Научная статья на тему 'Мортальная топология страны и мира в поэзии Геннадия Айги'

Мортальная топология страны и мира в поэзии Геннадия Айги Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
146
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мортальное пространство / мортальное время / замкнутое пространство / пространство сна / молчание / mortal space / mortal time / closed space / space of sleep / silence.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кудрякова Татьяна Витальевна, Дырдин Александр Александрович

Характеризуется морталъностъ пространства страны и мира, представленного в поэзии Геннадия Айги.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mortal topology of country and world in Gennady Aygi’s poetry

The article deals with mortality of country and world space in Gennady Aygi’s poetry.

Текст научной работы на тему «Мортальная топология страны и мира в поэзии Геннадия Айги»

ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

УДК 821.161.01

Т. В. КУДРЯКОВА

МОРТАЛЬНАЯ ТОПОЛОГИЯ СТРАНЫ И МИРА В ПОЭЗИИ ГЕННАДИЯ АЙГИ

Характеризуется морталъностъ пространства страны и мира, представленного в поэзии Геннадия Айги.

Ключевые слова: мортальное пространство, мортальное время, замкнутое пространство, пространство сна, молчание.

Поэтика художественного мира Геннадия Айги (1934-2006), русского и чувашского поэта с мировым именем, представителя неоавангарда второй половины XX в., в той или иной степени определяется эстетикой неоавангарда. По мнению О. В. Соколовой, одной из моделей неоавангардного творчества является морталъный дискурс: авангард вообще и неоавангард в частности являют собой отказ от омертвелых культурно-эстетических форм, «находясь в состоянии постоянного саморазрушения» [14, с. 1719]. Говоря об Айги, исследователь указывает на мортальность тематики стихотворений поэта (пребывание в пограничном состоянии сна, образы зимы, ночи, мотивы тишины, умирания и др.), а также жанровой специфики его стихотворений: многочисленных постмортальных посланий друзьям («И: через год (После гибели друга)», 1977; «Спокойно: огни подсолнухов (Памяти Валерия Ламаха)», 1981, и др.) [там же, с. 17], политическим жертвам истории («И: перед тобой», 1969, - Максу Жакобу; «И: последняя камера (Варламу Шаламову)», 1979, и др.) и т. д.

Отдельного внимания в поэзии Г. Айги заслуживает мортальность поэтического пространства Родины, «топии родной земли», страны с её Огнем, кроеъю-безумъем(«Место: пивной ларёк», 1968) [16, с. 51-52]. Художественная позиция автора во многом обусловлена историческими (поэт жил в эпоху идеологических репрессий) и биографическими реалиями: преследование Айги в студенческие годы за связь с Б. Л. Пастернаком [13], гонения, арест и насильственные смерти поэтов, писателей (в том числе друзей поэта) - К. Богатырёва, В. Шаламова, О. Мандельштама и др.), отсутствие признания

© Кудрякова Т. В., 2019

поэтического творчества Айги в течение долгого времени на его родине (в России) и т. д.

В ситуации «неуместности» поэзии Г. Айги в его родной стране лирический субъект стихотворений, прямо соотносясь с личностью самого автора, оказывается в позиции чужого, ненужного стране (родине) человека: знаю ненужность как бедные знают одежду последнюю / <...>/ и знаю что эта ненужность стране от меня и нужна («В рост», 1954-1956). Мотив «ненужности», «не-принадлежности» становится сквозным на протяжении всего творчества поэта и включается в один ряд с мортальными мотивами, образами, определяющими топологию страны (России): в разрешенной ему дорогой глубине / он затравленный жив («Цветы от себя самому», 1963); чужой для родины! («Снова: пора посвящений», 1969); мне мерещится место /меня - отменённого («Прощальное: белый шиповник», 1972).

