УДК378 (Высшее образование. Университеты. Академическое обучение)
МОТИВАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ УНИВЕРСИТЕТА
© 2017 И.В. Никулина, А.М. Санько
Никулина Ирина Вячеславовна, доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики профессионального образования. E-mail: nikulinaiv@yandex. ru Санько Альбина Михайловна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики профессионального
образования. E-mail: [email protected]
Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева.
Самара Россия
Статья поступила в редакцию 26.11.2017
В статье обосновывается необходимость активизации научно-исследовательской деятельности преподавателей университета в условиях действия эффективного контракта; раскрывается содержание научно-исследовательской работы и значимость данного вида деятельности для осуществления образовательного процесса в университете. Определены внутренние и внешние мотивы научно-исследовательской деятельности преподавателей. Авторами статьи разработана анкета-опросник, содержащая совокупность мотивов, побуждающих преподавателей университета к осуществлению научно-исследовательской деятельности. Анкетирование преподавателей позволило выявить доминирующие мотивы научно-исследовательской деятельности, а также определило необходимость оптимизации профессиональной деятельности преподавателей университета с целью вовлечения их в научно-исследовательскую работу. На основе результатов исследования разработаны рекомендации по активизации научно-исследовательской деятельности преподавателей: стимулирование труда, создание условий для научной работы, разумное сочетание аудиторной нагрузки и времени на научно-исследовательскую деятельность, отражение этого сочетания в индивидуальных планах преподавателей, организация помощи преподавателям в оформлении и подачи заявок, в представлении результатов исследований.
Ключевые слова: мотив, мотивация, преподаватель университета, научно-исследовательская деятельность.
Введение. Организация научно-исследовательской работы преподавателями университетов становится приоритетным направлением в их деятельности. Необходимость проведения научных исследований и внедрения инноваций в образовательный процесс формирует запрос на преподавателей, работающих на условиях эффективного контракта. Сложившаяся ситуация задает новые ценностно-смысловые ориентиры профессиональной деятельности преподавателя университета, обусловленные необходимостью иннова-ционности научного поиска. Проблема организации научно-исследовательской деятельности преподавателей университетов актуальна еще и по той причине, что сегодня высшая школа функционирует в напряженной и постоянно изменяющейся экономической, политической, социальной обстановке. Возрастание роли научных исследований в высшей школе диктуется инновационным характером деятельности университетов, что и определило цель нашего исследования, заключающуюся в выявлении мотивов научно-исследовательской деятельности преподавателей университетов.
Предмет исследования. В научной литературе под научно-исследовательской деятельностью понимают деятельность, направленную на получение и применение новых знаний. Научное исследование является одной из форм освоения действительности и духовного мира. Как познавательная деятельность научное исследование является процессом по целенаправленному поиску и систематизации материальных, интеллектуальных, культурных и духовных объектов современной действительности, ориентированным на формирование новых научных знаний об этих объектах. Результатом научного познания всегда являются объективные знания об окружающей действительности. Так, результатами фундаментальных научных исследований в ходе экспериментальной или теоретической деятельности становятся новые знания о закономерностях в развитии техники, общества, окружающей среды. Результаты таких исследований обычно не имеют конкретного внедрения в социальных, экономических, технологических и производственных процессах. Вместе с тем, полученные гипотезы, теории, методы изменяют содержание образова-
Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 19, №5, 2017 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol.19, no. 5, 2017
тельной деятельности в университете и становятся стимулом для проведения прикладных научных исследований [1]. Прикладные научные исследования направлены на получение и применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач. Результатами прикладных научных исследований являются оригинальные разработки, направленные на решение конкретных практических задач, что может значительно повлиять как на реальные социальные, экономические, технологические и производственные процессы, происходящие в современном обществе, так и на содержание образования в высшей школе. Еще одним видом научно-исследовательской деятельности преподавателя университета являются экспериментальные разработки, направленные на внедрение результатов фундаментальных и прикладных научных исследований для совершенствования условий жизнедеятельности современного общества [2]. Результатами экспериментальных разработок являются новые материалы, продукты, процессы, устройства, услуги, системы или методы. Эти работы могут быть также направлены на значительное усовершенствование социальных, экономических, технологических и образовательных процессов, а также способов объединения различных процессов в целостную систему, производящую определенный полезный результат. К основополагающим свойствам научно-исследовательской деятельности преподавателя относят ее направленность на достижение поставленной цели в ходе решения четко сформулированных задач и способность к поиску чего-то нового, например, принципиально нового метода исследования какого-то процесса или формулирование оригинальных идей и способов их реализации, или выделение новых аспектов в уже известных явлениях и процессах [3]. Успешное выполнение научно-исследовательской деятельности невозможно без развития определенных качеств личности преподавателя университета, к которым относятся такие качества как системность и строгая объективность, воспроизводимость, доказательность, обоснованность обобщений и выводов [2].
