy// Foreign Languages in School - 2004. - №1.
2. Galskova N.D. Inernational communication: issues of objectives & content of foreign languages training / N.D. Galskova // Foreign Languages in School - 2004. - №1.
3. Leontiev A.N. Problems of psyche development // Pedagogigs, 1981.
4. Zimnyaya I.A. Pedagogical psychology. 2-nd edition, amended & adopted.- M.: Publishing House «Logos», 2008.
5. Roshchina E.V. Functions of a foreign Language as a training subject in the educational system in the university/ Roshchina E.V. // Foreign Languages at non-specialized faculties: Collection of research papers. - L.: Publishing House of Leningradskiy University, 1978.