Так что вопрос о том, смогут ли авторитетные среди чамов религиозные и общественные деятели остановить процесс радикализации и найти некий баланс между радикальным и традиционным исламом, остается пока открытым. Только будущее покажет -смогут ли чамы сохранить свое единство, культуру и образ жизни, или же они разобьются на враждующие мусульманские группировки и превратятся в «Иванов, не помнящих родства».
Статья предоставлена авторами для публикации в бюллетене «Россия и мусульманский мир»
Панарина Д.С.,
кандидат культурологических наук, научный сотрудник Центра изучения Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании (ИВ РАН) МОРО - ДЕСТАБИЛИЗИРУЮЩИЙ ФАКТОР НА ФИЛИППИНАХ: ПОПЫТКИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ
DOI: 10.31249/rimm/2020.03.10
Аннотация. Статья посвящена проблеме моро - мусульманского меньшинства на южном острове Филиппин Минданао. Автор дает краткий исторический обзор внутреннего конфликта между правительством Филиппин и мусульманскими сепаратистами и анализирует последнюю попытку государства разрешить данный конфликт путем образования автономии Бангсаморо (БААРМ).
Ключевые слова: моро; сепаратисты; вооруженные группировки; конфликт; автономия.
Ислам является самой молодой мировой религией, и отчасти в силу этого фактора, а отчасти в силу своей специфики имеет большое влияние и активно распространяется в разных уголках мира. Идеи и роль ислама во внутренней ситуации и политике стран, где проживает достаточное количество мусульман, нельзя игнорировать. И если в некоторых странах ислам только набирает силу, то в других он является частью исторически сложившейся
© Панарина Д.С., 2020
социальной картины, поскольку мусульмане на территории этих стран поселились еще в Средние века.
Ярким примером в этом отношении являются Филиппины, островное государство в регионе Юго-Восточной Азии, страна, расположенная на 7 тыс. островов (2 тыс. из которых населены). Самый крупный остров под названием Минданао в южной части архипелага еще в доколониальные времена стал местом обитания мусульман.
Моро на Филиппинах -
политический и социальный аспекты
Народы, населявшие южную часть Филиппинского архипелага, восприняли ислам из Малайзии и Индонезии еще до прихода испанцев, примерно в XIII в. В XV в. на архипелаге Сулу возник первый султанат, в первой четверти XVI в. появились султанаты на Минданао. Султанаты осуществляли управление южной частью о. Минданао вплоть до колониального завоевания Филиппин испанцами, от которых местное исламское население и получило наименование «моро» (мавры)1. Следует отметить, что на протяжении всей истории Филиппинского государства моро представляли собой обособленную общность, которая являлась в определенной степени угрозой. Показателен тот факт, что сами моро никогда не признавали и до сих пор не признают Филиппины как свою страну, отсюда проистекает и весьма символичное наименование моро, которое сами филиппинские мусульмане используют в повседневной жизни, идентифицируя себя как отдельный народ, но не как филиппинцев.
Несмотря на то что сопротивление существующей власти моро на Филиппинах оказывали на протяжении всей истории страны, особенно активную и угрожающую форму их протесты приняли начиная с 1920-х годов, в то время, когда Филиппины еще являлись фактически колонией США. Важно отметить, что одним из факторов, запустивших процесс более активной (изначально мирной, но со временем перешедшей в вооруженную фазу) борьбы, была политика США, которые в попытке ассимилировать мусуль-
1 ПанаринаД.С., Петров К.Е. Автономный регион мусульманского Минданао - Республика Бангсаморо // Международная аналитика / Гл. ред. А.А. Орлов. - М.: МГИМО-Университет, 2019. - № 1-2 (27-28). - С. 65 // https:// www.interanalytics.org/jour/article/view/235/192 (дата обращения: 10.06.2020).
