28
ВЕКТОР РАЗВИТИЯ ЮРИДИЧЕСКОИ НАУКИ
В
ЕСТНИК
УНИВЕРСИТЕТА
имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
¥
Виктория Викторовна КАЛИНОВСКАЯ,
кандидат филологических наук, доцент кафедры английского языка № 1 Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
МОТИВАЦИЯ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ЮРИДИЧЕСКОМ ВУЗЕ
Статья посвящена формированию мотивации у студентов юридических специальностей, рассматриваются различные подходы к определению мотивации, факторы, влияющие на ее формирование, а также даются практические рекомендации по применению методик и приемов обучения.
Ключевые слова: мотивация, студент, высшее учебное заведение, иностранный язык.
KALINOVSKAYA V.V.,
PhD (Philology), Associate Professor, Kutafin Moscow State Law University, English department №1
MOTIVATION TO FOREIGN LANGUAGES IN LAW UNIVERSITIES
The article is devoted to the problem of learning motivation in respect of law students. It observes different approaches to motivation, factors influencing it and methodological technics.
Keywords: learning motivation, student, university, foreign language.
Знание иностранного языка, а точнее обладание навыками, необходимыми для профессионального общения, уже давно вошли в состав требований, предъявляемых выпускнику вуза, вне зависимости от осваиваемой специальности. В любой отрасли конкурентоспособный специалист должен знать лек-сико-грамматический минимум, уметь читать и переводить иноязычные тексты, обладать навыками иноязычного общения, и все это в рамках своей профессиональной деятельности.
Такие требования приобретают особую актуальность для студентов, получающих высшее профессиональное образование по направлению «Юриспруденция», поскольку иностранный язык позволяет строить коммуникацию в международной деловой сфере, общаться с иностранными клиентами, в конце концов, открывает перспективы участия в разрешении международных правовых конфликтов.
Однако, несмотря на очевидную необходимость изучения и, конечно же, знания и практического владения иностранным языком, в неязыковых вузах очень остро стоит вопрос или проблема мотивации студентов, которые, с одной стороны, понимают необходимость его изучения, а с другой стороны, достаточно быстро © В. В. Калиновская, 2015 теряют интерес к этому предмету, сталкиваясь с различного рода проблемами.
в
ЕСТНИК Калиновская В. В.
УНИВЕРСИТЕТА Мотивация к изучению иностранного языка в юридическом вузе
29
имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
Итак, чтобы решить проблему, нужно посмотреть на ее истоки, точнее на то, почему студенты теряют интерес к изучению иностранного языка, обучаясь в вузе. При этом интересно отметить, что спустя некоторое время после окончания, или непосредственно после окончания вуза, бывшие студенты вновь проявляют интерес к этому предмету и либо ищут себе преподавателя, либо идут на языковые курсы.
Говоря о причинах снижения мотивации, чаще всего внимание концентрируется на студенте, преподаватель отходит на второй план, на него не обращают внимания.
От преподавателя зависят очень многие компоненты обучения, такие как отбор материала, например. Не поддается сомнению, что преподаватель вуза не может самостоятельно определять содержание обучения, и в его обязанности входит выполнение программы, тематического или календарно-тематического плана. Однако нельзя полностью снимать с преподавателя ответственность за отбор материала. Занятия двух преподавателей, работающих на одном курсе, преподающих одну дисциплину, будут отличаться друг от друга, потому что подходы у них могут сильно отличаться друг от друга. Более подробное изучение некоторых тем, отбор дополнительного материала будут строго индивидуальны.
Подача материала, с учетом развития современных технических средств, также является очень важным моментом. Использование технических средств обучения на занятиях по иностранному языку является в настоящий момент обязательным требованием. Проблема заключается в умелом использовании таких средств, а также сочетании их с традиционными методами обучения.
Еще одним блоком проблем является неумение строить отношения с учащимися, неумение их организовать и, конечно, особенности личности преподавателя.
