УДК 34::316.628
Провалинский Дмитрий Игоревич
Provalinsky Dmitriy Igorevich
аспирант кафедры теории и истории государства и права Красноярского государственного аграрного университета
PhD student, Subdepartment for Theory and History of State and Law, Krasnoyarsk State Agricultural University
МОТИВАЦИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ МЕХАНИЗМА РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВОВЫХ СТИМУЛОВ
MOTIVATION AS AN ELEMENT OF THE MECHANISM OF LEGAL INCENTIVES IMPLEMENTATION
Аннотация:
Summary:
В статье рассматриваются механизм действия мотивации, структура мотивационного процесса, взаимосвязь мотивации и правового стимулирования, ее влияние на правомерное поведение участников общественных отношений. Отдельное внимание уделено определению понятий «мотив», «побуждение», анализу структуры мотива и его предпосылок.
The article discusses the mechanism of motivation, the structure of the motivational process, correlation between the motivation and legal incentives, its influence on the behaviour of participants of public relations. Special attention is paid to such concepts as: motive, inducement, motive structure, motive premises.
Ключевые слова:
правовой стимул, мотивация, мотив, потребность, побуждение, интерес, установка.
Keywords:
legal incentive, motivation, motive, need, inducement, interest, value system.
Социальная действительность постсоветской России за более чем два десятилетия претерпела значительные изменения, которые затронули экономическую и политическую системы, социальную структуру общества. Произошли изменения и в правовой науке, которая, так же как и иные гуманитарные науки, освободилась от политического давления. В современной правовой действительности карательная роль права уступает свои позиции праву, основанному на формировании системы правомерного, социально значимого поведения участников общественных отношений.
В обществе медленно, но неуклонно происходит формирование высокого гражданского сознания и ответственности, основанных на понимании и использовании права как регулятора общественных отношений с учетом публичных и частных интересов; становление правовой культуры и стимулов, мотивов правомерного поведения, активизации общественных институтов.
При изучении правовых стимулов, первостепенная направленность которых рассматривается с точки зрения положительных санкций, необходимо понять, какова мотивация правомерного поведения, стремится ли человек к достижению правового благополучия, в том числе посредством поощрений и стимулов в виде положительных санкций?
Вопросы мотивации и мотивов поведения индивида активно исследуются психологией -наукой, которая изучает недоступные для внешнего наблюдения структуры и процессы с целью объяснения поведения человека, особенностей поведения отдельных людей, групп и коллективов [1, c. 12].
Изучением мотивации занимается и правовая наука, поскольку мотив побуждает человека к деятельности (правомерной и неправомерной), направляя его на удовлетворение определенных потребностей, отражает потребности, которые действуют как объективная закономерность и необходимость.
Мотивация (от лат. movere) - это побуждение к действию, динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость, способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.
Традиционно мотивацию определяют как объяснение внутренних факторов или психологического состояния и отношения человека к тому, что должно быть сделано или достигнуто в качестве цели поведения [2, c. 50].
В середине 90-х гг. Хх в. широкое распространение получила точка зрения, согласно которой мотивация - это взаимодействие субъективных, то есть исходящих от человека, и объективных, влияющих извне, факторов [3, c. 37].
В качестве постоянно присутствующего элемента, с помощью которого формируется мотив, выступает потребность, являющаяся формой побуждения. Психологи утверждают, что поведение личности определяется потребностями, а также иными субъективными и объективными моментами, связанными с их удовлетворением [4, с. 171].
Д.Н. Узнадзе определяет потребность как всё то, что необходимо для нормальной жизнедеятельности человека, но чем он в данное время не обладает [5, с. 394]. Мы полагаем, что такое определение не до конца раскрывает суть данного явления, поскольку включает в себя сугубо оценочное понятие «нормальная жизнедеятельность». Общеизвестно, что то, что для одного является нормальным и достаточным, для другого является просто недопустимым. Кроме того, у человека могут возникнуть потребности в чем угодно, в том числе в вещах, без которых он вполне способен обходиться в нормальных условиях.
Поэтому представляется, что потребность в большей степени определяется нуждаемостью в том, чем человек в данное время не обладает.
По содержанию потребности бывают материальными, социальными, духовными. Кроме того, выделяют первичные и вторичные потребности.
Первичные потребности по своей природе являются физиологическими: человек нуждается в пище, воде, одежде, отдыхе. Вторичные потребности являются психологическими, они вырабатываются в ходе познания и приобретения жизненного опыта (потребность в уважении, успехе).
В научной литературе высказывалось мнение, что те или иные потребности выступают единственными двигателями человеческой активности [6, с. 11].
