ТЕМА НОМЕРА: ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ. КАДРЫ ДЛЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ
УДК 378 . 048 . 2
Мотивация как фактор качества подготовки аспирантов
В статье рассматриваются вопросы качества подготовки аспирантов в условиях нового статуса аспирантуры как третьей ступени высшего образования . Предлагаются критерии оценки эффективности подготовки аспирантов . Анализируется роль ценностно-смысловой сферы личности аспирантов в повышении качества их подготовки
Ключевые слова: аспирантура, качество подготовки аспирантов, мотивация, личностный и социальный смыслы
Актуальность проблемы и темы исследования обусловлена социокультурными трансформациями в системе российского образования . В настоящее время в условиях поликультурности и полипарадиг-мальности формируется новая модель образования, которая должна соответствовать условиям развития общества. Продолжается интеграция российского образования в единое европейское образовательное пространство, становление концепции непрерывного образования
В связи с вступлением в силу «Закона об образовании в Российской Федерации» (273-Ф3 от 29 декабря 2012 года) произошли качественные изменения статуса аспирантуры в системе российского образования: из послевузовского образования она трансформировалась в третью ступень высшего образования Аспирантура отнесена к основным профессиональным образовательным программам высшего образования как его третий уровень, что соответствует международной стандартной классификации высшего образования и практике европейских стран Теперь программы аспирантуры разрабатываются образовательными организациями в соответствии с Перечнем направлений подготовки в аспирантуре В соответствии с «Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования — программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)» обучение аспирантов отныне осуществляется в соответствии со стандарта© Капшутарь М.А ., 2016
М.А. Капшутарь
ми (ФГОС аспирантуры) по направлениям подготовки . Аспиранты в процессе обучения выполняют учебный план, проходят практики и промежуточную, а конце обучения — итоговую государственную аттестацию в форме сдачи государственного междисциплинарного экзамена и защиты выпускной квалификационной работы, при успешном прохождении которой получают диплом об окончании аспирантуры с присвоением квалификации «Исследователь», «Преподаватель-исследователь» . Также приняты «Порядок приема на обучение по образовательным программам высшего образования — программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре», «Порядок проведения государственной итоговой аттестации». Все эти изменения требуют соответствующего научно-теоретического и методологического обеспечения реализации программ аспирантуры
Необходимо отметить рост интереса молодежи к продолжению обучения после получения диплома специалиста или магистра При этом нужно учитывать, что в систему высшего образования приходит новое поколение молодежи, формирование системы ценностей, личностных смыслов, жизненных планов, социальной активности, мотивации научной деятельности которого происходило в новых исторических, социально-экономических и общественно-политических условиях Особенности их социально-психологических характеристик необходимо своевременно выявить и использовать для совершенствования форм и методов работы с ними
Кроме того, в последнее время исследователи говорят о кризисном состоянии, отмечая недостаточный уровень качества подготовки аспирантов Аспирантура не выполняет свою основную роль по подготовке научно-педагогических кадров высшей квалификации . Доля выпускников аспирантуры, пополняющих ряды российских научных и научно-педагогических работников, в последние годы не превышает 10% [4]. Продолжается старение кадрового состава ученых Для поддержания оптимального среднего возраста научных работников (35—40 лет) требуется ежегодный приток в науку молодежи в объеме 5—7% от общей численности научных работников [6]. Таким образом, актуальной остается проблема «удержания» выпускников аспирантуры в системе образования и науки
Также речь идет о таком явлении как «массовизация» аспирантуры В сравнении с периодом СССР, когда аспирантура выполняла функцию элитной, «штучной» подготовки кадров для высшей школы и науки, сегодня аспирантура стала полноценным сегментом рынка образовательных услуг [3, с. 56] .
По нашему мнению, «массовизацию» аспирантуры не стоит рассматривать как однозначно негативное явление, так как обучение значительного количества аспирантов в любом случае ведет к приращению совокупного интеллектуального потенциала страны Однако негативные факторы данного процесса очевидны . Б . И . Бедный и А.А. Миронос выделяют следующие явления:
— снижение доли выпускников аспирантуры, пополняющих ряды научных и научно-педагогических работников;
— «региональное замыкание» аспирантур и расширение подготовки аспирантов по непрофильным для вуза научным специальностям;
— деформация отраслевой (дисциплинарной) структуры аспирантуры;
— снижение научного уровня диссертаций и сокращение доли выпускников, завершивших обучение с защитой диссертации [3, с . 58] .
