Научная статья на тему 'Морально-этическая рефлексия учащегося'

Морально-этическая рефлексия учащегося Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
978
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОРАЛЬ / НРАВСТВЕННОСТЬ / СОЗНАНИЕ / РЕФЛЕКСИЯ / MORAL PHILOSOPHY / MORALS / CONSCIOUSNESS / REFLECTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бездухов В. П., Позднякова О. К.

В статье ставится проблема многоуровневой морально-этической рефлексии учащегося, обосновывается содержание ее уровней, представляется механизм «движения» знаний по уровням морально-этической рефлексии учащегося.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MORAL AND ETHICAL REFLECTION OF A STUDENT

The article reveals the problem of multilevel moral and ethical reflection of a student. The content of moral and ethical reflection levels is given as well as the mechanism of knowledge «moving» along the levels of moral and ethical reflection of a student.

Текст научной работы на тему «Морально-этическая рефлексия учащегося»

УДК 378

МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ УЧАЩЕГОСЯ

© 2010 В.П.Бездухов, О.К.Позднякова

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия

Статья поступила в редакцию 16.11.2009

В статье ставится проблема многоуровневой морально-этической рефлексии учащегося, обосновывается содержание ее уровней, представляется механизм «движения» знаний по уровням морально-этической рефлексии учащегося.

Ключевые слова: мораль, нравственность, сознание, рефлексия.

Формирование конвенционального мышления - это важная социально-педагогическая проблема. Ее решение затрагивает насущные вопросы образования, поскольку в современных условиях востребуется человек, способный решать глобальные проблемы современности, среди которых отчетливо выявляются «открытые проблемы». Суть «открытых проблем», в которых заключены потребности общества и отдельного человека, состоит в их дискуссионности, которая, как подчеркивает И.Л.Зеленкова, приобретает форму альтернативных позиций («за» -«против»), компромисс между которыми невозможен1 .

Многообразные проблемы, такие, например, как экологическая угроза, демографический кризис, «сохранение человека как биосоциальной структуры в условиях растущих и всесторонних процессов отчуждения»2, информатизация общества, эвтаназия, смертная казнь и другие, являются «открытыми» потому, что они, во-первых, могут интерпретироваться на основе различного типа научного знания. Во-вторых, поиск их решения незавершен, а результат к настоящему времени неизвестен. Для их решения привлекается различный тип научного знания, а потому они, «не помещаясь» в узкое пространство, становятся социально значимыми. Их решение связано с ответом на вопросы: во имя чего и во имя кого необходимо их решать? Каков путь их решения? Это есть мировоззренческий уровень анализа, осмысления и последующего решения данных проблем. Одним из возможных способов формирования конвенционального

0

Бездухов Владимир Петрович, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики, член-корреспондент РАО. E-mail: vlbezdukhov@mail. ru Позднякова Оксана Константиновна, доктор педагогических наук профессор кафедры педагогики. E-mail: oksana 1970@mail.ru

1 Зеленкова И.Л. Прикладная этика: учеб. пособие. -Минск: 2002. - С. 6.

2 Степин В.С. Теоретическое знание. - М.: 2000. - С. 31.

мышления учащихся является развитие у них способности к морально-этической рефлексии.

Методологической основой разработки проблемы многоуровневой морально-этической рефлексии учащихся являются: 1) концепция уровней методологии науки (В.А.Лекторский, В.С.Швырев, Э.Г.Юдин) и педагогической науки (В.В.Краевский); 2) положения о различии морали и нравственности, этики и морали (С.Ангелов, Р.Г.Апресян, Л.М.Архангельский, В.И.Бакштановский, Е.В.Беляева, В.А.Василенко, А.А.Гусейнов, О.Г.Дробницкий, В.Т.Ган-жин, М.Г.Журавков, И.Л.Зеленкова, Е.В.Зо-лотухина-Аболина, Н.Д.Зотов, В.П.Кобляков, Т.С.Лапина, Т.В.Мишаткина, М.Михалик, В.Момов, А.В.Разин, А.И.Титаренко, А.Г.Хар-чев); 3) теоретические концепции мышления человека (А.А.Бодалев, А.В.Брушлинский, В.В.Давыдов, В.П.Зинченко, В.В.Знаков, В.А.Лекторский, Б.Ф.Ломов, А.Р.Лурия, Н.В.Кузьмина, Ю.Н.Кулюткин, М.М.Кашапов, А.Н.Леонтьев, С.В.Маланов, Т.К.Мухина,

A.А.Орлов, А.В.Петровский, В.А.Поликарпов,

B.А.Сластенин, Г.С.Сухобская, О.К.Тихомиров, В.Д.Шадриков и другие); 4) теоретические положения о взаимодействии различного типа научного знания в частности.

