Научная статья на тему 'МОТИВАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ'

МОТИВАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
235
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Язык и культура
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СТИМУЛ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Антропянская Лилия Николаевна

Рассмотрена новая социокультурная ситуация в современной России, влияющая на процесс формирования конкурентоспособного креативного специалиста. Предложено авторское видение открытого образовательного пространства с акцентами сегодняшних реалий. Проанализированы возможные аспекты повышения мотивации студентов при овладении иностранными языками в высшем учебном заведении. Описана профессиональная деятельность преподавателя высшей школы, тесно связанная с проблемой повышения мотивации изучения иностранного языка с целью успешного освоения иноязычного общения. Показана связь мотивации изучения иностранных языков с интересами учащихся. Мотивация представлена как движущая сила деятельности человека. На выбор мотивации существенно влияют окружение, собственная перспектива и социопотребности. Новые стратегии образования тесно связаны с современными изменениями данных потребностей. Рассмотрен поиск новых путей актуализации этих потребностей, связанных с успешной коммуникацией. Автором статьи была поставлена задача - повысить уровень коммуникативной компетенции учащихся. Это связано с поддержкой, поощрением и достижением успеха в овладении иностранным языком. Мотивация изучения иностранного языка есть фактор, способствующий его освоению, психологический стимул его познания с конкретной целью его последующего применения. Представлена модель формирования успешных навыков овладения иностранным языком. Качество образования необходимо постоянно повышать. Сегодня существуют новые реалии в преподавании иностранного языка. Продуктивное его постижение ведет к успешной самоактуализации студента. Образовательная политика в условиях глобализации общества нацелена на умелое овладение иностранными языками. Современные образовательные технологии влияют на мотивацию студентов и деятельность преподавателей на уроках, поскольку высшее образование - это самоизменение. Компетентность в современном обществе способствует развитию новых моделей управления образованием и стилей преподавания. В настоящее время особо актуален дифференцированный подход к предмету преподавания. Цель этого подхода - формирование продвинутого уровня владения иностранным языком. Теория развития инновационной языковой личности студентов содействует применению творческого подхода к предмету. В задачу преподавателя входит влияние на развитие гибкого самостоятельного мышления у студентов и на их способность к культурному обогащению. Подготовка почвы в тандеме «педагог - студент» помогает формированию их уверенности в себе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Антропянская Лилия Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTIVATIONAL ASPECTS OF TEACHING FOREIGN LANGUAGES IN HIGHER EDUCATION

The article examines the presence of a new socio-cultural situation in modern Russia, influencing the process of forming a competitive creative specialist. In addition, a look at the open educational space with accents of today's realities is given. Possible aspects of increasing the motivation of students in mastering foreign languages in a higher educational institution have been analyzed. The professional activity of a higher school teacher is considered, which is closely related to the problem of increasing the motivation for learning a foreign language in order to successfully master foreign language communication. The relationship between the motivation for learning foreign languages and the interests of students is described. Motivation is presented in the article as the driving force of human activity. The choice of motivation is significantly influenced by the environment, own perspective and social needs. New educational strategies are closely related to modern changes in these needs. The author is looking for new ways to actualize these needs associated with successful communication. The task was set - to increase the level of communicative competence of students. From the point of view of the author of the article, this is associated with support, encouragement and achievement of success in mastering a foreign language. The motivation for learning a foreign language is a factor contributing to its mastering, a psychological stimulus for its cognition with a specific purpose of its subsequent application. The article presents a model for the formation of successful skills in mastering a foreign language. The quality of education must be constantly improved. Today there are new realities in teaching a foreign language. Its productive comprehension leads to successful self-actualization of the student. Educational policy in the context of globalization of society is aimed today at the skillful mastery of foreign languages. Modern educational technologies affect the motivation of students and the activities of teachers in the classroom, since higher education is self-change. Competence in modern society contributes to the development of new educational management models and teaching styles. Today, a differentiated approach to the subject of teaching is especially relevant. The goal of this approach is to develop an advanced level of foreign language proficiency. The theory of the development of students' innovative linguistic personality contributes to the application of a creative approach to the subject. The task of the teacher is to influence the development of flexible independent thinking in students and their ability to cultural enrichment. Preparing the ground in teacher-student tandem helps build their selfconfidence.

Текст научной работы на тему «МОТИВАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ»

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

УДК 378.147.025/026:811.1 Б01: 10.17223/19996195/54/6

МОТИВАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Л.Н. Антропянская

Аннотация. Рассмотрена новая социокультурная ситуация в современной России, влияющая на процесс формирования конкурентоспособного креативного специалиста. Предложено авторское видение открытого образовательного пространства с акцентами сегодняшних реалий. Проанализированы возможные аспекты повышения мотивации студентов при овладении иностранными языками в высшем учебном заведении. Описана профессиональная деятельность преподавателя высшей школы, тесно связанная с проблемой повышения мотивации изучения иностранного языка с целью успешного освоения иноязычного общения. Показана связь мотивации изучения иностранных языков с интересами учащихся. Мотивация представлена как движущая сила деятельности человека. На выбор мотивации существенно влияют окружение, собственная перспектива и социопотребности. Новые стратегии образования тесно связаны с современными изменениями данных потребностей. Рассмотрен поиск новых путей актуализации этих потребностей, связанных с успешной коммуникацией. Автором статьи была поставлена задача - повысить уровень коммуникативной компетенции учащихся. Это связано с поддержкой, поощрением и достижением успеха в овладении иностранным языком. Мотивация изучения иностранного языка есть фактор, способствующий его освоению, психологический стимул его познания с конкретной целью его последующего применения. Представлена модель формирования успешных навыков овладения иностранным языком. Качество образования необходимо постоянно повышать. Сегодня существуют новые реалии в преподавании иностранного языка. Продуктивное его постижение ведет к успешной самоактуализации студента. Образовательная политика в условиях глобализации общества нацелена на умелое овладение иностранными языками. Современные образовательные технологии влияют на мотивацию студентов и деятельность преподавателей на уроках, поскольку высшее образование - это самоизменение. Компетентность в современном обществе способствует развитию новых моделей управления образованием и стилей преподавания. В настоящее время особо актуален дифференцированный подход к предмету преподавания. Цель этого подхода - формирование продвинутого уровня владения иностранным языком. Теория развития инновационной языковой личности студентов содействует применению творческого подхода к предмету. В задачу преподавателя входит влияние на развитие гибкого самостоятельного мышления у студентов и на их способность к культурному обогащению. Подготовка почвы в тандеме «педагог - студент» помогает формированию их уверенности в себе.

