НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ МГИМО
Интеллектуальный ресурс российской внешней политики
В.И. Мизин
В статье описывается деятельность ИМИ МГИМО(У) по обеспечению экспертного сопровождения российской внешней политики.
Наш Университет уже давно перестал быть элитарным закрытым ведомственным «питомником» для подготовки кадров дипломатов, торгпредов, собкоров и разведчиков, а превратился в авторитетный научно-образовательный центр мирового уровня по тематике международных отношений. Его выпускники - в руководстве страны и ведущих государств мира, видные отечественные и иностранные дипломаты, члены правлений крупнейших корпораций и банков, известные ученые. О престиже нашего вуза и бренда МГИМО свидетельствуют и многочисленные отечественные и зарубежные рейтинги. Его задачами на будущее являются:
- обеспечение динамичного развития МГИМО(У) как современного, открытого к инновациям образовательно-научного комплекса;
- развитие статуса одного из признанных национальных лидеров в сфере подготовки высококлассных кадров профессионалов-международников, обладающих современными системными знаниями, необходимыми навыками для эффективного участия в решении политических, социально-экономических, гуманитарных и духовных проблем, с высокой степенью адаптации к современным вызовам и требованиям, с четкой ориентацией на национальные интересы;
- продолжение и укрепление тесного, многопрофильного взаимодействия и координации с
Министерством иностранных дел России с целью обеспечения максимально эффективного решения задач, стоящих перед российской дипломатией и внешней политикой;
- активизация целенаправленных усилий по эффективной интеграции науки и образования, стимулированию творческих инноваций во всех сферах образовательной, исследовательской и управленческой деятельности в Университете.
Одной из центральных научно-координационных и экспертных площадок Университета является Институт международных исследований (ИМИ) МГИМО(У) МИД России. Созданный для придания более системного и прогностического характера экспертно-аналитической и научной работе в нашем вузе в интересах содействия дальнейшему повышению эффективности внешней политики России, он уже стал признанным академическим инструментом интеллектуальной «подпитки» внешней политики и дипломатической работы. ИМИ целенаправленно осуществляет экспертноаналитическое сопровождение деятельности ведущих государственных органов нашей страны.
ИМИ опирается на богатые традиции своих предшественников - Проблемной научно-исследовательской лаборатории системного анализа в области международных отношений и Центра международных исследований, ставших альма-матер российской внешнеполитической полито-
Мизин Виктор Игоревич - к.и.н., заместитель директора ИМИ МГИМО(У) МИД России. E-mail: [email protected]
логии. В них работали и продолжают работать такие видные ученые, как А. В. Торкунов, И.Г. Тюлин,
A.И. Подберезкин, М.А. Хрусталев, А.А. Злобин,
B.Б. Тихомиров, С.А. Караганов, А.И. Загорский и др.
Мы намерены стремиться к тому, чтобы ИМИ,
действуя в тесной координации с другими подразделениями Университета, обеспечивал охват всех ключевых проблем и направлений мировой политики и экономики, способствуя тем самым закреплению за МГИМО(У) статуса и позиций ведущего национального центра аналитики для выработки адекватных внешнеполитических и внешнеэкономических решений. Это предполагает и расширение числа «заказчиков» и перечня тем научных исследований. Это также предполагает оперативное реагирование на происходящие в международных отношениях процессы, выявление, анализ и осмысление перспектив их возможного развития, составление соответствующих прогнозов, учитывающих интересы Российской Федерации - прежде всего военно-политические и экономические.
