Motivation and sociocultural communication are as the most important factors in the activity of the college tutor being at the same time the teacher of a foreign language Gretinskaya E. (Russian Federation) Мотивация и социокультурная коммуникация как одни из важнейших факторов в деятельности тьютора-преподавателя иностранного языка ССУЗа Гретинская Е. О. (Российская Федерация)
Гретинская Екатерина Олеговна / Gretinskaya Ekaterina - преподаватель иностранного языка
первой квалификационной категории, Университетский экономико-технологический колледж, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования Сочинский государственный университет, аспирант,
кафедра гуманитарных и социальных технологий, факультет экономики и социально-информационных технологий, Негосударственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования Международный инновационный университет, г. Сочи
Аннотация: актуальность данной темы базируется на том, что мотивация и социокультурная коммуникация являются одними из важнейших факторов в деятельности тьютора - преподавателя иностранного языка ССУЗа. Abstract: the relevance of the topic is based on the fact that the sociocultural communication and motivation are some of the most important factors in the activities of the college tutor being at the same time the teacher of a foreign language.
Ключевые слова: мотивация, социокультурная коммуникация, тьютор, ССУЗ, мотивационные инструменты.
Keywords: motivation, sociocultural communication, a tutor, a college, motivational tools.
УДК 37.022
Мотивация и социокультурная коммуникация являются одними из важнейших факторов эффективного изучения любого иностранного языка.
Современные психологи и педагоги едины в том, что качество выполнения деятельности и ее результат зависят, прежде всего, от побуждения и потребностей индивида, его мотивации; именно мотивация вызывает целенаправленную активность, определяющую выбор средств и приемов, упорядочение для достижения цели. Мотивация является поэтому «запускным механизмом» (И. А. Зимняя) всякой человеческой деятельности: будь то труд, общение или понимание [4, с. 108].
Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенной в учебную деятельность. Как и любой другой вид, она определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов, например: самой образовательной системой и образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность; организацией образовательного процесса; субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, самооценка, взаимодействие с другими индивидами и т. д.); субъектными особенностями педагога и, прежде всего, системой его отношений к учащимся; спецификой учебного предмета и прочим [4, с. 89].
Учащихся без мотивации к обучению просто не существует. Любая познавательная деятельность учащихся наряду с операционными компонентами (знания, умения, навыки) включает и мотивационные (мотив, интерес, отношение).
76
Мотивация является источником активности и направленности личности на предметы и явления действительности, в результате чего и возникает активность. Внешние мотивы, лежащие вне учебной деятельности, могут быть как положительными, так и отрицательными. Положительные мотивы обусловлены чувством долга перед своими близкими, представлениями об обучении как о дороге к освоению больших ценностей культуры, к получению образования. Отрицательные мотивы вызываются угрозой, наказанием, выговором, порицанием, плохой оценкой.
Питает и поддерживает мотивацию осязаемый, реальный, этапный и конечный успех, основанный на возможности приобретения полученных знаний в конкретной социокультурной ситуации [5, с. 337]. Если успеха нет, то мотивация угасает, и это отрицательно сказывается на выполнении деятельности. Среди разнообразных мотивов учащегося особое место занимает познавательный мотив, который является одним из наиболее специфичных.
В настоящее время формирование познавательной мотивации и социокультурной коммуникации необходимо, так как это придает деятельности учащихся особый личностный смысл, благодаря чему изучение учебного предмета приобретает для него самостоятельную ценность [4, с. 127]. В основе познавательной мотивации лежит бескорыстная жажда познания, неудержимое стремление познать все новое и новое. При такой мотивации учащийся с большой легкостью справляется с трудностями.
Актуальность данных проблем обусловлена поиском путей пополнения средств обучения иностранному языку на основе пересмотра компонентов содержания обучения в ССУЗах с целью их оптимизации в целом.