Ключевые слова: мотивация; иностранный язык; педагогическая задача; коммуникативная компетенция; психологический стимул; образовательные технологии; дифференцированный подход

Культура, лежащая в основе любого языка, обогащает его высокоэмоциональные ценности.

А. Гумбольд

Введение

Настоящее время - это время активных, деловых, предприимчивых людей. Сегодня в России созданы предпосылки для развития их творческой инициативы. Этот фактор требует развития коммуникативных способностей и возможностей современного человека. Всему этому способствует педагогика. Предмет педагогики есть управление всеми аспектами учебного процесса [1]. Особо отметим, что обучение иностранному языку (ИЯ) в медицинском университете (как и в других вузах) профессионально ориентировано. Контроль выполнения заданий осуществляется через устный опрос, устное сообщение, инсценировку диалогов, реализацию минипроектов, демонстрацию слайд-презентаций на компьютере, проверку письменных заданий. С нашей точки зрения, на современном этапе развития общество предъявляет новые, более высокие требования к содержанию, формам и методам профессиональной подготовки специалиста высшей школы. Иностранный язык является общественной ценностью, а его знание есть социальный заказ государства. Культура - это неотъемлемая часть информационного пространства. Сегодня знание и применение иностранных языков жизненно необходимы. Языки - это компоненты общей культуры будущего специалиста. Происходящая в России модернизация высшего образования имеет своей стратегической целью отвечать запросам нового информационного сообщества. В связи с этим качество самого образования должно стать неизмеримо выше. Значимость владения иностранными языками всемерно повышается на фоне возрастания роли информатики и ускорения научно-технического прогресса. На фоне вышеизложенного глубоко современным и своевременным является новый деятельностно-личностный подход к проблеме преподавания иностранного языка в высшей школе. Язык - это знаковый компонент культуры народа, говорящего на нем, смысловой шифр ментальности нации [2].

Автор полагает, что главное на уроке преподавания ИЯ - постановка педагогической задачи. Она должна исходить из позитивного отношения к обучаемому, считая его активным и равноправным соучастником учебного процесса. А студент всегда имеет собственную логику поведения и восприятия учебного материала. Естественно, что эта задача в процессе обоюдной деятельности тандема «педагог - сту-

дент» претерпевает ряд определенных изменений, вызываемых воздействием на личность студентов, их мотивацией и уровнем притязаний. Не следует упускать из виду тот факт, что обучающиеся находятся в процессе постоянного изменения и развития. Следовательно, одни и те же задачи воспринимаются ими в различные периоды обучения по-разному. С точки зрения автора статьи, в настоящий момент отказ от директивной педагогики и переход к педагогике сотрудничества предъявляет новые требования к стилю поведения современного преподавателя.

Появление новых технологий в значительной степени изменило подход к преподаванию иностранных языков. Полагаю, что разнообразие заданий, аутентичность материала и его профессиональная направленность в должной мере поднимают интерес к иностранным языкам и усиливают мотивацию их изучения. Все это способствует расширению лексического запаса, профессионального кругозора студентов и формированию у них иноязычной коммуникативной компетенции, в том числе общеучебной и информативной компетенций.

Желательно подвести студента к профессиональной заинтересованности в содержании медицинских текстов и возможности грамотно высказаться по проблемам его будущей специальности.

Объектом исследования в статье является мотивация изучения иностранного языка в высшем учебном заведении; предметом исследования - рассмотрение различных подходов к этому феномену.

Цель статьи - повышение уровня владения иностранными языками.

Методология исследования

Язык есть культура, веками скрепляющая народ. Человек, изучающий иностранный язык, не минует культуру изучаемого языка. Существуют два вида мотивации: личная (исходит из собственных потребностей и определяется интересами личности) и мотивация, отражающая насущные потребности общества. На занятиях умелый педагог может применить разнообразные виды подходов. Автор статьи полагает, что сегодня особо актуально помочь своим студентам создать мотивацию к изучению иностранного языка. Для этого следует для начала давать им несложные задания и поощрять их самостоятельность в выполнении этих заданий. Это так называемый прием помощи встать в строй. Полагаю, что не следует перегружать студентов бесконечными заданиями. Лучше предложить определенный объем и дать им время подумать. В процессе работы и педагог, и студенты должны выполнять общую задачу.

Автор статьи на своих занятиях применяет тематически ориентированные стратегии по методу немецкого профессора гештальт-психологии Рут Кон. В данном случае ценность общей задачи воплощается не только в различных подходах, направлениях и стратегиях.

Ее ценность, прежде всего, в общности ее выполнения. Преподаватель не только ставит перед студентами задачу к выполнению, но и помогает ее выполнять. Сегодняшняя лингводидактика - это знание языка и его преподавания. Умелый педагог всегда трудится над повышением качества образования и овладения иностранными языками. Здесь поможет построение пространства и создание иноязычной среды на уроке с целью раскрытия личностного потенциала обучающихся студентов. В нашу педагогическую задачу входит всемерное повышение интереса студентов к дальнейшему развитию в области изучения иностранного языка. В задачу современного педагога входят стимулирование иноязычной коммуникативной деятельности на занятиях, амплификация заданий и интенсификация его изучения [3].

В настоящее время продолжается модернизация и развитие системы высшего образования в контексте социальных, культурных и экономических изменений, начатых в стране в 1990-е гг. Прежде всего, в задачу педагога входит способность сформировать речевые умения и навыки перевода. Если мы рассмотрим такие понятия, как мотивация и деятельность, то согласимся с мнением М.Ю. Берестовой, которая считает, что на занятиях ИЯ нужно применять современные образовательные технологии [4]. Сегодня существуют различные модели управления образованием и стили преподавания иностранного языка. Нынешние реалии, компетентность в современном обществе и образовательная политика в условиях глобализации общества требуют от современного человека не только владения своей специальностью, но и знания иностранного языка с возможностью (а часто и необходимостью) его применения в профессии.

