Научная статья на тему 'Мотивационные инструменты формирования регионального экономического кластера'

Мотивационные инструменты формирования регионального экономического кластера Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
275
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КЛАСТЕР / МОТИВАЦИОННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / ДОРОЖНАЯ КАРТА / КООРДИНАЦИОННАЯ МАТРИЦА / КЛАСТЕРИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Соболев А. В.

В настоящее время на территории Российской Федерации по государственной инициативе формируется ряд региональных экономических кластеров. Поскольку данный процесс не является эволюционным, требуется разработка мотивационного инструментария по вовлечению в кластеризацию хозяйствующих субъектов. В статье на примере Волгоградской области анализируется применение органами власти инструментов мотивации, предлагается их авторская классификация, разрабатывается методический мотивационный комплекс, включающий дорожную карту и координационную матрицу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мотивационные инструменты формирования регионального экономического кластера»

Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2014. №1 (172). Выпуск 29/1

РЕГИОНАЛЬНАЯ И МУНИЦИПАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

УДК 33:001(470.45)

МОТИВАЦИОННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО КЛАСТЕРА

А.В. СОБОЛЕВ

Белгородский

государственный

национальный

исследовательский

университет

г. Волгоград

e-mail:

alsobol.67@mai l.ru

В настоящее время на территории Российской Федерации по государственной инициативе формируется ряд региональных экономических кластеров. Поскольку данный процесс не является эволюционным, требуется разработка мотивационного инструментария по вовлечению в кластеризацию хозяйствующих субъектов. В статье на примере Волгоградской области анализируется применение органами власти инструментов мотивации, предлагается их авторская классификация, разрабатывается методический мотивационный комплекс, включающий дорожную карту и координационную матрицу.

Ключевые слова: экономический кластер, мотивационные

инструменты, дорожная карта, координационная матрица, кластеризация.

Процессы кластеризации экономики Российской Федерации на современном этапе проходят не только эволюционным путем, но и при непосредственном участии органов государственной власти. Это выражается в политике Правительства РФ направленной на построение инновационных хозяйственных агломераций на территории страны, в частности в реализации Федеральной целевой программы (ФЦП) «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 и дальнейшую перспективу», предусматривающей формирование ряда фармацевтических кластеров. В силу того, что процессы кластеризации инициированы государством, необходимы мероприятия, стимулирующие хозяйствующих субъектов к участию в них. Данная статья посвящена рассмотрению мотивационных инструментов формирования экономического кластера при непосредственной поддержке региональных и федеральных институтов власти на примере Волгоградской области.

Анализ истории развития любого кластера свидетельствует о том, что данный процесс сочетает как эволюционную, так и искусственную компоненты. При этом целенаправленное воздействие со стороны государства призвано обеспечить необходимые и достаточные условия кластеризации и высокую степень мотивации хозяйствующих субъектов для формирования сетей взаимодействия. Анализ хода формирования химико-фармацевтического кластера в Волгоградской области

Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2014 № 1 (172). Выпуск 29/1

продемонстрировал, что в регионе имеются условия, которые могут, как способствовать успеху данного процесса, так и препятствовать его реализации [5]. Мотивационный инструментарий местных органов власти, таким образом, должен включать в себя мероприятия, усиливающие положительные и элиминирующие негативные явления.

По нашему мнению, в классификации инструментов государственных стимулирующих воздействий на формирование кластера можно выделить следующие виды:

- инфраструктурные - возможность региональных властей предоставления предприятиям вновь создаваемого инновационного кластера земельного участка, обеспеченного точками подключения городских сетей;

- финансовые - готовность федеральных и региональных властей финансировать создание кластера;

- налоговые - наличие возможностей по предоставлению налоговых льгот и каникул;

- институциональные - создание гражданских институтов общества и формирование положительного общественного мнения по вопросу построения на территории региона инновационного кластера;

- организационные - участие государства в образовании органов управления и координации субъектов кластера, а именно управляющих компаний или некоммерческих партнерств, помощь в создании сети консультационных центров;

- внешнеэкономические - предоставление таможенных льгот на поставку импортного оборудования и технологий.

