Научная статья на тему 'Мотивационная составляющая как необходимый компонент профессионального становления'

Мотивационная составляющая как необходимый компонент профессионального становления Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
590
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / РАЗВИТИЕ / МОТИВАЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шамурзаева Юлия Викторовна

Мотив это преимущественно осознанное (или принципиально осознаваемое) внутреннее побуждение личности к определенному поведению, направленное на удовлетворение тех или иных потребностей. В силу возможности их рефлексии человек может на них воздействовать, усиливая и ослабляя их действие, а в некоторых случаях устраняя их из своих движущих сил. Мотивы служат источником жизненной активности существенного свойства человека как субъекта и профессионала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Motivational part as necessary component of professional formation

A motive is a predominantly conscious (or principally conscious) inner motivation of the person to the certain behavior directed at satisfying the certain needs. Because of the possibility of their reflection, a person can influence them, strengthening and weakening their action, and in some cases eliminating them from their driving forces. Motives are the source of vital activity an essential property of the person as a subject and professional.

Текст научной работы на тему «Мотивационная составляющая как необходимый компонент профессионального становления»

требования к ним максимальны и предельны. Соционические типы являются врождёнными и во многом генетически предопределёнными, следовательно, их необходимо учитывать и опираться на них в процессе подготовки спортсменок, выбирая наиболее подходящие методики воздействия. Знание социотипических особенностей спортсменок позволяет разумно построить психологическую подготовку в целом и подобрать соответствующее их натурам содержание психорегуляции и методов воздействия. Это, на наш взгляд, должно способствовать более качественным и стабильным выступлениям на соревнованиях, что и наблюдалось в нашем исследовании.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ассаджоли, Р. Психосинтез. Теория и практика : от душевного кризиса к высшему «Я» / Р. Ассаджоли. - М. : REFL-book, 1994. - 313 с.

2. Гуленко, В. В. Гуманитарная соционика / В. В. Гуленко. - М. : Чёрная белка, 2009. - 344 с.

3. Карнаух, И.И. Радуга характеров. Психотипы в бизнесе и любви / И.И. Карнаух. - Киев : Мультимедийное издательство Стрельбицкого, 2013. - 252 с.

4. Полозов, А.А. Модули психологической структуры в спорте : монография / А.А. Полозов, Н.Н. Полозова. - М. : Сов. спорт, 2009. - 295 с.

5. Шарп, Д. Типы личности: Юнговская типологическая модель / Д. Шарп. - Воронеж : НПО «МОДЭК», 1994. - 128 с.

6. Юнг, К.Г. Психологические типы / К. Г. Юнг. - М. : Алфавит, 1992. - 104 с.

REFERENCES

1. Assagioli, R. (1994), Psychosynthesis. Theory and practice : from emotional crisis to the higher self, REFL-book, Moscow.

2. Gulenko, V.V. (2009), The Humanitarian socionics, the Black squirrel, Moscow.

3. Karnaukh, I. I. (2013), Rainbow characters. Psycho in business and love, Multimedia publisher Strelbitskog», Kiev.

4. Polozov, A.A. and Polozova N.N. (2009), Psychological structure of Modules in sport : monograph, Soviet sport, Moscow.

5. Sharpe, D. (1994), Personality Types: Jung's typological model, MODEK, Voronezh.

6. Jung, C. G. (1992), Psychological types, the Alphabet, Moscow.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 14.12.2017

УДК 159.9

МОТИВАЦИОННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ КАК НЕОБХОДИМЫЙ КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ

Юлия Викторовна Шамурзаева, инспектор ОРЛС, Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал), Краснодарского университета МВД России, Нальчик

Аннотация

Мотив - это преимущественно осознанное (или принципиально осознаваемое) внутреннее побуждение личности к определенному поведению, направленное на удовлетворение тех или иных потребностей. В силу возможности их рефлексии человек может на них воздействовать, усиливая и ослабляя их действие, а в некоторых случаях устраняя их из своих движущих сил. Мотивы служат источником жизненной активности - существенного свойства человека как субъекта и профессионала.

