ИССЛЕДОВАНИЯ
УДК 93(016:091)
Е.А. Агеева
МОСКОВСКОЕ РОГОЖСКОЕ КЛАДБИЩЕ И ЗАРУБЕЖНЫЕ СТАРООБРЯДЧЕСКИЕ ОБЩИНЫ: ОПЫТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА*
Статья посвящена переписке 1860-1870-х годов между зарубежными общинами Белокриницкой иерархии и московской Архиепископией. Содержание писем позволяет проследить, какую значительную помощь в решении самых разных вопросов общинам и обителям оказывал московский центр во главе с владыкой Антонием. Одним из постоянных корреспондентов был КС. Гончаров, известный в дипломатических кругах как ходатай по старообрядческим делам. Его письма, как и других деятелей староверия, публикуются впервые по авторским автографам.
Ключевые слова: старообрядчество, зарубежные общины, благотворительность, монастыри, церковно-бытовые традиции.
Charitable activities of the Rogozhskoye cemetery in Moscow on the development of Belokrinitskaya Hierarchy in the epistolary heritage of the second half of the XIX century
The article is devoted to the correspondence of 1860-1870-ies between foreign communities of Belokrinitskaya Hierarchy and the Moscow Archdiocese. The content of letters reveals that the Moscow center, headed by Bishop Anthony has provided significant assistance to communities and monasteries in various matters. One of the regular correspondents was Iosif Goncharov, known in diplomatic circles as a mediator by the Old Believers cases. His letters and letters of other figures of the Old Believers are published for the first time on author autographs.
Keywords: Old Belief, foreign faith communities, charity, monasteries, church everyday traditions
История Русской Православной Старообрядческой Церкви позволяет говорить о том, что церковная благотворительность была неотъемлемой её частью и носила как частный, так и системный, общественный характер. Наряду с широко развитой тайной милостыней следует выделить Московское Рогожское кладбище
Работа выполена при поддержке гранта РГНФ № 14-01-00033 «Культурные особенности этнолокальных групп русских в исторической ретроспективе и на современном этапе».
3
и Московский Духовный Совет при нем, а с 1906 г. Московскую старообрядческую общину Рогожского кладбища (МСОРК), средоточием которых были богадельня и лечебница. Большое внимание уделялось развитию образования, и при первой появившейся возможности на благотворительной основе были созданы училище [і] и позднее Старообрядческий институт[2]. Особые усилия и поддержка были направлены на сохранение и развитие традиций древних искусств, особенно певческого. Неизменной заботой и системой пожертвований был окружен хор Рогожского кладбища [3]. Певцы получали не только жалованье, но и благоустроенное жилье, где размещалась вся семья. Новое здание Певческой палаты, построенное на средства Ф. Е. Морозовой в память о сыне и называемое «Новый дом певчих имени С. И. Морозова», было освящено 4 мая 1914 г. Вдовы певцов также оставались в общине. Певцы и вдовы снабжались «припасами и печеным хлебом». Попечители Рогожского кладбища обращались к благотворителям с просьбой «пожертвовать для одеяния призреваемых в старообрядческом Рогожском богаделенном доме, равно и певцов, исправляющих Божественную службу» [ОР РГБ. Ф. 246. К. 61. Д. 3. л. 2 об. - 4]. Сохранились книги для записей пожертвований к празднику Пасхи: в 1905 г. - среди жертвователей А. И. Грачев, Муравлёв, В. А. Шибаев, А. И. Морозов и др., и 1914 г. - в числе жертвователей наследники Назаровых, Свешниковы, братья Шибаевы, Милова-новы, Товарищества Рябушинских, Ивана Бутикова, и пожелавшие остаться анонимными [ОР РГБ К. 62. Д. 4. Л. 1-6 об.].
Хору устраивали торжественные угощения после больших праздников и длительных песнопений, но и требования к певцам и головщикам были почти такие, как и к иконописцам. В Уставе церковного причта святых храмов МСОРК певцам посвящено несколько разделов, где отмечается, что «поступающие вновь в число певцов на Кладбище должны быть хорошей нравственности, вообще беззазорной жизни и безукоризненного поведения и иметь о своей личности и поведении рекомендацию от известных и заслуживающих доверие лиц» [ОР РГБ. К. 62. Д.1.Л. 9 об.- 10 об.].
