УДК 364.3:316.628-057.87
Е.И. Шуваева, Н.В. Петрова
Мотивация и вовлеченность студентов в благотворительную деятельность
Добровольческий труд является одним из важных ресурсов для деятельности многих благотворительных организаций. В настоящее время среди волонтеров мало молодых людей. Молодые люди обладают рядом характеристик и потенциалом, которые делают данный сегмент привлекательным для привлечения в сферу благотворительности. Авторы исследуют мотивацию, которая лежит в основе благотворительного поведения, ее влияние на вовлеченность в волонтерскую деятельность молодых людей. В качестве индикаторов вовлеченности взяты такие показатели, как количество часов, регулярность и вид волонтерской деятельности, предпочитаемой молодыми людьми.
Charity work is one of the main resources for activities of non-profit organizations. Now there are not enough young people among volunteers. The number of features and the potential of young people make them attractive for involving into charity work. The article concerns young volunteers' behavior. The authors study young people's motivation, its influence on students' engagement in volunteering. Indicators of engagement are hours donated to the charity, regularity and type of volunteer activity.
Ключевые слова: благотворительность, студенты, волонтеры, мотивация, вовлеченность.
Key words: students, volunteers, motivation, engagement.
Благотворительная деятельность в последнее время становится все более заметным не только для специалистов явлением в жизни российского общества.
Один из индикаторов развития благотворительного движения -развитие такого вида благотворительной деятельности, как добровольчество, которое одобряется властью и обществом [1]. Исследования показывают, что в последние годы от 30 до 40 % россиян занимаются чем-то общественно полезным бесплатно [5].
Добровольческий труд - это один из важных ресурсов, необходимый для деятельности многих благотворительных организаций.
© Шуваева Е.И., Петрова Н.В., 2015
88
Его главная особенность - добровольность и безвозмездность. В этой связи перед благотворительными организациями встает вопрос о том, как привлекать добровольцев и удерживать их в организации, вовлекать их в ее деятельность. Вовлеченность в деятельность благотворительной организации обеспечивает организацию таким ресурсом, как постоянная помощь добровольцев, которая становится отношенческим капиталом, позволяющим организации выстраивать работу по выполнению ею своей миссии. Работая, можно сказать, в условиях «жесткой конкуренции», как и коммерческие предприятия, благотворительные организации применяют различные маркетинговые инструменты для привлечения ресурсов и результативной деятельности. Так, они используют сегментацию и позиционирование, которое помогает подчеркнуть выгоды, отвечающие предпочтениям конкретной группы, и в то же время минимизировать издержки, воспринимаемые этой группой как негативные.
Молодое поколение волонтеров
Особый интерес, на наш взгляд, для привлечения в благотворительную деятельность представляют молодые люди, студенты. Они обладают большим потенциалом, но недостаточно представлены в данный момент в рядах волонтеров [4].
Студенты высших учебных заведений в два раза чаще принимают решение посвятить свое время волонтерству, чем молодые люди, не получающие высшее образование [8]. Вовлеченность людей в добровольчество зависит от уровня образования: в неформальное добровольчество включено 19 % населения с образованием ниже среднего, с высшим образованием - 40 °% [7]. Также данная возрастная группа из всех возможных вариантов благотворительной помощи в большей степени отдает предпочтение «помощи делом» [2].
Молодые волонтеры обладают рядом характеристик, которые способствуют делать привлекательной сферу благотворительности. Молодые люди более разборчивы в выборе организации, в которую вступают [15], привлекают в организацию своих друзей, привносят идеи, могут выполнять сразу несколько заданий одновременно и долгое время остаются верными организации [16].
В долгосрочной перспективе молодые волонтеры - это будущие сотрудники, финансовые доноры и лидеры волонтерских и иных благотворительных организаций.
С учетом характеристик и возможностей молодых волонтеров, их потенциала и потребности благотворительных организаций в волонтерах, обладающих определенными характеристиками, следует понять поведение молодых волонтеров, определить взаимосвязь мотивации и вовлеченности.