В качестве побудительной силы научно-исследовательской деятельности преподавателя университета выступает мотив. Мотив представляет собой «опредмеченную потребность», которая направляет деятельность [4]. Непосредственная связь мотива с потребностями человека обеспечивает выполнение мотивом побудительной функции, связь мотива с деятельностью лежит в
основе реализации мотивом смыслообразующей функции [4]. Мотивы научно-исследовательской деятельности преподавателя университета указывают во имя чего осуществляется данная деятельность и какие при этом ставятся цели.
Мотивация деятельности в отличие от мотивов выступает в качестве многоуровневого регулятора жизнедеятельности и включает себя потребности, мотивы, интересы, идеалы, стремления, установки, эмоции, нормы, ценности, область идеального, которая в данный момент не является актуально действующей, но выполняет важную для человека функцию, давая ему смысловую перспективу дальнейшего развития его побуждений. Любая человеческая деятельность полимо-тивирована, однако, в каждом виде деятельности можно говорить о доминирующем мотиве. Структура мотивации научно-исследовательской деятельности преподавателя университета может включать в себя следующие побудительные элементы «хочу» (интерес к научным исследованиям, желание делать научные открытия), «могу» (готовность заниматься научно-исследовательской деятельностью, наличие соответствующих знаний, умений, навыков), «надо» (осознание общественной значимости научно-исследовательской деятельности) [5].
В основе мотивации научно-исследовательской деятельности преподавателя университета лежат внутренние и внешние мотивы. Внутренние мотивы научно-исследовательской деятельности представлены научным интересом, возможностью самореализации, стремлением к признанию в научной среде, потребностью в повышении уровня своей профессиональной компетентности, потребностью в совместной со студентами научно-исследовательской деятельности. Научно-исследовательская деятельность преподавателя университета существенно влияет на профессиональную самореализацию преподавателя, что находит отражение в повышенном внимании к организации научно-исследовательской деятельности студентов, в обогащении теоретической базы преподаваемых дисциплин новой научной информацией, полученной в ходе собственных научных исследований, в совершенствовании методики преподавания [6].
К внешним мотивам научно-исследовательской деятельности преподавателя университета относят: необходимость защиты диссертации; обязанность участвовать в научной работе кафедры; необходимость регулярно проходить аттестацию; стремление заработать деньги; материаль-
ное стимулирование администрацией вуза преподавателей, занимающихся научно-исследовательской деятельностью, карьерный рост (повышение должности, получение звания).
Результаты исследования и их обсуждение. С целью определения совокупности мотивов, которые образуют мотивацию научно-исследовательской деятельности нами было проведено ис-
По результатам опроса выяснилось (рис. 1), что 100 % опрошенных ассистентов и старших преподавателей, относящихся к возрастной группе до 30 лет в качестве мотивов научно-исследовательской деятельности указывают потребность защитить кандидатскую диссертацию, потребность в повышении уровня своей профессиональной компетентности, потребность в карьерном росте. Из них 83 % респондентов указали, что побудительной причиной занятия научно-исследовательской деятельностью является потребность в самореализации, 67% преподавателей в качестве мотива научно-исследовательской деятельности назвали возможность получить дополнительные баллы для материального стимулирования, а 50 % опрошенных преподавателей отметили, что научно-исследовательской деятельностью они занимаются потому, что им эта деятельность интересна; по причине наличия у них потребности в совместной со студентами научно-исследовательской деятельности; из-за необходимости участвовать в научно-исследовательской работе кафедры; из-за возможности дополнительного заработка в виде грантовой поддержки. Вместе с тем, 33 % преподавателей данной возрастной и должностной категории занимаются научно-исследовательской деятельностью лишь для того, чтобы пройти аттестацию и остаться работать в вузе, а 17 % респондентов занимаются научно-исследовательской деятельностью для того, чтобы завоевать признание в научной среде.