Неизменно оказывалась помощь монастырям, слабосильным, удаленным и малочисленным приходам, беднейшим священникам. Но был и особый вид вспомоществления - это помощь заграничным епархиям, тесно связанная с укреплением старообрядческой Церкви и развитием Белокриницкой иерархии. И если благотворительностью в Синодальной церкви занимались сами монастыри, то сообществу Рогожского кладбища надо было оказывать помощь в прямом смысле для выживания зарубежных обителей. Немалый вклад был сделан московским центром в строительство и благоукрашение храмов по всему миру. Иногда эта помощь состояла в подборе мастеров-иконописцев и позолотчиков, направлению учителей хорового дела, посылке книг, определенных хлопотах по оформлению необходимых документов. Но к особому виду благотворительности можно отнести разрешение с помощью Архиепископии периодически возникающих сложнейших иерархических и иногда личностных конфликтов, что требовало от центра глубоких знаний церковно-уставного характера и больших ду-
4
шевных усилий по умиротворению и сохранению целостности церкви. Непримиримый противник старообрядчества и, прежде всего, Московской Архиепископии, желавший за пять лет до дарования исповедных свобод изгнать старообрядческий центр из Москвы, великий князь Сергей Александрович [4] отмечал в своей записке, адресованной Министру Внутренних дел и обер-прокурору Синода Победоносцеву, что австрийская иерархия, широко раскинувшаяся по всей России и руководимая влиятельными московскими старообрядцами, приобретает все более господствующее положение. По его мнению, «автономия, данная Рогожскому Кладбищу, привела к тому, что все русские поповцы составляют из себя ныне государство в государстве» [4, с. 462]. Стремясь обвинить и уничтожить старообрядчество, он на самом деле определил реальное значение московского центра, которому надо было поддерживать значительное число последователей практически по всему миру. И в наше время, когда произошли геополитические изменения и коренным образом изменились и экономические основания, тем не менее опыт общения и поддержки зарубежных общин представляется весьма важным. Бесценным источником для изучения взаимосвязей Рогожского кладбища и зарубежных центров староверия представляется обширная переписка, сохранившаяся, очевидно, частично, порой трудная для чтения, но позволяющая открыть важные страницы сложной борьбы за укрепление Церкви.
Благотворительная деятельность, широкая по охвату, была начата с первых лет существования Белокриницкой иерархии и учреждения Архиепископии в Москве. Особая заслуга, несомненно, принадлежит владыке Антонию. Сохранились обширные своды посланий и обращений к нему с благодарностью за поддержку и очередными просьбами и вопросами. В письме, написанном 3.07.1868 г. и полученном в Москве 11 числа того же месяца, архиепископ Аркадий Васлуйский [8, с. 320] писал: «Преосвященному господину Архиепископу Антонию о Господе радоватися. <...> Видим из вашего письма, писанного епископу Аркадию, что у Вас есть приготовлены несколько икон, которые обещаете выслать ему. Нет ли таковых икон, которые прилично поставить в олтаре на горнее место, как вы знаете. Если будут, то прошу вас, Бога ради, уделить для нашей обители таковые. Ибо у нас во олтаре очень мало икон, так же и за крыла-сами, при том нужны будут и в новопостроенную трапезу, в таковых иконах нет ли Иоанна Богослова аршинного для храма его? И если есть, то пришлите таковые, весьма нужная...» [ОР РГБ. Ф. 246. К. 177. Д. 3. Л. 179].
Речь идет, очевидно, о Михайло-Архангельском монастыре в Новой Некрасовке - местности в это время уже не зарубежной, но ранее переходившей из рук в руки. Храм в честь ап. Иоанна Богослова находился в другом селении -Старой Некрасовке. Владыка, видимо, беспокоился о христианах всей округи.