Практика показывает, что государство не всегда использует полный набор мотивационных инструментов, а, как правило, ограничивается сочетанием некоторых их них. Это, скорее всего, продиктовано не нежеланием властей того или иного регионального субъекта, а отсутствием четкого плана кластеризации. Объектом нашего анализа является Волгоградская область, включенная в настоящее время в ФЦП по развитию фармацевтической и медицинской промышленности на период до 2020. По государственному заказу Минздравсоцразвития РФ (с 2012 г. Минздрава РФ) начата реконструкция и техническое перевооружение ГБОУ ВПО «Волгоградский государственный медицинский университет». В 2013 году Администрацией г. Волжский и ВолгГМУ при участии региональных структур было учреждено Некоммерческое партнерство «Волжский химико-фармацевтический кластер», которое стало ядром формирующегося кластера и структурой, уполномоченной в дальнейшем вести диалог с Министерством регионального развития по финансированию проектов в области фармацевтики. В период до 2015 года должен быть создан научный центр инновационных лекарственных средств с опытно-промышленным производством общей площадью 31135 кв. метров [3]. На его базе планируется выпуск лекарственных средств, разработанных Волгоградскими учеными [4].

В августе 2011 года местной администрацией было подписано Соглашение о сотрудничестве с российским фармацевтическим дистрибьютором ЗАО «СИА ИНТЕРНЕЙШНЛ ЛТД» и ООО «Царицын Капитал». Обе компании определили Волгоградскую область как приоритетную для реализации своих новых фармацевтических проектов [2]. В рамках Соглашения планировалось приступить к разработке проекта создания первого завода по производству лекарственных препаратов. Сумма инвестиций на первом этапе должна была составить около 50 млн. долларов США. Однако в силу неизвестных причин проект до сих пор так и не был реализован.

Как сообщил 8 октября 2012 сайт областной администрации, на территории области «формируется земельный участок для последующего проектирования и строительства фармацевтического производства» [2], из чего следует, что переговоры по данному вопросу ведутся уже больше года, однако участок до сих пор не выделен. Сегодня в регионе присутствуют элементы инновационной инфраструктуры: бизнес-инкубатор (в

г. Волжский), Центр трансфера технологий, Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Волгоградской области, направленный на финансирование перспективных инновационных проектов. Однако,

Серия История. Политология. Экономика. Информатика.

2014. №1 (172). Выпуск 29/1

согласно авторскому анализу сайтов данных организаций, их деятельность в целом не достаточно активна, нет сведений о реализованных проектах.

Отсутствует информация о предоставлении налоговых и таможенных льгот для участников кластера, не выделена территория для строительства фармацевтического производства, активно не формируется общественное мнение. Очевидно, что при создании химико-фармацевтического кластера на территории Волгоградской области государство не использует весь спектр возможных инструментов мотивации (см. табл. 1), в отличие, например от Санкт-Петербурга, где власти уже законодательно закрепили предоставление налоговых льгот для предприятий кластера, участвовали в создании необходимой инфраструктуры, образовали некоммерческого партнерства и координационного совета формирующегося кластера.

Позицию властей Волгограда по отношению к формированию кластера вряд ли можно назвать в достаточной степени эффективной. Для ее активизации мы предлагаем разработку методического комплекса мотивационных инструментов:

• дорожная карта создания химико-фармацевтического кластера, включающая цели и план их поэтапно-процессной реализации;

• координационная матрица, согласующая направления развития кластера в соответствии с этапами его формирования.

Таблица 1

Реализация мотивационного инструментария в Волгоградской области

Виды мотивационных воздействий Реализация

Инфраструктурные Предоставлена площадка под опытно-промышленное производство. Не отведена территория для возведения завода по производству дженериков

Финансовые Выделены финансовые средства на строительство Научного центра

Налоговые Налоговых преференций не предоставлено

Институциональные Организации и учреждения исторически сложились. Общественное мнение не сформировано

Организационные Создано некоммерческое партнерство «Волжский химикофармацевтический кластер

Внешнеэкономические Таможенные льготы отсутствуют

Источник: составлено автором.