Ключевые слова: обучение, профессиональное становление, развитие, мотивационные факторы профессиональной деятельности.

MOTIVATIONAL PART AS NECESSARY COMPONENT OF PROFESSIONAL

FORMATION

Julia Viktorovna Shamurzaeva, the inspector of the ORLS, North Caucasus Institute advanced training (branch) Krasnodar University of the Ministry of

Internal Affairs of Russia, Nalchik

Annotation

A motive is a predominantly conscious (or principally conscious) inner motivation of the person to the certain behavior directed at satisfying the certain needs. Because of the possibility of their reflection, a person can influence them, strengthening and weakening their action, and in some cases eliminating them from their driving forces. Motives are the source of vital activity - an essential property of the person as a subject and professional.

Keywords: training, professional formation, development, motivational factors of professional activity.

Мотивационный фактор играет важную роль в поведении и профессиональной деятельности каждого человека, что обуславливает необходимость формирования мотиваци-онного контента в профессиональном образовании. Особенностью мотивационного обеспечения в учебных заведениях является формирование мотивации к будущей профессиональной деятельности. В основе мотивации лежит стремление обучающегося к саморазвитию и самосовершенствованию, непрерывному профессиональному развитию.

Мотивация является тем средством, которое непосредственно предоставляет различные возможности для повышения уровня заинтересованности обучающегося, позволяет повышать творческий и научный потенциал. Если будущий специалист будет недостаточно мотивирован к обучению, то он перестанет совершенствовать свои умения и знания. Учебный процесс является одним из сложных видов когнитивной активности, что и обуславливает разнообразие самих мотивов.

Формирование мотивационного контента процесс длительный, систематичный, причем может носить совершенно неосознанный характер. Начало процесса закладывается в форме зарождения мысли, в дальнейшем трансформирующейся в размышления и рассуждения о способах осуществления, конечно же, планирования реализации и представление результатов деятельности.

Логичным является обязательная оценка полученных результатов с точки зрения их положительности и отрицательности.

На формирование мотивов у человека влияют различные факторы или стимулы. Основными факторами, способствующими формированию мотивации в профессиональном образовании, являются: интерес, цель, значимость учебной задачи, уверенность обучающегося в своих способностях, стремление к самодетерминации и самоактуализации, ожидание успеха, а также состояние эмоционального комфорта в ходе учебного процесса.

Факторами, влияющими на формирование мотивации личности исследователи отмечают:

• политические взгляды;

• нравственные ценности;

• возраст;

• социальное положение;

• уровень толерантности;

• коммуникативные навыки;

• интересы личности и их структуры;

• тип темперамента;

• степень ответственности;

• акцентуации характера.

Стимулами могут служить какие-либо материальные предметы, действия других людей, возможности и т. д. Между мотивами и стимулами всегда возникает валентность,

то есть конкретное восприятие конкретным человеком конкретного стимула. Именно от нее зависит эффективность стимула, то есть то, в какой мере и в течение какого периода времени он окажет воздействие на человека.

Мотивы в образовательной среде разнообразны, в связи, с чем они могут

быть классифицированы следующим образом:

• социальные (мотивы, связанные с взаимоотношениями);

• познавательные (мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения);

• личностные (чувство самоуважения и честолюбия, стремление к авторитетной позиции в группе, персонализации и др.);

• широкие социальные мотивы (долг, ответственность, понимание

социальной значимости учения);

• познавательные мотивы проявляются как ориентация на эрудицию, реализуются как удовлетворение от самого процесса учения и его результатов. Познавательная деятельность человека является ведущей сферой его жизнедеятельности;

• учебно-познавательные мотивы (ориентация на способы добывания знаний, усвоение конкретных учебных предметов);

• мотивы самообразования (ориентация на приобретение дополнительных знаний) (https://www.monographies.ru/ru/book/section?id=2803).