В сентябре 1867 г. [точная дата не указана] Аркадий (Андрей Родионович Шапошников) - епископ Славский [9], экзарх всех некрасовцев, епископ «странствующих христиан», бывший настоятель Лаврентьева монастыря, «дюжесловный, многоначитанный» [8, с. 316-317], писал владыке Антонию: «По законности нашей с цареградским посланником Игнатьевым написали мы о
5
всеобщей веротерпимости о недоумении нашем, почему преследуются наши епископы? За границей взяты Аркадий и Алимпий, сей последний уже умер. В России взяты Конон, Геннадий и Саватий. Содержутся они в суздальской крепости в Спасо-Евфимиевом монастыре под стражею [5]. Католическое духовенство, то, которое во время мятежа командует их бандами, благословляют. Проливают кровь царскую и кровь властей, и русского народа - сие духовенство терпимо. Старообрядцы, напротив, преследуются. Лютеранское, протестантское, армянское и даже еврейские синагоги терпимы. Магометанские муллы, их Коран не преследуется. Старообрядцы умирают за Царя, не щадят капиталов в пользу государства, не имеют полной веротерпимости, удаляют их от общественных выборов, яко врагов государства. Посланник ответил Горшкову: «Я пошлю Вашу бумагу к государю. Вдруг получает известие, что будет к нему великий князь Алексей Александрович, будет он в пятницу, вы явитесь ко мне, говорит посланник, Горшков и вилковский поверенный, я вас познакомлю с великим князем. Вместо пятницы великий князь прибыл в среду, и вскоре отправился на Южный берег Крыма, через час прибыли депутаты, а великий князь не более часа, как отправился в Крым, посланник много тужил от неудачи. Я, говорит, вашу бумагу прочитал, и великому князю вручил ему для доставления государю. Что скажет на сие великий государь, Бог весть. Я Вам копии не посылаю, ради того, дабы она преждевременно не разносилась». Далее епископ сообщал о повседневных делах: «церковную постройку сей податель видел [имя подателя письма не сообщается - Е. А.], ибо он квартиру имел при этом самом здании. Мало, что не готово, об иконостасе я Вам писал, но о получении его мне неизвестно, пред сим Вам послано письмо чрез Царьград, о смерти вожделенного отца Илии, теперь мы крайне обнищали - пришлите к нам отца Козму, или Афанасия, а мы не имеем таковых. Если возможно будет Вам, пришлите нам Антиминс один или хотя бы и более. Смиренный епископ Аркадий» [ОР РГБ. Ф. 246. К.172. Д.2. Л. 22-23 об].
В ноябре того же года Аркадием Славским было послано ещё одно письмо, очевидно, одно из последних, содержащее в том числе и бесценную информацию по истории подмосковных Гуслиц [6]: «Письмо Ваше, писанное 9 октября и при нем 50-ти рублёвый билет, я получил 11 ноября, <.. .> благодарю за Вашу память и впредь прошу не забывать». Далее он пишет о «кирилловских делах», то есть о полемике и событиях вокруг Окружного послания и вновь возвращается к жизни обители: «О смерти о. Илии Вы уже известились. Я теперь потерял корабль, который много вмещал добра; теперь остались: 1. Макарий, подобие Кириллу, 2. Ефросин, о сем знают Козма и Афанасий. 3. Виссарион - ни тепл, ни холоден, о Епифании писать нечего. Се из собора 80-ти человек. Есть новочеркасский Ру-духин четвертый год, но не поступает в братию. Сей имеется на очереди, но требуется при нем терпеть. Адрес по времени вышлю, будет на Вилков, только нужно по тоньше осведомиться, письма Гончарова будете читать не без труда, мы их читаем, сообразуясь с обстоятельствами, но всего мы понять не можем. Были у нас в сентябре месяце гусляки с иконами - Прокоп Васильев, раздорник,
6
и Мартин Фадеев села Горы Богородского уезда Карповской волости, сей последний сын Церкви, я вручил ему письмо, писанное вам, что мы с Гончаровым суметь подать посланнику в Цареграде. <...> У гусляков были иконы и писанные и медные. Я хотел их просить отлить медных евангелистов на Евангелия полу-листовое и четвертное, по три или по два прибора. Если вам невместимо, то возложите на Мартина. Он обещается к лету к нам приехать с иконами. Я в одном письме писал Вам, аще случится быть к нам, то купите 10 толковых евангелий. Сие письмо посылаю Вам через Вилков. Е.А. Шапошников» [ОР РГБ. Ф. 246. К. 172. Д. 2. Л. 40-41 об.].
Упомянутый Виссарион был четвертый епископ Тульчинский, рукоположен 16 декабря 1873 г., и правил Тульчинской епархией до конца 1877 г. В этом же году, 6 декабря, переведен на Измаильскую епархию с возведением в сан архиепископа. Скончался в г. Измаиле 27 января 1881 г. [8, с.318].
В вышеизложенном письме обращает на себя внимание оценка владыкой стиля посланий И. С. Гончарова, действительно, несколько трудных [для понимания, но важных по содержанию]. Гончаров Иосиф Семенович, родившийся 3.11. 1796 [по другим данным, в 1793 г. - Е. А.] в селе Сарикёй [ныне Румыния], завершил свой жизненный путь в 1879 в г. Хвалынске Саратовской губернии в Черемшанском монастыре близь Хвалынска Саратовской губернии - один из видных старообрядческих деятелей, атаман некрасовцев, способствовал учреждению Белокриницкой иерархии [7]. Одно из них публикуется1 с некоторыми сокращениями, впервые по автографу с сохранением авторской орфографии, с уточнением описок и по правилам современной пунктуации, отсутствующей у И. С. Гончарова. По содержанию оно созвучно письму владыки Аркадия. Было отправлено Г ончаровым в Москву 24 октября.
