МОНИТОРИНГОВЫИ ПОДХОД К КЛАСТЕРИЗАЦИИ
ОБРАЗОВАНИЯ
С. Е. Матвеева (Министерство образования и науки Республики
Татарстан)
Автором описан опыт практического применения кластеризации в образовании Республики Татарстан. Проанализированы механизмы образования кластеров и основные направления их деятельности, а также преимущества кластерного подхода при оценке конкурентоспособности образовательных учреждений.
Ключевые слова: образовательный кластер; управление профессиональным образованием; регионализация образования.
Сегодня, когда образование становится одним из важнейших факторов устойчивого развития общества, конкурентоспособности и национальной безопасности государства, возникла необходимость в специалистах качественно нового типа: конкурентоспособных, инициативных, компетентных, предприимчивых, высококвалифицированных, коммуникабельных, имеющих навыки делового общения, владеющих иностранными языками и новыми информационными технологиями, проявляющими интерес к постоянному повышению уровня образования и квалификации. Поскольку профессиональное образование не может в достаточной мере осуществлять такую подготовку, складывается ситуация снижения качества профессионального образования; роста дефицита в востребованных рабочих кадрах.
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. предусматривает повышение качества рабочей силы, которое должно быть достигнуто на основе реформирования системы профессионального образования всех уровней, включая развитие системы непрерывного профессионального образования; повышение качества профессионального образования, достижение его соответствия потребностям экономики и социального развития; совершенствование механизма определения потребности организаций в выпускниках учреждений профессионального образования всех уровней.
Один из путей решения проблемы видится в кластерном подходе к профес-
сиональному образованию. Понятие «кластер» широко применяется в различных науках: в химии, математике, информатике, социологии, экономике и др. Образовательный кластер — это совокупность взаимосвязанных учреждений профессионального образования, объединенных по отраслевому признаку и партнерскими отношениями с предприятиями отрасли [1]. В Республике Татарстан уже есть примеры отраслевых образовательных кластеров: в машиностроении, энергетике, сфере высоких технологий, добыче и транспортировке нефти и газа, агропромышленном комплексе, торговле и сфере услуг и т. д. Важными отличительными чертами отраслевого образовательного кластера являются, во-первых, создание условий для формирования специалистов с различным уровнем профессионального образования, во-вторых, поднятие престижа высококвалифицированных рабочих профессий, в-третьих, интеграция образования с наукой и производством.
В Татарстане взят курс на устойчивую стратегию развития отраслевых образовательных кластеров. Кабинетом министров принят ряд постановлений, стимулирующих деловую активность работодателей, побуждающих их формировать перспективную кадровую политику, инвестировать в развитие кадрового потенциала: «Об организации целевой контрактной подготовки специалистов с высшим и средним профессиональным образованием в Республике Татарстан и их трудоустройства» и «О государственном заказе на образовательные услуги в сфе-
© Матвеева С. Е., 2009
№ 4, 2009
ре дополнительного профессионального образования в Республике Татарстан». Промышленная политика с ориентацией на кластеры способствует возникновению новых конкурентных преимуществ в приоритетном развитии науки и образования.
Механизмы образования кластеров и основные направления их деятельности
Применение кластерного подхода к управлению профессиональным образованием дает следующие преимущества:
— формируется механизм взаимодействия образовательных учреждений с рынком труда, снижается его зависимость от отдельных бизнес-групп;
— улучшается кадровая инфраструктура. Нельзя допустить, чтобы нарушение естественных механизмов воспроизводства привело к серьезным проблемам отсутствия необходимых кадров в реальном секторе экономики. Их восполнение будет происходить за счет безработных, т. е. представителей «группы риска» на рынке труда — работников ликвидируемых предприятий, специалистов, временно утративших профессиональные навыки;
— формируется эффективная, гибкая, регулируемая система, в которой происходит постоянное развитие имеющегося потенциала, создается благоприятный инновационный климат, развивается инфраструктура инновационной деятельности;
— создается база для реализации модульного и мобильного принципов обучения, которые предполагают отказ от предметного преподавания и расширение междисциплинарных связей; открытость образовательного процесса, позволяющую взрослому студенту как субъекту рыночных отношений самостоятельно формировать образовательный маршрут в соответствии с его личностными пожеланиями; высокую интеллектуальную технологичность обучения, адапти-
рованную под личностные особенности обучающихся; доступность технологий обучения, достигаемую применением разнообразных средств и различных форм обучения: очно-заочных, виртуальных и др. [6].
