6. Рязанов А. В. Социокультурная динамика в российских регионах [Текст] // Российские регионы в условиях трансформации современного общества : матер. всерос. научн. конф. 14-15 сентября 2006. - Волгоград, 2006.
7. Рыженков С. Локальные режимы и «вертикаль власти» [Электронный ресурс]. - URL: http://magazmes.russ.ru/nz/20i0/2/iy6.html (дата обращения: 23.12.11).
8. Смолин О. Материалы On-line-конференции [Электронный ресурс] // Новая газета. - 2010. -13 мая. - URL: http// www.novayagazeta.ru (дата обращения: 14.11.11).
9. Костина А. В. Культурная политика современной России: соотношение этнического и на-
ционального [Текст] / А. В. Костина, Т. М. Гудима. - М. : ЛКИ, 2007. - ISBN 978-5-382-00313-9.
10. Дмитриев А. В. Миграция: конфликтное измерение [Текст]. - М. : Альфа-М, 2006. - ISBN 5-98281-053-3.
11. Белокурова Е. Общественное участие на локальном уровне в современной России [Электронный ресурс] / Е. Белокурова, Д. Воробьёв. - URL: http://magazines.russ.ru/ nz/2010/2/be8.html (дата обращения: 23.12.11).
12. Липская Л. А. Образование: становление и развитие человека культуры [Текст] // Социум и власть. - 2006. - № 3. - ISSN 1996-0522.
Материалы поступили в редакцию 21.03.2012 г.
УДК 331.2:005.5
МОТИВАЦИОННЫИ АСПЕКТ ВЫБОРА РАЦИОНАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
© Жданов Сергей Александрович
доктор экономических наук, профессор, член-корреспондент РАЕН, заведующий кафедрой национальной и региональной экономики, Саратовский государственный социально-экономический университет.
Статья посвящена анализу причин поступков человека и раскрывает инструменты и методы управляющего воздействия на выбор рационального, с точки зрения целей организации, поведения. На основе системного подхода к исследованию проблемы определена роль и значение потребностей и мотивов как причины поступков и движущей силы деятельности человека.
Ключевые слова: мотивация, потребности, интересы, стимулы, рациональное поведение.
Р
н
Чущественныи вклад в действительно /научное объяснение целенаправленного и рационального поведения человека был сделан К. Марксом и Ф. Энгельсом, которые определили роль и значение потребностей как причины его поступков и как движущей силы деятельности. Все другие, используемые при описании поведения человека понятия, - будь то ценности, интересы, мотивы, установки, диспозиции - являются производными от потребностей, порождаются ими. Н. Г. Чернышевский считал, что через потребности можно определить роль материально-экономических условий для
развития личности, понять отношение субъекта к объекту. В 20-е и последующие годы XX столетия в зарубежной научной литературе появляются теории мотивации (Г. Мюррей, К. Левин, Г. Олпорт,), в которых наряду с физиологическими выделяются вторичные потребности, возникающие в результате обучения и воспитания. К ним относятся потребности в аффиляции и агрессии, достижении успеха, уважении и защите, независимости и противодействии и т. д.
В свою очередь потребности человека проявляются в мотивах и реализуются в по-
ведении. Несмотря на тесную взаимосвязь потребностей и мотивов, последние относительно самостоятельны и специфичны. Мотивы, во-первъх, являются осознанной потребностью. Поэтому мотив - это уже не сама потребность, а её отражение, проявление. Это как бы трансформированная и конкретизированная потребность. Трактовка мотива как осознанной потребности уясняет его специфику и означает, что мотив не идентичен любым внутренним побуждениям человека, а является осознанным проявлением его активности. Если человек по каким-либо причинам неверно истолковывает (осознаёт) свои внутренние потребности, то направления действий, выбранные им, не приведут к их удовлетворению.
Любой человек обладает определённым набором потребностей, однако степень их актуализации в силу самых различных причин как внутреннего, так и внешнего порядка у людей различна. Чтобы стать мотивом, эти потребности должны активизироваться, выйти на первый план, стать насущными. По словам Н. Д. Кондратьева, в каждый данный момент человек может испытывать ряд потребностей, но действовать он будет в соответствии с победившей или победившими потребностями [1, с. 201]. Сила мотива определяется степенью актуальности той или иной потребности для индивида. Чем насущнее нужда в том или ином благе, чем сильнее стремление его получить, тем активнее действует индивид.