манское население Минданао и «включить» его в социум всей остальной страны, инкорпорировать в «западный мир» с его ценностями и нормами, отличными от мусульманских, всячески поощряли активное заселение Минданао филиппинцами. Процесс этот подразумевал отъем «исконно» мусульманских земель у местного населения в пользу новых переселенцев, что, безусловно, не могло не вызвать недовольства со стороны моро. Скажем несколько слов о демографической картине на Минданао до начала массового заселения острова филиппинцами и в наши дни.
Минданао, а также Сулу и Палаван исторически служили домом для более чем 30 этнических групп, 13 из которых и составляют мусульмане, которых мы знаем под общим названием моро. В современных реалиях можно выделить три основные категории населения Минданао, а именно: 1) моро (мусульмане); 2) филиппинцы (христиане-католики); 3) лумад (не мусульманские и не католические племена коренных народов). При этом мусульманского населения на Минданао насчитывают всего лишь около 20%, и проживают они не на территории всего острова, а в пяти провинциях: Магинданао, Ланао дель Сур, Басилан, Сулу и Тави-Тави, а также в муниципалитетах Катабато, Ланао дель Норте, Замбоанга дель Норте и Давао дель Сур. Кроме того, достаточно высока концентрация мусульман в султанате Кударат, Южном Катабато, Замбоанга дель Сур и в Палаване. Еще 5% населения острова составляют лумад, тогда как оставшиеся 75% приходятся на филиппинцев, которые в большинстве своем переселились сюда с о. Лусон и с Висайев.
Интересно, как видит сложившийся конфликт каждая из трех приведенных категорий населения на о. Минданао. Показательно, что моро считают источником всех своих бед христианское население, т.е. филиппинцев, - они и помогали испанцам в борьбе с местными мусульманами и отобрали у них их исконные земли, и постоянно боролись с мусульманами, и борются до сих пор. Именно филиппинцы в глазах моро являются главной преградой на их пути к самоопределению. Безусловно, это не объективное и взвешенное мнение, учитывающее все сопутствующие факторы, а скорее всеобщая идея, которая весьма живуча в умах мусульманского населения Минданао. Со своей стороны филиппинцы, вынужденные жить бок о бок с моро, в атмосфере страха и неуверенности, описывают своих мусульманских «соседей» как предателей, похитителей детей, захватчиков земель, террористов, воинственных и доставляющих неприятности и беспокойство
людей. Налицо отсутствие какого-либо взаимопонимания или попыток его достичь с обеих сторон, причем, по скромному убеждению автора, в данном случае отношение филиппинцев можно считать следствием изначальной враждебности моро и их отказа интегрироваться в филиппинское общество на каких-либо уровнях. Наконец, лумад придерживаются позиции, что в конфликте, сложившемся на Минданао, в равной степени повинны и моро, и филиппинцы, а себя причисляют к пострадавшим от обоих народов, поскольку и моро, и филиппинцы изымали «их»1 земли и фактически вынудили лумад переселиться в горы.
Учитывая все сказанное, можно сказать, что филиппинское правительство оказывается перед сложной задачей, которая до сих пор требует решения: добиться установления мира и процветания на территории острова, который должен стать полноценной частью Филиппин и филиппинского общества и вносить свой вклад в развитие и модернизацию страны (на Минданао имеются плодородные земли и найдено много полезных ископаемых, но сам регион слабо развит и является одним из самых бедных в стране, с самым низким уровнем жизни), а также разрешить внутренний конфликт между разными представителями населения Минданао. Кроме того, не следует забывать, что достижение мира и безопасности в данном регионе страны бесспорно важно и для поддержания баланса и безопасности в регионе Юго-Восточной Азии в целом, учитывая тот факт, что филиппинские моро также являются частью большого мусульманского мира.
