Научная статья на тему 'МОТИВАЦИЯ ДОСТИЖЕНИЯ СОТРУДНИКОВ CALL-ЦЕНТРОВ С РАЗЛИЧНЫМ СТАЖЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

МОТИВАЦИЯ ДОСТИЖЕНИЯ СОТРУДНИКОВ CALL-ЦЕНТРОВ С РАЗЛИЧНЫМ СТАЖЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
21
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мотивация достижения / call-центр / сотрудники / стаж работы / мотивационно-потребностная сфера / achievement motivation / call center / employees / work experience / motivational and need sphere

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Щурова Юлия Евгеньевна, Забабурина Ольга Станиславовна

В статье представлен теоретический анализ проблемы мотивации достижения в отечественной и зарубежной психологии, рассмотрена проблема формирования мотивации достижения в онтогенезе и проблема мотивации достижения сотрудников call-центра. В статье проанализированы результаты эмпирического исследования мотивации достижения у сотрудников call-центра с разным стажем работы, изучена выраженность социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере, преобладающие обобщенные устойчивые мотивы личности (мотив стремления к успеху и мотив избегания неудачи), уровень потребности в достижении цели у сотрудников call-центра со стажем работы менее 1 года и более 3 лет. Выявлены различия в выраженности социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере, преобладающих обобщенных устойчивых мотивах достижения, уровне потребности в достижении цели у сотрудников call-центра с различным стажем работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Щурова Юлия Евгеньевна, Забабурина Ольга Станиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents a theoretical analysis of the problem of achievement motivation in domestic and foreign psychology, considers the problem of formation of achievement motivation in ontogenesis and the problem of achievement motivation of the staff of the garden center. The article analyzes the results of an empirical study of achievement motivation among call center employees with different work experience, examines the severity of socio-psychological attitudes of the individual in the motivational-need sphere, the prevailing generalized stable motives of the individual (the motive of striving for success and the motive of avoiding failure), the level of need to achieve the goal among call center employees with work experience less than 1 year and more than 3 years. The differences in the severity of the socio-psychological attitudes of the individual in the motivational-need sphere, the prevailing generalized stable motives for achievement, the level of need to achieve the goal among the employees of the call center with different work experience are revealed.

Текст научной работы на тему «МОТИВАЦИЯ ДОСТИЖЕНИЯ СОТРУДНИКОВ CALL-ЦЕНТРОВ С РАЗЛИЧНЫМ СТАЖЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

18. Султанова, И.В. Социальные проявления и последствия рискового поведения в подростковом возрасте / И.В. Султанова // Системно-деятельностный подход как условие реализации требований федерального государственного образовательного стандарта нового поколения Материалы II всероссийской научно-практической конференции. Под общей редакцией Л.М. Гура, С.Е. Моторной. - 2018,-С. 161-168

19. Сушко, Д.С. Оценка склонности к рискованному поведению [на примере личностных характеристик спортсменов-экстремалов альпинистов] / Д.С. Сушко // Теория и практика физической культуры. -2009. -№ 2. - С. 12-14

20. Фахрадова, Л.Н. Рискованное деструктивное поведение подростков и условия его формирования / Л.Н. Фахрадова //Проблемы развития территории. -2017. - № 1 [87]. - С. 114-129

21. Шаболтас, A.B. Риск и рискованное поведение как предмет психологических исследований / A.B. Шаболтас // Вестник СПбГУ. - 2014. - Сер. 12. - Вып. 3. - С. 5-14

22. Шаболтас, A.B. Рискованное поведение как реакция на неконтролируемый стресс / A.B. Шаболтас // Вестник СПбГУ. -2011,- Сер. 12,- Вып. 1. - С. 227-234

Психология

УДК 159.9

кандидат психологических наук, доцент Щурова Юлия Евгеньевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева» (г. Орел); кандидат психологических наук, доцент Забабурина Ольга Станиславовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева» (г. Орел)

