УДК 303.01
МАТВИЕНКО Роман Александрович — аспирант Ульяновского государственного университета (432017, Россия, г. Ульяновск, ул. Льва Толстого, 42; [email protected])
МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ подход К АНАЛИЗУ ИДЕОЛОГИЙ
Аннотация. Статья посвящена морфологическому подходу к анализу идеологии. Излагаются принципы этого подхода, а также раскрываются возможности, которые дает обращение к морфологии идеологии. Морфологический подход через обращение к понятийной структуре идеологий объясняет как принципиальную несопоставимость некоторых политических течений, так и разнообразие вариантов внутри одного идеологического семейства.
Ключевые слова: идеологии, политические понятия, морфология, деконтестация, М. Фриден
Идеология является одним из самых неоднозначных понятий в социальных науках: множество теоретических подходов приписывают идеологии различные значения и функции; понятие нагружено негативными политическими коннотациями, а также широко употребляется в повседневной жизни [Larrain 1979: 13]. Так, Т. Иглтон перечисляет полтора десятка распространенных определений идеологии и обращает внимание, что некоторые из них логически исключают друг друга [Eagleton 1991: 1-2].
В политических исследованиях наибольшее употребление получило понимание идеологии как связного и относительно устойчивого набора убеждений или ценностей [Knight 2006: 625].
Подобный взгляд располагает двумя способами представления идеологий. В первом они рассматриваются в качестве интеллектуальных традиций, отсылающих к трудам и авторитету выдающихся мыслителей прошлого. Здесь прослеживается преемственность, например, либеральной мысли от Локка и Милля до Ролза, а консервативной — от Берка до Оукшотта и Скрутона [Brennan, Hamlin 2004; Vincent 1994]. Во втором идеологии предстают этическими предприятиями, связывающими субъектов политики ценностными нормами. Так, либерализму в качестве основополагающих ценностей приписываются индивидуализм, свобода личности, вера в рациональность и прогресс, а консерватизму — уважение к традициям и порядку, пессимистичный взгляд на человеческую природу и т.д.
Следует признать наличие разрыва между этими способами представления идеологии — момента превращения идей и отдельных формулировок в разделяемые убеждения, ценности и идеалы. Необходимо принять во внимание, что люди во всех слоях общества прибегают к различным образцам мышления о политике. Именно на этом феномене фокусируется морфологический подход к анализу идеологий, предложенный британским теоретиком М. Фриденом [Freeden 1996; 2003; 2013].
Цель морфологического анализа — показать, что идеология, и как explanans, и как explanandum, проходит проверку на комплексность, методологическую изощренность и политическую релевантность. Поэтому идеология может претендовать на серьезное место в академических исследованиях политической мысли и быть необходимым дополнением к эмпирическим исследованиям политики. Морфологический подход ориентирован на изучение и расшифровку внутренней структуры идеологии. Для этого он развивает ряд характерных черт [Freeden 2013: 117-119].
Идеология понимается как повсеместно распространенная и постоянная форма политического мышления. Также морфологический подход отказывается от различения элитного, профессионального и обыденного политического мышления. В расчет принимается грамшианская установка на то, что идеология возникает на всех уровнях социальной артикуляции и также представляет исследовательский интерес на всех уровнях.
Политические понятия отождествляются с фундаментальными структурными элементами политической мысли. Идеологии исследуются как особые комбинации политических понятий, значение которых поддается расшифровке через систематическое обращение к природе политического языка. Морфология идеологической и понятийной архитектуры позволяет понять, как создаются многозначные и потенциально влиятельные конфигурации политического мышления.
Эта микроперспектива отступает от общепринятого макроподхода к идеологиям, который зачастую пытается ограничить их важность и принизить их сложность, описывая их как череду упрощенных обобщений, часто через единственное организующее понятие, или отрицает множество разновидностей, скрывающихся под общим названием вроде либерализма или социализма. Она отказывается и от инструментов моделирования, востребованных в электоральных исследованиях, где идеологии загружаются в простые матрицы и одномерные понятийные диапазоны. Также морфологический подход отвергает убеждение, будто существуют прагматические и неидеологические способы мышления о социальных ценностях, и выступает против использования идеологии как всеохватного понятия для широких интеллектуальных и культурных движений.
В морфологическом подходе комбинации понятий представляются сложными устройствами распределения значений, которые присваивают и перераспределяют вес понятий, составляющих идеологию. Для морфологического подхода структурная текучесть имеет решающее значение, и это позволяет морфологическому анализу объяснить изменение идеологий с течением времени, а также сделать возможным более точное сравнительное изучение идеологий.
Идеологии представляются дискурсивными состязаниями за контроль над публичным политическим языком, который способствует выработке политических решений и последующих коллективных действий. Исследуются и предшествующие коллективным действиям аспекты идеологической аргументации и презентации. Долговечность этих столкновений свидетельствует о плюрализме на уровне идеологий и понятий, который выявляется морфологической микроструктурой.
Морфологический подход обращается к идеологиям как к дифференцированным феноменам, которые не могут быть обобщены (как правило, в негативном смысле) под единым ярлыком идеологии. С этой точки зрения идеологии являются стратегиями для управления основаниями плюрализма политических идей, его разрешения в культурно приемлемых дозах или стремления подавить его естественным или искусственным образом. Идеологии в основных чертах предстают контрплюралистическими дискурсами. Даже общества, политика которых поощряет продвижение плюрализма или мультикультурализма, обнаруживают предвзятость по отношению к допустимым видам плюрализма. В ходе таких смысловых столкновений обнаруживается фрагментированная или многосоставная природа идеологий, которая направляет и формирует их компоненты в регистрах инакомыслия или единодушия.
