УДК 336.148
МОТИВАЦИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
В настоящее время органы Федерального казначейства России включают центральный аппарат, 84 Управления Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации (далее - Управление) и 2209 отделений по районам, городам, районам в городах управлений Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации (далее - Отделение). Штатная численность органов Федерального казначейства страны составляет 56964 человека1.
Одним из управленческих процессов (планирование, организация, мотивация, учет и контроль) в системе управления Федерального казначейства, ориентированной на результаты, является « мотивация - совокупность внутренних стимулов отдельного человека или группы людей к деятельности, направленной на достижение целей организации»2. Процесс мотивации взаимосвязан с другими управленческими процессами. Данная взаимосвязь заключается в том, что, с одной стороны, все управленческие процессы должны мотивироваться, а с другой стороны, процесс мотивации должен быть спланирован, организован, учтен и проконтролирован.
Следует отметить, что все рассматриваемые управленческие процессы так или иначе связаны с работниками органов Федерального казначейства, но только мотивация имеет прямую человеческую направленность, осуществляясь людьми и в отношении людей. Результативная работа каждого человека является основным условием эффективной работы как отдельного структурного подразделения, так и органа Федерального казначейства в целом.
Основные виды моральной и материальной мотивации государственных гражданских служащих закреплены в Федеральном законе РФ от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». При этом виды моральной мотивации соответствуют награждениям, а виды материальной мотивации - поощрениям.
Так, за безупречную и эффективную гражданскую службу к государственным гражданским служащим «применяются следующие виды поощрения и награждения:
1) объявление благодарности с выплатой единовременного поощрения;
2) награждение почетной грамотой государственного органа с выпла -той единовременного поощрения или с вручением ценного подарка;
3) иные виды поощрения и награждения государственного органа;
4) выплата единовременного поощрения в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу лет;
5) поощрение Правительства Российской Федерации;
6) поощрение Президента Российской Федерации;
7) присвоение почетных званий Российской Федерации;
8) награждение знаками отличия Российской Федерации;
9) награждение орденами и медалями Российской Федерации»3.
В развитие положений данного Федерального закона в органах Федерального казначейства также установлена система поощрений и награждений, которая включает в себя следующие элементы:
1) награждение почетной грамотой Федерального казначейства;
2) объявление благодарности с выплатой единовременного поощрения;
3) объявление благодарности;
4) выплата единовременного поощрения;
5) выплата единовременного поощрения в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу лет;
6) объявление благодарности министра финансов Российской Федерации;
7) награждение нагрудным знаком «Отличник финансовой работы»;
8) поощрение Правительства Российской Федерации;
А.Ю. Демидов,
кандидат экономических наук, руководитель Управления Федерального казначейства по Самарской области
ВЕСТНИК. 2008. № 2(21)
♦-
9) поощрение Президента Российской Федерации;
10) присвоение почетных званий Российской Феде -рации;
11) награждение знаками отличия Российской Феде -рации;
12) награждение орденами и медалями Российской Федерации4.
Кроме этого, к поощрениям государственных гражданских служащих центрального аппарата, управлений и отделений Федерального казначейства можно отнести выплату премий за выполнение особо важных и сложных заданий5.
Из приведенных выше положений видно, что система мотивации в Федеральном казначействе включает в себя два блока: поощрения и награждения.
Поощрения относятся к материальной мотивации и представляют собой материальные выплаты:
1) премии за выполнение особо важных и сложных заданий;
2) единовременные поощрения;
3) поощрения Правительства Российской Федерации;
4) поощрения Президента Российской Федерации.
При этом поощрения могут производиться как в виде
самостоятельных выплат, так и в связи с награждениями или в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу лет.
Награждение следует отнести к моральному виду мотивации, которое заключается в следующих видах:
1) награждение почетной грамотой Федерального казначейства;
2) объявление благодарности Федерального казначейства ;
3) объявление благодарности министра финансов Российской Федерации;
4) награждение нагрудным знаком «Отличник финансовой работы »;
5) поощрение Правительства Российской Федерации;
6) поощрение Президента Российской Федерации;
7) присвоение почетных званий Российской Федерации;
8) награждение знаками отличия Российской Феде -рации;
9) награждение орденами и медалями Российской Федерации.
Вопросы награждения и поощрения работников управлений и отделений Федерального казначейства решаются центральным аппаратом.
Кроме этого, руководители органов Федерального казначейства в рамках действующего законодательства и в пределах своей компетенции вправе устанавливать дополнительные виды моральной и материальной мотивации. В качестве дополнительной моральной мотивации могут использоваться награждения почетными грамотами УФК, объявление благодарностей УФК, занесение на «Доску почета» , награждение грамотами и дипломами по результатам профессиональных конкурсов и т.п. Дополнительная материальная мотивация может осуществляться путем выплаты дополнительных премий, в том числе по итогам оценки результативности деятельности работников органов Федерального казначейства.
Компетенция органов Федерального казначейства при поощрении и награждении различна.
Так, Отделение Федерального казначейства может самостоятельно поощрять своих работников только выплатой:
- премий за выполнение особо важных и сложных заданий;
- единовременных поощрений;
- единовременных поощрений в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу лет.
Управление Федерального казначейства вправе поощрять своих работников выплатой:
- премий за выполнение особо важных и сложных заданий;
- единовременных поощрений;
- единовременных поощрений в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу лет;
- единовременных поощрений в связи с награждением (почетной грамотой, благодарностью, занесением на «Доску почета» и т.п.).
