Мотивационная сфера детей старшего дошкольного возраста: диагностика и развитие
И. Д. Сотникова
В статье содержатся результаты исследования особенностей мотивационной сферы детей старшего дошкольного возраста с разным уровнем интеллекта и рекомендации по развитию познавательной мотивации.
Ключевые слова: мотивация, интеллект, познавательное развитие, мотив обучения, старший дошкольный возраст, познавательная потребность.
Motivational Sphere of the Elder Preschool Children: Diagnostics and Development
I. D. Sotnikova
The article contains the results of the motivational sphere features research of the elder preschool children with the different level of intellect and recommendation on development of cognitive motivation.
Key words: motivation, intellect, cognitive development, motivation of study, elder preschool children, cognitive motivation.
Важнейшее условие успешного обучения в школе - наличие соответствующих мотивов учения, отношение к нему как к существенному, значимому делу, стремление к приобретению знаний, интерес к определенным учебным предметам. Только при наличии учебной мотивации ученик становится субъектом учения, а учение - целенаправленной деятельностью. Мотивационный компонент готовности к школе исследовался в работах Л. И. Божович [1], Н. Г. Морозовой [3], Т. А. Нежновой [4], Н. И. Гутки-ной, В. В. Печенкова [2] и др.
Целью настоящей работы было выявление различий в мотивационной сфере детей старшего дошкольного возраста с высоким и нормальным уровнем интеллекта.
Для выявления интеллектуального уровня дошкольников мы использовали детский вариант теста Д. Векслера [6] и методику «Прогрессивные матрицы» Дж. Равенна [8]; для исследования мотивацион-ной сферы - методику Н. И. Гуткиной «Внутренняя позиция школьника» [3]; для определения доминирования познавательного или игрового мотива в экспериментальной ситуации - методику Н. И. Гуткиной «Сказка» [3].
Исследование проводилось в Борисоглебском центре развития ребенка «Детский сад № 11» среди
детей старших подготовительных групп. По параметру «уровень интеллекта» были выделены две группы: экспериментальная (дети с уровнем интеллекта от 120 и выше и имеющие третий или четвертый уровень по методике «Прогрессивные матрицы» Дж. Равенна) - 21 человек и контрольная (отобраны дети в случайном порядке) - 22 человека.
Для статистической обработки данных использовался ф-критерий Фишера для процентов.
Изучение уровня школьной мотивации по методике Н. И. Гуткиной «Сказка» в ситуации экспериментального столкновения познавательного и игрового мотивов среди детей старшего дошкольного возраста с высоким и нормальным ^ показало (табл. 1), что в группе дошкольников с высоким уровнем интеллекта 45 % испытуемых имеют познавательную мотивацию, а у 55 % сохраняется игровая. У большинства дошкольников контрольной группы (86,4 %) преобладает игровая мотивация и лишь у 13,6 % сформирована познавательная. Если учесть, что в экспериментальной ситуации актуализировался слабый игровой мотив (ребенку предлагалось поиграть малоинтересными игрушками, с которыми сложно развернуть игру), результаты эксперимента говорят о том, что у детей с игровой мотивацией недостаточно выражена познавательная.
Таблица 1
Уровень развития мотивации детей экспериментальной и контрольной групп (%)
Мотивация Группа ф-критерий
Экспериментальная Контрольная
1. Познавательная 45 13,6 2,79 **
2. Игровая 55 86,4 2,78**
* - р <0,05; ** - р<0,01
Статистическое сравнение двух исследуемых групп испытуемых по уровням развития мотивации с помощью ф-критерия Фишера для процентов показало значимые отличия по преобладанию игровой и познавательной мотивации на высоком уровне значимости (при р<0,01).
Изучение внутренней позиции школьника по методике Н. И. Гуткиной «Внутренняя позиция школьника» показало (табл. 2), что у 28,6 % испытуемых
экспериментальной группы она сформирована, у
38.1 % находится в стадии формирования, а у 33,3 % не сформирована. У дошкольников контрольной группы эти показатели соответственно составили
18.2 %; 27,3 % и 54,5 % .
При статистическом сравнении двух групп испытуемых значимые различия определились лишь по показателю несформированности внутренней позиции школьника (р<0,05).
