Филология. Искусствознание Вестник Нижегородского университете! им. Н.И. Ло бачевского, 2014, № 2 (3), с. 138-141
УДК 82.091
МОТИВ ПУТИ В ЛИТЕРАТУРЕ ФЭНТЕЗИ: ДЖ. МАКДОНАЛЬД У ИСТОКОВ ТРАДИЦИИ
© 2014 г. А.И. Самсонова
Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского trina_des@mail.ru
Поступила в редакцию 10.07.2014
Анализируется мотив пути в романах «Фантастес» и «Лилит» Дж. Макдональда, одного из первых писателей в жанре фэнтези. Дж. Макдональд творчески использует элементы фольклорной и литературной традиции в авторской религиозно-этической концепции пути духовного познания и развития. Отмечается влияние идей Дж. Макдональда на авторов фэнтези ХХ века.
Ключевые слова: фэнтези, мотив пути, волшебная сказка, рыцарский роман, христианское видение, роман воспитания, авторская концепция, христианское фэнтези.
В современном литературоведении существует множество подходов к определению такого литературного явления, как фэнтези. В настоящей работе под фэнтези понимается жанр фантастической литературы, в основе которого лежит миф как способ мировосприятия. В фэнтези активно используются как элементы известных мифов, так и авторское мифотворчество. Действие произведения происходит во «вторичном мире», отличающемся от реального («первичного») мира своей волшебно-магической сущностью. Это дает основание писателям и исследователям говорить о принципе «эскапизма», т.е. бегства от действительности [1]. Принято считать, что жанр фэнтези окончательно оформился и обрел свою эстетическую программу в первой половине ХХ в. в художественных произведениях и литературно-критических работах Дж.Р.Р. Толкина [2]. Однако одним из основоположников данного жанра вполне заслуженно называют шотландского писателя XIX в. Дж. Макдональда [3].
Традиционно в основе сюжета произведения в жанре фэнтези лежит путешествие героя по «вторичному» миру, поэтому важную роль в структурно-содержательной организации таких произведений играет мотив пути. В настоящей работе под мотивом понимается элементарная единица сюжета, которая характеризуется свойствами предикативности, повторяемости, устойчивости и семантической целостности, и, функционируя в системе художественного произведения, получает наряду с традиционным значением индивидуально-авторское. Мотив пути непосредственно связан с героем. Форма данного мотива реализуется в пространствен-
ном перемещении героя, а содержание представляет собой духовное развитие героя параллельно его движению.
На мотиве пути строятся произведения таких известных авторов фэнтези, как Дж.Р.Р. Толкин, К.С. Льюис, У. Ле Гуин, Н. Перумов, М. Семенова и мн. др. Ключевые для истории фэнтези романы Дж. Макдональда «Фантастес» и «Ли-лит» также строятся на мотиве пути. Особенности реализации этого мотива в структуре указанных романов связаны с авторским переосмыслением мифологических, религиозных и философских представлений о пути и творческим использованием элементов фольклорной и литературной традиции. Проанализируем некоторые традиционные и индивидуально-авторские элементы романов Дж. Макдональда «Фантастес» и «Лилит» в аспекте функционирования мотива пути.
К традиции волшебной сказки восходит организация пути героя по топосам «дом», «лес», «река», «иное царство». Согласно В.Я. Проппу, лес в волшебной сказке - это вход в царство мертвых [4, с. 41]. В романе «Фантастес» всё указывает на то, что Анодос попадает в царство смерти: сумрак, постоянное ощущение чужого присутствия, понимание языка природы после вкушения местной пищи. В романе «Лилит» Вейн оказывается в мире, куда люди попадают после земной смерти. По Е.М. Мелетинскому, река в волшебной сказке разделяет границы отдельных сфер царства мертвых [5, с. 60]. Так, Анодос переплывает реки, чтобы попасть из одного топоса в другой. В романе «Лилит» вода иного мира магическим образом исчезла, но Вейн переходит высохшие русла рек. Согласно
В.Я. Проппу и Е.М. Мелетинскому, путь героя волшебной сказки организован по фазисами обряда инициации - данным обрядом юноша вводился в родовое объединение [4, с. 33; 5, с. 68]. Героям же исследуемых романов исполнилось по 21 году, то есть они стали полноправным членами общества. Обряд инициации неразрывно связан с идеей смерти и нового рождения. Так, Анодос претерпевает на своем пути несколько «смертей», после которых обогащается новым духовным знанием и опытом, а Вейн - одну, но кардинально меняющую его мировоззрение.
