Научная статья на тему 'Мотивационные варианты и обоснование индивидуального выбора человеком отдельных видов спорта в системе физических упражнений для регулярных занятий в учебное и свободное время'

Мотивационные варианты и обоснование индивидуального выбора человеком отдельных видов спорта в системе физических упражнений для регулярных занятий в учебное и свободное время Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1507
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
СПОРТ / МОТИВАЦИЯ / ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ / РЕГУЛЯРНЫЕ ЗАНЯТИЯ СПОРТОМ / ЗДОРОВЬЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Володина А. А.

Актуальность: в данной статье рассматриваются мотивационные варианты и обоснования индивидуального выбора человеком отдельных видов спорта в системе физических упражнений для регулярных занятий в учебное и свободное время. Цель: выявления заинтересованности к различным физическим упражнениям, а так же посещения занятий у студентов, как в учебное время, так и в свободное. Метод: изучение специальной литературы, проведение социологического опроса у обущающихся. Выводы: существуют различные мотивационные варианты и обоснования индивидуального выбора человеком отдельных видов спорта в системе физических упражнений для регулярных занятий в учебное и свободное время. В первую очередь человек должен сам для себя определить мотивы выполнения упражнений, а так же поставить перед собой цель, к которой будет стремиться.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Володина А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мотивационные варианты и обоснование индивидуального выбора человеком отдельных видов спорта в системе физических упражнений для регулярных занятий в учебное и свободное время»

Анализ полученных данных контрольного эксперимента свидетельствует об эффективности проведённой работы.

На этапе контрольного эксперимента при самостоятельном воспроизведении арифметической задачи на встречное движение (равномерное, прямолинейное) двух тел правильно отразить предметную ситуацию, описанную в ней смогли 59% испытуемых; верно составить краткую запись (чертёж) смогли 59% школьников с интеллектуальными нарушениями; правильно решили и записали решение 75% испытуемых; 67% школьников с интеллектуальными нарушениями записали полный, стилистически верно построенный ответ, соответствующий вопросу задачи.

Воспроизвести текст задачи на движение в противоположном направлении двух тел смогли 83% школьников; правильно краткую запись (чертеж) выполнили 67% старшеклассников с интеллектуальными нарушениями; правильно решить и записать решение задачи смогли 59% школьников, принимавших участие в эксперименте; 50% испытуемых записали правильный ответ задачи.

Правильно воспроизвести текст задачи на движение в одном направлении двух тел смогли 67% школьников; правильно выполнить краткую запись (чертёж) задачи верно отражающую предметную ситуацию, описанную в задаче, смогли 67% старшеклассников с интеллектуальными нарушениями; правильно решить задачу и записать решение смогли 50% школьников; верно записать полный, стилистически правильно построенный ответ задачи смогли 66% испытуемых.

Результаты контрольного эксперимента показали, что после формирующей работы у многих старшеклассников с интеллектуальными нарушениями повысился уровень умения решать задачи на движение.

Список использованной литературы:

1. Гусева И.Н., Пикалова Е.Н. Процесс решения простых арифметических задач в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида / Встреча поколений...(февральские чтения): матер.конф.,посвящ. 20-летию дефектологического факультета Курского гос.ун-та (Курск, 24-27 февраля 2009 г.). - Курск: КГУ, 2009. - С. 116 - 118.

2. Перова М. Н. Преподавание математики в коррекционной школе. - М.: Просвещение, 2016.

3. Сулейменова Р.А. Решение арифметических задач с учащимися младших классов вспомогательной школы. - Алма-Ата: Мекстеп, 1989.

4. Эк В.В. Обучение математике учащихся младших классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2005.

© Бугаёва С.В., 2017

УДК 796

А.А. Володина

Ст. преподаватель, кафедры физического воспитания и спорта НГУЭУ

г. Новосибирск, РФ e-mail: [email protected]

МОТИВАЦИОННЫЕ ВАРИАНТЫ И ОБОСНОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ВЫБОРА ЧЕЛОВЕКОМ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ СПОРТА В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РЕГУЛЯРНЫХ ЗАНЯТИЙ В УЧЕБНОЕ И СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ

Аннотация

Актуальность: в данной статье рассматриваются мотивационные варианты и обоснования индивидуального выбора человеком отдельных видов спорта в системе физических упражнений для регулярных занятий в учебное и свободное время.

Цель: выявления заинтересованности к различным физическим упражнениям, а так же посещения занятий у студентов, как в учебное время, так и в свободное.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 12/2017 ISSN 2410-700Х_

Метод: изучение специальной литературы, проведение социологического опроса у обущающихся.

Выводы: существуют различные мотивационные варианты и обоснования индивидуального выбора человеком отдельных видов спорта в системе физических упражнений для регулярных занятий в учебное и свободное время. В первую очередь человек должен сам для себя определить мотивы выполнения упражнений, а так же поставить перед собой цель, к которой будет стремиться.