Каждый филиппинский президент предпринимал попытки сгладить и решить конфликт на Минданао за счет создания на территории вышеуказанных областей острова автономии, которая позволила бы моро сохранить свои ценности, уклад жизни и наконец получить возможность на самоопределение, а правительству Филиппин - не терять при этом определенной части своей государственной территории2 и получить возможность в полной мере
1 Своими землями лумад, а затем моро считают ту территорию Минданао, на которой они жили на протяжении веков, однако эта позиция не учитывает роли Филиппин как государства, которое обладает и может распоряжаться всеми землями, которые занимает. Фактически принцип «исконности» данных земель сводится к простому «это наши земли, поскольку мы всегда тут жили, и наши предки жили на этих землях».
2 Особенно радикальные сепаратисты из числа моро пропагандируют полное отделение территории, на которой проживают мусульмане, от Филиппин и выступают за создание собственного независимого государства.
развивать перспективный с экономической точки зрения регион без оглядки на необходимость постоянного обеспечения безопасности.
Если со стороны филиппинцев агентом миротворческого процесса в данной ситуации выступает в первую очередь правительство страны, то со стороны моро это организация «Национальный фронт освобождения моро» (НФОМ), созданная в середине 1970-х годов двумя лидерами - Нуром Мисуари и Саламатом Хашимом. Манифест данной организации, в частности, гласит: «Мы, пять миллионов угнетенных жителей Бангсаморо, желая освободиться от террора, угнетения и тирании филиппинского колониализма, который причинил нам невыразимые страдания и бедствия, преступно узурпировав наши земли, угрожая исламу путем полного осквернения его мест поклонения и его Священного Писания и убивая наших невинных братьев, сестер и людей в геноцидной кампании ужасающего масштаба... Стремясь иметь единственную прерогативу определять и утверждать нашу национальную судьбу в соответствии с нашей собственной свободной волей, чтобы обеспечить наше будущее и будущее наших детей... сим объявляем образование Республики Бангсаморо» (НФОМ, Манифест, 28 апреля 1974 г.)1.
НФОМ стал первой официальной организацией на Филиппинах, лидеры которой были настроены на радикальный сепаратизм и изначально не готовы были вступать с филиппинским правительством в переговоры. Однако их позиция со временем изменилась, что, с одной стороны, привело к процессу обсуждения автономии и попыткам ее фактической организации, а с другой -спровоцировало расслоение самой организации, от которой начали откалываться бывшие сторонники. Они образовывали самостоятельные организации более радикально настроенных сепаратистов, и главной и самой крупной подобной организацией является Исламский фронт освобождения моро (ИФОМ). В 1977 г. ИФОМ сформулировал следующие причины отделения от НФОМ.
1. Руководством НФОМ манипулировали, уведя их в сторону от основ ислама, методологий, целей, в результате НФОМ быстро эволюционировал в направлении марксистско-маоистской идеологии.
1 Kamlian, Jamail A. Ethnic and Religious Conflict in Southern Philippines: A Discourse on Self-Determination, Political Autonomy and Conflict Resolution. Global & Strategis, Th. 5 No. 1. P. 2-3. http://www.journal.unair.ac.id/download-fullpapers-jgs36b20cae172full.pdf (дата обращения: 09.06.2020).
2. Центральный Комитет превратился в таинственный, закрытый, скрытный и монолитный орган, чья политика, планы и решения - политические, финансовые или стратегические - становятся исключительной прерогативой Председателя Нура Мисуари.
3. Скрытная, единоличная и высокомерная политика лидерской группы НФОМ привела к замешательству, подозрениям и разочарованию среди членов организации.
Разделение НФОМ на две независимые организации с разными целями привело также к тому, что они «поделили» между собой и территорию Бангсаморо. Так, НФОМ под предводительством Нура Мисуари нашел поддержку среди народа таусуг в западной части Минданао в провинциях Ланао дель Норте, Замбоанга, Басилан, Сулу, Тави-Тави и Палаван. Хашим Саламат, ставший лидером ИФОМ, привлек на свою сторону народ магинданао, проживающий в провинциях Магинданао, Ланао дель Сур, Ланао дель Норте и Замбоанга1. Таким образом, на Минданао сложились две сильные организации, от которых впоследствии откалывались более мелкие военизированные группы, чьи цели и методы полностью соответствовали концепции воинствующего джихада и чьи действия никоим образом не способствовали успешному разрешению конфликта. Опуская описание многочисленных попыток создания автономии, которые неоднократно прорабатывались другими авторами2, мне бы хотелось остановиться на самой последней «версии» автономии на Минданао, которая является результатом трудов действующей администрации президента Родриго Роа Дутерте.
