МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ-ИНЖЕНЕРОВ В ТЕХНИЧЕСКОМ
ВУЗЕ
Сайидова С.Ё.1, Назаров С.Б.2
1Сайидова Сайёра Ёрикуловна - преподаватель,
кафедра языков; 2Назаров Сардоржон Бекмурод угли - студент, факультет химической и пищевой технологии, Бухарский инженерно-технологический институт, г. Бухара, Республика Узбекистан
Аннотация: актуальность темы в том, что задачи, поставленные перед преподавателем, основываются на мотивах, под которыми имеются в виду конкретные побуждения, стимулы, заставляющие личность действовать и совершать поступки. В статье показаны основные тенденции в развитии высшей школы, проанализировано влияние социальных факторов на мотивацию обучения студентов инженерно-технических вузов.
Ключевые слова: активность человека, процесс обучения, информационное общество, эффективный способ, непрерывное образование, мотивация.
Мотивация - это внутренняя энергия, включающая активность человека в жизни и на работе. Она основывается на мотивах, под которыми имеются в виду конкретные побуждения, стимулы, заставляющие личность действовать и совершать поступки. Если говорить о мотивации студентов, то она представляет собой процессы, методы и средства их побуждения к познавательной деятельности, активному освоению содержания образования. В качестве мотивов могут выступать в связке эмоции и стремления, интересы и потребности, идеалы и установки. Мотивация для студентов является наиболее эффективным способом улучшить процесс обучения. Мотивы являются движущими силами процесса обучения и усвоения материала. Мотивация к обучению достаточно непростой и неоднозначный процесс изменения отношения личности, как к отдельному предмету изучения, так и ко всему учебному процессу. Мотивация является главной движущей силой в поведении и деятельности человека, в том числе, и в процессе формирования будущего профессионала. Поэтому особенно важным становится вопрос о стимулах и мотивах именно учебно-профессиональной деятельности студентов. Специалисты, способные быстро и адекватно использовать новую информацию, самостоятельно добывать ее, перерабатывать являются основой построения «новой экономики» - экономики знаний - в современном мире.
Печальный факт, считает Н. Н. Нечаев [1,92], заключается в том, что если сопоставить объективную последовательность задач, которые стоят перед человеком на каждой стадии развития в процессе его образования, и те задачи, которые общество формулирует для каждой ступени образования, с одной стороны, а с другой, сравнить их с теми задачами, реализация которых фактически происходит в каждой организационной форме образовательного процесса, то неизбежно станет ясно: последние не обеспечивают ни декларируемой обычно преемственности содержания образовательных программ, ни необходимых психологических условий интенсификации самого образовательного процесса, значимого для развития индивида. Поэтому внутренняя мотивация учебной деятельности - редкий гость в вузе. В современном мире под влиянием политических и экономических факторов возрастает необходимость в специалистах с высоким уровнем общего развития, профессиональной компетентности, творческих способностей. Это и предопределяет изменение в мотивационной сфере образовательного процесса. Поэтому одной из наиболее актуальных проблем современного образования является формирование высокомотивированной личности студента, способной жить и трудиться в
изменяющихся экономических условиях. В современной педагогике и психологии актуальность проблемы исследования мотивации учебно-познавательной деятельности студентов определяется задачами выявления специфики структуры мотивационной сферы, способствующей успешному освоению профессии. Однако если говорить только об объективных социальных факторах, влияющих на мотивацию получения инженерно-технического образования, то сейчас они работают, скорее, в положительном ключе. В теории и практике имеется опыт формирования мотивации учебной деятельности в вузах, но не рассматривается влияние национально-культурных особенностей региона на формирование мотивации учебно -познавательной деятельности студентов в филиалах высших учебных заведений, не выявлены педагогические условия данного процесса. С целью повышения мотивации учебно-познавательной деятельности преподаватели ставят студентам задачу по формированию и активизации выполнения самостоятельной работы. Самостоятельная работа студентов является необходимым составляющим компонентом современного высшего образования. Для организации самостоятельной познавательной деятельности важно, чтобы обучающийся владел следующими умениями: самостоятельно приобретать знания, пользуясь разнообразными источниками; работать с этой информацией в удобное для него время; применять добытые знания в ходе решения разнообразных проблем; взаимодействовать с преподавателем по наиболее значимым и сложным вопросам усваиваемого фрагмента учебного курса; постоянно в ходе работы над учебным курсом возвращаться к пройденному, изучая его каждый раз с новых позиций и более глубоко.
Список литературы
1. Нечаев Н.Н. Профессионализм как основа профессиональной мобильности. М.: Иссл. Центр Минобрнауки РФ, 2005. 92 с.
ТРУДНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ КИТАЙСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ Насибулина П.Б.
Насибулина Полина Булатовна - студент, кафедра межкультурной коммуникации и перевода, Волгоградский государственный социально-педагогический университет, г. Волгоград
Аннотация: в статье анализируются основные трудности, возникающие при обучении китайскому языку. Предлагаются некоторые методики, позволяющие преодолеть данные сложности, а также рассматривается вопрос изучения графем как основы китайского иероглифического письма.
Ключевые слова: китайский язык, иероглифика, идеографический характер письменности, графема.
Востребованность китайского языка в современном обществе повышает его статус как учебного предмета и стимулирует поиск новых форм и моделей обучения. Увеличение спроса на изучение данного языка требует дополнительных, более тщательных теоретических исследований, а также усовершенствования разработок по методике преподавания. Наибольшую трудность при изучении китайского языка представляет письмо.
В современном китайском языке насчитывается более 50 тысяч иероглифов, без учета их традиционных вариантов. Специфика китайской письменности, а именно ее