УДК 37l
МОТИВАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПРОГРАММ ТУРИСТИЧЕСКОГО ДОСУГА ПОЖИЛЫХ ГРАЖДАН
© Евгений Сергеевич ТРИФОНОВ
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант кафедры социально-культурной деятельности,
e-mail: [email protected]
Статья посвящена проблематике интересов и потребностей пожилых граждан в области туристического досуга. В материале представлены данные о психологических особенностях и мотивации пенсионеров в области туристической деятельности.
Ключевые слова: мотивация; психология пожилых; организация досуга пожилых граждан; туристические программы для пожилых.
Исследуя современную возрастную структуру общества в развитых странах, ученые опираются на модель «демографического гриба», которая характеризуется увеличением средней продолжительности жизни и снижением уровня рождаемости, что приводит к возрастанию доли лиц старших возрастов.
Соответственно в сфере туристического сервиса наблюдается тенденция увеличения удельного веса пожилых лиц в совокупности клиентов. Чаще всего это люди в возрасте 60-65 лет, физически крепкие, мобильные. Они располагают практически неограниченным свободным временем. Если раньше считалось, что данная возрастная категория обладает низкой покупательной способностью, то сейчас их материальное положение изменилось к лучшему, и они готовы тратить немалые деньги на поездки. Эти люди по-другому относятся к процессу своего старения, у них формируются особые вкусы и предпочтения в области туризма.
Американские исследователи пришли к выводу, что пожилое население составляет более 30 % всего взрослого населения США. Эти люди много и с удовольствием путешествуют и на 50 % больше времени проводят вне своего дома, чем молодежь. Однако рынок пожилых не является гомогенным. Люди в возрасте от 55 до 64 лет составляют половину рынка (они лидируют по уровню доходов, на 8 % превышают средний уровень доходов), люди от 65 до 74 лет составляют одну треть. Крупной организацией, представляющей интересы пожилых людей, является Американская ассоциация пенсионеров, которая имеет свое бюро путешествий, предла-
гающее индивидуальные планы путешествий со значительными скидками.
В структуре населения России - 40 млн пенсионеров, поэтому туроператорам необходимо знать особенности предпочтений пожилых, чтобы развивать свой бизнес. Расширение туристского спроса пожилых людей приобретает устойчивый характер. Доля пожилых туристов в европейском турбизнесе ежегодно увеличивается на 15 %, туризм лиц старшего возраста является самым быстрорастущим сегментом рынка. С учетом этого туристские фирмы перестраивают свою деятельность, изыскивая новые формы работы с потенциальными клиентами пожилого возраста.
Это направление туристического сервиса призвано решить задачу повышения эффективности системы социальной поддержки и социального обслуживания пожилых людей.
В. А. Квартальнов отмечает, что в возрастной структуре российского населения наблюдается тенденция к старению, что требует повышенного внимания к развитию программ туризма для лиц старшего возраста [1].
В этом сегменте туристического рынка автор выявляет три подгруппы: от 55 до 64 лет (характеризуется наличием больших свободных денежных средств, наличием небольших домохозяйств и свободой от расходов на образование, воспитание и содержание детей); от 65 до 74 лет (активные пенсионеры) и от 75 лет и старше (не так активны и чаще всего не расположены к путешествиям).
Пожилые люди - достаточно разнородная категория. Пенсионеры предпочитают
курортный отдых, в т. н. «низкие» сезоны весной и осенью. У представителей «третьего возраста» очень популярны следующие виды туризма:
1) рекреационный туризм, включающий зрелищно-развлекательные, туристическо-оз-доровительные программы, занятия по интересам;
2) спортивный туризм, включающий водный, лыжный, горный;
3) лечебно-оздоровительный туризм, к которому следует отнести не просто потребность в лечении, но и сочетание ее с некоторыми другими функциями туризма;
4) культурно-познавательный туризм, основанный на потребности в расширении знаний по различным направлениям;
5) ностальгический туризм, в основе которого лежит потребность в посещении мест, связанных с событиями индивидуальной биографии человека и его семьи;
6) приключенческий (экстремальный) туризм, предполагающий удовлетворение потребностей человека в испытании своих возможностей в различных острых ситуациях;
7) религиозный туризм (включающий паломничество), основанный на религиозных потребностях людей самых различных конфессий;
8) миссионерский туризм, вызванный потребностью человека наиболее полно реализовать свое духовное назначение распространением тех или иных духовных ценностей. По нашему мнению, такая деятельность может быть названа туристической только в том случае, если она не связана с получением определенного вознаграждения;
9) событийный туризм предполагает удовлетворение потребности человека в посещении какого-либо конкретного мероприятия;
10) коммуникационный туризм, удовлетворяющий потребности человека в межличностных контактах (поиски спутника жизни, партнера по коллекционированию и т. д.);
11) экологический туризм - основан на посещении заповедных территорий, участии в природоохранной деятельности.