Важно, что родина в поэзии Г. Айги являет собой не только тихие заснеженные поля и леса, как отмечают многие исследователи, это также страна маленьких страшных городов Сибири («Родное», 1958), пространство московской страшной ночи, люди-убийцы / вкраплены в тьму этой ночи земной («Запись: арорЬайс», 1976), страна, где тьмы безвинных (давно уж призраков), где сам ты - жертва (лишь пока-живущий) («Родина-лимб», 1977), в самой ткани которой - блатного яд! («Снова: пора посвящений», 1969). Айги формирует особый тип замкнутого пространства - бла-место, или блатное место (по примечанию самого Айги, «бла» является сокращение от слова «блатное» [2, с. 6]). Это место насилия, смерти и ужаса, его характеризует конечное пространство города, замкнутые пространства арестного дома («Появление снега», 1963); Спец-Дома («И: через год (После гибели друга)», 26 апреля 1977); подвала:

цветы для себя в тайниках своего же хожденья - / прекрасны как память во время расстрела в подвале! («Цветы от себя самому», 1963); камеры: мы секунду в ночном пробуждении знаем / подобную / камере яркой! / где вздрагиваем («Снова: возвращение страха», 1971) и др.

Наряду с понятием бла-места существует связанное с ним по смыслу понятие сверх-Места (или сверхсильного в дурмане места («Сон-распад», 1985)), которое также определяет - в общих чертах - страну с её «кровью-безумьем». где господствует Стадия Гнили как Место Народа («Берёзы: «центр» сверх-Места», 1972), где бригада Смерти - небо над сверх-Местом («Читая Норвида (Отрывки)», 1980) и т. д. (см. также «Цветы, режьте», 23 августа 1968).

Человек в замкнутых пространствах сам начинает выступать как пространство, ограниченное своей телесностью, пространство уязвимое. Образы человеческого тела и его частей в их нарушенной целостности (вследствие наси-лия)представляют собой место фокуса поэта (от общего - страны - к частному, т. е. телесным образам): В. Ш. [Варламу Шаламову; примеч. наше. - Т. К.] / <... > / в нём затеряны суставы разбитые / как жерди в реке («Два портрета», 1967); светом-сталью / отблеском-зубцами / не входит день / в Я-есмь-лицо [об О. Э. Мандельштаме; примеч. наше - Т. К.]... / <... > / не входит / в крошево его... («Окраина: тишина (памяти поэта)», 1973; посвящение Н. Я. Мандельштам); кровоточащие раны людские - / сады их: / возделыватели -кастетомотыгамии / (Мозг - Дерн / Сиянье -Отечество) («Триптих с жасмином (после гибели друга)», 1976) и др.

Сквозь общее поэтическое пространство Г. Айги реализуется мортальное пространство страны, которому даётся метафорическое имя и которое наделяется специфическими характеристиками мортальности - элементами поэтической танатологии. Приведём некоторые из ни^Страна-Газирование («И вновь: начиная со сна», 1969; «„Ласточка": способ связывания» (Из цикла «Лимб Жакоба»),1969); Родина-лимб («Родина-лимб», 1977); Муляж-Страна, страна что Тьма-и-Лик, Мертвизна-Страна, Мерт-вость-Страна («Теперь всегда снега», 1978; Страна-Удушье («Полуночная запись» (3. Фе-децкому), 1979); Призрак-Страна («Всё дальше в снега», 1986-1987); Нет-Страна («К портрету литератора», 1967)и др.

Отдельно следует сказать о сне как особом пространстве, которое противоположно сну-мертвизне страны, т. е. её состоянию. Сон как пространство для Айги является Сном-Прибежищем, Сном-Бегством-от-Яви. Айги пишет в заметках: «...тебя окружает некая еди-

ная, безграничная Страна-Ненастье;<.>но ты помнишь о возможности Укрытия, даже - Спасения, - от тоски, навеваемой Ненастьем-Страной» [9, с. 10], подразумевая пространство сна, пространство забвения, которое отождествляемо со смертью. Между тем сон как состояние носит деструктивное начало: а спящая она [страна; примеч. наше - Т. К.] не просыпаясь/стреляет - головами и руками / своих обрывков - в виде сыновей:/о сон - распад - раска-лыванье:/на числа мёртвых... («Сон-распад», 1985).Но и пространство сна для Айги уязвимо: достанут - словно острием! - / пробьют - как полог: изнутри сияющий! - / и будешь ты уже раскрыт / для Зарева Страны-Газирования («И вновь: начиная со сна», 1969).