Для достижения этой цели необходимо понять мотивацию, которая лежит в основе благотворительного поведения, оценить ее влияние на степень вовлеченности в волонтерскую деятельность молодых людей. С учетом специфики волонтерства для определения вовлеченности необходимо оценить количество часов, регулярность и вид волонтерской деятельности, предпочитаемой молодыми людьми.
Объектом исследования являются волонтеры благотворительных организаций, молодые люди в возрасте от 16 до 27 лет. Предметом исследования - мотивация студентов и их вовлеченность в благотворительную деятельность.
Мотивация как основной фактор, влияющий на волонтерскую деятельность
Для анализа мотивации, потребностей, удовлетворение которых преследует волонтер, выбирая то или иное благотворительное поведение, мы рассмотрели три классификации мотивов.
Классификация Клэри и других базируется на функциональной теории психологии, согласно которой одинаковая волонтерская деятельность в своей основе имеет разную мотивацию [10]. Авторы выделили шесть функций, которые обслуживает добровольчество:
•ценностная - забота об остальных людях, бескорыстная помощь окружающим;
•обучающая - получение новых навыков или развитие уже имеющихся;
•социальная - нахождение в кругу друзей, коммуникация, участие в деятельности, которую другие осознают как важную;
•профессиональная - развитие профессиональных навыков и улучшение своих конкурентных преимуществ;
•защитная - избегание своих проблем или сглаживание чувства стыда за свое более удачное положение в обществе;
•развивающая - саморазвитие субъекта, его позитивные стремления.
Бассель и Форбс в своей работе отметили такие мотивы, как желание встретиться со знаменитостями, получить привилегии, льготы, право носить униформу и путешествовать [9]. Также они
90
выделили такие мотивы, как присоединение к рядам волонтеров по приглашению значимого для волонтера лица, распространенность в семье или в среде друзей практики волонтерства, а также религиозные чувства.
В российском исследовании, проведенном в 2012 г. Фондом «Общественное мнение» (ФОМ), были получены следующие мотивы добровольческой деятельности: карьерные, мотивы расширения социальных контактов, мотивы самопомощи, альтруистические [5].
Для анкеты мы сопоставили три данных классификации и получили 21 утверждение-мотив участия молодых людей в волонтерской деятельности. Мы намеренно не взяли за основу одну из классификаций, так как предположили, что вследствие различия в возрастных характеристиках респондентов у выбранной нами возрастной группы мотивы могут сформироваться иным образом (У Клэри и др. -40,9 лет, ФОМ - 38 лет).
Методология
В исследовании участвовали студенческие благотворительные организации, созданные на базе вузов. Для участия в опросе приглашались только студенты экономических специальностей [11].
В связи с широкой доступностью для молодой аудитории Интернета методом опроса в данном исследовании стало онлайн-анкетирование.
В результате опроса были получены 107 анкет студентов (72 женщин; 35 мужчин; средний возраст 21,4 года), выполняющих волонтерскую работу в благотворительных студенческих организациях [6].
Существенное преобладание женщин (68 %) среди опрошенных отражает, по нашему мнению, средние данные по сектору, поскольку среди добровольцев российских некоммерческих организаций женщины составляют 53 % [3].
С точки зрения материального положения, большинство респондентов оценили его как среднее (36,45 %) либо выше среднего (32,71 %). Такое распределение волонтеров по уровню дохода подтверждает исследования О' Брайна, который выявил, что люди с плохим материальным положением очень редко вовлечены в благотворительную деятельность [13].
Для выявления групп мотивов, характерных для молодых волонтеров, а также их влияния на степень вовлеченности в волонтерскую деятельность был проведен факторный анализ. В ходе анализа было выделено шесть основных групп мотивов (таблица).