Тем не менее, организация туризма лиц пожилого возраста имеет ряд ограничений, среди которых основными являются финансовые возможности и состояние здоровья.
Страховые компании вообще не страхуют людей старше 70 лет либо требуют двойной оплаты.
Разработка и реализация туристических программ для пожилых требует ориентации на социальную адаптацию - активное приспособление человека к условиям социальной среды. При этом активный туристический отдых позволяет наполнить жизнь пожилого человека новыми яркими впечатлениями, необычными ситуациями и окружением. Для пожилого путешественника важны комфорт и наличие круга единомышленников. Пожилые люди по-разному воспринимают различные виды туристического отдыха. Одни с радостью стремятся к новым впечатлениям, но могут переоценить свои силы, для других крайне важно наличие интересного коллектива.
Развитие рынка пожилых людей обусловлено следующими факторами:
- достаточное количество свободного времени у потребителя;
- активное участие в поездках женщин пожилого возраста;
- скидки, предоставляемые в несезонный период.
Для пожилых туристов особую значимость приобретают культурные аспекты программы. Пожилых путешественников очень интересует жизнь людей в других странах, обычаи и т. д. Основные приоритеты в выборе туристских услуг для представителей «третьего возраста» связаны с такими продуктами туриндустрии, как экскурсии, поездки на природу, гастрономия, пассивный отдых, отдых с партнером или с друзьями.
У пожилого туриста достаточно изысканный вкус, много свободного времени, которое он с удовольствием посвящает своим увлечениям и хобби. Пожилой турист расположен к значительным тратам. Условно их можно разделить на две группы: deluxe guys - те, которые любят роскошь и совершенство, и pleasure glowers - те, которые обожают экспериментировать и открыты всему новому.
Для пенсионеров туристская поездка -форма активного образа жизни. Это опытные и искушенные путешественники, для которых туризм стал формой познания мира. Они энергичны, сохранили интерес к жизни, иногда стремятся к путешествиям с элементами
24б
приключения и риска: катаются на горных лыжах, сплавляются на плотах, путешествуют по пустыне. Они предпочитают групповые автобусные туры и круизы. Человек, смолоду привыкший к туризму, и в пожилом возрасте старается ходить в походы, выбирая, правда, все более простые маршруты. Они активно выбирают экскурсионный и круизный отдых.
Уникальное сочетание индивидуализма и умения встроиться в коллектив делают таких пенсионеров идеальными клиентами туристических компаний, специализирующихся на активно-познавательных направлениях. При этом российские туристы «третьего возраста» кардинально отличаются от своих зарубежных сверстников: они очень активны и физически, и интеллектуально, это люди достаточно образованные и любознательные, готовые к новым впечатлениям. Они легко вливаются в коллектив, с удовольствием общаются со спутниками. Вместе с тем, русские туристы отличаются недостаточным знанием иностранных языков, поэтому предпочитают компании соотечественников. Есть определенные особенности и в организации питания: россияне пенсионного возраста с трудом переносят непривычную кухню.
Для русских туристов необходима более широкая экскурсионная программа, наличие русскоговорящих врача и обслуживающего персонала. Сотрудники многих отелей уже отметили, что русские туристы - полуношники, они чаще других поздно возвращаются в отель, наслаждаются ночным образом жизни.
Для пожилого человека туристическая поездка - всегда стресс, поэтому клиента старшего поколения следует максимально оградить от рутинных процессов подготовки к поездке. Пожилые туристы очень внимательны к своему здоровью, поэтому они предъявляют особые требования к качеству отдыха и предоставлению медицинской помощи.
Организация туризма представителей «третьего возраста» требует не только комфорта, но и персонального внимания со стороны обслуживающего персонала, им важно иметь возможность получения медицинской помощи, наличие в ресторанах блюд диетического питания, размещение в недорогих гостиницах, расположенных в тихих местах.
