Терешина Е.А.
Кандидат политических наук, доцент. Кафедра международных отношений, мировой политики и дипломатии,
Институт международных отношений, Казанский федеральный университет.
Монополизм цифровых компаний как угроза национальной безопасности: проблемы и перспективы
ВВЕДЕНИЕ
В современном мире существенно изменяется ситуация в сфере безопасности. Процессы глобализации, регионализации и цифровизации последовательно приводят к появлению новых внешних и внутренних угроз, вызовов и рисков для национальной безопасности.
Национальная безопасность предполагает не только отсутствие опасности, но также обеспечение приемлемого уровня экономического и военного потенциала для противодействия внешним и внутренним угрозам существования нации, государства.
Цифровое пространство становится обширным полем деятельности для многих политических и социальных субъектов. Цифровизация содержит комплекс социально-культурных, экономических и политических аспектов, что определяет необходимость допустимой оценки её влияния на государство и общество [1]. С одной стороны, цифровая трансформация открывает колоссальные возможности овладения государствами передовыми информационными технологиями. С другой стороны, она создает риски и угрозы для отдельного государства, а также всего мирового сообщества.
Крупнейшие цифровые компании выстраивают наднациональные управляющие структуры и оказывают с помощью них воздействие на государства и правительства. Формируются новые «патронажные» отношения между государством и цифровыми компаниями, причем некоторые государства попадают в фактическую зависимость от ТНК. Благодаря своему постепенно приобретаемому монопольному статусу, ТНК создают непосредственную угрозу национальному суверенитету отдельных государств.
Новые формы взаимодействия государства и ТНК в «цифровом пространстве» способствуют возникновению и развитию конфликтов между отдельными компаниями и государством. Положительные перспективы данной проблематики авторы видят в заключении компромисса между государством и транснациональными компаниями. Вместе с тем ТНК не стоит рассматривать как прямую угрозу национальным интересам государств. Компании последовательно устанавливают монопольное право на осуществление конкретной деятельности в цифровом экономическом пространстве. Вместе с тем в отношении крупных компаний назревает необходимость принятия ограничительных мер на уровне государства. Также немаловажным становится глубокий анализ специфики цифрового рынка, поддержки конкуренции.
В работах В.В. Гончарова [3], Т.О. Графовой [4], С.Ю. Зайцева [6], Е.Г. Казанцевой [7], М.В. Ляхова [8], Дж. Поля, Т. Тиля [14]. ТНК рассматриваются через призму экономической безопасности, цифровой экономики.
И.Г. Владимирова [2], А.Ю. Маруев [9] и К.И. Сонг, Х.В. Милнер [15] освещают деятельность ТНК в политическом пространстве. Социальные аспекты, включая социальную ответственность ТНК, анализируют Н.М. Травкина [11], Е.В. Храпова [12] и Маккинси [13].
Очевидно, что нераскрытыми аспектами представленной проблематики являются рассмотрение и оценка роли ТНК в системе национальной безопасности, возможности и риски монополизма цифровых компаний в условиях меняющегося общества. Национальная безопасность в условиях переходного общества нацелена на обеспечение противодействия угрозам, связанным с новыми технологиями и цифровой экономикой. Решение проблемы обеспечения национальной безопасности в условиях цифровизации отчасти связано с решением вопросов ограничения монополизма цифровых компаний в экономической и политической сферах и формирования основных направлений взаимодействия ТНК и государства.
В начале статьи приводится обзор литературы, авторы обосновывают критерии отбора научной литературы по обозначенной проблематике. Монополизм ТНК состоит в их доминирующем положении на мировом рынке, в частности в цифровой экономике. Вместе с тем ТНК способны трансформировать своё экономическое доминирование в политическое превосходство. Монополизм ТНК проявляется в монополистической деятельности компаний и выражается через складывающиеся монополи-
стические отношения между ТНК как монополиями и не монополиями, включая государство.
Результаты исследования позволяют проследить конфликтогенный характер взаимодействия между цифровыми ТНК и государством, выявить конфликтогенный характер их взаимодействия на фоне ускоряющегося развития цифровых технологий.
Анализ результатов исследования, представленный в выводах, связан со стремлением большинства государств укрепить свою национальную безопасность, усилить самостоятельность в принятии управленческих решений. Автор высказывает предположение, что в перспективе государства и крупные корпорации в условиях цифровизации общества вынуждены будут выработать механизмы конструктивного сотрудничества. Аналитическая оценка и интерпретация вопросов завершают исследование.
МЕТОДЫ
В рамках данного исследования главной целью является определение возможностей монополизма цифровых компаний, а также последствий влияния ТНК на обеспечение национальной безопасности государства.
Проблема монополизма цифровых ТНК актуализируется в контексте нарастания угроз и вызовов безопасности. Автор в рамках исследования опирается на положения теории монополистических преимуществ и не-оинституционализма.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ
Основные угрозы национальной безопасности в условиях цифровизации общества. Национальная безопасность в условиях цифровизации общества связана с решением проблемы обеспечения информационной безопасности. Вместе с тем решение проблемы обеспечения информационной безопасности соприкасается с решением вопросов защиты информации, защиты персональных данных, цифровых технологий, неприкосновенности частной жизни граждан в цифровом пространстве [4].
