УДК 378.147
И.С. Буракова, Л. П. Княженко
Филиал Ставропольского государственного педагогического института
в г. Железноводск г. Железноводск, Россия.
МОТИВАЦИОННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
Аннотация: В статье рассматривается особенности формирования профессионального мотива студентов. Этапы формирования положительных мотивов профессиональной деятельности могут быть определены как система постепенно расширяющихся профессиональных знаний.
Ключевые слова: профессиональный мотив, мотивация, профессиональная компетентность.
Сложный и противоречивый характер процессов, происходящих в российском обществе, формирование ценностных ориентаций молодежи, возрастание роли престижа высшего образования, которое дает возможность личности быть достаточно конкурентоспособной в условиях рыночной экономики, вызывает необходимость изменения содержания и методов подготовки специалиста, в большей степени ориентируя его на рост профессионализма.
Оторванность теоретического и практического материала не обеспечивает формирования у студента мотивации профессиональной деятельности. Этот процесс должен быть непрерывным по своему характеру и многовариантным по формам и способам реализации, что требует от высшего учебного заведения проектирования педагогических технологий, направляемых на развитие активности личности, способствующих формированию положительной профессиональной мотивации, повышающих социальную адаптивность специалистов в условиях рынка труда.
На каждом этапе становление личности профессионала присутствует мотивация - компонент, являющийся внутренним побуждением человека к деятельности, стимулом и основой его профессиональной направленности. Бодалев А.А. в своей работе отмечает, что настоящий профессионализм всегда сопрягается с сильной и устойчивой мотивационной сферой на осуществление определенной профессиональной деятельности и на достижение в ней уникального, неординарного результата [1,с. 23].
Поэтому формирование и диагностика мотивации является актуальной проблемой формирования профессиональной компетентности будущих специалистов. Исследование этого вопроса важно еще и потом,
что мотивация является одним из базовых компонентов, входящих в структуру профессиональной компетентности, что приобретает особое значение в рамках внедрения компетентностного подхода в высшем профессиональном образовании.
Профессиональный мотив определяем как системное образование, содержанием которого является потребность в приобретении профессии как социальной необходимости, приобщающей личностно-значимое желание стать профессионалом, положительное отношение к профессии, готовность выполнять профессиональные функции и осуществлять социальную регуляцию деятельности. Исходным мотивационным средством, ведущим к становлению профессионального мотива, является мотив достижения. Это объясняется тем, что подготовка квалифицированных специалистов с высоким интеллектуальным потенциалом может успешно решаться лишь на основе осознанности обучения, развития у студента информационной потребности и познавательной активности, а также увеличения доли составляющей цикла обучения.
Анализ результатов показывает, что на профессиональную мотивацию абитуриентов и первокурсников оказывают влияние увлечение учебным предметом и интерес к профессии (таблица 1).
Таблица 1. Факторы, определяющие профессиональный выбор.
в % от общего числа
Факторы выбора профессии Студенты ВУЗов (n=84) Учащиеся общеобразоват ельных школ (п=110) Студенты СПО (n=97)
Увлечение учебным 10 9,2 18,3
предметом
Интерес к профессии 38 41 37
Советы родных и друзей 36 32 32
Рекомендации учителей 3,2 2,8 2,7
Средства массовой информации 12,5 15 10
Одним из резервов повышения эффективности образовательного процесса является усиление мотивации получения знаний и овладения специальностью. Мотивацию можно определить как «систему побудительных причин человеческого поведения, его теоретической и практической деятельности» [3,с.91].
В эту систему входят потребности, мотивы, интересы, склонности, цели, установки, стремления и желания. Потребность предполагает нужду в знаниях и существует как появляющееся и усиливающееся ощущение недостатка в чем-либо. Отсюда задача профессорско-преподавательского состава - вырабатывать стремление к расширению круга знаний студента.
Мотивы познавательной деятельности могут быть внешними, лежащими вне учебной деятельности - чувство долга и т.д. и внутренними, зависящими от факторов, содержащихся в самой учебной деятельности. Но внутренние и внешние факторы могут находиться в противоречии - желание получить специальность, с одной стороны, и сложность в преодолении трудностей учебы в вузе - с другой.
Такая ситуация приводит студента к внутреннему психологическому конфликту, и как следствие этого конфликта разочарование в своем выборе, потеря веры в свои силы и возможности.
От своевременного разрешения этих сомнений зависит успешность обучения. Если возобладают мотивы положительного содержания, то все силы будут направлены на преодоление трудностей, если нет - студент станет пассивным. Поэтому задача профессорско-преподавательского состава состоит в формировании положительной профессиональной мотивации [5,с.30].
При рассмотрении проблемы формирования профессиональной мотивации, мы выделяли стратегическую характеристику мотива, как регулятора поведения личности, дающую возможность моделировать стратегию профессионального развития, в основе которой выступает механизм ответственности личности за свои действия, поступки, поведение. Мотив выступает в этом случае как нравственно-этическая характеристика личности студента.
Функция побуждения активности личности в учебно -профессиональной деятельности не является единственной при формировании положительной мотивации. Формирования мотивов профессиональной деятельности активизируется за счет всех компонентов процесса подготовки специалиста, реализующего целостное представление о будущей профессии. Именно такой подход к формированию мотивов профессиональной деятельности позволяет снизить срок адаптации выпускников вуза к реальным условиям на производстве.