[По молитве]. «Его высокопреосвященству архиепискупу и всей Россию блюстителю Антонию. Прошу завочно Вашего святительского прощения, мира и благословения и при сих кратких строках и худейшим моим начертанием. Завочно повергаю себе пред чесными стопы чесных ног Ваших и целую завочно хождение следы ваши и при сем проесню Вам пущенное письмо Вашего чеснаго писменаго начертания получил исправно и облобызал, и прочитал, и увидел с письма Вашего ко мне отеческую и святительскую любовь. Пишите ко мне, недостойному и худейшему в человецех, положить у память Вашего святительского звания написать икону во имя котораго святителя, но я вижу с письма Вашего святительскаго усердия, усердия, но хотя и страх и трепет меня обнимает написать Вам и напоминанить ту, которою имя иконну и осметься напомнить Вам, ежели не у труд будит Вам, то напишите икону имя, ей называеца Церьковь, только ежели будит усердие Ваше, то положите памить свою у роды родов своих, только чтобы писма хорошова, ибо у нас у Турции икон редко хто и слы-
1 Часть писем, освещающих взаимоотношения с лондонскими изгнанниками, опубликована: Из переписки О.С. Гончарова с Герценом и Огаревым / публ. П.Г. Рынд-зюнского И Литературное наследство. М., 1955. Т. 62. С. 70-78.
7
хал. А это пишате, чтобы поставить на Тульчинскую епархию епискупа, но я свои стороны уверяю Вас истеном в том, [что] нет у нас таковых у нас людей, чтоб возвесть на таковую степень, нема не одново человека. Думали возвесть свещенноиерея Илию, но Бог прикратил его жизнь, а Кузьму было положили, Вы пишите, что определен у Вас там. А болие у нас нема ково поставить, а есть прочий, но ставить, чтобы не открылся так, как Иустин [8, с. 317] зделал, у нас ещё и теперь той звук не вышел, но только просим у Вас чесной совет Ваш. Вы изберите своево человека и поставьте там и пришлите к нам, и тово мы с радостью примем. А у нас нету таковых людей, а это ужо старостию отягщен. Я соболезную об нем. Колько он трудов и попечение имел о церьквах божиих. Когда получил он предписание Ваше построить во имя Успения церьковь у Тульчи, но он не щадя свих древнех лет прилагал старания об ней, уже и окончил совсем, только коностаса нету и еще капиталу не стала, но печаль его снедает, ибо должин много остался, ибо она стала не мение двох тысищь астрицьких черьвонцов, а при том еще построил для бедных людей келии, но он сильно скорбит о недостатках, но некому неизвестна, кроме мене. Ежели этот столп упадет у нас, то тогда не будит наша Турьцая такового питиводителя [путеводителя - Е. А.], нет таковых людей, как эта одна звезда у нас у Турьцыи живущих христиан освещала своим благим и здравым рассуждением. Поели не надеюся иметь другаго тако-ваго учителя и покровителя сирах. А это пишать, что у вас не перестают гонении, но я Вас об эти, хотя мало, проясню. Мы это дел самое не умалчиваем. У этим и у прошлом месяце сеньтябре был я у Царьгради у посланника Николая Павловича генерала Игнатьева1, и была бумага нашим святителем написана их величеству Александру Николаевичу <...> Посланник письмо принял и прочитал, и сказал: «Весьма умно написано». И на ту пору прибыл великий князь Алексей Александрович с Америки, и он эту нашу бумагу уручил ему у собственные руки, чтобы он определил своими руками его величеству. <...> И той обещался лично их величеству предоставить усе наши дела и обиды. Владыка светый, Вашими святыми молитвами удостоилися с высокими лицами братски усякое советовать, не то как с простыми людями. Ближе нам с высокими лицами обходица нежели с простыми и невежами и неучеными, и грубыми мужиками. Игнатьев их величеству брат крестовой. Их величество их дети от купели принимает, она княгиня Голицина Катерина Леонидовна1 2. Верьте, владыко светый, с высокими лицами так обходимся, и не знаю, и сам себе удивляюся, как они мене принимают и провожают, как настояща сродника своево долгое время не видевшего. Владыко светый, напишите Вы со свои стороны, что нужно просить у его величества государя императора. Нам весьма легко просить через его посланников, усе можно
1 Игнатьев Николай Павлович (29.01.1832 - 03.07.1908 гг.) - граф, генерал от инфантерии, дипломат-панславист и государственный деятель, игравший заметную роль при императоре Александре II. С 1864 по 1878 гг. безраздельно занимался делами российского посольства в Константинополе.
