МОСКОВСКАЯ МОДЕЛЬ ГОРОДСКОГО УПРАВЛЕНИЯ: СТРУКТУРА ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
ЗВЕРЕВ С.И.
Зверев Сергей Иванович- руководитель Департамента территориальных органов исполнительной власти города Москвы правительства Москвы (Москва).
Правовые основы организации публичной власти едины и для Москвы, .и для Санкт-Петербурга, но сложившиеся системы городского управления существенно разнятся как по структуре органов государственной власти, так и по устройству внутригородских муниципальных образований, по полномочиям органов местного самоуправления.
Эти различия складывались постепенно, начиная с 1991 г, в период коренной ломки системы управления государством. В то же время это был период тяжелейшего экономического кризиса, острейших социальных и политических проблем. В этих условиях каждая территория пыталась самостоятельно найти эффективные пути решения местных жизненно важных вопросов, использовать все возможные материальные, финансовые и кадровые ресурсы.
С самого начала органы власти города формировались как единый организм, действующий на трех уровнях: муниципальном (районном), административном (окружном) и городском.
В течение 1991-1993 гг. уточнялись границы административно-территориального деления города, структура и функции органов власти и управления трех уровней, разделение между ними полномочий по решению вопросов, наиболее актуальных для каждого из них.
В 1994-1997 гг. по мере развития городского хозяйства динамично формируются правовые, экономические и финансовые основы функционирования внутригородских территориальных образований.
Муниципальные образования стали элементом стабильности в управлении городом. Администрации районов успешно справлялись с переданными им полномочиями в решении вопросов местного значения, управления городской собственностью, распоряжения выделенными из городского бюджета финансовыми средствами.
Вместе с тем в течение этого периода определилась основная особенность системы управления городом -» двойной статус Московской городской Думы и городской администрации, в соответствии с которым они одновременно являлись органами городского (местного) самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации и обладали всеми законодательно установленными полномочиями указанных органов. Такой принцип организации власти и управления в городе утвержден в 1995 г. Уставом Москвы1, исходя из сложившихся социально-экономических условий, единства интересов городского хозяйства и работы Дальнейшему развитию основ местного самоуправления в городе способствовал принятый с учетом законодательной инициативы московских органов власти, подержанной органами власти Санкт-Петербурга, Федеральный закон «0 внесении дополнений в Федеральный закон "06 общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"» от 17 марта 1997 г. № 55-ФЗ . Этот закон устанавливал особенности организации местного самоуправления в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге, которые стали определяющими в установлении полномочий и структуры органов местного самоуправления в Москве до настоящего времени.
Для решения задачи развития местного самоуправления в 1997 г. был введен институт выборных советников районных собраний, которые были подотчетны только избирателям.
При этом исполнительные органы власти района - районные управы - в решении определенного
круга вопросов стали подотчетны и органам государственной власти. Это выражалось и в такой процедуре, как внесение мэром Москвы кандидатуры главы районной управы на рассмотрение и утверждение районного собрания, так как на уровне районных органов власти решались государственные задачи пожизнеобеспечению населения города Москвы.
В 2002 г. эта норма была призна-13 не соответствующей законодательству, и мы были вынуждены внести изменения в Устав города Москвы, в соответствии с которыми органы власти города утратили двойной статус. Для соблюдения федерального законодательства на районном ровне были созданы как государственные территориальные органы власти - управы районов, так и | органы местного самоуправления, при этом и те, и другие были наделены определенными полномочиями. Таким образом, к 2002 г. была полностью сформирована действующая на настоящий момент в Москве структура публичной власти.
В соответствии с Уставом города Москвы законодательным (представительным) органом государственной власти города является московская городская Дума, состоящая из 35 депутатов, для которых законотворчество и работа с избирателями является основной работой на период депутатских полномочий, т. е. на 4 года.
Высшим исполнительным (коллегиальным) органом государственной власти города является правительство Москвы. Высшим должностным лицом, возглавляющим правительство Москвы, является мэр Москвы.