После десятилетий войны Бангсаморский автономный район в Мусульманском Минданао (БАРММ) является последней попыткой Манилы и повстанцев моро в лице ИФОМ найти формулу самоопределения региона в составе Филиппинского государства. Новая автономия является результатом мирного соглашения 2014 г.
1 Kamlian, Jamail A. Ethnic and Religious Conflict in Southern Philippines: A Discourse on Self-Determination, Political Autonomy and Conflict Resolution. Global & Strategis, Th. 5 No. 1. P. 6-7. http://www.journal.unair.ac.id/download-fullpapers-jgs36b20cae172full.pdf (дата обращения: 09.06.2020).
2 См., например: Buendia, Rizal G. Mindanao Conflict in the Philippines: Ethno-Religious War or Economic Conflict? // The Politics of Death: Political Violence in Southeast Asia, Publisher: Lit Verlag Berlin, Editors: Aurel Croissant, Beate Martin, and Sascha Kneip, p. 147-187. https://www.researchgate.net/publication/40614298_ Mindanao_Conflict_in_the_Philippines_Ethno-Religious_War_or_Economic_Conflict (дата обращения: 10.06.2020).
и базируется на Органическом законе Бангсаморо, ратифицированном референдумом в начале 2019 г.1 Новый проект стремится исправить недостатки предыдущего проекта создания Автономного района в Мусульманском Минданао (АРММ), который был признан «неудачным экспериментом». В настоящее время БААРМ управляется Переходным органом Бангсаморо (ПОБ), состоящим из 79 членов. ИФОМ возглавляет переходное правительство и занимает большинство мест в ПОБ2.
Однако это не значит, что ИФОМ принадлежит вся полнота власти в БААРМ, поскольку здесь, как и на всей территории Филиппин, очень сильны кланы, в случае Бангсаморо именно кланами в наибольшей степени управляются провинции и муниципалитеты региона - таким образом, политические династии Минданао по-прежнему остаются влиятельной силой на местной политической арене. Вплоть до региональных и муниципальных выборов в мае 2022 г. ИФОМ и местные кланы будут с переменным успехом делить сферы влияния. Выборы призваны поставить точку в миротворческом процессе на Минданао, поэтому принципиально важно, чтобы бывшие сепаратисты и местные политические кла-ны3 смогли найти баланс разделения сил, при котором сохранялась бы возможность их мирного сосуществования в рамках правительства автономии Бангсаморо.
Политические кланы на Минданао наращивают свою власть и влияние за счет поддержания порядка и безопасности в регионе силами частной военной полиции (у каждого клана своя полиция), чем заслуживают расположение населения, а также используют возможность проталкивать своих кандидатов в правительственные органы в качестве парламентариев. Они используют и финансовые методы, чтобы упрочить свои позиции, покупая себе голоса среди электората или предоставляя услуги и награды тем, кто готов их
1 Signing of Certification of Ratification of R.A. 11054. Commission on Elections. 21 February 2019. https://www.comelec.gov.ph/index.html?r=References/ ComelecResolutions/Plebiscites/PlebiscitesOrganicLaw2018/CertificationofRatificationof RA11054 (дата обращения: 10.06.2020).
2 Southern Philippines: Tackling Clan Politics in the Bangsamoro. International Crisis Group Report 306 / Asia, 14 April 2020. https://www.crisisgroup.org/asia/south-east-asia/philippines/306-southern-philippines-tackling-clan-politics-bangsamoro (дата обращения: 09.06.2020).