Высшее образование - это повышение качества жизни и личностный рост человека. При его получении важен дифференцированный подход к преподаванию дисциплины (у нас - иностранного языка) с акцентом на предмете. Целью данного подхода является формирование продвинутого уровня владения им. Сегодня и студенты, и педагоги - носители инновационной культуры. Существует такое понятие, как ассертивность - способность продвигать свои идеи в общество. В преподавании иностранного языка в высшей школе (в нашем случае - в медицинском университете) педагогу может помочь развитие инновационной языковой личности студентов. Прежде всего, необходим творческий подход к предмету. В задачу преподавателя входит развитие гибкого мышления обучаемых, что способствует их культурному обогащению. Конечно, всегда нужна предварительная «подготовка почвы» в тандеме «педагог - студент». Умелый педагог обязан стремиться к формированию уверенности у своих учеников.

С точки зрения автора статьи, следует разделить учебный процесс на программные фрагменты. Это помогает и облегчает усвоение

лексико-грамматического материала. Затем необходимо создать мотивацию для изучения иностранного языка, помочь студентам войти в процесс освоения ИЯ, давая им несложные задания, умело поощряя их деятельность. В задачу современного педагога входит и выявление скрытых (резервных) возможностей студентов и их дальнейшее развитие. Для развития активности на занятиях необходимо поурочное повторение предыдущего материала для наращивания потенциала владения иностранным языком. Вначале следует четко поставить цель урока, что ведет к положительным результатам овладения предметом. Если же цель не достигнута - следует менять систему действия, поскольку в тандеме «педагог - студент» должна хорошо работать система обратной связи. Аудиальная система и вербальная коммуникация имеют большое значение в преподавании иностранного языка. По мнению автора статьи, следует каждый раз применять речевую зарядку, построенную по принципу вопросо-ответного метода. Здесь иногда приходится преодолевать сопротивление со стороны студенческого контингента, поскольку учащиеся во многом привыкли отвечать по шаблонам.

В нашей работе мы применили ряд подходов к проблеме обучения иностранному языку в высших учебных заведениях, опираясь на модель, разработанную С.К. Гураль. Это модель обучения иноязычному дискурсу как сверхсложной саморазвивающейся системе, в основе которой лежит модель языка. Модель языка осознается как целостная система: язык - среда - личность в контексте эволюционного синерге-тического подхода [5]. Полагаю, что применение системного подхода способствует усвоению учебного материала, когда задействованы такие инструменты психики, как память, внимание и мышление обучающихся. Умелый педагог сможет всегда применить различные методы обучения, развивающие навыки и умения обучающихся. Это - коммуникативный (работа в парах - вопросо-ответный метод), сравнительный, интерактивный, репродуктивный методы [6]. Их использование поможет применить продуктивный, а далее - исследовательский методы. «Высшим пилотажем» могут стать проблемный и эвристический методы. Все это способствует движению к согласию между педагогом и студентом и установлению психологического контакта между ними. Педагогу следует разработать систему действий. В разумные действия педагога должны входить: умелая подача материала, приемы управления вниманием студентов.

Дисциплина «Иностранный язык» способствует формированию у студентов готовности успешно участвовать в межкультурных контактах в профессиональной сфере в многоязычном мире. Владея иностранным языком, студент сможет сегодня применять его потенциал для получения профессионально значимой информации из разнообразных иноязычных источников. Это делается для ознакомления с тенден-

циями и направлениями научных исследований; появляется возможность осуществить анализ и критическую оценку полученных знаний, адекватно используя усвоенные языковые средства и коммуникативные стратегии для решения профессиональных задач. Студенты должны уметь вести диалог и составлять монологические сообщения по темам. Дисциплина «Иностранный язык» является практически ориентированной.

С точки зрения автора статьи, вступительная часть урока - речевая зарядка - очень важна и призвана создать на занятиях непринужденную атмосферу общения. Различные аспекты речевой зарядки способствуют получению стойких навыков владения ИЯ; они также помогают перейти к основным частям занятия и повышают мотивационную сторону обучения. Создавая обстановку творчества на занятиях, следует учить студентов делать выводы на основе пройденного материала. Один из них - ориентация студентов на внеаудиторную работу. Полагаю, уместно их ориентировать на внеклассное чтение. Это не обязательно должны быть профессиональные задания. Большое подспорье имеет чтение сказок, коротких адаптированных историй, опубликованных с нарастающей сложностью. Мне представляется уместным и продуктивным использование метода Ильи Франка (метод конструктивного перевода). Самостоятельное понимание результатов введет к лучшему владению ИЯ. Необходимо стремиться к результату, «поднимать планку», выходя на другой уровень. Выявление своих резервных возможностей ведет к развитию и реализации потенциальных способностей владения ИЯ. Желательно отводить студентов от боязни сделать ошибку. Знания и навыки, приобретенные в результате освоения дисциплины «Иностранный язык», необходимы для работы с отечественными и зарубежными иноязычными письменными источниками информации по любой изучаемой в медицинском университете дисциплине. Они также способствуют общему интеллектуальному развитию личности будущего врача, расширению кругозора студента, повышению уровня его общей культуры и образования, а также культуры мышления, общения и речи.

Итак, все вышеизложенное помогает реализации творческих задач с помощью погружения студентов в иноязычную среду. При выполнении совместно поставленных учебных задач становится возможным творческое выполнение программы для последующей успешной реализации их будущей профессии. Несомненно, обязателен контроль выполнения заданий. Разнообразие заданий, аутентичность материала, профессиональная направленность поднимают интерес к овладению ИЯ и усиливают мотивацию его изучения, всемерно способствуют расширению лексического запаса, профессионального кругозора студентов и формированию у них иноязычной коммуникативной компетенции. Контрольные работы и самостоятельное выполнение домашних

заданий также помогают осуществлению грамотного системного подхода и его успешному изучению. В разумные действия педагога должны входить умелая подача материала, приемы управления вниманием студентов, помощь им в изменении стереотипов восприятия информации. В умелые действия педагога входит и психология воздействия на студенческую аудиторию.

Аннотирование и реферирование текстов играют большую роль в повышении мотивации и привитии интереса к изучению ИЯ. Сообразуясь с собственным опытом, автор статьи убеждается, что различные формы работ со студентами на занятиях - парные, групповые, фронтально-групповые, индивидуальные - дают широкий спектр возможностей пробудить интерес к изучению ИЯ и расширить рамки подхода к овладению предметом. Все это помогает снять эмоциональные барьеры у студентов, развить их внимание и память, подвести к творческому мышлению и раскрепощению на уроках.