Принципы организации и функции правительства Москвы определенны Законом города Москвы «0 правительстве Москвы» от 20 декабря 2006 г. № 651. Членами правительства Москвы являются мэр Москвы, заместители мэра Москвы в правительстве Москвы (в том числе первые - их4), руководитель аппарата мэра и правительства Москвы, министры правительства Москвы и префекты административных округов города Москвы.
Заместители мэра Москвы в правительстве Москвы являются также руководителями пяти комплексов городского управления: - комплекс городского хозяйства города Москвы; - комплекс архитектуры, строительства, развития и реконструкции города Москвы; - комплекс экономической политики и развития города Москвы; - комплекс социальной сферы; - комплекс имущественно-земельных отношений города Москвы.
Решения правительства реализуются органами исполнительной власти города Москвы. Структуру органов исполнительной власти города Москвы определяет мэр Москвы.
С1991 г. структура органов исполнительной власти города Москвы строится по отраслевому, функциональному и по территориальному признакам.
Отраслевые (ихЗО) и функциональные (их 23) органы исполнительной власти (департаменты, комитеты, управления) осуществляют исполнительно-распорядительные функции в определенных отраслях и сферах управления городом. Они разрабатывают и предлагают правительству Москвы основные направления и пути развития соответствующих отраслей.
Территориальные органы исполнительной власти города образуются для управления соответствующими территориями - административными округами и районами Москвы.
Административные округа - это территориальные единицы города Москвы, включающие в себя несколько районов города. Границы административных округов не могут пересекать границы районов. Образование, преобразование и упразднение административных округов, присвоение им наименований, установление и изменение их границ осуществляется мэром Москвы.
В настоящее время в Москве 10 административных округов: Зелено-градский административный округ, в который входит город Зеленоград, Центральный административный округ и 8 округов, названных по сторонам света: Северный, Северовосточный, Восточный ит. д.
Районы - основные административно-территориальные единицы Москвы. Их образование обусловлено принципом шаговой доступности органа власти для населения. Кроме того, при определении границ учитывались исторические, географические, градостроительные особенности территорий, численность населения, социальноэкономические характеристики, расположение транспортных коммуникаций, наличие инженерной инфраструктуры и другие особенности. Образование, преобразование и упразднение районов, присвоение им наименований, установление и изменение их границ осуществляется Московской городской Думой по представлению мэра Москвы.
В Москве - 123 района. В наименовании некоторых сохранены старые названия деревень, сел и поселков: Матушкино, Зябликово, Лефортово, Коньково, Медведково и т. д. Численность населения в районах колеблется от 3,1 до 186,9 тыс. человек. Районы разделены на три категории: III - с численностью населения до 50 тыс. человек (таких районов 16); II - до 100 тыс. (63 района); I - свыше 100 тыс. человек (44 района).
В административных округах и районах города Москвы образованы территориальные органы исполнительной власти: 10 префектур административных округов и 123 управы районов.
Поскольку управы и префектуры действуют на одной территории, важной задачей является распределение полномочий между ними, ис-ключающее дублирование функций. Такой алгоритм был найден, для каждого уровня были определены распорядительные, координирующие и контрольные функции.
Префектура административного округа, возглавляемая префектом в ранге министра правительства Москвы, в пределах полномочий, установленных правительством, осуществляет оперативное руководство, координацию и контроль деятельности управ районов, а также исполнительно-распорядительные функции на территории административного округа города.
Префект назначается и освобождается от должности мэром Москвы.
К основным сферам деятельности префектуры относятся: - разработка и реализация ежегодной программы социально-экономического развития административного округа; - инвестирование разработок градостроительного плана развития территории административного округа, заключение договоров (инвестиционных контрактов) на строительство и реконструкцию объектов нежилого назначения с выходом площадей после окончания строительства (реконструкции) до 1500 кв. м; - на основании утвержденной исходно-разрешительной документации принятие решений о предоставлении земельных участков на территории административного округа для осуществления градостроительной деятельности, а также решений по их изъятию; принятие мер по прекращению эксплуатации объектов самовольного строительства. В области жилищной политики и жилищно-коммунального хозяйства префектура осуществляет контроль: - за подготовкой жилищного фонда, объектов коммунального хозяйства и социально-культурного назначения, расположенных на территории округа, независимо от их организационно-правового статуса к сезонной эксплуатации; за состоянием уборки, санитарной очистки и благоустройства; - за проведением работ организациями, ведущими строительство
и ремонт дорог, инженерных сетей и сооружений городского значения и др.