В рамках многоуровневой морально-этической рефлексии мы выделяем этическую, моральную и нравственную рефлексию. В основу такого выделения уровней рефлексии положены связи и различия между этикой и моралью, моралью и нравственностью, а также идея В.С.Степина о том, что каждому уровню рефлексии соответствует свой тип знаний и свой способ оформления категорий3. Мы конкретизируем данную идею В.С.Степина. Суть такой конкретизации заключается в том, что каждому уровню морально-этической рефлексии соответствует свой тип знаний, которые отражаются, преобразуются, осмысливаются соответствую-

3 Там же. - С. 278 - 279.

Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 12, №3(3), 2010

щим данному типу знания сознанием. Нравственная рефлексия осуществляется в рамках нравственного сознания, моральная рефлексия -морального сознания, этическая рефлексия -этического сознания.

Конвенциональный ярус нравственного сознания учащихся в контексте уровней рефлексии есть знание себя, своих целей, мотивов, установок, ценностей, есть отношение к себе как к человеку. Моральное сознание учащегося есть знание им того, что его деятельность есть определенный тип отношений к миру, к людям и к себе, пространство которых (отношения) есть мораль, есть знание им понятий морали, рассматриваемых в нормативно-оценочном смысле. Этическое сознание учащегося есть знание им категорий этики, рассматриваемых в теоретическом смысле, есть отношение к этике. Ведущей стороной этики является научно-познавательная сторона, а не ценностное отношение.

Подчеркнем еще раз, что идея о том, что каждому уровню морально-этической рефлексии соответствует свой тип знаний, которые отражаются, преобразуются, осмысливаются соответствующим данному типу знания сознанием, реализуется исключительно в рамках многоуровневой рефлексии. А отграничение в этой связи нравственного сознания от морального сознания осуществляется только на уровне теории в рамках многоуровневой рефлексии. Следует отметить, что такое выделение уровней рефлексии и отграничение нравственного сознания от морального сознания имеет прочную теоретическую основу, ибо отношения, например, между уровнями рефлексии как системного образования включают в себя, как подчеркивает Ю.М.Смоленцев, в качестве необходимых сторон не только связь, но и раздельность4.

Однако нельзя не подчеркнуть, что обоснование данной идеи имеет и практический (воспитательный, развивающий) аспект, который становится понятным благодаря раскрытию содержания уровней морально-этической рефлексии учащегося. Собственно развивающий аспект того или иного уровня рефлексии учащегося заключен в содержании знаний и отношений. Нравственный уровень рефлексии - осмысление учащимся личностного «Я» среди своих целей, мотивов, установок, это есть деятельность его сознания по исследованию своих целей, мотивов, установок по отношению к себе.

Моральный уровень рефлексии - это есть осмысление учащимся «Я» среди других людей (пространство отношений в том числе и конвенциональных), есть деятельность его сознания по исследованию своих взаимодействий, отношений

4 Смоленцев Ю.А. Мораль и нравы: Диалектика взаимодействия. - М.: 1989. - С. 34.

с другими людьми, когда учащийся мысленно спорит с собой и с другими, обосновывает свою нравственную позицию и / или нравственную позицию другого, оправдывает себя и/или другого. Такое понимание данного уровня рефлексии учащегося подчеркивает, с нашей точки зрения, ее развивающий аспект.

Проанализируем связи между уровнями морально-этической рефлексии в контексте движения знания по ее уровням. При этом мы опираемся на принцип восхождения от абстрактного к конкретному и от конкретного к абстрактному, реализация которого позволяет показать, как происходит движение знаний по уровням рефлексии сверху вниз и снизу вверх.

Мы также описываем механизм движения знания по уровням морально-этической рефлексии с опорой на данный принцип, реализация которого позволяет показать, когда знание «восходит» к вышестоящему уровню, а когда оно «возвращается» к нижестоящему уровню. Внутренняя связь различных уровней рефлексии проявляется в том, что в зависимости от конкретной ситуации, от того, результаты какой деятельности (познавательной или практической) осмысливаются учащимся, происходит или абстрагирование, или конкретизация знания, а единство абстрагирования и конкретизации морального и этического знания в деятельности учащегося является условием развития у него морально-этической рефлексии.