В задачи подачи нового материала входят: формулирование конкретных целей учебного курса с учетом предъявляемых профессиональной деятельностью требований; планирование учебного курса с учетом поставленных целей; учет этапов формирования умственных действий; предвидение возможных затруднений у студентов при изучении ими учебного курса и путей их преодоления; применение реф-рейминга - нового взгляда на старые вещи. И далее - четкая постановка целей конкретного занятия; подбор и разработка системы заданий и задач, исходя из поставленной цели; учет при этом уровня развития студентов; планирование содержания занятий с учетом межпредметных связей; разработка заданий для самостоятельной работы студентов. Также важны приемы управления вниманием и приемы установления психологического контакта.

С точки зрения автора статьи, в задачи изучения дисциплины ИЯ входит инновационный подход, позиционирующий следующие положения: освоение теоретических основ ИЯ, непосредственное изучение профессиональной лексики и грамматики, а также усвоение базового лингвистического материала и речевых образцов, необходимых для осуществления устного (аудирование, устная речь) и письменного (чтение, письмо, перевод) иноязычного общения на бытовом уровне и по специальности. Использование активных технологий содействует стимулированию иноязычной коммуникативной деятельности студентов. Воспитательная цель реализуется в процессе обсуждения сделанных заданий, выполнения творческих и ситуативных упражнений. Важную роль играют закрепление лексического и грамматического материалов и его фонетическая отработка. Мотивацию необходимо повышать. Заключительная часть занятий включает в себя подведение итогов, анализ педагогом работы студентов, раздачу заданий на само-

стоятельную работу, оценку и комментирование студенческих ответов, ответы на их вопросы. При сопоставительном анализе ошибок происходит выяснение собственных просчетов и возможности их корректирования.

Автор подчеркивает, что современные технологии обучения, а также знания и навыки, приобретенные в результате освоения дисциплины «Иностранный язык», необходимы для работы с зарубежными иноязычными устными и письменными источниками информации по любой изучаемой в медицинском университете дисциплине. Они также способствуют общему интеллектуальному развитию личности будущего врача, расширению кругозора студента, повышению уровня его общей культуры и культуры мышления, общения и речи. Не следует забывать о слабых и сильных сторонах корреляционных связей в овладении иноязычной грамотой. У умелого преподавателя принципы одобрения и поощрения, а также контроль и оценка знаний работают на студента.

Следует помнить, что грамотно поставленная цель ведет к хорошим результатам освоения предмета. Если цели не удается достичь, то педагогу следует поменять систему своих действий. Непременно должна работать обратная связь в тандеме «педагог - студент». Способность умелого и опытного преподавателя разработать и применять систему обратной связи способствует постоянной работе данного паритета для закладывания фундаментальных знаний по ИЯ. Следует ставить совместные цели, нивелируя ситуацию неопределенности.

Актуальной проблемой современного обучения является его оптимизация, которая предлагает особую организацию занятий. Такая организация должна обеспечивать улучшение качества усвоения учебного материала при меньшей затрате энергии и времени преподавателя и студенческого контингента. Сегодня нам помогает в этом использование видео- и аудиотехники. Они способствуют развитию зрительной, слуховой и сенсорной памяти у обучаемых. Тем самым педагогу удается использовать на своих занятиях два основных дидактических принципа - интереса и наглядности. Резервные возможности обучающихся могут быть велики. Но их надо суметь выявить. Педагогическая психология насчитывает пять основных резервов: выявление дидактических затруднений; интенсификация интеллектуальных процессов учащихся, мотивация; формирование и развитие самой личности обучаемых; восприятие учебного материала.

Очень важным аспектом интенсивного обучения в вузе является формирование и развитие навыка самообразования. Это позволяет студенту совершенствоваться самостоятельно. Важнейшим понятием, используемым при индивидуальной деятельности студента, является мотив (мотив-цель). На разных этапах современных занятий в коммуникативном процессе происходит активный обмен информацией между настав-

ником и учениками. Это возможно тогда, когда информация не просто принята, но и понята, осмыслена. Произойти это может лишь при снятии барьеров социального и психологического характера. Причинами существования подобных барьеров являются различия в мировосприятии обучающихся, их психологические особенности (чрезмерная застенчивость одних, скрытность других, неусидчивость третьих и т. д.).

Возникновение и обоюдное проявление эмоций всегда связаны с тем, что особо важно и значимо для человека. Поэтому в любой эмоционально поданной информации в процессе занятий и есть соблюдение декартовского принципа интереса.

Исследование и результаты

В данном исследовании был поставлен и рассмотрен вопрос об источниках мотивации изучения иностранных языков среди студентов медицинского университета первых и вторых курсов. Мотивация (это обоснование актуальности предмета и его применения) позволяет студенту «встроиться» в систему потребностей общества. Автор полагает, что в процессе знакомства и занятий со студенческой аудиторией следует учесть биоритмы и особенности темперамента студентов. Это поможет в дальнейшем глубже понять и оценить возможности каждого учащегося в изучении иностранного языка.

В данном случае необходимы различные психолого-педагогические приемы общения со студенческим контингентом. Здесь важно увидеть, кто из студентов выказывает желание высказаться, а кто предпочитает отмалчиваться. Поэтому необходимо обучать студентов лексике и грамматике, чтобы автоматизировать их собственные действия. Непосредственно само задание включает в себя три аспекта: фонетику, лексику и грамматику. В методический замысел занятий умелого педагога входит способность соблюдения общедидактических принципов сознательности обучающихся, практической направленности, перехода от простого к сложному. Для активного усвоения грамматический материал закрепляется на упражнениях, построенных с использованием знакомой лексики. Здесь следует чередовать различные виды языковых упражнений: тренировочные, вопросно-ответные, трансформационные, переводные, учитывая различный уровень подготовки студентов и их разные возможности (скорости) усвоения материала.

На занятиях иностранным языком рекомендуется использовать иллюстрации с пояснениями, задания творческого, игрового и дискуссионного характера из пособий по иностранному языку и предоставить возможность студентам высказаться об их будущей специальности; удачно использовать различные формы работы: индивидуальные, парные, групповые, фронтально-групповые.

