О. А. Фроликова
МОТИВАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ В УСЛОВИЯХ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В данном тексте анализируется проблема мотивации и ее роль в развитии личностных и профессиональных качеств студентов-психологов, выделяется структура учебно-профессиональной мотивации, определяются эффективные условия развития профессиональных качеств студентов-психологов, уточняются понятие личностных и профессиональных качеств как интегральных психологических характеристик субъекта, структура учебно-профессиональной деятельности, а также выделяются структурные блоки данного вида деятельности и дается их содержательное описание. Ключевые слова: образование в сфере культуры, профессиональные способности, мотивация, учебно-профессиональная мотивация, учебно-профессиональная деятельность.
In this text it is analyzed the problem of motivations and its role in the development of professional abilities of psychology students. The structure of educational and professional motivation and efficient conditions of development of the educational and professional abilities of students are also defined in this text. Herewith professional abilities are explored as integral psychological characteristic of the subject and structure of educational and professional activity. The structured blocks ofthis kind of activity and their pithy description are defined here. Keywords: liberal education, professional abilities, motivation, educational and professional motivation, educational and professional activity.
Изменения в общественной, политической, экономической жизни, которые произошли за последнее время в нашей стране, повлекли за собой коренные преобразования в различных социальных сферах, в том числе в системе высшего образования: разрабатываются новые концепции высшего образования, в которых в качестве ведущих провозглашаются гуманистические идеалы, общечеловеческие ценности, принципы демократизации, гуманизации и гуманитаризации высшей школы. На современном этапе развития общества перед высшей школой стоит задача вести подготовку кадров к активной творческой деятельности и быстрой адаптации к новым, часто меняющимся условиям. Представляется очевидным, что в психологии наметилась стратегия развития субъектных возможностей студентов, что отражено в разработке модели системы их профессионального образования. В первую очередь это актуально для сферы высшего образования, где приоритетным становится развитие субъектных качеств человека, позволяющих ему жить в меняющемся мире и преобразовывать себя в нём.
В современной образовательной парадигме, ориентированной на удовлетворение потребностей личности, особое место занимают проблемы саморазвития, самореализации студента. В связи с этим требуют пересмотра организация, содержание, формы и методы профессиональной подготовки современных специалистов в вузе на всех ее этапах, важнейшим из которых является этап учебно-профессионального формирования личности студента.
Актуальность проблемы профессиональной подготовки студентов обусловлена тем, что в период обучения в вузе закладываются основы профессионализма, формируется потребность и готовность к непрерывному самообразованию в изменяющихся условиях.
Вопросы профессионального развития будущего специалиста в условиях учебно-профессиональной деятельности, а также проблемы профессионального самоопределения и профессиональной готовности изучались в рамках различных научных дисциплин (философия образования, социология, психология, педагогика,
акмеология и проч.) и нашли свое отражение в трудах многих отечественных ученых (Б. Г. Ананьев, О. С. Анисимов, С. И. Архангельский, Ю. К. Бабанский, С. Я. Батышев, В. П. Беспалько, А. А. Бодалев, П. Я. Гальперин, Б. С. Гершунский, С. И. Гессен, Е. И. Головаха, А. А. Деркач, З. Ф. Есарева, Т. А. Ильина, В. А. Крутец-кий, Н. В. Кузьмина, Ю. Н. Кулюткин, Л. Г. Лаптев, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, А. К. Маркова, В. Н. Мясищев, К. К. Платонов, С. Л. Рубинштейн, В. А. Сластенин, Г. С. Сухобская, Н. Ф. Талызина, П. А. Шавир, В. Д. Шадриков, Н. Б. Шмелева, Г. И. Щукина, В. А. Ядов и др.).