Прошедший 2011 г. был исключительно «щедр» на различные события на международной арене, которые невозможно было спрогнозировать заранее, но потребовавшие глубокого анализа и незамедлительной реакции. Речь прежде всего идет о таких проблемах и вызовах, как:
- усиливающийся мировой финансово-экономический кризис, больно ударивший по социально-экономической ситуации в Европе;
- процессы общественных сдвигов в ряде стран Ближнего Востока и Северной Африки, получившие название «арабская весна» и приведшие к возникновению кризисных ситуаций в таких государствах, как Ливия, Бахрейн, Йемен, Египет, Сирия и др.;
- значительное обострение ситуации в самом Афганистане и вокруг него, связанное с предстоящим выводом оттуда войск международной коалиции и заметной активизацией деятельности экстремистских сил с перспективой перелива нестабильности и на страны Центральной Азии;
- осложнение ситуации в диалоге Запад-Рос-сия, связанное с реализацией США и их союзниками по НАТО программы ЕвроПРО в ущерб интересам обеспечения безопасности России и ряда других государств.
Это потребовало оперативного внесения изменений в тематику проводившихся по заданию МИД России сотрудниками ИМИ исследований в целях наиболее полного учета потребностей и интересов министерства. Кстати, общее количество представленных в МИД России аналитических материалов ИМИ в 2011 г. превысило плановое задание. Помимо плановой работы, в этот период было осуществлено большое количество научных проектов по собственной инициативе, продолжалась регулярная публикация «Аналитических докладов» и «Аналитических записок» ИМИ. В будущем представляется логичным объединить их в солидный, регулярно издаваемый ежеквартально орган Института. Был проведен целый ряд ситуационных анализов и научных конференций
по наиболее острым из этих проблем и российским приоритетам в их решении.
Успешно завершенный в ИМИ по инициативе А. В. Торкунова проект по оценкам реализации Климатической доктрины РФ и проблемам устойчивого развития стал не просто умозрительным, чисто теоретическим исследованием. Специалисты из Администрации Президента России проявили заинтересованность в конкретных предложениях о путях дальнейшего развития и реализации этой доктрины. Доклад был использован в подготовке российской позиции к Конференции ООН по устойчивому развитию («Рио+20», июнь 2012г., Бразилия). Очевидно, что это важнейшая проблематика для нашей страны, в том числе и в свете задач ее прорывного инновационного развития и комплексной модернизации, поставленных российским руководством.
Необходимо сказать несколько слов и о таком важном проекте, как выполнение научно-исследовательских работ по теме «Перспективы трансформации сфер компетенции и влияния многосторонних объединений («Группы восьми», «Группы двадцати», АТЭС, БрИк, ШОС). Меры по обеспечению российских интересов и укреплению влияния в этих организациях». Речь идет о возможно неформальных, но очень важных объединениях, с которыми связаны и перспективы поступательного укрепления международных позиций и престижа нашего государства. Неслучайно, что сегодня - это один из фокусов российской внешней политики, ключевая тема продвижения наших внешнеэкономических приоритетов.
Важной задачей развития ИМИ является расширение практики сотрудничества с вузами и научными центрами, независимыми общественно-политическими организациями России и других стран, интеграция в международное образовательное пространство, реализация различных международных проектов, публикация совместных монографий, проведение научных конференций и иных форумов. Здесь перспективными представляются проведение видеоконференций и ситуационных анализов/мозговых штурмов на базе возможностей Ситуационного центра Аналитического центра ИМИ, чтение нашими сотрудниками лекций в режиме онлайн, в том числе для российской и зарубежной аудитории. Институт стремится продолжать практику успешного участия в российских и международных конкурсах, намерен быть активным участником различных целевых программ, инициатором резонансных научно-педагогических проектов. Расширение международных контактов, реализация совместных научно-исследовательских проектов и проведение конференций с иностранными партнерами - также крайне важное направление деятельности ИМИ.
Институт сегодня - развитая комплексная структура, состоящая из 11 научно-исследовательских центров и двух секторов. Согласно Положению об ИМИ МГИМО (п.5.7): «Исследовательские Центры в составе ИМИ возглавляют Директоры. Директор Центра непосредственно руководит на-
учно-исследовательской и экспертно-аналитической деятельностью соответствующего Центра». Соответственно директор Центра несет персональную ответственность за качество аналитических документов, которые готовятся его научными сотрудниками. После их одобрения директором ИМИ они направляются проректору по научной работе МГИМО(У) и в отдельных случаях - ректору Университета, которые их рассматривают и утверждают.