Автор статьи проанализировал ответы студентов на вопрос о том, надо ли вообще и с какой целью следует изучать ИЯ. В ходе специального исследования, проведенного автором в 2017-2020 гг., было опрошено 97 студентов первых и вторых курсов медицинского университета. Они ответили на вопрос: для чего и сколько лет желательно изучать иностранные языки в высших учебных заведениях? Так, 38% студентов полагают, что изучать ИЯ нужно от 4 до 5 лет; 33% считают, что нужно изучать ИЯ до тех пор, пока владение и не станет свободным. Оставшиеся 29% ответили, что следует изучать одновременно два иностранных языка (один из которых - английский). На вопрос, где их можно применить, были получены следующие ответы: 42% студентов считают, что в научной работе; 34% респондентов отмечали, что на практике. В будущем хотят общаться с иностранными специалистами 24% опрошенных. Все опрошенные считают, что языки должны изучаться с целью развития собственных возможностей для последующего практического профессионального применения и изучения культуры носителей языка, а также для улучшения памяти. Так, 23% студентов считают, что можно изучать языки на выбор. Хотят научиться грамотно читать и даже думать на ИЯ 100% респондентов.

С точки зрения автора статьи, необходимо, прежде всего, планировать обучение, систематизируя принципы и обучения, и воспитания. Те самым мы закладываем «фундамент» знания. Современные технологии обучения позволяют создать креативную атмосферу на занятиях. Следует довести до сведения учащихся, что знание ИЯ повышает шансы в поиске и нахождении престижной работы, облегчает знакомство со странами, культурами и традициями.

В нашем случае мы можем увидеть некие общие психологические корреляты - сохранение традиционных подходов к обучению и применение новых подходов к данному феномену. Автор статьи предлагает применять принцип бихевиоризма: стимул - реакция; принцип рефрейминга -способности придать оптимистическое значение недавним негативным событиям (это касается неудач в освоении ИЯ). Начинать работу следует с выявления резервных возможностей обучаемых. Основные факторы, способствующие изучению ИЯ у студентов, - это занятия в вузе, переводы с иностранного языка на русский, выполнение послетекстовых грамматических упражнений, устные беседы на медицинские темы. Домашняя работа может предполагать чтение разных адаптированных текстов.

Целями и задачами самостоятельной (внеаудиторной) работ студентов являются закрепление, углубление, расширение и систематизация знаний, полученных во время занятий. Это самостоятельность в овладении новым учебным материалом, формирование собственных умений и навыков, способности к самоорганизации и творчеству, развитие самостоятельности мышления, наращивание творческого потен-

циала. Следует готовить студентов к востребованности на современном рынке труда. Со стороны педагога очень важны одобрение, поощрение и поддержка.

С точки зрения автора, сбалансированность психики и повышение эмоциональной устойчивости способны помочь студенту открыть себя по-новому. Учащимся может помешать состояние «скрытой тревоги». Оно способно спровоцировать агрессию в отношении либо личности самого преподавателя, либо предмета обучения. В целях эмоционального воздействия на студенческий контингент следует выявить факторы, ведущие к успеху в обучении. Во-первых, следует помочь студенту создать собственный «плацдарм», с которого и будет осуществляться его дальнейшее развитие в плане успешного изучения ИЯ. Здесь могут помочь формирование ассоциативных связей, сопоставительный анализ ошибок, создание созидательной установки. Одной из важных задач умелого педагога является необходимость выявления способности усвоения материала каждым обучаемым. Повторюсь: в изучении ИЯ огромную роль играет мотивация: естественная (или внутренняя) и искусственная (или внешняя). Внутренняя мотивация чаще всего основана на обусловленной необходимости изучения ИЯ и может быть связана с предстоящим выездом за рубеж, с потребностью чтения специальной литературы, с необходимостью перевода иноязычных текстов. Внешняя мотивация порождается совокупностью средств и методов обучения, вызывающих живой мотивированный интерес к изучаемому языку. В настоящее время существует довольно много средств, форм и методов обучения ИЯ, создающих атмосферу, максимально приближенную к естественной языковой среде. Именно эти приемы обучения и относятся к мотивационным.

В понятие мотивации входят: профессиональная и ситуационная направленности в изучении ИЯ; формирование ассоциативных связей между изучаемым предметом в России и за рубежом; уважение педагога к суверенности студентов, автономии их личности; применение обучающих деловых игр; связь с научным студенческим обществом; участие в научных конференциях; чтение специальной литературы на ИЯ. Важны собственный психологический стимул студентов и их итоговая установка на результат.

Происходящие сегодня экономические изменения в нашей стране вызывают необходимость пересматривать и обновлять традиционные формы и методы обучения ИЯ в вузе. В современных условиях необходимо научить будущего специалиста использовать иностранный язык в разных ситуациях, возникающих в профессиональной деятельности. Нередко студентам бывает сложно перенести аудиторные навыки использования языка на реальные речевые ситуации. Для преодоления подобного рода трудностей на занятиях ИЯ необходимо использовать разнообразные методы. С целью оптимизации обучения ИЯ в начале

семестра следует проанкетировать студентов на предмет языковых трудностей и подсказать возможности их преодоления. Эффективность применения разнообразных игровых методов при обучении ИЯ способствует его успешному усвоению.

Для студентов игры эмоционально привлекательны, поскольку они развивают фантазию и стимулируют самостоятельность в приобретении знаний. Языковой барьер легче преодолевается в игре, когда студенты активизируют полученные ранее знания, приобретая устойчивые навыки владения ИЯ (в нашем случае - немецким и французским). На уроках ИЯ возможно применение развивающих игр: «телефонные разговоры с зарубежным партнером», «презентация лекарств, выпущенных Вашей фирмой», а также ведение более сложных деловых переговоров. Подобного вида работы применяются нами на разных этапах обучения ИЯ.

Использование игровых технологий во внеаудиторной работе со студентами медицинского вуза дает широкие возможности для вариативности развития их познавательной активности, совершенствования владения иностранным языком. Как правило, студенты охотно принимают участие в разных видах работ, сами предлагают интересные темы для обсуждения на занятиях. Обучение профессионально ориентированному общению на иностранном языке является одной из основных задач обучения в вузе. По существу, этот процесс направлен на формирование трех аспектов общения: коммуникации, интеракции и перцепции. Коммуникация обеспечивает обмен информацией между партнерами; интеракция - это межролевое и межличностное взаимодействие. Перцепция предполагает взаимовосприятие и взаимооценку партнеров [7].

