МОШЕННИЧЕСТВО С ПОМОЩЬЮ МОБИЛЬНОГО ТЕЛЕФОНА В КОНТЕКСТЕ ТЕОРИИ ФРЕЙМОВ
УДК 316.28
Современное социальное бытие характеризуется постоянными трансформациями и появлением новых практик в повседневном взаимодействии людей, которые возникают, в том числе, и в результате развития всевозможных коммуникативных технологий - современных СМИ, Интернета, пейджеров и, наконец, сотовых телефонов. В частности, мобильный телефон, став одним из важнейших средств дистанцированной коммуникации, привел к возникновению как позитивных, так и негативных последствий для межличностной коммуникации [1, с. 81-101]. Одним из таких негативных коммуникативных феноменов является феномен мошенничества с помощью мобильного телефона.
По сути дела, феномен мошенничества можно рассматривать с различных точек зрения, начиная с обыденного взгляда (включающего, как правило, обозначение аморальной сущности мошенничества и самих мошенников) и заканчивая рассмотрением мошенничества с правовой точки зрения (то есть в терминах Уголовного кодекса). Целью же данной статьи является представить социологический взгляд на мошенничество нового типа, который пока еще не разработан в должной мере в современной научной литературе соответствующего направления и озвучить некоторые гипотезы. А именно, задачи статьи заключаются в том, чтобы вскрыть механизм осуществления мошенничества, которое происходит при участии сотового телефона и описать практики мошенничества, определить, благодаря каким факторам эти практики успешно реализуются, и дать этому социологическое объяснение, а также выявить отличительные особенности данного вида мошенничества.
Анализ информации по данной теме является предварительной теоретической проработкой материалов прессы и, отчасти, результатов неструктурированных наблюдений. В дальнейшем возможно развитие данной темы и проведение собственного эмпирического исследования с целью подтвердить изложенные гипотезы и выявить статистически значимые закономерности,
Ю.О. ОБУХОВА
свойственные данному социальному явлению (для чего планируется использовать широкий спектр социологических методов, начиная с количественных опросов и глубинных интервью и заканчивая проведением экспериментов, моделирующих некоторые ситуации мошенничества). В рамках же данной статьи предлагается рассмотреть феномен мошенничества как социальное явление, которое наилучшим образом вписывается в рамки концепции фреймов И. Гофмана.
Под термином «фреймы» И. Гофман обозначает формирующиеся в сознании каждого индивида представления о конкретных ситуациях (а также о правилах поведения в конкретных ситуациях) [3, с. 8-82].
Дело в том, что как бы ни была разнообразна современная социальная жизнь, все равно, все эти ситуации (и способы реагирования на них) в итоге можно свести к определенному перечню, который известен каждому человеку, социализированному в данном обществе. Таким образом, понятие фрейма сочетает в себе конкретную жизненную ситуацию с ее трактовкой в сознании индивида. Фрейм - это ситуация, которая была воспринята и, пусть неосознанно, проинтерпретирована индивидом определенным образом в соответствии с существующими в каждом фрейме стандартными негласными требованиями, регулирующими исполнение роли того или иного персонажа, его поведение.
Получается, с одной стороны, индивид свободен в своем восприятии ситуации, но с другой стороны есть объективно существующие схемы типизации действительности, которые существенно облегчают восприятие и анализ множества ситуаций взаимодействия в повседневности [3, с. 101, 106, 109-110]. Люди в повседневных взаимодействиях легко определяют для себя тип фрейма (ситуации) и, в соответствии с ним, выстраивают свою линию коммуникативного поведения с другими индивидами, которые оказались включены в тот же фрейм [3, с. 82-87].
Мошенники, создавая лишь видимость привычной ситуации и вводя индивида в
заблуждение, используют его ожидания в своих целях. По сути дела, успешные действия фабрикаторов включают в себя два важных элемента: во-первых, фабрикато-ры знают о том, как будет себя вести человек в определенном фрейме и основывают свои собственные действия на этом знании, во-вторых, мошенники знают, какое поведение человек ожидает от них и могут частично следовать данной модели до определенного момента, не вызывая никаких подозрений у жертвы [3, с. 145-147].
