В. В. Федоренко
МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА У ЖЕНЩИН С ДЕЛИНКВЕНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ
Работа представлена кафедрой психологии здоровья Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы.
Научный руководитель - доктор медицинских наук, профессор В. Г. Белов
В статье представлены материалы по исследованию потребностно-мотивационной сферы у женщин, отбывающих наказание в исправительном учреждении. Описываются и анализируются особенности ценностных ориентаций и социально-психологических установок в мотивационно-по-требностной сфере у женщин с нормативным и противоправными типами поведения.
Ключевые слова: делинквентное поведение, женщины, отбывающие наказание в исправительном учреждении, мотивационно-потребностная сфера, ценностные ориентации.
V. Fedorenko
MOTIVATIONAL DOMAIN OF WOMEN WITH DELINQUENT BEHAVIOUR
The article presents the results of the research on the need-motivation domain of women serving their sentence in correctional institutions. The peculiarities of value orientations and sociopsychological aims in the need-motivation domain of women with normative and unlawful types of behaviour are analysed and described.
Key words: delinquent behaviour, women serving their sentence in correctional institutions, need-motivation domain, value orientations.
Проблемы женской преступности интересовали и продолжают интересовать уже не одно поколение исследователей [1; 3; 7]. Интерес к такому социально-правовому, как женская преступность, вполне объясним с учетом особого места женщин в системе общественных отношений, важности социальных ролей и функций, которые они выполняют в жизни
общества, а также крайне неблагоприятных последствий криминальных форм их поведения [2; 4; 6; 10]. Тема исследования противоправного поведения женщин является весьма актуальной и предопределяет практическую и теоретическую значимость предлагаемых к рассмотрению вопросов, в частности, связанных с изучением личности преступницы,
что вызывает необходимость понять причины ее преступного поведения и, следовательно, определить содержание и направленность мер профилактики и предупреждения совершаемых преступлений.
В настоящее время в России отбывают наказание за противоправные поступки в исправительных учреждениях более 50 тысяч женщин, что свидетельствует о важности уточнения у них мотивационной сферы для организации соответствующей коррекционно-профилак-тической работы с ними [3; 4; 6; 9].
Исходя из актуальности данной тематики, цель нашего исследования состоит в изучении мотивационной сферы у женщин с делинквент-ным поведением с тем, чтобы использовать полученные данные при организации и проведении коррекционно-профилактической работы с ними.
Объект исследования - 60 женщин с противоправным поведением (экспериментальная группа) и 120 женщин с нормативным поведением (контрольная группа) в возрасте 28-40 лет.
Всего было обследовано 180 женщин. Обследование проводилось в период с 1 сентября
2008 г. по 30 сентября 2008 г. в Саблинской исправительной женской колонии Ленинградской области (с экспериментальной группой), а также на базе площадок ООО «Новое поколение» в г. Санкт-Петербурге (с контрольной группой).
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
• выявление ценностных ориентаций с помощью методики Рокича [5; 8],
• диагностика социально-психологических установок женщин с различными типами поведения в мотивационно-потребностной сфере по методике О. Ф. Потемкиной [5; 8].
Полученные данные позволили прийти к следующим заключениям.
При анализе социально-психологических установок в потребностно-мотивационной сфере (по методике О. Ф. Потемкиной) у женщин с различными типами поведения были выявлены следующие особенности (рис. 1).
У женщин с делинквентным поведением по сравнению с группой женщин с нормативным поведением отмечаются достоверно более высокие показатели по шкалам эгоизма (р < 0,05),
Рис. 1. Особенности потребностно-мотивационной сферы у женщин с различными типами поведения
(по методике О. Ф. Потемкиной)
свободы (р < 0,05), власти (р < 0,05) и денег (р < 0,05), а также достоверно более низкий показатель по шкале альтруизма (р < 0,05).
То есть женщины с делинквентным поведением, по сравнению с женщинами с нормативным поведением, характеризуются как более эгоистичные, не учитывающие в своем поведении желания окружающих; для них также характерна большая ориентация на свободу во всех ее проявлениях, которую они зачастую путают со вседозволенностью, а также склонность властвовать в межличностных контактах и иметь больший доступ к получению финансовых средств.
Указанные качества, учитывая относительную социальную незрелость женщин с делинквентным типом поведения, и приводят, по нашему мнению, к делинквентному поведению указанной категории лиц.
При оценке ценностных ориентаций по методике Рокича у женщин с различными типами поведения были получены следующие результаты (табл. 1).
У женщин с нормативным поведением на первых пяти местах среди терминальных ценностей стояли следующие:
1. Активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни)
2. Продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей)
3. Свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках)
4. Счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом)
5. Жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом)
Инструментальные ценности были расположены следующим образом:
1. Воспитанность (хорошие манеры)
2. Самоконтроль (сдержанность, самодисциплина)
3. Терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения)
4. Независимость (способность действовать самостоятельно, решительно)
5. Чуткость (заботливость)
В группе женщин с делинквентным поведением была другая картина.