МОТИВАЦИЯ ДОСТИЖЕНИЯ СОТРУДНИКОВ CALL-ЦЕНТРОВ С РАЗЛИЧНЫМ СТАЖЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В статье представлен теоретический анализ проблемы мотивации достижения в отечественной и зарубежной психологии, рассмотрена проблема формирования мотивации достижения в онтогенезе и проблема мотивации достижения сотрудников са11-центра. В статье проанализированы результаты эмпирического исследования мотивации достижения у сотрудников са11-центра с разным стажем работы, изучена выраженность социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере, преобладающие обобщенные устойчивые мотивы личности (мотив стремления к успеху и мотив избегания неудачи), уровень потребности в достижении цели у сотрудников са11-центра со стажем работы менее 1 года и более 3 лет. Выявлены различия в выраженности социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере, преобладающих обобщенных устойчивых мотивах достижения, уровне потребности в достижении цели у сотрудников са11-центра с различным стажем работы.

Ключевые слова: мотивация достижения, call-центр, сотрудники, стаж работы, мотивационно-потребностная сфера.

Annotation. The article presents a theoretical analysis of the problem of achievement motivation in domestic and foreign psychology, considers the problem of formation of achievement motivation in ontogenesis and the problem of achievement motivation of the staff of the garden center. The article analyzes the results of an empirical study of achievement motivation among call center employees with different work experience, examines the severity of socio-psychological attitudes of the individual in the motivational-need sphere, the prevailing generalized stable motives of the individual (the motive of striving for success and the motive of avoiding failure), the level of need to achieve the goal among call center employees with work experience less than 1 year and more than 3 years. The differences in the severity of the socio-psychological attitudes of the individual in the motivational-need sphere, the prevailing generalized stable motives for achievement, the level of need to achieve the goal among the employees of the call center with different work experience are revealed.

Key words: achievement motivation, call center, employees, work experience, motivational and need sphere.

Введение. Психология мотивации достижения, целеполагание, стремление к успеху и, связанные с данными вопросами темы, набирают все большую актуальность в настоящее время. Огромное количество ресурсов направляется на выявление стимулирующих факторов для достижения определенных целей, повышения качества выполняемой работы, доведение поставленных задач до конечного результата.

Проблема мотивации достижения особенно актуальна для людей, работающих в социальной сфере, занимающихся деятельностью с минимальной вариативностью задач, работой, где проект настолько масштабен, что отследить результат своей деятельности практически невозможно.

Несмотря на стремительное развитие искусственного интеллекта, нейросетей, робототехники, весомая часть монотонной работы ложится на плечи людей. Чем выше уровень стресса, однотипных, монотонных задач, тем острее становится проблема мотивации.

Мотивация в психологической литературе относится к категории базовых понятий, применяется при объяснении движущих сил поведения людей. Несмотря на большую представленность публикаций по проблеме мотивационной сферы личности, однозначно можно говорить о том, что её теоретическое осмысление далеко не окончено. Так, проблема мотивации человеческой деятельности - одна из ключевых и в зарубежной, и в отечественной психологии. Мотивационная сфера личности в зарубежной и отечественной психологии исследовалась Д. Макклелландом [8], Г. Мюрреем [13], X. Хекхаузеном [10], В.Д. Шадриковым [12], А.Н. Леонтьевым [7], С.Л. Рубинштейном [9], Е.П. Ильиным [6], Т.О. Гордеевым [4] и другими авторами.

Впервые понятие «мотив достижения» было выделено Г. Мюрреем в 1930-х годах [1]. Согласно определению, мотивация достижения - это такой вид мотивации, который определяется стремлением человека к успехам в различных видах деятельности и избеганию неуспеха [9].

В рамках деятельностного подхода А.Н. Леонтьева источник побудительной силы мотива и соответствующего побуждения к деятельности - это актуальные потребности человека. Мотив отвечает потребностям, а потому побуждает и направляет деятельность. Мотивация достижения - это стремление повысить либо оставить высокими способности индивида там, где может быть применен критерий успешности. Избегание неуспеха обладает не достиженческой природой [7].

Мотивация достижения включает пять блоков: мотивационно-регуляционный, целевой, интенциональный (планирование исполнения деятельности), реагирования на ситуацию неудачи и помехи, реализация намерений.

