Научная статья на тему 'Морфологическая структура содержания образования будущих менеджеров морского торгового флота'

Морфологическая структура содержания образования будущих менеджеров морского торгового флота Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
109
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / СТРУКТУРА / ПОЛИПРОФИЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макашина Ирина Илхамовна

Автор использует морфологический подход для рассмотрения вариантов взаимосвязи компонентов с целью изучения основных структурных элементов системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Морфологическая структура содержания образования будущих менеджеров морского торгового флота»

УДК 378.147

И. И. Макашина

МОРФОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ МОРСКОГО ТОРГОВОГО ФЛОТА

Морфологическая структура содержания образования охватывает совокупность его структурных составляющих. Морфологический подход используется для рассмотрения всех возможных вариантов взаимосвязи компонентов с целью изучения основных структурных элементов системы или их признаков.

Термином «морфология» в биологии и языкознании определяется учение о внутренней структуре исследуемых систем или сама внутренняя структура этих систем. В систематизированном виде методы морфологического анализа сложных проблем были разработаны швейцарским астрономом Ф. Цвикки. Долгое время морфологический подход к исследованию сложных систем был известен под названием метода Цвики.

Отправными точками морфологического исследования Ф. Цвикки считает:

- равный интерес ко всем объектам морфологического моделирования;

- ликвидацию всех ограничений и оценок до тех пор, пока не будет получена полная структура исследуемой области;

- максимально точную формулировку поставленной проблемы [1, с. 170-171].

Содержание обучения и его структурирование является одной из наиболее важных и, в то же время трудных проблем в построении учебного процесса. Для комплексного исследования проблемы содержания образования необходимо рассмотреть способы его структурирования.

Линейная структура заключается в том, что части учебного материала образуют непрерывную последовательность тесно связанных между собой звеньев, прорабатываемых за время обучения, как правило, только один раз. При выборе такой структуры изложения особенно важно придерживаться требований последовательности, историзма, систематичности и доступности.

Концентрическая структура предполагает возвращение к изучаемым материалам. Один и тот же вопрос повторяется несколько раз, причем его содержание постепенно расширяется новыми сведениями и связями. На первых ступенях обучения даются элементарные представления, которые по мере накопления знаний и роста познавательных возможностей углубляются и расширяются.

Спиральная структура подразумевает тот факт, что учащиеся, не теряя из поля зрения исходную проблему, постепенно расширяют и углубляют круг, связанных с ней знаний.

Смешанная структура является комбинацией линейной, концентрической и спиральной структур. Она позволяет маневрировать при организации содержания, излагать отдельные его части различными способами. Данная структура представляется наиболее приемлемой при разработке содержания образования будущих менеджеров морского торгового флота (МТФ).

Менеджеры МТФ работают в сложнейшей отрасли хозяйства, имеющей многочисленные и многопрофильные внутренние и внешние связи в своей стране и далеко за ее пределами. Назначение менеджеров МТФ заключается в направлении действий сотрудников отрасли по этим связям. Отсюда вытекает, что главным фактором процесса подготовки будущих менеджеров МТФ является производственная среда этой отрасли. Специфическими чертами этой среды являются присутствие в ней иностранных компонентов и расположение пунктов действий за рубежом и на плавающих в международных водах судах. Профессиональная деятельность менеджера имеет многопрофильный характер, его решения многопрофильны. Они реализовываются в согласованной деятельности партнеров и подчиненных, значит деятельность менеджера еще и коммуникативна. Она всегда насыщена сложным содержанием, имеющим не совсем обычные связи между его компонентами. Отсюда вытекает, что основной характеристикой подготовки менеджера должно быть формирование и развитие его полипрофильно-ком-муникативной когнитивности.