Префектура координирует работу эксплуатационных организаций по устранению аварий и неполадок в работе разводящих сетей тепло-, электро- и газоснабжения на территории округа, осуществляет учет потребности населения округа в жилой площади, распределяет жилую площадь, построенную за счет предприятий, организаций и учреждений в пределах договорных обязательств; принимает решение о выделении жилой площади физическим и юридическим лицам.
Кроме того, префектура осуществляет полномочия в сфере потребительского рынка и услуг, транспорта, связи и безопасности движения, социальной защиты
населения, молодежной, семейной политики, труда и занятости, в области образования, здравоохранения, культуры и спорта и т. д.
Управа района, возглавляемая главой, осуществляет в пределах полномочий, установленных положением о районных управах и правовыми актами города Москвы, исполнительно-распорядительную, координирующую и контрольную деятельность на территориях районов Москвы. Главы управ назначаются на должность и освобождаются от должности правительством Москвы. Категория района определяет численность аппарата управы и ставку должностного оклада главы управы.
В целом по городу штатная численность служащих в управах составляет более 4 тыс. человек, от 16 до 52 сотрудников в управе.
В области экономики, финансов, управления имуществом управа, осуществляя исполнительно-распорядительную деятельность, разрабатывает ежегодную программу социально-экономического развития района, представляет ее на утверждение в префектуру административного округа, обеспечивает ее исполнение в пределах полномочий и материально-финансовых ресурсов.
Управа взаимодействует с объектами собственности Москвы, переданными ей районами в оперативное управление. Администрация управы вносит в префектуру административного округа предложения по вопросам распоряжения имуществом, находящимся в собственности города и расположенным на территории района, представляет в префектуру предложения о создании, реорганизации и ликвидации государственных унитарных предприятий, находящихся в ведении управы, согласовывает уставы этих предприятий.
Управа полностью отвечает за эксплуатацию жилищного фонда, внутри дворовое благоустройство, осуществляет взаимодействие с учреждениями социальной сферы, расположенными на территории района, согласовывает размещение объектов мелкорозничной торговли.
Между тем на уровне районов города по вполне объективным причинам не могут быть реализованы такие полномочия, как обеспечение эксплуатации инженерной и транспортной инфраструктуры, энергетического хозяйства. Эффективное и целесообразное распределение полномочий между органами власти является залогом успешного функционирования системы городского управления.
Работа органов исполнительной власти Москвы и городских организаций по реализации принципа «одного окна» началась в 2003 г. Важнейшими задачами, стоящими перед органами исполнительной власти Москвы при реализации данного принципа, являлись: - упрощение процедур получения требующихся гражданам и юридическим лицам документов; - сокращение количества излишних разрешений и согласований органов исполнительной власти и организаций; - обеспечение качественного и своевременного обслуживания заявителей; - максимально возможное исключение субъективных факторов из процесса подготовки и согласования документов, а именно исключение привлечения заявителей к их оформлению, согласованию.
Создаваемые в органах исполнительной власти Москвы службы «одного окна» должны были не только выполнять функции канцелярий, но и осуществлять деятельность по проведению промежуточных согласований и оказанию консультативной помощи гражданам. Была создана основополагающая правовая база по реализации принципа «одного окна» на территории города, сформирован Единый реестр документов, выдаваемых органами исполнительной власти Москвы. Если общее числодокументов, выдаваемых в Москве, составляет 437, то 165 из них выдаются в органах исполнительной власти Москвы. Особое внимание уделяется снятию и разрешению конфликтных ситуаций.