Таблица
Выделенные факторы (п=107, факторная нагрузка >0,4, КМО (мера выборочной адекватности Кайзера-Майера-Олкина) = 0,712)
Мотивы Компоненты
Развитие карьеры/навыков Доступ к информации/ новым социальным контактам Самореализация Признание Альтруистические мотивы Значимый человек
Хочу завести полезные знакомства ,637
Я хочу научиться чему-то такому, что позволит мне в дальнейшем найти хорошую работу ,766
Хочу интересно провести свободное время ,504
Я хочу совершенствоваться в том деле, которое у меня хорошо получается ,521
Здесь я могу заниматься своим любимым делом, хобби ,624
Я хочу проводить время с интересными людьми ,605
Я хотел (а) с кем-нибудь подружиться ,525
Моя работа волонтёром даёт мне доступ к нужной мне информации ,757
Я работаю здесь, так как благодарен этой организации за помощь кому-то из членов моей семьи или моим друзьям ,842
Я работаю, чтобы понять, на что я способен (способна) ,493
Хочу воплотить то, что я придумал ,610
Я работаю именно в этой благотворительной организации, так как считаю её дело очень важным ,696
Я хочу помогать тем, кто оказался в трудном положении ,570
Хочу, чтобы мои профессиональные знания и навыки принесли пользу благотворительной организации ,786
То, что я помогаю другим, позволяет мне уважать самого себя ,425
Я работаю, так как волонтёрам нередко предоставляются различные привилегии, льготы и возможности ,547
Мне хочется приносить пользу всем людям ,467
Я помогаю из религиозных убеждений ,618
Я хочу заслужить уважение окружающих ,727
Я работаю, так как меня пригласили друзья, родственники ,853
Помогая другим, я забываю о своих проблемах ,467
По результатам исследования мотив самореализации оказался часто встречающимся среди опрошенных волонтеров (25,23 %). Для данной группы характерны также мотивы, позволяющие применить свой энтузиазм, способности и идеи на благо какой-либо определенной организации. Такие результаты свидетельствуют о том, что для молодых людей волонтерская организация - это в первую очередь место для пробы себя и воплощения своих идей в жизнь.
Очень близкой по уровню встречаемости с первой упомянутой группой оказалась группа мотивов развитие карьеры/навыков. Полезные знакомства, встреча с интересными людьми, возможность совершенствовать свои навыки, хобби, а также интересное времяпрепровождение отметили 21,5 % опрошенных молодых людей в качестве мотивов волонтерской деятельности. Тот факт, что в данную группу попали такие мотивы, как хобби и интересное времяпрепровождение, можно объяснить тем, что занятие любимым делом связано с развитием навыков, а интересное времяпрепровождение во многих случаях связано с приобретением или занятием каким-либо хобби.
Как видно, большинство из включенных в данный фактор переменных направлено либо на улучшение своего положения на рынке рабочей силы, либо на развитие каких-либо навыков, которые также могли бы помочь студенту получить конкурентные преимущества и послужить карьере. Результаты исследования, проведенного ФОМ в 2012 г., также подтверждают, что мотив развития карьеры является значимым для опрошенных в возрасте 18-30 лет (79 % респондентов) [5].
Мотивы развития карьеры и навыков актуальны для молодых людей, которые находятся на том жизненном этапе, когда они еще не успели подняться по карьерной лестнице. Студентам только предстоит начать свою профессиональную деятельность, и волонтерская организация должна предложить им такой опыт, чтобы повысить их конкурентные преимущества.
Редко высказывались мотивы доступа к информации/социальным контактам. Согласно работе Заслоу, 2004, молодые люди предпочитают совместную работу, включающую взаимодействие с другими волонтерами, в том числе это обусловлено возможностью заведения новых социальных связей [17]. Однако среди волонтеров, участвующих в опросе, только 8,41 % назвали мотив
участия в благотворительной деятельности. Это можно объяснить тем, что на сегодняшний день молодые люди не испытывают недо-
V V п
статка возможностей для расширения своих социальных связей. В силу возраста они ненамеренно постоянно вступают в новые социальные коллективы (на работе, в учебном заведении). Следовательно, для молодежи мотив расширения социальных контактов не будет ведущим при вступлении в ряды волонтеров. Наши данные также отличаются от исследования ФОМ, в котором подавляющее большинство молодых людей (18-30 лет) сказали, что добровольчество дает им или друзей, или общение с интересными людьми или хобби [5].
Мотивы, связанные с признанием, являются ведущими у 23,36 % респондентов. В данный фактор входят использование своих профессиональных знаний и навыков на пользу организации, получение привилегий и самоуважение.
Взаимную корреляцию данных мотивов, по нашему мнению, можно объяснить тем, что все три мотива направлены на повышение самооценки индивида, его признание со стороны.