2 Игнатьева Екатерина Леонидовна, урожденная Голицына (03.07.1842 - 20 мая 1917) -жена посланника Николая Павловича Игнатьева.
8
нам делать. Еще есть у мине есть великай приятель у Петерьбурихи (Так! - Е.А.) князь Лобанов Алексей Барисьевич1 помощник унутриних дел министра. Нам можно усе сделать, только просим вашива совету. Вы только напишите свое мнение, а мы поели напишим. Имеим за Ваши светыи малитвы щастие во всех дерьжацав великоих. <...> У Журиловскою церковь выслать понекодила для украшения Покрова Богородицы. Владыко светый, сто пидесят лет против России на вайну ходили, а я окончил, с этих пор не ходим славить Амир, даже не то за труды заплатили, и разный расходы имел, и то не одной полушки не верьнули, только единому Богу изьвесно с мене неминують. Усе я с ними страдаю, а помочи не от каво не имею. Книги выслал Вам, с тех пор ответ не получил. Владыко светый, не прогневайтися на мине, что я это написал, простите мене. А это прошу Вас, напишите вышеписаное свое мнение. При сем остаюсь Вам покорный слуга О(сип) С(еменович) Г(ончаров) благополучен». [ОР РГБ. Ф. 246. К. 172. Д. 2. Л. 32-33 об.]
Письмо, как видим, освещает условия жизни старообрядцев, оказавшихся вне родины, благотворную роль владыки Антония и Московской архиепископии в развитии зарубежных епархий, взаимоотношения с российским дипломатическим корпусом. Показана и подвижническая деятельность владыки Аркадия Славского. Его скорая смерть 11 ноября 1868 г. была действительно тяжелым, невосполнимым ударом для всего старообрядческого мира. В поддержку Гонча-рова и всех последователей покойного владыки из Архиепископии писали:
«Глас в раме слышан бысть, плач и рыдание и вопль мног. Рахиль плачу-щися чад своих, яко несут. (Матф., зач.4)».
Истинный Христианин и благий о святой Церкви ревнитель Иосиф Семенович! Внезапно, со слезами необъяснимой жалости поразило нащ дух, воистину плача достойное чрез депешу В. В. Фомина из Ясс известие, что кончил тщали-вейший иерарх Церкви Христовой, Славский архиепископ Аркадий, временную жизнь свою, которому при крайней сожалении нашем, просим от Христа Бога, оставления, елико бе, человеческих его прегрешений, и получения покойного места в крове Божии, и деже есть глас празнднующих всех православных святителей. При всем же сим жалостном положении, мы решились по священной обязанности нашей, предложить, как вам всем, так и всем священным лицам, вашей теперь уже в довствующей епархии, которых имена нам неизвестны, чтобы позаботились вы во исполнение священных правил четвертого вселенского собора прав. 25 и Карфагенского собора прав. 80, повелевающих не далее трех месяцев по смерти епископа поставить другого, избирая сами собою для поставления во
1 Лобанов-Ростовский, князь Алексей Борисович (18.12.1824 - 10.01.1896),
государственный деятель, воспитывался в Царскосельском лицее. Был посланником в Константинополе (1859-63), орловским губернатором (1866), товарищем министра внутренних дел (1868-78), послом в Константинополе (1878-79), Лондоне (1879-82) и Вене (1882-95). 26.02. 1895 назначен на пост министра иностранных дел. Любитель отечественной старины, собрал выдающуюся коллекцию книг и документов, автор сочинений.