Что касается органов местного самоуправления, то с конца 2002 г. в Москве действуют 125 внутригородских муниципальных образований, границы которых в
основном совпадают с границами районов, за исключением двух районов Зеленограда, в границах которых действуют по 2 муниципальных образования.
Структура органов местного самоуправления сформирована в соответствии с требованиями Федерального закона «06 общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от октября 2003 г. № 131-ФЗ1: Согласно положениям Федерального закона: - представительные органы - муниципальные собрания - состоят из депутатов, избираемых на муниципальных выборах (от 10 до • 20 депутатов в каждом муниципальном образовании в соответствии с его уставом); -исполнительно-распорядительные органы - муниципалитеты, которые работают под руководством руководителей муниципалитетов, назначенных на должность по контракту по результатам конкурсов; - руководители муниципальных
образований - высшие должностные лица муниципальных
образований, в соответствии с уставами избираются муниципальными собраниями из своего состава и руководят деятельностью муниципальных собраний.
14 марта 2004 г. состоялись муниципальные выборы, на которых были избраны 1535депутатов муниципальных собраний; следующие муниципальные выборы состоятся
в марте 2008 г. Сегодня в 125 муниципалитетах Москвы работают 2155 муниципальных служащих.
Федеральный закон № 131-ФЗ устанавливает закрытый перечень вопросов местного значения для всех типов муниципальных образований, кроме внутригородских муниципальных образований Москвы и Санкт-Петербурга.
Вопросы местного значения, в решении которых органы местного управления самостоятельны и неподконтрольны органам исполнительной власти города, определены Законом города Москвы «06 организации местного самоуправления в городе Москве- от 6 ноября 2002г. №564 При определении круга вопросов местного значения муниципальных образований Московская городская Дума и правительство Москвы исходили, в первую очередь, из необходимости сохранения единства городского хозяйства - таким образом, решение хозяйственных вопросов (содержание жилищного фонда, дорог, объектов здравоохранения, образования и т. д.) оставлено за органами исполнительной власти города.
Перечень вопросов местного значения, установленный в 2002 г., был значительно пересмотрен и расширен в 2006 г. с учетом наработанного органами местного самоуправления опыта и состоит из четырех блоков: - вопросы, которые решаются непосредственно органами местного самоуправления(опека и попечительство. охрана имущественных и неимущественных прав и интересов несовершеннолетних, защита прав потребителей, руководство призывными комиссиями, проведение мероприятий по военнопатриотическому воспитанию граждан, регистрация трудовых договоров, заключаемых работодателями - физическими лицами с работниками, организация местных праздничных и иных зрелищных мероприятий); - вопросы, в решении которых участвуют органы местного самоуправления во взаимодействии с государственными органами (осуществление контроля по вопросам использования земель, экологии, благоустройства, санитарного состояния, противопожарной безопасности; взаимодействие с общественными объединениями); - вопросы, которые согласуют органы местного самоуправления (о предоставлении земельных участков для СТОЯНРК автотранспорта, по дислокации объектов потребительского рынка, услуг и объектов сезонной мелкорозничной торговли, о целевом назначении нежилых помещений, расположенных в жилых домах); - вопросы, по которым органы местного самоуправления вносят предложения (к проектам городских целевых программ, об образовании и упразднении особо охраняемых природных территорий, по созданию условий для развития на территории муниципального образования физической культуры и массового спорта, пас организации и изменению маршрутов, режима работы, остановов наземного городского
пассажирского транспорта, по повышению эффективности охраны общественного порядка, по благоустройству территории муниципального образования).
Можно говорить о том, что порядок взаимодействия органов власти города и органов местного самоуправления сегодня установлен, причем органы городской власти многие вопросы решают, только с участием органов местного самоуправления.
Например, органы исполнительной власти города рассматривают предложения органов местного самоуправления по вопросам, отнесенным к их полномочиям, с обязательным участием представителей муниципальных образований. Мотивированное заключение, решение по результатам рассмотрения внесенных предложений направляются в орган местного самоуправления.