К традиции рыцарского романа восходит це-леполагание пути героя - стремление к подвигам и служение Прекрасной Даме. В процессе своего пути герои исследуемых романов стараются совершить достойный поступок, так как, во-первых, хотят помочь своим возлюбленным, а, во-вторых, постепенно осознают, что сущность человека заключается в его делах. Так, победив великанов, Анодос говорит: Обессиленный, я одиноко стоял среди мертвых тел, впервые в своей жизни совершив нечто стоящее [6, с. 178]. В пути Вейн думает о том, что его жизнь прожита зря, ведь он ещё ни разу не совершил ни одного стоящего поступка [7, с. 102]. Он решает остаться в другом мире, так как там у него есть надежда что-то сделать и, значит, научиться кем-то быть [7, с. 102].
К традиции средневекового христианского видения восходит философско-религиозное осмысление пути героя. Как в «Божественной Комедии» Данте, герои исследуемых романов оказываются на перепутье в знаковом возрасте, попадают в загробный мир и знакомятся с его законами, причем периодически обращаются за помощью к проводникам. Путь Вейна разворачивается непосредственно в дантовском направлении: Ад (лес со страдающими мертвецами) - Чистилище (наблюдение за духовным очищением) - Рай (перерожденная Булика, куда направляются все раскаявшиеся). Как у Данте, путь героев определяется в том числе и поисками возлюбленной. Вернувшись в земной мир, герои стремятся поделиться с читателем своим духовным опытом.
К традиции романа воспитания восходит представление этапов пути героя в качестве образовательных ступеней, позволяющих проследить, какой этический опыт приобрел герой в том или ином эпизоде жизни. Литературные сказки Дж. Макдональда называют «сказками воспитания» (ВШип§8шагсЬеп) [3, с. 102], то же справедливо и для исследуемых романов. «Фан-тастес» и «Лилит» имеют схему романа воспи-
тания: 1) герой покидает дом и отправляется в странствие; 2) путешествие героя делится на ряд этапов - образовательных ступеней, в процессе движения по которым он познает окружающий мир и самого себя; 3) завершение воспитания представляет собой приход героя в ту точку, где он осознает цель своего существования и может избрать верный образ жизни в дальнейшем. Однако Дж. Макдональд переосмысляет традиционную схему романа воспитания в русле идей романтизма. Согласно Нова-лису, «каждая ступень развития начинается с детства, поэтому земной человек, обладающий наивысшим развитием, так близок к ребенку» [8, с. 43]. Вслед за Новалисом Дж. Макдональд утверждает, что развитие человека имеет циклический характер: «от детства через воспитание и обучение к более глубокому и подлинному детству (или детскости, childlikeness)» [3, с. 173].
Опираясь на фольклорную и литературную традицию, Дж. Макдональд реализует в своем творчестве авторскую религиозно-этическую концепцию пути духовного познания и развития. В художественных произведениях Дж. Макдональда нашли отражение идеи и принципы, изложенные писателем в теоретических эссе «A Sketch of Individual Development» («Этапы личностного развития», 1880), «Imagination, Its Functions and Its Culture» («Воображение: его функции и развитие», 1867), «Unspoken Sermons» («Непроизнесенные проповеди» 1866, 1885, 1889 гг.).
В исследуемых романах герои большую часть пути идут в одиночестве: акцентируется необходимость самостоятельного познания собственной души. Ворон говорит Вейну: Вам надо пройти через самого себя, а этот путь каждый из нас должен отыскать сам [7, с. 30]. В процессе движения герои переживают внутренний конфликт: они вынуждены бороться с тщеславием, корыстью, завистью и другими «теневыми» сторонами собственной души, чтобы отыскать свой истинный путь.