Результаты анкетирования показали, что 82 % доцентов, старших преподавателей, относящихся
следование в котором приняли участие 43 преподавателя Самарского университета. Диагностика проводилась по специально разработанной анкете «Мотивация научно-исследовательской деятельности преподавателя». Половой, возрастной состав и занимаемая должность респондентов отражены в таб. 1.
к возрастной группе от 30 до 40 лет, принявших участие в опросе, в качестве мотива научно-исследовательской деятельности назвали возможность получать дополнительные баллы для материального стимулирования. Кроме того, 61 % опрошенных доцентов, старших преподавателей занимаются научно-исследовательской деятельностью из-за необходимости участвовать в научно-исследовательской работе кафедры и потребности в повышении уровня своей профессиональной компетентности. Только 51 % респондентов данной должностной и возрастной категории указали, что побудительной причиной занятия научно-исследовательской деятельностью являются: интерес к данному виду деятельности, потребность в самореализации и мотив карьерного роста. Однако 42 % доцентов, старших преподавателей занимаются научно-исследовательской деятельностью лишь для того, чтобы пройти аттестацию и остаться работать в вузе. Вместе с тем, 31 % доцентов, старших преподавателей, занимаются научно-исследовательской деятельностью, так как есть возможность дополнительного заработка в виде грантовой поддержки, а 21 % респондентов для того, чтобы завоевать признание в научной среде и защитить диссертацию. И только 11 % опрошенных доцентов, старших преподавателей отметили, что научно-исследовательской работой они занимаются потому, что у них есть потребность в совместной со студентами научно-исследовательской деятельности.
Таб. 1 Половой, возрастной состав и занимаемая должность респондентов (Sex, age composition and post of respondents)
№ Должность Всего Число полных лет по состоянию на 1 января 2017 года
до 30 лет (стаж менее 10 лет) от 30 до 40 лет (стаж от 10 до 20 лет) Старше 40 лет (стаж более 20 лет)
Пол м ж м ж м ж
1. Профессора 4 - - - - 2 2
2. Доценты без ученого звания 6 - - - 6 - -
3. Доценты с ученым званием 17 - - 2 5 3 7
4. Старшие преподаватели 4 - 2 - 1 - 1
5. Преподаватели, ассистенты 12 4 8 - - - -
Всего 43 4 10 2 12 5 10
Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 19, №5, 2017 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol.19, no. 5, 2017
120 100 80 60 40 20 0
100 100 100
83
51 51 5051
1:1]йИ
100
6 7
9 10 11
■ Ассистенты, старшие преподаватели в возрасте до 30 лет
■ Доценты, старшие преподаватели в возрасте от 30 до 40 лет □ Профессора, доценты, старшие преподаватели в возрасте старше 40 лет
Рис. 1 Мотивы научно-исследовательской деятельности преподавателей: 1-потребность в самореализации; 2-карьерный рост (повышение должности, получение звания); 3-необходимость защитить диссертацию; 4-научный интерес; 5-занимаюсь научно-исследовательской деятельностью лишь для того, чтобы пройти аттестацию и остаться
работать в вузе; 6-возможность получать дополнительные баллы для материального стимулирования; 7-необходимость участвовать в научно-исследовательской работе кафедры; 8-потребность в совместной со студентами научно-исследовательской деятельности; 9-потребность в повышении уровня своей профессиональной компетентности; 10-возможность дополнительного заработка в виде грантовой поддержки; 11-признание в научной среде (Motives of research activity of teachers: 1-need for self-realization; 2-career development (increase in a position, receiving rank); 3-need to defend the dissertation; 4-scientific interest; 5-I am engaged in research activity only to undergo
certification and to remain to work in higher education institution; 6-opportunity to get additional points for material stimulation; 7-need to participate in research work of department; 8-need for research activity, joint with students; 9-need for increase in level of the professional competence; 10-possibility of additional earnings in the form of grant support; 11-
recognition in the scientific environment).
