2011 Философия. Социология. Политология №1(13)
УДК 316.334.2:338.45
В.И. Малый, В.В. Гусев
МОНОГОРОДА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ: КОНСТРУИРОВАНИЕ ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ
Рассматривается проблема развития моногородов - особых территориальных образований, характеризующихся монопрофильностью экономики и зависимостью от градообразующих предприятий. Многие моногорода России попали в трудную ситуацию, вызванную мировым финансовым кризисом. Авторы рассматривают ситуацию в двух моногородах Саратовской области: Вольске и Балакове, анализируют их основные проблемы, предлагают возможные пути их решения.
Ключевые слова: моногород, предприятие, экология, цементная промышленность, электроэнергетика.
В стране, созданной по модели плановой и мобилизационной экономики, было своеобразное общество, особенная этика и особенное государство. В Российской Федерации была - и остается до сих пор - совершенно особенная экономическая география. Ни в одной стране мира нет такого количества городов, построенных в непригодных для жизни местах для обслуживания заводов, шахт и месторождений. Создавались центры оборонной промышленности и сырьевые бассейны, которые в случае войны не достигнут силы вероятного противника. Была у этого процесса и другая, не менее важная цель -освоение отдаленных территорий.
В настоящее время четкого определения термина «моногород» нет. Существующая нормативная правовая база содержит различные положения, закрепляющие понятие градообразующих предприятий, от которых зависит экономика моногородов.
Так, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 августа 1994 г. № 1001. Приложение определяет градообразующее предприятие как предприятие, на котором занято не менее 30% от общего числа работающих на предприятиях города либо имеющее на своем балансе объекты социально-коммунальной сферы и инженерной инфраструктуры, обслуживающие не менее 30% проживающих в населенном пункте. В то же время в Федеральном законе от 26 октября 2002 года. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (с изменениями от 01.12.2007 № 317-ФЗ) зафиксировано, что градообразующими признаются предприятия, численность работников которых с учетом членов их семей составляет не менее 25% работающего населения соответствующего населенного пункта. Также в Законе сказано (ст. 169), что положения о градообразующем предприятии применяются к иным организациям, численность работников которых превышает пять тысяч человек, то есть такие предприятия также могут рассматриваться как градообразующие [1].
Моногород представляет собой сложную структуру, в которой город и предприятие неразрывны. Причем последнее несет на себе не только экономическую, но и социальную нагрузку, в преобладающей мере обеспечивая
условия жизнедеятельности в населенном пункте. При такой ситуации расходы на содержание социальной инфраструктуры включаются в себестоимость продукции, делая ее во многих случаях неконкурентоспособной. Также градообразующее предприятие нельзя рассматривать в отрыве от того населенного пункта, в котором оно расположено, и без учета социальноэкономического положения, дальнейших судеб и возможного поведения людей, в нем проживающих. Поэтому, говоря о проблеме реструктуризации такого предприятия, нужно параллельно анализировать возможность реструктуризации и моногорода в целом.
Несмотря на свою остроту, до настоящего времени эта проблема не была исследована достаточно глубоко. В монопрофильных городах, оказавшихся в сложной ситуации из-за кризиса на градообразующем предприятии, складывается тяжелая финансовая ситуация, проявляющаяся в недостаточном финансировании основных социальных статей. Городские бюджеты дефицитны, недостаточно вкладывают средств в поддержку инфраструктуры городов, происходит ветшание всех объектов. Наиболее сложная бюджетная ситуация может складываться в городах, в которых доля пенсионеров составляет более 60% по отношению к численности населения в трудоспособном возрасте. Кроме того, многие моногорода являются крайне неблагополучными в экологическом отношении, что способствует оттоку из них населения. В то же время вопросы экологии находятся в настоящий момент в центре внимания Президента Российской Федерации Д.А. Медведева, в последнем своем Послании от 30 ноября 2010 года он призвал государственные и общественные организации оценить реальное состояние всех загрязненных территорий, разработать новые нормативы качества окружающей среды в целях установления требований к производственным объектам, повысить роль экологического воспитания и образования [2].