Параллельно с мортальным обликом страны поэт создаёт оппозитивные образы Страны-Преддверья («Тишина (А. Хузангаю)», 1975), Родины-Жизни, той - незапятнанной - Родины («Дом за городом (сыну Константину)», 1977), которые можно истолковывать в позитивном ключе и которые связаны с позитивными ожиданиями: какая уж ни есть зима /да будет как Свеча / <... > / Свеча-Страна такая («Ветры-сиянья: отъезды», 1978); пора творить страну Муляжей-больше-Нет; освободить от этого свой дух / и быть в Стране-из-Духа (сколь возможно): / в Стране-Удушьи нет иной победы / (а гибели шкала сверх-полная) («Полуночная запись (3. Федецкому)», 1979) и др.

Молчание как одна из эстетических категорий Г. Айги, сопрягаясь с танатологическими образами страны,также приобретает особый характер. Это не естественное безмолвие (тишина) заснеженных полей и зимних ночей, это молчание вынужденное: страна - как место где умолкло Слоео(«Снег с перерывами», 14 февраля 1973); под огненным небом Газгольдера-Места / выдерживая Спец-Обработку слышен Небу <...> / маску тела отбросивший Хрящ Все-претерпевшего Слова («Поэт (К 60-летию Яна Сатуновского)», 21 февраля 1973). Молчание оказывается одной из определяющих характеристик мортальной топологии страны: ведь это- не крик! /а <...> / влажно-шуршащее: / долго: над все-головами: как будто раскроенными: / <... > / «страна!» («Место: пивной ларёк», 1968).

Однако Айги не замыкается лишь на пространстве родной страны. Поэт, расширяя топос страны до топоса целого мира, обозначает некое Поле-Окраину (некой Земли «святой»), которое хранит следы и остатки многонародных убийств(«Ветер по травам (кое-что из российского бельманизма)», август 1966). Так формируется мортальное пространство мира в контексте мортального времени истории XX в: Освен-

цим-мир («Стланик на камне», 19 января 1982).Общее пространство мира реализуется через конкретные пространства стран, городов, замкнутых пространств - «мест смерти» (например, в стихотворении «И: перед тобой», 1969 (из цикла «Лимб Жакоба»), метафорически и графически обозначается бе-Сское место, под которым подразумевается нацистский концлагерь; стихотворение посвящено Максу Жакобу (18761944), французскому поэту и художнику еврейского происхождения, погибшему в концлагере). Через посвящения воссоздаются кровавые исторические реалии тех или иных стран. Стихотворение «Покинутость: спецобработка в конторе (К «делу» Р. С.)», 1968, посвящено казнённому словацкому коммунисту Рудольфу Сланскому (1901-1952); стихотворение «Розы на Вацлав-ской площади (памяти Яна Палаха)», 15 января 1969, - самосожжённому в знак протеста против советской оккупации чешскому студенту Яну Палаху и др.

Мортальность мирового пространства, как и пространства страны, также выражается через образы «нарушенной телесности»: Дом или мир, - что-то белокостно-централъное горело; ум исчезает в-разрывах-в-костре-белокостном! («Празднество-Калвария»,1984); будто в челове-ко-мозг[о солнце; примеч. наше - Т. К.] <... >/ -в холмы - в холмы: / всё тяжелее Врезывалось («Жемайтия: заходящее солнце» (Памяти Анта-наса Самуолиса, 1985).

Время в тесной связи с пространством страны и мира приобретает статус мортального времени: это век бойни людей («Родное», 1958); время Костодробителей («Поэт (К 60-летию Яна Са-туновского)», 21 февраля 1973); Быдло-История, не-текущее время - застывшее поло-бесцветно / пустым монументом победы Не-жизни («Ветка вербы в окне (Памяти Константина Богатырёва)», 1976); Эпоха-труп-такой («Теперь всегда снега», 1978). Как противопоставление времени смерти в поэзии Айги выступает время детства (прошлого):была как лужайка страна / мир -как лужайка /там были берёзы-цветы / и сердце-дитя («О да: родина», 1975).