3 Кланы - общественные организации, в основе которых лежат семейные связи, кровные узы, а члены семьи и родственники занимают приоритетную позицию.
поддержать. Выйдя на достаточный уровень политического влияния, такие кланы черпают из государственных ресурсов и распределяют полученные блага в регионе с целью укрепления своего положения в политике, социальной сфере и в бизнесе. Отчасти ответственность за сложную ситуацию в регионе лежит и на кланах, в силу того что между ними также постоянно вспыхивают конфликты, так называемые ридо, поводами к которым могут быть передел влияния, борьба за власть, месть, оскорбленная клановая честь и т.д. Эти конфликты зачастую решаются самими кланами с применением их личных «армий» (частной полиции), в том числе насильственными методами, и плохо регулируются государством. Эти явления также дестабилизируют и без того нестабильную и небезопасную обстановку в регионе1.
Переходный орган Бангсаморо (ПОБ) играет роль временного парламента и выполняет законодательную функцию в Бангсаморо до 2022 г. Данный орган был сформирован в феврале 2019 г. и включает в себя 79 членов, 41 из них назначены ИФОМ и 38 - правительством Филиппин. В их число входят представители всех категорий населения Минданао: таким образом, отражены интересы женщин, молодежи, христиан, коренных народов, бывших мусульманских сепаратистов, традиционных политиков и клановых лидеров.
Главная задача ПОБ - завершить создание законодательной базы, которая ляжет в основу будущей автономии, до 2022 г. Кроме того, ПОБ должен подготовить платформу для выборов в 2022 г. Планируется следующая система: парламент Бангсаморо должен состоять из 80 членов, из которых половина будет избираться по партийным спискам, 40% - от избирательных округов и еще 10% -от демографических групп, таких как женщины, христиане, моло-дежь2. Такая система поможет перераспределить (непосредственно
1 В результате ридо в центральном Минданао с февраля 2019 г. по январь 2020 г. по меньшей мере 20 человек погибли, 18 были ранены и 2 тыс. перемещены. Эти цифры сопоставимы с уровнем насилия, зарегистрированным еще в 2010 г., и это явный признак того, что относительное спокойствие, принесенное мирным процессом, не оказало влияния на клановую вражду. См.: Southern Philippines: Tackling Clan Politics in the Bangsamoro. Crisis Group Report 306 / Asia, 14 April 2020. https://www.crisisgroup.org/asia/south-east-asia/philippines/306-southern-philip-pines-tackling-clan-politics-bangsamoro (дата обращения: 09.06.2020).
2 Southern Philippines: Tackling Clan Politics in the Bangsamoro. International Crisis Group Report 306 / Asia, 14 April 2020. https://www.crisisgroup.org/asia/south-east-asia/philippines/306-southern-philippines-tackling-clan-politics-bangsamoro (дата обращения: 09.06.2020).
в ходе выборов) процент влияния между политическими партиями, кандидаты от которых будут идти по избирательным спискам, и политическими кланами, которые будут выдвигать своих людей через избирательные округа.
При этом перед ИФОМ, который во многом принимает на себя роль «управляющего органа» в БААРМ, стоит сложная задача - с одной стороны, максимально свести на нет возможность конфликтов с политическими кланами, что естественным образом требует сохранения за последними довольно значимой роли, а с другой - обеспечить на территории Бангсаморо «моральное управление», которое подразумевает улучшение жизни в регионе (и в первую очередь развитие сферы услуг) и потребует от ИФОМ укрепления, централизации своей власти и, следовательно, ограничения влияния кланов. Найти баланс между этими диаметрально противоположными полюсами значит по-настоящему добиться в Бангсаморо положения, которое можно будет назвать успешным опытом по созданию автономии и по завершению миротворческого процесса.