Таблица 1
Ценностные ориентации у женщин с различными типами поведения (по методике Рокича)
Показатель Женщины с нормативным поведением (ранг ценности) Женщины с делинквентным поведением (ранг ценности)
1 2 3
Список А (терминальные ценности)
1. Активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни) 1 6
2. Жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом) 4 9
3. Здоровье (физическое и психическое) 11 8
4. Интересная работа 9 10
5. Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве) 12 18
6. Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком) 13 7
7. Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений) 14 3
Продолжение таблицы 1
1 2 3
8. Наличие хороших и верных друзей 10 5
9. Общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе) 18 1
10. Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие) 6 12
11. Продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей) 2 13
12. Развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование) 8 14
13. Развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей) 2
14. Свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках) 3 4
15. Счастливая семейная жизнь 15 15
16. Счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование 5 16
других людей, всего народа, человечества в целом)
17. Творчество (возможность творческой деятельности) 16 17
18. Уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений) 7 6
Список Б (инструментальные ценности)
1. Аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, 10 9
порядок в делах
2. Воспитанность (хорошие манеры) 1 10
3. Высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания) 7 3
4. Жизнерадостность (чувство юмора) 8 8
5. Исполнительность (дисциплинированность) 6 18
6. Независимость (способность действовать самостоятельно, решительно) 4 2
7. Непримиримость к недостаткам в себе и других 18 4
8. Образованность (широта знаний, высокая общая культура) 11 11
9. Ответственность (чувство долга, умение держать слово) 9 12
10. Рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения) 17 14
11. Самоконтроль (сдержанность, самодисциплина) 2 16
12. Смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов 14 5
13. Твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями). 15 6
14. Терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения) 3 7
15. Широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки) 13 1
16. Честность (правдивость, искренность) 12 15
17. Эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе) 6 17
18. Чуткость (заботливость) 5 13
Они расположили терминальные ценности на первых пяти местах в следующем порядке:
1. Развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей).
2. Общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе).
3. Свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках).
4. Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений).
5. Наличие хороших и верных друзей.
Инструментальные ценности ими были
расположены следующим образом:
1. Широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки).
2. Независимость (способность действовать самостоятельно, решительно).
3. Высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания).
4. Непримиримость к недостаткам в себе и других.
5. Смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов.
То есть для женщин с нормативным поведением были более близки терминальные и инструментальные ценности, способствующие их социально-психологической адаптации в социуме, по сравнению с женщинами с де-линквентным поведением, для которых были более характерны ценности, связанные с индивидуализмом, нетерпимостью, материальным статусом, что способствует их дезадаптации в межличностных отношениях.
Полученные данные целесообразно учитывать при организации коррекционно-профилак-тической работы с указанным контингентом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Антонян Ю. М. Преступность среди женщин. М.: Российское право, 1992. 215 с.
2. Беличева С. А. Основы превентивной психологии. М.: Социальное здоровье России, 1993. 255 с.
3. Гитинова М. М. Криминологическая характеристика совершаемых женщинами преступлений против жизни и здоровья: По материалам Республики Дагестан: автореф. дис. на соискание уч. ст. кандидата юридических наук. М., 2009. 24 с.
4. Девиантология: Хрестоматия / автор-составитель Ю. А. Клейберг. СПб.: Речь, 2007. 412 с.
5. Дмитриев М. Г., Белов В. Г., Парфенов Ю. А. Практикум по психодиагностике девиантного поведения у трудных подростков. СПб.: ПОНИ, 2008. 279 с.
6. Змановская Е. В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения): учеб. пособие для студ. М.: Издательский центр «Академия», 2008. 288 с.
7. Зубенко В. Девиантное поведение: сущность, причины, профилактика // Основы безопасности жизни. 2002. № 4. С. 12-14.
8. Клейберг Ю. А. Практикум по девиантологии. СПб.: Речь, 2007. 144 с.
9. Менделевич В. Д. Психология девиантного поведения: учебное пособие. СПб.: Речь, 2005. 445 с.
10. Руководство по аддиктологии /под ред. проф. В. Д. Менделевича. СПб.: Речь, 2007. 786 с.
SPISOK LITERATURY
1. Antonyan Yu. M. Prestupnost' sredi zhenshchin. M.: Rossiyskoye pravo, 1992. 215 s.
2. Belicheva S. A. Osnovy preventivnoy psikhologii. M.: Sotsial'noye zdorov'ye Rossii, 1993. 255 s.
3. Gitinova M. M. Kriminologicheskaya kharakteristika sovershayemykh zhenshchinami prestupleniy protiv zhizni i zdorov'ya :Po materialam Respubliki Dagestan: avtoref. dis. na soiskaniye uch. st. kandidata yuridicheskikh nauk. M., 2009. 24 s.
4. Deviantologiya: Khrestomatiya / avtor-sostavitel' Yu. A. Kleyberg. SPb.: Rech', 2007. 412 s.
5. Dmitriyev M. G., Belov V. G., Parfenov Yu. A. Praktikum po psikhodiagnostike deviantnogo povedeniya u trudnykh podrostkov. SPb.: PONI, 2008. 279 s.
6. Zmanovskaya E. V. Deviantologiya (Psikhologiya otklonyayushchegosya povedeniya): ucheb. posobiye dlya stud. M.: Izdatel'skiy tsentr «Akademiya», 2008. 288 s.
7. Zubenko V. Deviantnoye povedeniye: sushchnost', prichiny, profilaktika // Osnovy bezopasnosti zhizni. 2002. N 4. S. 12-14.
8. Kleyberg Yu. A. Praktikum po deviantologii. SPb.: Rech', 2007. 144 s.
9. Mendelevich V. D. Psikhologiya deviantnogo povedeniya: uchebnoye posobiye. SPb.: Rech', 2005. 445 s.
10. Rukovodstvo po addiktologii /pod red. prof. V. D. Mendelevicha. SPb.: Rech', 2007. 786 s.