Таким образом, характеризуя пространство как мортальное, Айги расширяет пространство родной страны до целого мира, одновременно сужая его до конкретной страны, конкретного места (конторы, могилы и т. п.), конкретного человека - до его «глубин», до кости и мозга.

Пространство страны и мира в поэзии Айги выступает как «вредоносное» (по М. Хайдеггеру [15]), как близящийся (угроза) и располагающийся вблизи (т. е. подчиняющий в своё расположение) источник страха. Космос открытых, незамкнутых пространств (поля, леса) противо-

стоит хаосу пространств ограниченных: страна, камера и т. п. Сквозь гармонию молчания, тишину и белизну полей прорывается хаос человеческого мира, хаос родной страны. Поэт дополняет панораму мортального пространства русской литературы XX в.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Айги Г. Зимние кутежи // Собр. соч.: В 7 т. - Москва : Гилея, 2009. Т. 2. - 127 с.

2. Айги Г. Из неопубликованного // Литературное обозрение. - 1998. - № 5-6. - С. 6.

3. Айги Г. Листки - в ветер праздника // Собр. соч.: В 7 т. - Москва : Гилея, 2009. Т. 6. -193 с.

4. Айги Г. Начала полян // Собр. соч.: В 7 т.

- Москва : Гилея, 2009. Т. 1. - 199 с.

5. Айги Г. Отмеченная зима. Собрание стихотворений: В 2 ч. - Париж: Syntaxis, 1982. - 625 с.

6. Айги Г. Поле-Россия // Собр. соч.: В 7 т. -Москва : Гилея, 2009. Т. 5. - 177 с.

7. Айги Г. Провинция живых // Собр. соч.: В 7 т. - М.: Гилея, 2009. Т. 3. - 187 с.

8. Айги Г. Продолжение отъезда // Собр. соч.: В 7 т. - Москва : Гилея, 2009. Т. 7. - 135 с.

9. Айги Г. Сон-и-поэзия. Разрозненные заметки // Литературное обозрение. - 1998. - №5.6. - С. 10-13.

10. Айги Г. Тетрадь Вероники // Собр. соч.: В 7 т. - Москва : Гилея, 2009. Т. 4. - 155 с.

11. Айги Г. Н. Здесь: Избранные стихотворения. 1954-1988. - Москва : Современник, 1991. -287 с.

12. Айги Г. Н. Теперь всегда снега: Стихи разных лет. - Москва : Советский писатель, 1992. - 320 с.

13. Робель Л. Айги. - Москва : Аграф, 2003.

- 224 с.

14. Соколова О. В. Мортальный дискурс в неоавангарде второй половины XX века («Разговор на расстоянии» Г. Айги и «Девять книг»

B. Сосноры) // Вестник Томского гос. ун-та. -2007. - № 300 (III). - С. 17-19.

15. Хайдеггер М. Страх как модус расположения // Бытие и время. Пер. с нем. В. В. Бибихи-на. - Харьков: Фолио, 2003.-C. 164-168.

16. Хузангай А. У-топия Геннадия Айги // Литературное обозрение. - 1998. - № 5-6. -

C. 50-52.

REFERENCES

1. Ajgi G. Zimnie kutezhi [Winter sprees] // Sobr. soch.: V 7 t. [Coll. Op.: In 7 t]. Moscow: Gilea, 2009, Vol.2, 127 p.

2. Ajgi G. Iz neopublikovannogo [Unpublished] // Literaturnoe obozrenie [A literary journal], 1998, no 5-6, p. 6.

3. Ajgi G. Listki - v veter prazdnika [Leaves in the wind holiday] // // Sobr. soch.: V 7 t [Coll. Op.: In 7 t.]. Moscow, Gilea, 2009, T. 6, 193 p.

4. Ajgi G. Nachalapolyan [The beginning of the glades] // Sobr. soch.: V 7 t. [Coll. Op.: In 7 t.]. Moscow, Gilea, 2009, T. 1, 199 p.

5. Ajgi G. Otmechennaya zima. Sobranie stihotvorenij: V 2 ch .[Noted winter. Collection of poems: in 2 hours] Paris, Syntaxis, 1982, 625 p.