Моро как угроза безопасности региона:
военизированное общество
Еще одной важной проблемой в регионе Минданао является необходимость обеспечения и поддержания безопасности как на острове в целом, так и в БААРМ в частности. Моро - во многом воинственный народ, в связи с чем наличие среди мусульман Банг-саморо многочисленных разрозненных военизированных групп -типичное для региона явление. На фоне борьбы за право на самоопределение и самостоятельность в противовес правительству страны такие группировки выглядят «оправданно», а проволочки филиппинских официальных властей в ходе миротворческого процесса, постоянные «откаты назад», длительные обсуждения всех нюансов, в том числе в Сенате, только разжигают джихадистские настроения среди и так недовольного мусульманского населения, усиливая таким образом позицию вооруженных группировок, не вовлеченных в миротворческий процесс. Несколько таких группировок объявили о своей лояльности ИГИЛ Ирака и Сирии в 2014 и 2015 гг.
Связь местных вооруженных группировок с сепаратистами и исламистами за пределами Филиппин всегда была сильна. С конца 1980-х годов НФОМ и позднее ИФОМ оказывали под-
держку мусульманам иностранного происхождения, в силу тех или иных причин нашедшим убежище на Филиппинах, в Бангсаморо. Однако лояльность по отношению к Исламскому государству (организация, запрещенная на территории РФ) и оказание ему поддержки со стороны филиппинских мусульман (которая сопровождается также насаждением идей джихада) - это данность сравнительно недавнего времени. Согласно отчету Crisis Group, на данный момент существование вооруженных исламистских группировок на Филиппинах сводится к следующему.
«Исламское Государство (Восточный Регион), альянс групп, связанных с ИГИЛ, который был сформирован в конце 2015 г. с целью создания вилайи (провинции) ИГИЛ на Минданао. Он объединял группы боевиков, в которых доминировали три крупнейшие этнолингвистические группы мусульманского Минданао: фракция группы Абу Сайяф, состоящая в основном из таусугов и некоторого числа якан; группа Мауте в Ланао-дель-Сур, представленная в основном народом маранаос; и фракция исламских борцов за свободу Бангсаморо, в которой преобладают магиндана-анцы»1. Лидеры всех трех группировок давали клятвы верности лидеру ИГИЛ2, они формально поддерживают идею полной независимости моро от Филиппин и категорически не приемлют саму возможность миротворческого процесса и необходимость договариваться с правительством страны. Фактически они признают лишь военный метод взаимодействия с официальными властями и, как показали события трехлетней давности, подготовлены в военном плане и организованы гораздо лучше, чем представляла себе Манила.
Речь идет об осаде города Марави, столицы провинции Ла-нао дель Сур, начавшейся в конце мая 2017 г., конфликте, повлекшем за собой крайние меры со стороны администрации президента -введение военного положения на Минданао - и приведшем к пяти
1 The Philippines: Militancy and the New Bangsamoro. International Crisis Group Report 301 / Asia, 27 June 2019. https://www.crisisgroup.org/asia/south-east-asia/philippines/301 -philippines-militancy-and-new-bangsamoro (дата обращения: 09.06.2020).
2 Marawi, the «East Asia Wilayah» and Indonesia, IPAC Report No. 38, 21 July 2017. P. 2. http://file.understandingconflict.org/file/2017/07/IPAC_Report_38.pdf (дата обращения: 10.06.2020).
месяцам1 вооруженных столкновений в попытке освободить город и хотя бы временно стабилизировать ситуацию в регионе.
Не стоит забывать и о том, с какой охотой мусульманская молодежь пополняет ряды вооруженных формирований на Минданао в силу банальных причин: это дает им возможность «найти свое место», почувствовать свою значимость и отчасти обеспечить относительное благосостояние и помощь своим семьям, почувствовать себя героями. Это также осложняет ситуацию, так как в составе военных группировок все время появляются новые боевики, «свежая кровь».