Префектуры административных округов города Москвы рассматривают предложения управ районов города Москвы по вопросам, требующим согласования с органами местного самоуправления, только при наличии заключения органов местного самоуправления с тем, чтобы учитывать мнение местного населения.
Но основной путь развития местного самоуправления в Москве - передача на этот уровень отдельных государственных полномочий по мере формирования кадровых ресурсов, накопления опыта хозяйствования в общегородской системе.
Проведение политики расширения полномочий местного самоуправления получило закрепление в Законе города Москвы «0 порядке наделения органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве отдельными полномочиями города Москвы (государственными полномочиями)» от 14 июля 2004 г. № 501.
В 2005 г. органы местного самоуправления внутригородских муниципальных образований были наделены полномочиями города Москвы по образованию и организации деятельности районных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, а с 1 января 2007 г. - отдельными полномочиями в сфере организации досуговой, социально-воспитательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с населением по месту жительства (законы города Москвы от 28 августа 2005 г. № 47, от 25 октября 2006 г. № 53).
Что дала населению передача полномочий по досугу и спорту. Во-первых, при передаче полномочий была проведена полная инвентаризация помещений, в которых проводилась работа с населением, а также спортивных площадок. Оказалось, что около 60% помещений и площадок требуют текущего или даже капитального ремонта. В связи с этим поставлена задача привести помещения и площадки в удовлетворительное состояние, утверждены адресные списки объектов, где в первую очередь должен быть проведен капитальный ремонт.
Во-вторых, установлен единый норматив обеспеченности площадками и помещениями для жителей, чтобы все могли пользоваться данными услугами в равной степени, вне зависимости от района. Разница по обеспеченности помещениями для проведения в них работы по организации досуга населения в различных районах составляет десятки раз, а в городе в целом необходимо удвоить количество площадей для этих целей по месту жительства. Такая задача тоже поставлена перед соответствующими городскими структурами и должна быть решена в течение 2007-2008 гг.
В-третьих, из бюджета выделено 1,5 млрд. рублей и передано муниципалитетам на проведение этой работы. Раньше финансирование проводилось в основном по остаточному принципу и зависело оттого, как префектуры или управы относились к этой работе и сколько направляли на эти мероприятия денег. Досуговые государственные учреждения также не имели полного стабильного обеспечения, финансировались из разных источников, без учета реальных потребностей.
В-четвертых, досуговая работа по месту жительства была далеко не приоритетной для органов гос. власти, всегда находились более важные государственные дела.
Для органов местного самоуправления работа с населением - основное направление. К этой работе привлечены специалисты муниципалитетов, активно подключились также
депутаты муниципальных собраний: упорядочилась работа с некоммерческими организациями, привлекают спонсоров для организаций новых бесплатных кружков и секций Появились новые формы работы к месту жительства, охватывающие все слои населения, проводятся - мероприятия и для семьи, и для инвалидов, и для одиноких пожилых людей, и для подростков и молодежи.
Особое внимание будет уделяться трудным подросткам и подопечным детям, ведь органы местного самоуправления являются и органами опеки и попечительства, возглавляют работу районных комиссий по делам несовершеннолетних Данное обстоятельство будет способствовать формированию системы профилактики правонарушений среди детей и подростков. Только за полгода число бесплатных кружков и секций увеличилось на 50%, количество охваченного населения возросло в 2, а в некоторых районах - в 4 раза.
Исходя из перечня вопросов местного значения, во всех муниципальных образованиях сформированы местные бюджеты. Источники местных бюджетов устанавливаются законном о бюджете города Москвы на очередной год. В 2006-2007 гг. в качестве источника определены отчисления от налога на доходы физических лиц (по дифференцированным нормативам) и поступления от денежных взысканий (штрафов), налагаемых районными комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав. В том случае, если доходы по этим источникам не обеспечивают 100% расходов местных бюджетов, из бюджета города выделяется финансовая помощь. Кроме эго, реализация переданных полномочий осуществляется за счет субвенций, выделенных из бюджета Москвы.
