Научная статья на тему 'Мониторинговые технологии в исследованиях эффективности трудоустройства выпускников системы профессионального образования'

Мониторинговые технологии в исследованиях эффективности трудоустройства выпускников системы профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
327
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНИТОРИНГОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ТРУДОУСТРОЙСТВО ВЫПУСКНИКОВ / СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / MONITORING TECHNOLOGIES / EMPLOYMENT OF GRADUATES / VOCATIONAL TRAINING SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Задорожняя Е. К.

Рассмотрена сущность мониторинговых технологий в контексте их применения в системе профессионального образования для повышения эффективности трудоустройства выпускников, а также сформулированы основные направления проведения мониторинговых мероприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MONITORING TECHNOLOGIES IN EMPLOYMENT GRADUATES EFFICIENCY RESEARCHES FOR SYSTEM OF VOCATIONAL TRAINING

In the present article the essence of monitoring technologies in a context of their application in system of vocational training for increase of efficiency of employment of graduates is considered, and also the basic directions monitoring technologies are formulated.

Текст научной работы на тему «Мониторинговые технологии в исследованиях эффективности трудоустройства выпускников системы профессионального образования»

компаний, также существенно снижает затраты времени на принятие решений. Однако все это не дает возможности принимать действительно оптимальные решения, что в конечном итоге влечет за собой неоправданный рост оптовой наценки, необходимый на покрытие этой неэффективности, а низкий уровень информированности о рынке и низкий уровень доверия между участниками порождает дополнительных участников в цепочке поставок.

, -рах принятия решения, построение схемы выполнения заказа, ведущей к опти-, , конкретного алгоритма, т.е. является задачей математического программирования (поиска минимума или максимума целевой функции в многомерном пространстве с учетом ограничений бизнес-логики).

Хлебникова Анна Игоревна

Технологический институт федерального государственного образовательного

учреждения высшего профессионального образования «Южный федеральный

университет» в г. Таганроге.

E-mail: [email protected].

347928, г. Таганрог, пер. Некрасовский, 44.

Тел.: 88634371704.

Khlebnikova Anna Igorevna

Taganrog Institute of Technology - Federal State-Owned Educational Establishment of

Higher Vocational Education “Southern Federal University”.

E-mail: [email protected].

44, Nekrasovskiy, Taganrog, 347928, Russia.

Phone: +78634371704.

УДК 37.014.5

ЕЖ. Задорожняя МОНИТОРИНГОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ИССЛЕДОВАНИЯХ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРУДОУСТРОЙСТВА ВЫПУСКНИКОВ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Рассмотрена сущность мониторинговых технологий в контексте их применения в системе профессионального образования для повышения эффективности трудоустрой, -ринговых мероприятий.

Мониторинговые технологии; трудоустройство выпускников; система профессио-.

E.K. Zadoroznyaya MONITORING TECHNOLOGIES IN EMPLOYMENT GRADUATES EFFICIENCY RESEARCHES FOR SYSTEM OF VOCATIONAL TRAINING

In the present article the essence of monitoring technologies in a context of their application in system of vocational training for increase of efficiency of employment of graduates is considered, and also the basic directions monitoring technologies are formulated.

Monitoring technologies; employment of graduates; vocational training system.

Исследования эффективности трудоустройства на современном этапе развития экономики приобретают особую актуальность, что связано со структурной перестройкой экономики и трансформацией рынка труда. В РФ растет приток профессиональных, технических и управленческих работников, занятых реализацией заграничных проектов и замещающих вакансии, для которых в стране нет компетенций; растет количество российских предприятий, внедряющих международные стандарты качества, управления, технологий; увеличивается миграция с целью получения профессионального образования и практической подготовки.

Обеспечение сбалансированности спроса и предложения рабочей силы является важнейшей задачей государственной политики занятости, и один из основных механизмов решения этой проблемы - взаимодействие системы профессионального образования с рынком труда на основе применения мониторинговых технологий [1].

Эффективность трудоустройства выпускников зависит от уровня их квалификации и профессионализма, которые во многом определяются качеством подготовки, включающей следующие составляющие:

♦ качество образовательной (учебной) программы;

♦ качество образовательных технологий;

♦ качество кадрового и научного потенциала вуза, задействованного в учеб-

;

♦ качество средств образовательного процесса (материально-техническая база и лабораторная база, учебно-методическое обеспечение).

При этом подготовка будущих специалистов (ее содержание, уровень) зависит не только от состояния экономического развития страны в целом. В значительной степени она определяется состоянием и перспективами развития конкретной отрасли народно-хозяйственного комплекса [2].