В свое время Ф. Энгельс писал по этому поводу следующее: «Люди привыкли объяснять свои действия из своего мышления, вместо того чтобы объяснить их из своих потребностей (которые при этом, конечно, отражаются в голове, осознаются)...» [7, с. 493].
«Потребность есть сила, - писал П.А. Шомбар де Лов, - которая организует восприятие, рассуждение, усилие и действие с тем, чтобы изменить существующую ситуацию» [8, с. 74].
Однако современные ученые, напротив, считают, что сама потребность в качестве мотива выступает очень редко. Осознаваясь и переживаясь как особого рода чувство неудовлетворенности, потребность порождает мотив как побуждение осознанное, оцененное и принятое человеком в качестве идеального основания и оправдания своего поведения [9, с. 179].
Для того чтобы потребность заработала, нужны мотивы, то есть предрасположенность, психологические причины, изнутри побуждающие людей к действиям, направленным на ее удовлетворение (стремление к благам): осознанные (интересы) и неосознанные (желания, порывы) [10, с. 12].
Юридическая психология определяет мотив поведения как внутреннее побуждение лица совершить какое-либо деяние, как причину поступка. С точки зрения правовой науки мотив определяет субъективное отношение лица к своему действию (поступку, деянию) и его последствиям.
Как отмечает Е.Ю. Зарубаева, мотив - это осознанный человеком личностный смысл его действий, осознание отношения данной цели к удовлетворению соответствующего побуждения [11, с. 17].
Таким образом, мотив - это элемент субъективной стороны отношения субъекта к той или иной ситуации.
Соотношение мотивов, влияющих на поведение людей, образует его мотивационную структуру. У каждого человека она индивидуальна и обусловливается множеством факторов: полом, возрастом, уровнем благосостояния, социальным статусом, должностью, личными ценностями, отношением к труду, работоспособностью и т. д. Мотивационная структура личности довольно стабильна, но поддается целенаправленному формированию и изменению (например, в процессе воспитания), что приводит и к изменению поведения [12, с. 13].
В структуру мотива входят: потребность, которую человек хочет удовлетворить; благо, способное удовлетворить эту потребность; действие, необходимое для получения блага; цена - издержки материального и морального характера, связанные с осуществлением каких-либо действий.
По мнению ряда авторов, между потребностью и поступком человека в большинстве случаев стоит еще интерес, под которым понимается осознание человеком как своих собственных потребностей, так и общих условий и средств, способствующих их удовлетворению [13, с. 56]. Именно интересы лежат в основе мотивации деятельности, определяют ее цель, а также мир ценностей и ориентаций, присущих данной личности и группе лиц [14, с. 17].
С точки зрения психологии интерес, с одной стороны, субъективен, поскольку его носителем является человек, с другой стороны, объективен, так как создается экономическими отношениями людей [15, с. 260]. Он проявляет себя только через сознание человека. Интерес, проникнув в человеческое сознание, становится мотивом к достижению цели [16, с. 277].
Побуждение - это ощущение недостатка в чем-либо, имеющее определенную направленность. Оно является поведенческим проявлением потребности и сконцентрировано на достижении цели. Цели в этом смысле - это нечто, что осознается как средство удовлетворения потребности. Когда человек достигает такой цели, его потребность оказывается удовлетворенной [17].
Мы согласны с указанной позицией, поскольку среди прочего одного мотива для поведения человека (как правомерного, так и неправомерного) недостаточно; действуя тем или иным образом, человек всегда преследует какую-либо цель. Поэтому в рамках изучения мотивации действий индивида всегда следует обращать внимание на целеполагание как процесс выбора цели для реализации процесса осуществления идей.
По утверждению Ю.М. Нехайчук, помимо потребностей и мотивов, мотивационный механизм содержит:
- Притязания - желаемый уровень удовлетворения потребностей, детерминирующий поведение.
- Ожидание - оценку личностью вероятности наступления события, которая концентрирует притязания применительно к ситуации; предположение о том, что результат деятельности будет иметь определенные последствия.
- Установку - психологическую предрасположенность, готовность человека к тем или иным поступкам в конкретной ситуации.
- Оценку - характеристики степени возможного достижения результата или удовлетворения потребностей.
- Стимулы - блага, возможности и т. д., находящиеся вне субъекта, с помощью которых он может удовлетворить свои потребности, если это не требует невозможных действий [18, с. 11].
Теперь необходимо понять, какое влияние оказывает мотивация на правомерное поведение личности.