Правильно поставленная коммуникативная задача создает приближенные к реальной жизни ситуации профессионально ориентированного общения. Такое общение, построенное как постоянный процесс решения коммуникативных задач в процессе занятий иностранным языком, позволяет студентам улучшить многие речевые характеристики, а именно самостоятельность и продуктивность. Культура -неотъемлемая часть информационного пространства. На современном этапе развития общество предъявляет новые, более высокие требования к содержанию, формам и методам профессиональной подготовки специалиста высшей школы [8, 9].

Сегодня изучение и применение иностранных языков жизненно необходимы. Иностранный язык является общественной ценностью, а его знание есть социальный заказ государства. Язык суть компонент общей культуры будущего специалиста. Стратегической целью происходящей в России модернизации высшего образования является ответ на запросы нового информационного сообщества. В связи с этим качество самого образования должно стать неизмеримо выше. Значимость владе-

ния иностранными языками повышается на фоне возрастания роли информатики и ускорения научно-технического прогресса.

Конечно, происходящая в последнее время оптимизация процесса преподавания ИЯ и других гуманитарных дисциплин потребовала их серьезного сокращения в ряде российских вузов. Однако мы с оптимизмом смотрим в будущее, полагая, что эти дисциплины все же будут занимать достойное место в системе российского преподавания, поскольку без гуманизации современного процесса образования невозможно получить самостоятельно мыслящую и конструктивно действующую личность. Гуманитаризация же процесса преподавания повышает уровень культуры студенческого контингента. На наш взгляд, это касается не только вузов с гуманитарной направленностью, но и всех остальных [10].

Исходя из вышеизложенного, отметим, что условием развития эвентуально совершенствующегося образовательного процесса является инновационная и экспериментальная деятельность педагога и студента, способная обеспечить весь процесс образования в целом. Актуальность проблематики диагностики качества знаний сегодня неоспорима. Она способствует не только повышению качества знаний студента, но и его личностному росту.

Цель мотивации - развить у студента способность к креативному мышлению, не допуская заниженной самооценки. У обучающегося должна быть четкая цель, связанная с его профессиональным самоопределением. На выбор мотивации влияют окружение, потребности общества и, в конечном итоге, перспективы дальнейшего развития личности. Ассертивность (способность продвигать свои идеи в общество) играет важную роль в социальной жизни человека. В задачу современного преподавателя входит создание креативной творческой атмосферы на уроках, а также необходимость помощи студенту побороть состояние скрытой тревоги. Он должен знать и развивать свои возможности.

В настоящее время педагог-новатор умело использует на своих занятиях переводной метод, прямой и натуральный методы (и их всевозможные модификации), сознательно-сопоставительный метод. Все они в разное время способствовали возникновению личностно-коммуни-кативного метода. Этот метод возник на стыке развития таких наук, как психолингвистика, социальная психология, культурология. Он находится в центре внимания современного лингвистического преподавания. Мотивационным ядром такого подхода является формирование глубокой коммуникативной компетенции студентов.

Сегодня пересмотр качества преподавания ИЯ обусловлен политическими и социально-экономическими трансформациями в России, происходящими в конце XX - начале XXI в. В частности, это вхождение России в мировое сообщество и укрепление позиций нашего госу-

дарства на международной арене во всех жизненно важных сферах. Новое время, новые условия жизни порождают новые проблемы в теории и практике преподавания ИЯ и предлагают пересмотр целей, задач и методов работы. Сегодня речь идет не о том, чтобы полностью отказаться от существующих и проверенных временем традиций преподавания ИЯ. Скорее, пришло время дополнить имеющуюся базу «старых» методик новыми технологиями и методами преподавания, направленными на повышение уровня мотивации обучающихся.

Львиная доля позитивно сложившейся учебной мотивации зависит от личностных качеств преподавателя, меньшая доля успеха в усвоении учебного материала принадлежит собственно дидактике. Полагаю, важный аспект преподавания ИЯ принадлежит современной практической психологии в синтезе с самим предметом - бихевиоральный подход (принцип: стимул-реакция).

Так называемые Т21-стратегии (тематически ориентированные стратегии подачи материала на занятиях) используют гештальт-подход к проблемам разного рода. Мы также используем этот подход на занятиях ИЯ. Он позволяет студентам всемерно повышать свой уровень развития, уметь работать «в команде и одиночно» и успешно справляться с предлагаемыми заданиями. Чтобы грамотно применять этот подход, необходимо узнать и принять студента таким, какой он есть. В компетенции грамотного педагога входит умение способствовать личностному росту студента, создавая при этом атмосферу доверия и открытости. Все это будет стимулировать будущего специалиста (в нашем случае - медицинского работника) к самостоятельному разрешению различных профессиональных и жизненных ситуаций. Участие в процессе самого преподавателя заключается в том, чтобы дать студенту реальный толчок, шанс на успех, на развитие умения мыслить и решать самостоятельно сложные задания.

В результате применения гештальт-подхода или Т21-технологий на занятиях немецким и французским языками на первый план выходят такие компоненты учебного процесса, как устойчивая мотивация, интерес и желание учиться, психологический комфорт, радость познания нового, положительно окрашенные эмоциональные отношения между преподавателем и студентом. Все это является важной предпосылкой для успешного владения иноязычной культурой.

Гештальт-подход можно рассматривать как одну из инновационных форм учебной и внеаудиторной работы. Очень важен на уроке и теплый, располагающий к взаимному доверию климат. Все техники способствуют эффективной многосторонней коммуникации и совместному решению коммуникативной задачи. Такая трансформация гуманистических представлений ставит новые задачи перед современной инновационной системой образования. Сегодняшняя образовательная

модель - это сотворчество преподавателя и студента, что позволяет последнему свободно проявлять творческую инициативу, стремясь к развитию креативности.