9
епископы человека, по древнему обычаю, означающемуся в житиях святых отцов, что мирские люди, остававшиеся после смерти какого-либо епископа сами избирали себе епископов, о чем упоминает и толкователь правил Иоанн Зонар на І-е правило ев. апостолов в следующем: «Ибо когда градским людям свободно было избирать епископов, собиралися оные народы, и иныя сего, а инаго избирали, а дабы множайщих избрание превозвышало, то повествуется, что избирающие протягивали руки, и по оным числилися, коегождо избирающий, и от множайших избранного во епископство производили». И таковый обычай был и в Новгороде, как видно из описания новгородских древностей. Хотя сей обычай и не всеобдержно хранила Церковь, а иногда даже воспрещала его, но, во всяком случае, не будут осуждены по оному поступающие. И еще при сем для общей пользы Церкви Христовой к поддержанию святительского сана, советуем вам избрать два лица, и по избрании подайте прошение Митрополиту, что бы он дал благословение Архиепискому Аркадию Васлуйскому поставить Вам одного человека на Тульчу, а другого епископом на Славу. Потому что у вас все равно как священники, так и светские не преследуются от начальства, а по сему лучше, чем у нас в России, и не будут отказываться у вас хорошие люди от приятия святительского сана, и может чрез сие безопасности хранится в Церкви Христовой чин епископства. Но если же, чего только сохрани Боже, по какому либо случаю нечаянно выбудут все заграничные епископы, то Российское правительство очень легко может их, т.е. православных епископов, до конца решить во святей Церкви. Можно предполагать, что только из заграничных епископов и ослаблено нам от самого строгого вида преследование оным. Если же Господь Бог укажет вам таких людей и поможет по нашему совету предлагаемое исполнить, то при составлении их разделите им слободы наподобие епархий для того, чтобы после не делали друг другу стеснений. 19 ноября 1868 г.» [ОР РГБ. К. 172. Д. 2. Л. 153-154].
В письмах конца 1868 г. присутствует явное противоречие: Гончаров пишет, что у них в настоящее время нет людей, способных вести за собой паству, московские духовные власти предлагали ему провести по старому обычаю выборы. С одной стороны, это был важный шаг по сохранению древних традиций, что было возможно в относительно благоприятных, с точки зрения преследований, условиях зарубежных епархий. С другой стороны, этот совет преследовал цель утвердить духовную дисциплину и призвать христиан к созиданию и укреплению Белокриницкой иерархии в зарубежье. Направление же епископа из Москвы было весьма опасным в условиях слежки и притеснений.
Переписка Архиепископии позволяет выявить ряд имен настоящих подвижников из среды обычных мирян, получавших почту, выполнявших разные поручения по передаче денег, книг, икон и т.п., что было делом достаточно нелегким и просто опасным. Это не только постоянный ходатай И. С. Гончаров, но и упомянутые Иосиф Савельевич Галкин, Василий Васильевич Фомин - ясский купец, а также Федор Николаевич Добрынин из Белгорода.
8 сентября 1874 г. архимандрит Силуян со всею братией из Архангельского монастыря на Дунае [11, с. 26] писал: [По молитве] «7 сентября прибыл к нам в
10
монастырь Иосиф Савельевич господин Галкин и вручил нам письмо Вашего Высокопреосвященства от 24 августа, при котором и 600 руб. денег для нашего монастыря припровожденныя Вами.<...> И совместно со всею братией приношу Господу Богу благодарение, ровно и вашему Боголюбию за пролитую к нам, нищим, великою милостыню». После череды благодарностей и добрых пожеланий, следовала роспись необходимых строений и благоустройств и новые просьбы о помощи: «Братское расположение. Сделать трапезную теплую церковь. У нас построена церковь пространная и нет возможности зимой натопить её, под одной крышею и в одних стенах сделано 8 келий, и я думаю, кельи те поломать и сделать алтарь, трапезу и келарню и хороший будет покой зимний, а для лета на настоящей церкви воздвигнуть кунпол и будет такой летний покой. Такое наше расположение. Аще будет Вам угодно, пришлите свое благословение и изволения, пождем оное. И ради Христа, помогите милостынею, и о всех наших обстоятельствах расскажет Иосиф Савельевич». [ОР РГБ. Ф. 246. К. 177. Д. 3. Л. 105-105 об., 106 об.].
3 сентября того же года писали сестры одного из монастырей (не указан): «По молитве. Высокопреосвященному господину нашему Архиепискупу Антонию о Господе радоватися. При сем мы смирении все сестры нашея убогия обители со смирением припадаем к честным стопам ног Ваших и просим Вашего прощения и благословения и святых ваших молитв, и тако извещаем Вам, что мы имели счастие получить от Вашего посланника Иосипа Савельевича 200 рублей серебром сего текущего сентября 3-го, за которые мы Вас вседушно благодарим, и на все дни и на все дни возсылаем теплые молитвы к Богу за Ваше отеческое благоутробие. Продлит Вам Господь в сем мире жизнь Вашу, а в будущем веце вознаградит Вас неувядающем венцем. Мы только на Бога имеем надежду и на Ваше покровительство, что Вы нашея нищеты всегдашние благотворители, и тако пребудет навсегда. Ваши недостойные молитвенницы, и впредь просим Вашего неоставления. Настоятельница инокиня Иринарха, инокиня Анфиса со всеми о Христе сестрами земно Вам кланяемся». [ОР РГБ. Ф. 246. К. 177. Д. 3. Л. 121-121 об.]
