[методика преподавания русского языка]
Н. В. Брагина
МОТИВАЦИЯ ИЗУЧЕНИЯ РКИ В ОБЪЕДИНЁННОМ КОРОЛЕВСТВЕ
NADEZHDA V. BRAGINA
RUSSIAN LANGUAGE LEARNING MOTIVATION IN THE UNITED KINGDOM
Надежда Валентиновна Брагина
Аспирант кафедры РКИ Московского педагогического государственного университета, преподаватель РКИ института высшего и дополнительного образования Belfast Metropolitan College, Великобритания, Белфаст
В статье рассматриваются основные мотивирующие факторы изучения русского языка как иностранного (РКИ) жителями Объединённого королевства в различные исторические периоды и в настоящий момент.
Ключевые слова: русский язык как иностранный, Объединённое королевство.
The article is devoted to the issue of Russian language learning motivation in the United Kingdom during various historical periods.
Keywords: Russian as a foreign language, the United Kingdom.
Проблема мотивации изучения иностранных языков вызывает неустанный интерес специалистов в области психологии, педагогики и методики обучения. Почему один язык популярнее другого? От чего зависят взлеты и падения интереса к определённому языку? В данной статье рассматриваются мотивирующие факторы изучения русского языка как иностранного (далее — РКИ) в Объединённом королевстве в различные исторические периоды.
В методике обучения и воспитания мотивация к изучению иностранного языка понимается как система целей, потребностей и мотивов, побуждающих учащихся овладевать иностранным языком как средством межкультурного общения и проявлять активность в процессе решения коммуникативных и учебно-познавательных задач. Выделяют два основных типа мотивации — мотивацию внешнюю, т. е. вызываемую внешними факторами, другими людьми или определёнными событиями, и мотивацию внутреннюю, возникающую в человеке под воздействием собственных мыслей, стремлений и потребностей, подкреплённых эмоциональными переживаниями, в результате которых появляется осознанная внутренняя необходимость совершения определённых действий и достижения конкретных результатов. Внешняя мотивация возникает быстро, но, как правило, проходит после исчезновения или ослабления фактора, который её вызвал. Внутренняя мотивация вызывается труднее, и ещё сложнее её поддерживать длительное время1. Говоря о мотивирующих факторах к изучению иностранного языка для определенной нации, в данном случае, для жителей Объединённого королевства, в первую очередь имеется в виду внешняя мотивация: дипломатические, экономические и идеологические причины.
[мир русского слова № 1 / 2011]
[H. В. Брагина]
Историческим началом развития РКИ в Объединённом королевстве можно считать установление торговых связей между Великобританией и Россией в XII-XVII вв. Первоначально русский язык изучался методом погружения в языковую среду — английские торговцы, имеющие торговые интересы в России, посылали своих сыновей изучать русский язык в русские семьи. Некоторые ученики достигали очень высокого уровня владения языком: например, Кристофер Бороу был не только автором двух манускриптов на русском языке, практически неотличимых от работ, написанных носителями языка, но и разбирался в различиях между московскими и восточно-русскими разговорными нормами2.
В XVIII веке связь между двумя государствами, а соответственно и интерес к языку значительно возросли — стали открываться британские фабрики на территории России. Коммерческая необходимость способствовала распространению русского языка в Объединённом королевстве — начали появляться учебные пособия, подготавливающие англичан к торговым отношениям с россиянами. В этот временной период были опубликованы несколько грамматик русского языка на немецком и французском языках, включая грамматику И. С. Горлицкого «Grammaire françoise et russe en Langue moderne accompagnée d'un petit dictionnaire pour la facilité du commerce», а также «Новый словарь английского и русского языков» автора Прохора Жданова. Немного позже последовали первые учебные пособия для англоговорящих, изучающих РКИ, — анонимно опубликованное «Руководство по изучению английской и русской грамматики» и «Практическая грамматика русского языка» Джеймса Харда3.
В XIX веке русский язык начали преподавать в университетах — сначала в Оксфорде, а позже и в других высших учебных заведениях. Первым преподавателем русского языка в Оксфорде стал Фредерик Трифен, швейцарец, который провёл всё свое детство и юность в Одессе. Его интересы включали основные области лингвистики того времени — санскрит и сравнительную филологию, но первым курсом лекций, который он на-
чал читать, был «Язык и литература России». Изучению славянских языков в Оксфорде способствовало завещание Графа Илчестерского, который пожертвовал значительные средства на организацию исследований в области славянских языков, истории и литературы. Фонд Илчестера, основновными задачами которого являлись организация лекционных курсов, финансирование публикаций и присуждение наград и стипендий в области славистики, существует по сей день4.