Ключевые слова

Спорт, мотивация, физические упражнения, регулярные занятия спортом, здоровье.

Основным фактором сохранения здоровья является физическая активность, она влияет на функционирование организма, деятельность, благосостояние общества. Здоровый образ жизни зависит от того, соблюдает ли человек факторы сохранения здоровья, а также исключает ли факторы риска.

Важной составляющей в формировании здорового образа жизни является приобщение индивида к физической культуре. К спорту начинают приучать детей с раннего детства. Еще в детском саду все ходят на зарядку, в школе проходят уроки физической культуры, но и в высших учебных заведениях занятия не прекращаются. В университетах проводятся регулярные занятия спортом, которые направлены на развитие и укрепление уже сформировавшейся физической массы[3].

Одна из основных задач обязательной учебной дисциплины «Физическая культура» - это формирование знания о жизнедеятельности человека, о его здоровье и здоровом образе жизни, владение навыками, которые обеспечивают укрепление и сохранение здоровья, формирование и улучшение психофизических способностей и качеств личности.

Занятия физической культурой могут происходить как в виде регулярных занятий в учебное время, так и в свободное время, но для любого вида нужна мотивация.

Выделяют пять основных мотивационных вариантов выбора студентами вида спорта или системы физических упражнений:

1. Укрепление здоровья, коррекция недостатков физического развития и телосложения:

Для лучшего функционирования организма, его развития, широко применяются физические упражнения и спорт. Приобщение к физической культуре и спорту в современном мире является чуть ли не обязательным условием, так как другого способа развития в данной сфере особо не выявлено. Именно поэтому регулярные занятия спортом создают предпосылки для укрепления здоровья.

Физическое развитие тесно связано со здоровьем человека. С помощью целенаправленного подбора физических упражнений и приемов их выполнения можно усовершенствовать многие показатели физического развития. Корректирование недостатков физического развития с помощью физической культуры - задача сложная, но выполнимая. Наиболее результативно решить задачу по исправлению телосложения могут такие современные виды упражнений, как атлетическая гимнастика и шейпинг[1].

2. Повышение функциональных возможностей организма:

Пройдя специальные тесты, студент может сам определить тот вид спорта или систему физических упражнений, которая будет плодотворно воздействовать на отстающие группы мышц. Здесь важно определить мотивацию выбора: а) оздоровительная направленность, разносторонняя физическая подготовка; б) возможное достижение достаточно высоких спортивных результатов, психофизическая подготовка к будущей профессиональной деятельности[1].

Если будущая профессия требует достаточно высокого проявления выносливости, стойкости и закала, то рекомендуется выбирать лыжные гонки, легкоатлетический бег, плавание на длинные дистанции и др. Если профессия требует длительного напряжения зрительного анализатора, то целесообразнее выбрать занятия настольным теннисом, теннисом или бадминтоном.

3. Активный отдых:

Каждый студент может выбрать для себя вид спорта или систему физических упражнений, практикуемую в вузе, которая будет развивать в нем развитие выносливости, силы, скоростно-силовых качеств и быстроты, гибкости, координационных движений (ловкости). Например, такие виды спорта как, стайерский бег, велоспорт на шоссе, лыжные гонки, биатлон, плавание на средние и длинные дистанции, бег на коньках и др.

4. Достижение наивысших спортивных результатов:

Спортивная подготовка требует больших ежедневных энергозатрат. Поэтому студент, совмещая активные занятия спортом с полноценной учебой в вузе, сталкивается с проблемой нехватки времени [2]. Но есть выход из этой ситуации - составление для студентов индивидуальных графиков прохождения и освоения учебного материала, продление сроков обучения в вузе, учитывая то, что студент конкретного вуза на соревнованиях различного уровня реализует не только собственные притязания и амбиции, но и делает огромную рекламу своему учебному заведению.

Отношение студентов к занятиям физической культуры может быть различным. В последнее время большое количество студентов не видят смысла в обязательных занятиях физической культурой в высших учебных заведениях.

Это может быть связано с различными обстоятельствами, например, студент записан в какую-либо секцию, девушки посещают фитнес - центры или бассейны, некоторые студенты работают, и на занятия у них нет времени, некоторые связывают отказ посещения предмета с неудачным опытом школьных лет.

В результате опроса студентов вуза, с целью выявления причин, по которым учащиеся не видят смысла в посещении занятий, были получены следующие ответы, в которых учащиеся отзываются положительно о посещениях занятий физической культурой (рис.1).