О деятельности В. Фомина убедительно повествуют его письма. 24 сентября 1868 г. из Ясс к владыке Антонию: «Прошу вашего Архипастырского мира и благословения и св(ятых) молитв. Честь имею уведомить вас, что письмо ваше от 4 сентября получил 23 сентября, вместе и от 10 сентября. В первом, Вы изволите извещать, что 4 сентября выслали деньги в Киев и Белгород следующие А. Варсонофию и Евфросину, во втором извещаете, что 7-го сентября скончался раб божий Андрей, и чтобы они молились о нем. Я тот же час вчерашнего дня послал к обоим и просил их, чтобы немедленно написали ответы <...>. Извещаю вас, что иконостас икон уже доставлен в М(алые) Скуляны1 11. Завтрашнего дня надеемся иметь его в Яссах. Спаси вас Христос и Царица небесная за ваше
1 По данным Брокгауза и Ефрона, это местечко Бессарабской губ., Ясского у., при р. Пруте, на границе с Румынией, где находились пограничная почтовая контора, здание карантина и таможенная застава.
11
усердное попечение о Церкви святой. Вы изволите писать, что я писал к Ивану Петровичу о соборе. Я прежде написал вам, а после того Иван Петрович просил, чтобы непременно прислать подробное действие собора, тогда я написал, но не знал, что оно послужит во вред. Теперь более писать не буду. Затем желаю вам многолетнего здоровья и благоденствия. Остаюсь с истинным почтением навсегда доброжелатель и слуга покорный...» [ОР РГБ. Ф. 246. К. 177. Д. 3. Л. 142]. Письмо лаконично и даже несколько деловито, но затрагивает ряд, без сомнения, животрепещущих вопросов и показывает, сколь широк был диапазон действий Фомина не один год.
Об этом свидетельствует другое его письмо, написанное владыке Антонию 12 декабря 1874 г.: <...> Честь имею уведомить вас, что письмо Анисима Васильевича [10], по приказанию вашему, я получил, и по оному мы написали просительные письма к различным лицам за подписом нашего священника и прочих лиц из числа общества. Владыка святый, приступая к начатию сооружения храма Пресвятыя Богородицы в Яссах1 и продолжая оное, я был твердо уверен, что построение это никогда не будет без вашего благодеяния. И вспомоществле-ние, которые всегда оказываемо вами без малейшей остановки, в этом уповании, я приложил все мое усердие и старании относительно сооружения святого храма, не получа пока на сие ещё пожертвования, и дабы это не приостановить не во время, я был вынужден продолжать работу, ибо такая подошла работа, что невозможно было оставить, на что употребил все силы и старания, чтобы совершенно покрыь жестью все куполы, но не было возможности, захватили морозы и снег в начале месяца ноября, и тогда принуждены были остановить работу до будущей весны. Продолжая работу до такого времени, я употребил своих денег более 5 тысяч, чрез то я сам себя весьма отяготил, нужно было непременно в Белгород к г(осподину) Добрынину Федору Николаевичу 1000 руб., то же в Киев в контору г(осподину) Г. Мальцову 500 руб., за которые я надеялся, что будут высланы от вас, но между тем высылка не состоялась. Выслать же из Ясс, я не мог, потому что употребил много денег на церковное строение, и эта не высылка денег причинила мне не малую остановку в торговле и даже неудовольствие с лицами, с которыми я вел коммерцию не малое время. Я потому и обращаюсь к вам, владыко святый, с всепокорнейшей просьбою избавить меня от незаслуженных мною неприятностей. Во избавление таковых покорнейше прошу вас выслать в Белгород г(осподину)Добрынину 1000 руб., также и в Киев в контору
1 «Первых старообрядческий храм был построен на левом берегу реки Бахлуйя в 1780 г. В 1866 году храм сгорел, и на его месте в течение 1872-1882 гг. был построен новый каменный храм, который сохранился и доныне. Архитектором этого храма был румын Эмилиан Штефан, но строительство велось по всем канонам православного зодчества под тщательным наблюдением попечителя храма, старовера Василия Фомина. Пока храм строился, староверы молились в стоящем в той же церковной ограде небольшом зимнем храме во имя свв. ап. Петра и Павла. В настоящее время храм во имя Успения Пресвятой Богородицы находится на улице Димитрия Мангерон, в самом центре города». Портал «Самарское староверие». Электронный ресурс. Код доступа samstar.ucoz.ru> Статьи>39-1-0-217.
12
Мальцова Василию Демьяновичу Беззаботнову 1000 руб. для уплаты долгу за употребление материалов на построение церковное.