Однако следует подчеркнуть, что оценка эффективности аспирантуры и качества подготовки аспирантов до сих пор осуществляются в рамках прежних показателей . Так, основным показателем эффективности по-прежнему является доля аспирантов, защищающих диссертации в срок . Данный показатель, например, применяется при государственной аккредитации вуза: «Процент аспирантов, защитивших диссертации не позднее, чем через год после окончания аспирантуры (от числа поступивших)» .
Для оценки эффективности аспирантуры на основе данного показателя обратимся к данным статистического анализа . В 2000 году показатель доли выпускников, завершивших обучение с защитой диссертации, составлял 30,2%, в 2005 году — 31,7%, а с 2010 года он стал снижаться и в 2014 году составил 18,4% — минимум за все предыдущие годы . Успешным завершением аспирантской подготовки является защита кандидатской диссертации в сроки обучения в аспирантуре. В 2014 году 3592 человека защитили кандидатские диссертации в положенный срок Динамика численности выпускников аспирантуры с защитой диссертации в пределах срока обучения в аспирантуре неравномерна: общий рост этого показателя до 2005 года сменился его спадом, а в 2014 году уменьшился более чем в 2 раза по сравнению с 2000 годом [10]. На основе анализа приведенных данных следует сделать вывод о кризисе российской аспирантуры, крайне низкой ее эффективности Однако необходимо отметить, что процедура защиты диссертации по новым требованиям не включена в содержание образовательной программы
Таким образом, можно констатировать противоречие между новой нормативно-правовой базой реализации программ аспирантуры, кардинальным изменением ее статуса, процесса подготовки аспирантов и сохранением традиционных подходов к определению эффективности ее деятельности и качества подготовки аспирантов Данное противоречие позволяет обозначить научную проблему необходимости разработки комплексной системы оценки эффективности аспирантуры и качества подготовки аспирантов
В связи с приобретением аспирантурой нового статуса необходим поиск новых подходов к определению такой категории как «качество подготовки аспирантов» Для этого нужна современная интерпретация понимания целей и результатов деятельности аспирантуры
Обратимся к определению понятия «качество подготовки аспирантов» На наш взгляд, качество образования и его эффективность связаны
со степенью реализации его целей . Мы разделяем подход В . И . Загвязинс-кого, выделившего четыре группы целей высшего образования:
— личностно-развивающую, развитие личности через освоение компетенций — социальных, личностных, коммуникативных и других;
— социально-созидательную, формирование ценностных отношений и связей в современном социуме, характеризующемся многонационально-стью, многоконфессиональностью и социально стратифицированном;
— продуктивно-профессиональную, которая реализуется в подготовке к труду по созданию материальных и духовных ценностей, формирование созидательного потенциала человека;
— здоровьесберегающую и здоровьетворческую, речь идет о здоровье во всех его проявлениях — физическом, социальном, духовном, нравственном [7].