На наш взгляд, в условиях цифровизации общества формируется совершенно новое качество национальной безопасности. В условиях глобализации и цифровизации она утрачивает функцию защиты социальных интересов. В этой связи цифровизация выступает не только мощным механизмом созидательных, но и разрушительных процессов в обществе. В своём отрицательном качестве цифровизация может воплотиться в
форме информационных войн, кибератак. Необходимо признать, что информационные войны и кибератаки выступают одной из ключевых угроз национальной безопасности государств.
Полагаем, что новые цифровые технологии смогут оказать посильную помощь государству, своевременно выявляя потенциальные риски, смягчения реальных угроз и уменьшении их воздействия на общество и государство.
Цифровые ТНК и особенности их функционирования. Развитие цифровых ТНК определяется усиливающейся глобализацией современного общества, интернационализацией отношений, трансформацией социальных структур. Цифровые ТНК формируются в условиях развития электронной или цифровой экономики.
Согласно Стратегии развития информационного общества в РФ на 2017-2030 гг., цифровая экономика s4. ВЫВОДЫ
Современное положение цифровых ТНК в мире соответствует происходящим переходным процессам в экономической, политической, социальной сферах общества.
В условиях цифровизации ТНК стремятся к доминирующему положению на рынках конкретных стран путем развития сети филиалов и ограниченного инвестирования капитала. Но современная политическая и экономическая ситуация в мире вносит свои коррективы в развитие цифровой экономики. Возрастает риск появления новых угроз безопасности.
Решение проблемы обеспечения безопасности, на наш взгляд, связано с решением вопросов обеспечения информационной безопасности, налаживания сотрудничества между государством и крупными компаниями. В условиях экономических санкций для некоторых государств, включая Россию, важным представляется исключение заимствования импортных технологий.
Таким образом, цифровые ТНК и государства в системе обеспечения национальной безопасности должны стремиться к сотрудничеству, так как закономерен процесс взаимозависимости друг от друга в условиях нестабильной политической ситуации. Противоречивый характер взаимоотношений между государством и цифровыми ТНК, объясняется различием интересов обеих сторон. Цифровые ТНК стремятся реализовать в полной мере частные интересы, связанные с максимизацией прибыли, при этом вмешиваются во внутренние дела государств. Государство не желает утрачивать роль лидера, терять контроль над природными ресур-
сами, заинтересовано в защите национальных интересов. Безусловно, необходимо установить баланс в отношениях «государство-цифровые ТНК». Баланс отношений должен быть достигнут путем оптимизации распределения полномочий, ответственности между государством и цифровыми ТНК, справедливого разделения между ними ресурсов, технологий, решений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, монополизм цифровых компаний связан с установлением единоличного права на осуществление той или иной деятельности в цифровом экономическом пространстве. Неконструктивное взаимодействие государства и цифровых компаний в области использования национальных ресурсов способствует нарастанию напряженности, развитию конфликтов между противоположными сторонами. На наш взгляд, угрозу для национальной безопасности представляют именно конфликтные отношения между цифровыми компаниями и государством. Целесообразно наряду с принятием антимонопольных ограничительных мер со стороны государства в отношении ТНК глубоко проработать специфику цифрового рынка, совместно разработать концепции и программы развития цифровой экономики, обеспечить открытость деятельности учреждений, цифровых компаний, создать площадки для совместного обсуждения актуальных проблем цифровизации.
Список литературы:
1. Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы».
2. Владимирова И.Г., Конина Н.Ю., Ефремов В.С. Транснационализация международных компаний: особенности и тенденции // Управленец. 2020. Т. 11. № 4. С. 72-83.
3. Гончаров В.В. Понятие транснациональной компании // Московский экономический журнал. 2021. № 5. С. 407-412.
4. Графова Т.О., Шаповалов А.Ф. Риски и угрозы экономической безопасности в цифровой экономике // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2020. Т. 9. № 1 (30). С. 382-386.
5. Ефремов В.С., Владимирова И.Г. Цифровые компании: понятие, масштабы и особенности транснационализации // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2018. Том 8. № 11А. С. 137-147.
6. Зайцев С.Ю. Направления взаимодействия цифровых корпораций и государства в политической сфере России // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. 2022. Т. 18. № 1. С. 56-71.
7. Казанцева Е.Г. ТНК в цифровой экономике и особенности их функционирования // Инновационное развитие экономики. 2018. № 1. С. 77-85. // URL: http://www.ineconomic.rU/sites//field_print_version/43-2018.pdf (Дата обращения: 20.05.2024)
8. Ляхов М.В. Особенности функционирования транснациональных корпораций в условиях цифровизации экономики // Управление бизнесом в цифровой экономике. 2021. С. 445-450.