Так, привилегии, получаемые за труд, повышают статус их владельца в собственных глазах и глазах общества. Самоуважение, получаемое от работы в благотворительной организации основано на признании своих достоинств и удовлетворении от дела, которым занимаешься. Используя свои профессиональные навыки на пользу организации, волонтер понимает, что не зря учился, он оказывает квалифицированную помощь, получает признание со стороны организации, и тем самым повышает свою внутреннюю оценку.
На долю альтруистических мотивов приходится всего 15,89 %. Это показывает, что альтруизм, который принято считать основой волонтерского движения, не является первостепенным мотивом для молодого поколения. Желание и готовность быть волонтером для молодых людей в большей степени зависит от внутренних характеристик и потребностей, нежели базируется на альтруизме [12]. Молодые люди вступают в ряды волонтеров, если они могут получить осязаемые выгоды от данного времяпровождения и интересно провести время. Новое поколение волонтеров, в отличие от предыдущих, больше заинтересовано в личном признании, нежели руководствуется чувством социальной ответственности [14]. Идеалистические мотивы становятся более значимыми по мере увеличения возраста респондентов [5].
Последняя выделенная переменная включила в себя: мотив значимого приглашающего человека и мотив избегания своих проблем. Данный фактор был назван значимый человек, так как этот мотив имеет по результатам анализа наибольшую факторную нагрузку, превышающую нагрузку второго мотива примерно в два раза. Связь двух таких разных мотивов может быть объяснена как элемент отчуждения ответственности. Мотивированный таким образом волонтер принимает приглашение значимого человека, т. е. инициатива стать волонтером не исходит от самого человека. В мотиве избегание собственных проблем также можно проследить снятие ответственности за свою жизнь, нежелание решать свои проблемы.
Мотив значимого человека имел одну из самых низких частот встречаемости (12,5 %). Мы можем предположить, что с одной стороны для молодых людей практика волонтерства, как благотворительной деятельности, не является тем, что позволяет забыть о своих проблемах. С другой стороны, это может быть связано с тем, что в возрасте от 16 до 27 лет люди пытаются стать самостоятельными, независимыми, и приглашение к волонтерству от значимого человека не будет ведущим мотивом для включения их в благотворительную деятельность.
Взаимосвязь мотивации и степень вовлеченности молодых людей в волонтерскую деятельность
Следующей задачей исследования было определение того, как выделенные группы мотивов влияют на вовлеченность молодых людей в волонтерскую деятельность. Для определения вовлеченности необходимо рассмотреть частоту участия, количество потраченных часов и вид деятельности.
В среднем молодые волонтеры принимают участие в волонтерской деятельности один или несколько раз в месяц (42,99 %). Наибольшую частоту участия в волонтерских мероприятиях (таблицы сопряженности, Хи-квадрат) показали молодые люди с мотивацией самореализация и развитие карьеры/навыков. Согласно полученным данным, большинство волонтеров с мотивацией развития карьеры/навыков участвуют в благотворительной деятельности каждый или почти каждый день (46,15 %), а с мотиваций самореализация - один-два раза в неделю (42,11%). Показатели участия молодых людей с другими типами мотивации оказались близки к средним показателям.
В среднем за последние 30 дней волонтеры пожертвовали 27 часов. Количество часов, посвященных благотворительной деятельности, зависит от мотивации таким же образом, как и частота участия. Волонтеры с мотивацией самореализация и развитие карьеры/навыков жертвуют наибольшее количество часов для благотворительной организации.
Помимо этого, показатели частоты участия и количества часов были проверены на взаимозависимость, и выяснилось, что частота участия оказывает влияние на количество времени, посвященного волонтерству.
Однако в связи с небольшим объемом выборки некоторые полученные нами результаты оказались статистически незначимыми. В дальнейших исследованиях необходимо расширить объем выборки и рассмотреть повторно наличие или отсутствие связи между этими факторами (мотивация, частота участия и количество потраченных часов).