Правомерное поведение можно определить как желательное и допустимое с точки зрения интересов общества; поведение субъектов права, которое соответствует требованиям правовых норм, гарантируется и охраняется государством [19, с. 19].
М.И. Абдулаев предлагает определять правомерное поведение как основанную на правовых принципах и нормах правореализационную деятельность, осуществляемую субъектами правоотношений в форме использования своих субъективных прав, исполнения юридических обязанностей и соблюдения правовых запретов. Оно является одним из важнейших условий нормального функционирования общественной жизни, при котором обеспечивается осуществление прав и свобод личности, охрана правопорядка [20, с. 306].
Юридическая наука не дает ответа на вопрос о том, что заставляет людей вести себя правомерно или противоправно. Ответ на данный вопрос следует искать в психологии, поскольку поведение любого индивида зависит от его личного решения.
Как справедливо отмечает Е.Ю. Зарубаева, наиболее важное значение в понимании правомерного поведения человека, личности, индивида, а также общества в целом имеют именно «мотив» и «установка» [21, с. 20].
По ее утверждению, мотив - это довод в пользу избираемого действия, осознанное побуждение к достижению конкретной цели, необходимый элемент сознательного, волевого, преднамеренного действия. Установка - это занятая личностью позиция, которая заключается в определенном отношении к стоящим перед ней целям или задачам и выражается в избирательной мобилизованности и готовности к деятельности, направленной на их осуществление [22, с. 21].
Как утверждает автор, главное различие этих двух понятий состоит в том, что мотивы человека практически всегда осознанны и их можно понять, а установки относятся уже к сфере бессознательного поведения человека, и понять их порой не в состоянии даже сам человек, не говоря уже об окружающих. Они играют немаловажную роль в поведении человека и поэтому требуют отдельного рассмотрения [23, с. 18].
Следует отметить, что между мотивацией и поступком человека нет однозначной связи, поскольку здесь не исключается влияние случайностей и иных субъективных обстоятельств (сиюминутное настроение, собственное восприятие ситуации, влияние других лиц).
В юридической психологии особенно остро стоит вопрос о мотивации правомерного поведения, о том, почему вообще люди ведут себя законопослушно и не нарушают юридических норм.
Как справедливо отмечает М.И. Абдулаев, мотивация правомерного поведения во многом зависит от внутренних психических качеств личности и внешних социокультурных факторов, влияющих на поведение человека. Так как личность формируется в социокультурной среде, уровень цивилизованности и демократичности общества во многом определяет и внутренний мир человека. Насколько в обществе развиты правовые традиции, настолько развито у человека уважение к праву, законодательству. Соответственно, каждый индивид старается строить свое поведение в рамках
правового пространства. Уровень цивилизованности государственно-организованного общества определяется развитостью правовых институтов и механизмами их осуществления [24, с. 306].
Правовая мотивация имеет свои особенности, связанные с действием норм права на сознание человека. Ее можно определить как совокупность осознаваемых и неосознаваемых побуждений, формирующихся под воздействием норм права и внутренних интересов, потребностей человека.
Как отмечает А.В. Малько, реализация правовых поощрений и стимулов невозможна без использования такой функции, как мотивация, которая побуждает человека к исполнению обязанностей и совершенствованию социально полезных творческих действий, превосходящих обычные требования, развивает трудовую и общественно-политическую активность (мотивация построена на основе привлекательных и заранее обещанных благоприятных последствий) [25, с. 232].
Мы полагаем, что мотивацию следует рассматривать с двух сторон. С одной стороны, мотивация - это комплекс воздействий и стимулов, которые государство направляет на своих граждан с целью получения от них ожидаемого результата. С другой - мотивация является неотъемлемой частью личности самого человека, и в этом смысле это комплекс его интересов, потребностей, которые он стремится удовлетворить в процессе своей деятельности. Важно, чтобы обе составляющие мотивации совпадали, чтобы те стимулы, которые государство направляет в сторону человека, попадали в поле его интересов. Тогда гражданин будет действовать правомерно, понимая, что то, что он делает, позволит ему удовлетворить свои собственные потребности. В противном случае он станет искать возможность удовлетворить эти потребности иным способом, который не всегда может быть правомерным.
Сущность мотивации, проявляемой государством, заключается в том, чтобы, ориентируясь на систему потребностей человека, обеспечить полное и эффективное использование их потенциала для скорейшего достижения целей, личных или общественных.
Стимулирование, в том числе правовое, заключается в целенаправленном воздействии на индивида или группу людей. При этом люди удовлетворяют свои потребности (личностный аспект), придерживаясь определенных характеристик законопослушного поведения (общественный аспект).