У субъекта процесс удовлетворения потребностей является целенаправленным поведением. Осознавая потребность и ставя перед собой цель, человек отыскивает и мобилизует средства достижения данной цели, при этом он может воздействовать на свои мотивы, приглушая их действие, или же, в определённых случаях, устраняя их из своей мотивационной совокупности.
Мотив не только побуждает субъекта к действию, но и ставит его перед выбором тех или иных поступков, которые у разных людей могут быть самыми различными и зависят от условий, в которых находится человек, его личных качеств и т. д. Выбрать то или иное поведение - значит увязать возможности удовлетворения потребностей со своими силами, знаниями, опытом, моралью, установками, а также с окружающими обстоятельствами - объективными требованиями законов, экономической ситуацией, социальными и другими факторами.
Принятие человеком решения в связи с возникающими и активизирующимися потребностями составляет основное содержание когнитивных теорий мотивации как сознательного, преднамеренного, мотивационного
акта. Во второй половине XX в. появились моти-вационные концепции Дж. Роттера, Г. Келли, Х. Хекхаузена, Дж. Аткинсона, Д. Макклеланда, для которых характерным является признание ведущей роли сознания в детерминации поведения человека. Когнитивные теории мотивации повлекли за собой введение в научный обиход новых мотивационнъх понятий: социальные потребности, жизненные цели, ценности, ожидание успеха, боязнь неудачи, уровень притязаний.
Немаловажное значение в принятии решения о выборе направлений удовлетворения потребностей отводится присущим индивиду интересам, актуальность исследования которых в настоящее время всё более возрастает. Это, в частности, связано с тем, что вытеснение преимущественно административных методов руководства экономическими означает переход к управлению интересами и через интересъ1. Над разработкой данной проблемы трудились многие исследователи, но различия во взглядах ещё далеко не устранены даже в таком исходном пункте, как использование самого термина «интерес».
Общим в высказываниях учёных в определении интереса является то, что речь идёт о движущих силах, побуждающих субъекта к функционированию. Как отмечается, например, в Философском энциклопедическом словаре, интерес (от латинского interest - то, что имеет значение, представляется важным) является реальной причиной социальных действий, событий, свершений, стоящей за непосредственными побуждениями (мотивами, помыслами, идеями и т. д.) участвующих в этих действиях индивидов, социальных групп, классов [2].
Действительно, настоятельная необходимость требует от людей поиска средств, при помощи которых произойдет устранение потребности. При этом в качестве средств для достижения этой цели очень часто выступают такие, которые позволяют получить промежуточный результат или вознаграждение, не связанные прямо с устранением потребности, а создающие условие для её удовлетворения [1, с. 203]. Следует сказать и о таких средствах, которые в состоянии удовлетворить комплекс потребностей индивида, например, получение заработной платы, победа в борьбе с администрацией за сохранение рабочих мест, получение искомой должности и т. д.
В силу своей важности и значимости, на наш взгляд, данные средства удовлетворения исходных потребностей получают самостоятельное значение и определяются через интересы личности. Очень близкое по сути определение интереса даёт В. П. Каманкин, утверждающий: «...экономический интерес возникает во взаи-
Научно-практический журнал. ISSN 1995-5731
модействии, по меньшей мере, двух элементов, двух сторон. Эти стороны выражены двумя экономическими потребностями, каждая из которых имеет свою, присущую ей форму. Ни одна из сторон, взятая изолированно, не образует интереса. Они дают его только в единстве. Но роль этих сторон в интересе неравнозначна. Одна экономическая потребность находится в состоянии непосредственного, текущего удовлетворения. Однако внутренняя суть этого процесса глубже самого по себе удовлетворения текущей потребности и состоит в том, чтобы подготовить к реализации другую, новую, стоящую на очереди экономическую потребность. Следовательно, удовлетворение текущей экономической потребности всегда является лишь средством, условием, предпосылкой реализации последующей» (выделено мною. - С. Ж.). И далее: «Интересом же является такое взаимодействие во времени между качественно различными потребностями, одна из которых не является простой составной частью другой, а служит причиной, фактором, необходимой предпосылкой, средством удовлетворения другой... Например, взаимодействие между производством (включая приготовление) пищи и её потреблением есть интерес» [3, с. 33, 34].