Обращение к политическому языку предполагает внимание ко всей полноте существующего политического дискурса — во всех его проявлениях и разновидностях. Реконструкция, деконструкция, интерпретация, толкование и накопление знаний, а не предписание этических позиций и решений приводит морфологический подход к изучению — но не производству — идеологий. Согласно морфологическому подходу, прежде чем рекомендовать или осуществлять политические решения, необходимо оценить их обоснованность и идейные последствия. Только затем политические философы, политики и идеологи должны осторожно приниматься за дальнейшие концептуальные и дискурсивные перекомпоновки. Речь не идет о том, что прошлое или настоящее ограничивает будущее на консервативный лад, но о том, что необходимо прояснить свойства понятий и правдоподобные ограничения их комбинаций, прежде чем бросать вызов существующим морфологиям или конструировать якобы улучшенную компоновку понятий. Некоторые ограничения относятся к природе языка или логическим правилам (часто нарушаемым в идеологическом дискурсе), другие же появляются и исчезают в зависимости от других факторов.
Согласно морфологическому подходу доступ к политическому мышлению возможен только как к идеологиям. Ключевое слово здесь «как к идеологиям», но не «через идеологии», потому что идеологии не воспринимаются как нечто скрывающее что-то истинное. Идеологии являются наличными способами политического мышления, выражаются ли они в обыденном языке, дискурсе политических элит или высказываниях политических теоретиков и философов. Это не значит, что политическое мышление сводится к его идеологическим аспектам. Скорее, понятийная структура, которая присуща всему политическому мышлению и с которой приходится считаться его исследователю, включает основные признаки идеологии. В них проявляются вербальные и идеационные практики деконтестации (decontestation) — центрального понятия морфологического анализа. Посредством деконтестации из всего множества возможных пониманий понятию присваивается определенное значение в политическом дискурсе.
Временная устойчивость деконтестаций, предлагаемых идеологиями, с большим трудом достигается в фундаментальной семантической неустойчивости социального и политического мира. Решения, которые они предлагают, представляются надежными и «окончательными» определениями по таким вопросам, как социальная справедливость, свобода, суверенитет и т. д.
Подлинная природа политического мышления, следовательно, потенциально состязательна. Она содержит в себе два асимметричных свойства — неизбежную вариативность и стремление к завершенности. Первое постоянно ограничивается, последнее — эфемерно и в конечном итоге недостижимо. Завершенность, типичность, повсеместность, текучесть и комплексность идеологий — таковы опорные точки, которые направляют морфологический подход.
Морфологический анализ рассматривает идеологию в двух осях. Первая — это разграничение понятий, их микрокомпонентов и макропонятийных связок. Расстановки компонентов приводят к разному пониманию понятий, в то время как скопления понятий формируют специфическую автономию идеологий. Через эти относительно гибкие скопления проходит вторая ось — различение основных (core), смежных (adjacent) и периферийных (peripheral) понятий.
Основные понятия присутствуют во всех известных проявлениях рассматриваемой идеологии, но также они скрепляют идеологию и обеспечивают ее содержание. Так, либерализм среди прочих основных понятий всегда содержит понятие свободы [Freeden 2013: 126].
Смежные понятия не возникают во всех проявлениях идеологии, но они необходимы, чтобы закрепить понимание основных. Например, среди смежных понятий, окружающих ядро либерализма, наличествуют благосостояние, демократия и частная собственность. Их комбинации порождают различные версии либеральной идеологии.
Наконец, идеологии содержат периферийные понятия. Это или понятия, расположенные на границах семантических полей, которые сменяют друг друга с течением времени (в либеральных идеологиях понятия империи и элитизма сменились этничностью и озабоченностью местными интересами), или понятия, которые связывают идеологию и социальную практику (финансовый кризис, терроризм, массовая миграция и т. д.) [Freeden 2013: 127].
Таким образом, морфологический подход через обращение к понятийной структуре идеологий объясняет как принципиальную несопоставимость некоторых политических течений, так и разнообразие вариантов внутри одного идеологического семейства.
Список литературы
Brennan G., Hamlin A. 2004. Analytic Conservatism. — British Journal of Political Science. Vol. 34. No 4. P. 675-691.
Eagleton T. 1991. Ideology: An Introduction. London; New York: Verso. 242 p.
Freeden M. 1996. Ideologies and Political Theory: A Conceptual Approach. Oxford: Clarendon Press. 592 p.
Freeden M. 2003. Ideology: A Very Short Introduction. Oxford: Oxford University Press. 142 p.
Freeden M. 2013. The Morphological Analysis of Ideology. — The Oxford Handbook of Political Ideologies (ed. by M. Freeden, M. Stears). Oxford: Oxford University Press. P. 115-137.
Knight K. 2006. Transformations of the Concept of Ideology in the Twentieth Century. — American Political Science Review. Vol. 100. No 4. P. 619-626. Larrain J. 1979. The Concept of Ideology. London: Hutchinson. 256 p. Vincent A. 1994. British Conservatism and the Problem of Ideology. — Political Studies. Vol. 42. No 2. P. 204-227.
MATVIENKO Roman Aleksandrovich, postgraduate student, Ulyanovsk State University (42, L. Tolstogo St, Ulyanovsk, Russia, 432017; [email protected])
MORPHOLOGICAL APPROACH TO IDEOLOGY
Abstract. The article introduces a morphological approach to ideology. It expounds the features of morphological approach and explains its explanatory value. By turning to the conceptual structure of ideologies, this approach explains the fundamental incompatibility of certain political movements, and a variety of options within the same ideological family. Keywords: ideologies, political concepts, morphology, decontestation, M. Freeden