Научная статья на тему 'Мотивационная и социокультурная направленность деятельности тьютора преподавателя иностранного языка ССУЗа'

Мотивационная и социокультурная направленность деятельности тьютора преподавателя иностранного языка ССУЗа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
153
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЬЮТОР / TUTOR / ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ / THE TUTORIAL SUPPORTING INDIVIDUAL EDUCATIONAL PROGRAMMES / СПОСОБЫ И ИНСТРУМЕНТЫ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ / THE METHODS AND TOOLS OF INCREASING MOTIVATION / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / SOCIAL CULTURAL COMMUNICATION / ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PERSONALLY ORIENTED EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гретинская Е. О.

В статье раскрываются особенности тьюторской деятельности в условиях ССУЗа. Кроме того, автором раскрыты мотивационная и социокультурная направленность деятельности тьютора преподавателя иностранного языка ССУЗа. Мотивация и социокультурная направленность обучения являются одними из важных факторов эффективного изучения любого иностранного языка, в частности в деятельности тьютора преподавателя иностранного языка ССУЗа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гретинская Е. О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Motivational and sociocultural direction of a foreign language tutoring teacher at college

The article describes the features of а tutor activity in the context of college. In addition, the author reveals the motivational and sociocultural orientation of a tutoring teacher of a foreign language at college. Motivation and social cultural orientation of education are the most important factors of effective study of any foreign language, in particular in the activity of the tutor who is at the same time the college teacher of а foreign language.

Текст научной работы на тему «Мотивационная и социокультурная направленность деятельности тьютора преподавателя иностранного языка ССУЗа»

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

Гретинская Е. О.

МОТИВАЦИОННАЯ И СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЬЮТОРА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ССУЗА

Профессиональное педагогическое сообщество характеризуется сегодня многообразием позиций. В динамичном образовательном пространстве ССУЗа многообразие педагогических позиций проявляется в наличии различных персонажей: директора, его заместителей по отдельным направлениям, преподавателей, методистов, социальных работников, психологов, организаторов дополнительного образования. Сегодня к ним присоединяется тьютор.

Тьюторское сопровождение индивидуальной образовательной программы (ИОП) - педагогическая деятельность по сопровождению процессов формирования и реализации ИОП, которая включает выявление образовательного запроса (интереса) и помощь в постановке образовательных целей; организацию проектирования образовательной деятельности, в том числе анализ и поиск образовательных ресурсов, содействие в реализации проекта образовательной деятельности в образовательной среде, организацию рефлексии и проектирования следующего шага в образовании [2; с.101].

Место тьюторского сопровождения в профессиональном образовании можно определить следующим образом [1; с.21]:

• сопровождение построения общих представлений о квалификации, профессиональном росте, понимание личной и социальной значимости профессии/ специальности;

• сопровождение построения и освоения ИОП, фиксации ее результатов в портфолио;

• сопровождение планирования и организации самостоятельной работы при освоении ИОП профессии/специальности, специально направленной на решение задач индивидуализации;

• сопровождение освоения профессиональных и общих компетенций при прохождении учебной, производственной практики в контексте решения задач индивидуализации;

• сопровождение студенческих исследований, проектов, участия в олимпиадах и конкурсах профессионального мастерства;

• сопровождение подготовки выпускной квалификационной работы (проекта, исследования).

Задачи тьюторского сопровождения учащегося ССУЗа:

• помощь в стратегическом и тактическом планировании профессионального развития с учетом ресурсов (антропологических, предметных, социальных), их дефицитов и возможностей развития;

• помощь в реализации ИОП, то есть доступе к ресурсам, организации проб и т. п.;

• обучение приемам работы с ИОП, в том числе навыкам самоорганизации, рефлексии.

Мотивация и социокультурная направленность обучения являются одними из важных факторов эффективного изучения любого иностранного языка, в частности в деятельности тьютора преподавателя иностранного языка ССУЗа.

Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенной в учебную деятельность. Как и любой другой вид, она определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов, например: самой образовательной системой и образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность; организацией образовательного процесса; субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, самооценка, взаимодействие с другими индивидами и т.д.); субъектными особенностями педагога и прежде всего системой его отношений к учащимся; спецификой учебного предмета и прочим.

В современной методике преподавания иностранного языка существуют различные подходы к описанию способов и инструментов повышения мотивации. Так, к наиболее эффективным, по нашему мнению, можно отнести следующие: создание специально разработанной системы упражнений, выполняя которые учащиеся ощущали бы результат своей деятельности; вовлечение эмоциональной сферы в процесс обучения; наличие и использование стимулов со стороны преподавателя; использование на уроках аудиовизуальных средств; организация занятий с учетом личностной индивидуализации учащихся; разработка системы внеаудиторных занятий, усиливающих мотивационную сторону изучения языка и т.д. [5; с.34].