Аналитические материалы ИМИ обычно направляются в МИД России. Направляются эти материалы и в другие российские органы государственного управления, крупные корпорации, ведущие научные центры. Эта аналитика носит и практический характер, каждая записка содержит как общую часть, так и конкретные рекомендации для органов власти. Многие из них были отмечены специальными письмами МИД РФ, комитетов Совета Федерации и Государственной Думы ФС и Администрации Президента России, в которых указывалось на полезность и практическую значимость рекомендаций Института.
Аналитический центр МГИМО (директор - перспективный молодой ученый, д.полит.н.
А.А. Казанцев), созданный в 2009 г., специализировался на двух основных видах деятельности. Первый из них включал в себя оперативный мониторинг ситуации на Украине, в Афганистане и Ираке, а также информирование органов государственной власти о ситуации на этих территориях. В рамках мониторингов рассматривались различные аспекты внутренней и внешней политики этих стран, а также международная ситуация вокруг них.
Осуществлялся также сбор баз данных по проблемам международной безопасности и вопросам развития Азиатско-Тихоокеанского региона. Мониторинговая работа соединялась с аналитической в плане моделирования политических и международных процессов, а также разработки и построения сценариев международного развития. Сотрудники Центра, в частности, активно участвовали в реализации таких фундаментальных проектов, как «Политический атлас современности», «Будущее России в условиях влияния международной среды», «Потенциал и эффективность внешней политики России».
Второе направление работы заключалось в проведении научно-экспертных мероприятий с использованием технических возможностей Ситуационного центра этого Центра (в частности, в сфере организации международных и межрегиональных семинаров). При этом рассматривалась ситуация в кризисных зонах (Афганистан, Пакистан), анализировались наиболее сложные глобальные проблемы (ситуация с водными ресурсами).
В будущем Аналитический центр ИМИ МГИМО намерен следовать в русле заложенных ранее позитивных традиций:
- во-первых, усилится внимание к международным военно-стратегическим проблемам (особенно в сфере новых и нетрадиционных угроз
безопасности: терроризм, оргпреступность, нелегальная миграция и т.п.);
- во-вторых, наряду с работой по моделированию и сценарному анализу усилится акцент на исследования различного рода политических и экономических рисков, в том числе по заказам государственных и коммерческих структур;
- в-третьих, возрастет внимание к ситуации в Афганистане и Центральной Азии как приобретающей все большее значение для обеспечения безопасности России, в то время как прекратится отслеживание ситуации в Ираке;
- в-четвертых, от оперативного информирования (краткие мониторинги) Центр перейдет к более аналитическим формам работы (написание записок и докладов), так как именно эти формы работы позволяют формулировать конкретные рекомендации для государственных структур;
- в-пятых, Центр более полно задействует аналитические возможности программного обеспечения комнаты ситуационного анализа.
В конце XX в. мировое политическое и экономическое развитие стало осмысляться в терминах глобализации. Уже к началу XXI в. стало ясно, что глобализация не столько решает старые, сколько создает новые проблемы: нехватку энергии и питьевой воды, неравномерность технологического и культурного развития регионов мира, углубление разрывов в развитости групп государств и регионов и т.д. Вызовы, связанные с международным терроризмом, трудности демократического развития - все эти проблемы оказались глобальными. В 2008 г. к указанным проблемам присоединился мировой финансово-экономический кризис, для разрешения которого возникла необходимость создания элементов глобального управления мировой экономикой.