Необходимо с вниманием отнестись к состоянию здоровья пожилого туриста, для него желательно перед отъездом пройти диспансеризацию, сделать выписку из истории болезни и рекомендации врача (при недомоганиях в путешествии медикам будет проще разобраться и назначить адекватное лечение).
Рынок туризма пожилых включает также программы для «четвертого возраста». Это программы отдыха, подготовленные специально для физически немощных людей, которые не могут совершать поездки без сопровождающих, но которые, тем не менее, желают путешествовать и получать удовольствие от новых впечатлений. Существует ряд организаций, которые разрабатывают туристические программы для этой категории людей, распространяемые обычно через пенсионные клубы и ассоциации.
Для пожилых туристов очень важно покупать тур с сервисным обслуживанием класса all inclusive. Эта система получила широкое распространение во многих странах, практикующих пляжный отдых.
Жаркое солнце чаще всего вредно для людей старшего возраста. Избежать этого можно, грамотно выбрав сезон для отдыха. Пожилые люди, в силу своей незанятости работой, могут выбрать для отдыха периоды низкого спроса (середина января - начало марта), когда путевки резко дешевеют.
В средиземноморских странах - это весна и осень, в экзотических, как правило, -осень, в Африке - осень и зима. Помимо этого, нужно выбрать отель с тенистыми аллеями, из которых можно вообще не выходить на солнце. Например, в северной Греции, Хорватии и Турции сосны нависают над пляжем. Важнейшими критериями при выборе туристической программы для пожилого туриста являются его возрастные особенности, экономический статус, цель и направление путешествия, предпочтения относительно стиля жизни поведения. Часто всеми категориями туристов с удовольствием воспринимаются внутренние и международные круизы.
Туристические программы для пожилых -это программы активного туризма и спорта с льготными ценами размещения и обслуживания.
Широко развиваются программы санаторно-курортного отдыха для пожилых тури-
стов. Курорты предполагают повышенный комфорт и почти больничный уклад жизни (режим, лечебные процедуры, диетическое питание, минимум выездов и экскурсий). В процессе отдыха пожилой человек находится под пристальным врачебным наблюдением, оздоравливается.
Еще одна проблема - проблема языка. Не случайно многие пляжные отели Турции, Египта, Кипра, Испании и Туниса обслуживаются русскоязычными сотрудниками на ресепшн, в ресторанах и горничными.
К курортным комплексам предъявляются повышенные требования к тишине и покою. Пожилым туристам не следует рекомендовать небольшие отели, на территории которых всю ночь функционируют шумные бары, дискотеки, бассейны, ночные клубы. Номера для пожилых должны располагаться подальше от этих мест ночного отдыха.
Пожилые предпочитают «закрытые» отели с большими зелеными территориями. Пожилым туристам нравятся «сельские» курорты с отелями, состоящими из цепочек небольших бунгало. Важный компонент тура -ландшафт курорта. Привлекательно отсутствие неудобных многоступенчатых спусков к морю. Следует минимизировать количество лестниц, предпочтительным является лифт или фуникулер. По территории многих даже
очень недорогих отелей колесят одноместные или двухместные электрокары, которые доставляют пожилых туристов в ресторан, на пляж, в номер. В некоторых отелях курсируют небольшие паровозики. Этот сервис -бесплатный.
Очень нежелательны длительные перелеты: считается, что пожилые люди начинают чувствовать себя плохо уже через пять часов полета, и тогда весь последующий отдых превращается в мучительные процессы восстановления и подготовки к полету в обратном направлении.
Таким образом, организация туристических программ для пожилых требует особых подходов к учету возрастных психологических особенностей и потребностей данной категории граждан. Программы туристического досуга должны отражать физические возможности пожилых, их стремление к общению с единомышленниками, к новым впечатлениям, к знакомству с культурным и этнографическим наследием разных регионов мира и России.
1. Квартальное В.А. Туризм. М., 2001. Поступила в редакцию 10.12.2011 г.
UDC 371
MOTIVATION ASPECTS OF PROGRAM DEVELOPMENT OF TOURIST LEISURE OF OLD CITIZENS Evgeniy Sergeyevich TRIFONOV, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student of Socio-cultural Activity Department, e-mail: [email protected]
The article is devoted to the problem of interests and needs of old citizens in the sphere of tourist leisure. The material presents the data of psychological features and motivation of pensioners in the sphere of tourist leisure.
Key words: motivation; psychology of pensioners; organization of old citizen’s leisure; tourist programs for elderly.
24S