Иными словами, мошенничество, представляет собой эксплуатирование существующих в обществе правил поведения для фабрикации стандартных фреймов с целью дать окружающим ложное представление о ситуации взаимодействия, которое, в свою очередь, позволит использовать неосведомленность жертв фабрикации об истинном положении дел для обогащения фабрикаторов за счет обманутых.
И здесь мы приходим к очень значимой гипотезе, касающейся механизма осуществления мошенничества. Можно предположить, что в качестве объяснения того, как именно возможна успешная реализация мошенничества, можно назвать три объективно существующих социальных феномена: наличие стандартных и общеизвестных схем социальных ситуаций (фреймов), склонность индивидов к типизации социальных ситуаций, и существование такого социального феномена, как доверие.
Доверие - это одна из основ существования общества, как такового, именно оно позволяет людям успешно взаимодействовать друг с другом. Как отмечают социологи (например, Г. Гарфинкель или Р. Коллинз), в обществе существует определенный набор социальных норм и правил поведения, которые регулируют повседневное взаимодействие людей. Каждый член общества знает эти правила и действует в соответствии с ними, а также ожидает и что другие индивиды также будут следовать установленному порядку. Иными словами, люди доверяют другим, ожидая, что те поведут себя так, как должно [2; 5]. Например, спрашивая время на улице у прохожего, мы ожидаем в ответ получить правдивую информацию; когда мы подаем продавцу крупную купюру, превышающую стоимость купленного нами товара, то ожидаем, что продавец вернет нам сдачу и так далее. Почти любое наше взаимодействие предполагает наличие определенных ожиданий в отношении поведения тех, с кем мы вступаем в кон-
такт, и веру в то, что ожидания наши не будут обмануты.
Попытаемся рассмотреть, каким образом действуют мошенники и как можно с социологической точки зрения интерпретировать специфическую коммуникативную ситуацию - мошенничество с помощью сотового телефона. Сразу следует отметить, что мошенничество, с нашей точки зрения, является одной из разновидностей практик самопрезентации. Иными словами, ключевыми факторами успешности или неуспешности действий мошенников будет их способность овладеть приемами создания и презентации определенного социального образа.
Сразу оговоримся, что нами было выделены два типа ситуаций мошенничества, различающихся тем, какие самопрезентационные практики наиболее значимы для успешности создания ложного фрейма.
I. Ситуация, когда сотовый телефон выступает объектом мошенничества (цель мошенников - заполучить чужой телефон, как некую материальную ценность). В этом случае мошенник вынужден осуществлять взаимодействие лицом-к-лицу с жертвой обмана, что накладывает на его фабрикации определенные ограничения и вынуждает формировать ложный фрейм путем использования «личного переднего плана» (внешний вид, видимые манеры поведения) [4, с. 32]. Мошенник должен разыграть перед окружающим роль, в которой все будет учтено и оценено - и внешний вид, и мимика, и жесты, и тон, и манера речи. Каждый элемент должен служить созданию общего образа - человека, который вызывает доверие и желание помочь. В этом заключается сложность данного типа мошенничества, но, с другой стороны, он по-своему прост. Дело в том, что, как пишет И. Гофман, люди склонны оценивать друг друга именно на основании своих впечатлений о внешнем виде, что действует на руку мошенникам [3, с. 557; 4, с. 31-35].
II. Ситуация, когда сотовый телефон и мобильная связь представляют собой инструменты мошенничества (мошенники используют функциональные свойства мобильного телефона с целью обмана). В этом случае отсутствует контакт лицом -к-лицу между фабрикатором и жертвой, поэтому методы фабрикации ситуации часто смещаются на вербальную составляющую общения, а поскольку отсутствует визуальный контакт с жертвой (которая не видит фабрикатора), такие ситуации позволяют фабриковать широкий спектр
разнообразных фреймов. Мошенничество подобного рода опасно именно потому, что фабрикаторы постоянно совершенствуют свои методы, эксплуатирующие коммуникативную специфику дистанцированной голосовой коммуникации: невозможность своими глазами убедиться в «неистинности», сфабрикованности того фрейма, в который попадает жертва. В отличие от первого типа ситуации мошеннику нет необходимости заботиться о внешнем антураже и тщательно следить за точностью исполнения роли, так как такое мошенничество часто даже не использует голосовую коммуникацию, предпочитая вербальное воздействие с помощью БтБ-сообщений.
