компаний, также существенно снижает затраты времени на принятие решений. Однако все это не дает возможности принимать действительно оптимальные решения, что в конечном итоге влечет за собой неоправданный рост оптовой наценки, необходимый на покрытие этой неэффективности, а низкий уровень информированности о рынке и низкий уровень доверия между участниками порождает дополнительных участников в цепочке поставок.
, -рах принятия решения, построение схемы выполнения заказа, ведущей к опти-, , конкретного алгоритма, т.е. является задачей математического программирования (поиска минимума или максимума целевой функции в многомерном пространстве с учетом ограничений бизнес-логики).
Хлебникова Анна Игоревна
Технологический институт федерального государственного образовательного
учреждения высшего профессионального образования «Южный федеральный
университет» в г. Таганроге.
E-mail: [email protected].
347928, г. Таганрог, пер. Некрасовский, 44.
Тел.: 88634371704.
Khlebnikova Anna Igorevna
Taganrog Institute of Technology - Federal State-Owned Educational Establishment of
Higher Vocational Education “Southern Federal University”.
E-mail: [email protected].
44, Nekrasovskiy, Taganrog, 347928, Russia.
Phone: +78634371704.
УДК 37.014.5
ЕЖ. Задорожняя МОНИТОРИНГОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ИССЛЕДОВАНИЯХ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРУДОУСТРОЙСТВА ВЫПУСКНИКОВ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Рассмотрена сущность мониторинговых технологий в контексте их применения в системе профессионального образования для повышения эффективности трудоустрой, -ринговых мероприятий.
Мониторинговые технологии; трудоустройство выпускников; система профессио-.
E.K. Zadoroznyaya MONITORING TECHNOLOGIES IN EMPLOYMENT GRADUATES EFFICIENCY RESEARCHES FOR SYSTEM OF VOCATIONAL TRAINING
In the present article the essence of monitoring technologies in a context of their application in system of vocational training for increase of efficiency of employment of graduates is considered, and also the basic directions monitoring technologies are formulated.
Monitoring technologies; employment of graduates; vocational training system.
Исследования эффективности трудоустройства на современном этапе развития экономики приобретают особую актуальность, что связано со структурной перестройкой экономики и трансформацией рынка труда. В РФ растет приток профессиональных, технических и управленческих работников, занятых реализацией заграничных проектов и замещающих вакансии, для которых в стране нет компетенций; растет количество российских предприятий, внедряющих международные стандарты качества, управления, технологий; увеличивается миграция с целью получения профессионального образования и практической подготовки.
Обеспечение сбалансированности спроса и предложения рабочей силы является важнейшей задачей государственной политики занятости, и один из основных механизмов решения этой проблемы - взаимодействие системы профессионального образования с рынком труда на основе применения мониторинговых технологий [1].
Эффективность трудоустройства выпускников зависит от уровня их квалификации и профессионализма, которые во многом определяются качеством подготовки, включающей следующие составляющие:
♦ качество образовательной (учебной) программы;
♦ качество образовательных технологий;
♦ качество кадрового и научного потенциала вуза, задействованного в учеб-
;
♦ качество средств образовательного процесса (материально-техническая база и лабораторная база, учебно-методическое обеспечение).
При этом подготовка будущих специалистов (ее содержание, уровень) зависит не только от состояния экономического развития страны в целом. В значительной степени она определяется состоянием и перспективами развития конкретной отрасли народно-хозяйственного комплекса [2].
Требования современного этапа развития таковы: высшая школа, в частности , -ванными на конечный результат - высокое качество своей «продукции», т.е. на подготовку высококвалифицированных компетентных специалистов, способных заниматься как производственной, так и научной деятельностью, конкурентоспособных и востребованных на рынке труда.
В целях обеспечения решения этой задачи необходимо перевести весь процесс организации и управления образовательной деятельностью в режим устойчи-, , планов и образовательных программ, развитии инновационных процессов, адекватном ресурсном обеспечении, интеграции научной и образовательной деятель, ,
, -исследований в целях определения реального и потенциального уровня востребованности тех или иных специальностей, оценки удовлетворенности персонифицированных потребителей и рынка труда качеством образовательных услуг.