Когнитивность (лат. со§ш1;о, «познание, изучение осознание») - термин, используемый в разных контекстах, обозначающий способность к умственному восприятию и переработке внешней информации. Полипрофильно-коммуникативная когнитивность интерпретируется как система общепрофессиональных, межотраслевых, межкультурных, психолого-педагогичес-ких, иноязычных и коммуникативных знаний, необходимых для эффективной деятельности в различных профессиональных группах. Одним из способов формирования полипрофильно-коммуникативной когнитивности может выступать интеграция содержания образования.

В структуре содержания образования в полном объеме отражается структура опыта личности. Опыт личности выражается четырьмя пересекающимися между собой группами компонентов:

1) качества личности, инвариантные специфике предметной деятельности, т. е. соответствующие наиболее общей структуре деятельности;

2) опыт предметной деятельности, дифференцируемый по степени общности ее видов (общее и специальное образование, а также их «пересечение» - политехническое образование);

3) опыт личности, дифференцируемый по принципу теория - практика (знания и умения);

4) опыт личности, дифференцируемый по творческому признаку (репродуктивная и творческая деятельность).

Эта структура опыта личности «переносится» и на структуру содержа-

ния образования, будучи переведенной, конечно, при этом в дидактический план, т. е. в план образования соответствующих качеств личности [2, с. 27].

Исходя из данного утверждения, проведем анализ критериев отбора содержания образования для обучения будущих менеджеров МТФ.

Опора на критерий целостного отражения в содержании образования задач формирования творческого, самостоятельно мыслящего человека демократического сообщества, даст возможность выделить типичные проблемы тех областей знаний, которые изучаются в процессе подготовки будущих менеджеров МТФ.

Следующий критерий - критерий соответствия сложности содержания образовательного материала реальным учебным возможностям обучаемого. Для выполнения этого критерия необходимо с одной стороны ориентироваться на достижения в современной науке и технике, а с другой - на создание благоприятной обстановки для усвоения этого опыта.

Третьим элементом данной системы выступает критерий учета международного опыта построения содержания образования будущих менеджеров, учет отечественного и зарубежного (МВА) опыта. При этом необхо-димо учитывать, что международный опыт подготовки охватывает постдипломное образование, а не базовое высшее.

Критерий соответствия объема содержания имеющемуся времени на изучение данного предмета не менее важный, так как учебная программа не безразмерная и выбор дисциплин, а также количество часов, выделенное на их изучение должны быть тщательно спланированы.

Следующим немаловажным критерием выступает критерий соответствия содержания имеющейся учебно-методической и материальной базе современного учебного заведения. На сегодняшний день не существует общей программы подготовки будущих менеджеров МТФ. Создание такой программы, учебно-методического обеспечения способствовало бы более качественной подготовке будущих менеджеров МТФ.

Последний критерий - критерий высокой научной и практической значимости содержания образовательного материала, включаемого в каждый отдельно взятый учебный предмет и систему учебных дисциплин, изучаемых в вузе. Прохождение производственной практики под руководством менеджера базового предприятия и ведущего научного руководителя, а так же включение защиты научно-исследовательской работы в программу государственного экзамена смогло бы поднять качество обучения будущего менеджера МТФ на более высокий научный уровень.

Учитывая критерии отбора содержания образования для обучения будущих менеджеров МТФ, мы построили структуру интеграционных преобразований содержания образования будущего менеджера МТФ. Описание структуры интеграционных преобразований содержания образования будущих менеджеров МТФ целесообразно начать с описания направлений интеграции содержания образования будущих менеджеров МТФ. Само со-

держание имеет следующие направления: науковедческое; структурно-морфологическое; технологическое и предметное. Рассмотрим каждый из названных компонентов более подробно.

Науковедческое направление предполагает появление в сознании учащегося знаний и представлений о компонентах и сторонах изучаемого явления. Обеспечение восприятия современной научной картины мира требует инноваций в самом главном - в содержании образования и его структуре. В образовательном процессе должны быть использованы такие научные знания, средства обучения, образовательные технологии и методики, дисциплины и курсы, которые способны отражать фундаментальные моменты в науке. Необходимо использовать научные достижения из разных областей знания, возникающих на стыке наук и позволяющих выходить на системный уровень познания действительности, видеть и использовать механизмы самоорганизации и саморазвития явлений и процессов.