Мотивация достижения качественно меняется на разных этапах онтогенеза, в связи с влиянием социального окружения, видами деятельности, которые ценны для личности, объективно доступны, где индивид может добиться реальных успехов.

Разнонаправленные мотивационные тенденции (достижение успехов и избежание неудач) появляются на разных этапах онтогенеза и независимо друг от друга. В младшем школьном возрасте они дифференцируются, в подростничестве происходит становление определенного типа атрибуции успехов и неудач, сознательное соотношение между неудачами и причинами их появления, в юношестве происходит внутренняя, структурная перестройка потребности достижения успехов.

Мотивация достижения успехов, так важная в любом виде профессиональной деятельности, направляет и побуждает человеческую деятельность в конкретную ситуацию; тогда как мотив избегания неудачи деятельность тормозит. Качество достижения в исполнении какой-нибудь профессиональной деятельности зависит и от результативности силы мотивации относительно особых требований задачи, и от личной способности к выполнению той или иной соответствующей деятельности. Качество достижения предопределяется как способностями индивида, так и эффективностью его силы мотивации к достижению успеха.

Мотивация в профессиональной деятельности представляет сложный психологический феномен. На сегодня в психологической науке описано много закономерностей, которые его описывают, объясняют. В то же время остается достаточное количество так называемых «белых пятен» в освещении этого вопроса, что и составляет проблемное поле исследования. К примеру, одной из малоизученных является проблема мотивации достижения у сотрудников с разным стажем работы, посвятивших себя профессиональной деятельности в са11-центре. Изучением данной проблемы занимали Е.В. Белова, Е.В.Зинченко [1], В.В. Вольский [3], Ю.М. Едиханова [5].

На фоне явного дефицита исследований, посвященных изучению мотивации достижения сотрудников са11-центра, можно отметить такие негативные тенденции, как неудовлетворенность их своей работой, падение мотивации трудовой деятельности (обусловлено факторами регламентированности труда, ограниченности времени, низкой автономностью). При этом факторами, позитивно влияющими на мотивацию достижения сотрудников са11-центра, можно назвать возможность карьерного, профессионального, личностного роста, конструктивные стили руководства, и прочее.

Понимание психологических особенностей мотивации достижения у сотрудников с разным стажем работы, посвятивших себя профессиональной деятельности в са11-центре, крайне важно в плане обеспечения качественной и оперативной обработки большого массива информации, адекватного реагирования на компании в условиях меняющегося информационного потока. По сути, мотивация достижения - это условие успешности и результативности в той или иной профессиональной деятельности. Это и важнейшее условие раскрытие внутреннего ресурса, внутреннего потенциала, максимальное раскрытие способностей сотрудников.

В данной статье мы рассмотрим результаты эмпирического изучения мотивации достижения сотрудников са11-центра, то есть, именно ту сферу, где сотрудники чаще утрачивают желание расти, развиваться и продолжать свою деятельность.

Изложение основного материала статьи. С целью изучения выраженности социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере, преобладающих обобщенных устойчивых мотивов личности (мотив стремления к успеху и мотив избегания неудачи), уровня потребности в достижении цели у сотрудников са11-центра с разным стажем работы мы организовали и провели эмпирическое исследование.

Эмпирическое исследование проводилось с сентября 2022 года по январь 2023 года. Базой исследования стало Общество с ограниченной ответственностью «Телеконтакт Орёл».

В исследовании приняли участие 40 человек, работающих в должности оператора, в возрасте от 20 до 38 лет. Исследуемые были разделены на две группы в зависимости от стажа. Первую группу составили 20 сотрудников с общим стажем работы менее 1 года; вторую группу составили 20 сотрудников с общим стажем работы более 3-х лет.

Теоретическими основами нашего исследования являются:

- мотивационная теория В.Д. Шадрикова, согласно которой мотивация детерминирована такими факторами, как потребности и цели личности, уровень притязаний личности, условия деятельности, мировоззрение, убеждения и направленность личности [12],

- теория деятельностного подхода А.Н. Леонтьева [7],

- концепция мотивации достижения X. Хекхаузена [101,

- положения по мотивации достижения сотрудников колл-центра Е.В. Беловой, Е.В.Зинченко [1], В.В. Вольского [3], Ю.М. Едихановой [5].

