Н.В. Кучерова // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2014. - № 4 (110). - 104 с.
10. Кудряшов В.С. Теоретические аспекты инвестиций и оценки инвестиционной деятельности предприятий / В.С. Кудряшов, М.В. Туранова // Инвестиции в России. - 2016. - № 10 (261). -С. 29-32.
11. Турбина К.Е. Тенденции развития мирового рынка страхования / К.Е. Турбина. - М.: Анкил, 2013. - 320 с.
Величко Е.Л.
магистрант, факультет экономики и финансов Санкт-Петербургский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Санкт-Петербург, Россия
МОНОПОЛИИ И ОСОБЕННОСТИ ИХ РАЗВИТИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ РЫНКА
Аннотация. В статье дается трактовка понятию «монополия», выявляются особенности, характерные для деятельности монополий, проводится классификация основные видов монополии, характеризуются основные типы естественных монополий, исследуются особенности ценовой дискриминации, осуществляемой монополией, и обозначаются их типы.
Ключевые слова: монополия, ценовая дискриминация, виды монополий, типы ценовой дискриминации, производственный процесс, ценовая политика, субъект хозяйствования.
Velichko E.L.
master student, faculty of economics and finance Saint-Petersburg branch of the Russian presidential academy of national economy and public administration Saint-Petersburg, Russia
MONOPOLIES AND FEATURES OF THEIR DEVELOPMENT IN MODERN MARKET CONDITIONS
Abstract. The article gives an interpretation of the concept of "monopoly", identifies features characteristic of monopoly activities, classifies the main types of monopolies, describes the main types of natural monopolies, explores the features of price discrimination exercised by the monopoly, and identifies their types.
Keywords: monopoly, price discrimination, types of monopolies, types of price discrimination, production process, price policy, business entity.
Основой успешного функционирования производительных сил и в то же время результатом их деятельности является постоянное повышение степени их социализации. Эффект этого закона ведет к непрерывной и все возрастающей концентрации и централизации капитала, монополизации производства. В современных условиях для повышения динамики развития промышленной отрасли необходимо внедрение новых технологических достижений, централизация ресурсов. У отдельного предприятия не хватает своих ресурсов и инновационных технологий, чтобы твердо удерживать свой сегмент рынка. Уровень технологического развития может поддерживаться только внутри группы предприятий, объединяя свои возможности и ресурсы в общем технологическом комплексе.
Монополии являются крупными бизнес-ассоциациями, большинство которых находятся в частной собственности и контролируют отрасли и рынки путем увеличения концентрации производственного процесса и капитала в целях установления цен и получения прибыли. Доминирование в экономике является фундаментом влияния, оказывающие монополистические объекты хозяйствования на все отрасли деятельности государства. Основным фактором возникновения и образования монополии является «.. .стремление фирмы спастись от проявления финансовой нестабильности» [2, с. 97].
Анализируя монополию, важно учитывать двусмысленность трактовки понятия «монополия». Слово «монополия» происходит от латинского языка и означает: «моно» - одно, «полио» - прода-
ют. На самом деле практически не представляется возможным найти ситуацию, когда на рынке будет работать одна фирма -производитель товаров без заменителей, т.е. применение понятий «монополия», «чистая» монополия содержит определенную долю условности.
Монополия экономики является серьезным препятствием для развития рынка, для которого более характерна монопольная конкуренция. Он включает в себя смесь монополии и конкуренции. Монополистическая конкуренция характеризуется как определенная рыночная ситуация, при которой подавляющее большинство мелких производителей предлагают похожие, но не идентичные продукты. Каждая компания имеет относительно небольшую долю рынка, в связи с чем, данный субъект хозяйствования она имеет определенное ограничение контроля над ценами, установленными на данном рынке, при этом в современных реалиях рынка «...происходит синтез монополии и конкуренции» [1, с. 114]. При большом количестве субъектов хозяйствования существует гарантия, что согласованные между ними действия по ограничению производства и повышению цен практически невозможны.
Универсальная форма монополий развивается, когда объединение предпринимателей является всеобъемлющим - с помощью государства они подчиняют национальную экономику и становятся во многих рынках, как основными продавцами, так и основными покупателями. В то же время само государство является крупнейшим монополистом, концентрируя в своем ведении целые отрасли и объединения, осуществляющие производственный процесс.