Анализ результатов анкетирования показал, что 100% профессоров, доцентов, старших преподавателей, относящихся к возрастной группе старше 40 лет, принявших участие в опросе, в качестве мотива научно-исследовательской деятельности назвали потребность в самореализации. Из них 73 % респондентов указали, что побудительной причиной занятия научно-исследовательской деятельностью является интерес к данному виду деятельности. 64 % профессоров, доцентов, старших преподавателей занимаются научно-исследовательской деятельностью из-за необходимости участвовать в научно-исследовательской работе кафедры. Следует отметить, что 45 % опрошенных преподавателей данной возрастной категории в качестве мотива научно-исследовательской деятельности указывают потребность в повышении уровня своей профессиональной компетентности. Вместе с тем, 36 % профессоров, доцентов, старших преподавателей, занимаются научно-исследовательской деятельностью, так как есть возможность карьерного роста, а 27 % респондентов для того, чтобы защитить диссертацию; получать дополнительные
баллы для материального стимулирования; пройти аттестацию и остаться работать в вузе; из-за потребности в совместной со студентами научно-исследовательской деятельности. Лишь 18 % респондентов занимаются научно-исследовательской деятельностью для того, чтобы завоевать признание в научной среде, а 5 % - ради дополнительного заработка в виде грантовой поддержки.
Выводы. Анализ результатов анкетирования показал, что мотивация научно-исследовательской деятельности преподавателей университета меняется с возрастом и напрямую определяется статусно-должностными характеристиками респондентов. Для того, чтобы активизировать научную активность преподавателей необходимо, провести коррекцию системы материального стимулирования за научные достижения. Одним из вариантов такой коррекции может быть эффективный контракт научно-педагогического работника, предусматривающий стимулирующие выплаты за показатели, достигнутые по результатам научной работы. Система эффективных контрактов должна реализовываться в органичном единстве педагогической и научно-исследова-
1
2
3
4
5
8
тельской деятельности, посредством снижения аудиторной нагрузки и создания условий труда, обеспечивающих эффективность деятельности ученых. Взаимодополнение научной и педагогической деятельности требует разумного отражения в индивидуальных учебных планах преподавателей университета. Так, при уменьшении объема одной деятельности должен увеличиваться объем другой [7].
В университете необходимо создать благоприятные условия, способствующие укреплению тесной взаимосвязи между научно-исследовательской работой преподавателей и научной работой
студентов, что позволит сформировать у студентов вкус к научному поиску и положительно отразиться на качестве профессиональной подготовки. Научно-исследовательская деятельность в университете должна быть комплексной, целостной и функциональной [8]. Ее эффективность и результативность может обеспечиваться вовлечением учебно-вспомогательного персонала университета в техническое сопровождение научно-исследовательской деятельности преподавателей на всех этапах научного поиска (при оформлении и подачи заявок, в представлении предварительных результатов исследований).
1. Егорова, У.Г. Проблемы организации психологических и педагогических исследований // Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы: Материалы IV международной научно-практической конференции. М., РУДН, 2011. С 219-222.
2. Маркова, С.М. Организация научно-исследовательской деятельности педагогов в вузе // Вестник Брянского государственного университета. 2012. № 1. С.14-17.
3. Дмитриев, Д.С., Саушкин, М.Н., Соловова, Н.В., Яшкин, С.Н. Инновационные подходы к организации и управлению научно-образовательной деятельностью вуза / под общ. ред. Т.И. Рудневой. Самара, Самарский университет, 2016. 191 с.
4. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность: учебное пособие. М., Смысл; Академия, 2005. 352 с.
5. Никулина, И.В. Мотивация профессионально-педагогической деятельности преподавателя высшей школы // Вестник Самарского государственного университета. 2008. №66. С. 303-311.
6. Свидерская, С.П. Научно-исследовательская деятельность как условие совершенствования профессиональной самореализации педагога: дис. ... канд. пед. наук. Калининград, 2016. 239 с.: https://search.rsl.ru/ru/record/01006649574
7. Ильина, И.Ю. Научно-исследовательская деятельность преподавателей вузов и пути ее активизации // Человеческий капитал. 2013. № 2 (50). С. 50-51.