Отдельно стоит сказать, что в отношениях с учащимися преподаватель должен, прежде всего, руководствоваться положениями Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, где говориться, что преподаватель обязан:
«2) соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики;
3) уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образо- Ш вательных отношений; А
4) развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятель- □ ность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, ^ способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у об- > учающихся культуру здорового и безопасного образа жизни; ^
5) применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое А качество образования формы, методы обучения и воспитания; 5
6) учитывать особенности психофизического развития обучающихся и со- ^ стояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для полу- ^ чения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями»1.
Переходя к вопросу о формировании мотивации у студентов, нужно определить, что же такое мотивация, как она формируется, какие факторы оказывают
£
1 Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.
п
* к
§ к
Н>УКИ Ъ
30 ВЕКТОР РАЗВИТИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ //^/университета
«^■Р^ имени О.Е, Кугафина (МГЮА)
решающее влияние на ее формирование, чем мотивация к изучению иностранного языка отличается от мотивации к другим видам деятельности, и наконец, является ли мотивация единственным фактором, влияющим на поведенческий акт
Одной из самых известных и завоевавших популярность теорий, связанных с мотивацией, является теория потребностей, разработанная известным американским психологом Абрахамом Маслоу. Еще одним названием данной диаграммы, представляющей из себя иерархию человеческих потребностей, является «Пирамида Маслоу». Данная диаграмма получила широкое применение в экономике, так как занимает важное место при построении теорий мотивации.
В отличие, например, от бихейвиористов, А. Маслоу уделял внимание культурным, социальным и индивидуальным аспектам проявления человеческой личности, и главной, или высшей потребностью, той, которая подталкивает человека к раскрытию своих потребностей и талантов, считал потребность в самоактуализации.
Диаграмма А. Маслоу показывает, в каком порядке человек в среднем удовлетворяет свои потребности, и хотя бывают случаи, когда для какого-то индивида, потребности в любви и признании меняются местами, в целом диаграмма отражает последовательность удовлетворения своих потребностей человеком. В основе пирамиды лежат физиологические потребности, далее — безопасности, социальные потребности в любви и привязанности, престижные — в уважении, и наконец — духовные, потребность в самоактуализации.
Еще одной теорией, которую следует упомянуть в рамках рассмотрения данного вопроса, является теория Роберта Кегана, профессора Гарвардского университета, который, проанализировав, в частности, работы А. Маслоу, разработал свою собственную шкалу применительно к учебному поведению студентов; сам Р Кеган ставил перед собой задачу объяснить процесс развития студентов. Согласно данной теории стадии мотивированности располагаются следующим образом:
— психомоторные рефлексы;
— импульсивная стадия;
— империальная стадия;
— интерперсональная стадия;
— институциональная стадия;
— интериндивидуальная стадия.
Собственно, психомоторные рефлексы, по мнению Р Кегана, можно сразу отбросить и начать рассматривать мотивы обучающегося с импульсивной стадии. При нахождении на этой стадии студенты мотивированы избегать наказания, и, конечно, страх получения плохих оценок, дополнительные задания (как наказание) будут побуждать их выполнять тот минимум, который предусмотрен программой. Здесь, однако, стоит отметить, что такая мотивация, еще она называется негативной, не является наилучшим средством, чтобы побудить кого-либо изучать иностранный язык. При таком подходе сам предмет иностранного языка начинает ассоциироваться с чем-то негативным, и создание положительной мотивации впоследствии будет сопряжено с трудностями преодоления такого негативного отношения.
Империальная стадия связана, прежде всего, с оценкой результатов деятельности преподавателем. Студент уже хочет получить результат, и мотивиро-
в
ЕСТНИК Калиновская В. В.
УНИВЕРСИТЕТА Мотивация к изучению иностранного языка в юридическом вузе
31
имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
ван этим, однако, если его работа не будет оценена по достоинству, он может снова потерять интерес к предмету. На этом этапе мотивация уже приобретает положительную окраску; похвала, высокая оценка преподавателя создают новые стимулы к обучению.