По мере развития местного самоуправления увеличивается и число самодостаточных в финансовом плане муниципальных образований: в 2006 г. недотационными )или 5 муниципальных образова-1ИИ, в 2007 г. - 25, на 2008 г. пла-1ируется 47 недотационных муниципальных образований.
Суммарно доходная часть мест-1ых бюджетов муниципальных образований в 2006 г. составляла 1 млрд. Ю8 млн. руб. (собственные доходы: -73 млн. 184 тыс. руб. -финансовая мощь: 471 млн. 317 тыс. руб. - субвенции на образование и организацию деятельности комиссий по де-1ам несовершеннолетних и защите IX прав: 103 млн. 300 тыс. руб.).
На 2007 г. доходная часть состави-1а 3 млрд. 233 млн. руб. (собственные доходы: 1 млрд. 271 млн. руб. - финансовая помощь: 265 млн. 806 тыс. руб. -• субвенции: 1 млрд. 696 млн. 682 тыс. руб., в том числе на образование и организацию деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав -153 млн. 750 тыс. руб. и в сфере организации досуговой, социально-воспитательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с населением по месту жительства - 1 млрд. 542 млн. 932 тыс. руб.).
Таким образом, очевидно, что с расширением полномочий органов местного самоуправления увеличивается их финансирование, причем финансирование расходных обязательств местного самоуправления из бюджетов обеспечено на 100%.
Органам местного самоуправления для осуществления полномочий по обеспечению досуга и спорта среди населения также переданы в безвозмездное пользование материальные ресурсы: 850 нежилых помещений (общей площадью 183 873 кв. м), 2600 внутридворовых спортивных площадок и соответствующе оборудование.
Согласно изменениям федерального законодательства с 1 января 2008 г. органами опеки и попечительства будут являться органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации вместо органов местного самоуправления.
Однако в Москве уже сложилась система работы по опеке и попечительству, предусматривающая взаимодействие органов местного самоуправления и органов
исполнительной власти города. В связи с этим представляется целесообразным сохранить за органами местного самоуправления функции по опеке как переданные государственные полномочия.
Если проследить путь становления системы управления городом, то, на наш взгляд, наиболее эффективная система существовала в течение 1995-2002 гг., в так называемый период «двойного статуса» органов представительной и исполнительной власти, когда наиболее полно использовались организационные, кадровые возможности и полномочия органов власти, местно го самоуправления и форм прямого участия населения в решении всех вопросов городской жизни. Действовавшая модель управления во многом себя оправдывала: все вопросы решались комплексно, не было «разрыва» во взаимодействии между органами власти «разного» уровня - государственными (т. е. городскими) и му ниципальными.
Возможно, стоит преодолеть односторонность толкования Хартии местного самоуправления, Конституции Российской Федерации в вопросах жесткого отделения, даже противопоставления органов местного самоуправления и органов государственной власти, включая органы власти субъектов РФ и Федерации в целом. Есть много примеров организации местного самоуправления в различных государствах на основе Хартии местного самоуправления, но с различным пониманием принципа «самостоятельности» органов местного самоуправления. Например, с одной стороны, - опыт Польши, где органы местного самоуправления в большой степени «отделены» от государственных органов, с другой стороны, - опыт Германии и, в первую очередь, ее столицы Берлина, где самостоятельность реализации полномочий не противоречит единым принципам построения общих задач, планирования, контроля результатов работы и расходования финансовых средств. На наш взгляд, для Москвы был бы ближе опыт Берлина.
Кроме того, существует проблема жесткой регламентации положениями Федерального закона структуры органов местного самоуправления. Поскольку к полномочиям города отнесено установление перечня вопросов местного значения, представляется логичным предоставить и право устанавливать, исходя из этого перечня, структуру органов местного самоуправления. В противном случае (как это происходит сейчас) на содержание аппаратов двух юридических лиц расходуется до 70% местных бюджетов. При этом в Москве нет необходимости создавать 2 юридических лица (муниципальное собрание и муниципалитет), разделять полномочия главы муниципального образования, руководителя муниципалитета и председателя муниципального собрания, так как нет хозяйствующих функций. В этой связи в установленном порядке поддерживается находящийся в Госдуме проект Федерального закона «0 внесении изменений в Федеральный закон "06 общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"» № 358384, однако Правительство РФ на основании заключений Минэкономразвития и Института правоведения дало на законопроект отрицательное заключение, поэтому он может не пройти.