Качество в широком смысле этого слова традиционно понимается как степень соответствия требованиям заказчика . Если говорить о подготовке кадров высшей квалификации, то следует выделить три группы заказчиков у данного процесса: государство, научно-педагогическое профессиональное сообщество и сами аспиранты
Рассмотрим требования каждой группы
Государство в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» сформулировало цель высшего образования как «обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углубление и расширение образования, научно-педагогической квалификации» [12]. Понятие «качество образования» трактуется в п 29 ст 2 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» как комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степени их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы [12]
Таким образом, цель государства — обеспечить кадрами высшей научной квалификации стратегически важные направления модернизации и технологического развития страны
Позиция научно-педагогического профессионального сообщества определена исследователями [3, с. 151] по результатам проведенного анализа методом экспертных оценок и включает следующие факторы, обеспечивающие качество подготовки аспирантов:
— финансовая поддержка аспирантов из средств грантов, хоздоговоров, научно-технических программ;
— развитая система доступа к информационным ресурсам;
— развитая система научных коммуникаций Участие аспирантов в конференциях, стажировках и др ;
— повышение аспирантских стипендий;
— повышение оплаты за научное руководство;
— наличие современной инструментальной и лабораторной базы;
— наличие авторитетных научных школ;
— наличие внешнего финансирования научных исследований (гранты, договоры, научно-технические программы и др.);
— тесная интеграция с академической и отраслевой наукой Привлечение ведущих специалистов НИИ, КБ для ведения занятий и руководства исследованиями аспирантов;
— высокий конкурс в аспирантуру для отбора лучших кандидатов;
— повышение требовательности к научным руководителям;
— строгий контроль выполнения аспирантами индивидуальных планов, отсев «балласта»;
— расширение образовательного компонента аспирантуры
Наконец, обратимся к мнению самих аспирантов. На наш взгляд, одним из основных факторов успешности и продуктивности любой деятельности, в том числе и подготовки аспирантов, является мотивация обучающихся Традиционно мотивация рассматривается психологами как побуждения, вызывающие активность субъекта и определяющие ее направленность [11]. Мотивационно-ценностная сфера личности аспирантов включает в себя три группы явлений — мотивы, ценности и смыслы . Исходя из этого, обратимся к основным понятиям педагогической аксиологии — смысл, личностный смысл
Проблема личностных смыслов, их образования, взаимодействия между собой — одна из наиболее значимых в психологии и привлекающих внимание исследователей-педагогов, так как личностные ценности играют важнейшую роль в саморегуляции, самоопределении и самореализации человека, влияют на его активность во внешнем и внутреннем мире, отражаются в поведении. Для нашего исследования важным является понимание смысла, порождаемого ценностными отношениями, связывающими субъекта с объективной действительностью (смысл обеспечивает связь индивидуального с всеобщим) Непосредственным источником смыслообразования являются потребности и мотивы личности Для образования практический смысл имеет положение Д . А. Леонтьева о том, что становление смысла как психического явления осуществляется на трех этапах На первом этапе фиксируются определенные элементы ситуации и их значения На втором — происходит выявление значимого соотношения элементов ситуации и установление наиболее вероятных, логически непротиворечивых взаимосвязей между ними: появляется возможность контроля над ситуацией и прогноз ее развития На третьем — субъект выявляет свое ценностное отношение, исходя из
своих потребностей [9, с . 13—27]. Эти выводы ориентируют образование на создание условий для обретения каждым обучающимся смысла своего учения в контексте смысла жизни . Согласно А. Н . Леонтьеву, личностные смыслы выражают пристрастность индивидуального сознания, его особую субъективность [8]. Объективный мир — природа и общество, являясь миром значений, предметов, явлений, событий, запечатленных в словах-понятиях, отражающих объективные значения предметной действительности для человека, должен стать объектом познания через ценностно-ориента-ционную деятельность и ценностно-смысловую коммуникацию. А. Н . Леонтьев подчеркивал, что если значение является средством связи человека с реальностью объективного мира, то смысл связывает его с реальностью собственной индивидуальной жизни в этом мире, с ее мотивами и ценностями Таким образом, личностный смысл, по А Н Леонтьеву, — это значение, опосредованное мотивом Поэтому в психологии личности важное значение придается смыслообразующим мотивам, в отличие от мотивов-стимулов К числу первых относят мотивы, влияющие на выбор жизненной позиции, мировоззрения, профессии и другие «смысловые единицы жизни», к числу вторых — мотивы, побуждающие к реальным действиям в конкретных жизненных или учебных ситуациях Посредством обретения смыслов-целей, смыслов-интересов, смыслов-мотивов, смыслов-переживаний, смыслов-отношений происходит самостроительство личности, строится ее система ценностей Становление связной системы личностных смыслов и есть, по А. Н . Леонтьеву, процесс становления личности . Для его характеристики ученый использует такие понятия, как выбор смыслов, личностная сфера, «смысловые единицы жизни», позиция и др , анализ которых показывает, что «смыслу не учат — смысл воспитывается», но при этом не навязывается [8]
Таким образом, личностный смысл можно определить как индивидуализированное отражение действительности, выражающее отношение человека к тем объектам, ради которых развертывается человеческая деятельность и общение, в том числе и в образовании
Личностные смыслы выступают связующим звеном между различными подсистемами личности . Являясь компонентами более сложной системы — личности, они сами представляют систему, организованную в определенной иерархической последовательности, отражающую процессы развития и функционирования личности на различных этапах жизнедеятельности человека . Л .С . Выготский рассматривал динамическую смысловую систему как единство аффективных и интеллектуальных процессов сознания [1, с . 170—178] . В дальнейшем А. Г. Асмолов использовал понятие динамической смысловой системы для обозначения многомерной системной организации смысловых образований . Эта система, по А. Г. Асмолову, характеризуется внутренней динамикой, определяемой сложными иерархическими отношениями между ее составляющими Являясь производной
от деятельности человека и его позиции, динамическая смысловая система выражает содержательные характеристики личности как целого и выступает единицей ее анализа [2, с. 118—125].