Владыка святый, если милость ваша будет исполнить мою просьбу в этом месяце, а наипаче всего, чтобы выслать к г(осподину) Добрынину, то можно избежать неприятностей, а если высылка денег продлится далее, в таком случае нельзя ожидать хорошего результата. К г(осподину) Шибаеву Исидору Мартыновичу послали просительное письмо, так же к брат(ьям) Банкетовым и к брат(ьям) Рахмановым, просили их. Если что Господь по сердцу положит им пожертвовать, то чтобы вручили вам или г(осподину) Ивану Ивановичу Бутикову. [12] Вся моя надежда на вас, владыка святый, и уверен, что вы меня обрадуете, и снимите с меня такое тяжкое иго.
С получения сего прошу вас уведомить меня. И так пожелав вам многолетнего здравия и благоденствия и высокоторжественный праздник христова Рождества дождаться в здравии и благополучии и праздновать в духовной радости. За тем остаюсь с истинным почтением и преданностью навсегда слуга ваш покорный Василий Васильевич Фомин. Яссы.
Погода в нас стоит теплая, и вместо снега проходят дожди. Владыка святый, если Господь пошлет своим милосердием пожертвовать от усердных хри-столюбцев, и будет сумма 4000 руб., тогда прошу выслать Добрынину 1500 руб., и ко мне в Яссы 1500 руб., и г(осподину) Мальцову, как выше писано, 1000 руб. Помози царица Небесная, чтобы так исполнилось» [ОР РГБ. Ф.246. К. 177. Д.З. Л.308-309].
Письмо - настоящий крик души, со всей яркостью передает обстановку строительства храма и невероятные личные усилия Василия Фомина, и помощь Митрополии и «всего мира».
Нет необходимости вновь говорить о важности изучения эпистолярного наследия как исторического источника. На наш взгляд, даже этот небольшой срез старообрядческой переписки 1860-70-х гг. значительно пополняет и расширяет наши представления о последователях старой веры, об их подлинной жизни со всеми трудностями, противоречиями и духовным подвижничеством. ***
***
1. Агеева Е.А. Благотворительность как часть традиционной культуры старообрядцев Белокриницкой иерархии в конце XIX - начале XX в. В переписке общин Бессарабии и Московского Рогожского кладбища // Традиционная культура. 2009. №1 (33). С. 105-111.
2. Агеева Е.А.Династия Богатенко в культурно-общественной жизни Москвы в первой трети XX века // Старообрядчество в России (ХѴІІ-ХХ вв.): сб. научных трудов. Вып. 4. М., 2010. С. 301-309.
3. Агеева Е.А. Из истории хора и певческого рукописного наследия Московской старообрядческой общины Рогожского кладбища в конце XIX - первой четверти XX века // актуальные проблемы изучения церковно-певческого искусства: наука и практика (к 120-летию кончины Д.В. Разумовского): сборник статей. Гимнология. Вып. 6. Научноиздательский центр «Московская консерватория». М.,2011. С. 512-523.
13
4. Агеева Е.А. Генерал-губернатор Москвы великий князь Сергей Александрович Романов против архиепископа Савватия и Рогожского кладбища в Москве // Старообрядчество в России ХѴІІ-ХХ вв.: сб. научных трудов. Вып. 5. М., 2013. С. 457-483 .
5. Агеева Е.А. Старообрядцы в Спасо-Евфимиевом монастыре // Спасо-Евфимиев монастырь в истории и культуре России (к 650-летию основания монастыря): материалы научно-практической конференции / Владимиро-Суздальский музей-заповедник, 2001. С. 54-67.
6. Агеева Е.А. Гуслица // Православная энциклопедия М., 2006. Т.ХІІІ.С. 503-509.
7. Агеева Е.А. Гончаров Иосиф Семенович // Православная энциклопедия. М., Б.г. Т. 12. С. 81-83.
8. Мельников Ф.Е. Краткая история Древлеправославной (старообрядческой) Церкви. Изд-во БГПУ, 1999.
9. Панкратов А.В. Аркадий // Православная энциклопедия. М., Б.г. Т. 3. С. 268-
269.
10. Панкратов А.В. Арсений (Анисим Васильевич Швецов) // Православная энциклопедия. М., Б.г. Т. 3. С. 419-420.
11. Смилянская Е.Б., Денисов Н.Г. Старообрядчество Бессарабии: книжность и певческая традиция. М.: Индрик, 2007.
12. Юхименко Е.М. Старообрядческий центр за Рогожской заставою. М., 2012. С. 197-205.
14