В этих условиях так называемые процессы нормализации и разоружения, которые необходимы для создания и поддержания мира в регионе, станут сложной задачей, стоящей перед ИФОМ, и, вероятно, потребуют достаточно длительного времени для их полной реализации. В первую очередь разоружение коснется исламских Вооруженных сил Бангсаморо, т.е. военных формирований самого ИФОМ. Кроме того, процесс нормализации предполагает социоэкономическое развитие, меры по обеспечению правосудия и системы регулирования разногласий в переходный период, а также укрепление доверия ко всему процессу среди населения.
Наибольшие затруднения ожидаемо вызовет именно процесс разоружения, и для этого есть множество причин. Практически Вооруженные силы ИФОМ должны быть расформированы, разоружены, и таким образом «в свободном плаванье» окажется значительное число мужчин, которым необходимо будет как-то устраивать свою жизнь, в том числе искать иные пути заработка и содержания семьи. Этот процесс подразумевает четыре этапа. Первый этап - сдача 75 единиц оружия и возвращение к гражданской жизни 145 боевиков ИФОМ - состоялся в 2015 г. Второй этап -выведение из вооруженных формирований 30% боевиков - должен был состояться после подписания Органического закона Бангса-моро. ИФОМ представил список из 12 тыс. боевиков на рассмотрение в орган по разоружению в марте 2020 г. Планируется, что к ноябрю процесс их разоружения и расформирования будет закончен. Последние два этапа предполагается завершить к 2022 г. -
1 Philippines: Addressing Islamist militancy after the battle for Marawi. International Crisis Group, 17 July 2018. https://www.crisisgroup.org/asia/south-east-asia/ philippines/philippines-addressing-islamist-militancy-after-battle-marawi (дата обращения: 10.06.2020).
вывести еще 35% боевиков из их группировок (третий этап), и затем оставшееся количество (четвертый этап).
По прогнозам, маловероятно, что сами боевики примут такое положение вещей без сопротивления, поскольку их оружие - это залог их собственной безопасности на территории Минданао, где процветают вооруженные стычки на уровне кланов и более мелких групп. К тому же, как уже упоминалось выше, потеряв место в вооруженных формированиях, бывшие боевики будут вынуждены искать источники заработка в гражданской среде, и, как показывает практика первой фазы разоружения, меры, предпринимаемые правительством для поддержания этих людей, могут оказаться недос-таточными1. Так, первые 145 демобилизованных боевиков и их окружение были недовольны социоэкономическими мерами пра-вительства2. В связи с чем сейчас ИФОМ ожидает, что в администрации президента предпримут необходимые действия для корректировки социального пакета, в том числе воспользовавшись помощью иностранных партнеров, и что результаты появятся к следующей фазе разоружения. Со своей стороны официальные представители заявляют, что боевикам и членам их семей будут предложены стипендии на обучение для получения гражданских профессий, также планируется предоставить боевикам поддерживающие выплаты в размере 100 тыс. песо (1925 долл. США) наличными на человека3.
Представляется сомнительным, чтобы эти меры были достаточными и возымели необходимый эффект, однако, как именно будет развиваться ситуация, покажет время. На данном этапе БААРМ представляется наиболее успешным вариантом автономии, в особенности в сравнении со всеми предыдущими попытками филиппинского правительства разрешить данный конфликт.
Статья предоставлена автором для публикации в бюллетене «Россия и мусульманский мир»
1 The Philippines: Militancy and the New Bangsamoro. Crisis Group Report 301 / Asia, 27 June 2019. https://www.crisisgroup.org/asia/south-east-asia/philippines/ 301-philippines-militancy-and-new-bangsamoro (дата обращения: 09.06.2020).
2 Fifth Public Report, July 2017 to February 2019. Third Party Monitoring Team, 11 March 2019. P. 19.
3 Galvez: P1.2B needed as aid to MILF fighters. By Bong S. Sarmiento. Inquirer.net, 26 April 2019. https://newsinfo.inquirer.net/1110850/galvez-p1-2b-needed-as-aid-to-milf-fighters (дата обращения: 10.06.2020).