Для нашего исследования важно было установить, какие ценности переживаются аспирантами как значимые, имеющие личностные и социальные смыслы Их представления о смыслах обучения в аспирантуре и качестве подготовки мы изучали в ходе исследования, в котором участвовали аспиранты Российского государственного профессионально-педагогического университета (г. Екатеринбург), обучающиеся на 1-м и 2-м курсах по направлениям подготовки 09.06.01 Информатика и вычислительная техника, 13 . 06 . 01 Электро- и теплотехника, 37.06.01 Психологические науки, 38 . 06. 01 Экономика, 44.06.01 Образование и педагогические науки, 47.06.01 Философия, этика и религиоведение, и аспиранты 2-го курса направления подготовки 45 .06.01 Языкознание и литературоведение Московского государственного университета имени М В Ломоносова (г Москва) Нами было проведено анкетирование, в котором приняли участие 52 аспиранта Вопросы анкеты касались разных аспектов процесса обучения в аспирантуре — мотивации поступления в аспирантуру, оценки своей образовательной программы, факторов, затрудняющих/облегчающих работу над научным исследованием, роли научного руководителя и кафедры и др В том числе аспирантам было предложено назвать показатели качества своего обучения В полученных ответах мы увидели осознание аспирантами как личностных, так и социальных смыслов своего обучении В числе социальных смыслов аспирантами были указаны следующие: желание успешно продвигаться по службе, сделать карьеру; иметь высокооплачиваемую и престижную работу; желание стать преподавателем вуза Указанные позиции можно обобщить понятием «конкурентоспособность на рынке интеллектуального труда» Личностные смыслы аспирантов проявились в таких факторах, как интерес к научной деятельности, желание продлить образование, повысить свой образовательный уровень, престижность ученой степени, удовлетворение честолюбия, формирование коммуникативной компетентности, развитие лидерских и предпринимательских способностей В данном случае мы предлагаем обозначить указанные факторы как «личностно-профессио-нальное самоутверждение» Интересно отметить, что все 52 человека, участвовавшие в анкетировании, отметили такой показатель как «желание защитить диссертацию» как один из основных мотивов своего поступления в аспирантуру Однако, как мы отмечали выше, защита диссертации не предусмотрена в основной профессиональной образовательной программе подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре
Полученные нами результаты созвучны выводам исследователей Е . В . Веденеевой, Е . В . Забелиной и Д .А. Циринг, выделивших три основных фактора, характеризующих мотивационно-ценностную сферу аспирантов [5] Остановимся на них подробнее
Первый фактор указанные авторы определили как «Ориентация на достижение и самореализацию» . У аспирантов с доминированием данного фактора выражены высокий уровень мотивации достижения успеха, самостоятельность мышления, исследовательская активность, креативность Эти аспиранты считают себя сильной личностью, обладающей свободой выбора Их выбор научно-педагогической деятельности является осознанным, они стремятся к достижению успеха в ней .
