Таким образом, проведенные клинические наблюдения показывают, что чем плотнее протезы прилегают к слизистой оболочке протезного ложа, тем менее выражен рвотный рефлекс. Следовательно, при повышенном рвотном рефлексе для устранения раздражающего действия протеза решающее значение приобретает не длина базиса, а плотность прилегания и равномерность погружения протеза в ткани протезного ложа. Исходя из наших наблюдений, мы рекомендуем использовать перед снятием оттисков у пациентов с повышенным рвотным рефлексом назальные сосудосуживающие препараты, которые
положительным образом влияют на снижение порога чувствительности рвотных рецепторов глотки.
Библиографический список
1. Герасимова Н.В. Нервные болезни. Тверь: Медицина, 2000. 83 с.
2. Левкина В.А. Материаловедение в ортопедической стоматологии. Архангельск: Северный ГМУ. 2001. 43 с.
3. Аболмасов Н.Г. Ортопедическая стоматология. М.: Медицина. 2003. 235с.
4. Кузьмина Э.М. Профилактика Стоматологических заболеваний. М.: Медицина, 2003. 45с.
УДК 616.314-76/77-06-084 Краткое сообщение
мотивация пациентов как один из эффективных способов профилактики осложнений при лечении несъемной ортодонтичЕской
аппаратурой
М.П. Саулин - ГОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздравсоцразвития России, студент стоматологического факультета; Д.Е. Суетенков - ГОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздравсоцразвития России, заведующий кафедрой стоматологии детского возраста и ортодонтии, доцент, кандидат медицинских наук; А.А Гребенников - ГОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздравсоцразвития России, кафедра стоматологии детского возраста и ортодонтии, ассистент.
MOTIVATION PATIENT AS AN EFFECTIVE WAY PREVENTION OF COMPLICATIONS IN THE TREATMENT OF NON-REMOVABLE ORTHODONTIC APPLIANCE
M.P. Saulin - Saratov State Medical University n.a. V.I.Razumovsky, Stomatological Faculty, Student; D.Ye. Suyetenkov - Saratov State Medical University n.a. V.I.Razumovsky, Head of Department of paediatric dentistry and orthodontics, PhD, Senior lecturer, A.A. Grebennikov - Saratov State Medical University n.a. V.I.Razumovsky, Department of paediatric dentistry and orthodontics, Assistant.
Дата поступления - 01.02.2011 г. Дата принятия в печать - 16.02.2011 г
Саулин М.П., Суетенков Д.Е., Гребенников А.А Мотивация пациентов как один из эффективных способов профилактики осложнений при лечении несъемной ортодонтической аппаратурой // Саратовский научно-медицинский журнал. 2011. Т. 7, № 1 (приложение). С. 329-331.
Проблема поражения зубов кариесом остро проявляется в ситуации, когда гигиена полости рта затруднена вследствие лечения несъемными ортодонтическими конструкциями. Поэтому особое значение необходимо придать подготовке пациента к длительному ортодонтическому лечению с применением эффективных средств профилактики, при назначении которых следует также использовать и нестоматологические механизмы, способствующие укреплению здоровья в целом и его стоматологической составляющей в частности.
Ключевые слова: профилактика, мотивация, несъемная ортодонтическая аппаратура.
Saulin M.P., Suyetenkov D.Ye., Grebennikov A.A Motivation patient as an effective way prevention of complications in the treatment of non-removable orthodontic appliance // Saratov Journal of Medical Scientific Research. 2011. Vol. 7, № 1 (supplement). P. 329-331.
The acute problem of a lesion of teeth is shown by caries in a situation when hygiene of an oral cavity is complicated owing to treatment by fixed orthodontic designs. Therefore it is necessary to give special value to preparation of the patient for long orthodontic treatment with application of effective remedies of preventive maintenance.
Key words: preventive maintenance, motivation, fixed orthodontic appliance
Цель работы: оценить роль мотивации пациен- 1. Предварительная ирригация полости рта спе-тов в профилактике развития кариеса в процессе ле- циальными средствами гигиены. чения несъемной ортодонтической аппаратурой. 2. Очищение межзубных промежутков, прокси-
13 настоящее время имеется много средств инди- мальных поверхностей соседних зубов межзубного
видуальной гигиены для предупреждения развития сосочка и части зубодесневой борозды с прокси-
кариеса зубов и заболеваний тканей пародонта. ре- мальной стороны зуба с помощью зубных нитей, тей-
шить вопрос о том, как применять их с максималь- - r J ^ 3
пов и зубочисток. ным эффектом, достаточно трудно даже специали- у
сту [1 2] 3. Ирригация полости рта в середине процедуры.