Саратовская область занимает территорию 101,2 тыс. кв. км и является одной из крупнейших в Приволжском федеральном округе. В ее состав входит 38 административных районов, 18 городов, 27 поселков городского типа и 1782 сельских населенных пункта. Численность населения - 2583,8 тыс. человек, и за период с 2000 года она снизилась на 5 %. Главной причиной снижения численности является естественная убыль. Численность экономически активного населения - 1613, 2 тыс. человек, или 62,4 % от всего населения области.
В целом область небогатая, среднемесячная номинальная заработная плата работников составляла на 01.01.2010 года 12,6 тыс. руб., или примерно 75% от среднероссийского уровня. Величина прожиточного минимума в среднем на душу населения составляла на 01.01. 2010 года 5,6 тыс. руб., численность населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума, -588,9 тыс. чел., или 22, 8 % от численности всего населения области.
Вся экономическая активность в области сосредоточена в 4-5 районах, примыкающих к Волге, - г. Саратов и Саратовский район, Энгельсский район, Марксовский район, Вольский район, Балаковский район. Остальные 33 района области представляют собой экономичеки неразвитые территории, с преобладанием мелкого предпринимательства, торговли, сельскохозяйственного производства, в основном растениеводства. Промышленный потенциал
небольших городов в муниципальных районах практически разрушен, во многих нет вообще промышленных предприятий, то есть область в настоящее время является преимущественно аграрной.
Саратов является типичным городом Поволжья, равно как и Саратовская область - типичным регионом Российской Федерации по экономическому и инвестиционному потенциалу, уровню развития и жизни населения. Действующий губернатор области Павел Ипатов, назначенный в марте 2010 года на второй срок, ставит задачу в ближайшее время на развитие животноводства и пищевой промышленности, а также на реализацию в области крупных инвестиционных проектов в топливно-энергетическом комплексе. Переназначение губернатора вызывает у большинства негативные оценки, по мнению областного Интернет-ресурса «Четвертая власть», произошло «наказание Ипатовым, след его в истории губернии тусклый, в ней он предстанет как серое невзрачное пятно» [3]. Но в целом политологи и местные политики выражают робкую надежду, что за 5 лет нового срока его губернаторства ситуация в экономике и социальной сфере может измениться в лучшую сторону.
По данным сайта «Общественное мнение - Саратов», в Саратовской области в федеральный список моногородов включен город Вольск, в котором расположен крупнейший в европейской части РФ цементный завод -ОАО «Вольскцемент», на который в той или иной степени ориентировано все население города [4]. Город Вольск с 1780 года является административным центром Вольского района Саратовской области, население составляет 78,6 тыс. чел. Город расположен на правом берегу Волги, в 147 км к северо-востоку от Саратова.
Классификация с точки зрения методологии исследования по проекту. С точки зрения численности населения город Вольск относится к средним по размеру моногородам (численность населения от 50 до 100 тысяч человек), с продолжающейся убылью населения. С точки зрения включенности в экономическую жизнь Саратовской области город является изолятом, приречным (вместо придорожного) городом, так как он находится в относительной стороне от основных автотранспортных и железнодорожных артерий. Основные транспортные потоки Саратовской области и федеральная трасса Саратов - Сызрань проходят по другой стороне Волги, и Вольск в этом смысле является городом-изолятом. Так как здесь находится большое месторождение белых известняков, которые используются в производстве цемента (по сути строительного полуфабриката), то город Вольск целесообразно отнести к городам с развитой добывающей промышленностью (ресурсным городам). С точки зрения уровня развития градообразующих предприятий цементное производство города можно назвать развивающимся, хотя на объемы производства цемента и финансовые показатели повлиял кризис 20082009 годов, предприятия существенно снизили объемы производства и сбыта, падение составило более 40% [5]. Рейтинг города в области является скорее низким, чем высоким, что вызвано в целом низким уровнем основных социально-экономических показателей. Уровень инновационной активности градообразующих предприятий низкий, о чем свидетельствует применение устаревшей и затратной технологии производства цемента «мокрым» способом вместо современного и низкозатратного «сухого» способа. Необходимо отме-
тить, что в настоящее время в Вольске на базе ЗАО «Волгацемент» строится современный завод производства цемента «сухим» способом, но мировой финансовый кризис притормозил этот инвестиционный проект, стоимость которого составляет 5 млрд рублей, и «увязание» в проекте уже привело к банкротству основного акционера - ЗАО «Поволжский немецкий банк». Уровень жизни населения в городе Вольске является низким, примерно на уровне среднего уровня по области, но ниже, чем в гг. Саратове, Балакове, Энгельсе. Город Вольск является единственным городом в Саратовской области, который включен в федеральную программу поддержки моногородов. С точки зрения криминализации города - уровень преступности в городе в настоящее время снижается. Протестные настроения в городе Вольске низкие, что объясняется низкой политической активностью населения. С точки зрения переселения населения города - вряд ли это представляется возможным и целесообразным, так как условия проживания в Саратовской области и местоположение города являются относительно благоприятными.