Путь героя - это не только путь к себе, но и путь к Богу. В романе «Лилит» образ христианского Бога присутствует непосредственно: Его видят Малыши, к Нему идут все герои после окончательного пробуждения в обновленном мире. В романе «Фантастес» нет образа Бога как такового, но в тексте постоянно упоминается о ком-то, кто направляет героев и заботится о них. Например, Анодос описывает свои ощущения: Мне почудилось, что... чья-то заботливая рука вот-вот коснется моей щеки, а чьи-то добрые слова согреют душу [6, с. 75]. В словах
140
А.И. Самсонова
Анодоса также отражена идея теодицеи: То, что мы называем злом, - всего лишь единственное и самое лучшее обличье этого блага для каждого человека [6, с. 211].
Путь к Богу концептуализируется как возвращение «домой». В исследуемых романах приводятся строки одной и той же песни, которую слышит главный герой. Это песня о том, что при всем разнообразии жизненных дорог каждый человек и мир в целом может вернуться в единый дом и обрести в нем радость. Дж. Макдональд использует прием автоцитации, чтобы акцентировать свою мысль: каждый человек имеет свой путь, но все люди, весь мир может найти дорогу к Богу. Однако для того, чтобы прийти к Богу, нужно сначала умереть. Для Дж. Макдональда смерть - это таинственный переход от земного существования к новой, настоящей жизни. Только после смерти начинается вечное истинное бытие человека как целостной личности и мира как идеальной реальности.
В романах «Фантастес» и «Лилит» Дж. Мак-дональд создает неповторимый художественный мир, творчески используя элементы фольклорной и литературной традиции в авторской религиозно-этической концепции пути духовного познания и развития. От первого романа к последнему можно проследить смещение семантической доминанты мотива пути от этической к религиозной. Нравственное взросление в представлении Дж. Макдональда становится неразрывно связанным с развитием христианского мировоззрения.
Идеи Дж. Макдональда получили творческое продолжение в критико-эстетических работах и художественных произведениях писателей ХХ в., принадлежавших к литературной группе «Инклинги», куда входили в том числе и знаменитые представители жанра фэнтези К.С. Льюис и Дж.Р.Р. Толкин. К.С. Льюис составил антологию произведений Дж. Макдональда, в предисловии к которой написал: «Я никогда не скрывал, что считаю его своим учителем; более того, я не написал, пожалуй, ни одной книги, где не цитировал бы его» [9]. Именно К.С. Льюис явился наиболее верным последователем Дж. Макдональда, его религиозных, этических и эстетических взглядов. Если проследить реализацию мотива пути в цикле романов «Хроники Нарнии», то можно найти ряд отсылок к концепции Дж. Макдональда.
Герои К.С. Льюиса, как и герои Дж. Макдо-нальда, оказываются в другом мире, движимые любопытством и мечтательностью. Часто они выбирают свой путь иррационально. В процессе
своего путешествия герои проходят различные испытания, претерпевают страдания, способствующие самопознанию и нравственному становлению. Наиболее яркое духовное перерождение переживают Эдмунд Пэвенси и Юстас Вред. Путь героев, их нравственный выбор оказывается значим не только в Нарнии, но и в земном мире. В то же время путь героев - это путь к Богу. Лев Аслан, чей образ - явная аллюзия на Христа, говорит детям: В мое царство есть пути изо всех миров... Там [в земном мире] меня зовут по-другому. И вам нужно запомнить то, другое мое имя. Это самое главное, из-за чего вы оказались в Нарнии, потому что, познакомившись со мной здесь, там вы сможете еще лучше узнать меня [10, с. 537]. Именно беседа с Асланом способствует духовному перерождению Эдмунда. Д. Грешэм, приемный сын К.С. Льюиса, пишет, что «Хроники Нарнии» - «это история о «пути назад», о возврате к истинным ценностям» [11, с. 51]. Истинными для писателя являются христианские ценности.
Исследователи отмечают, что в «Хрониках Нарнии» кристаллизуются как художественные принципы К.С. Льюиса, так и его христианская концепция, и называют писателя основоположником «христианского фэнтези» [12]. Среди основных признаков данной разновидности жанра фэнтези выделяют библейскую основу и христианскую идейную направленность. В таком случае можно сказать, что у истоков христианского фэнтези стоит в том числе и Дж. Макдональд, в творчестве которого реализовалась религиозно-этическая концепция пути духовного познания и развития.
Список литературы
1. Толкин Дж.Р.Р. О волшебных историях // Толкин Дж.Р.Р. Сильмариллион: Сборник. М.: Издательство АСТ, 2000. 352 с.