Структурно-морфологическое направление предполагает выделение основных компонентов, включенных в содержание, и их взаимосвязей. Основным принципом структурно-морфологической организации включенных объектов является принцип соответствия целям и задачам формирования готовности к профессиональной деятельности, интегративной по своей сущности.

Под технологическим направлением интеграции содержания образования будущих менеджеров МТФ подразумевается создание всех необходимых условий для достижения заданной цели. Реализация процесса интеграции содержания образования будущих менеджеров МТФ позволит обеспечить преподавателя и студентов методами и инструментами сознательного управления и самоуправления когнитивным процессом генерирования новых идей, осуществлять эффективный контроль (самоконтроль) и оценку (самооценку) уровня сформированности полипрофильно-коммуникативной когнитивности.

Организация формирования полипрофильно-коммуникативной когнитивности будущих менеджеров МТФ предполагает определение последовательных этапов в достижении поставленной цели.

1. На подготовительном этапе начинается изучение студентами основ профессиональной, культурологической, педагогической и иноязычной деятельности.

2. Алгоритмический этап направлен на формирование у студентов практических навыков оперирования полученными знаниями на репродуктивном уровне, формирование умения осуществлять системный анализ на элементарном уровне (функциональность, структура и организация технической системы). Этот этап включает и формулировку идеального конечного результата, выявление, и разрешение противоречий.

3. Творческий этап предполагает развитие у студентов практических навыков оперирования полученными знаниями на продуктивном уровне с

выходом на генерирование управленческих идей, развитие умения осуществлять системный анализ на профессионально-творческом уровне, т. е. сформированность полипрофильно-коммуникативной когнитивности студентов.

Предметное наполнение интеграции содержания образования обусловлено деятельностью менеджера МТФ, которому приходится сталкиваться с задачами, основанными на знаниях из различных областей. Сюда относятся знания из области менеджмента, психолого-педагогические, правовые, культурологические, экономические, иноязычные, юридические и знания конкретной сферы деятельности, другими словами полипрофильно-комму-никативные знания.

Главным критерием оценки уровня полипрофильно-коммуникативной когнитивности студентов мы определяем уровень решаемых ими профессионально-творческих задач.

Следующим компонентом в структуре интеграционных преобразований содержания образования будущих менеджеров МТФ выступают факторы, имеющие свое собственное содержание, состоящее из ряда составляющих. Они включают: стержневые компоненты содержания образования; поли-язычность отношений; потребности производства и политико - социокультурные обстоятельства.

К стержневым компонентам содержания образования может быть отнесен интегрирующий фактор, обладающий способностью быть включенным в действующее содержание, объединяться с ним, не теряя при этом своей специфики и образуя систему более высокого уровня. Интегрирующим фактором, выступающим в роли единого основания разнопредметного содержания может выступать процесс изучения иностранного языка, рассматриваемый нами в качестве средства обучения. Структура средств обучения, выраженных в предмете иностранный язык представляет собой комплекс научных, процессуальных, образовательно-дидактических и технических средств. Процесс усвоения новых иноязычных знаний, необходимых для понимания культурологического или профессионального явления при использовании указанных средств, встречается с процессом усвоения нового компонента профессиональной деятельности, понимание которого выступает в качестве средства изучения соответствующего иноязычного явления. В результате этого обоюдно встречного движения появляется интегральный феномен - иноязычно-деятельностное образование, выраженное в форме учебной деятельности, обладающее одновременно свойствами и предмета изучения, и средства обучения [4, с. 96].