Для анализа этих вызовов в МГИМО в 2004 г. был создан Центр глобальных проблем (директор - видный российский политолог, д.и.н., профессор кафедры сравнительной политологии
В.М. Сергеев). На протяжении 2004-2012 гг. Центром был выполнен ряд масштабных исследований, которые включали изучение возможностей реформы Совета безопасности, исследования стратегии России в рамках форматов С8 и С20, путей разрешения мирового экономического кризиса, анализа внутренних дебатов в странах БРИК о будущем этого объединения, изучения взгляда американской администрации на глобальные проблемы.
В настоящее время в Центре продолжается изучение мирового экономического кризиса, ведутся исследования глобальных причин и последствий так называемой «арабской весны», политических и экономических перспектив БРИКС. Проблематика этого объединения набирает актуальность, становясь важным направлением внешней политики России. В МГИМО ведется большая исследовательская работа по данной теме. Параллельно со становлением БРИКС у нас в стране идет формирование соответствующих аналитических, исследовательских центров. Важное звено в этом процессе - создание про-
фильного Центра в Институте международных исследований МГИМО.
Основная задача Центра БРИКС (директор - д.и.н., профессор кафедры истории и политики стран Европы и Америки Л.С. Окунева) - интеллектуальное сопровождение данного направления российской внешней политики и дипломатии. Многосторонний анализ БРИКС в рамках широкого сотрудничества в исследовательской сфере, проведение совместных конференций, круглых столов, симпозиумов, издание трудов - таковы перспективы работы Центра. С учетом того что МГИМО является признанным научно-образовательным учреждением мирового уровня, есть все основания полагать: данный Центр станет одним из основных в экспертном изучении всех аспектов развития БРИКС в российском и международном научном сообществе. Можно смело сказать, что уже проделанная этим Центром работа выдвигает нас на первый план в стране в исследовании этой важнейшей для России проблематики.
В ноябре 2011 г. вновь созданный Центр провел большую научную конференцию с привлечением ученых ведущих институтов системы РАН, МГИМО, других исследовательских центров, а также представителей МИД России, государственных органов и общественных структур. В начале ноября с.г. мы планируем провести крупную научную конференцию по проблемам стран БРИКС на тему «Страны БРИКС как восходящие страны-гиганты: новая роль в системе международных отношений, глобальная проекция внешнеполитических стратегий, сравнительный анализ национальных моделей модернизации. Опыт для России».
Центр партнерства цивилизаций (директор - д.и.н., Чрезвычайный и Полномочный Посол В.В. Попов) образован в 2007 г. с целью содействия развитию диалога между различными культурами и цивилизациями. Центр осуществляет подготовку концептуальных материалов, разрабатывает новые идеи и принципы межкультурных и межрелигиозных отношений. Сотрудники Центра принимают активное участие в международных конференциях и симпозиумах, дают интервью СМИ, в том числе иностранным, публикуют статьи в научных изданиях и прессе. Центром подготовлено семь книг, в том числе в 2010 г. сборник статей «Возможен ли мир на Ближнем Востоке», в 2011 г. - «Партнерство цивилизаций: нет разумной альтернативы».
В ближайшее время сотрудники Центра планируют опубликовать сборник «Россия и Ближний Восток», провести заседание группы стратегического видения «Россия - исламский мир», организовать круглый стол, посвященный первым итогам работы в этом направлении.
Центр ближневосточных исследований (ЦБИ) учрежден в МГИМО(У) МИД России в мае 2004 г. Научный руководитель Центра - проректор по кадровой политике МГИМО(У), д.ю.н., профессор В.П.Воробьев. Руководитель центра - доктор экономических наук, профессор А.В. Федорченко. Основные направления работы Центра:
Научная деятельность. Подготовка аналитических материалов и монографических исследований по проблемам Ближнего Востока; создание электронных баз данных по ближневосточным конфликтам, внутриполитическому и экономическому положению в отдельных странах региона.