Требования современного этапа развития таковы: высшая школа, в частности , -ванными на конечный результат - высокое качество своей «продукции», т.е. на подготовку высококвалифицированных компетентных специалистов, способных заниматься как производственной, так и научной деятельностью, конкурентоспособных и востребованных на рынке труда.

В целях обеспечения решения этой задачи необходимо перевести весь процесс организации и управления образовательной деятельностью в режим устойчи-, , планов и образовательных программ, развитии инновационных процессов, адекватном ресурсном обеспечении, интеграции научной и образовательной деятель, ,

, -исследований в целях определения реального и потенциального уровня востребованности тех или иных специальностей, оценки удовлетворенности персонифицированных потребителей и рынка труда качеством образовательных услуг.

Необходимость проведения мониторинговых процедур в вузе при исследовании процессов эффективности трудоустройства его выпускников обусловлена сле-, -налов на российском рынке труда [3]:

1. , сигнал воспринимается работодателем как второстепенный, или в неразрывной связи с характеристиками опыта работы. Поэтому важным представляется не просто взаимодействие рынка труда и рынка образовательных услуг на уровне количественных и структурных параметров, а сотрудничество работодателей и вузов,

предполагающее организацию практик, позволяющее приобретать учащимся не только теоретические знания, но и практические навыки.

2. , , -ве гарантии определенного уровня развития личности и индивидуальных характе-, . 3. -

значно отследить отдачу (прибыль) от приобретения образования (инвестиций в ).

Изучение экономической литературы по вопросам мониторинга вообще, и мониторинга в образовании в частности, позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время отсутствует единый терминологический подход отечественных

« ».

В обобщенном виде мониторинг представляет собой универсальный метод . -ной деятельности является информативность.

Мониторинговая технология является универсальной для исследования любых объектов окружающей действительности, так как основана на сущностных характеристиках, являющихся принципами познания мира, развитии и целостности, дифференциации и интеграции. Она относится к специально-научным мето, , делать глубокие и всесторонние выводы об объекте или области деятельности, независимо от масштаба мониторингового исследования.

, -нимают систему универсальных общенаучных и эмпирических методов научного ,

слияние различных методологических концепций.

, -ниторинга позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время отсутствует единый подход к содержанию самой системы мониторинга.

Многие отечественные ученые в качестве первого элемента системы мониторинга указывают наблюдение. Так, мониторинг - это процесс наблюдения за объ-, , -, . можно определить как систему постоянного наблюдения, анализа.

Изучение мнений отечественных ученых по вопросу содержания системы мониторинга позволяет определить, что наблюдение не является обязательным элементом системы мониторинга, так как в целом ряде случаев оно затруднено или невозможно. Поэтому при исследовании рынка процессов трудоустройства, в том числе в области высшего профессионального образования, данный метод применяется только в комплексе с другими методами исследования (анкетирование, тестирование и т.д.).

Мониторинг системы в сфере профессионального образования необходим в ситуации перехода системы от неизменного стабильного состояния к режиму раз, , , , .

( ),

требованием к нему являются объективность и независимость получаемых данных и защита складывающейся картины от субъективной интерпретации собирающего или предоставляющего информацию, что достигается четкостью, определенно, . -ние степени соответствия ВПО требуемому качеству выполняют высококвалифи-

цированные специалисты аналитической группы, участвующие в подготовке

.

Роль мониторинга во всех сферах экономики и, прежде всего, в сфере образовательных услуг, исследованиях процессов трудоустройства выпускников, возрастает в связи с дальнейшим развитием рыночных отношений, усилением конку,

, , -, .

Роль и значение мониторинга рынка образовательных услуг, в том числе в области высшего профессионального образования, существенно возрастает. При этом усиливается значение мониторинга трудоустройства выпускников. Вместе с тем , -устройства выпускников как институционально-организационная система и инфор-мационно-аншитическая база региональной политики воспроизводства, обучения и повышения квалификации кадров практически отсутствует. Требования к мониторингу в исследованиях трудоустройства выпускников представлены на рис. 1.

Мониторинг трудоустройства выпускников вуза

Рис. 1. Характеристика мониторинга трудоустройства выпускников и основных

требований к нему

Главной целью мониторинга в исследованиях трудоустройства выпускников в области высшего профессионального образования является полное и качественное удовлетворение информационных потребностей. В соответствии с главной целью при проведении мониторинга возможна постановка следующих задач:

♦ удовлетворение информационных потребностей самих вузов, представляющих образовательные услуги, а также работодателей, являющихся потребителями данных образовательных услуг;

♦ удовлетворение информационных потребностей государства, в частности при формировании и обосновании регионального заказа вузам на подготовку специалистов высшей квалификации, в разработке нацио-

нальных и региональных стратегий развития высшего профессионально;

рынке образовательных услуг в области высшего профессионального об.