С помощью морально-этической рефлексии учащийся осмысливает не только личностное «Я», но и «Я» среди других людей и т.д. Суть «восхождения» знания в данном случае заключается в том, что учащийся, начиная соотносить свои цели, мотивы и т.д. с целями других людей и т.д., воспроизводит конвенциональные отношения, основанные на взаимопонимании и взаимодействии. Рефлексируя относительно отношений, учащийся рефлексирует и относительно себя и относительно других людей. В таком соотнесении и возникает «точка зрения» золотого правила нравственности. Реализация учащимся золотого правила нравственности в контексте соотнесения личностного «Я» с «Я» среди других людей, соотнесения своих целей с целями других людей принимает двустороннюю направленность, а не реализуется в одностороннем направлении. Моральный уровень рефлексии становится критериальным по отношению к нравственному уровню рефлексии.

Осмысление учащимся того, действительно ли он живет на основе золотого правила нравственности и его вариаций, как он соотносит свои цели с целями других людей требует, чтобы он осуществлял анализ выявляемых противоречий с позиции этического знания как критериального

для нижележащих уровней рефлексии. Рефлексия над категориями этики позволяет учащемуся установить содержательные связи между ними, выявить их взаимодействие. Рефлексия над категориями конкретизирует, обогащает опыт духовно-практического освоения мира в морали, опыт нравственной деятельности и опыт реализации конвенциональных отношений, этических отношений, позволяющих распознавать, что есть добро и как его творить. Установление содержательных связей между категориями этики и понятиями морали становится основанием для определения учащимся своей жизненной философии. «Наполнение категорий новым содержанием, - пишет В.С.Степин, - путем рефлексии над основаниями культуры выступает предпосылкой для каждого последующего этапа внутритеоре-тического развития категориального аппарата»5.

«Возврат» этического знания к моральному знанию, к теоретическому и эмпирическому знанию является условием конкретизации практических действий, выполняемых на основе принятия решений. Конкретизация же является, в свою очередь, условием последующего обобщения в мышлении, ведущего к познанию всеобщего, закономерного в деятельности.

В рамках движения знания по уровням морально-этической рефлексии личностные формы нравственного сознания учащегося развиваются дополнительным образом. Суть дополнительности в данном случае заключается в том, что «восхождение» знания на вышележащий уровень рефлексии, требует абстрагирования, благодаря которому познание и осмысление его результатов становятся дополнительными. На каждом новом «витке» рефлексии, точнее ее уровне, учащийся добывает различную информацию о себе, о своей деятельности, о других людях и т.д. при решении различных задач, благодаря которой (информация) обогащается как содер-

жание личностных категорий нравственного сознания, так и содержание деятельности.

В свете сказанного становится понятным употребление терминов «моральный» и «этический» в понятии морально-этическая рефлексия. Такое употребление терминов в данном понятии теоретически оправдано и целесообразно с позиции различия и общности морали и этики. Различие между терминами «моральный» и «этический» заключается в том, что термин «моральный» имеет нормативно-оценочный смысл, а термин «этический» - теоретический смысл. Общность между данными терминами заключается не в том, что в том и в другом случае употребляются одни и те же понятия, такие, как «долг», «совесть» и другие, а в том, что «поскольку, кроме сознания и поведения, мораль предполагает существование и средств социального одобрения или осуждения поступков, начиная с непосредственного выражения общественного мнения по отношению к ним, этика должна располагать также совокупностью категорий, обеспечивающих возможность познания этих средств»6. Этика, в отличие от морали, располагает научными средствами исследования своего объекта и предмета. Таким средством являются категории этики. Наиболее общими категориями, как подчеркивает А.Г.Харчев, являются понятия «моральное сознание», «моральное поведение», «моральная ценность» и другие, а в таких же категориях, как «добро», «зло», «справедливость» и других, этика имеет дело не с «чистой» моралью, а лишь с моральными аспектами сложных, «комплексных» по своей природе явлений7.

5 Степин В. С. Теоретическое знание... - С. 234.

6 Харчев А.Г. Этика и мораль // Предмет и система этики. - М.; София: 1973. - С. 79.

7 Там же. - С. 80.

MORAL AND ETHICAL REFLECTION OF A STUDENT

© 2010 V.P.Bezduhov, O.K.Pozdnyakova

Samara State Academy of Social Sciences and Humanities

The article reveals the problem of multilevel moral and ethical reflection of a student. The content of moral and ethical reflection levels is given as well as the mechanism of knowledge «moving» along the levels of moral and ethical reflection of a student.

Key words: moral philosophy, morals, consciousness, reflection.

o

Bezduhov Vladimir Petrovich, D. Sc. in Pedagogics, Professor, Head of the Pedagogy Department, Corresponding member of Russian Academy of Education. E-mail: vlbezdukhov@mail. ru Pozdnyakova Oksana Konstantinovna, D. Sc. in Pedagogics, Professor of the Pedagogy Department. E-mail: oksana 1970@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.