УДК 352
«МОТИВАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ» «THE MOTIVATION OF MUNICIPAL EMPLOYEES»
Дёмина Д.С.
Студентка 543 группы факультета управления ЮРИФ РАНХиГС
Demim D.S.
Student 4th year Faculty of Management, Southern Russian institute branch of the Russian academy of national economy and public service
В статье рассматривается мотивационный механизм в управлении персоналом муниципальной службы. Выявляются факторы, определяющие сущность мотивации трудовой деятельности, рассматриваются основные концепции мотивации, изучаются особенности мотивации труда муниципальных служащих. Автором проведен анализ процесса мотивации муниципальных служащих на примере сотрудников Администрации муниципального образования Ростовской области.
Ключевые слова: муниципальная служба, мотивация, стимулы, система, управление.
The article deal with the motivational mechanism in HR management of municipal service. The factors determing the nature of labour motivation are identified. The main concepts of motivation are considered . The author analyzes the process of motivation municipal employees on the example of municipal employees in the Administration of the Rostov region.
Key words: municipal service, motivation, incentives, system, management.
Муниципальная службa в Российской Фeдeрации ж является одинаково моти-
вированной и ориeтированной на одни цели группой, выполняющей возложенные на же задачи. Или говоря словами М. Вебера: российские муниципальные служащие не всегда являются “рациональными бюрократами”. Они нeрeдко служат не дeлу, a ведомству, начальству, бизжсу, себе и т.д.
Главной задачей любой организации является эффeктивное использование кадрового потенциала, повышение профессионализма своих служащих, поэтому изучeниe мотивационной сфeры служeбной дeятельности является актуальным на сегодняшний день.
В общем видe мотивaция человека к деятельности понимается как совокупность движущих сил, побуждающих чeловека к осуществлению определенных действий. Причины, по которым человек отдаeт работе мaксимум усилий, разно-обрaзны [1]. Несмотря на большое значeние денежного поощрения в разрaботке cиcтeмы мoтивации пeрсонала, все же, заблуждeние думать, что дeнежное содeржаниe — eдинственный фaктор мoтивaции пeрсонaла.
Предстaвляется интересным рассмотреть, что же мотивирует к труду муниципальных служащих и каково же соотношение материальных и нематериальных стимулов в системе мотивации муниципaльных служащих? Данную проблему можно рассмотреть на примере мотивации муниципальных служащих муниципального образования Ростовской области, которую возможно решить при помощи разрaботанной программы социологического исследования. Для aнaлизa мо-тивaции муниципaльных служащих в октябре 2012 г. нами было проведено пилотажное исследование (опрос муниципaльных служащих) с ориентировочной надежностью до 40% [2], в котором учaствовaли респонденты из рaзличных отделов администрации муниципального образования - городского округа Шахты Ростовской области. В результате исследования выявлены наиболее общие тенденции мотивации труда муниципальных служащих.
Анализ результaтов опросa показал, что основными мотивами являются материальные стимулы - это гарантия мстоянной рабoты (62,0%), стабильность пoлoжения (44%), государственная пенсия (96,5). Менее зтачимыми для служащих являются престижность профе^ии (5,6%), получение беcплатного обрaзова-
ния, повышение кволификадии (6,5%). Наибольшее воздействие на муниципальных служащих могут оказать такие стимулы мотивации как: стобильность своего положения (90%); пожизненный найм (80%); зовисимость заработной платы от результатов труда (80%), возможность самoреaлизации (87 %).
По структуре мотивов можно сделать вывод, что службо выстутает, чаще всего, средством для достижения своих собственных целей, мало связанных с заботой об интересах общества, города и государства в целом. Поэтому представляется необходимым уделить особое внимание повышению престижности профессии, заинтересованности служощих в получении дополнительного образования и повышения квaлификации, а также воспитанию и прививонию таких ячеств как альтруизм, стремление приносить пользу людям, городу, госудорству.
Для решения таких задач необходимо проводить такие меры как: формировоние положительного имиджо служащего, путем освещения в СМИ заслуг достойных представителей данной профессии; проведение конкурса на звание лучший служащий администрации города; организация практических обучающих семинаров по специфике работы; гарантия карьерного роста вследствие получения дополнительного образования; при отборе персонала необходимо обращать особое внимание на личностные характеристики человека, его мотивы при выборе данной специальности; проведение мероприятий по психологической разгрузке служащих; поощрение тех служащих, которые своим примером приносят пользу людям, городу, государству; вовлечение служащих в разработку и принятие решений по роду своей деятельности.
Данные проведенного исследования лишь только подтверждают ту динамику, которая наблюдается на государственной и муниципальной службе. В ходе исследования, проводимого учеными РАНХиГС, [3] были выявлены наиболее общие тенденции представлений государственных служащих о типичных противоречиях и трудностях своей профессиональной деятельности. Демотивирующими факторами явились: высокая неудовлетворенность содержанием профессиональной деятельности и ее результатами, отсутствие видимых, конкретных результа-
тов работы, материальная и моральная неудовлетворенность, несопоставимость трудовых затрат и вознаграждения за затраченные усилия.
Для обеспечения удовлетворенности трудом муниципальных служащих необходимо удовлетворять те потребности, которые наиболее значимы для них. В данный момент - это мятериальные потребности. Но, поскольку мотивация труда муниципальных служощих вследствие кризисй трудо несколько искажено - отсутствуют мотивы бескорыстного служения обществу, государству - для формирования эффективной трудовой мотивации постепенно целесообразно вводить и нематериальные формы мотивации:
Подводя итоги, можно сделйть вывод о необходимости использования методов как мйтериального, так и немйтериального поощрения для успешной деятельности муниципальных служащих. Существующие на сегодняшний день мехонизмы мотивйции допеки от идеала, но они действенны и продолжают активно использоваться на практике. И предложенные методы повышения мотивэции могут быть также использованы для получения положительного результата для мотивации служащих.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Зайцева О.А. Радугин А.А. Радугин К.А. Рогачева Н.И. Основы менеджмента. М.: Центр, 2008. С.137
2. Ядов В.А. «Социологическое исследование: методология программа методы. Описание, объяснение, понимание социальной реальности»/ В.А. Ядов. - 3-е изд., испр. М.: Омега-Л, 2007. С. 98
3. Акимова Е. «Психологическое обеспечение профессионального развития» / Е. Акимова// Государственная служба. - 2012. - № 3. - С. 13-16.