Образовательный кластер как фактор развития региона
В условиях модернизации российского общества большое внимание уделяется регионализации образования [4]. Понятие «регионализация образования» — признанный научно-педагогический принцип развития мирового образования, не являющийся отражением современной политической конъюнктуры [7].
Образовательный кластер оказывает влияние на формирование всех аспектов регионального развития. Анализ специальной литературы показал, что в настоящее время наблюдаются два подхода к образовательным кластерам.
Первый подход основан на идее вертикальной интеграции образовательных учреждений. Его сторонники, рассматривая цепочку создания уникальной ценности (человека — знающего, умеющего как продукт деятельности образовательного кластера), полагают, что она начинается с дошкольных образовательных учреждений [3; 5]. Новизна данного подхода состоит в следующем: непрерывное образование выступает как единая система; обучаемые как субъекты педагогического процесса ориентируются на пожизненное образование; обеспечиваются интеграция и интернационализация знаний, расширение коммуникаций, применение информационных технологий; формируется многоуровневая система образования. На сегодняшний день имеется только одна модель непрерывного образования, а именно модель образования, непрерывного в пространстве и времени, представленная комплексами «детский сад — школа», «школа — вуз» [2].
Второй подход к формированию образовательных кластеров основан на
идее некоммерческого, социального партнерства бизнеса и образовательных учреждений [8]. Субъектом кластерного мышления в Республике Татарстан является Министерство образования и науки, которое инициировало создание образовательных кластеров, строго регламентированных по отраслевому принципу. Анализ деятельности этих кластеров показывает, что кластерная политика направлена на решение следующих проблем в профессиональном образовании:
1) достижения согласованности рынка труда и рынка образовательных услуг;
2) устранения дефицита квалифицированных рабочих, особенно в высокотехнологичных и инновационных областях;
3) налаживания партнерских отношений между системой профессионального образования и бизнес-сообществом;
4) сокращения сроков подготовки рабочих;
5) социальной защищенности выпускников образовательных учреждений, поднятия престижа рабочих профессий;
6) обеспечения доступа к высшему образованию детей-сирот, детей из малоимущих и проблемных семей, сельских школьников;
7) развития учебно-материальной базы образовательных учреждений в соответствии с современными технологиями производства;
8) получения профессионального образования по военно-учетным специальностям юношами призывного возраста;
9) разработки нормативного обеспечения взаимоотношений между образовательными учреждениями и потребителями образовательных услуг (граждане и предприятия);
10) привлечения инвестиций в профессиональное образование;
11) создания организационных структур по обеспечению единой научно-методической политики в сфере профессионального образования в регионе;
12) отработки организационных и методических основ профилизиции общеобразовательной школы;
13) формирования механизма федерально-регионального управления системой профессионального образования и разграничения полномочий в сфере управления образованием между федеральными отраслевыми министерствами, Министерством образования Российской Федерации и региональными органами управления образованием;
14) создания условий для продуктивного взаимодействия предприятий и образовательных учреждений по организации и управлению учебным процессом, построенным на современной технологической базе;
15) организации научно-исследовательской работы по анализу практики предоставления преференций для работодателей и иных возможных механизмов привлечения инвестиций в систему профессионального образования;
16) формирования механизмов, стимулирующих работодателей инвестировать в образовательные учреждения, обеспечивающих интеграцию производства и образования, распространение позитивного опыта участия работодателей в финансировании и управлении учреждениями профессионального образования.