Центральный аппарат Федерального казначейства вправе использовать такие виды поощрений, как:
- премии за выполнение особо важных и сложных заданий;
- единовременные поощрения;
- единовременные поощрения в связи с награждением благодарностью Федерального казначейства;
- единовременные поощрения в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу лет.
Вместе с этим вышестоящие органы Федерального казначейства в лице их руководителей вправе поощрять руководителей и работников подчиненных органов Федерального казначейства. Порядок поощрения руководителей органов Федерального казначейства имеет определенные особенности в системе материальной мотивации работников Федерального казначейства, которые заключаются в том, что руководитель не вправе сам себя поощрять. Любое поощрение руководителя может осуществляться только вышестоящим руководителем (руководитель Отделения поощряется руководителем Управления; руководитель Управления поощряется руководителем Федерального казначейства).
Отделения при награждении не могут самостоятельно принимать решение в отношении своих работников. Полномочия отделений при награждении ограничиваются подачей ходатайств в вышестоящее Управление о награждении работников Отделения определенными наградами.
Управление вправе осуществлять награждение работников отделений и Управления только наградами Управления, например:
- благодарностью Управления;
- почетной грамотой Управления;
- занесением на «Доску почета Управления Федерального казначейства» и награждением «Почетной грамотой » и т. п .
В отношении других видов наград управления вправе направлять ходатайства о награждении в центральный аппарат Федерального казначейства.
В компетенцию центрального аппарата входит награждение как работников непосредственно центрального аппарата, так и работников управлений и отделен ий:
- награждение почетной грамотой Федерального казначейства ;
♦
♦
- объявление благодарности Федерального казначейства.
Для награждения работников казначейской системы наградами Минфина РФ, правительственными и государ -ственными наградами центральный аппарат Федерального казначейства представляет соответствующие хода -тайства в Минфин России.
К награждению также следует отнести награды органов власти субъектов РФ и муниципальных образований.
На сновании проведенного анализа можно заключить, что управленческий процесс «мотивация» в системе управления Федерального казначейства, ориентированной на результаты, заключается во внутреннем и внеш -нем побуждении работников к результативным действи -ям, возникающем в силу морального и (или) материального стимулирования. Необходимо констатировать, что в настоящее время в системе Федерального казначей -ства отсутствуют единые подходы и порядки осуществления дополнительных видов моральной и материальной мотиваций на уровне УФК. Рассмотренные в статье
вопросы подчеркивают, что мотивация является очень важным элементом системы управления Федерального казначейства, ориентированной на результаты, и выработка эффективных механизмов морального и материального стимулирования является актуальной задачей.
1 См.: Постановление Правительства РФ от 01.12.2004 г. № 703 «О Федеральном казначействе» (в ред. Постановления Правительства РФ от 11.11.2006 г. № 669 с изм., внесенными Постановлением Правительства РФ от 14.03.2005 г. № 127). Раздел 2.
2 Большой экономический словарь / под ред. А.Н. Азрилия -на. 6-е изд., доп. М., 2004. С. 543.
3 Федеральный закон РФ от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Ст. 55.
4 См.: Приказ Федерального казначейства от 14.07.2006 г. № 7н «Об утверждении служебного распорядка центрального аппарата Федерального казначейства».
5 См.: Федеральный закон РФ от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Ст. 50.
УДК 336.763
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО И ЗАРУБЕЖНЫХ РЫНКОВ ЦЕННЫХ БУМАГ
Рынок ценных бумаг представляет собой ту сферу, в которой формируются основные источники экономического роста, мобилизуются и перераспределяются необходимые экономике инвестиционные ресурсы. В условиях глобализации мировой экономики и стремительного распространения новых технологий на рубеже XX - XXI вв. в функционировании рынков ценных бумаг произошли существенные изменения, проявляющиеся в следующих основных тенденциях1.
1. В последние годы активизируется роль рынка ценных бумаг в инвестиционном процессе, усиливается его значение в аккумуляции и перераспределении инвестиционных ресурсов в экономически развитых странах. Конкретные соотношения между основными формами мобилизации инвестиционных ресурсов в различных странах неодинаковы и в значительной мере зависят от уровня и характера развития различных рыночных институтов, национальной модели финансового рынка. В настоящее время выделяют две наиболее распространенные в мире модели финансового рынка, которые отличаются характером регулирования, структурой источников и методов привлечения капитала корпорациями, а также связанным с ними поведением инвесторов и эмитентов:
- англо-американская модель (США, Великобритания);
- континентальная модель (Германия, Япония)2.
С учетом этого кредитный рынок и рынок ценных бумаг не только дополняют друг друга, но и конкурируют между собой, находятся в противоречивой зависимости. Как следствие, их динамика обычно противоположна по направлению. Например, активная кредитная экспансия неизбежно снизит потребности в финансировании экономики за счет эмиссии ценных бумаг, и наоборот. В современных условиях финансовые рынки, в том чис -ле рынки ценных бумаг, становятся основным структурообразующим фактором финансового сектора экономики.
2. Одной из ключевых тенденций стало существенное изменение структуры находящихся в обращении финансовых инструментов рынка в пользу инструментов реального сектора - корпоративных ценных бумаг и производных от них финансовых инструментов.
3. В последнее время происходит усиление взаимосвязи между финансовым и реальным секторами экономики. Действие этой тенденции
А.И. Кусмарцев,
аспирант кафедры финансов, СГСЭУ
ВЕСТНИК. 2008. № 2(21)