8. Санько, А.М. Кадровая стратегия развития учебно-вспомогательного персонала вуза // Актуальные вопросы кадрового и образовательного менеджмента: сборник научных трудов / отв. ред. Н.В. Соловова. Самара, Печатный Дом «ДСМ», 2017. С. 152-155.
ENCOURAGING EFFECTIVE RESEARCH ACTIVITY OF UNIVERSITY TEACHERS
©2017 I.V. Nikulina, A.M. Sanko
Irina V. Nikulina, Candidate of pedagogical sciences, Associate Professor of theory and methodology of professional education.
E-mail: nikulinaiv@yandex. ru
Albina M. Sanko, Candidate of pedagogical sciences, Associate Professor of theory and methodology of professional education.
E-mail: sank-albina@rambler. ru
Samara National Research University. Samara, Russia
The article focuses on the necessity of intensifying research efforts of university teachers as required by the effective contract. The authors highlight the content of research work and its importance for educational process at university and determine teachers' internal and external motives for research activity. The authors designed a questionnaire, which contains a set of reasons that could encourage university professors to conduct scientific study. Performing the survey allowed the authors to reveal the dominant motivation for scientific research activity. It also discloses the ways of optimizing university teachers' professional activity in order to involve them in research work. The questionnaire results have proved instrumental in developing guidelines to enhance research activities of teachers. It includes incentives provision; creating conditions conducive to scientific productivity; a reasonable combination of contact hours and time for research reflected in individual teacher's plans. Further techniques presuppose assisting teachers in filing and submitting applications forms and also in the presentation of the research results.
Key words: motive, motivation, university lecturer, research activity.
Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 19, №5, 2017 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol.19, no. 5, 2017
1. Egorova, U.G. Problemy organizacii psihologicheskih i pedagogicheskih issledovanij (The Problem of Organization of Psychological and Pedagogical Studies). Vysshaja shkola: opyt, problemy, perspektivy: Materialy IV mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. M., RUDN, 2011. S 219-222.
2. Markova, S.M. Organizacija nauchno-issledovatel'skoj dejatel'nosti pedagogov v vuze (The Organization of Scientific Research Activity of University Teachers). VestnikBrjanskogogosudarstvennogo universiteta. 2012. № 1. S.14-17.
3. Dmitriev, D.S., Saushkin, M.N., Solovova, N.V., Jashkin, S.N. Innovacionnye podhody k organizacii i upravleniju nauchno-obrazovatel'noj dejatel'nost'ju vuza (Innovative Approaches to Organization and Management of Scientific and Educational Activities at University) / pod obshhej red. T.I. Rudnevoj. Samara, Samarskij universitet, 2016. 191 s.
4. Leont'ev, A.N. Dejatel'nost'. Soznanie. Lichnost': uchebnoe posobie (Activity. Consciousness. Personality: textbook). M., Smysl; Akademija, 2005. 352 s.
5. Nikulina, I.V. Motivacija professional'no-pedagogicheskoj dejatel'nosti prepodavatelja vysshej shkoly (Motivation of High School Teacher Professional and Educational Activity). Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo universiteta. 2008. №66. S. 303-311.
6. Sviderskaja, S.P. Nauchno-issledovatel'skaja dejatel'nost' kak uslovie sovershenstvovanija professional'noj samorealizacii pedagoga (Research Activities as a Condition of Development of the Teacher's Professional Self-Actualization): dis. ... kand. ped. nauk. Kaliningrad, 2016. 239 c. https ://search.rsl.ru/ru/record/01006649574
7. Il'ina, I.Ju. Nauchno-issledovatel'skaja dejatel'nost' prepodavatelej vuzov i puti ee aktivizacii (The Research Activities of University Teachers and Ways of its Enhancement). Chelovecheskij kapital. 2013. № 2 (50). S. 50-51.
8. Sanko, A.M. Kadrovaja strategija razvitija uchebno-vspomogatel'nogo personala vuza (HR Strategy Development of Educational Peripheral Staff at University). Aktualnye voprosy kadrovogo i obrazovatelnogo menedzhmenta: sbornik nauchnyh trudov / otv. red. N.V. Solovova. Samara: Pechatnyj Dom «DSM», 2017. S. 152-155.