Нормативно-правовую базу процесса создания отраслевых образовательных кластеров составляют Закон «О начальном и среднем профессиональном образовании в Республике Татарстан»; соглашение о государственно-корпоративном партнерстве в области подготовки квалифицированных кадров в рамках образовательного кластера (заключается между Правительством в лице отраслевого министерства, Министерством образования и науки РТ, базовыми предприятиями, головным вузом); договор на подготовку кадров между заказчиком кадров и образовательным учреждением; договор между обучающимся и работодателем; устав автономного обра-
ІІІІ1ІІІІИІІШ № 4,
зовательного учреждения среднего профессионального образования «Профессиональный колледж»; порядок формирования государственно-корпоративного заказа на подготовку кадров (задания учредителя); методика нормативного бюджетного финансирования начального и среднего профессионального образования.
Анализ специальной литературы и педагогической практики показал, что в основу формирования отраслевых образовательных кластеров должны быть положены следующие принципы: много-уровневости и многоступенчатости системы образования; рационального заполнения профессиональных ниш на рынке труда, перехода к договорным формам трудоустройства «выпускник — работодатель — УПО»; преемственности общих и профессиональных образовательных программ; обеспечения качества образования; введения, в дополнение к подушевому нормативу, норматива финансирования заказа, обеспечивающего экономические стимулы и его эффективную реализацию, прежде всего трудоустройство выпускников по полученной профессии.
Перечислим основные факторы, обеспечивающие формирование отраслевых образовательных кластеров.
I. Формирование кластерной политики в профессиональном образовании. Составляющими этой политики являются формализация государственной политики по отношению к образовательным кластерам; поддержка со стороны государства кластерных инициатив на стадии формирования и развития кластеров; активное использование государственного заказа как инструмента развития образовательного кластера; концентрация научно-образовательных, кадровых, финансовых и материально-технических ресурсов; организация многоуровневого профессионального образования по согласованным учебным программам; совершенствование региональной нормативно-правовой базы в сфере профессионального образования; создание иннова-
ционной инфраструктуры профессионального образования (многоуровневые, многофункциональные, многопрофильные образовательные учреждения); обеспечение взаимодействия между образовательными учреждениями региона по повышению качества профессионального образования.
II. Дифференциация образовательных учреждений и повышение качества образования. В Концепции модернизации российского образования в целях создания необходимых условий достижения нового, современного качества общего образования планируется обеспечить дифференциацию и индивидуализацию образования на основе многообразия образовательных учреждений и вариативности образовательных программ. Реализации указанного положения способствует внедрение в систему образования профильного обучения — средства дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющего за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.
III. Модернизация правовых и экономических отношений в сфере образования. В последние годы принят ряд важных правительственных документов, определяющих перспективы развития российской системы образования. Важное место в этих документах занимают вопросы экономики, права. Модернизация действующих систем управления регионального, муниципального уровней, уровня образовательных учреждений идет весьма интенсивно во всех компонентах: изменяются организационные и функциональные структуры, совершенствуются управленческие технологии, растет компетентность руководящих кадров образования. Проблемы в области правового обеспечения образования прежде всего связаны с противоречивостью име-
ющейся нормативно-правовой базы, ее не системностью и неполнотой, отсутствием четкого разграничения компетенции и ответственности всех субъектов правоотношений в сфере образования. В связи с вышеизложенным вопросам экономики, права необходимо уделять первоочередное внимание. Следует определить организационно-правовые формы образовательных учреждений, так как известным законом № 122 от 22.08.04 изменена ст. 11.1 Закона РФ «Об образовании». Понятие «муниципальная образовательная организация» не предусмотрено, хотя в ст. 12.3 отмечается, что образовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными, негосударственными. Действующее законодательство предусматривает следующие виды некоммерческих организаций: общественные организации, некоммерческие партнерства, автономные некоммерческие организации, социальные или благотворительные фонды. На практике это означает, что вместо образовательного учреждения можно создать автономную некоммерческую организацию.
Образовательному кластеру свойственны следующие характеристики:
— региональная — кластеры образуются на уровне города или субъекта Российской Федерации;
— горизонтальная: несколько учебных заведений одного уровня могут входить в один кластер;
— вертикальная: в кластер объединяются учебные заведения различных уровней, например, ПУ — ссуз — вуз;
— латеральная: в кластер объединяются разнопрофильные и разноуровневые учебные заведения, предприятия и организации;
— отраслевая: совокупность составляют учебные заведения, предприятия и организации одного профиля;
— фокусная — учебные заведения сосредоточиваются вокруг одного центра — предприятия, НИИ;
— качественная — совокупность составляют учебные заведения, пред-
приятия и организации, объединяющиеся с целью создания и внедрения инноваций.