Необходимость проведения мониторинговых процедур в вузе при исследовании процессов эффективности трудоустройства его выпускников обусловлена сле-, -налов на российском рынке труда [3]:
1. , сигнал воспринимается работодателем как второстепенный, или в неразрывной связи с характеристиками опыта работы. Поэтому важным представляется не просто взаимодействие рынка труда и рынка образовательных услуг на уровне количественных и структурных параметров, а сотрудничество работодателей и вузов,
предполагающее организацию практик, позволяющее приобретать учащимся не только теоретические знания, но и практические навыки.
2. , , -ве гарантии определенного уровня развития личности и индивидуальных характе-, . 3. -
значно отследить отдачу (прибыль) от приобретения образования (инвестиций в ).
Изучение экономической литературы по вопросам мониторинга вообще, и мониторинга в образовании в частности, позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время отсутствует единый терминологический подход отечественных
« ».
В обобщенном виде мониторинг представляет собой универсальный метод . -ной деятельности является информативность.
Мониторинговая технология является универсальной для исследования любых объектов окружающей действительности, так как основана на сущностных характеристиках, являющихся принципами познания мира, развитии и целостности, дифференциации и интеграции. Она относится к специально-научным мето, , делать глубокие и всесторонние выводы об объекте или области деятельности, независимо от масштаба мониторингового исследования.
, -нимают систему универсальных общенаучных и эмпирических методов научного ,
слияние различных методологических концепций.
, -ниторинга позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время отсутствует единый подход к содержанию самой системы мониторинга.
Многие отечественные ученые в качестве первого элемента системы мониторинга указывают наблюдение. Так, мониторинг - это процесс наблюдения за объ-, , -, . можно определить как систему постоянного наблюдения, анализа.
Изучение мнений отечественных ученых по вопросу содержания системы мониторинга позволяет определить, что наблюдение не является обязательным элементом системы мониторинга, так как в целом ряде случаев оно затруднено или невозможно. Поэтому при исследовании рынка процессов трудоустройства, в том числе в области высшего профессионального образования, данный метод применяется только в комплексе с другими методами исследования (анкетирование, тестирование и т.д.).
Мониторинг системы в сфере профессионального образования необходим в ситуации перехода системы от неизменного стабильного состояния к режиму раз, , , , .
( ),
требованием к нему являются объективность и независимость получаемых данных и защита складывающейся картины от субъективной интерпретации собирающего или предоставляющего информацию, что достигается четкостью, определенно, . -ние степени соответствия ВПО требуемому качеству выполняют высококвалифи-
цированные специалисты аналитической группы, участвующие в подготовке
.
Роль мониторинга во всех сферах экономики и, прежде всего, в сфере образовательных услуг, исследованиях процессов трудоустройства выпускников, возрастает в связи с дальнейшим развитием рыночных отношений, усилением конку,
, , -, .
Роль и значение мониторинга рынка образовательных услуг, в том числе в области высшего профессионального образования, существенно возрастает. При этом усиливается значение мониторинга трудоустройства выпускников. Вместе с тем , -устройства выпускников как институционально-организационная система и инфор-мационно-аншитическая база региональной политики воспроизводства, обучения и повышения квалификации кадров практически отсутствует. Требования к мониторингу в исследованиях трудоустройства выпускников представлены на рис. 1.
Мониторинг трудоустройства выпускников вуза
Рис. 1. Характеристика мониторинга трудоустройства выпускников и основных
требований к нему
Главной целью мониторинга в исследованиях трудоустройства выпускников в области высшего профессионального образования является полное и качественное удовлетворение информационных потребностей. В соответствии с главной целью при проведении мониторинга возможна постановка следующих задач:
♦ удовлетворение информационных потребностей самих вузов, представляющих образовательные услуги, а также работодателей, являющихся потребителями данных образовательных услуг;
♦ удовлетворение информационных потребностей государства, в частности при формировании и обосновании регионального заказа вузам на подготовку специалистов высшей квалификации, в разработке нацио-
нальных и региональных стратегий развития высшего профессионально;
♦
рынке образовательных услуг в области высшего профессионального об.
При выполнении мониторинга в исследованиях эффективности трудоустройства выпускников необходимо определение его предмета и объекта, выявление .
выполнять целый ряд функций, таких как информационная, оценочная, контроль, .
В данном контексте необходимо отметить, что важной задачей становится мониторинг трудоустройства выпускников, в результате которого можно выявить потребности территорий в рабочей силе, тенденции ее спроса и предложения, обоснования рациональной структуры и объемов подготовки кадров в учреждениях профессионального образования.