Подтверждением сформулированного определения является также высказывание авторов книги «Управление персоналом организации», в которой утверждается: «Интерес
- форма проявления познавательной потребности личности, направленная на тот или иной предмет, который вызывает положительные эмоции. Интересы личности быть крайне разнообразны: интерес к музыке, технике, природе и т. д. Главное в данном понятии связано с тем, что, проявив интерес к какому-либо предмету, человек может сделать этот интерес средством достижения своих целей» (выделено мною. -С. Ж.) [4, с. 344].
Люди обладают относительно одинаковым набором потребностей, хотя степень их актуализации и осознания индивидуальна и зависит от уровня удовлетворённости или неудовлетворённости одних потребностей, возможностей, которыми обладает индивид, для реализации других. Поэтому совокупность насущных нужд, а также выбор средств для получения необходимого будет зависеть от условий и той среды, в которой находится человек. Потребности собственников средств производства, капитала, равно как людей, не имеющих такой собственности, могут быть в общем-то одинаковыми, но интересы их различны. Если интересы первых
- получение прибыли на вложенный капитал, то интересы других - продажа своей рабочей
силы и получение за это вознаграждения (заработной платы).
Анализ предложенных в научной литературе определений интересов позволяет выделить две крайние точки зрения. В одном случае они трактуются как социально детерминированные потребности, а в другом - как осознанные потребности, то есть лишь как элемент сознания человека вне зависимости от общества. Наиболее правильной, на наш взгляд, является трактовка интереса как средства удовлетворения насущных потребностей, распространяемого на определённые слои, группы людей, которые в силу сложившихся условий, своих личных качеств могут удовлетворять эти потребности только таким образом. Интересы более унифицированы, чем субъективные потребности, и носят общественный характер. Если мотивы строго индивидуальны, то интересы включают в себя группу мотивов, которые объединяют людей определённого слоя, группы, коллектива. Здесь можно говорить об интересах молодёжи, собственников, работников коллективов предприятий. Поскольку люди обладают значительным набором потребностей, различные их сочетания могут объединять интересы данной личности с интересами групп по самым разнообразным признакам: по степени направленности (экономические, политические, духовные); по характеру субъекта (национальные, государственные, партийные); по степени общности (групповые, общественные) и т. д.
Отнесение себя в силу сложившихся жизненных условий, личных качеств к той или иной социальной группе определяет для индивида выбор средств удовлетворения потребностей, которые обусловлены присущими данной социальной группе интересами. При формировании цели деятельности главную роль играют именно интересы.
Однако мотивационный процесс на этапе определения цели не завершается. Дело в том, что возможностей её реализации через различные конкретные действия существует очень много, но размер и качество результата могут быть разными. Вероятна ситуация, в которой реализация цели вообще окажется неосуществимой. Например, цель может противоречить законодательству либо отсутствовать обеспечивающие факторы, или условия достижения цели окажутся для субъекта неприемлемыми. В этом случае мотивационный процесс прерывается, субъект отказывается от удовлетворения лежащей в его основе потребности либо корректирует цель, иногда в ущерб собственным интересам. То есть человек может быть «замотивирован» на осуществление каких-то действий, он готов работать в направлении реализации сформу-
Рис. 1. Механизм «корректировки» цели поведения индивида
лированнои цели, но существующие условия не позволяют ему этого (рис. 1).
Реально процесс мотивации материализуется в конкретных деИствиях и поступках человека. Если человек работает плохо, то это ещё не означает, что он недостаточно «замотивирован» и не стремится работать лучше. Причиной могут быть неприемлемые условия труда.
Побуждение человека к более эффективной работе со стороны, например, управляющего органа в такой ситуации ни к чему не приведёт. Здесь требуются усилия, связанные с созданием и улучшением условий деятельности, которые позволят работнику наиболее полно реализовать свои способности и обеспечить достижение стоящих пред ним целей.
То, что процесс мотивации охватывает также формирование условий достижения целей, было обосновано ещё Ф. Герцбергом в «мотива-ционно-гигиенической» теории. И хотя по его определению «гигиенические» факторы или факторы «здоровья» не являются мотивирующими, они выступают неотъемлемым атрибутом мотивационного процесса, поскольку обеспечивают условия его осуществления.