Для проведения исследования нами был подобран комплекс диагностических методик, позволяющих адекватно решить задачи исследования. Основные инструменты:

- тест «Диагностика социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере» О.Ф. Потемкиной;

- тест «Мотивации достижения» А. Мехрабиана (ТМД/МАТв);

- тест-опросник «Потребность в достижении цели» Ю.М. Орлова.

Коэффициент различий высчитывался по методу математической статистики: ^критерий Вилкоксона.

Достоверность полученных результатов обеспечивается сочетанием количественной и качественной обработки полученных данных.

Результаты нашего исследования показали, что у сотрудников са11-центра со стажем работы менее 1 года выраженность социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере следующая: преобладает ориентация на труд и ориентация на эгоизм; меньше всего проявляется ориентация на альтруизм; распределены равномерно установки на процесс, деньги, свободу, власть. Из обобщенных устойчивых мотивов личности доминирующим является мотив избегания неудач; преобладает повышенный уровень потребности в достижении цели.

У сотрудников са11-центра со стажем работы более 3-х лет выраженность социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере следующая: преобладает ориентация на альтруизм; меньше всего проявляется ориентация на эгоизм и деньги; распределены равномерно установки на: труд, процесс, результат, власть. Из обобщенных устойчивых мотивов личности доминирующим является мотив избегания неудач; преобладает средний уровень потребности в достижении цели.

На основе анализа результатов, полученных в ходе исследования двух выборок, можно сделать вывод о том, что у специалистов са11-центра с разным стажем работы существуют различия в уровне потребности в достижении и социально-психологических установках личности в мотивационно-потребностной сфере: при работе в са11-центре менее года у сотрудников ярко выражена ориентация на эгоизм, тогда как работе с са11-центре более 3-х лет у сотрудников ярко выражена ориентация на альтруизм; у сотрудников с меньшим стажем работы более высокий уровень потребности в достижении цели, соответственно, у сотрудников с большим стажем достоверно более низкий уровень потребности в достижении цели (различия значимы на уровне р<0,01), следовательно, с увеличением стажа работы в са11-центре у сотрудников снижается потребность в достижении цели). При этом отличия в преобладающих обобщенных устойчивых

мотивах личности (мотив стремления к успеху и мотив избегания неудачи) отсутствуют: независимо от стажа работы у сотрудников са11-центра преобладает мотив избегания неудачи.

Выводы. Таким образом, существуют различия в выраженности социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере, в уровне потребности в достижении цели у сотрудников са11-центра с разным стажем работы. С увеличением стажа работы в call-центре у сотрудников формируется ориентация на альтруизм в выполняемой деятельности и снижается потребность в достижении цели. Статистически значимые различия в преобладающих обобщенных устойчивых мотивах достижения у сотрудников са11-центра как со стажем работы менее 1 года, так и со стажем работы более 3-х лет отсутствуют.

Благодаря данному исследованию, можно сделать вывод о том, что следует уделять особое внимание повышению мотивации достижения сотрудников, у которых стаж работы более 3-х лет. Проведение тренингов, неформальных мероприятий, приглашение коучей поможет повысить как качество работы специалистов с более высоким стажем, так и обеспечит высокий уровень обслуживания, сервиса и улучшит имидж компании.

Полученные нами новые данные об особенностях мотивации достижения у сотрудников call-центров с разным стажем работы легли в основу адресных психологических рекомендаций для администрации call-центров и сотрудников call-центров с разным стажем работы, направленных на формирование мотивации достижения у последних [11].

Литература:

1. Белова, Е.В. Личностные особенности специалистов Са11-центра в связи с объективными и субъективными показателями успешности их профессиональной деятельности / Е.В. Белова, Е.В. Зинченко // Russian Journal of Education and Psychology. - 2016. - № 12 (68). -C.94-113

2. Вилюнас, В. Психология развития мотивации / В. Вилюнас. - СПб.: Речь, 2006. - 464 с.

3. Вольский, В.В. Оператор са11-центра: от найма до увольнения / В.В. Вольский, О.В. Веселова, Н.К. Золкина. - Тверь: Софитель,2018.-200 с.