Общественность и государство относятся к различным видам монополистических субъектов хозяйствования довольно-таки противоречиво в первую очередь из-за их непосредственной роли в экономических отношениях. Монополии осуществляют ограничение производства и устанавливают более высокие цены из-за их монопольного положения на рынке, что приводит к неэффективному распределению ресурсов и приводит к увеличению неравенства доходов. Монополия также влияет на уровень жизни населения. Монополистические фирмы не всегда используют весь свой потенциал для повышения научно-технического про-
гресса, поскольку у них нет необходимости в этом из-за отсутствия конкуренции.
Особенностями деятельности монополистических объектов хозяйствования являются:
- отрасль представлена практически одним субъектом хозяйствования, который только один осуществляет производство той или иной продукции или предоставляет те или иные услуги;
- не существует заменителей продукции монополиста;
- осуществление манипуляций с количеством производимой продукции и ее ценой;
- наблюдается наличие барьеров для субъектов хозяйствования с аналогичной продукцией или аналогичными услугами и др.
В современной экономике монополии представлены тремя типами:
- монополия отдельного субъекта хозяйствования;
- монополия в виде соглашения;
- монополия, деятельность которой основана на дифференциации продукции.
Достижение субъектом хозяйствования монополизации по первому признаку практически не представляется возможным, свидетельством этого является природа их образования. Здесь также можно говорить о том, что данное направление к монополии является своего рода «достойным», поскольку он обеспечивает постоянный рост эффективности деятельности и обеспечение преимущества перед конкурирующими субъектами хозяйствования.
Более приемлемым и достаточно известным является направление, при котором осуществляется сделка в виде согласия нескольких крупных субъектов хозяйствования, что дает возможность возникновения ситуации, при которой субъекты-производители появляются на рынке как единое целое, сводящей конкурентную борьбу на нет, прежде всего в ценовой политике, покупатель же не находится в альтернативных условиях.
Монополистические субъекты хозяйствования могут быть различными, но всех их можно объединить в три основных вида, характеристика которых отражена в таблице 1.
"аблица 1 - Классис шкация основных видов монополий
№ п/п Виды монополий Характеристика
1. Административная монополия Возникновение данного вида монополии обусловлено деятельностью органов государственной власти. Представители административной монополии обладают исключительным правом ведения той или иной деятельности, т.е. практически они являются субъектами хозяйствования, находящиеся в государственной собственности
2. Экономическая монополия Зарождение данного вида монополии обусловлено экономическими факторами, поскольку ее развитие происходит на основе закономерностей, возникающих в процессе деятельности ее представителя
3. Естественная монополия Под этим типом понимается состояние рынка товарной продукции в тот момент времени, текущее состояние товарного рынка, в котором более эффективно обеспечивается удовлетворение спроса из-за низкого уровня конкуренции, при этом товары естественных монополистов не могут быть заменены в процессе потребления, поскольку спрос выпускаемой ими продукции практически не влияет на их ценовую стоимость в отличие от спроса на другие виды товаров.
В современных условиях развития рыночной экономики стали появляться так называемые географические монополии, так как клиентская база, имеющаяся у субъекта хозяйствования, недостаточна для поддержки конкуренции [3]. Здесь также следует отметить, что в свою очередь естественные монополии бывают двух типов, характеристика которых представлена на рисунке 1.
Типы естественных монополий
Природные монополии, которые зарождаются в силу возникновения барьеров, возведенных самой природой.
Технико-экономические монополии, которые возникают в силу технических или экономических факторов, зависящих от проявления эффекта масштаба.
Рисунок 1 - Классификация существующих типов естественных монополий.
Особенностями естественной монополии являются: высокие одноразовые капитальные затраты и значительные сезонные колебания предельных издержек. Поэтому фирмы такого типа часто практикуют так называемый двухкомпонентный (гибкий) тариф. Это включает:
- плата за доступ к услугам в обмен на предоставление гарантированного минимума услуг, что позволяет монополии возместить большую часть фиксированных затрат;
- плата за потребление дополнительных услуг.
Главное отличие естественной монополии от обычной заключается в том, что на протяжении всей кривой спроса кривые LMC и LAC имеют отрицательный наклон. На рисунке 2 отражается примерная модель естественной монополии.
MC
AR
Qm Qr Qc
Рисунок 2 - Модель естественной монополии.