Еще одним показателем вовлеченности является вид волонтерской деятельности, выполняемой волонтером, и его связь с мотивацией. Наличие данной связи позволит благотворительным организациям привлекать необходимых ей волонтеров, чьи качественные характеристики работы удовлетворяли бы интересам благотворительной организации. А соответствие деятельности мотиву позволило бы волонтеру испытать чувство удовлетворения, которое станет основой для построения долгосрочных отношений между ним и организацией.
Для определения существующих видов деятельности в волонтерской организации нами были опрошены руководители исследуемых волонтерских организаций. В результате опроса был составлен список видов деятельности, который был включен в анкету:
- участвую в организации чьего-либо досуга;
- помогаю кому-либо в учебе;
- посещаю детские дома;
- посещаю дома престарелых;
- ухаживаю за больными (в больнице или на дому);
- собираю пожертвования или материальную помощь: вещи, продукты, предметы первой необходимости и т. д.;
- организую акции, ярмарки, выставки, праздники и т. п.;
- перевожу людей, грузы;
- общаюсь с партнерами и дружественными некоммерческими организациями;
- распространяю информацию через социальные сети;
- помогаю нуждающимся на дому (мелкий ремонт, уборка, покупка продуктов и т. д.);
- создаю или поддерживаю, пополняю информацией интернет-сайт своей волонтёрской организации;
- собираю информацию, обрабатываю почту, телефонные звонки.
Анализ результатов при помощи коэффициента парной корреляции Пирсона установил взаимосвязь между мотивами молодых волонтеров и видами деятельности, которую они выбирают.
Так, прямая связь существует между мотивом признание и видом деятельности «сбор информации, обработка почты, телефонных звонков». Корреляция между двумя указанными переменными оказалась близкой к средней, равной 0,477 на уровне значимости 0,01 (2-сторонняя). Этот результат показывает, что можно ожидать, что люди с мотивацией признание будут предпочитать такой вид деятельности как «сбор информации, обработка почты, телефонных звонков».
Связь двух данных переменных можно объяснить тем, что данный вид деятельности рождает в волонтере чувство причастности к организации, ее делу. Вступая в различные контакты, волонтер чувствует себя значимым, у него повышается самооценка, в том числе и за счет благодарностей в адрес организации.
Было также установлено наличие связи между мотивом доступ к информации/социальным контактам и такой деятельностью, как уход за больными в больнице или на дому (0,455) при уровне значимости на уровне 0,01 (2-сторонняя). Можно предположить, что вид деятельности предполагает непосредственный, близкий контакт с людьми, что напрямую соответствует мотивации. Помимо этого, одной из составляющих фактора доступ к информации/социальным контактам является мотив помощь организации, которая помогла близкому человеку волонтера. Молодые волонтеры, имеющие в основе своего поведения этот мотив, выбирают данный вид деятельности как возможность помочь другим в благодарность за помощь близкому человеку.
Выводы и рекомендации для дальнейшего исследования
Результаты проведенного исследования могут быть использованы некоммерческими организациями для создания маркетинговых стратегий по вовлечению молодых волонтеров в благотворительную деятельность.
Во-первых, нами были выделены шесть мотивов, которые лежат в основе волонтерской деятельности студентов: доступ к информации/социальным связям, самореализация, развитие навыков/карьеры, значимый человек, альтруистические мотивы и мотив признания.
Мотивы самореализации, доступа к информации/социальным контактам и мотив признания оказались самыми распространенными среди опрошенных молодых людей. Благотворительным организациям при построении маркетинговой стратегии следует учесть тип мотивации и выстраивать свои взаимоотношения с волонтерами, предлагая им удовлетворить те потребности, которые отражает мотив. Это могут быть предложения по развитию круга общения, предложение попробовать себя в новом интересном деле, поощрение идей и т. д.
Во-вторых, мотивация участия волонтеров оказывает влияние на частоту участия. Волонтеры, чья деятельность определяется мотивами развития карьеры/навыков и самореализации, оказались более вовлеченными в деятельность благотворительных организаций по сравнению с другими. Благотворительным организациям стоит выявлять и привлекать волонтеров именно с таким типом мотивации для тех видов деятельности, которые требуют участия каждый день или один или два раза в неделю.
В-третьих, было установлено, что существует прямая зависимость между частотой участия в волонтерской деятельности и количеством часов, посвященных волонтерской деятельности за последний месяц.