Разработка методики преподавания специальных курсов по проблематике внутренней и внешней политики, экономики стран Ближнего Востока, а также арабского языка; подготовка методических материалов и учебников нового поколения; координация обмена опытом и информацией между преподавателями и практическими работниками; содействие научно-исследовательской деятельности студентов.
Развитие международного сотрудничества. Установление и развитие контактов с зарубежными научными и учебными центрами; составление и поддержание базы данных о российских и иностранных организациях, занимающихся ближневосточными исследованиями.
Формы работы: написание аналитических записок и докладов; подготовка монографий и учебников; проведение научных конференций, круглых столов, телемостов; организация постоянно действующего Форума ЦБВИ, на котором выступают ведущие российские и зарубежные государственные деятели, дипломаты, ученые, бизнесмены, общественные деятели.
Центр постсоветских исследований (директор С.И. Чернявский, д.и.н., Чрезвычайный и Полномочный Посланник) создан решением Ректората в январе 2001 г. по инициативе кафедры международных отношений и внешней политики России. С мая 2004 г. входит в состав Научно-координационного совета по международным исследованиям МГИМО(У) МИД России - непосредственного предшественника ИМИ. Основным направлением работы Центра в 2012 г. остается подготовка аналитических материалов по заказу МИД России в соответствии с согласованными сроками из расчета 1-2 документа ежеквартально каждым сотрудником. При этом имеется в виду выйти в 4-м квартале на составление инициативных записок программного характера по следующим направлениям:
- перспективы политического взаимодействия в рамках СНГ;
- предложения по ускорению реализации евразийской экономической интеграции;
- разработка возможных мер купирования негативных последствий в условиях вывода натовских войск из Афганистана;
- предложения по ликвидации конфликтных ситуаций на постсоветском пространстве.
Кроме того, планируется подготовить аналитический материал с конкретными предложениями по работе с элитами постсоветских государств. В частности, будем готовить предложения о создании в рамках МГИМО(У) МИД Рф специального учебного подразделения- Института государственной службы и международных связей стран СНГ в целях подготовки специалистов высшего звена, имеющих перспективу быть включенны-
ми в управленческую элиту всех постсоветских государств.
Весьма перспективной представляется и идея о создании Центра магистерской подготовки (годичное обучение) на базе стартового магистерского образования в странах СНГ. Как Институт, так и Центр могли бы стать прообразом аналитического центра Евразийского союза, кузницей кадров, «рассадником» уникальной методологии, которая будет доказывать неразрывную связь всех частей постсоветского пространства как объективную данность.
Центр исследований Восточной Азии и Шанхайской организации сотрудничества (ЦИВА) (директор - д.и.н. А.В. Лукин, проректор Дипакадемии МИД РФ). Основная деятельность Центра - изучение политических, экономических, интеграционных и других процессов в Восточной Азии (включая территорию российского Дальнего Востока), а также в зоне деятельности Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). За период своей работы ЦИВА зарекомендовал себя как один из ведущих российских научных центров по изучению данных регионов. Ежегодно Центр готовит к публикации монографии, статьи и аналитические материалы по исследуемой проблематике. Им ежегодно проводится несколько крупных научных мероприятий, в том числе совместные с зарубежными партнерами:
- Китайским институтом международных проблем МИД КНР (КИМП);
- Институтом международных отношений Пекинского университета;
- Индийским советом по международным делам (МИД Индии);
- Университетом Чжэнчжи (Тайвань) и др.
С 2005 г. ежегодно осенью ЦИВА совместно с Японской ассоциацией культурных связей с зарубежными странами проводит в МГИМО(У) российско-японскую конференцию, в которой принимают участие ведущие российские и японские ученые и журналисты-международники. В 2006 г. ЦИВА выступил одним из учредителей Форума ШОС: «второго трека» этой организации, и с этого момента активно участвует в организации и проведении ежегодных заседаний Форума поочередно в каждом из государств-членов. С 2010 г. Центр совместно с Институтом политологии АОН КНР и Центром стратегических и международных исследований США проводит ежегодную трехстороннюю российско-китайско-американскую конференцию по международным проблемам. В 2012 г. Центром планируется: проведение в Москве Третьей российско-китайско-американской конференции, Девятой российско-японской конференции ученых и журналистов, организация и участие в ежегодной конференции МГИМО-КИМП в КНР, а также подготовка к печати целого ряда аналитических материалов и научных статей.