Интерперсональная стадия также связана с признанием, но на этот раз признание должно исходить от одногруппников, у учащегося появляется потребность повысить свой авторитет.
По мере развития личности потребность в признании уступает место потребности в саморазвитии, и две последние стадии отличаются именно этим. Нахождение на институциональной стадии говорит нам о том, что сформирована внутренняя мотивация, то есть студент сам ставит перед собой задачи, приобретая некоторую автономию. Следует отметить, что именно на данном этапе будет максимально эффективна самостоятельная работа студента.
И наконец, говоря об интериндивидуальной стадии, о самом высоком уровне развития личности студента, можно говорить уже о полной автономии, когда пропадает потребность доказывать свою компетентность кому-либо.
Приведенные выше классификации лежат в основе понимания человеческой психологии, потребностей человека, и без осознания таких базовых посылок, на наш взгляд, невозможно дать адекватную оценку учебному поведению студента и, соответственно, подобрать как педагогические средства, так и конкретное содержание обучения.
Относительно видов мотивации можно сказать, что существует деление на внешнюю и внутреннюю мотивации. Внешняя мотивация, как следует из самого названия, связана с внешними проявлениями личности. Например, признание окружающих, оценка преподавателя. Внутренняя мотивация имеет более глубокие психологические корни и относится к самой учебной деятельности прежде всего.
Мы не будем останавливаться на внешней мотивации, скажем только, что такие мотивы подразделяются на общественные или социальные, а именно получение диплома и, как следствие, определенного социального статуса, и личностные, например, признание, похвала.
Гораздо более интересной является внутренняя мотивация, которая форми- Ш
руется на более высоких уровнях развития личности и включает в себя потреб- А
ность в новизне, стремление к освоению мира, самодетерминации, самореали- □
зации и коммуникации. ^
При обучении студентов юридических специальностей потребность в новиз- >
не можно удовлетворять двумя способами. Во-первых, новизна может быть абсо- Щ
лютной, например информация об особенностях правовых систем иностранных А
государств. Собственно, большая часть иноязычных аутентичных текстов посвя- 5
щена правовым вопросам иностранных юрисдикций; тексты научного, публици- ^
стического характера, а также документы будут отражать особенности правового ^
регулирования этих стран. Такая информация несомненно будет стимулировать учащихся.
Однако еще более привлекательной является новизна относительная, то есть необычное сочетание знакомых раздражителей. Здесь речь идет о материале, с которым студенты уже ознакомились на русском языке в рамках изучения юридических дисциплин. Например, предложить студентам в рамках изучения
£
П
* к
Н К,
НАУКИ Ъ
32 ВЕКТОР РАЗВИТИЯ ЮРИДИЧЕСКИЙ НАУКИ //^/университета
«^■Р^ имени О.Е, Кутафина (МГЮА)
юридического английского языка специализацию, то есть предусмотреть изучение в целом знакомого материала на иностранном языке. Такой материал может обладать даже большей привлекательностью, так как связь между языком и собственно юридическими дисциплинами будет очевидна.
Под освоением мира понимается стремление научиться чему-то новому, что можно предусмотреть на занятиях по иностранному языку, раскрывая приемы ведения переговоров, составления документов на иностранном языке, перевода документов.
Самодетерминация и самореализация тесно связаны друг с другом, при этом самодетерминация характеризуется стремлением личности ощутить себя источником своей деятельности, а самореализация подразумевает выполнение самостоятельных творческих заданий. Такие стремления, при условии успешной реализации поставленных задач, говорят уже о сложившихся компетенциях, необходимых для профессиональной деятельности.
Для успешного формирования мотивации и реализации вышеупомянутых стремлений необходимо предусмотреть применение определенных методик, обеспечивающих эффективность данных процессов.