9. Маруев А.Ю., Евсюков А.А. Транснациональные корпорации в современной системе международных отношений // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. 2018. № 2. С. 93-102. // URL: https://cyberleninka.rU/article/n/ transnatsionalnye-korporatsii-v-sovremennoy-sisteme-mezhdunarodnyh-otnosheniy
10. Немцева М. Влияние и поглощение: IT-гигантам запретят манипулировать пользователями. Европа готовится переписать правила для Google, Apple и Microsoft // Известиял2. URL: https://iz.ru/1420570/mariia-nemtceva/vliianie-i-pogloshchenie-it-gigantam-zapretiat-manipulirovat-polzovateliami(Дата обращения: 20.05.2024)
11. Травкина Н.М. Цифровизация общества: альтернативные проекты Будущего // США & Канада: экономика - политика - культура. 2022. № 6. C. 50-70. // URL: https://usacanada.jes.su/s268667300021020-2-1/ (Дата обращения: 20.05.2024). - DOI: 10.31857/S2686673022060049
12. Храпова Е.В., Амзенов Н.Ж. Теоретические точки зрения изучения деятельности транснациональных корпораций // Раз-
витие и актуальные вопросы современной науки. 2018. № 1. С. 85-91.
13. McKinsey Global Institute, Digital Globalization: The new era of global flows, March 2016.
14. Pohle J., Thiel T. Digital sovereignty // Internet Policy Review. 2020. Vol. 9. № 4. // URL: https://policyreview.info/pdf/ policyreview-2020-4-1532.pdf (Дата обращения: 20.05.2024)
15. Song K.I., Milner H.V. Multinational corporations and their influence through lobby into foreign policy // Multinational Corporations in a Changing Global Economy. 2019. // URL: https://app.oarklibrary.com/file/2/af03450b-28f4-435a-9be5-
25b7e818d60eZ09eb1ba2-8b37-49ef-bf30-609678a80d51.pdf (Дата обращения: 20.05.2024)
Bibliography
1. Decree of the President of the Russian Federation dated May 9, 2017 № 203 "On the Strategy for the Development of the Information Society in the Russian Federation for 2017-2030."
2. Vladimirova I.G., Konina N.Yu., Efremov V.S. Transnationalization of international companies: features and trends // Manager. 2020. Vol. 11. № 4. P. 72-83.
3. Goncharov V.V. The concept of a transnational company // Moscow Economic Journal. 2021. № 5. P. 407-412.
4. Grafova T.O., Shapovalov A.F. Risks and threats to economic security in the digital economy // Azimuth of scientific research: economics and management. 2020. Vol. 9. № 1 (30). P. 382-386.
5. Efremov V.S., Vladimirova I.G. Digital companies: concept, scale and features of transnationalization // Economics: yesterday, today, tomorrow. 2018. Volume 8. № 11A. P. 137-147.
6. Zaitsev S.Yu. Directions of interaction between digital corporations and the state in the political sphere of Russia // Political expertise: POLITEX. 2022. Vol. 18. № 1. P. 56-71.
7. Kazantseva E.G. TNCs in the digital economy and features of their functioning // Innovative development of the economy. 2018. № 1. P. 77-85. // URL: http://www.ineconomic.ru/sites//field_print_version/43-2018.pdf (05.20.2024)
8. Lyakhov M.V. Features of the functioning of transnational corporations in the context of digitalization of the economy // Business management in the digital economy. 2021. P. 445-450.
9. Maruev A.Yu., Evsyukov A.A. Transnational corporations in the modern system of international relations // Bulletin of Moscow University. Series 12. Political sciences. 2018. № 2. P. 93-102. // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/transnatsionalnye-korporatsii-v-sovremennoy-sisteme-mezhdunarodnyh-otnosheniy
10. Nemtseva M. Influence and absorption: IT giants will be prohibited from manipulating users. Europe is preparing to rewrite the rules for Google, Apple and Microsoft // Izvestia.iz. URL: https://iz.ru/1420570/mariia-nemtceva/vliianie-i-pogloshchenie-it-gigan-tam-zapretiat-manipulirovat-polzovateliami (05.20.2024)
11. Travkina N.M. Digitalization of society: alternative projects of the Future // USA & Canada: economics - politics - culture. 2022. № 6. P. 50-70. // URL: https://usacanada.jes.su/s268667300021020-2-1/ (05.20.2024). - DOI: 10.31857/S2686673022060049
12. Khrapova E.V., Amzenov N.Zh. Theoretical points of view for studying the activities of transnational corporations // Development and current issues of modern science. 2018. № 1. P. 85-91.
13. McKinsey Global Institute, Digital Globalization: The new era of global flows, March 2016.
14. Pohle J., Thiel T. Digital sovereignty // Internet Policy Review. 2020. Vol. 9. № 4. // URL: https://policyreview.info/pdf/policyre-view-2020-4-1532.pdf (20.05.2024)
15. Song K.I., Milner H.V. Multinational corporations and their influence through lobby into foreign policy // Multinational Corporations in a Changing Global Economy. 2019. // URL: https://app.oarklibrary.com/file/2/af03450b-28f4-435a-9be5-25b7e818d60e/09eb1ba2-8b37-49ef-bf30-609678a80d51.pdf (20.05.2024)