6. Ajgi G. Pole-Rossiya [Field-Russia] // Sobr. soch.: V 7 t. [Coll. Op.: In 7 t.]. Moscow, Gilea, 2009, T. 5, 177 p.

7. Ajgi G. Provinciya zhivyh [Province live] // Sobr. soch.: V 7 t. [Coll. works: In 7 vol.]. Moscow, Gileya, 2009, Vol. 3, 187 p.

8. Ajgi G. Prodolzhenie ot"ezda [Continued out] // Sobr. soch.: V 7 t. [Coll. Op.: In 7 t.]. Moscow: Gilea, 2009. Vol. 7, 135 p.

9. Ajgi G. Son-i-poeziya. Razroznennye za-metki [Sleep-and-poetry. Scattered for-tags] // Literaturnoe obozrenie [Literary review]. 1998, no 5-6, pp.10-13.

10. Ajgi G. Tetrad' Veroniki [Notebook Veronica] //Sobr. soch.: V 71. [Coll. Op.: In 7 t.]. Moscow: Gilea, 2009, Vol. 4, 155 p.

11. Ajgi G. N. Zdes': Izbrannye stihotvo-reniya. 1954-1988 [Here: Selected poems. 1954-1988]. Moscow, Sovremennik, 1991, 287 p.

12. Ajgi G. N. Teper' vsegda snega: Stihi raznyh let [Now always snow: Poems from different years]. Moscow,Soviet writer, 1992, 320 p.

13. Robel' L. Ajgi [Robel L. Aigi]. Moscow, Agraf, 2003, 224 p.

14. Sokolova O. V. Mortal'nyj diskurs v neoavangarde vtoroj poloviny XX veka («Razgovor na rasstoyanii» G. Ajgi i «Devyat' knig» V. Sosnory) [Mortal discourse in the neo-avant-garde of the second half of the XX century («Conversation at a distance» by G. Aiga and "Nine books" by V. Sosnora)] // Vestnik Tomskogo gos. un-ta [Bulletin of Tomsk state University], 2007, no 300 (III), pp. 17-19.

15. Hajdegger M. Strah kak modus raspolozheniya [Fear as a mode of arrangement] // Bytie i vremya. Per. s nem. V. V. Bibihina. [Being and time. Per. with it. V.V. Bibihin]. Kharkiv: Folio, 2003,pp.164-168.

16. Huzangaj A. U-topiya Gennadiya Ajgi [Get Gennady Aygi] / Literaturnoe obozrenie [Literary review], 1998, no 5-6, pp. 50-52.

Кудрякова Татьяна Витальевна, аспирант, Ульяновский государственный технический университет.

Научный руководитель - доктор филологический наук, профессор Дырдин Александр Александрович.

Поступила 27.05.2019 г.

УДК 821.161.01+165.1

А. Ю. БОЛЬШАКОВА

ВОЗВРАЩЕНИЕ РУССКОЙ НОВЕЛЛИСТИКИ В ДЕРЕВЕНСКОЙ ПРОЗЕ 2-Й ПОЛОВИНЫ XX В. (В. АСТАФЬЕВ, В. ШУКШИН)

Прослеживается эволюция жанра рассказа/новеллы в русской деревенской прозе второй половины XX в. Особое внимание уделяется художественному обновлению этой жанровой модели после опытов соцреализма в творчестве В. Астафьева и В. Шукшина: в частности, развитию сказового стиля.

Ключевые слова:русская деревенская проза, В. Шукшин, В. Астафьев, жанр, рассказ, новелла, эволюция.

«О любимом жанре» - назвал свой очерк В. Астафьев, признавшись в неизменной приверженности к жанру рассказа и обозначив координаты литературоведческого поиска: «Надо бы

© Большакова А. Ю., 2019

подробнее поговорить о стиле, языке и эволюции рассказа, о том, что способствовало его развитию и что сдерживало» [1, XII, 246]. Действительно, жанровую основу этого литературного направления составляют, в первую очередь, рассказ и повесть. Упомяну повесть в рассказах «Последний поклон» В. Астафьева, «Плотницкие

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.