Важность данной темы также обуславливается и тем, что проблемы мотивации и социокультурной коммуникации являются одними из наиболее важных и острых в наше время, так как современное поколение учащихся не имеет должного стимула и мотивации в саморазвитии и самообразовании [6, с. 349]. Наш век — век технологий, инноваций, гаджетов. Все эти открытия и достижения в науке и технике должны способствовать развитию человека. По той причине, что прогресс идёт быстрыми темпами, нужно выявлять и находить более эффективные способы повышения мотивации к изучению английского языка с использованием новых технологий и методик.
Основную проблему исследования составляет то, что значение мотивации, а особенно познавательной, которая базируется на стремлении к успешной социокультурной коммуникации, при изучении иностранного языка в ССУЗе не только не снижается, но, наоборот, возрастает [7, с. 63] .
В современной методике преподавания иностранного языка существуют различные подходы к описанию способов и инструментов повышения мотивации. Так, к наиболее эффективным подходам, которые применимы в деятельности тьютора - преподавателя иностранного языка ССУЗа, можно отнести следующие: создание специально разработанной системы упражнений, выполняя которые учащиеся ощущали бы результат своей деятельности; вовлечение эмоциональной сферы в процесс обучения; наличие и использование стимулов со стороны преподавателя; использование на уроках аудиовизуальных средств; организация занятий с учетом личностной индивидуализации учащихся; разработка системы внеаудиторных занятий, усиливающих мотивационную сторону изучения языка и т. д. [9, с. 101].
В результате исследования различных способов повышения мотивации, мы выделили несколько групп мотивационных инструментов, которые, на наш взгляд, в наибольшей степени способствуют более эффективному изучению английского языка (развлекательные и интерактивные методы, ИТ-технологии).
Результаты данной работы могут быть использованы как педагогами ССУЗов, так и при изучении студентами ВУЗов методики преподавания иностранных языков.
Литература
1. Закон Российской Федерации «Об образовании».
2. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
3. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: http://www.tusur.ru/ru/education/documents/federal71.3-2012.rtf (дата обращения 01.05.2015).
4. Гретинская Е. О. Тьюторство в России как новая модель образования: становление и развитие / Е. О. Гретинская. Научно-методический журнал Проблемы современной науки и образования / Problems of modern science and education. - Вып. № 4 (34). - Москва: Изд-во Проблемы науки, 2015. - С. 132-136.
5. Гретинская Е. О. Взаимодействие специалистов школы в постановке и решении задач воспитания и развития учащихся / Е. О. Гретинская Научно-методический журнал Проблемы педагогики. - Вып. № 3 (4). - Москва: Изд-во Проблемы науки, 2015. - С. 7-10.
6. Демакова И. Д. Воспитательная деятельность педагога в современных условиях. -СПб. КАРО, 2007. - 275 с.
7. Перова А. К. Педагогическая модель формирования социокультурного компонента в структуре коммуникативной готовности будущего учителя иностранного языка / А. К. Перова // Вестник Томского государственного университета. - Вып. 324. -Томск: Изд-во ТГУ, 2009. - С. 337-340.
8. Перова А. К. Роль социокультурного фактора в обучении иностранному языку / А. К. Перова // Культура против терроризма: роль культуры в развивающемся обществе. Материалы международной научно-практической конференции. -Калуга: Изд-во КГПУ им. К. Э. Циолковского, 2005. - С. 349-352.
9. Перова, А. К. Создание сферы аутентичной языковой среды как одно из условий формирования социокультурного компонента готовности будущего учителя иностранного языка / А. К. Перова // Научные труды Калужского государственного педагогического университета имени К. Э. Циолковского. Серия: Психолого-педагогические науки. - 2006. - Калуга: Изд-во КГПУ им. К. Э. Циолковского, 2006. - С. 63-67.
10. Полат Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 289 с.
11. Шилова О. Н., Лебедева М. Б Как помочь учителю освоить современные технологии обучения. Методическое пособие для преподавателей (тьюторов) системы РКЦ-ММЦ проекта ИСО. - М: ИНТУИТ.РУ, 2006. - 292 с.