Дорожная карта должна строиться с учетом особенностей этапов кластерообразования с участием государства: инициация, кластеризация,

функционирование, трансформация (см. табл. 2). Наиболее важным этапом является инициация, в ходе которой власти региона определяют необходимость построения кластера на своей территории, происходит изучение имеющихся в условий формирования кластера, проводится аналитическая и организационная работа. Цель данного этапа спрогнозировать, спланировать и организовать работы по инициации кластера.

Процесс инициации проходит в несколько стадий. Вначале создается рабочая группа, которая исследует условия формирования кластера, определяет возможное число его участников и проводит анализ институциональной среды. На следующей стадии необходимо сформировать органы управления кластером - управляющую компанию или координационный совет, и определить видение, миссию, стратегические цели и задачи. Выработка единой стратегии развития кластера должна происходить в соответствии со стратегиями его участников, что является определенной проблемой, так как некоторым российским компаниям свойственно отсутствие стратегического управления. Сложностей будет добавлять разница в отношениях к собственности участников кластера, поскольку стратегические цели частных и государственных предприятий не всегда совпадают. Кроме того, определенные трудности предвидятся и в согласовании работы таких разнопрофильных организаций, как научно-исследовательские учреждения, промышленные предприятия и дистрибьютерские фирмы и т.п.

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия История. Политология. Экономика. Информатика.

2014 № 1 (172). Выпуск 29/1

Построение модели кластера определяет сущность следующей стадии, на которой уточняется состав участников и архитектоника кластера, подразумевающая расположение и взаимную связь элементов - участников кластера. От того, будет ли кластер создан по типу вертикально-интегрированной компании, или же сетевой фирмы со своими организационными слабостями и дистрибутивными преимуществами, будет зависеть успех его функционирования. На данной стадии также реализуется синхронизация процессов кластеризации, под которой автор понимает приведение в соответствие систем управления маркетингом, финансами, кадрами, качеством производства продукции, а также технической и технологической областями плану по организации, координации и функционированию кластера, имеющегося у управляющей компании или любой другой координационной структуры.

Таблица 2

Дорожная карта формирования фармацевтического кластера

Этапы формирования кластера Процессы

1. Инициация Цель: прогнозирование, планирование и организация работ по инициации кластера. 1) Инициация кластера a) Создание инициативной рабочей группы b) Определение возможного числа участников c) Практическая работа по исследованию условий формирования кластера ф Анализ институциональной среды 2) Создание органов управления кластером а) Определение видения, миссии, стратегических целей и задач 3) Построение модели кластера a) Определение состава участников и архитектоники кластера b) Определение связей в кластере c) Синхронизация процессов кластеризации 4) Прогнозирование оценок эффективности деятельности кластера а) Разработка критериев эффективности функционирования кластера I) Общепринятые оценки: доля рынка, инновационность, экспортные поставки, рентабельность II) Специфические оценки: количество участников, международные связи

Результат: функционирование органов управления кластера на основе разработанного стратегического плана

2. Кластеризация Цель: планирование и организация работ по запуску производственных площадок инновационных проектов. 2) Практическая работа по построению фармацевтического кластера a. возникновение связей между участниками кластера; строительство новых профильных предприятий; b. пилотные проекты

Результат: создание ядра кластера, запуск пилотных проектов

3. Функционирование Цель: поддержание стабильной операционной деятельности участников ядра кластерного проекта, формирование пояса малых инновационных предприятий. 3) Реальная деятельность участников кластера a. реализация взаимосвязей и взаимозависимостей; b. повышение конкурентоспособности отрасли и региона; c. выход на российские и международные рынки

Результат: наличие нескольких функционирующих предприятий ядра кластера, функционирование МИПов и стартапов

4) Трансформация Цель: сохранение устойчивости и конкурентоспособности предприятий кластера. 4) Изменение формата деятельности a. изменение состава участников; b. расширение направлений деятельности и региональных границ; С. формирование траснсрегиональной структуры; І выход на новый этап развития

Результат: изменение архитектоники кластера, выход за пределы региона, формирование трансрегиональных структур

Источник: составлено автором.