Центр исследований Кавказа и региональной безопасности (ЦИКРБ) (директор Центра - профессор кафедры международных отношений и внешней политики России МГИМО, д.и.н.
В.В. Дегоев). Основные направления деятельности Центра:
- международные отношения и вопросы безопасности в приоритетном для России Кавказском регионе;
- становление государственных институтов и тенденции политического развития государств Южного Кавказа;
- анализ социально-экономической и политической ситуаций в республиках Северного Кавказа;
- исследование исторических и этнодемогра-фических особенностей региона.
Перспективной целью ЦПКРБ является создание широкого форума для ведения конструктивной дискуссии по актуальным проблемам Кавказа с участием российских и зарубежных экспертов и политических деятелей. Центр реализует особый издательский проект «Кавказский сборник» - ежеквартальное издание, включающее в себя статьи, эссе, очерки, воспоминания и архивные документы по вопросам этнологии, истории, демографии и современной политики на Кавказе, представляющие интерес не только для политиков, ученых и экспертов-политологов, но и для широкого круга читателей.
Центр Евро-Атлантической безопасности
ИМИ МГИМО МИД РФ (директор - известный ученый-международник, д.полит.н., профессор кафедры политической теории Университета А.И. Никитин, он же заместитель председателя российского Пагуошского комитета; член Совета и Исполнительного комитета Пагуошского движения ученых, первый вице-президент Российской ассоциации политической науки, член Президиума Академии политической науки и действительный член Российской академии военных наук) концентрирует свои исследования на проблемах:
- международной безопасности;
- ограничения и сокращения вооружений;
- взаимодействия международных организаций в урегулировании конфликтов;
- политики России на европейском и американском направлениях.
Особое внимание Центр уделяет вопросам отношений Россия-НАТО, Россия-Евросоюз, проводит изучение энергетической политики Евросоюза в отношении России и стран СНГ. Подготовлен ряд работ, рассматривающих современную политику отдельных стран НАТО, в частности США, Великобритании, а также Турции. Изучаются проблемы международно-правового регулирования частных военных и охранных компаний, причем эта работа ведется во взаимодействии со структурами ООН.
Центром подготовлен ряд работ по комплексной оценке проблем международной безопасности и политики в регионе Центральной Азии, а также в связи с ситуациями вокруг Афганистана, Ирака, Ирана. Центр тесно взаимодействует с Научно-экспертным Советом Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), для которого разрабатывает аналитические материалы и рекомендации. Ведется изучение проблем заключения и
выполнения российско-американских соглашений в области контроля над ядерными вооружениями. Анализируется взаимодействие региональных межгосударственных организаций (ОБСЕ, НАТО, ОДКБ, ШОС и др.) в сфере международной безопасности и урегулирования конфликтов, совместного и/или конкурентного реагирования на кризисы.
Основной задачей Центра североевропейских и балтийских исследований (директор - заведующий кафедрой североевропейских и балтийских исследований МГИМО А.Н. Чеканский) является развитие и углубление аналитической работы в области экономики, политики, истории, культуры, международных отношений и языков стран Северной Европы и Балтии. Это один из наиболее перспективных регионов развития не только в Европе, но и в мире. Как и другие научно-исследовательские центры, входящие в состав ИМИ, ЦСЕБИ не только оказывает аналитическое обеспечение внешнеполитического планирования Российской Федерации, но и занимается реализацией самостоятельных проектов как в рамках МГИМО(У) МИД России, так и во взаимодействии с российскими и зарубежными партнерами.