Методы и приёмы формирования положительной мотивации при обучении иностранному языку в ССУЗе представлены следующими основными группами:

1) развлекательные приёмы (Entertainment Tools): игры, творческие задания, соревнования, стихотворения, музыка и т.д.;

2) интерактивные приёмы (Interactive Tools): комплимент своим одногрупп-никам, например, во время речевой зарядки; приём «мозговой штурм»; «круглый стол»; клуб дебатов; ролевая игра; театральные представления; метод проектов; квесты; подбор к слову синонимов и антонимов; придумывание окончания фраз и т.д.;

3) использование современных информационных технологий (IT-technologies): аудио-и видеозаписей, презентаций, Интернета (форумов, электронной почты, Интернет-конференций, образовательных электронных программ, Веб-квестов) и т.д.

Достижения нового качества общего образования - первостепенная задача

модернизации. В педагогическом плане - это ориентация образования не только на усвоение обучающимся определённой суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей, потребностей самореализации в новой социокультурной ситуации. Личностно-ориентированное культуросообразующее образование гуманистического типа, по нашему мнению, - важнейшее звено в «механизме» модернизации образования.

В настоящее время в соответствие с потребностями общества социокультурный аспект, как неотъемлемый составной компонент обучения иностранному языку, становится все более актуальным в свете активизации межкультурных коммуникаций между Россией и западными странами. Мировые тенденции развития образования сложились таким образом, что прогресс образовательных систем в современном мире, среди прочих факторов, характеризуется также повышением требований к уровню культуры и профессиональной квалификации всех граждан.

В бывшем СССР и России проблемы социокультурной коммуникации изучали Е.М. Верещагин, В.Г. Костомаров, Ш.А. Амонашвили, И.Л. Бим, Б.М. Бим-Бада, Ю.К. Бабанский, А.П. Грызулина, Н.И. Гез, Б.С. Гершунский, Н.В. Гизатулина, Н.В. Гороховский, И.А. Зимняя, А.З. Казарян, В.А. Кан-Калик, Г.А. Китайгородская, А.Д. Климинтенко, Л.В. Колобова, Т.М. Комарова, В.С. Коро-стелев, В.С. Красильникова, Ю.Г. Круглова, Г.А. Ястребова и др.

Современный преподаватель иностранного языка ССУЗа должен непременно учитывать лингвострановедческий компонент в своей методике обучения.

Минимальными необходимыми условиями для осуществления социокультурного образования являются:

• междисциплинарная интеграция культуроведческих сведений из различных областей знаний;

• ориентация на обязательное бикультурное и билингвистическое образование;

• коммуникативно-деятельностный подход к языковому образованию при соизучении языков как средства межкультурного общения, обобщения достижений материальной и духовной культуры человечества: цивилизации, составляющих её социальных сообществ и этносов;

• использование новейших технологий в развитии средств массовой коммуникации для целей социокультурного образования;

• финансовое, кадровое и методическое обеспечение.

Приведенные выше положения о направленности соизучения языка и культур определяют одну из стратегических линий современного языкового образования и именуются в языковой педагогике как социокультурный подход.

При социокультурном подходе приоритетное положение приобретает социокультурно-педагогическая ориентация на обучение иностранному языку в духе мира в контексте диалога культур. В этом заключается основное достоинство данного подхода.

К основным положениям социокультурного подхода относятся [3; с.122]:

1. Построение адекватной модели обучения иностранному языку предполагает предварительный обзор социокультурного контекста изучения неродных

языков, социокультурного контекста обучения иностранному языку в конкретной стране и конкретной национальной среде с учетом влияния других цивилизаций;

2. Существенное усложнение социокультурной функции преподавателей иностранного языка в условиях постоянного расширения и углубления сфер межкультурной коммуникации в современном мире требует глубинного реформирования языкового бикультурного образования посредством его глобализации, гуманизации и культуроведческой социологизации его содержания по методике ЮНЕСКО по вопросу образования в духе мира, уважения прав человека, с ориентацией на диалог культур как философию образования, а также социокультурных характеристик иностранного языка.

3. Многоаспектное социокультурное образование - обязательный компонент языковой подготовки молодежи в 21 веке.

4. Описание задач социокультурного образования средствами иностранного языка целесообразно осуществлять в терминах социокультурной компетенции.

5. Междисциплинарной базой для социокультурного образования средствами иностранного языка служит страноведчески обозначенное культуроведение.

6. В качестве методической доминанты при решении задач социокультурного образования средствами иностранного языка выступает иерархическая система проблемных социокультурных заданий.

7. Моделирование вариантов социокультурного образования средствами иностранного языка предполагает опору на дидактически ориентированный социологический анализ языковой среды обучения и изучения иностранного языка, социокультурного контекста обучения и изучения иностранного языка, социокультурных особенностей языков и культур, в конкретной среде проживания, социокультурных и коммуникативных потребностей обучаемых, уровня социокультурного образования обучаемых, отличительных черт языковой политики в отношении изучения иностранного языка и условий для её практической реализации, организационно-дидактических и методических условий овладения иностранным языком.