Таким образом, стимул - это всегда внешнее воздействие на человека, его целью является направление деятельности (поведения) человека.
В то же время внутренняя мотивация всегда является субъективным проявлением, она связана не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности и является ключевым фактором результата деятельности человека.
При всем разнообразии стимулов индивид выбирает такую форму поведения, которая отвечает его сегодняшним запросам, потребностям, интересам, ценностям. Если ситуация противоречит его внутренним убеждениям, никакие стимулы не возымеют того результата, на который они изначально были направлены.
Отсюда следует, что стимулирование - это побуждение индивида к определенному поведению, вызываемое внешними факторами опосредованно, через его внутреннюю мотивацию, поскольку с психологической точки зрения именно мотив, а не стимул сам по себе, побуждает и направляет деятельность человека.
Любой стимул апеллирует к определенным мотивам и может вызывать желаемый результат только в том случае, если у индивида в данное время актуален мотив, соответствующий используемому или предлагаемому стимулу.
Действие механизма мотивации выглядит следующим образом: 1) возникновение и осознание потребностей как системы предпочтений; 2) восприятие импульсов, идущих от них; 3) анализ ситуации с учетом ожиданий, притязаний, стимулов; 4) актуализация мотивов.
В результате осуществляется отбор и включение соответствующих мотивов и происходит: 1) формирование определенного состояния личности, обусловливающего нужную интенсивность действий; 2) осуществление конкретных действий; 3) получение результата и удовлетворение потребностей [26, с. 32].
Изложенное выше дает основание для вывода о том, что в современной юридической науке мотивации должно отводиться особое место в механизме реализации правовых стимулов. Именно стимулы являются фактором социально значимого поведения, поскольку они напрямую связаны с целями, на которые ориентируется интерес субъекта правоотношения.
Кроме того, с изменением экономической модели современной России стало очевидно, что новые законы экономики предполагают наличие у людей совсем других мотивов и ценностей, чем те, которые существовали в период становления рыночных отношений общества. Исследования показывают, что в настоящее время основным типом мотивации является мотивация до-
стижения, что соответствует потребностям рынка в ином типе людей, с иными мотивами и ценностями. Изучение «новой» мотивации имеет огромное значение для регулирования процессов, происходящих в экономике, политике и жизни общества.
Ссылки:
1. Психология : учеб. для гуманитар. вузов / под общ. ред. В.Н. Дружинина. СПб., 2001. С. 12.
2. Лютенс Ф. Организационное поведение / пер. с англ. 7-е изд. М., 1999. С. 50.
3. Лунеев В.В. Мотивация преступного поведения. М., 1991. С. 37.
4. Щербатых Ю.В. Общая психология. СПб., 2008. С. 171-177.
5. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М., 1966. С. 394.
6. Мерлин В.С. Лекции по психологии мотивов человека. Пермь, 1971. С. 11.
7. Энгельс Ф. Диалектика природы // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 493.
8. Шомбар де Лов П.А. Генезис и роль стремлений и потребностей в обществах XX века // Философские науки. 1969. № 1.С. 74.
9. Дагель П.С., Котов Д.П. Субъективная сторона преступления и ее установление. Воронеж, 1974. С. 179.
10. Нехайчук Ю.М. Мотивация персонала // Финансы: планирование, управление, контроль. 2011. № 6. С. 10-17.
11. Зарубаева Е.Ю. Мотивация и установка как психолого-правовые факторы правомерного поведения личности // Сибирский юридический вестник. 2004. № 4. С. 16-21.
12. Нехайчук Ю.М. Указ. соч.
13. Чесноков Д.И. Общественный прогресс и механизм действия социальных законов // Вопросы философии. 1966. № 9. С. 56.
14. Зарубаева Е.Ю. Указ. соч.
15. Чесноков Д.И. Указ. соч.
16. Краткая философия : энциклопедия. М., 1994. С. 277.
17. Драгомиров М.И. Избранные труды. М., 1956. 438 с.
18. Нехайчук Ю.М. Указ. соч.
19. Зарубаева Е.Ю. Указ. соч.
20. Абдулаев М.И. Теория государства и права : учеб. для высших учеб. заведений. М., 2004. С. 306.
21. Зарубаева Е.Ю. Указ. соч.
22. Там же.
23. Там же.
24. Абдулаев М.И. Указ. соч.
25. Малько А.В. Теория государства и права в вопросах и ответах : учеб.-методолог. пособие. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2007. С. 232.
26. Берг О. Мотивация на «ура» // Кадровый вопрос. 2013. № 8. С. 31-66.