На основе мониторинга эффективности процессов трудоустройства выпуск, .
По результатам мониторинга в каждом регионе можно формировать портфель заказов на подготовку и переподготовку кадров с различным уровнем про.
Федерации. Так, в Липецкой, Воронежской, Астраханской, Тверской областях сложился опыт формирования такого заказа для учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования. Заказ формируется совместными усилиями органов образования, служб занятости, экономики и утверждается област-.
На основе применения мониторинговых инструментов, вуз как центр науч, -правленно через своих специалистов может с достаточной степенью исполнения и высокой вероятностью рассматривать и формировать особо перспективные направления, области применения новых технологий, устройств, приборов и систем, обеспечивающих эффективное, прибыльное, окупаемое их производство, эксплуатацию и использование в реальных востребованных ситуациях.
При использовании мониторинговых технологий аспекты прогнозных разработок университета основываются на научных исследованиях и становятся основными направлениями в области образования при реализации профессиональных
, -
мы тленности и работодателя перспективные направления деятельности.
Мониторинговые технологии необходимо применять для разработки научно обоснованной методики формирования кадрового потенциала регионов по всем уровням профессионального образования, что позволит осуществлять прием в учреждения профессионального образования в соответствии с потребностями экономики и прогнозными характеристиками рынка труда, сбалансировать спрос и предложение рабочей силы, улучшить взаимодействие рынков труда и образова-.
, -
тивности трудоустройства выпускников можно представить следующим образом:
1.
профессиональном образовании на основе анализа и обобщения периодических опросов различных групп молодежи. При этом особое внимание необходимо уделять изучению структуры образовательных потребностей молодежи, ее ориентации на типы учебных заведений, виды и уровни профессионального образования,
сферы будущей трудовой деятельности. Обеспечение населения, работодателей,
учебных заведений оперативной и достоверной информацией о состоянии рынка труда, спросе и предложении рабочей силы через средства массовой информации, газеты, журналы, специализированные сайты в интернете окажут положительное регулирующее воздействие на процесс формирования профессиональнообразовательных потребностей молодежи и, следовательно, на взаимосвязь рынков труда и образовательных услуг.
2. Исследование проблем трудоустройства выпускников на основе изучения материалов служб занятости и органов образования, статистических данных. Ценный материал по этой проблеме имеется в исследованиях Российского государст-
- -, -зования и развития человеческих ресурсов Минтруда России.
Трудоустройство молодежи в возрасте от 16 до 29 лет в целом выглядит бла-, , службы занятости, составляет 35 % и имеет положительную тенденцию. Однако за этим внешним благополучием кроются серьезные проблемы: так, около 40 % выпускников не могут своевременно найти работу, а 30 % - трудоустраиваются не по полученной специальности; в то же время невостребованными остаются выпускники с «модными» специальностями - юристы, менеджеры, экономисты.
, ,
переменами в характере занятости, изменениями в сфере ее приложения, образовательными и квалификационными требованиями потенциальных работодателей. Однако при этом следует опираться на мониторинговые мероприятия и долгосрочный прогноз ситуации на рынке труда, учитывая инвестиционный характер
.
Только опережающее развитие профессионального образования, являющееся одним из решающих факторов международного позиционирования России, позволит сформировать инвестиционную привлекательность страны и обеспечить тех.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Майер В.В. Роль качества образования в социально-экономическом развитии // Экономика образования. - 2006. - № 2 (33).- С. 71-74.
2. . . // -конференции: Рынок труда и рынок образовательных услуг. Регионы России. 2008, www.labourmarket.ru/conf/.
3. . . / ,
Ангарск, 2007, http://nakhodka.wl.dvgu.ru.
Задорожняя Елена Константиновна
Технологический институт федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южный федеральный университет» в г. Таганроге.
E-mail: [email protected].
347928, г. Таганрог, пер. Некрасовский, 44.
Тел.: 88634371742.
Zadoroznyaya Elena Konstantinovna
Taganrog Institute of Technology - Federal State-Owned Educational Establishment of Higher Vocational Education “Southern Federal University”.
E-mail: [email protected].
44, Nekrasovskiy, Taganrog, 347928, Russia.
Phone: +78634371742.