Если учебный цикл спроектирован как поэтапное формирование профессиональных мотивов, то такая организация учебно-профессионального процесса в вузе позволяет сделать более интенсивным процесс формирования положительной мотивации профессиональной деятельности.
Этапы формирования положительных мотивов профессиональной деятельности могут быть определены как система постепенно расширяющихся профессиональных знаний, интериоризуемых личностью, формирующих образ профессии и структуру умений, навыков, характеризующих специалиста. В основу поэтапного формирования моти-
«Профессиональная ориентация»
2017, №1
Электронный
научный журнал
вов профессиональной деятельности положена теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина.
Применение этой теории в вузовской практике возможно:
- во-первых, в силу того, что обучаемому раскрывается совокупность взаимосвязанных ориентировок, обеспечивающих выполнение требуемой деятельности, благодаря чему учебный процесс интенсифицируется;
- во-вторых, минимизируется или вовсе исчезает разделение на усвоение знаний и их применение;
- в-третьих, вырабатывается способность переносить полученные в вузе профессиональные знания в конкретную жизнедеятельность.
Таблица 2. Ранговое распределение мотивов выбора будущей профессии
№ п/п Мотивы (ценности) курсы
I V
1 Дает возможность принести людям пользу 1,0 2,0
2 Дает возможность достичь высоких профессиональных успехов 9,0 13,0
3 Требует большого интеллектуального напряжения 12,0 9,5
4 Предоставляет возможность быстро продвинуться по служебной лестнице 19,5 17,0
5 Имеет высокую общественную значимость 3,0 8,0
6 Дает возможность иметь интересную работу 2,0 3,0
7 Считается престижной 11,5 13,0
8 Дает возможность заниматься исследованиями 4,5 9,5
9 Позволяет постоянно повышать квалификацию 7,5 5,5
10 Дает возможность работать в коллективе 7,5 7
11 Предоставляет творческую инициативу 6,0 1,0
12 Обеспечивает высокий уровень заработной платы 16,0 12,0
13 Позволяет использовать организаторские способности 14,0 14,5
14 Обеспечивает профессиональный рост 14,5 11,0
15 Дает возможность проявить свою индивидуальность 10,5 4,0
16 Позволяет достичь социального одобрения 12,5 16,0
17 Удовлетворяет интерес к новому 11,0 9,5
18 Дает возможность развивать профессионально значимые качества 4,5 5,5
19 Дает возможность найти хорошо оплачиваемую работу за границей 8,5 5,0
20 Дает возможность использовать рабочее время по усмотрению 17,5 16,5
В результате студент начинает проявлять интерес к процессу и результатам обучения. Все это изменяет позицию студента, его понимание смысла и роли профессионального труда. Соответственно меняется и характер профессиональной мотивации. Она становится положительной.
Формированию положительной профессиональной мотивации способствует и конструирование модели организации учебного процесса в вузе с учетом принципа единства личностного и деятельностного в контексте поэтапного формирования мотивов профессиональной деятельности.
Поэтапное формирование мотивов профессиональной деятельности основывается на трех блоках: организационно-профессиональном, содержательном и личностно-профессиональном. Организационно-профессиональный составляет формы и методы учебно-профессиональной деятельности; содержательный блок включает основные учебные комплексы; личностно-профессиональный определяет психологические механизмы профессионально-личностного развития студента, как будущего специалиста [2, с.112].
Суть поэтапного формирования у студента мотивов профессиональной деятельности заключается в создании для него аналога профессиональной деятельности. Это дает возможности влиять на мотивационную сторону будущего специалиста, дополнить ее структуру другими компонентами, раскрывающими внутреннюю картину учебно-профессиональной деятельности: формированием мотивов профессиональной деятельности; подкреплением положительного отношения к профессии и совершенствования себя как субъекта труда в рамках выбранной специальности.
Исходными мотивационными средствами, ведущими к становлению профессионального мотива, являются две переменные - мотив достижения и идентификация. Структура мотивов студента, формирующаяся в период обучения, становится стержнем личности будущего специалиста, переходя в «фонд развития личности», формируя профессиональную мотивацию, направленность [4, с.27].
В целом формирование мотивов профессиональной деятельности рассматривается нами как процесс интериоризации норм, целей, ценностей профессиональной деятельности, критерием которого выступает принятие профессии личностью, процессуально реализующиеся как поэтапное формирование мотивов профессиональной деятельности.
Библиографический список
1. Бодалев А.А. Вершина развития взрослого человека: характеристики и условия достижения, - М., 1998. - С.168.
2. Буракова И.С. Формирование профессиональной компетентности будущих специалистов сферы информационного сервиса // Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук.- Ставрополь, 2010. - С.202.
3. Зеер Э.Ф. Психология профессий: учебное пособие. - Екатеринбург, 2010.
4. Ильин Е.П. Сущность и структура мотива // Психологический журнал. - 2012. -Т.16. - № 2. - С. 24-40.
5. Княженко Л.П. Методическое управление инновационными процессами в вузе//диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук/Княженко Л.П.- Карачаевск, 2009.- С.174.
I.S. Burakova, L.P. Knyazhenko
The motivational component of professional competence
Abstract. The article considers peculiarities of formation of professional motivation of students. Formative stages of positive motives of professional activity can be defined as a system of gradually increasing professional
knowledge.
Keywords: professional motive, motivation, professional competence.