В частности, ЦСЕБИ совместно с Норвежским институтом оборонных исследований и Институтом всеобщей истории РАН с 2008 г. участвует в реализации проекта «Геополитика на Крайнем Севере». Кроме того, ведущий научный сотрудник ЦСЕБИ, профессор кафедры европейской интеграции МГИМО, д.и.н. Л.С. Воронков является сопредседателем Международного поморского форума, действующего в рамках международного проекта «Поморская зона». В 2011 г. совместно с Университетом Тромсе (Норвегия) был проведен международный симпозиум «Будущее трансграничного сотрудничества на Крайнем Севере». В октябре 2012 г. планируется организовать международный симпозиум на тему «Международное сотрудничество на Крайнем Севере».
Кроме того, в целях реализации задачи привлечения молодежи к изучению проблем североевропейских и прибалтийских государств ЦСЕБИ намечает проведение осенью 2012 г. конференции среди студентов, магистрантов и аспирантов «Страны Балтии в условиях нового электорального цикла: перспективы внутренней и внешней политики». Сотрудники Центра прочитают ряд лекционных курсов по актуальной регионоведческой проблематике в рамках образовательных циклов бакалавриата и магистратуры МГИМО(У) в 2012/13 учебном году.
Центр региональных политических исследований (директор - лауреат Государственной премии России, ведущий регионовед страны профессор кафедры сравнительной политологии мГиМО д.полит.н. И.М. Бусыгина) осуществляет научную
------------ Ключевые слова ---------------------
Институт международных исследований (ИМИ),
МГИМО(У), Центры ИМИ, экспертно-аналитическая и
научная работа.
и научно-практическую деятельность в области региональных политических и международных исследований, организует семинары и круглые столы по проблемам политической регионалистики, федерализма, геополитики, политической географии. Региональный анализ требует комплексных, междисциплинарных подходов, поэтому Центр привлекает к сотрудничеству специалистов в области политической науки, международных отношений, европеистики (кафедры сравнительной политологии, политической теории, европейской интеграции МГИМО). Спецификой деятельности Центра, делающей его уникальной структурой, являются широкое применение компаративного подхода в исследованиях, а также связь исследований с проблематикой международных отношений.
Центр реализует научные и научно-практические проекты по следующим направлениям:
- сравнительный федерализм и регионализм;
- стратегии региональной политики;
- межрегиональное и трансграничное сотрудничество;
- внешнеэкономическая деятельность субъектов федерации;
- деятельность организаций межрегионального сотрудничества;
- геополитика постсоветского пространства.
Основными партнерами Центра являются:
Московская школа политических исследований, Институт региональной политики (г. Москва), Казанский институт федерализма, Институт региональных проблем на Северном Кавказе (г. Пятигорск), факультет политологии Университета штата Нью-Йорк (Бинхэмтон, США), факультет политологии Университета Стирлинга (Шотландия), Фонд Ханса Зайделя (Германия).
Из приведенного выше видно, что ИМИ стремится оставаться на переднем крае исследований мировых политических процессов, мировой экономики и геостратегии. Речь идет, по сути, о подготовке своего рода экспертных «подсказок», наборов конкретных предложений по стратегическим направлениям, которые, хотелось бы надеяться, помогут сделать нашу дипломатию и внешнюю политику еще более в хорошем смысле слова наступательными, оперативными, опирающимися на передовые достижения научного анализа.
Убеждены, что на этом пути нас ждут новые свершения и научные открытия.
Mizin V.I. Powerful Intellectual Resources of the Russian Foreign Policy (A Reliable Resource of the Foreign Policy Review).
Summary: The article describes the activities of the Institute of International Studies of MGIMO-University which are devoted to the research and academic support of the foreign policy of the Russian Federation.
------------ Keywords -----------
Institute for International Studies (the IIS), MGIMO(U), Research Centers of the IIS, expert analytical and applied research.