Нами были проанализированы многочисленные 4. Брашинг фиссур: очищение области фиссур, методики чистки зубов при ношении несъемной ор- пришеечной и ретромолярной областей с использо-
тодонтической техники, из которых была выбрана ванием монопучковых зубных щеток.
комплексная и позволяющая в широких пределах 5. Собственно брашинг: традиционная процедура адаптировать рекомендации для каждого пациента очищения поверхности коронок зубов с использова-
методика С Б. Упитовского, включающая следующие нием зубных щеток и зубных паст. Мы предлагаем
этапь|:____________________________________________ данный этап разделить на два: 1) с использованием
Ответственный автор - Саулин Михаил Петрович обычной зубной щетки; 2) с использованием щетки с
Адрес: Саратов, ул. Вавилова, 15/17, кв. 31. w Л{гЛЛЛ111 *
Тел.: 8905З253717. , , ^°бразным выступом.
E-mail: [email protected] 6. Промежуточное полоскание.
Saratov Journal of Medical Scientific Research. 2011. Vol. 7, № 1 (supplement).
7. Очищение пространств под брекет-системой с помощью щетки-ершика.
8. Очищение широких межзубных промежутков с помощью суперфлоссов.
9. Промежуточная ирригация полости рта с использованием индивидуальных средств гигиены.
10. Комплекс мероприятий по очищению языка, который включает в себя: ополаскивание и промывание языка; очищение его специальным скребком или подушечкой для чистки языка.
11. Промежуточная ирригация полости рта ополаскивателем.
12. Очищение пространства под телом несъемной ортодонтической конструкции с использованием монопучковой зубной щетки.
13. Окончательная ирригация полости рта в конце процедуры с использованием лечебно-профилактического ополаскивателя [3].
Данную методику мы адаптировали для нужд конкретного пациента, исходя из результатов комплексного обследования, включавшего в том числе определение степени риска развития кариеса, основанное на показателях экспресс-тестов для количественной оценки титра мутирующего стрептококка в слюне DentoCult SM (Orion Diagnostica), а также модифицированного индекса гигиены полости рта у лиц, пользующихся несъемной дуговой ортодонтиче-ской техникой, разработанной на кафедре.
Помимо стоматологических рекомендаций, мы прописывали также меры, направленные на активацию общесоматических механизмов, целью которых было увеличение резистентности твердых тканей зубов к кариесу.
1. Коррекция диеты:
а) с пониженным содержанием легкоусвояемых углеводов (шоколад, конфеты, мучные изделия),
б) с повышенным содержанием легкоусвояемого Са2+, с целью увеличения минерализующей функции слюны (молоко, обезжиренный творог),
в) с повышенным содержанием продуктов, способствующих смещению рН в слабощелочную сторону (сыр),
г) с повышенным содержанием эндорфинов, с целью повышения настроения пациента, и увеличения эффекта мотивирующих мероприятий для пациентов группы исследования (бананы, помидоры, черная смородина),
2. Мероприятия, улучшающие настроение пациента, с целью наиболее легкого протекания периода адаптации пациента к несъемной ортодонтической аппаратуре: прогулки на свежем воздухе (1 час в день), сеанс музыкотерапии (1 час в день), общение с друзьями, любимыми домашними животными, занятие любимыми длительными видами спорта (плавание, велоспорт, теннис, гимнастика, танцы и т.д.)
Какие бы советы врач ни давал пациенту, успех профилактики зависит от того, насколько пациент будет этим рекомендациям следовать. Процесс ухода за полостью рта осложняется еще и тем, что момент постановки ортодонтической конструкции сопрягается для пациента с рядом трудностей. Вместо привычных предметов и средств гигиены теперь для достижения успеха необходимо использовать еще и множество других, дополнительных, предметов и средств гигиены, которые, помимо всего прочего, быстрее изнашиваются, что представляет собой определенные материальные трудности. На тернистом пути достижения здоровой улыбки, трех стандартных этапов чистки зубов, которые применяются при отсутствии техники,
недостаточно (очищение коронок зубов с использованием зубных щеток и паст, очищение языка с помощью подушечки для чистки языка, очищение щек и десны). Увеличение количества этапов чистки повлечет за собой и увеличение времени, затраченного на гигиену полости рта. Поэтому, мы рекомендовали пациентам группы исследования мероприятия, направленные на увеличение заинтересованности пациентов в успехе ортодонтического лечения, в виде самомотивирую-щих психологических упражнений.