Современная система обучения уже направлена на саморазвитие, целостность, повышение культурной компетенции студентов и взаимосотрудничество с педагогом. Это уже новый свежий взгляд на «старую» проблему. Использование психологических технологий в иноязычной подготовке дает современному студенту возможность в полной мере ощутить себя развивающейся личностью и самому вносить коррективы в свою деятельность по изучению ИЯ, творчески подходить к любым видам работ, поверить в собственные возможности. Такие технологии помогают студентам сосредоточиваться на самоконтроле и решении собственных «эго»-проблем, снижать негативные барьеры в общении, умело владеть собой и успешно коммуницировать с внешним миром.

На уроках ИЯ это эффективно помогает поднять уровень обучения и интерес к предмету. Сами приемы, методы, методики, средства и подходы к образовательному процессу и вся их совокупность направлены на его интенсификацию и диверсификацию. Качественно новый, более высокий уровень учебного процесса может быть обогащен с помощью его эффективности. Эффективность состоит в использовании методов психологической защиты, психологических знаний, а также динамической «теории поля» Курта Левина. Применение «теории поля» на занятиях ИЯ состоит в том, что между преподавателем и студентом существует энергоинформационное поле, которое может уплотняться по мере того, как складываются их психоэмоциональные отношения в процессе занятий и вне их [11]. Полагаем, что введение психологической компоненты в процессе преподавания иностранного языка связано еще и с тем, что «старые» методы с успехом дополняются новыми.

Сегодня акценты смещаются, становится необходимым наличие фундаментального ядра знаний (термины, понятия, глоссарий), а также расширение объема этих знаний. Компетенции отражают суть образования. Существует универсальная закономерность - фундаментом блока является систематизация понятийного аппарата. Она естественно вписывается в структурно-логическую схему мыслительных операций. Следовательно, в процессе подачи понятийного материала на занятиях иностранным языком необходимо идти от практики, помогая учащимся развивать их способности.

Автор статьи полагает, что самое главное в успешных результатах изучения иностранных языков является осознание личной ответственности. Внедрение новых технологий ведет к успешному компетентному овладению иностранным языком. Парадоксы и закономерности, проблемы и перспективы социальной реальности направлены на умение ориентироваться во внешнем мире с помощью владения ино-

странными языками. Тенденции изменения подхода к преподаванию и изучению иностранных языков, инноватика овладения ими, развитие иноязычной коммуникации приводят нас сегодня к амплификации и диверсификации усвоения материала и овладения языком. Полагаю, всегда важен ситуационный подход в обучении иностранному языку (учебно-речевые и естественные ситуации общения).

Заключение

В статье был дан комплексный подход к проблеме мотивации студентов, изучающих иностранные языки в медицинском университете. Предпринята попытка применить аналитический подход к данной проблеме с целью раскрытия спектра возможностей обучаемых. Современная социокультурная ситуация в России привела постиндустриальное общество к необходимости существования новой образовательной системы, в основе которой лежат амплификация и диферсификация образования. Эти направления ведут к повороту всего образовательного процесса к интересам человеческой личности, ее ценностям и духовным потребностям. И в этом новый виток в развитии современного информационного общества и высшего образования. Данное исследование показывает, что стратегии успеха в преподавании и изучении иностранного языка состоят в том, что у студентов должен быть собственный стимул овладения ими.

На взгляд автора, здесь имеют место разумные критерии похвалы и критики. Для начала необходимо установить степень доверия в тандеме «педагог - студент», погасить тревожность учащихся в изучении иностранного языка, разбудить их собственное честолюбие и выявить резервные возможности подопечных. Мы считаем, что следует учить студентов ориентироваться на позитивно-конструктивный результат. При амплификации заданий можно выявить новые потенциальные возможности студентов и их энергетические ресурсы, что приводит к развитию их личных способностей. В задачу умелого преподавателя входит помощь студентам в выполнении заданий, «пробуждение» их компенсаторных резервов, а также разумная рациональность в проведении занятий по иностранному языку.

Таким образом, можно сделать вывод, что грамотный педагог высшей школы всегда может использовать коммуникативный, сравнительный и интерактивный методы обучения. Интерактивный метод, с нашей точки зрения, более действен и успешен в процессе обучения и овладения иностранным языком в высшей школе. Кроме того, урок не должен распадаться на различные фрагменты. Они должны быть связаны воедино. Необходимо систематизировать принципы обучения и воспитания, а также планировать обучение. Знание ИЯ повышает шан-

сы в поиске работы, облегчая знакомство со странами, культурами и традициями изучаемого иностранного языка. Привитие интереса преподавателем к овладению иностранным языком чрезвычайно важно. Преподавание в современном вузе подразумевает особый эклектический подход к делу. В настоящее время перед преподавателем вуза стоит необходимость выработать индивидуальную модель профессионального отношения к студентам, учитывая субъект-субъектную парадигму в творческом тандеме «педагог-студент».

Мы считаем, что самым главным в успешном изучении иностранных языков является осознание личной заинтересованности и ответственности обучаемых. Внедрение новых технологий ведет к компетентному овладению иностранным языком. Комбинаторность различных подходов и предложенная приоритетность заданий на занятиях позволяют выявить способности каждого студента.

В работе было применено сочетание классических теоретических подходов с практической компонентой. Анализ результатов проделанных заданий позволяет ликвидировать типичные ошибки учащихся. Появление мотивации помогает раскрыть творческий потенциал студентов. Подчеркнем, что современные технологии обучения, а также знания и навыки, приобретенные в результате освоения дисциплины «Иностранный язык», необходимы для работы с зарубежными иноязычными устными и письменными источниками информации по любой изучаемой в медицинском университете дисциплине. Они также способствуют общему интеллектуальному развитию личности будущего врача, расширению кругозора студента, повышению уровня его общей культуры и культуры мышления, общения и речи.

Литература

1. Мачнева В. В. Пути интенсификации современного педагогического процесса // Про-

блемы методики преподавания гуманитарных дисциплин. М., 2000. Вып. 4. С. 210.

2. Козырев Г.И. Личность. Культура. Общество. М. : Изд-во МГУ, 2016. Т. 18, № 1-2.

С. 79-92.

3. Антропянская Л.Н. Die Interaktion des Prozesses der Fremdsprachenerkenntnis // Язык

и культура : сб. ст. ХХ1Х Междунар. науч. конф. / отв. ред. С.К. Гураль. Томск : Издательский Дом Томского государственного университета, 2019. С. 39-324.

4. Берестова М.Ю. Современный педагогический процесс. Пути интенсивного разви-

тия // Проблемы методики преподавания гуманитарных дисциплин. М., 2000. Вып. 4. С. 238.