Вольск, наряду с Новороссийском, является старейшим центром цементной промышленности России. Заводы были построены в период с 1896 по 1914 год, в советское время неоднократно реконструировались, значительно расширялись (в советское время насчитывалось 4 завода - «Коммунар», «Красный Октябрь», «Большевик» и «Комсомолец»). В настоящее время Вольск - это крупный центр цементной промышленности (самый крупный завод - ОАО «Вольскцемент», а также ЗАО «Волгацемент», ООО «Волгаиз-весть»). Из промышленных предприятий в городе также имеются механический завод, молокоперерабатывающий и пивоваренный заводы, швейная фабрика, которая в настоящее время закрылась в связи с кризисом.
При осуществлении проекта «Российские моногорода» на территории Саратовской области представляется актуальным проведение исследования также в г. Балаково, который обладает признаками моногорода, сильно зависит от промышленности и наиболее пострадал в условиях финансовоэкономического кризиса. Город Балаково в феврале 2010 года стал известен на всю страну благодаря массовым акциям протеста населения против проводимой экономической политики. События в г. Балакове носили настолько резонансный характер, что сравнивались с протестными выступлениями в Калининграде, и балаковская ситуация обсуждалась в начале марта 2010 года на встрече президента РФ Дмитрия Медведева с вице-премьером Дмитрием Козаком. Во время встречи обсуждалась необходимость принятия срочных мер реагирования и недопущения подобных акций протеста в будущем. Территориально гг. Балаково и Вольск расположены рядом, на расстоянии 30 км, через р. Волгу. Весной 2010 года Правительством РФ одобрены программы развития и модернизации 3 моногородов, было подписано соответствующее постановление правительства. Речь идет о Тольятти, Нижнем Тагиле и Соколе Вологодской области. На то, чтобы вывести эти города из тяжелой социально-экономической ситуации, из госбюджета будет выделено порядка 3,5 млрд рублей. Об этом весной 2010 года шла речь на совещании по моногородам в Совете Федерации, которое вел спикер Сергей Миронов. На очереди еще четыре монопрофильных населенных пункта - Набережные Челны, Камские Поляны, Байкальск и Гуково [4], то есть ни Вольск, ни Балаково Са-
ратовской области в число моногородов, в которых будут приниматься первоочередные антикризисные меры, не вошли.
Балаково — город с 1911 года, административный центр Балаковского муниципального района, население — 198,0 тыс. человек. Город расположен на левом берегу реки Волги, в 161 км к северо-востоку от Саратова. В период с 1956 по 1971 год в Балакове строилась Саратовская ГЭС, что привело к разливу Волги, затоплению части прибрежной территории из-за появления Саратовского водохранилища и изменению облика современного города, а также его резкому росту. В сжатые сроки был создан балаковский индустриальный комплекс, насчитывающий более полутора десятков предприятий химии, машиностроения, энергетики, строительной индустрии, пищевой промышленности. В 1985 году ввели в эксплуатацию Балаковскую атомную электростанцию, самую крупную в России и имеющую к настоящему времени 4 действующих энергоблока мощностью по 1 ГВт каждый.