В-четвертых, была установлена связь между некоторыми видами мотивации и некоторыми видами деятельности волонтера. В этой связи благотворительным организациям следует обратить внимание на то, что собирать информацию, обрабатывать почту,
принимать телефонные звонки предпочитают волонтеры с мотивацией признания. В то время как для ухода за больными в больнице или на дому следует привлекать молодых людей с мотивацией доступа к информации/социальным контактам.
В данной работе существенным ограничением для анализа связей стало небольшое количество респондентов. Для дальнейших исследований следует увеличить количество респондентов и расширить ряд показателей. Следует рассмотреть влияние мотивации на готовность волонтера стать координатором направления, влияние волонтерского стажа на вовлеченность, а также то, как мотивация и вовлеченность влияют на удовлетворенность волонтеров и их лояльность, что может послужить основой для формирования стратегии долгосрочных отношений между организацией и волонтером.
Список литературы
1 Доклад об институциональной благотворительности // Форум Доноров. -М., 2011. - С. 98.
2. Изучение отношения российских интернет-пользователей к благотворительности // Исследование ВЦИОМ и Добро mail.ru. - URL: http://dobro.mail.ru/ 2013.
3. Мерсиянова И. В., Якобсон Л. И. Негосударственные некоммерческие организации: институциональная среда и эффективность деятельности. - М., 2007.
4. Мерсиянова И. В. Факторы вовлеченности россиян в добровольческую деятельность // Гражданское общество в России и за рубежом. - 2011. - № 2. -С. 39-45.
5. Отчёт по проекту «Ресурс добровольческого движения авангардных групп для российской модернизации». - М.: Фонд «Общественное мнение», 2012.
6. Петрова Н.В. Исследование взаимосвязи между мотивацией и степенью вовлеченности молодых волонтеров в благотворительную деятельность // НИУ ВШЭ. Бакалаврская работа. - М., 2014. - С. 88 (с прилож.).
7. Потенциал и пути развития филантропии в России/под ред. И. В. Мер-сияновой, Л. И. Якобсона. - М.: Изд. дом Гос. ун-та - высшей школы экономики, 2010. - 419.
8. Boraas S. Volunteering in the United States//Monthly Labor Review. - 2003. -No.126 (August). PP. 3-11.
9. Bussell H. & Forbes D. Understanding the volunteer market: The what, where, who and why of volunteering // International Journal of Nonprofit and Voluntary Sector Marketing. - 2002. - № 7(3). - PP. 244-257.
10. Clary E.G., Snyder M., Ridge R.D. et al. Understanding and assessing the motivations of volunteers: a functional approach/Journal of personality and social psychology. - 1998. - Vol. 74(6). - PP. 1516-1530.
11. Haski-Leventhal D. Students' Vocational Choices and Voluntary Action: a 12-Nation Study // Voluntas: Journal of Voluntary and Nonprofit Organizations. -2008. - Vol. 19(1). - PP. 1-21.
12. Hustinx L. and Lammertyn F. Collective and reflexive styles of volunteering: A sociological modernization perspective // Voluntas: International Journal of Voluntary and Nonprofit Organizations. - 2003. - No. 14. - PP. 167-187.
13. O'Brein E. M. Outside the classroom: Students as employees, volunteers and interns // Research Briefs. - 1993. - No. 4. - PP. 1-12.
14. Peterson D.K. Recruitment strategies for encouraging participatin in corporate volunteer programms // Journal of Business Etihcs. - 2004. - No. 49. -PP. 371-382.
15. Rehberg W. Altruistic Individualists: Motivations for International Volunteering Among Young Adults in Switzerland // Voluntas: International Journal of Voluntary and Nonprofit Organizations. - 2005. - Vol. 16. - No. 2 (June 2005). - PP. 109-122.
16. Sargeant A. Marketing management for nonprofit organizations // Oxford: Oxford University press. - 2009. - 3d eddition.
17. Zaslow J. Moving On-Why Nonprofits are Trying to Get Hip: A Quest to Bring in the 20- Somethings // Wall Street Journal. - 2007. Oct. 7. D. 1.