Преимущества кластеров заключаются, во-первых, в том, что в них эффективно используются внутренние ресурсы: кадровые, научно-информационный потенциал, финансы, инфраструктура; во-вторых, здесь выше качество подготовки, выпускники более востребованы на рынке труда; в-третьих, более эффективно используются образовательные технологии, технические средства обучения, учебные мастерские и другое оборудование; в-четвертых, сокращаются сроки подготовки за счет интеграции содержания обучения, реализации принципа преемственности в целях, содержании, методах, формах, средствах обучения.
Обобщая вышеизложенное, можно говорить: о стратегиях, направленных на более эффективное использование знаний и повышение тем самым конкурентоспособности производства на основе создания кластеров; о стратегиях, направленных на создание новых сетей сотрудничества внутри кластеров.
Кластерный подход обеспечивает прекрасную основу для создания новых форм объединения знаний. Он определяет предпочтительное направление развития образовательной системы, а именно ее интеграцию и согласование стандартов, связывающих выходы одних образовательных институтов (более низкого порядка, например школ) с другими (более высокого порядка, например с колледжами и университетами). Данный подход определяет приоритеты развития системы образования, а создание и развитие кластеров одновременно является предпосылкой интеграционных процессов как внутри образования, так и в цепочке «наука — образование — производство». В этих условиях кластерный подход можно рассматривать как одну из новых технологий управления социально-экономическим развитием общества, в том числе образованием. Он способен самым принципиальным образом изме-
111!111Й1И1!Ш № 4,
нить содержание государственной образовательной политики.
Анализ деятельности кластеров показывает, что промышленная политика с ориентацией на кластеры стимулирует возникновение новых конкурентных преимуществ за счет концентрации внимания на образовании и науке, приводит к созданию особой формы инновации — «совокупного инновационного продукта». Кластерный подход может применяться для решения широкого круга задач: при анализе конкурентоспособности образовательных учреждений, в качестве основы образовательной политики, в качестве основы при разработке программ развития образования, как основа стимулирования инновационной деятельности педагогов, в качестве новой технологии управления образованием.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Зеер, Э. Ф. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования /
Э. Ф. Зеер, Э. Сыманюк // Высш. образование в России. — 2005. — № 4. — С. 23—30.
2. Лапыгин, Д. Ю. Методическое обеспечение процесса разработки плана стратегического развития региона / Д. Ю. Лапыгин // Менеджмент в России и за рубежем. — 2005. — № 6. — С. 40— 52.
3. Лапыггин, Д. Ю. Контуры регионального
образовательного кластера [Электронный ресурс] / Д. Ю. Лапыгин, Г. А. Корецкий // Электрон. журн. ВлГУ «Экономика региона». — 2006. — № 5. Режим доступа: http://jornal.vlsu.ru/
тёех^р?1ё=264.
4. Мигранян, А. А. Теоретические аспекты формирования конкурентоспособных кластеров в странах с переходной экономикой / А. А. Мигранян // Вестн. КРСУ. — 2002. — № 3.
5. Мухаметзянова, Г В. Вопросы общей и
профессиональной педагогики : избр. тр. : в 3 т. / Г. В. Мухаметзянова. — Казань : Магариф,
2005. — Т. 2. — 447 с.
6. Организация работы ресурсного центра профессионального образования / авт.-сост.: Р. А. Биккенин, Р. Р. Биккенин, А. В. Леонтьев и др. ; под общ. ред. А. В. Леонтьева. — Казань : РИЦ «Школа», 2006. — 184 с.
7. Фирсов, Г. А. Организационно-правовая форма ресурсных центров / Г. А. Фирсов, Т. И. Платонова // Проф. образование. — 2006. — № 12. — С. 4—5.
8. Формирование системы профессионального образования — образовательный кластер Республики Татарстан : презентац. материалы : проекты типовых норматив. док. — Казань : РИЦ «Школа», 2007. — 64 с.
Поступила 16.09.09.