Правомерность такого подхода доказывает полиязычность отношений, имеющих место в деятельности менеджера МТФ. Роль иностранного языка возрастает в связи с постоянным экономическим ростом страны и укреплением роли нашей страны на мировой арене. Умение грамотно писать и говорить на иностранном языке сегодня является необходимой характеристи-

кой для любого современного специалиста. Для менеджера МТФ знание иностранного языка особенно важно в силу специфики международной деятельности. От иноязычной компетенции зависит конкурентоспособность менеджера МТФ, умение понимать иноязычных партнеров, а значит и успех его собственной деятельности, и деятельности предприятия на котором он работает.

Потребности производства в менеджерах МТФ - это фактор, который мотивирует преобразование процесса подготовки указанных специалистов. Процесс подготовки будущих менеджеров МТФ должен быть построен таким образом, чтобы своевременно реагировать на запросы производства и социальной сферы. Только в этом случае подготовка будущего менеджера МТФ будет отвечать критериям полноты и профессиональному соответствию.

В современных условиях рынка труда нельзя пренебрегать политико - социокультурными обстоятельствами. Главная цель проектирования и формирования содержания профессиональной подготовки будущих менеджеров МТФ исходит из общих экономических и общественных целей государства. Уместно подчеркнуть, что 90% всех перевозок, осуществляемых отечественными компаниями, приходятся на заграничное плавание. Это накладывает определенный отпечаток на требования, предъявляемые к современным менеджерам МТФ. Полипрфильная когнитивность менеджера должна отражать не только специальные, иноязычные, но и культурологические знания. Умение оценивать социокультурные правила поведения на территории иностранного государства, а также знание способов урегулирования социально-экономических и этнокультурных конфликтов приобретают для менеджеров МТФ особую ценность.

Перечисленные факторы являются взаимопересекающимися и, именно они приводят к следующему компоненту в структуре интеграционных преобразований содержания образования будущих менеджеров МТФ - процессу их подготовки, включающему учебно-материальную базу теоретических занятий и учебно-материальную базу практики.

Учебно-материальную базу теоретических занятий можно отнести к объективным факторам становления будущего специалиста. Она включает: создание развивающей образовательной среды вуза; моделирование процесса обучения с учетом индивидуальных различий обучаемых; внедрение современных технологий; использование различных средств обучения.

Для того, чтобы межпредметное содержание превратилось в полипро-фильное необходимо научить применять полученные знания на практике. Учебно-материальная база практики, также относящаяся к объективным факторам, должна отражать условия, в которых придется работать будущему менеджеру МТФ. Этот момент один из самых сложных, так как намного проще организовать теоретические курсы, чем создать реальные условия будущей профессиональной деятельности. Студентам, пришедшим на про-

изводственную практику, вряд ли доверят решение важных производственных вопросов. Поэтому оптимальным нам видится создание специального интегрированного спецкурса, включающего ряд деловых игр, участие в ко -торых поможет сформировать практические навыки управления и полипро-фильно-коммуникативную когнитивность.

К субъективным факторам мы относим: изменение ценностных установок субъектов образовательного процесса; социальную регуляцию взаимоотношений субъектов в процессе обучения.

Использование структурно-системных связей, существующих в учебном процессе и представляющих собой основу интегрированного содержания образования, способствует более фундаментальной подготовке будущего менеджера МТФ. Существующие связи между указанными компонентами являются двусторонними, что подчеркивает их взаимообусловленность и целостность всего процесса. Результатом нового содержания выступает сформированность полипрофильно-коммуникативной когнитивности со знанием иностранного языка.

В качестве системообразующего фактора, через который проявляются и объединяются в единое целое все остальные компоненты, выбрана цель, которая определяет задачи подготовки современного, востребованного обществом менеджера МТФ, обладающего полипрофильно-коммуникативной когнитивностью. Определение и обоснование цели по существу выступает первым этапом проектирования интеграции содержания образования. Мы исходим, прежде всего, из социального заказа общества на подготовку современного менеджера МТФ.

Однако существующее понимание социального заказа дает лишь самое общее представление о подготовке специалиста. На сегодняшний день существуют слишком общие представления о целях и способах подготовки менеджеров вообще (образование менеджеров МТФ не рассматривалось), а также о ее предполагаемых результатах, связанных с большой мерой неопределенности.