Обучаясь в образовательном пространстве, профессионал подвергается воздействию целой системы мотивов, различная для каждого из них по своей сложности. По мнению некоторых зарубежных ученых мотивация предполагает учет трех основных потребностей:

• потребность в автономии;

• потребность в компетентности (способности);

• потребность во взаимоотношениях, взаимодействии с другими людьми.

Основная идея концепции состоит в том, что после удовлетворения трех вышеупомянутых потребностей, человек перенаправляет свое внимание на другую деятельность, важную и интересную для него, но не связанную с этими потребностями. Соответственно, если хотя бы одна или все три потребности не получают удовлетворения, то человек направляет силы исключительно на реализацию этих потребностей.

Мотивационный является тем средством, которое позволяет добиваться высоких результатов в ходе обучения, но только в том случае, если для этого уделяется достаточное внимание, создаются необходимые условия и различные учебные ситуации, интенсифицирующие мотивацию обучающихся к усвоению новых знаний и приемов оперирования ими. Именно мотивация связанна с подготовкой к профессиональной деятельности, ориентирует на смыслообразование как компонент мыслительной деятельности через систему смыслотворчества [2, С. 34].

Мотивация в образовательном процессе может быть разделена на внешнюю и внутреннюю. Внешняя мотивация напрямую не связана с содержанием предмета, а обусловлена внешними обстоятельствами: так примерами могут служить мотивы достижения, самоутверждения, идентификации, аффилиации. Мотивация - это деятельность, имеющая целью активизировать учебный коллектив и каждого обучающегося к творчеству.

Важная роль при формировании мотивационной сферы отводится профессиональному образованию, которое направлено на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности. Среди основных задач, стоящих в настоящее время перед преподавателем, наиболее важной и в то же время сложной, является задача формирования у обучающихся профессионально важных качеств будущего специалиста.

Профессионально важные качества будущего специалиста - это те его индивидуальные особенности, что способствуют формированию высокого уровня эффективности отношения к профессиональной деятельности. Сотрудники органов внутренних дел, так или иначе, заинтересованы в улучшении качества взаимодействия с людьми, для них эффективность общения является фундаментом успешности в профессиональной деятельности [1, С. 149-154].

Мотивационная сфера включает также ценности и мотивы профессии, профессиональное мировоззрение, межличностные взаимодействия, удовлетворенность трудом.

Все факторы мотивации трудовой деятельности различают внешнюю и внутреннюю детерминацию профессионализма. Внешняя детерминация включает социальные, материальные и моральные стимулы. Сюда относят высокую зарплату, социальные льготы, получение жилья и т. д. Внутренняя детерминация связана с мотивами гуманного предназначения профессии, социального престижа, сотрудничества, межличностного общения.

В процессе становления личности-профессионала мотивационная сфера претерпевает существенные изменения. На этапе первичного ознакомления с профессией возникают познавательные и прагматические мотивы.

По мере овладения человеком профессии мотивационная сфера расширяется за счет профессиональных мотивов, мотивов личностного и

социального престижа. На уровне суперпрофессионализма преобладают мотивы творческих достижений и широкие социальные мотивы. Немаловажное значение в моти-вационной сфере придается материальной удовлетворенности трудовой деятельностью, которая характеризует степень соответствия ожиданий работника в отношении оплаты труда. Как правило, работник удовлетворен зарплатой, если она обеспечивает приобретение необходимых ему благ и, если материальные вознаграждения воспринимаются им как справедливые.

Позитивное отношение к профессиональной деятельности и жизни в сочетании с наличием морально-нравственных установок повышает стрессоустойчивость, способность к саморегуляции и, как следствие, возможности противостоять противоправному давлению, искушению в получении сиюминутной выгоды.

Учеными выделяются негативные факторы, которые влияют на снижение профессиональной мотивации:

• столкновение представлений о профессии с реальностью;

• слабая подготовка к систематическому и напряженному процессу обучения, низкий уровень обучаемости;

• стремление сменить профессиональное направление (специальность) и отрицательное отношение к некоторым дисциплинам, но положительное к самому процессу обучения.