В рамках традиционного образования профессиональному развитию посвящено достаточно большое количество работ (В. Н. Дьячков, Ю. Н. Гончаров, Г. П. Филиппова, Е. А. Могилевкина и др.). В частности исследованы такие аспекты, как влияние личностных факторов на процесс и результат личностно-профессионального развития, различные аспекты профессиональной компетентности, концептуально описана стратегия достижения профессионализма (В. А. Храпик), рассмотрена роль самооценки в формировании мотивации достижения и саморазвития (Е. В. Казиев-ская) и т.д. Вопросам личностно-ориентированного образования посвящены исследования таких авторов, как Е. В. Бондаревская, Э. Ф. Зеер, В. В. Сериков, И. С. Якиманская и др.
Под профессиональными качествами личности студента-психолога нами понимаются интегральные психологические характеристики субъекта деятельности, влияющие на эффективность учебно-профессиональной деятельности и успешность ее освоения. При этом личностные качества составляют фундамент профессиональной успешности психолога. В то же время, на наш взгляд недостаточно специальных работ, посвящённых проблеме развития мотивации как фактора формирования профессиональных способностей студентов-психологов в условиях учебно-профессиональной деятельности. Для успешного формирования профессиональных интересов студентов необходимо определить те психолого-педагогические условия, которые будут содействовать этому процессу и тем самым обеспечивать повышение качества профессиональной подготовки. Для этого во время обучения в вузе у студентов должна быть сформирована мотивация учебно-профессиональной деятельности (1, с. 1; 2, с. 12-13).
Исследованием мотивации в психологии занимались такие выдающиеся исследователи, как Х. Хеккаузен, В. Г. Асеев, А. Н. Леонтьев, П. М. Якобсон, А. К. Маркова, Ю. Б. Орлов и др. В целом же мотивация - это совокупность побуждающих факторов, которые вызывают активность личности и определяют направленность ее деятельности. Применительно к учебно-профессиональной деятельности студентов-психологов в системе вузовского образования под мотивацией понимается совокупность факторов и процессов, которые, отражаясь в сознании, побуждают и направляют личность к изучению будущей профессиональной деятельности. Профессиональная мотивация выступает как внутренний движущий фактор развития профессиональных способностей студента-психолога, так как только на основе ее высокого уровня формирования возможно эффективное развитие профессиональной образованности и культуры личности.
При этом под мотивами профессиональной деятельности понимается осознание предметов актуальных потребностей личности (получение высшего образования, саморазвитие, самопознание, профессиональное развитие, повышение социального статуса и т. д.), удовлетворяемых посредством выполнения учебных задач и побуждающих его к изучению будущей профессиональной деятельности (1, с. 1).
Сложность и многоаспектность проблемы мотивации обуславливает множественность понимания ее сущности, природы, структуры, а также функций мотивов. Традиционно в психологии наиболее подробно представлены следующие аспекты данной проблемы: соотношение мотива и потребности (С. П. Манукян,
Ю. В. Шаров, М. И. Бажович, А. Н. Леонтьев); мотивация человеческой деятельности представляет собой сложную систему, в которую включены определенные иерархические структуры (В. Г. Асеев, М. И. Бажович, А. Маслоу, Б. И. Дадонов) и различные виды мотивов (Б. Ф. Ломов, П. М.Якобсон, К. Обуховский); мотивация отдельных видов деятельности, в частности учебной деятельности (А. К. Маркова, А. Т. Матис, Ю. Б. Орлов, М. В. Матюшкина и др.); роль положительной мотивации для эффективности и успешности учебной деятельности (Г. Клаусом, В. А. Якунина, Н. И. Мишкова и др.); роль высокой позитивной мотивации как компенсаторного фактора в случае низких специальных способностей (А. А. Мотков).
Однако изучение мотивации учебно-профессиональной деятельности как фактора развития профессиональных качеств студентов-психологов является наименее изученной (1, 4, 5). Студенческий возраст изучается в основном с точки зрения особенностей познавательных процессов и личностных особенностей студентов (А. И. Донцов, Г. М. Белокрылова, М. В. Никеличев). Недостаточная теоретическая изученность проблемы развития мотивации в студенческом возрасте обуславливает актуальность данной темы.