4. Гордеев, Т.О. Психология мотивации достижения / Т.О. Гордеев. - М.: Смысл, 2006. - 336 с.

5. Едиханова, Ю.М. Формирование мотивации достижения успеха персонала организации посредством психологического тренинга / Ю.М. Едиханова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2020. - № 12 (декабрь). - С. 77-83. - URL: http://e-koncept.ru/2020/202050.htm. (дата обращения: 29.08.2023)

6. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер. 2006. - 512 с.

7. Леонтьев А.Н. Формирование личности / А.Н. Леонтьев // Психология личности в трудах отечественных психологов; составитель Л.В. Куликов. - СПб.: Питер, 2000. - С. 166-178

8. Макклелланд, Д. Мотивация человека / Д. Макклелланд. - СПб.: Питер. 2007. - 672 с.

9. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2019. - 786 с.

10. Хекхаузен, X. Психология мотивации достижения / X. Хекхаузен. - СПб.: Речь, 2001. -240 с.

11. Чернышова, А.О. Мотивация достижения у сотрудников call-центров: дипл. работа. / Анастасия Олеговна Чернышова. - Орел, 2023. - 75 с.

12. Шадриков, В.Д. Введение в психологию: мотивация поведения / В.Д. Шадриков. - М.: Логос, 2016. - 134 с.

13. Murray, H.A. Toward a classification of interactions / H.A. Murray. - Cambridge, Mass.: Harvard, 2018. - 324 p.

Психология

УДК 159.99

аспирант Якимова Мария Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Воронежский государственный университет» (г. Воронеж)

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТЕЙ САМООБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ

Аннотация. В статье обосновывается актуальность формирования в структуре личности студентов-психологов ценностей самообразования, как необходимой предпосылки их полноценной профессионально-личностной самореализации в соответствии с запросами современного общества. Ценности самообразования понимаются как интегративное качество, побуждающее и регулирующее самостоятельную систематическую познавательную деятельность на основе положительного отношения к ней. Приведены результаты эмпирического исследования студентов-психологов ФГБОУ ВО «Воронежский государственный университет», указывающие на недостаточно высокий уровень развития у них данного качества и определяющие необходимость его целенаправленного формирования. Одной из возможных причин полученных результатов выступает слабая разработанность организационно-методических аспектов формирования ценностей самообразования у студентов-психологов в процессе их профессиональной подготовки. Решение данной задачи видится в определении и построении модели целенаправленного формирования ценностей самообразования студентов-психологов, системно и структурировано отражающей все необходимые для данного процесса методологические, содержательные и технологические составляющие. На основе анализа инвариативных частей, представленных в современных психолого-педагогических исследованиях моделей по формированию ценностно-смысловых образований в структуре личности студентов, разработана модель формирования ценностей самообразования студентов-психологов. Структура данной модели представлена методологическим, структурно-содержательным, процессуально-технологическим, диагностико-результативным блоками. Методологический блок отражает принципы и подходы, выступающие основой исследования изучаемого феномена. Структурно-содержательный блок раскрывает структурные компоненты ценностей самообразования - четыре взаимосвязанные группы: «ценности-цели», «ценности-знания», «ценности-отношения», «ценности-качества». Процессуально-технологический блок содержит описание форм, методов и технологий, реализуемых в ходе психолого-педагогического практикума по формированию ценностей самообразования у студентов-психологов. Диагностико-результативный блок раскрывает критерии и показатели, выступающие основой определения изменений в актуальном уровне развития данного интегративно качества в структуре личности будущих психологов. В заключении статьи отмечены возможные направления дальнейшего научного исследования.

Ключевые слова: самообразование, ценности самообразования, модель, формирование, формирование ценностей самообразования.

Annotation. The article substantiates the relevance of the formation of self-education values in the personality structure of psychology students as a necessary prerequisite for their full-fledged professional and personal self-realization in accordance with the demands of modern society. The values of self-education are understood as an integrative quality that encourages and regulates independent systematic cognitive activity on the basis of a positive attitude towards it. The results of an empirical study of

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.