Говоря о мотивационной сфере нельзя не выделить основные критериальные показатели сформированности мотивационного компонента, к которым относят:

• широкий круг социально полезных познавательных интересов;

• потребность к учению;

• инициативность и самостоятельность в приобретении знаний;

• умения и привычки творчески использовать накопленные знания для решения нестандартных задач.

Возникновение познавательных интересов во многом определяется уровнем образованности и широтой кругозора личности. Инициативность и самостоятельность в приобретении знаний, а также потребность к учению тесно связаны с наличием у индивида мотивов интеллектуального побуждения, которые являются основой поддержания, закрепления и дальнейшего развития познавательных интересов. Мотив является одним из содержательных компонентов профессионального обучения и необходимо искать

возможность поиска моделей и технологий, ориентированных на актуализацию потенциально-личностных резервов обучаемых [3, С. 294].

Эти мотивы способствуют выработке особого эмоционального отношения к знаниям, делающего самопознание интеллектуальной потребностью. Умение решать нестандартные познавательные задачи зависит от уровня развития психических механизмов осуществления умственной деятельности. Привычка творчески использовать знания для самостоятельного решения этих задач вырабатывается на основе хорошей практики.

Формированию мотивационных компонентов способствует умелое использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм обучения (ролевые и деловые игры, проектная методика и т.д.), которые создают условия для развития самостоятельности обучающихся, творческой активности, повышают эффективность обучения.

Мотивационная готовность обеспечивает профессиональную активность, самоактуализации, самоопределение и самореализацию личности.

Мотивационный компонент можно рассматривать как «педагогическую технологию» или «технологию в образовательном процессе» используя как своеобразное «содержательное обобщение», вбирающее в себя смыслы различных наиболее часто используемых определений в образовании [4, С. 36].

В заключении отметим, что грамотно разработанная система мотивации позволит активизировать потенциал обучающихся, повысить качество и удовлетворенность учебным процессом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кочесокова, З.Х. Формирование межличностной составляющей профессиональной деятельности сотрудника ОВД в ходе социально-психологического тренинга / З.Х. Кочесокова, М.Х. Машекуашева // Право и государство: проблемы методологии, теории и истории : материалы III Всероссийской научно-практической конференции : в 2-х частях. - Краснодар : Изд-во Краснодар. Ун-та МВД России, 2013. - Часть 1. - С. 149-154.

2. Машекуашева, М.Х. Психологические особенности формирования смысловой саморегуляции студентов - будущих педагогов : дис. ... канд. психол. наук / Машекуашева М.Х. -Ростов-на-Дону, 2004. - 241 с.

3. Машекуашева, М.Х. Размышления об организации и методах исследования смысловой регуляции в обучении / М.Х. Машекуашева // Концепт. - 2013. - № 4. - С. 291-295.

4. Машекуашева, М.Х. Технологические закономерности процесса обучения в контексте интегративного смыслового подхода / М.Х. Машекуашева // Теория и практика общественного развития. - 2013. - № 12. - С. 36.

REFERENCES

1. Kochesokova, Z.Kh. and Mashekasheva, M.H. (2013), "Formation of the interpersonal component of the professional activity of an ATS officer in the course of socio-psychological training", In the collection: Law and the State: Problems of Methodology, Theory and History, Materials of the III All-Russian Scientific and Practical Conference: in 2 parts, Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, pp. 149-154.

2. Mashekasheva, M.H. (2004), Psychological features of the formation of semantic self-regulation of students -future teachers, dissertation, Rostov-on-Don.

3. Mashekasheva, M.H. (2013), "Reflections on the organization and methods of investigating the semantic regulation in teaching", Concept, No. 4, pp. 291-295.

4. Mashekasheva, M.H. (2013), "Technological patterns of the learning process in the context of the integrative semantic approach", Theory and practice of social development, No. 12, pp. 36.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 28.11.2017

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.