Необходимо также учитывать особенности организации местного самоуправления в городах федерального значения при наделении органов местного самоуправления полномочиями Российской Федерации. Например, Федеральный закон «0 присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» от 20 августа 2004 г. № 113-ФЗ1 установил, го органы местного самоуправления за счет субвенций из федерального бюджета выполняют полномочия по составлению списков присяжных заседателей. Однако муниципальные образования в городе Москве не могут выполнить эти функции, так как не осуществляют полнономочия по учету граждан, составлению списков избирателей, а поэтому не располагают необходимой информационной базой. Органы власти города, исполняя эти функ-1ии, не могут оформить получение субвенций, так как Постановлением 1равительства РФ от 23 мая
2005 г. Л 3202, которым определен порядок получения этих субвенций, также не учтены особенности таких городов, сак Москва и Санкт-Петербург.
Существенной проблемой городского управления является )определение методики ресурсного )обеспечения переданных органам местного самоуправления государственных полномочий, выработка необходимых критериев и нормативов оценки качества предоставляемых государственных и муниципальных услуг.
Планом мероприятий по проведению административной реформы в городе Москве в 2007 г. предусмотрены: - определение понятий государственной и муниципальной услуги, оказываемой населению соответственно органами исполнительной власти города Москвы и органами местного самоуправления; - разработка и утверждение нормативов по оказанию государственных услуг, что позволит
определить нормативы для расчета общего объема субвенций и материальных средств, предоставляемых муниципальным образованиям для осуществления переданных полномочий.
Однако ряд вопросов требует решения на федеральном уровне.
Необходимо ускорить разработку механизма предоставления достаточной финансовой помощи органам местного самоуправления на реализацию переданных им расходных полномочий с учетом объективных критериев и государственных минимальных стандартов. Требуется также своевременная помощь (правовая, организационная, методическая) и по реализации решений, принятых органами государственной власти, например, по во просу подготовки и принятия местного бюджета на 3 года.
В связи с поручением Президента Российской Федерации В. В. Путина от З июля
2006 г. № Пр-1123 ГС Правительством Москвы неоднократно направлялись обращения в федеральные органы власти по вопросу о расширении перечня налоговой и статистической информации, предоставляемой органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления, для повышения эффективности бюджетного планирования и межбюджетных отношений.
Разработка и направление материалов по вышеперечисленным вопросам позволит органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления принимать оптимальные решения, способствовать процессу взаимодействия по реализации федерального законодательства.
1. Федеральный закон «0б общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации- от 6 октября 2003 г. № 131-ФЭ // СЗ РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.
2. Закон города Москвы от 28 июня 1995 г. (в редакции Закона города Москвы от 15 февраля 2006 г. № 11) // Вестник мэра и правительства Москвы. 2006. 22 марта. Федеральный закон «0 внесении дополнений в Федеральный закон "06 общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"» от 17 марта 1997 г. № 55-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1997. № 12. Ст. 1378.
3. Закон города Москвы -06 организации местного самоуправления в городе Москве 01 6 ноября 2002 г. № 56 (в редакции Закона города Москвы от 31 мая 2006 г. № 22) // Вестник мэра и правительства Москвы. 2006. № 35.
4. Федеральный закон «0 присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» от 20 августа 2004 г. № 113-ФЗ (в редакции Федерального закона от 31 марта 2005 № 26-ФЗ) // Российская газета. 2005. 5 апреля.
5. Постановление Правительства РФ «06 утверждении правил финансового обеспечения переданных исполнительно-распорядительным органам муниципальных образований государственных полномочий по составлению списков кандидатов в присяжные заседатели Федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» от 23 мая 2005 г. № 320 // Российская газета. 2005. 31 мая.