Следует, очевидно, согласиться с авторами Философского энциклопедического словаря, отметившими, что мотивация как процесс побуждения человека к совершению тех или иных действий и поступков часто представляет собой сложный акт, требующий анализа и оценки аль-
тернатив, выбора и принятия решений [2]. При этом принятие решений происходит в результате учёта и анализа внутренних и внешних факторов, в том числе предлагаемых извне стимулов.
Если субъект считает, что возможное вознаграждение, которое он получит за осуществленные конкретные действия, по своим параметрам соответствует затратам на реализацию цели и будет достаточным для удовлетворения потребности или как можно большего количества потребностей, то такое направление действий становится для индивида приоритетным. С некоторыми допущениями можно признать правомерным высказывание авторов учебника «Управление персоналом организации» о том, что «...мотивация - это процесс сознательного выбора человеком того или иного типа поведения, определяемого комплексным воздействием внешних (стимулы) и внутренних (мотивы) факторов» [4, с. 367]. Не соглашаясь с автором в том, что внешние факторы - это обязательно стимулы, а внутренние - мотивы, всё же отметим, что учёт этих факторов обуславливает окончательный выбор направления, осуществление которого, по мнению субъекта, может обеспечить ему получение вознаграждения, необходимого и достаточного для удовлетворения потребности.
Таким образом, рассмотренные положения позволяют выявить структуру и элементы мотивационного процесса (рис. 2).
Научно-практический журнал. ISSN 1995-5731
Рис. 2. Структура мотивационного процесса принятия решения о выборе типа поведения индивидом
Возникающие потребности определяют мотив поведения человека. Человек начинает искать возможность удовлетворения своих потребностей через осуществление той или иной деятельности. Причём он не просто выбирает, а как бы внутренне взвешивает - какой из видов деятельности даёт ему большую возможность реализовать свои потребности, то есть получить большее вознаграждение при оптимальной затрате сил. Оценка возможностей независимо от того, происходит ли она сознательно или бессознательно, осуществляется с учётом свойств самого индивида, а также внешних по отношению к индивиду обстоятельств. Так, знания в определённой области, которыми обладает человек, обуславливают появление желания заниматься деятельностью именно в этой сфере, а не в какой-то другой, которая может быть и даёт возможность удовлетворить потребность, но менее полно или при осуществлении очень значительных затрат труда. Исходя из внешних факторов, а также предлагаемых стимулов человек выстраивает стратегию и тактику своего поведения по реализации цели деятельности.
Поведение человека складывается из большого количества составляющих, позволяющих удовлетворять комплекс текущих потребностей. Выбрав путь наиболее полного (с точки зрения субъекта) удовлетворения потребности, индивид в дальнейшем следует ему, превращая такое поведение в постоянно повторяющийся, рутинный процесс.
Стремление к повторению своего поведения, ведущему к удовлетворению потребностей всё же связано у человека с поиском более оптимального способа действий, позволяющего с меньшими затратами сил и энергии достичь большего результата. Облегчение условий деятельности также создаёт предпосылки для включения в поведение человека новых элементов, позволяющих расширить круг удовлетворяемых потребностей, которые ранее подавлялись либо рассматривались как второстепенные.
Данный подход к выяснению структуры мотивации, на наш взгляд, является наиболее плодотворным с точки зрения управления этим процессом, а также не противоречит общепринятым. Он лишь выводит анализ мотивационного процесса на новый уровень, рассматривая его с позиции постоянно повторяющегося явления. Библиографический список
1. Кондратьев Н. Д. Избранные сочинения [Текст]. - М. : Экономика 1993. - 543 с. - ISBN 5-282-01499-8.
2. Философский энциклопедический словарь [Текст] / ред.-сост. Е. Ф. Губский. - М. : Инфра-М, 2003. - 576 с. - ISBN 586225403-X.
3. Каманкин В. Л. Экономические интересы развитого социалистического общества [Текст].
- М., 1978. - 296 с.
4. Управление персоналом организации [Текст] : учебник / под ред. А. Я. Кибанова. - 3-е изд., доп. и перераб. - М. : ИНФРА-М, 2005. - 638 с.
- ISBN 5-16-002273-2.
Материалы поступили в редакцию 21.03.2012 г.