I. Первый тип ситуации представлен, как правило, похищением сотового телефона. Формально отнести данную ситуацию к категории мошенничества позволяет тот факт, что жертва сама и без принуждения отдает в руки мошеннику свой телефон. В ряде случаев мошенник просто просит позвонить по чужому телефону, садиться с чужим телефоном в машину и уезжает. Возможны, правда, и более сложные схемы, когда преступник, сославшись на разряженную батарею телефона, просит вставить в ваш аппарат свою сим-карту, чтобы сделать срочный звонок, а свой телефон оставляет вам в залог (спустя какое-то время жертва обнаруживает, что это искусный муляж [6]).
В этой ситуации для успеха мошенника очень важно предстать перед жертвой в образе честного, добропорядочного, «благонадежного» человека, поскольку люди склонны оценивать других на основании внешнего антуража - манеры держаться и говорить, внешнего вида, аксессуаров [4]. Выстраивая образ другого, люди склонны основываться на предыдущем опыте общения, ибо «суждения о нравственном облике и характере человека, основанные на сведениях, заимствованных из прошлого опыта, - одна из наших главных забот в повседневной жизни. И самое коварное свойство этого занятия состоит в уверенности, что «вопрос можно решить», и в то же время нет никакого надежного способа установить, правильно ли решен вопрос» [3, с. 557].
Соответственно, если индивид ранее встречал людей в классическом костюме и с мягкими интонациями речи, и это были «надежные люди», то так же он будет относиться ко всем, кто выглядит так же. Особенность человеческого восприятия такова, что он будет обращать внимание на внешние аспекты и сравнивать их с предыдущим опытом, а на содержа-
ние общения и на смысл просьбы обратит значительно меньше внимания, если первое впечатление от незнакомца оказалось позитивным.
II. Второй тип мошенничества основан на использовании функциональных свойств сотового телефона, на выстраивании ложного фрейма на основании привычных рамок ситуации разговора по сотовому телефону:
1. Первый вид подобного мошенничества можно условно назвать - просьба о помощи от близкого человека. Мошенничество этого типа основано на ситуации, когда абоненту звонит незнакомый человек, сообщает о том, что с родственником абонента случилась неприятность, а его телефон недоступен (пострадал при аварии и т.д.). Далее следует просьба положить деньги на счет телефонного номера, с которого звонит мошенник, так как необходимо совершить еще много звонков.
Для понимания причин эффективности подобного мошенничества важен тот факт, что информацию о событии индивиды вынуждены устанавливать исключительно на основе сведений, передаваемых посторонним человеком, который является единственным источником информации для жертвы, а это «порождает ситуацию ложной тревоги», ведет к нервозности, беспокойству, а следовательно, необдуманным поступкам [3, с. 533].
2. Еще один случай мошенничества путем фабрикации привычного людям фрейма, связанного с использованием сотового телефона, - предложение спасти от компьютерного вируса путем отправки платного зтз-сообщения. Здесь мошенники используют и Интернет, и мобильные технологии: вирус, попадая в компьютер, полностью блокирует его работу, а на экран выводится сообщение о том, что для избавления от вируса владелец может послать сообщение на короткий номер. Мошенничество подобного рода разыгрывает привычность ситуации с отправкой платных БтБ-сообщений (которые представляют собой запрос на получение какого-либо информационного товара путем (например, картинок и музыки). Люди привыкли, что такого рода сообщения приводят к получению определенного блага, поэтому жертвы могут с большим доверием отнестись к ложному обещанию.
3. Еще один вид мошенничества связан с ситуацией, когда человеку звонят или отправляют зтз-сообщение о выигрыше в лотерее или конкурсе, например на известной радиостанции. В этом случае
мошенники тщательным образом воссоздают привычный любому радиослушателю фрейм звонка с радио: с абонентом разговаривает веселый диджей, он передает приветы близким, заказывает песню, и, когда человек твердо уверился в том, что он находится в рамках фрейма «звонок с радио», ему сообщают, что он стал победителем розыгрыша и может не только получить новую модель сотового телефона, но и бесплатно подключиться, сообщив операторам код карты экспресс-оплаты [6]. Такого рода мошенничество требует, пожалуй, значительных усилий по фабрикации рамок привычной для людей ситуации. Так, звонок из радиостудии должен сопровождаться определенным звуковым и музыкальным оформлением, что требует определенной подготовки.