Упражнение № 1 носит название «Активизируй воображение». Цель данного упражнения: активизировать воображение. Чем ярче пациент способен вообразить успех, красивую улыбку, чем более крепкую связь установит с определёнными формами деятельности - тем более сильным будет эффект от упражнения. Основная идея: сформировать новое отношение к деятельности врача, сделать её более интересной и привлекательной для пациента. Одноразового выполнения упражнения, конечно же, недостаточно. Чем чаще пациент будет выполнять предложенные задания, тем сильнее они повлияют на его мотивационную сферу. В этом упражнении пациент должен как можно ярче вообразить, что он достиг своей цели, что мечта осуществилась и красивая здоровая улыбка стала реальностью. На этом этапе важно создать картинку приятного, счастливого будущего. Пациенту необходимо вообразить, как он настойчиво (но с удовольствием) много работает ради своей цели. Следует как можно ярче «прокрутить» в воображении картинки того, как он с огромным наслаждением занимается определённой деятельностью (например, выполняют мероприятия по гигиене полости рта). Иногда эта деятельность достаточно сложна, пациент ощущает трудности, но ему интересно, и он стремится преодолеть препятствия и достичь своей цели. Хорошо бы попробовать эти две картинки связать друг с другом. Например, как результат длительной работы и значительных усилий - красивая улыбка. Пусть пациент попытается сочетать эти картинки в определённой последовательности.
Упражнение № 2 носит название «Успех в прошлом», целью его является использование позитивных эмоций, которые связаны с успехами в прошлом, для формирования новых мотивационных отношений. Можно посоветовать пациенту вспомнить случай из своей жизни, когда он переживал значительный успех, при этом закрыть глаза и представить себе это ярко, создать картинку в воображении. Обратить внимание на размер, точность и качество этой картинки, на те движения, звуки, переживания, которые создают или сопровождают её. Далее поразмышлять о цели, которую пациент стремится достичь. Пусть вообразит её чётко. Прокрутит в воображении картинки достижения цели. Разместит в воображении эту картинку туда же, где была и предыдущая. Задание заключается в том, чтобы эти две картинки наложить друг на друга. Пациент должен стремиться пережить радость, удовлетворение от будущего успешного завершения дела (достижения цели) так, как ощущал это в прошлом.
Упражнение № 3 заключается в том, что предметы и объекты, которые нравятся человеку, наделяются позитивными эпитетами. Определённые слова связываются в воображении с успехом, красотой, совершенством. Они имеют позитивный эмоциональный смысл (например, слова «замечательно», «прекрасный»), вызывают позитивные эмоции. Используя эти эпитеты, «привязывая» их к предметам и к от-
Саратовский научно-медицинский журнал. 2011. Том 7, № 1 (приложение).
дельным элементам, можно сформировать интерес к ним. Вследствие эмоционального насыщения, т.е. сочетания с позитивными, «приятными» эпитетами и эмоциями, определённые предметы становятся более привлекательными и интересными. Для того чтобы сформировалось подобное отношение к предметам или объектам деятельности, процесс эмоционального насыщения должен быть достаточно длительным. Для выполнения этого задания пациенту необходимо:
1) выписать 20 слов, которые больше всего нравятся, которые вызывают позитивные эмоции;
2) записать 15-20 прилагательных (эпитетов), которыми пациент наделяет нравящиеся ему предметы (например, «чудесный», «прекрасный»);
3) записать 10 структурных компонентов или параметров предмета (объекта), к которому важно сформировать интерес (например, гигиена полости рта: зубная щетка, зубная паста, зубочистка, суперф-лосс, брекеты);
4) каждый элемент деятельности из десяти записанных насытить позитивными, приятными для пациента эпитетами, охарактеризовать каждый элемент с позитивной стороны (например, «превосходные брекеты», «чудесный суперфлосс»).