Основной целью и ценностью обучения, задаваемой при осуществлении подготовки будущих менеджеров МТФ, является максимальное развитие способностей (лидерских, менеджерских и др.) и как следствие полипрофильно-коммуникативной когнитивности.

Логика становления будущего менеджера МТФ определяет направление целевого, системного прогнозирования, позволяющего избежать волюнтаризм при определении набора учебных дисциплин и наполнении их конкретным содержанием. На первый взгляд разрозненные междисциплинарные знания из различных сфер профессиональной деятельности уже на этапе проектирования объединяются в единое целостное содержание профессиональной подготовки будущих менеджеров МТФ. Однако процесс интеграции междисциплинарных знаний достаточно сложен. Важно помнить, что в профессиональной деятельности менеджеров МТФ в самой ее основе зак-

ладываются разные виды образования (специальное, культурологическое, правовое и языковое). Эти компоненты интегрируются и отражаются во многих функциях профессиональной деятельности менеджера МТФ, а значит, должны найти отражение и в содержании, формах, организации, методах, средствах обучения. Если сложные логико - методологические механизмы взаимодействия разных видов образования, интегрируемых в профессиональной подготовке будущих менеджеров МТФ, не будут учитываться, возникнут трудности различных предметных подходов.

Подготовка менеджеров МТФ может строиться на основе полипрофиль-но-коммуникативного подхода, разработанного нами в процессе исследования и выступающего в роли целостного конструкта, выводящего специалиста на новый более высокий интегративный уровень сформированности профессиональных способностей. Основными положениями полипрофиль-но-коммуникативного подхода выступают:

- отношение к студенту как субъекту будущей сферы полипрофильной деятельности, включающей педагогический компонент, способному к постоянному развитию текущей полипрофильной когнитивности;

- отношение к педагогу как посреднику между будущим специалистом и полипрофильной сферой его деятельности. Педагог должен быть готов к формированию полипрофильно-коммуникативной когнитивности студентов, владеть образовательной программой действий и уметь использовать специальные средства формирования заданного качества;

- отношение к образованию как процессу профессионального становления, движущими силами которого выступают мотивы усвоения избранного качества и его обогащения;

- отношение к процессу обучения как явлению, отражающему сферу будущей полипрофильной деятельности, включающему деятельность специалистов определенной отрасли, их возможных партнеров, педагогов и обучаемых.

Разрабатывая концепцию интеграции содержания образования на основе полипрофильно-коммуникативного подхода в дидактических системах, мы определили следующие условия ее создания:

- содержание учебного материала должно быть научным, охватывать проблему в целом, иметь вид последовательного рассуждения, доказательства с необходимым набором аргументации, с оптимальным соотношением теоретической и фактической информации;

- интеграция содержания образования на основе полипрофильно-коммуникативного подхода должна реализовываться на основе принципов, усиливающих полипрофильно-коммуникативную когнитивность;

- необходимо провести системный анализ внешних условий и внутренних отношений, определяющими среди которых являются с одной стороны динамика развития отраслевых и образовательных потребностей, с другой - уровень организации образовательного процесса, степень освоения

современных педагогических систем, качество профессионально-педагогической культуры, характер взаимоотношения субъектов образовательного процесса;

- для создания интегративного содержания образования будущих менеджеров МТФ необходимо выделить интегрирующий фактор, обладающий способностью быть включенным в действующее содержание;

- должны быть выявлены предпосылки интеграции содержания образования будущих менеджеров МТФ;

- в процессе освоения интегрированного содержания должны быть созданы условия для исследования и освоения сущности, технологии и методов реализации будущей полипрофильной деятельности, для формирования у будущих специалистов элементарного образа менеджеров МТФ, образа будущих полипрофильных и полисубъектных отношений;

- содержанию учебного материала должны соответствовать типы занятий, виды обучения, методы, приемы, средства обучения;

- содержание образования должно иметь положительный личностный смысл. Знания, взгляды, мысли становятся составной частью убеждений лишь в том случае, если внутренне приняты человеком, если у него появилось к ним оценочное отношение, потребность использовать, отстаивать собственные взгляды и убеждения.