Итак, подводя итоги, можно отметить, что с превращением сотового телефона в элемент повседневности для мошенников открылся целый пласт возможных махинаций. Это связано, в первую очередь, со спецификой коммуникации с помощью сотового телефона.
Во-первых, это средство удаленной коммуникации, со всеми вытекающими последствиями: индивид не отслеживает большинство невербальных сигналов, которые могли бы дать информацию о том, говорит собеседник правду или ложь. Поэтому сам процесс разговора по сотовому телефону дает массу возможностей для махинаций - собеседник является для нас в процессе разговора зачастую единственным источником информации, которую мы, ввиду нашей физической удаленности от «места событий», не можем проверить.
И, во-вторых, привычность некоторых видов коммуникации с помощью сотового телефона, таких, например, как сервисные БтБ-сообщения и БтБ-реклама, приводит к тому, что индивиды начинают использовать стереотипное мышление при обработке информации, поступающей через этот коммуникативный канал. В результате часто становится легко пропустить ложную информацию, оформленную по стандартным коммуникативным правилам (например, подложное письмо с информацией о зачислении средств на счет, которого в реальности не было).
Таким образом, привычность и естественность коммуникации с помощью сотового телефона легко становится основанием для мошенничества со стороны недобросовестных членов социума, которые эксплуатируют привычные ежедневные фреймы, заманивая пользователей мобильных телефонов в ловушку злонамеренных фаб-рикаций. Такие последствия вполне естественны, поскольку появление любого нового феномена оказывает воздействие на общество - как положительное, так и отрицательное; в ответ на новые возможности в коммуникации появляются новые социальные вызовы. Мошенничество с помощью мобильного телефона представляет собой как раз один из таких вызовов, возникших как реакция недобросовестных членов социума на появление новых видов фреймов, которые относительно легко сфабриковать. Соответственно, остается только понять, каким образом мошенники добиваются результата в своей деятельности, и постоянно отслеживать новые формы мошенничества, чтобы быть готовым противостоять фабрикациям.
1. Василькова, В.В. Коммуникативные функции и дисфункции мобильной связи в современном обществе [Текст] / В.В. Василькова, Ю.О. Обухова // Общество знания: от идеи к практике. Коллективная монография в 3-х частях. Ч. 2 Социальные коммуникации в обществах знания. Под ред. В.В. Васильковой, Л.А. Вербицкой. - СПб.: Скифия-принт, 2009. С. 81-101.
2. Гарфинкель, Г. Понятие «доверия»: доверие как условие стабильных согласованных действий и его экспериментальное изучение [Текст] / Г. Гарфинкель / Пер. с англ. В. Г. Николаева // Социальные и гуманитарные науки: отечественная и зарубежная литература. Реферативный журнал. - Серия 11: Социология. - 1999. № 4. С. 126-166.
3. Гофман, И. Анализ фреймов: эссе об организации повседневного опыта [Текст] / И. Гофман. - М.: Ин-т социологии РАН, Ин-т фонда «Общественное мнение», 2004.
4. Гофман, И. Представление себя другим в повседневной жизни [Текст] / И. Гофман. - М.: КАНОН-пресс-Ц, 2000.
5. Коллинз, Р., Бергер Б., Бергер П. Личностно-ориентированная социология [Текст] / Р. Коллинз, Б. Бергер, П. Бергер. - М.: Академический проект, 2004.
6. Наиболее распространенные обманы мобильных абонентов // Российский бизнес. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rb.ru/inform/135917.html (дата обращения 20.06.2011 г.).
7. Телефонное мошенничество: будьте бдительны! [Электронный ресурс] // Официальный сайт «Билайн». - Режим доступа: http://mobile.beeline.ru/msk/news/news.wbp?id=9ec78130-971a-41f2-8e7e-ca53db982f60&p=47 (дата обращения 11.04.2009 г.).