0%__ 0 Г/о 0% <0% LjHiOTB ■ ничего

13% 3% 3% 10% ■ движение и активность в положительные эмоции ■ переключение и разрядка

19% 27% ■ здоровье и бодрость и совершенствование своего телосложения

12% 13% ■ развитие волевых качеств

■ другое

Рисунок 1 - Структура ответов студентов, давших положительные характеристики о занятиях спортом

Результаты опроса говорят о том, что студенты положительно относятся к занятиям спортом. Но тогда почему студенты не посещают занятие физической культуры в университете? Для ответа на этот вопрос был проведен опрос (рис.2):

5% 17%

14% а освобожден(а) ■ не интересно

11% н 12% к плохой инвентарь ■ принудительность ■ не эффективно % мало игровых видов спорта

20% 21% « плохая программа

Рисунок 2 - Структура ответов студентов, которые не видят смысла в посещениях занятий физической культурой

После анализа полученных данных, можно сделать вывод, что для посещения занятий студентам не хватает мотивации. Сложившуюся ситуацию можно исправить наличием в программе ВУЗа трех основных аспектов:

1. Образовательного (подразумевает привлечение учащихся к анализу и исправлению ошибок при выполнении движений, распределение задач);

2. Воспитательного (решение задач общего воспитания и развития физических качеств);

3. Оздоровительного (постепенное возрастание нагрузки, плотности урока и самоконтроля за ней).

Чтобы нагляднее продемонстрировать мотивационные варианты и обоснования индивидуального

выбора человеком отдельных видов спорта, была построена обобщенная модель мотиваций для студентов НГУЭУ (рис. 3). Модель показывает заинтересованные стороны, внутренние и внешние мотиваторы, цели, которые должен достичь студент при выполнении физических упражнений, измеримые оценки, убеждения, на которых основывается выбор того или иного вида спорта и требования, которые необходимо соблюдать, чтобы достичь поставленных целей.

Рисунок 3 - Обобщенная модель мотиваций для студентов НГУЭУ

Подводя итог, можно отметить, что существуют различные мотивационные варианты и обоснования индивидуального выбора человеком отдельных видов спорта в системе физических упражнений для регулярных занятий в учебное и свободное время. В первую очередь человек должен сам для себя определить мотивы выполнения упражнений, а так же поставить перед собой цель, к которой будет стремиться.

Список использованной литературы

1. Грачев О.К. Физическая культура студента/ М.: Альфа-М, 2003-С. 352.

2. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы/СПб.: Питер, 2008 - С.352

3. Нищенков С.Л. Первичные мотивы студентов в процессе занятий физической культурой/ Сб.науч.тр.мол.учен.- Смоленск: СГИФК, 2003. - С.81-83.

© Володина А.А., 2017

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 12/2017 ISSN 2410-700Х_

УДК 37. 378

Н.В. Голованова,

Магистрант,

Московский государственный институт культуры e-mail: [email protected]

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РЕТУШЬ КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ФОТОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

Статья посвящена формированию профессиональных компетенций студентов профиля «Руководство студией кино-, фото- и видеотворчества», а именно навыкам владения цифровой обработкой фотоматериалов. Предлагается специальная программа обучения в рамках авторского курса «Художественная ретушь».

Ключевые слова

ретушь, цифровая обработка, высшее образование, профессиональные компетенции, фотография

N.V. Golovanova

graduate student, Moscow state university of culture e-mail: [email protected]

ART RETOUCHING AS AN INTEGRAL PART OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION IN PHOTOGRAPHY

Abstract

The article is devoted to formation of professional competences of students of the profile "management of the movie Studio, photos and video workshops", namely the skills of digital processing of photographic materials. A special training programme in the framework of the author's course "Art retouching".

Keywords

retouching, digital processing, higher education, professional competence, photography.

В настоящее время профессиональное образование находится в стадии перехода от традиционных методов и форм к компетентностно-ориентированному обучению. В связи с этим становится очевидной невозможность в полной мере превратить студента в активного участника образовательного процесса, поскольку у большинства учащихся, согласно психологическому тестированию, отмечается низкая мотивация к обучению. Одним из способов решения этой проблемы может быть совершенствование образовательного процесса с помощью современных средств обучения: компьютеров и мультимедийных технологий, которые и являются неотъемлемой частью авторского курса «художественной ретуши фотографий». Курс предназначен для студентов бакалавриата по направлению «Народная художественная культура», по профилю «Руководство студией кино-, фото- и видеотворчества».

Для современного студента, находящегося в постоянном потоке информации и располагающего инструментарием для ее отражения и преобразования на основе не только классических методов, но и с помощью новейших технологий, особый интерес представляет художественная обработка фотографий. Как отмечено в работах Л.П. Дыко, Л.А. Залоговой, В.С. Синюковой, интерес к фотографии среди молодежи на сегодняшний день стремительно набирает обороты. Вместе с тем, для получения качественных снимков, нужно владеть в совершенстве всеми необходимыми навыками работы с фотокамерой. Но практика показывает, что даже самые опытные и «бывалые» фотографы допускают ошибки и погрешности. Возможно также, что в силу независящих от человека причин, снимок получился далёким от идеала. А

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.