Определение цен происходит от самой монополии, которое вытекает из существующего на рынке спроса и объема затраченных средств на производство продукции. В условиях монополизации товарных рынков относительно снижается объем произведенной продукции и повышается стоимость товаров и услуг, реализуемых монополией. В связи с этим во многих странах мира осуществляется строгая политика регулирования их деятельности.
В течение многих лет люди приобретали опыт общения с монополистическими субъектами хозяйствования и убедились, что под монополией, несмотря ни на какие ее виды, характеризуется как «экономическое зло», поскольку их появление наносит огромный ущерб нормального функционирования рыночных механизмов, что в конечном итоге и нарушает интересы нации в целом. В связи с этим обстоятельством, большинство стран мира постепенно осознало необходимость борьбы с монополией.
Иногда, чтобы получить дополнительный доход, монополия, используя свою рыночную позицию, продает один и тот же продукт по разным ценам на разных рынках. Это никоим образом не связано с ценовой дифференциацией в зависимости от качества товаров и услуг, а также различий в стоимости доставки и хранения в разных регионах, а представляет собой так называемую ценовую дискриминацию, которая может осуществляться в случае, если:
- субъект хозяйствования имеет достаточные возможности для осуществления контроля над производственным процессом и процессом ценообразования;
- исключается возможность перепродажи товаров: если можно покупать товары на одном рынке по низкой цене и продавать по другому по высокой цене, это приведет к изменению спроса и предложения, а в результате - к выравниванию цены, что подрывает ценовую дискриминацию;
- предприятие имеет возможность определять структуру рынка.
Обычно ценовую дискриминацию подразделяют на три типа, основная характеристика которых изложена в таблице 2.
Таблица 2 - Основные типы ценовой дискриминации в дея-
тельности монополистических организациях
№ п/п Типы ценовой дискриминации Характеристика
1. Совершенная ценовая Возникновение данного типа дискриминации происходит в том случае, когда субъект хозяйствования способен установить цены, при которых происходит переход всего потребительского излишка этого рынка к нему.
2. По количеству покупаемой продукции Этот тип характерен для назначения раздельных цен при покупке различных количеств товаров, при этом в большинстве случаев значительные объемы закупок дешевле на одного потребителя.
3. По группам потребителей Этот тип возникает в том случае, при котором субъект хозяйствования не имеет возможности точно определить предельную величину стоимости каждой единицы своей продукции для отдельно взятого потребителя, ему приходится назначать цену на стоимость для каждой группы потребителей в отдельности.
Вышеизложенное позволяет твердо говорить о том, что за счет дифференциации цен монополистом повышается и его прибыльность за счет покупателей, но ему также выгодно обеспечить повышение объемов производства. Во втором случае осуществление дискриминации на цены может стать одним из основных факторов эффективности рынка в связи с повышением за счет данного показателя объема спроса и предложения. И это является, безусловно, положительным фактом их деятельности, поскольку те части рынка, которые не получат никаких товаров и услуг в случае единой цены, также будут обслуживаться.
Список литературы: 1. Стальская А.С. Монополия и конкуренция. Чистая монополия / А.С. Стальская // Вестник современной науки. - 2016. -С. 114-115.
2. Белкина Е.Н. Монополия - «за» и «против». Двойственная роль монополии / Е.Н. Белкина, Д.А. Киселева // Новая наука: от идеи к результату. - 2016. - С. 96-99.
3. Гарнов М.Г. Понятие монополии. Виды монополии. Регулирование монополии / М.Г. Гарнов // Фундаментальные основы инновационного развития науки и образования. Сб. трудов конференции. - 2018. - С. 92-95.
Величко Е.Л.
магистрант, факультет экономики и финансов Санкт-Петербургский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Санкт-Петербург, Россия Куприн А.А. кандидат экономических наук, доцент, Санкт-Петербургский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Санкт-Петербург, Россия
ФИНАНСОВАЯ СТРАТЕГИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ Аннотация. В рамках настоящей статьи исследуются содержание и основные проблемы формирования, реализации и управления финансовой стратегией предприятия, финансового стратегического планирования. Обозначается место финансовой стратегии в общей системе финансового планирования и прогнозирования. Изучаются основные подходы к построению системы планов, конкретизирующих финансовую стратегию, предлагается алгоритм оценки конкурентных преимуществ в формировании финансовой стратегии предприятия.
Ключевые слова: финансовая стратегия, перспективное финансовое планирование, конкурентные преимущества.