Дизайн исследования выглядел следующим образом: на консультативном приеме кафедры стоматологии детского возраста и ортодонтии СГМУ им. В.И. Разумовского были отобраны для участия в нашей работе 30 пациентов. Для достоверности результатов исследования пациентов отбирали по следующим критериям: возраст 14-17 лет; одинаковые показатели экспресс-теста по титру стрептококка; показатель модифицированного индекса гигиены по-
лости рта у лиц, пользующихся несъемной дуговой ортодонтической техникой, у всех обследуемых в среднем составлял 0,3, что соответствует удовлетворительной гигиене полости рта, также было проведено анкетирование, в ходе которого было выяснено, что у пациентов одинаковая степень уверенности в результате лечения. После этого нами было сформированы 2 группы: исследования и сравнения. В группе исследования мы не только модифицировали методику С.Б. Улитовского с учетом потребностей пациента, но и обучали упражнениям по усилению мотивации к уходу за полостью рта. Результат оценили по объективным показателям гигиены полости рта через 1 месяц после фиксации аппаратуры. Установлено, что у пациентов в диагностической группе показатель индекса гигиены OHI-S до и после проведения мероприятий снизился с 2.9 (удовлетворительная гигиена) до 0.4 (хорошая гигиена) в среднем, в то время как в контрольной группе диапазон изменений был следующим: с 2.9 до 1.1 соответственно. Помимо этого, у пациентов диагностической группы было выявлено повышение уверенности в успешном результате лечения, также отмечалось сокращение сроков периода адаптации при ношении несъемных ортодонтических конструкций.
Библиографический список
1. Кузьмина Э.М. Профилактика стоматологических заболеваний. М.: ПолиМедиаПресс, 2001. 216 с.
2. Laurisch Е. Диагностика и терапия индивидуального риска возникновения кариеса // Новое в стоматологии. 2003. № 6. С. 36-39.
3. Улитовский С.Б. Гигиена полости рта в ортодонтии и ортопедической стоматологии. М.: Медицинская книга, 2003. 220 с.
УДК 616.314-089.23-084 (047.6) Краткое сообщение
профилактика в ортопедической стоматологии
М.В. Тахтаров - ГОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздравсоцразвития России, ассистент кафедры пропедевтики стоматологических заболеваний; О.В. Еремин - ГОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздравсоцразвития России, заведующий кафедрой пропедевтики стоматологических заболеваний, доцент, кандидат медицинских наук.
PREVENTION OF PROSTHETIC DENTISTRY
M.V Takhtarov - Saratov State Medical University n.a. V.I. Razumovskiy, Department of Propaedeutics of Dental Diseases, Assistant; O.V. Eremin - Saratov State Medical University n.a. V.I. Razumovskiy, Head of Department of Propaedeutics of Dental Diseases, Candidate of Medical Science, Senior Lecturer.
Дата поступления - 01. 02. 2011 г Дата принятия в печать - 16.02.2011 г
Тахтаров М.В., Еремин О.В. Профилактика в ортопедической стоматологии // Саратовский научно-медицинский журнал. 2011. Т. 7, № 1 (приложение). С. 331-332.
Профилактика в ортопедической стоматологии - это не просто правильная гигиена полости рта и предупреждение возникновения кариеса на ранних этапах его развития. Первоначальной задачей ортопеда-стома-толога должно быть умение донести до пациента смысл протезирования: протезируя одно, сохраняем другое. Примером служит протезирование включенных дефектов зубных рядов мостовидными протезами или одиночными искусственными коронками на имплантатах, что предотвратит перемещение зубов и обеспечит непрерывность зубного ряда.
Ключевые слова: профилактика в ортопедической стоматологии, синдром Попова - Годона, цементы для постоянной фиксации несъёмных конструкций.
TakhtarovM.V., Eremin O.V. Prevention of Prosthetic Dentistry // Saratov Journal of Medical Scientific Research. 2011. Vol. 7, № 1 (supplement). P. 331-332.
Prevention in prosthetic dentistry is not just a regular oral hygiene and the prevention of caries in the early stages of its development. The initial goal of orthopedic and dental should be the ability to convey to the patient's sense of prosthetics that proteziruya one saved more. An example is included prosthetic dental arch defects with bridges or single artificial crowns on implants that will prevent movement of teeth and the continuity of the dentition.
Key words: prevention in prosthetic dentistry, a syndrome of Popov - Godon, cements for permanent fixation of fixed restorations.
Saratov Journal of Medical Scientific Research. 2011. Vol. 7, № 1 (supplement).