При выполнении мониторинга в исследованиях эффективности трудоустройства выпускников необходимо определение его предмета и объекта, выявление .

выполнять целый ряд функций, таких как информационная, оценочная, контроль, .

В данном контексте необходимо отметить, что важной задачей становится мониторинг трудоустройства выпускников, в результате которого можно выявить потребности территорий в рабочей силе, тенденции ее спроса и предложения, обоснования рациональной структуры и объемов подготовки кадров в учреждениях профессионального образования.

На основе мониторинга эффективности процессов трудоустройства выпуск, .

По результатам мониторинга в каждом регионе можно формировать портфель заказов на подготовку и переподготовку кадров с различным уровнем про.

Федерации. Так, в Липецкой, Воронежской, Астраханской, Тверской областях сложился опыт формирования такого заказа для учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования. Заказ формируется совместными усилиями органов образования, служб занятости, экономики и утверждается област-.

На основе применения мониторинговых инструментов, вуз как центр науч, -правленно через своих специалистов может с достаточной степенью исполнения и высокой вероятностью рассматривать и формировать особо перспективные направления, области применения новых технологий, устройств, приборов и систем, обеспечивающих эффективное, прибыльное, окупаемое их производство, эксплуатацию и использование в реальных востребованных ситуациях.

При использовании мониторинговых технологий аспекты прогнозных разработок университета основываются на научных исследованиях и становятся основными направлениями в области образования при реализации профессиональных

, -

мы тленности и работодателя перспективные направления деятельности.

Мониторинговые технологии необходимо применять для разработки научно обоснованной методики формирования кадрового потенциала регионов по всем уровням профессионального образования, что позволит осуществлять прием в учреждения профессионального образования в соответствии с потребностями экономики и прогнозными характеристиками рынка труда, сбалансировать спрос и предложение рабочей силы, улучшить взаимодействие рынков труда и образова-.

, -

тивности трудоустройства выпускников можно представить следующим образом:

1.

профессиональном образовании на основе анализа и обобщения периодических опросов различных групп молодежи. При этом особое внимание необходимо уделять изучению структуры образовательных потребностей молодежи, ее ориентации на типы учебных заведений, виды и уровни профессионального образования,

сферы будущей трудовой деятельности. Обеспечение населения, работодателей,

учебных заведений оперативной и достоверной информацией о состоянии рынка труда, спросе и предложении рабочей силы через средства массовой информации, газеты, журналы, специализированные сайты в интернете окажут положительное регулирующее воздействие на процесс формирования профессиональнообразовательных потребностей молодежи и, следовательно, на взаимосвязь рынков труда и образовательных услуг.

2. Исследование проблем трудоустройства выпускников на основе изучения материалов служб занятости и органов образования, статистических данных. Ценный материал по этой проблеме имеется в исследованиях Российского государст-

- -, -зования и развития человеческих ресурсов Минтруда России.

Трудоустройство молодежи в возрасте от 16 до 29 лет в целом выглядит бла-, , службы занятости, составляет 35 % и имеет положительную тенденцию. Однако за этим внешним благополучием кроются серьезные проблемы: так, около 40 % выпускников не могут своевременно найти работу, а 30 % - трудоустраиваются не по полученной специальности; в то же время невостребованными остаются выпускники с «модными» специальностями - юристы, менеджеры, экономисты.

, ,

переменами в характере занятости, изменениями в сфере ее приложения, образовательными и квалификационными требованиями потенциальных работодателей. Однако при этом следует опираться на мониторинговые мероприятия и долгосрочный прогноз ситуации на рынке труда, учитывая инвестиционный характер

.

Только опережающее развитие профессионального образования, являющееся одним из решающих факторов международного позиционирования России, позволит сформировать инвестиционную привлекательность страны и обеспечить тех.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Майер В.В. Роль качества образования в социально-экономическом развитии // Экономика образования. - 2006. - № 2 (33).- С. 71-74.

2. . . // -конференции: Рынок труда и рынок образовательных услуг. Регионы России. 2008, www.labourmarket.ru/conf/.

3. . . / ,

Ангарск, 2007, http://nakhodka.wl.dvgu.ru.

Задорожняя Елена Константиновна

Технологический институт федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южный федеральный университет» в г. Таганроге.

E-mail: [email protected].

347928, г. Таганрог, пер. Некрасовский, 44.

Тел.: 88634371742.

Zadoroznyaya Elena Konstantinovna

Taganrog Institute of Technology - Federal State-Owned Educational Establishment of Higher Vocational Education “Southern Federal University”.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

E-mail: [email protected].

44, Nekrasovskiy, Taganrog, 347928, Russia.

Phone: +78634371742.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.