Классификация с точки зрения методологии исследования по проекту. С точки зрения численности населения Балаково относится к крупным или большим моногородам (численность населения свыше 100 тысяч человек), хотя скорее Балаково - город с признаками моногорода, так как сильно зависит от промышленности. С точки зрения включенности в экономическую жизнь Саратовской области город является конгломератом, во многом самодостаточным городом, полноценно включенным в экономическую жизнь области, так как он находится на пересечении основных автотранспортных и железнодорожных артерий. Так как в городе находится большое количество промышленных предприятий, ориентированных на конечную продукцию, то г. Балаково целесообразно отнести к городам с развитой обрабатывающей промышленностью (полиотраслевым городам). С точки зрения уровня развития градообразующего предприятия промышленные производства города можно назвать развивающимися, хотя на объемы производства и финансовые показатели значительно повлиял кризис 2008-2009 годов, например, на ОАО «Балаковорезинотехника» из-за падения объемов производства в 2009 году пришлось сократить 50% работников - с 9 тыс. промышленнопроизводственного персонала в 2008 году до 4,5 тыс. в. 2009 году, примерно на 10% сократили персонал энергетические предприятия города. Рейтинг города в области является высоким, что вызвано в целом более высоким уровнем основных социально-экономических показателей, а также тем фактором, что действующий губернатор области П. Л. Ипатов и многие областные руководители - выходцы из г. Балаково. Уровень инновационной активности градообразующих энергетических предприятий высокий, о чем свидетельствует применение современнейших технологий в атомной промышленности, на ГЭС, в химическом производстве. Уровень жизни населения в городе Бала-ково относительно высокий, по сути, город находится на втором месте в области после Саратова. Город Балаково не включен в федеральную программу поддержки моногородов. С точки зрения криминализации - уровень преступности в городе в настоящее время повышается. Протестные настроения в городе Балаково являются высокими, что объясняется высокой политической активностью населения. С точки зрения переселения населения города - вряд ли это представляется возможным и целесообразным, так как условия прожи-
вания в Саратовской области и местоположение города являются относительно благоприятными.
Несмотря на кризисные явления в экономике, производство электроэнергии в городе Балаково выросло за последние пять лет на 4,6 %, прежде всего за счет увеличения объемов производства энергии на АЭС. Выработка электроэнергии и цены на нее увеличиваются постоянно, например, плановое задание ноября 2010 года Балаковская АЭС выполнила на 102,9 %, на станции было выработано 3 миллиарда кВт-час электроэнергии, коэффициент использования установленной мощности (КИУМ) составил 105 %. Эти данные позволяют сделать вывод о том, что энергетики в любой ситуации, независимо от кризисов и финансовых потрясений, чувствуют себя стабильно [6]. Отметим также, что, несмотря на энергоизбыточность, в Балакове одни из самых высоких тарифов на электроэнергию (особенно для промышленных предприятий) и на услуги ЖКХ, что обусловлено политикой местных управляющих компаний, обслуживающих жилой фонд.
Безусловной проблемой многих моногородов, в том числе Вольска и Ба-лакова, является загрязнение территории. Балаково традиционно является одним из самых «грязных» городов Поволжья. Вот что по поводу экологической ситуации в городе Балаково сказала А.М. Виноградова, Председатель Балаковского городского отделения Всероссийского общества охраны природы: «Ситуация сложная. Индекс загрязнения атмосферы высокий, несмотря на заявления власти. По сравнению с 1980-ми годами ниже, конечно, загрязненность. Сейчас выбросы, вместе с выхлопными газами, составляют 2930 тыс. тонн (данные 2009 года). В 1980-е эта цифра была около 100 тыс. тонн. Однако есть такой показатель - индекс загрязнения атмосферы (ИЗА), на 2009 год он составляет 10,2. Выше пяти - уже считается высокий уровень. В районах очень плохая вода, пьют в основном из открытых источников, как могут очищают ее. В Балакове ситуация, вроде бы, лучше, вода соответствует ГОСТу, но бывают отклонения, да и сами ГОСТы разработаны давно. У нас 14 потенциально опасных объектов, почва содержит всю таблицу Менделеева: цинк, медь, свинец, мышьяк, кадмий, фтор в количествах, значительно превышающих ПДК. Эти вещества обусловливают высокую легочную и онкологическую заболеваемость населения».