На последней стадии этапа инициации кластера происходит разработка оценок и критериев эффективности его функционирования, которая может включать как

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

8

Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2014. №1 (172). Выпуск 29/1

общепринятые оценки - доля рынка, инновационность, экспортные поставки, рентабельность, так и специфические - количество участников, международные связи, выпуск конкурентоспособной продукции.

Следует учитывать тот факт, что эволюционное формирование кластера дает ему естественные экономико-географические преимущества, отсутствующие в случае инициации проекта местными или федеральными властями [1]. В силу этого необходимо внимательное отношение органов местного самоуправления к тенденциям развития регионального экономического сообщества. Так формированию фармацевтического кластера в регионе может способствовать ситуация, если часть предприятий, находящихся в данной отрасли и (или) на одной территории, сформируют пул на основе двусторонних договорных отношений между субъектами хозяйствования. В результате прохождения данной стадии формируются органы управления кластером и начинается их функционирование на основе разработанного стратегического плана.

Целью второго этапа - кластеризации является планирование и организация работ по запуску производственных площадок инновационных проектов. На этапе функционирования основная задача состоит в поддержании стабильной операционной деятельности участников ядра кластерного проекта и формирование вокруг него пояса малых инновационных предприятий. В ходе данных этапов формирования экономического кластера процессы могут протекать параллельно и разнонаправлено. Так, строительство новых профильных предприятий или пилотные проекты сопряжены с упрочением связей между участниками кластера, повышением конкурентоспособности отрасли и региона, выходом на российские и международные рынки. В результате формируется и начинает функционировать ядро кластера, состоящее из определенного числа предприятий, организуются МИПы и старапы.

Цель заключительного четвертого этапа, трансформации состоит в сохранении устойчивости и конкурентоспособности предприятий кластера. Он предусматривает выход за рамки изначально сформированной структуры, изменение состава участников, расширение направлений деятельности и региональных границ, формирование траснсрегиональной структуры, выход на новый этап развития. В результате происходит изменение архитектоники кластера, распространение за пределы региона, формирование трансрегиональных и трансграничных структур.

Другим комплексным мотивационным инструментом, содержащим методические подходы к активизации участников кластера, может служить координационная матрица, отражающая согласование этапов и направлений формирования химикофармацевтического кластера в Волгоградской области: поддержка научных разработок, создание промышленного производства лекарственных средств, развитие инфраструктуры кластера, поддержка малых предприятий, финансовая и организационная поддержка (см. табл. 3).

Так, на этапе инициации следует сформировать приоритетные направления дальнейших научных разработок, выделить земельный участок под строительство фармацевтического производства и создать инфраструктурные условия для его функционирования, сформировать нормативную базу для развития малых предприятий. Финансирование первого этапа планируется осуществлять в рамках ФЦП.

На этапе кластеризации поддержка научных разработок будет реализовываться путем выделения региональных грантов для исследований в области фармакологии, кроме того, необходимо начать строительство опытного фармацевтического производства и запустить его в эксплуатацию. Необходимо также обеспечить устойчивое функционирование инфраструктуры, сформировать пояс малых предприятий и вовлекать в финансирование предприятий кластера частных инвесторов.

Этап функционирования означает зрелость кластера, что проявляется в выходе фармацевтического производства на заявленную мощность, обеспечении устойчивого функционирования инфраструктуры, создании условий для выхода предприятий кластера на международный уровень.

Координационная матрица этапов и основных направлений формирования фармацевтического кластера в Волгоградской области

Этапы Основные направления развития фармацевтического кластера

Поддержка научных разработок Создание промышленного производства Развитие инфраструктуры кластера Поддержка развития малых предприятий Финансовая и организационная поддержка

Инициация Формирование приоритетных направлений научных исследований Выделение земельного участка под строительство предприятия Поддержка существующей инфраструктуры. Создание инфраструктурных условий для выделенного земельного участка Формирование нормативной базы развития малых предприятий Финансирование создания фармкластера согласно ФЦП (990 млн. руб.) Создание органов управления кластером. Построение модели кластера

Кластеризация Учет приоритетных направлений научных исследований при выделении региональных научных грантов Строительство фармацевтического производства и запуск его в эксплуатацию Обеспечение условий устойчивого функционирования инфраструктуры и ее соответствие нуждам построенных объектов Создание пояса малых предприятий Финансирование пилотных проектов на условиях государственно-частного партнерства. Привлечение частных инвесторов