В контексте этой проблемы важнейшим принципом конструирования содержания образования выступают принцип соответствия целям и задачам формирования готовности к профессиональной деятельности, интегрированной по своей сущности. Практическая реализация в полном объеме этого принципа предполагает обогащение процесса изучения профессиональной деятельности. Его насыщение социокультурным содержанием открывает новые дидактические возможности для разностороннего развития студентов в процессе их приобщения к профессии менеджера МТФ, к социально значимым и индивидуально востребованным ценностям современной культуры, приобретения ими коммуникативной компетенции, без которых деятельность менеджера МТФ не мыслима.

Деятельность менеджеров МТФ определяет содержание и характер знаний, которые должны быть сформированы в высшей школе. Интеграционные тенденции ставят проблему увеличения областей знания, усиления фун -даментальных, комплексных дисциплин. Но курсов можно разработать огромное множество, ввести же их в процесс обучения невозможно из-за вероятности увеличить объем нагрузки студентов.

Тщательный анализ морфологической структуры содержания образования и использование структурно-системных связей, существующих в учебном процессе и представляющих собой основу интегрированного содержания образования, способствует более качественной подготовке будущего специалиста для любой отрасли, в том числе, и для морской.

Библиографический список

1. Ильясов, Д. Ф., Сериков, Г. Н. Принцип регулируемого эволюционирования в педагогике. М.: Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. - 336 с.

2. Леднев, В. С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. 2-е изд. - М.: Высшая школа, 1991. - 223 с.

3. Макашина, И. И., Малиночка, Э. Г. Ситуационно-функциональный подход в подготовке менеджеров морского торгового флота. Монография. - Краснодар: КРО АПСН, 2007. - 44 с.

4. Макашина, И. И. Средства обучения в профессиональной подготовке менеджеров морского торгового флота. - Новороссийск: РИО МГА им. адм. Ф. Ф. Ушакова, 2006. - 120 с.

5. Малиночка, Э. Г. Актуальные проблемы педагогики. - Новороссийск: РИО МГА им. адм. Ф. Ф. Ушакова, 2007. - 196 с.

6. Касаткина, Н. Э., Егорова, С. В. К вопросу об использовании новых педагогических технологий в процессе профильного обучения старших школьников // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 4. - С. 297 - 307

7. Черемисина, Н. А. Развитие точности и лаконичности связной речи в процессе обучения сжатому изложению // Сибирский педагогический журнал. -2007. - № 4. - С. 208 - 212

8. Лобашев, В. Д., В. Тропин, Ф., Талых, А. А. «Тоннель» В. П. Зинченко как модель усвоения учебной информации // Сибирский педагогический журнал. -2006. - № 1. - С. 161 - 169.

9. Третьяков, П. И. Профессиональная жизнеспособность и компетенции педагогов-руководителей как показатели качества образования // Сибирский педагогический журнал. - 2006. - № 3. - С. 221 - 227.

10. Юринова, Е. А. Профессионально-компетентностная культура учителя в условиях модернизации российского образования // Сибирский педагогический журнал. - 2006. - № 2. - С. 92 - 98.

11. Поливаев, А. Г., Григорович, И. Н. Из опыта применения рейтингового контроля в физическом воспитании студентов в педагогическом вузе // Сибирский педагогический журнал. - 2006. - № 2. - С. 118 - 123.

12. Мамонтова, Т. С. Приемы учебно-методической деятельности как средство формирования методической компетентности будущих учителей математики // Сибирский педагогический журнал. - 2006. - № 2. - С. 132 - 145.

13. Батракова, С. Н. Методологические проблемы становления педагогического процесса формирования целостной личности // Сибирский педагогический журнал. - 2007 - № 1. - С.112-124

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.