В связи с этим можно говорить о том, что обсуждаемая нами проблема мотивации как фактора формирования личностных и профессиональных качеств студентов-психологов требует нового уровня своего рассмотрения. Для этого необходим целостный подход в осмыслении данной проблемы на междисциплинарном уровне. Таким образом, назрела необходимость в разрешении проявляющихся в процессе профессиональной подготовки студентов противоречий: социально-педагогического характера: с одной стороны, между возросшей потребностью российского общества в высококвалифицированных специалистах, владеющих навыками учебно-профессиональной деятельности, а с другой стороны, не полностью реализованными потенциальными возможностями учебных заведений в ее организации; научно-педагогического характера: между недостаточным отражением в существующей учебной и учебно-методической литературе процесса развития мотивации как фактора формирования личностных и профессиональных качеств студентов-психологов в условиях профессиональной подготовки в учебно-профессиональной деятельности и необходимостью научного поиска решения данной проблемы; научно-методического характера: с одной стороны, между существующими требованиями к качеству подготовки будущих специалистов, а с другой — недостаточным содержательно-методическим обеспечением процесса формирования личностных и профессиональных качеств студентов-психологов.
Обобщив накопленный в психологической науке теоретический материал изучения профессиональных качеств будущего специалиста, нами выделены следующие блоки структуры учебно-профессиональной деятельности студентов-психологов: рефлексивный, эмоциональный, когнитивный, поведенческий, коммуникативный, ценностно-смысловой. Каждый из этих блоков имеет свою подструктуру: рефлексивный (психологическая наблюдательность; адекватность восприятия себя и других; адекватность первого впечатления; концентрация на клиенте и т.д.); ценностно-смысловой (гуманистическая направленность; этические принципы; мотиваци-онно-смысловые установки; осознание ценности человеческой личности и т.д.); когнитивный (профессиональные знания; самостоятельность; критичность; способность прогнозировать поведение человека и т.д.); эмоциональный (эмпатия; эмоциональность; желание помогать другим людям; доброжелательность; устойчивость к стрессу и т.д.); коммуникативный (готовность к контактам; способность слушать и слышать; готовность к принятию позиции другого; коммуникативные качества речи и т.д.); поведенческий (гибкость и адекватность поведения; самоконтроль; терпимость к другим; умение быстро и адекватно ориентироваться в ситуации и т.д.) (5, с. 14). На основе концепций деятельностного, системного, субъектного подходов с
учетом специфики структурных компонентов, блоков учебно-профессиональной деятельности нами выявлена структура учебно-профессиональной мотивации студентов-психологов (рис. 1).
Рис. 1 Структура учебно-профессиональной мотивации студентов-психологов
Таким образом, учебно-профессиональная мотивация состоит из учебно-профессиональной направленности, мотивов учебно-профессиональной деятельности и устойчивых профессиональных качеств. В свою очередь, устойчивые профессиональные качества подразделяются на профессиональные и личностные. Обобщив накопленный в психологической науке теоретический материал и результаты проделанной нами опытно-экспериментальной работы, мы можем сделать вывод: целенаправленно изменяя профессиональные и личностные качества, мы можем получить ожидаемые изменения в учебно-профессиональной мотивации студентов-психологов.
Примечания
1. Божович Л. И. Проблемы формирования личности / Л. И. Божович. - М.: Ин-т практ. психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. - 352 с.
2. Зимняя И. А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. - Ростов-на-Дону, 1998.
3. Пакулина С. А. Мотивация и средства развития: автореф. дис____канд. психол. наук /
С. А. Пакулина. - М., 2004. - 24 с.
4. Сосновский Б. А. Мотив и смысл / Б. А. Сосновский. - М.: Прометей, 1993. - 199 с.
5. Формирование интереса к учению у школьников / под ред. А. К. Марковой. - М., 1986.