160
И. Д. Сотникова
Таблица 2
Сформированность внутренней позиции школьника у детей экспериментальной и контрольной групп (%)
Мотивация Группа ф-критерий
Экспериментальная Контрольная
Сформирована 28,6 18,2 0,96
В стадии формирования 38,1 27,3 0,89
Не сформирована 33,3 54,5 1,68*
* - р <0,05; ** - р<0,01
Таким образом, при исследовании мотивацион-ной сферы и сформированное™ внутренней позиции школьника у детей старшего дошкольного возраста были получены следующие данные.
У дошкольников с высоким уровнем интеллекта преобладают познавательные мотивы учения, а у дошкольников с нормальным уровнем ^ познавательные мотивы учения выражены слабее и преобладают игровые интересы.
Среди детей старшего дошкольного возраста с нормальным уровнем интеллекта значительно больше детей с несформированной внутренней позицией, чем среди детей интеллектуально одаренных. Это свидетельствует о том, что большая часть дошкольников с нормальным уровнем ^ не обладают новым отношением к среде, возникающим в результате тесного переплетения познавательных и социальных мотивов учения, то есть у них пока еще нет осознанного стремления заниматься учением как социально значимым видом деятельности. Наличие внутренней позиции школьника свидетельствует о том, что в мо-тивационной сфере ребенка достаточно хорошо развиты социальные и познавательные мотивы учения, он сознательно хочет заниматься учением как социально значимым видом деятельности.
Дети старшего дошкольного возраста с высоким уровнем интеллекта находятся на более зрелом личностном уровне развития, чем их сверстники с обычным интеллектом. Это проявляется в развитии моти-вационной сферы и сформированности внутренней позиции школьника.
Группа детей с нормальным уровнем интеллекта отражает основные тенденции в развитии мотиваци-онной сферы основной популяции детей старшего дошкольного возраста. Соответственно, встает вопрос о развитии познавательной мотивации.
Познавательная потребность может рассматриваться как базальная непосредственная потребность, возникающая на основе врожденной потребности в новых впечатлениях. На наш взгляд, работу по развитию познавательной мотивации у дошкольников целесообразно проводить на материале игр с правилами. Эти игры помогают детям освоить произвольное поведение, поскольку соблюдение правил требует
постоянного управления собственным поведением. Усиленную мотивацию в играх с правилами обеспечивает наличие выигрыша. Таким опосредованным способом игра способствует развитию познавательной мотивации за счет смещения мотива на цель (механизм возникновения новых мотивов, описанный А.
H. Леонтьевым). В игре с правилами мотивом, определяющим поведение, является выигрыш, а целью -то, чему надо научиться. Постепенно возникает самостоятельный интерес к новому, к изучаемому. Так возникает новый, познавательный мотив.
Таким образом, в игре с правилами рождается познавательная мотивация, которая затем развивается в рамках учебной деятельности, ведущей в младшем школьном возрасте.
Библиографический список
I. Божович, Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков [Текст] / Л. И. Божович. - М. : МОДЭК, 1997. - 400 с.
2. Гуткина, Н. И. Динамика учебной мотивации учащихся от первого ко второму классу [Текст] / Н. И. Гуткина, В. В. Печенков // Вестник практической психологии образования. - 2005. - № 4 (5). - С. 16-22.
3. Гуткина, Н. И. Психологическая готовность к школе [Текст] / Н. И. Гуткина. - М. : Академический Проект, 2000. - 184 с.
4. Морозова, Н. Г. Учителю о познавательном интересе [Текст] / Н. Г. Морозова. - М. : Знание, 1979. - 48 с.
5. Нежнова, Т. А. Психологические различия в отношении к школе и учению у шести - семилетних школьников в начале и в конце первого года обучения [Текст] // Диагностика учебной деятельности и интенсивности развития учебной деятельности / под ред. Д. Б. Эльконина и Л. А. Венгера. - М., 1981. - 132 с.
6. Психодиагностика и профориентация в образовательных учреждениях [Текст] / ред.-сост. Л. Д. Столяренко. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 416 с.
7. Славина, Л. С. Роль мотива и способов поведения при выполнении школьниками общественных поручений [Текст] / Л. С. Славина // Вопросы психологии личности школьника. - М., 1961. - С. 386-406.
8. Ясюкова, Л. А. Методика определения готовности к школе: Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе [Текст] / Л. А. Ясюкова. - СПб. : ИМАТОН, 2006. - 204 с.
Мотивационная сфера детей старшего дошкольного возраста: диагностика и развитие
161