При определении целей социокультурного обучения тьютор преподаватель иностранного языка традиционно начинает с вопросов, связанных с отбором и распределением социокультурной информации, а также с определения взаимоотношений социокультурных явлений с языковыми. Если подходить в формулировке целей социокультурного обучения с позиций учёта самого обучаемого, то нам придётся ответить на следующие вопросы [4; с.81]:

• как обучаемый использует свою собственную социокультурную подготовку для интерпретации социокультурных явлений иноязычной культуры?

• каковы пути доступа к социокультурным реалиям?

• какую роль играют мотивация и интересы обучаемого?

• как происходит процесс интеграции новых знаний в социокультурную действительность, усвоенную ранее?

• какие способы получения новой социокультурной информации он использует?

• каким образом помочь обучаемому справиться с трудностями социокуль-

турного образования, избежать социокультурных «ловушек» и препятствий, ведущих к частичному или полному непониманию?

• как помочь обучаемому понять, что его представление об иноязычной действительности «привязано» к процессу его собственной социализации и что он её видит через призму своих представлений о своей родной стране?

• как помочь ему «отрешиться» от своих социокультурных критериев и «влиться» в иноязычную социокультурную среду, узнать точку зрения на неё различных людей, принадлежащих к этой культуре, увидеть мир их глазами и понять тот факт, что в социокультурной действительности его родного мира суть некоторых социокультурных явлений возможно значительно отличается от собственного представления о них?

К практическим приёмам, применяемым тьютором преподавателем иностранного языка ССУЗа с целью повышения мотивации и развития социокультурной коммуникации учащихся, можно отнести:

- мотивацию личным примером;

- сдерживание своих обещаний;

- формирование положительного отношения к получаемой учащимися профессии;

- доброжелательный, спокойный тон преподавателя, создание положительного микроклимата в учебной группе;

- предоставление максимальной свободы учащимся;

- внимание к успехам учащихся и публичная похвала, демонстрация достижений учащихся;

- заинтересованность личным опытом учащихся в профессиональной деятельности и их мнением по каким-либо вопросам;

- наличие связки «учащийся-преподаватель»;

- уважение к учащимся;

- заинтересованность в преподаваемой учебной дисциплине;

- четко выработанная система организации учебного процесса, что является залогом успешной мотивации;

- сообщение целей занятия;

- акцент на непосредственную сферу применения полученных знаний;

- исключение чтения лекции с учебника и просиживания всё время за столом;

- применение различных форм организации деятельности учащихся, чередование различных форм деятельности;

- разработка дифференцированной системы заданий позволяет каждому учащемуся соизмерить собственный уровень овладения материалом со сложностью предлагаемых заданий;

- постановка учащихся в субъектов учебно-воспитательного процесса;

- установка посильных учебных задач;

- четкое и однозначное объяснение домашнего задания;

- использование учебных фильмов в процессе обучения, обучение сказками, беседами, составление таблиц, схем, графиков;

- посещение выставок, музеев и других заведений в учебно-воспитатель-

ных целях;

- организация олимпиад, конкурсов, викторин, деловых игр;

- регулярная и непрерывная система контроля со стороны преподавателя;

- сообщение учащимся критериев оценки их деятельности;

- публичность успешности каждого учащегося;

- разбор ошибок тестов, самостоятельных, практических и контрольных работ;.

- привлечение учащихся к созданию учебных пособий, к организации учебной деятельности;

- организация проверки учащимися работ своих одногруппников;

- предоставление учащимся возможности оценивать ответы одногруппников.

Таким образом, социокультурное образование на занятиях иностранного языка в ССУЗе при условии активного использования мотивационных приёмов имеет огромный потенциал в плане включения учащихся в диалог культур, знакомства с достижениями национальной культуры в развитии общечеловеческой культуры и способствует более осознанному овладению иностранным языком как средством общения, но оно будет развиваться только при условии достаточной социокультурной компетенции тьютора преподавателя иностранного языка, который должен обладать методическими приемами и умениями, обеспечивающими реализацию культуросообразного подхода к процессу обучения.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Бим, И.Л. Личностно-ориентированный подход - основная стратегия образования школы// Иностранные языки в школе. - 2005. - №3. - С.21-25.

2. Ковалёва, Т.М. Материалы курса «Основы тьюторского сопровождения в общем образовании. Лекции 1-4. - М.: Пед. унив-т «Первое сентября», 2010. -198 с.

3. Перова, А.К. Реализация социокультурного подхода в подготовке будущих учителей иностранного языка в педагогическом вузе [Текст] / А.К. Перова // Проблемы страны и региона в эпоху глобализации: Материалы научно-практической конференции филиала РГГУ в Калуге. - Калуга : АНО КЦДО, 2006. - С. 122-125.

4. Перова, А.К. Социокультурное образование - обязательный компонент языковой подготовки будущих учителей иностранного языка [Текст] / А.К. Перова // Вопросы лингвистики и методики преподавания иностранных языков: сборник научных трудов. Выпуск 1. - Калуга : Изд-во КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2007. - С. 81-86.

5. Учет типов мотивационных ориентации учащихся при построении урока иностранного языка // Основные направления разработки учебных программ и учебников нового поколения по языкам и литературе. - Якутск, 1995.-с.34-36.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.