Аспиранты с преобладанием второго фактора — «Ориентация на статус и комфорт» — стремятся к доминированию над окружающими, к достижению определенного социального статуса . Для них ведущими являются материальные мотивы и мотивы обеспечения безопасности Научно-педагогическую деятельность эти аспиранты рассматривают как возможность быстро сделать карьеру и достичь комфортного уровня жизни
Что касается третьего фактора — «Ориентация на отношения», — то аспиранты, у которых он является преобладающим, стремятся к поддержанию позитивных отношений с окружающими, испытывают потребность в понимании У них слабо выражены смысложизненные ориентации, низкий уровень осмысленности и направленности своей деятельности Поступление в аспирантуру, как правило, происходит под воздействием стереотипов. Как результат — неуспешность научно-педагогической деятельности и неудовлетворенность работой
На наш взгляд, приведенная типология преобладающих мотивов аспирантов продуктивна и инструментальна Своевременная диагностика ценностно-мотивационной сферы аспирантов позволит создать необходимые и достаточные психолого-педагогические и организационные условия для повышения качества обучения аспирантов и эффективности работы аспирантуры
Что касается эффективности подготовки аспирантов, то ее, по-нашему мнению, следует рассматривать в двух аспектах: академическом (качество и результаты образовательной подготовки) и научном (качество и результаты научно-исследовательской деятельности аспирантов) Так, основным критерием оценки эффективности в академическом аспекте должна стать успешность освоения аспирантом основной профессиональной образовательной программы Показателями данного критерия могут служить уровень сформированности универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом направления подготовки, результаты промежуточной (экзаменационные сессии) и итоговой государственной аттестации, итоги всех видов практик Кроме образовательных результатов следует учитывать показатели научной активности аспиранта, к которым относятся количество публикаций в рецензируемых научных изданиях, выступления на конференциях и семинарах разного уровня, участие в научных олимпиадах и конкурсах аспирантских работ, а также подготов-
ленный в срок текст диссертации . И еще одним важным показателем эффективности аспирантуры должна стать, на наш взгляд, востребованность выпускников аспирантуры, их трудоустройство в соответствии с полученной квалификацией на должности научных и научно-педагогических работников
Литература
1. Агошкова Е.Б., Ахлибинский Б.В. Эволюция понятия системы // Вопросы философии. 1998 . № 7. С 170—178 .
2. Асмолов А.Г. О предмете психологии личности // Вопросы психологии . 1983 . № 3 . С 118—125 .
3. Бедный Б.И., Миронос А.А. Подготовка научных кадров в высшей школе . Состояние и тенденции развития аспирантуры . Монография . Н . Новгород: Изд-во ННГУ, 2008 . 219 с .
4. Бедный Б.И., Миронос А.А., Серова Т.В. Продуктивность исследовательской работы аспирантов (наукометрические оценки) // Высшее образование в России . 2006 . № 7. С 20—36 .
5. Веденеева Е.В., Забелина Е.В., Циринг Д.А. Мотивационно-ценностная структура и содержание личности аспирантов // Казанский педагогический журнал . 2012 . № 3 (93) . С. 58—67.
6. Добров Г.М. Наука о науке . Киев: Наукова думка, 1989.
7. Загвязинский В.И. О характеристиках качества, эффективности и доступности современного образования // Способы реализации и оценка качества образования: проблемы, исследования, практический опыт и перспективы: материалы всероссийской научно-практической конференции Тюмень: Изд-во Тюменского гос .университета, 2014. 270 с .
8. Леонтьев А.Н. Деятельность . Сознание . Личность . М . , 1979. 304 с .
9. Леонтьев Д.А. Динамика смысловых процессов // Психологический журнал . 1997. Т. 18 . № 6 . С 13—27.
10 . Подготовка научных кадров высшей квалификации в России . [Электрон-
ный ресурс] URL: http://www. csrs.ru/archive/stat_2015_staff/staff_2015 (дата обращения 23 . 07. 2016) .
11 Психологический лексикон Энциклопедический словарь: в 6 томах / Ред -сост. Л . А. Карпенко . Под общ . ред . А. В. Петровского . М . : ПЕР СЭ, 2005. 783 с
12 . Федеральный закон от 29. 12 . 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»
[Электронный ресурс]. URL: http://www. base.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc;base=LAW; n=148547 (дата обращения 20 . 07. 2016) .