На развитие изучения русского языка в начале XX века, несомненно, повлиял тот факт, что во время Первой мировой войны, когда Россия выступала в качестве союзника Великобритании, правительство надеялось заменить все торговые отношения с Германией на торговлю с Россией. К концу Первой мировой войны количество университетов в Англии и Уэльсе возросло с двух до двенадцати, и во всех, кроме трёх, преподавали русский язык. Становление новых университетов и открытие отдельных кафедр финансировалось со стороны торгового и промышленного капитала, поэтому на открываемых курсах более всего поощрялось изучение языка узкоспециальных областей и совсем немного внимания уделялось истории и культуре страны изучаемого языка. Во время Второй мировой войны были организованы интенсивные курсы русского языка для солдат вооруженных сил, воспитавшие целое поколение говорящих по-русски англичан, многие из которых позже стали преподавателями языка в университетах.
В 50-е годы изучение русского языка активно поддерживалось и финансировалось правительством Великобритании, которое признавало знание русского языка в качестве политической необходимости. Так, в 1947 году был опубликован отчет межведомственной комиссии по восточным, славянским, восточноевропейским и африканским языкам, сыгравший в Великобритании немаловажную роль в развитии обучения и преподавания РКИ. В отчёте говорилось о необходимости превратить невзаимосвязанные изолированные отделения славистики в разных университетах в единую крепкую сеть сотрудничающих кафедр. Университеты Бирмингема, Кембриджа,
[мир русского слова № 1 / 2011]
103
^^^ [методика преподавания русского языка]
Глазго, Лондона, Манчестера, Нотингема и Оксфорда получили гранты для выполнения поставленной цели и, как результат, за пять лет, с 1947 по 1955 г., количество преподавателей, работающих на кафедрах славистики и восточноевропейских языков, увеличилось с 20 до 60 человек. Несмотря на то что финансовая поддержка, вызванная отчётом 1947 года, закончилась в 1952 году, расширение языковых кафедр продолжалось. К 1960 году русский язык преподавался уже в 13 университетах, а количество преподавателей составляло 80 человек5. В 1961 году новый отчёт, на этот раз составленный Комитетом по университетским грантам (University Grants Committee) во главе с бывшим послом Великобритании в СССР, Сэром Вильямом Хэйтером, способствовал дальнейшему развитию преподавания славистики и восточноевропейских языков. Появились новые рабочие места для преподавателей РКИ, возросло количество учащихся.
1970-1972 гг. можно назвать рекордными по количеству студентов, специализирующихся в изучении русского языка. В последующие годы ситуация начала ухудшаться. Скорее всего, в силу отсутствия общего планирования и из-за того, что каждый университет очень высоко ценил свою независимость, произошло перепроизводство специалистов в области русского языка и славистики. В результате недавно открытые кафедры стали закрываться, а преподаватели начали терять работу6. Ситуация ещё больше обострилась в связи с распадом СССР. Искусственно поддерживаемая советским правительством мотивация к изучению РКИ неожиданно перестала существовать, не успев смениться естественной мотивацией. Еще одной причиной спада популярности РКИ в Великобритании в данный исторический период можно назвать обострённое политической ситуацией восприятие России, как опасной восточной страны, полной угроз для здоровья.
Относительно недавно начали происходить положительные изменения в области изучения РКИ. С 2008 года позиция предмета начала укрепляться. В настоящее время в Шотландии существует три университета (в Глазгоу, Эдинбурге и Сейнт-Эндрюс), где преподается русский язык.
В Англии таких университетов четырнадцать. С 2000 по 2007 год количество абитуриентов, подающих заявки на поступление на факультеты славистики в Англии, выросло на 40% и на 15% увеличилось количество учащихся. Русский язык по-прежнему преподается в 6% государственных и 19% частных английских школ и, таким образом, количество общеобразовательных школ, где изучают русский язык, превосходит количество школ, где изучают урду, японский, китайский или арабский языки7. Все большее количество колледжей, университетов и институтов высшего и продолженного образования включают в свои программы курсы русского языка. Также с каждым годом возрастает и количество учащихся в существующих языковых центрах. Например, по данным, предоставленным кафедрой современных иностранных языков Belfast Metropolitan College, количество учащихся, прошедших вечерний курс РКИ в учебном заведении, возросло с 35 человек в 2006/07 учебном году до 60 учащихся в 2009/10-м.
С чем же связано возникновение новой волны интереса к русскому языку в Объединённом королевстве? Проведённое среди учащихся института высшего и дополнительного образования Belfast Metropolitan College анкетирование показало, что основной целью изучения РКИ является изучение языка из интереса, вызваного историей, литературой и культурными особенностями русского народа. Изучение языка из интереса тесно связано со второй по популярности целью изучения РКИ — туризмом8. Можно сказать, что Россия привлекает жителей Великобритании своей загадочностью, и всё больше англиских туристов хотят посетить страну.
Итак, за многовековую историю существов-ния предмета РКИ в Объединённом королевстве мотивация к изучению русского языка менялась, но всегда преобладали экономические и идеологические факторы. На сегодняшний день основным мотивирующим фактором к изучению русского языка в Объединённом королевстве наряду с политико-экономическими можно назвать туризм. Благодаря интересу жителей Объединённого королевства к русской культуре, русский язык является пятым по популярности европейским
104
[мир русского слова № 1 / 2011]