При обучении иностранному языку студентов-юристов можно применять методику эмоционально-интеллектуального стимулирования познавательной активности. Внутренняя мотивация к изучению юридического языка может быть различной — от желания получить новые знания до интереса к формам занятий, поэтому важно привести в движение мыслительный процесс, интуицию, вызвать подъем эмоционально-волевых сил студентов. Такие приемы будут содействовать развитию самостоятельности, воображения, мысли и воли.
Приемами интеллектуально-эмоционального стимулирования, выделенными Л. П. Качаловой, можно считать: гностико-эвристические, вордкомбинаторные, интегрирующие, приемы создания оптимистической перспективы.
Гностико-эвристические приемы подразумевают самостоятельный поиск, внедрение в учебное занятие проблемных ситуаций, упражнения на воспроизведение, открытие, запоминание.
Вордкомбинаторные приемы, как видно из названия, заключаются в составлении упражнений на различные словарные комбинации, например, установление лексической сочетаемости, анаграммы, ассоциации.
Интегрирующие приемы вовлекают студентов в активную творческую деятельность, например, «переговоры», «собрания», «круглый стол», «судебное заседание». При этом такие задания активизируют все виды речевой деятельности, ведь для полноценного участия в такой деловой игре необходимо сначала ознакомиться с материалом, то есть, прочитать, потом обсудить проблему, при этом задействованы как говорение, так и аудирование, а после студенты выполняют и письменное задание, например, составляют протокол заседания или деловое письмо.
Прием создания оптимистической перспективы состоит в моделировании занимательных ситуаций в учебном процессе, например, необычное начало занятия, когда преподаватель рассказывает какую-то интересную историю или факт, несомненно, профессиональной направленности. При обучении юристов это может быть пример из практики суда, рассмотрение дела, тематически связанного с темой занятия.
"Т^ЕСТНИК
Ж Я УНИВЕРСИТЕТА
^ & имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
Калиновская В. В.
Мотивация к изучению иностранного языка в юридическом вузе
33
В заключение хотелось бы упомянуть еще об одном подходе, существующем в научной парадигме, а именно модели учебной мотивации, разработанной профессором психолингвистики Ноттингемского университета Золтаном Дерней.
В своей работе «Motivation Strategies in the Language Classroom» Дерней предлагает выделять семь базовых компонентов учебной мотивации. Интегра-тивность связана с восприятием иностранного языка и культуры страны изучаемого языка, инструментальность говорит о прагматических выгодах. Отношение к носителям изучаемого языка и значимость сообщества носителей связаны с желанием непосредственной коммуникации. Культурный интерес отражает восприятие продуктов культуры страны изучаемого языка. Лингвистическая уверенность — как убежденность в своих способностях достичь цели, а также окружение — влияние общества в широком смысле и узком (семья) на факт изучения иностранного языка, а также его носителям.
Обзор подходов дает представление о тех факторах, которые влияют на мотивацию студентов, определяют результативность процесса обучения, а также личностное развитие. Несомненно, есть факторы, не зависящие ни от преподавателя, ни от студента, например количество часов или наличие современных технических средств обучения. Однако не стоит забывать, что в настоящее время в распоряжении преподавателя находится целый комплекс разработок по методикам формирования мотивации у студентов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Калиновская, В. В. Самостоятельная работа студента как необходимый компонент высшего профессионального образования. Иностранные языки в юридическом вузе: вопросы методики преподавания / В. В. Калиновская. — М. : Издательский центр Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), 2014.
2. Качалова, Л. П. Педагогические условия воспитания интеллектуальных мотивов учения студентов педагогического вуза : дис. ... канд. пед. наук / Л. П. Качалова. — Екатеринбург, 1995.
3. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. — СПб. : Евразия, 2009.
4. Хеккаузен, Х. Мотивация и деятельности / Х. Хеккаузен. — М. : Просвещение, 2010.
5. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г № 273-ФЗ.
6. Dornzei Z. Motivation Strategies in the Language Classroom. — Cambridge University Press, 2001. — С. 155.