Функционирование Учет приоритетных направлений научных исследований при выделении региональных научных грантов Выход фармпроизводства на заявленную мощность Обеспечение условий устойчивого функционирования и развития инфраструктуры Обеспечение преференций малым предприятиям, ориентированным на экспорт Создание условий для выхода продукции предприятий кластера на международный уровень

Трансформация Содействие развитию трансрегиональной кооперации исследовательских организаций Создание условий для расширения фармацевтического производства Обеспечение условий устойчивого функционирования и развития инфраструктуры Обеспечение преференций малым предприятиям, ориентированным на экспорт Поддержка автономного функционирования зрелого развивающегося кластера

Источник: составлено автором.

Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2014. №1 (172). Выпуск 29/1

На этапе трансформации кластер должен перерасти свои границы, выйти на трансрегиональное взаимодействие с научными, производственными, финансовыми структурами за его пределами и получить, таким образом, новый импульс развития.

В целом все мероприятия, описанные в Дорожной карте и Координационной матрице формирования химико-фармацевтического кластера, стимулируют деловую активность хозяйствующих субъектов. На начальном этапе государство должно взять на себя значительную нагрузку по обеспечению запуска локальных производств с последующим нарастающим рефинансированием исследований и разработок за счет средств индустрии. В ответ на мотивационные меры локальные производители должны предпринять целенаправленные усилия по введению в производство лекарственных препаратов и субстанций из перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств. Залогом успеха данной модели, являются:

- обеспечение отрасли высококвалифицированными кадрами;

- создание слоя малых инновационных предприятий, обеспечивающих трансфер технологий и финансовых ресурсов между наукой и производством;

- развитие производства в соответствии с международными стандартами;

- использование зарубежного научно-технического и производственнотехнологического потенциала путем привлечения прямых иностранных инвестиций в производство и разработку лекарственных средств.

Результатом применения мотивационного инструментария станет формирование химико-фармацевтического кластера, в полной мере реализующего свои преимущества, ведущего разработку и производство высокотехнологичной фармацевтической продукции и успешно конкурирующего с зарубежными производителями как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

1 Ломовцева, О.А. Методология стратегического управления региональными кластерами в условиях становления инновационной среды / О.А. Ломовцева, А.В. Дейнеко // Научные ведомости БелГУ. 2011. №13(108). Выпуск 19/1. С.22 - 32.

2 Официальный портал Министерства экономики, внешнеэкономических связей и инвестиций [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://economics.volganet.ru/folder_9-Н/РоИег_пДоИег_8 /&Иег_з/.

3 Сайт о нанотехнологиях №1 в России. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.nanonewsnet.ru/news/2013/okolo-30-naimenovanii-lekarstv-budet-proizvodit-novyi-farmklaster-v-volgograde.

4 Соболева, С.Ю. Региональные особенности формирования фармацевтических кластеров на территории Российской Федерации / С.Ю. Соболева, С.В. Животова // Волгоградский научномедицинский журнал. №1. 2013 г. январь - март / Волгоград: Изд-во ВолгГМУ. 2013. С. 10 - 14.

5 Терелянский, П.В. Оценка факторов формирования фармацевтического кластера с использованием непараметрической экспертизы / П.В. Терелянский, С.Ю. Соболева, А.В. Соболев // Научные ведомости БелГУ. №15(158). Выпуск 27/1. С. 46 - 54.

Список литературы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

MOTIVATING INSTRUMENTS OF FORMATION OF REGIONAL ECONOMIC CLUSTER

Belgorod National Research

University

Volgograd

A.V. SOBOLEV

e-mail:

[email protected]

At present moment several regional economic clusters are forming in Russian Federation according to state initiative. Since it is not evolutional process drafting of motivating toolkit involving economic agents in clustering is needed. In the article the analysis of application of motivating toolkit by Volgograd region authorities and author’s classification of motivating instruments are made, methodological motivating complex including road map and coordinating matrix is developed.

Key words: economic cluster, motivating instruments, road map, coordinating matrix, clustering

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.