2. Приходько А.М. Жанр «фэнтези» в литературе Великобритании: проблема утопического мышления: дисс. ... канд. филолог. наук. М.: МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2001. 199 с.
3. Лукманова О.Б. Жанровое своеобразие литературных сказок Дж. Макдональда: дисс. ... канд. филолог. наук. Н. Новгород: НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, 2012. 227 с.
4. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. М.: Лабиринт, 2006. 332 с.
5. Мелетинский Е.М. О литературных архетипах. М.: Изд-во РГГУ, 1994. 136 с.
6. Макдональд Дж. Фантастес. Н. Новгород: Ага-пе, 2005. 240 с.
7. Макдональд Дж. Лилит. Н. Новгород: Агапе, 2004. 320 с.
8. Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. Л.: Художественная литература, 1973. 568 с.
9. Льюис К.С. Джордж Макдональд // Макдональд Дж. Сказки. М.: Центр Нарния, 2000. С. 196-206.
10. Льюис К.С. Хроники Нарнии. М.: Cascade Publishing, 2005. 863 с.
11. Варфоломеева А.А. Анализ христианских ценностей в произведении К.С. Льюиса «Хроники
Нарнии» // Святоотеческие традиции в русской литературе: сб. материалов II Всерос. науч. конф. Ч. 1. Омск: Вариант-Омск, 2009. С. 51-56.
12. Жаданова Т.В. Христианское фэнтези в творчестве К.С. Льюиса: дисс. ... канд. филолог. наук. Симферополь: ТНУ им. В.И. Вернадского, 2010. 232 с.
MOTIF OF WAY IN FANTASY LITERATURE: G. MACDONALD AT THE BEGINNING OF THE TRADITION
A.I. Samsonova
The paper examines the motif of way in novels «Phantastes» and «Lilith» by G. MacDonald, one of the first fantasy writers. G. MacDonald uses creatively the elements of folklore and literature tradition in the author's religious-ethic conception of the way of spiritual cognition and development. The paper notes the influence of G. MacDonald's ideas on fantasy authors of the XX-th century.
Keywords: fantasy, motif of way, fairy tale, romance, Christian vision, Bildungsroman, author's conception, Christian fantasy.
References
1. Tolkin Dzh.R.R. O volshebnyh istorijah // Tolkin Dzh.R.R. Sil'marillion: Sbornik. M.: Izdatel'stvo AST,
2000. 352 s.
2. Prihod'ko A.M. Zhanr «fjentezi» v literature Veli-kobritanii: problema utopicheskogo myshlenija: diss. ... kand. filolog. nauk. M.: MGO-PU im. M.A. Sholohova,
2001. 199 s.
3. Lukmanova O.B. Zhanrovoe svoeobrazie literatur-nyh skazok Dzh. Makdonal'da: diss. ... kand. filolog. nauk. N. Novgorod: NGLU im. N.A. Dobroljubova, 2012. 227 s.
4. Propp V.Ja. Istoricheskie korni volshebnoj skazki. M.: Labirint, 2006. 332 s.
5. Meletinskij E.M. O literaturnyh arhetipah. M.: Izd-vo RGGU, 1994. 136 s.
6. Makdonal'd Dzh. Fantastes. N. Novgorod: Agape, 2005. 240 s.
7. Makdonal'd Dzh. Lilit. N. Novgorod: Agape, 2004. 320 s.
8. Berkovskij N.Ja. Romantizm v Germanii. L.: Hu-dozhestvennaja literatura, 1973. 568 s.
9. L'juis K.C. Dzhordzh Makdonal'd // Makdonal'd Dzh. Skazki. M.: Centr Narnija, 2000. S. 196-206.
10. L'juis K.S. Hroniki Narnii. M.: Cascade Publishing, 2005. 863 s.
11. Varfolomeeva A.A. Analiz hristianskih cennostej v proizvedenii K.S. L'juisa «Hroniki Narnii» // Svjatoo-techeskie tradicii v russkoj literature: sb. materialov II Vseros. nauch. konf. Ch. 1. Omsk: Variant-Omsk, 2009. S. 51-56.
12. Zhadanova T.V. Hristianskoe fjentezi v tvor-chestve K.S. L'juisa: diss. ... kand. filolog. nauk. Simferopol': TNU im. V.I. Vernadskogo, 2010. 232 s.