Проведенные в моногородах России социологические исследования показывают крайне высокий уровень психолого-политической нестабильности. Этот факт констатирует готовность населения моногородов к любым общественным выступлениям. Это означает, что в случае появления экстремистских организаций в любом моногороде и ослабления государственной власти (на федеральном или региональном уровне) в моногородах вполне вероятны социальные конфликты в самой жесткой форме. Наиболее красочный пример подобного явления - социальный конфликт между работниками и работодателями в г. Пикалево Ленинградской области, когда в разрешение конфликтной ситуации был вынужден вмешаться премьер-министр России Владимир Путин. В настоящее время почти все малые города Саратовской области, где разорились промышленные предприятия, представляют собой зону риска, что и подтвердили протестные события в Балакове в феврале 2010 года, однако для подобных выступлений необходимы организованность и наличие соци-
ально активных групп. Данное обстоятельство позволяет определить пространство рынка труда моногородов как зону повышенного риска.
Как отправную точку в процессе решений проблем конкретных моногородов России можно рассматривать три сценария действий:
1. Потребности в продукции градообразующего предприятия (предприятий) данного моногорода в настоящее время нет, но есть достаточные основания полагать, что она может возникнуть. В этом случае помощь федерального правительства должна быть направлена на консервацию данного моногорода.
2. Потребности в продукции данного моногорода в настоящее время нет и нет достаточных оснований полагать, что она может возникнуть. Однако населенный пункт расположен в регионе, позволяющем обеспечить нормальные условия для жизнедеятельности людей без чрезмерно высоких затрат. В этом случае помощь федерального правительства должна быть направлена на содействие диверсификации хозяйственной деятельности данного моногорода. По нашему мнению, города Вольск и Балаково входят в эту группу, потому что Саратовская область является относительно благополучным регионом по природно-климатическим условиям и географическому положению, хотя потенциал городов Вольска и Балаково нами оценивается по-разному. По своему потенциалу Балаково является скорее позитивным моногородом, здесь много молодежи, есть рабочие места в промышленности и высокая социальная активность населения, способность к самоорганизации. Вольск же может рассматриваться как инерционный моногород (при лучшем сценарии развития) или депрессивный моногород (при худшем сценарии), а сам сценарий во многом обусловлен действиями региональной и муниципальной власти. Город Вольск сильно зависит от цементных предприятий, доходы населения здесь низкие, молодежи мало (город пенсионеров), социальная активность невысокая, способность к самоорганизации отсутствует.
3. Потребности в продукции данного моногорода в настоящее время нет и нет достаточных оснований полагать, что она может возникнуть. При этом населенный пункт расположен в регионе, позволяющем обеспечить нормальные условия для жизнедеятельности людей только за счет чрезмерно высоких затрат. В этом случае помощь федерального правительства должна быть направлена на содействие переселению граждан.
Такой сложный процесс, как диверсификация экономики моногородов, может быть инициирован с помощью запуска программ территориального планирования на уровне государства и регионов, то есть возможен частичный возврат к плановой экономике (данное мнение высказал известный российский экономист Михаил Хазин в одном из интервью). В результате реализации данного проекта должны быть выявлены различные пути диверсификации экономики моногородов и определены направления их развития в ближайшей и среднесрочной перспективе.
Литература
1. Федеральный закон Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве)». М.: Издательство «Омега - Л», 2009. 288 с.
2. Послание Президента Федеральному собранию 30 ноября 2010 года // http:// news. kremlin.ru/media/, 2 декабря 2010 года
3. Интернет-ресурс «Четвертая власть» // http://www.4vsar.ru//4120.html, 22 марта 2010 года
4. Вольск не попал на денежный транш // www.om-saratov.ru, 31 марта.2010 года
5. Информационный сайт «Редколлегия Ру», 14 сент. 2010 года
6. Информационный сайт «Балаково Ру», 2 дек. 2010 года