5. Гураль С.К. Язык как саморазвивающаяся система. Томск : Изд-во Том. ун-та, 2012.

118 с.

6. Пассов Е.И. Коммуникативное иноязычное образование. Концепция развития инди-

видуальности в диалоге культур. Липецк, 1999.

7. Андреева Г. Социальная психология. М., 1980. 99 с.

8. Гнедова Т.А Культурный аспект современного языкознания. СПб., 2001.

9. Трусова А. В. Культурологический аспект в современном педагогическом процессе // Проблемы методики преподавания гуманитарных дисциплин. М., 2000. Вып. 4. С. 210.

10. Антропянская Л.Н. Развитие процессов гуманизации и гуманитаризации в современном образовательном пространстве // Известия Томского политехнического университета. 2006. Т. 309, № 4. С. 228-231.

11. Клочко В.Е. Самоорганизация в психических системах: проблемы становления ментального пространства личности (введение в трансспективный анализ). Томск : Том. гос. ун-т, 2005. 174 с.

Сведения об авторе:

Антропянская Лилия Николаевна - кандидат психологических наук, доцент, Сибирский государственный медицинский университет (Томск, Россия). E-mail: [email protected]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Поступила в редакцию 11.05.2021 г.

Motivational aspects of teaching foreign languages in higher education Antropyanskaya L.N., Ph.D. (Psychology), Associate Professor, Siberian State Medical University (Tomsk, Russia). E-mail: [email protected]

DOI: 10.17223/19996195/54/6

Abstract. The article examines the presence of a new socio-cultural situation in modern Russia, influencing the process of forming a competitive creative specialist. In addition, a look at the open educational space with accents of today's realities is given. Possible aspects of increasing the motivation of students in mastering foreign languages in a higher educational institution have been analyzed. The professional activity of a higher school teacher is considered, which is closely related to the problem of increasing the motivation for learning a foreign language in order to successfully master foreign language communication. The relationship between the motivation for learning foreign languages and the interests of students is described. Motivation is presented in the article as the driving force of human activity. The choice of motivation is significantly influenced by the environment, own perspective and social needs. New educational strategies are closely related to modern changes in these needs. The author is looking for new ways to actualize these needs associated with successful communication. The task was set - to increase the level of communicative competence of students. From the point of view of the author of the article, this is associated with support, encouragement and achievement of success in mastering a foreign language. The motivation for learning a foreign language is a factor contributing to its mastering, a psychological stimulus for its cognition with a specific purpose of its subsequent application. The article presents a model for the formation of successful skills in mastering a foreign language. The quality of education must be constantly improved. Today there are new realities in teaching a foreign language. Its productive comprehension leads to successful self-actualization of the student. Educational policy in the context of globalization of society is aimed today at the skillful mastery of foreign languages. Modern educational technologies affect the motivation of students and the activities of teachers in the classroom, since higher education is self-change. Competence in modern society contributes to the development of new educational management models and teaching styles. Today, a differentiated approach to the subject of teaching is especially relevant. The goal of this approach is to develop an advanced level of foreign language proficiency. The theory of the development of students' innovative linguistic personality contributes to the application of a creative approach to the subject. The task of the teacher is to influence the development of flexible independent thinking in students and their ability to cultural enrichment. Preparing the ground in teacher-student tandem helps build their self-confidence.

Keywords: motivation; foreign language; pedagogical task; communicative competence; psychological stimulus; educational technologies; differentiated approach

112

R.H. ÄHmponaHCKan

Referensces

1. Machneva V.V. (2000) Puti intensifikatsii sovremennogo pedagogicheskogo protsessa [Ways of intensifying the modern pedagogical process] // Problemy metodiki prepo-davaniya gumanitarnykh distsiplin. M. 210 p.

2. Kozyrev G.I. (2016) Lichnost'. Kul'tura. Obshchestvo [Personality. Culture. Society]. M.: Izd-vo MGU, Vol. 18 (1-2). pp. 79-92.

3. Antropyanskaya L.N. (2019) Die Interaktion des Prozesses der Fremdsprachenerkenntnis // Yazyk i kul'tura: sb. st. XXIX Mezhdunar. nauch. konf. / otv. red. S.K. Gural'. Tomsk: Izdatel'skiy Dom Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. pp. 39-324.

4. Berestova M.Yu. (2000) Sovremennyy pedagogicheskiy protsess. Puti intensivnogo razvitiya [Modern pedagogical process. Ways of intensive development] // Problemy metodiki prepodavaniya gumanitarnykh distsiplin. M., p. 238.

5. Gural' S.K. (2012) Yazyk kak samorazvivayushchayasya sistema [Language as a self-developing system]. Tomsk: Izd-vo Tom. un-ta.

6. Passov E.I. (1999) Kommunikativnoye inoyazychnoye obrazovaniye. Kontseptsiya razvitiya individual'nosti v dialoge kul'tur [Communicative foreign language education. Development concept individuality in the dialogue of cultures]. Lipetsk.

7. Andreeva G. (1980) Sotsial'naya psikhologiya [Social psychology]. M., 99 p.

8. Gnedova T.A. (2001) Kul'turnyy aspekt sovremennogo yazykoznaniya [The cultural aspect of modern linguistics]. SPb.

9. Trusova A.V. (2000) Kul'turologicheskiy aspekt v sovremennom pedagogicheskom protsesse [The cultural aspect in the modern pedagogical process] // Problemy metodiki prepodavaniya gumanitarnykh distsiplin. M., p. 210.

10. Antropyanskaya L.N. (2006) Razvntiye protsessov gumanizatsii i gumanitarizatsii v sov-remennom obrazovatel'nom prostranstve [Development of the processes of humanization and humanization in the modern educational space] // Izvestiya Tomskogo politekhnich-eskogo universiteta. Vol. 309 (4). pp. 228-231.

11. Klochko V.E. (2005) Samoorganizatsiya v psikhicheskikh sistemakh: problemy stanovleniya mental'nogo prostranstva lichnosti (vvedeniye v transspektivnyy analiz) [Self-organization in mental systems: problems of the formation of the mental space of the individual (introduction to trans-perspective analysis)]. Tomsk : Tom. gos. un-t, 174 p.

Received 11 May 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.